Выше обид – от разочарования к восторгу
Часть 14 из 17 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Меня обидели, «кинули», обокрали – и я говорю: «Пришла карма, ее надо отработать». Карма очищает. Но в действительности карма может не очистить человека. Она лишь задумана как очищающий элемент. Но проблема в том, что человек может не очиститься, страдая, а еще больше озлобиться. Зависит от него и от его жизненных установок. Скажем, я возвращаюсь после семинара в гостиничный номер и вижу: всё вынесли. Нет телефона, нет кошелька. И я начинаю кричать: «За что?! Я же такой хороший человек! Господи, почему это со мной случилось?» Или еще круче: начинаю обвинять Бога в том, что Он за мной, таким замечательным, недосмотрел и допустил кражу. Допустил воров в мой номер! Так вот, если человек так реагирует, этот случай его не «очищает». Человек будет деградировать дальше. Помните, мы говорили, что обида приводит к зацикленности? Во мне рождается злоба, я хочу отомстить, это рождает новую обиду… Бесконечный круг вендетты.
Закон кармы устроен так: если человек идет в правильном, добром направлении – его награждают, жизнь дает ему больше возможностей, знаний, богатства, способностей. Если он идет по пути деградации – его наказывают, у него забирают здоровье, деньги, возможности.
А как же реагирует человек, который знает о законе справедливости кармы? Да, его первая реакция тоже может быть такой: «За что?», но он не будет рыдать, вопить и проявлять агрессию. Он попробует разобраться: за что его так наказал закон кармы.
Ко мне часто приходят люди и жалуются на боль, обиды, несправедливость мира. Но если к нам пришли боль и несправедливость, это значит, что когда-то мы сделали то же самое. И мы не почувствовали, что сделали людям больно. Что нужно сделать? Первая реакция – понять: «Это справедливо». Потому что по закону кармы иначе не бывает. Я заслужил то, что получил.
И вот тут мы подходим к следующему важному моменту. Второй вариант «ведического» восприятия обиды – спросить себя: «Чему меня должна научить эта ситуация? Зачем это со мной произошло? Что я сделал не так? Как я должен измениться? Какие шаги предпринять?» Ведь если со мной произошло то-то и то-то – это сигнал!
И ни в коем случае не нужно воспринимать неприятности как желание кармы насолить вам. Вот представьте: вы на своей машине превысили скорость на дороге, и вам из ГАИ приходит штраф тысяч этак на пять. Почтальон приносит вам «письмо счастья», а вы бросаетесь на почтальона и начинаете его бить. Он недоумевает:
– За что?
А вы ему:
– Как «за что»? Негодяй! Ты у меня пять тысяч отобрал!
Но при чем тут почтальон? Правильно, ни при чем. Он просто принес вам вашу же ошибку. Не он бы принес, так кто-то другой.
Логическое развитие уроков кармы – размышления на тему: «Какой урок я должен из этого извлечь? Какую пользу получить? Чему меня научила эта ситуация?» И после этого нужно начинать действовать! Как? Исправляться в лучшую сторону. Чтобы в жизни было меньше обид.
Практика
«Я создал это»
Некоторые психологи в начале работы с клиентами, которые хотят решить назревшие проблемы, предлагают им такую практику: написать на листе бумаги обо всех своих проблемах – в семье, на работе, где угодно. Но с одним условием: сбоку на листе должно остаться немного свободного места. И когда клиент перечислит все свои сложности и изольет на бумагу все свое недовольство, психолог предлагает: «А теперь вот тут, сбоку, напишите: „Я создал это“(или „Я создала это“)». То есть предлагается признать, что во всем происходящем есть ваша доля ответственности. Что в проблемах виноваты не только «негодяи-сотрудники», «плохие родители», «глупый муж» или «тупая жена». Происходящее с вами обусловлено и вашими поступками тоже!
Многие после этого возмущаются и обвиняют психолога в непрофессионализме. Но на самом деле психолог совершенно прав. Только если человек признает свою ответственность за большую часть того, что происходит в его жизни, – с ним можно начинать работать. Важно понять механизм кармы: «Мы когда-то совершили нечто – и получили „обратку“».
Невыученные уроки
Но даже такие, казалось бы, простые выводы не приходят в голову людям, упорно не желающим признавать необходимость меняться. Очень часто мы видим соломинку в чужом глазу, не замечая бревна в собственном. Даже когда карма тычет нас носом, как котенка, в наши собственные ошибки – нам не хочется их признавать. Нам кажется, что виноват кто угодно, только не мы сами.
Но если я смотрю на жизнь с точки зрения «это другим надо исправляться, а никак не мне!» – я никогда не смогу избавиться от негатива, от обид и жить счастливо. Я так и останусь эгоистом, с теми проблемами, которые у меня есть. Ведь я уже совершенен, куда ж мне меняться-то еще? Уже и нимб над головой практически проявился. Это все вокруг виноваты, это им меняться надо. И таким образом я закрываю себе путь к развитию, к счастью, к осознанию.
Почему же люди часто не извлекают никаких уроков? Потому что не хотят этого делать. Нам мешает эгоизм и нежелание признавать простую вещь: что мы можем ошибаться.
Шрилу Прабхупаду однажды спросили: чем человек отличается от животного? Как бы вы ответили? Отличается наличием разума, свободой выбора, способностью познать Бога, способностью желать больше, чем ему надо? Вариантов ответа масса. Но Шрила Прабхупада сказал так:
– Человек отличается от животного способностью задать себе вопрос: «Почему я страдаю?»
До тех пор, пока человек себе этот вопрос не задает, его жизнь мало чем отличается от жизни животного. Животное тоже страдает, и человек страдает, но человек спрашивает: «Почему?»
Но этот вопрос можно сформулировать двояко: «За что?» или «Какой урок я должен из этого извлечь? Чему я должен научиться?» Видите разницу? Вопрос «За что?» волей-неволей настраивает нас на позицию жертвы. Нам становится себя очень жаль. Но мы давно выяснили, что жалость к себе – неконструктивный путь.
Что еще отличает человека от животного? Способность извлекать уроки из прожитых ситуаций. Мы понимаем, что есть боль, и мы задаем вопрос: «Что это значит для меня?» Что мы делаем не так, в результате чего мы страдаем? Причин может быть много:
♦ потому что мы отвернулись от Бога, перестали жить по божественным законам;
♦ потому что не хотим учиться;
♦ потому что считаем себя просто физическим телом, не обращая внимания на душу;
♦ потому что забыли свое истинное положение.
Но самый простой и самый близкий к истине ответ: если я страдаю, значит, я действую вопреки своей природе. Потому что всякий раз, когда я нарушаю свою природу, возникает страдание, которое служит индикатором того, что я поступаю неверно.
И обида – это источник страданий. А как называется природа человека на санскрите? Дхарма. Иначе говоря, действовать вопреки своей природе – значит нарушать дхарму. И всякий раз, когда я нарушаю дхарму, я буду испытывать боль. И это будет доказательством того, что возникло некое противоречие, что нет гармонии меня с самим собой, со своей природой. Человек может очень сильно отклониться от своей природы, от своей дхармы.
Но прощение, о котором мы так много говорим в этой книге, – это что? Это наша природа, совершенно верно. В глубинном смысле способность прощать – это природа души, это духовная природа человека. А обида – это нарушение нашей природы, это свидетельство того, что мы искажаем свою природу или действуем вопреки ей. Не умеем извлекать уроки из происходящего, не умеем учиться, не умеем прощать.
Те, кто хочет «делать что хочу», не понимают причинно-следственной связи, не желают признавать, что проблемы в их жизни могут объясняться неправильным поведением. А людям, способным задаться вопросом: «А в чем я был неправ? Что мне нужно исправить?» – будет проще.
Это больно – признавать свое несовершенство, но это полезно. Потому что мы исправимся и нам не нужно будет проходить испытания вновь и вновь.
Закон кармы работает так: если ты идешь в сторону эгоизма – жди приключений, а если ты думаешь о других, способен заботиться не только о себе – все у тебя будет нормально. Поэтому если приходят проблемы, обиды, то первая реакция должна быть такой: «Справедливо. Это справедливо. Что мне нужно исправить в себе?» Это «ведическая настройка переваривания». Ну а о переваривании вы уже знаете.
Очень часто, когда человек узнает все это, у него возникает естественная реакция: «Это не для меня. Мне это не подходит, я так не смогу. Это все для истинно верующих, для „практикующих“, для „преданных“. А я обычный человек». И тем самым мы ставим себе потолок, выше которого мы никогда не поднимемся. И этот потолок называется «Я такой, какой я есть, и никаким другим становиться не собираюсь». Это тот самый потолок, под которым мы сидим и говорим: «Я остаюсь по-прежнему узником, узником своих собственных качеств, своей собственной ограниченности, всего остального». «Я не могу» – это наше оправдание. И очень важно, чтобы кто-то пришел к нам и изо всех сил закричал: «Вы можете!». И самое удивительное, что в этот самый момент мы вдруг почувствуем, что мы действительно можем.
Это секрет того, как действует майя. Майя (иллюзия) – по определению ограничивающая энергия человека. Каким образом работает майя? Душа человека ставит рядом с собой некий ограничитель. Этот ограничитель называется «тело и разум». И, отождествляя себя с этим, душа говорит: «Ну, вот и все. Вот это то, что я могу, и более ничего». Это называется майя. И кто-то должен к вам прийти и сказать: «Вы можете, потому что вы не тело и не разум. Вы – свободная, вечная душа». И сам факт, что мы почувствовали свои способности, – уже какой-то шаг к тому, чтобы усвоить уроки и их реализовать.
Однажды я обиделся на Бога. История случилась в 2007 году, когда я очень сильно хотел поучаствовать в одном образовательном проекте, в котором участвовали уважаемые люди. У меня есть склонность к тому, чтобы составлять и читать лекции, создавать образовательные программы, семинары, практикумы… И я, конечно, думал, что буду полезен. Мы тогда много ездили по святым местам, и я молился Богу, чтобы Он дал мне сил и возможностей участвовать в новом, таком важном для меня проекте. И вот через месяц молитв приезжаю я в Москву после поездки по святым местам – и заболеваю. Ну, думаю, «ничего страшного – через неделю все пройдет». Тут меня как раз приглашают участвовать в том самом проекте, о котором я так мечтал. А я никак не могу выздороветь. Более того, я полностью теряю голос! Забегая вперед, скажу, что голос я потерял почти на полтора года! Я мог разговаривать только шепотом, и у меня практически не было физических сил. Я просто начал таять на глазах.
Конечно, ни о каком участии в проекте в качестве лектора не могло быть и речи. Я начал ездить по врачам. У меня наступила депрессия. Я не мог понять, что со мной произошло, почему произошло и главное, почему именно перед таким важным для меня проектом!
Врачи развели руками, голос так и не вернулся, то есть ни читать лекции, ни проводить еще какие-то мероприятия я не мог. И я пребывал в состоянии полной депрессии. Но тут я понял, что нужно просто принять свою судьбу. Принять, что нужно жить в таком состоянии, какое есть у меня на данный момент. Я понял, что буду продолжать служить Богу как могу. Ведь даже если я хочу остаться «в системе» образования, просвещения, работы с людьми, это не означает, что я должен непременно находиться на сцене и «работать голосом»! И когда я это все принял – я смог перестроиться, стал работать не как лектор, а как организатор в первую очередь, как координатор, как составитель учебных материалов, буклетов, видеозаписей. И это я смог сделать именно в том положении, в котором оказался. В итоге я сыграл одну из ключевых ролей в том, чтобы проект моей мечты смог развиваться успешно. До сих пор эта школа существует и работает. Получается, что состояние беспомощности было для меня катализатором, заставило меня искать новые способы и пути.
Я понял, что я зря обижался на Бога. Потому что Он сделал все даже лучше, чем я ожидал.
Божественная идея
Очень важно помнить о благодарности. Прекрасно, когда человек, познавший закон кармы, не просто говорит: «Да, это справедливо, мне надо меняться», но и благодарит: «Спасибо. Спасибо большое». Благодарит не искусственно, сжав зубы, а радостно. Откуда такая реакция рождается? Это более глубокое понимание того, что есть не просто какие-то законы, а есть причина, причина всего, что здесь мы видим. И на санскрите причина всех причин, то, что было в начале, называется «Джанма-ади асйа йатаха» – «То, что является причиной всех причин».
Но что является причиной всего, что мы видим? Если провести опрос: «Как вы думаете, а что было в начале?», вы услышите множество мнений. Кто-то скажет: «Был взрыв». Другие считают, что причина всех причин – это какой-то разум. У меня в детстве, когда я начитался эзотерики, было представление, что вселенский разум – это такой огромный светящийся шар, что каждое умершее живое существо вливается в этот шар и шар управляет всем. Кто-то считает, что причина всех причин – некий высший судья, что это живая личность и он строгий-строгий! Беспристрастный.
То есть объяснения будут разные.
Но лучше спрашивать у счастливых людей. Как мы можем понять, насколько человек действительно понимает, как устроен мир? По тому, насколько он счастлив. Ведь только знание приводит к успеху, к счастью.
И у счастливых людей есть это понимание – кто Он, причина всех причин. Они понимают, какой Он, чем Он живет, – они говорят, что Он действительно любит наслаждаться: мы все любим, чтобы все было хорошо, мы ради этого живем. И что же Ему приятно? У Него есть одна страсть: Ему очень нравится делать счастливыми других. От этого Он счастлив. Остальное и так есть.
Самое большое счастье – когда мы живем не для себя, а для других. Почему говорят: «Человек создан по образу и подобию»? Потому что Он любит любить.
Наверное, нужно объяснить смысл слова «любить», потому что этот смысл искажен. Сейчас говорят: «Люблю мужа и жареную картошку». Или: «Люблю жену и гречневую кашу». Но изначально слово «любовь» понималось так: мне нравится, когда хорошо другим, когда приятно другим. Вот это и называется любовью – жить счастьем другого.
И Бог хочет, чтобы мы были счастливы.
Такова Его природа. Так говорят святые люди. Но у некоторых возникает сомнение: «Если Бог меня любит, почему я болею? Почему мне муж плохой попался? Почему начальник ко мне придирается? Что за любовь-то такая?»
А как вообще мы понимаем, что нас кто-то любит? Если нас любят – о нас заботятся. То есть, видимо, выполняют наши заказы. Вот я хочу что-нибудь, и Бог сразу – хлоп! – и выполнил заказ. Но означает ли это любовь?
Вспомните ваших детей. Ребенку хочется посмотреть, кто в розетке живет, что за волшебник такой? И он лезет в розетку. А как вы реагируете? «Да, сынок (или доченька), конечно же, лезь в розетку, исследуй этот вопрос»? Или все-таки оттащите «исследователя» от розетки? Оттащите. Значит, вы не любите своих детей, правильно? Ведь вы им не позволяете лезть в розетку. Но ведь от Бога вы ждете именно этого! Любит – значит, исполняет желания. Но получается, что любовь – это не всегда исполнение желаний.
Это больно – признавать свое несовершенство, но это полезно. Потому что мы исправимся и нам не нужно будет проходить испытания вновь и вновь.
Поэтому святые люди в древности объясняли, что Бог очень любит живых существ. Именно для них Он создал этот мир, чтобы каждый здесь мог исполнить все свои «исследовательские желания» – по-разному испытать этот мир. Любовь действительно в определенном смысле означает «дать свободу тому, кого я люблю», потому что если свободы нет – это рабство. И Творец, который любит нас, дает свободу: «Пожалуйста, ты можешь выбирать, как поступать. Я бы тебе не советовал совать пальцы в розетку, честно тебе скажу: тебе будет неприятно, но выбирай сам». Вот это позиция Творца. И Он очень сильно переживает, когда мы суем пальцы в розетку. Но запретить Он нам это не хочет. Не может. Правила любви такие.
Вместе с тем Он всячески нам помогает. То есть этот мир, с одной стороны, помогает нам исполнить свои желания, а с другой стороны, закон кармы – это божественный закон. И когда мы в поисках счастья катимся по наклонной, Он нам подсказывает: «Ты сейчас идешь не туда». А когда мы идем вверх, Он говорит: «Давай-давай, это то, что тебе надо».
Законом кармы Бог хочет помочь нам быть по-настоящему счастливыми, чтобы наша природа проявилась полностью. Ради этого все Он устроил. И посмотрите, что Он устроил!
Мы перестали удивляться. Вот вы держите в своих руках телефон, у вас всех есть смартфоны. Вы удивляетесь этой штуке? Уже нет. Это просто железка. Хотя внутри, бесспорно, смартфон – это сложнейшее электронное устройство.
А наше тело в миллион раз сложнее, чем смартфон. И мы им пользуемся – и даже не удивляемся. Но ведь это же настоящее чудо! Работа глаза – чудо. Работа мозга – чудо. Способность слышать, видеть, дышать, запоминать – чудо.
Мы разучились удивляться. На солнце смотрим: «Ну и что? Звезда там какая-то…» Это своего рода слепота сознания. Когда у человека такое сознание, он ничему не удивляется.
И вот представьте себе такую ситуацию. Жена послушала, например, лекцию о вегетарианской кухне и решила порадовать мужа – сделать вегетарианский тортик. Она полдня искала в интернете интересные рецепты, потом бегала по магазинам, чтобы купить качественные продукты, потом пекла… А так как рецепт для нее новый, да еще и сложный, то не все получилось с первого раза. И вот жена целый день хлопочет на кухне, мечтает о том, как она порадует супруга. И вот дверь открывается, муж пришел с работы. Жена стоит счастливая, тортик на подносе держит, улыбается. А муж мельком на тортик смотрит: «Ну торт, ну и что?» – и проходит мимо. И он не видит в упор ни радости жены, ни пяти часов страданий над этим тортом… Какой жене такое понравится?
Но ведь мы в большинстве своем ведем себя точно так же, как этот невнимательный муж! Мы все воспринимаем как должное. Мы бегаем по миру: «Все мое! Все получилось само собой! Я хочу вот это, вон то и еще вон то! А почему мне дали так мало благ?» Как говорится, ни спасибо, ни здрасьте. Но когда до человека доходит что-то – его сознание становится шире, он вдруг обнаруживает, что мир кем-то организован, что те «воспитательные мероприятия», которые он испытывает на себе, тоже кем-то организованы. Причем мир устроен не так, чтобы просто поиздеваться над нами, нет! Он создан ДЛЯ нас – для того, чтобы мы могли стать лучше, проявить себя, подняться над собой, заняться саморазвитием и приблизиться к божественной идее. Бог учитывает наши желания, Он переживает за нас… Но не вмешивается. Пока мы не попросим Его об этом.
И вот когда до человека доходит, что Бог-то добрый, что это все организовано Им для нашего же блага, то у человека появляется благодарность. И понимание того, что в мире все симметрично: если мы благодарны за то, что для нас сделано, – мы будем развиваться, расти. Если же мы никак не можем усвоить уроки – мы будем получать разного рода неприятности. Так действует закон кармы.
Закон кармы устроен так: если человек идет в правильном, добром направлении – его награждают, жизнь дает ему больше возможностей, знаний, богатства, способностей. Если он идет по пути деградации – его наказывают, у него забирают здоровье, деньги, возможности.
А как же реагирует человек, который знает о законе справедливости кармы? Да, его первая реакция тоже может быть такой: «За что?», но он не будет рыдать, вопить и проявлять агрессию. Он попробует разобраться: за что его так наказал закон кармы.
Ко мне часто приходят люди и жалуются на боль, обиды, несправедливость мира. Но если к нам пришли боль и несправедливость, это значит, что когда-то мы сделали то же самое. И мы не почувствовали, что сделали людям больно. Что нужно сделать? Первая реакция – понять: «Это справедливо». Потому что по закону кармы иначе не бывает. Я заслужил то, что получил.
И вот тут мы подходим к следующему важному моменту. Второй вариант «ведического» восприятия обиды – спросить себя: «Чему меня должна научить эта ситуация? Зачем это со мной произошло? Что я сделал не так? Как я должен измениться? Какие шаги предпринять?» Ведь если со мной произошло то-то и то-то – это сигнал!
И ни в коем случае не нужно воспринимать неприятности как желание кармы насолить вам. Вот представьте: вы на своей машине превысили скорость на дороге, и вам из ГАИ приходит штраф тысяч этак на пять. Почтальон приносит вам «письмо счастья», а вы бросаетесь на почтальона и начинаете его бить. Он недоумевает:
– За что?
А вы ему:
– Как «за что»? Негодяй! Ты у меня пять тысяч отобрал!
Но при чем тут почтальон? Правильно, ни при чем. Он просто принес вам вашу же ошибку. Не он бы принес, так кто-то другой.
Логическое развитие уроков кармы – размышления на тему: «Какой урок я должен из этого извлечь? Какую пользу получить? Чему меня научила эта ситуация?» И после этого нужно начинать действовать! Как? Исправляться в лучшую сторону. Чтобы в жизни было меньше обид.
Практика
«Я создал это»
Некоторые психологи в начале работы с клиентами, которые хотят решить назревшие проблемы, предлагают им такую практику: написать на листе бумаги обо всех своих проблемах – в семье, на работе, где угодно. Но с одним условием: сбоку на листе должно остаться немного свободного места. И когда клиент перечислит все свои сложности и изольет на бумагу все свое недовольство, психолог предлагает: «А теперь вот тут, сбоку, напишите: „Я создал это“(или „Я создала это“)». То есть предлагается признать, что во всем происходящем есть ваша доля ответственности. Что в проблемах виноваты не только «негодяи-сотрудники», «плохие родители», «глупый муж» или «тупая жена». Происходящее с вами обусловлено и вашими поступками тоже!
Многие после этого возмущаются и обвиняют психолога в непрофессионализме. Но на самом деле психолог совершенно прав. Только если человек признает свою ответственность за большую часть того, что происходит в его жизни, – с ним можно начинать работать. Важно понять механизм кармы: «Мы когда-то совершили нечто – и получили „обратку“».
Невыученные уроки
Но даже такие, казалось бы, простые выводы не приходят в голову людям, упорно не желающим признавать необходимость меняться. Очень часто мы видим соломинку в чужом глазу, не замечая бревна в собственном. Даже когда карма тычет нас носом, как котенка, в наши собственные ошибки – нам не хочется их признавать. Нам кажется, что виноват кто угодно, только не мы сами.
Но если я смотрю на жизнь с точки зрения «это другим надо исправляться, а никак не мне!» – я никогда не смогу избавиться от негатива, от обид и жить счастливо. Я так и останусь эгоистом, с теми проблемами, которые у меня есть. Ведь я уже совершенен, куда ж мне меняться-то еще? Уже и нимб над головой практически проявился. Это все вокруг виноваты, это им меняться надо. И таким образом я закрываю себе путь к развитию, к счастью, к осознанию.
Почему же люди часто не извлекают никаких уроков? Потому что не хотят этого делать. Нам мешает эгоизм и нежелание признавать простую вещь: что мы можем ошибаться.
Шрилу Прабхупаду однажды спросили: чем человек отличается от животного? Как бы вы ответили? Отличается наличием разума, свободой выбора, способностью познать Бога, способностью желать больше, чем ему надо? Вариантов ответа масса. Но Шрила Прабхупада сказал так:
– Человек отличается от животного способностью задать себе вопрос: «Почему я страдаю?»
До тех пор, пока человек себе этот вопрос не задает, его жизнь мало чем отличается от жизни животного. Животное тоже страдает, и человек страдает, но человек спрашивает: «Почему?»
Но этот вопрос можно сформулировать двояко: «За что?» или «Какой урок я должен из этого извлечь? Чему я должен научиться?» Видите разницу? Вопрос «За что?» волей-неволей настраивает нас на позицию жертвы. Нам становится себя очень жаль. Но мы давно выяснили, что жалость к себе – неконструктивный путь.
Что еще отличает человека от животного? Способность извлекать уроки из прожитых ситуаций. Мы понимаем, что есть боль, и мы задаем вопрос: «Что это значит для меня?» Что мы делаем не так, в результате чего мы страдаем? Причин может быть много:
♦ потому что мы отвернулись от Бога, перестали жить по божественным законам;
♦ потому что не хотим учиться;
♦ потому что считаем себя просто физическим телом, не обращая внимания на душу;
♦ потому что забыли свое истинное положение.
Но самый простой и самый близкий к истине ответ: если я страдаю, значит, я действую вопреки своей природе. Потому что всякий раз, когда я нарушаю свою природу, возникает страдание, которое служит индикатором того, что я поступаю неверно.
И обида – это источник страданий. А как называется природа человека на санскрите? Дхарма. Иначе говоря, действовать вопреки своей природе – значит нарушать дхарму. И всякий раз, когда я нарушаю дхарму, я буду испытывать боль. И это будет доказательством того, что возникло некое противоречие, что нет гармонии меня с самим собой, со своей природой. Человек может очень сильно отклониться от своей природы, от своей дхармы.
Но прощение, о котором мы так много говорим в этой книге, – это что? Это наша природа, совершенно верно. В глубинном смысле способность прощать – это природа души, это духовная природа человека. А обида – это нарушение нашей природы, это свидетельство того, что мы искажаем свою природу или действуем вопреки ей. Не умеем извлекать уроки из происходящего, не умеем учиться, не умеем прощать.
Те, кто хочет «делать что хочу», не понимают причинно-следственной связи, не желают признавать, что проблемы в их жизни могут объясняться неправильным поведением. А людям, способным задаться вопросом: «А в чем я был неправ? Что мне нужно исправить?» – будет проще.
Это больно – признавать свое несовершенство, но это полезно. Потому что мы исправимся и нам не нужно будет проходить испытания вновь и вновь.
Закон кармы работает так: если ты идешь в сторону эгоизма – жди приключений, а если ты думаешь о других, способен заботиться не только о себе – все у тебя будет нормально. Поэтому если приходят проблемы, обиды, то первая реакция должна быть такой: «Справедливо. Это справедливо. Что мне нужно исправить в себе?» Это «ведическая настройка переваривания». Ну а о переваривании вы уже знаете.
Очень часто, когда человек узнает все это, у него возникает естественная реакция: «Это не для меня. Мне это не подходит, я так не смогу. Это все для истинно верующих, для „практикующих“, для „преданных“. А я обычный человек». И тем самым мы ставим себе потолок, выше которого мы никогда не поднимемся. И этот потолок называется «Я такой, какой я есть, и никаким другим становиться не собираюсь». Это тот самый потолок, под которым мы сидим и говорим: «Я остаюсь по-прежнему узником, узником своих собственных качеств, своей собственной ограниченности, всего остального». «Я не могу» – это наше оправдание. И очень важно, чтобы кто-то пришел к нам и изо всех сил закричал: «Вы можете!». И самое удивительное, что в этот самый момент мы вдруг почувствуем, что мы действительно можем.
Это секрет того, как действует майя. Майя (иллюзия) – по определению ограничивающая энергия человека. Каким образом работает майя? Душа человека ставит рядом с собой некий ограничитель. Этот ограничитель называется «тело и разум». И, отождествляя себя с этим, душа говорит: «Ну, вот и все. Вот это то, что я могу, и более ничего». Это называется майя. И кто-то должен к вам прийти и сказать: «Вы можете, потому что вы не тело и не разум. Вы – свободная, вечная душа». И сам факт, что мы почувствовали свои способности, – уже какой-то шаг к тому, чтобы усвоить уроки и их реализовать.
Однажды я обиделся на Бога. История случилась в 2007 году, когда я очень сильно хотел поучаствовать в одном образовательном проекте, в котором участвовали уважаемые люди. У меня есть склонность к тому, чтобы составлять и читать лекции, создавать образовательные программы, семинары, практикумы… И я, конечно, думал, что буду полезен. Мы тогда много ездили по святым местам, и я молился Богу, чтобы Он дал мне сил и возможностей участвовать в новом, таком важном для меня проекте. И вот через месяц молитв приезжаю я в Москву после поездки по святым местам – и заболеваю. Ну, думаю, «ничего страшного – через неделю все пройдет». Тут меня как раз приглашают участвовать в том самом проекте, о котором я так мечтал. А я никак не могу выздороветь. Более того, я полностью теряю голос! Забегая вперед, скажу, что голос я потерял почти на полтора года! Я мог разговаривать только шепотом, и у меня практически не было физических сил. Я просто начал таять на глазах.
Конечно, ни о каком участии в проекте в качестве лектора не могло быть и речи. Я начал ездить по врачам. У меня наступила депрессия. Я не мог понять, что со мной произошло, почему произошло и главное, почему именно перед таким важным для меня проектом!
Врачи развели руками, голос так и не вернулся, то есть ни читать лекции, ни проводить еще какие-то мероприятия я не мог. И я пребывал в состоянии полной депрессии. Но тут я понял, что нужно просто принять свою судьбу. Принять, что нужно жить в таком состоянии, какое есть у меня на данный момент. Я понял, что буду продолжать служить Богу как могу. Ведь даже если я хочу остаться «в системе» образования, просвещения, работы с людьми, это не означает, что я должен непременно находиться на сцене и «работать голосом»! И когда я это все принял – я смог перестроиться, стал работать не как лектор, а как организатор в первую очередь, как координатор, как составитель учебных материалов, буклетов, видеозаписей. И это я смог сделать именно в том положении, в котором оказался. В итоге я сыграл одну из ключевых ролей в том, чтобы проект моей мечты смог развиваться успешно. До сих пор эта школа существует и работает. Получается, что состояние беспомощности было для меня катализатором, заставило меня искать новые способы и пути.
Я понял, что я зря обижался на Бога. Потому что Он сделал все даже лучше, чем я ожидал.
Божественная идея
Очень важно помнить о благодарности. Прекрасно, когда человек, познавший закон кармы, не просто говорит: «Да, это справедливо, мне надо меняться», но и благодарит: «Спасибо. Спасибо большое». Благодарит не искусственно, сжав зубы, а радостно. Откуда такая реакция рождается? Это более глубокое понимание того, что есть не просто какие-то законы, а есть причина, причина всего, что здесь мы видим. И на санскрите причина всех причин, то, что было в начале, называется «Джанма-ади асйа йатаха» – «То, что является причиной всех причин».
Но что является причиной всего, что мы видим? Если провести опрос: «Как вы думаете, а что было в начале?», вы услышите множество мнений. Кто-то скажет: «Был взрыв». Другие считают, что причина всех причин – это какой-то разум. У меня в детстве, когда я начитался эзотерики, было представление, что вселенский разум – это такой огромный светящийся шар, что каждое умершее живое существо вливается в этот шар и шар управляет всем. Кто-то считает, что причина всех причин – некий высший судья, что это живая личность и он строгий-строгий! Беспристрастный.
То есть объяснения будут разные.
Но лучше спрашивать у счастливых людей. Как мы можем понять, насколько человек действительно понимает, как устроен мир? По тому, насколько он счастлив. Ведь только знание приводит к успеху, к счастью.
И у счастливых людей есть это понимание – кто Он, причина всех причин. Они понимают, какой Он, чем Он живет, – они говорят, что Он действительно любит наслаждаться: мы все любим, чтобы все было хорошо, мы ради этого живем. И что же Ему приятно? У Него есть одна страсть: Ему очень нравится делать счастливыми других. От этого Он счастлив. Остальное и так есть.
Самое большое счастье – когда мы живем не для себя, а для других. Почему говорят: «Человек создан по образу и подобию»? Потому что Он любит любить.
Наверное, нужно объяснить смысл слова «любить», потому что этот смысл искажен. Сейчас говорят: «Люблю мужа и жареную картошку». Или: «Люблю жену и гречневую кашу». Но изначально слово «любовь» понималось так: мне нравится, когда хорошо другим, когда приятно другим. Вот это и называется любовью – жить счастьем другого.
И Бог хочет, чтобы мы были счастливы.
Такова Его природа. Так говорят святые люди. Но у некоторых возникает сомнение: «Если Бог меня любит, почему я болею? Почему мне муж плохой попался? Почему начальник ко мне придирается? Что за любовь-то такая?»
А как вообще мы понимаем, что нас кто-то любит? Если нас любят – о нас заботятся. То есть, видимо, выполняют наши заказы. Вот я хочу что-нибудь, и Бог сразу – хлоп! – и выполнил заказ. Но означает ли это любовь?
Вспомните ваших детей. Ребенку хочется посмотреть, кто в розетке живет, что за волшебник такой? И он лезет в розетку. А как вы реагируете? «Да, сынок (или доченька), конечно же, лезь в розетку, исследуй этот вопрос»? Или все-таки оттащите «исследователя» от розетки? Оттащите. Значит, вы не любите своих детей, правильно? Ведь вы им не позволяете лезть в розетку. Но ведь от Бога вы ждете именно этого! Любит – значит, исполняет желания. Но получается, что любовь – это не всегда исполнение желаний.
Это больно – признавать свое несовершенство, но это полезно. Потому что мы исправимся и нам не нужно будет проходить испытания вновь и вновь.
Поэтому святые люди в древности объясняли, что Бог очень любит живых существ. Именно для них Он создал этот мир, чтобы каждый здесь мог исполнить все свои «исследовательские желания» – по-разному испытать этот мир. Любовь действительно в определенном смысле означает «дать свободу тому, кого я люблю», потому что если свободы нет – это рабство. И Творец, который любит нас, дает свободу: «Пожалуйста, ты можешь выбирать, как поступать. Я бы тебе не советовал совать пальцы в розетку, честно тебе скажу: тебе будет неприятно, но выбирай сам». Вот это позиция Творца. И Он очень сильно переживает, когда мы суем пальцы в розетку. Но запретить Он нам это не хочет. Не может. Правила любви такие.
Вместе с тем Он всячески нам помогает. То есть этот мир, с одной стороны, помогает нам исполнить свои желания, а с другой стороны, закон кармы – это божественный закон. И когда мы в поисках счастья катимся по наклонной, Он нам подсказывает: «Ты сейчас идешь не туда». А когда мы идем вверх, Он говорит: «Давай-давай, это то, что тебе надо».
Законом кармы Бог хочет помочь нам быть по-настоящему счастливыми, чтобы наша природа проявилась полностью. Ради этого все Он устроил. И посмотрите, что Он устроил!
Мы перестали удивляться. Вот вы держите в своих руках телефон, у вас всех есть смартфоны. Вы удивляетесь этой штуке? Уже нет. Это просто железка. Хотя внутри, бесспорно, смартфон – это сложнейшее электронное устройство.
А наше тело в миллион раз сложнее, чем смартфон. И мы им пользуемся – и даже не удивляемся. Но ведь это же настоящее чудо! Работа глаза – чудо. Работа мозга – чудо. Способность слышать, видеть, дышать, запоминать – чудо.
Мы разучились удивляться. На солнце смотрим: «Ну и что? Звезда там какая-то…» Это своего рода слепота сознания. Когда у человека такое сознание, он ничему не удивляется.
И вот представьте себе такую ситуацию. Жена послушала, например, лекцию о вегетарианской кухне и решила порадовать мужа – сделать вегетарианский тортик. Она полдня искала в интернете интересные рецепты, потом бегала по магазинам, чтобы купить качественные продукты, потом пекла… А так как рецепт для нее новый, да еще и сложный, то не все получилось с первого раза. И вот жена целый день хлопочет на кухне, мечтает о том, как она порадует супруга. И вот дверь открывается, муж пришел с работы. Жена стоит счастливая, тортик на подносе держит, улыбается. А муж мельком на тортик смотрит: «Ну торт, ну и что?» – и проходит мимо. И он не видит в упор ни радости жены, ни пяти часов страданий над этим тортом… Какой жене такое понравится?
Но ведь мы в большинстве своем ведем себя точно так же, как этот невнимательный муж! Мы все воспринимаем как должное. Мы бегаем по миру: «Все мое! Все получилось само собой! Я хочу вот это, вон то и еще вон то! А почему мне дали так мало благ?» Как говорится, ни спасибо, ни здрасьте. Но когда до человека доходит что-то – его сознание становится шире, он вдруг обнаруживает, что мир кем-то организован, что те «воспитательные мероприятия», которые он испытывает на себе, тоже кем-то организованы. Причем мир устроен не так, чтобы просто поиздеваться над нами, нет! Он создан ДЛЯ нас – для того, чтобы мы могли стать лучше, проявить себя, подняться над собой, заняться саморазвитием и приблизиться к божественной идее. Бог учитывает наши желания, Он переживает за нас… Но не вмешивается. Пока мы не попросим Его об этом.
И вот когда до человека доходит, что Бог-то добрый, что это все организовано Им для нашего же блага, то у человека появляется благодарность. И понимание того, что в мире все симметрично: если мы благодарны за то, что для нас сделано, – мы будем развиваться, расти. Если же мы никак не можем усвоить уроки – мы будем получать разного рода неприятности. Так действует закон кармы.