Выше обид – от разочарования к восторгу
Часть 13 из 17 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Переход пятый. Вершина! Облака и море
Размышления. Вечерние и не только
Как же стать выше обид, перестать обижаться? Что поможет нам все воспринимать терпеливо, с благодарностью? Давайте продолжим разговор о способах избавления от обид. На этом этапе нас ожидают самые сложные, но в то же время самые действенные способы!
Мы с вами уже рассмотрели разные варианты реакций на обиду, переваривания ее. Это «дать выход гневу», «перенаправить энергию в другое русло», «отвлечься и забыть» и «взглянуть на проблему с другой стороны». Особенно действенно бывает взглянуть на ситуацию глазами другого человека!
Знаменитый американский консультант по вопросам управления, автор книги «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови в одной из своих книг приводит такой пример. Однажды в городской трамвай вошел мужчина с четырьмя детьми. Дети принялись носиться по трамваю, вели себя чрезвычайно раскованно. Мужчина же сидел неподвижно, и люди принялись делать ему замечания: «Почему вы не следите за своими детьми? Что они себе позволяют?» Он объяснил, что только что умерла мать этих детей, его жена, и что он просто не знает, как реагировать на случившееся. В таком же стрессе находятся его дети. То, как они себя ведут, – это реакция на страшное событие. И люди по-другому посмотрели на ситуацию, уже не было конфликта. Они поняли другого человека.
Понимание – это очень важно. После того как мы поняли другого, мы перестаем жалеть себя, перестаем гневаться, перестаем бесконечно требовать справедливости по отношению к себе, любимому. Мы становимся способны сделать для других что-то хорошее, замечаем, что кому-то плохо, и готовы помогать.
Перед тем как лечь спать, очень хорошо пересмотреть свои ощущения, которые были днем, и попробовать их переварить. Как это происходит? Во-первых, нужна спокойная атмосфера. Можно включить музыку, зажечь свечу – создать комфортную ситуацию. Подышать. Сделать несколько дыхательных упражнений. Просто успокоиться. И потом вспомнить самые яркие впечатления вашего дня – может быть, сложные ситуации, может быть, то, как кто-то несправедливо к вам отнесся. И когда вы будете вспоминать, произнесите такую формулу прощения: «Человек, так же как и я, стремится к счастью. Человек, так же как и я, хочет избежать проблем. Он сталкивается с разочарованием, одиночеством и отчаянием. Человек, так же как и я, заботится о себе. Он проходит уроки жизни». Зачем это нужно? Мы обычно очень легко оправдываем себя: «Вы понимаете, у меня тяжелая жизненная ситуация, у меня негативное влияние планет, у меня жена ушла, у меня дети невоспитанные…» Но у других людей может быть еще более сложная жизненная ситуация и еще более негативное влияние планет. И об этом нужно помнить.
Есть еще один интересный способ переваривания впечатлений и обид. Он хорошо действует в том случае, если нам откровенно хамят – увы, такое бывает.
Если кто-то меня называет дураком, я могу сказать себе: «Я же не дурак! Так зачем я буду верить тому, что говорит этот человек, ведь это же неправда! А если неправда, то зачем обижаться?» То есть такая хитрая техника: нам что-то говорят, пытаясь нас обидеть, но мы несерьезно относимся к сказанному, ведь они неправы. Однако этот метод довольно опасен: я могу зациклиться на том, что я всегда прав, а окружающие всегда неправы. Чем больше я упорствую в этом сознании, тем болезненнее я воспринимаю ситуации, которые это сознание не поддерживают. Чем больше я «всегда прав», тем больней мне жить. Со всех сторон мне будет жизнь говорить: «Это не так». Поэтому такой метод нужно применять только в крайнем случае.
«Раскопки в душе врага»
Прекрасный способ избавиться от обиды и простить другого человека – сосредоточиться на хороших качествах обидчика. Обида не живет в сердце, которое полно восхищения и благодарности. Это противоположные вещи. Все слышали фразу «нельзя недооценивать врага»? Я бы раскрыл ее: врага можно не только ценить по достоинству – например, признавая за ним талант полководца (если речь о военных врагах) или способности организатора, – но и в чем-то даже брать с него пример, видеть в нем положительные черты. И именно это может стать почвой для прощения и избавления от обид.
Хочу напомнить вам одну давнюю историю из Первой песни «Шримад-Бхагаватам», одного из главных ведических трактатов. Это история о Драупади (земном воплощении Лакшми, супруги Вишну) и одном из «семи бессмертных» Ашваттхаме. Драупади узнает о том, что пятеро ее сыновей убиты ночью – несправедливо, подло, во время сна. Ашваттхама устроил эту жуткую бойню. На минуту представьте себя на месте Драупади. Те, у кого есть дети, могут очень хорошо себе представить этот ужас!
Драупади плачет от горя, от беспомощности, и герой Арджуна подходит к ней и утешает. Он говорит:
– Ты утрешь слезы после того, как я принесу тебе голову твоего обидчика – Ашваттхамы. И ты после погребальной церемонии совершишь очистительный обряд омовения, стоя на голове поверженного врага! Я догоню его, отрублю ему голову и принесу ее тебе!
Чем больше я «всегда прав», тем больней мне жить. Со всех сторон мне будет жизнь говорить: «Это не так».
Арджуна ловит Ашваттхаму, связывает его, как животное. У Ашваттхамы бегают глаза от ужаса. Он понимает, что живым его вряд ли отпустят. Но в этот момент Арджуна решает доставить его в лагерь живым. И там эта компания встречается с Кришной. Кришна начинает приводить аргументы: почему Ашваттхаму нужно убить тут же, на месте, не раздумывая. Кришна говорит:
– Он убил невинных людей. Он нарушил дхарму, он нарушил правила религии. Только последний негодяй может убивать во сне своих врагов. Только жестокий, жалкий человек живет за счет чужих жизней. Он пытался возвысить себя, убив других подлым образом. И потом, – сказал Кришна, – я сам слышал, как ты обещал Драупади, что убьешь Ашваттхаму. Ты обещал ей голову врага.
И дальше Кришна приводит еще один важный аргумент:
– Этот человек настолько ничтожный, злой, подлый, что даже его собственный хозяин – жестокий Дурьодхана – не может говорить о нем без отвращения. Он настолько падший, что даже Дурьодхана его не уважает. Убей это гнусное существо прямо сейчас!
Но Арджуна не убивает. И в этом величие Арджуны – он остается «на духовной платформе». Более того, он понимает, что на самом деле и Кришна не хочет лишнего кровопролития. И Арджуна говорит Кришне:
– Не надо мне говорить, что я должен делать.
Они едут в лагерь, Арджуна берет Ашваттхаму и подводит его к Драупади – связанного, несчастного, с испугом в глазах, не знающего, что с ним сейчас будут делать. Драупади видит его и неожиданно начинает перечислять все замечательные качества, которые она могла у него найти. Она говорит:
– Он же брахман. Он сын Дроначарьи. А кто такой Дроначарья? Учитель, гуру. Ты ему всем обязан. Его мать, после того как Дроначарья умер, не взошла на погребальный костер, потому что у нее оставался Ашваттхама. А если ты сейчас убьешь его, то ей придется взойти на погребальный костер, потому что тогда у нее никого не будет. Зачем ей причинять ту же самую боль, которую испытываю сейчас я?
Как Арджуна выходит из этого сложного положения? Он срезает мечом волосы с головы Ашваттхамы и драгоценные украшения и изгоняет его. То есть применяет к нему максимально возможное наказание как для родственника брахмана: «срезать волосы с головы, лишить богатства и изгнать из собственного дома».
В чем суть отрывка, который я пересказал? Драупади нашла хорошие качества даже в человеке, убившем ее детей. Она могла бы приказать убить его (хотя родственники брахманов не подлежали смертной казни, но уж очень страшно было преступление Ашваттхамы) – и тем самым увеличила бы количество зла в мире. Но она поступила иначе – сохранила врагу жизнь и не унизилась до него, подражая его жестокости. А враг все равно понес заслуженное наказание.
Если мы сосредотачиваемся на чьих-либо дурных качествах, что происходит с нашим собственным сердцем и нашим сознанием? В них укрепляются дурные качества. Если мы сосредотачиваемся на хороших качествах, то и в нашем сердце и сознании хорошие качества расширяются и очищают их.
Что мы делаем, когда обижаемся на человека? Мы демонизируем его. Нам нужно окарикатурить его образ, сделать его полным злом, исчадием ада. Но при этом все это заполоняет наше собственное сердце. И наоборот, если мы сосредотачиваемся на хороших качествах, тогда эти качества становятся очень сильными в нашем сердце. Так найдите все самое хорошее в вашем обидчике – это принесет пользу прежде всего вам!
Практический момент
Вспомнить хорошие качества своего злейшего врага
Вот такое будет для вас очередное задание: вспомнить своего обидчика или обидчицу и найти в них хорошие качества. Это будет непросто. Но нужно постараться. И давайте попытаемся очистить свое сердце, сказав что-нибудь хорошее о тех, кого мы больше всего любим или меньше всего любим, неважно. Если вам не о ком говорить, если в вашей жизни нет обидчиков, то найдите хорошие качества в своих друзьях и пожелайте им счастья.
Уроки кармы
Существуют два варианта восприятия обиды, которые много веков называют ведическими. Хотя, по сути, все, о чем говорится в этой книге, – ведическая система ценностей.
Итак. Первый вариант «ведического» восприятия обиды – понимание справедливости. Понимание того, что многое из происходящего в нашей жизни обусловлено законами кармы.
Есть такое понятие в ведической философии, как закон кармы. А также понятие причинно-следственной связи. Карма – это вселенский причинно-следственный закон, согласно которому все наши действия так или иначе определяют нашу судьбу. Мы видим это на законах физики: если сбросить со стола лист бумаги – он падает на пол. Это закон тяготения. Есть причина – есть следствие. И точно так же, в зависимости от того, в каком настроении и какой поступок человек совершает, он получит ответ, реакцию на этот поступок. Это и есть закон кармы.
Какой принцип лежит в основе закона кармы? Понятно, что если есть причина, то есть и следствие. А на каком основании к определенной причине «пристегнуто» определенное следствие? На основании справедливости. Существует принцип справедливости. За что-то закон кармы награждает человека, за что-то – наказывает. Например, за эгоизм.
Что такое «сознание эгоистичного человека»? Например, если я, придя читать лекцию или проводить семинар, начну вести себя так, как будто публики в зале нет. Захочу – чайку попью, захочу – вообще не буду лекцию читать. Но люди пришли на лекцию, у них были ожидания. А я не хочу учитывать их интересы. Хочу учитывать только свои. И это, естественно, неприятно окружающим. У всех наверняка случались ситуации, когда вас просто ослепляло желание жить исключительно в соответствии со своими интересами. И чем больше нам этого хочется, тем меньше мы видим окружающих, тем меньше мы видим, что люди тоже чего-то хотят.
Когда у вас болит зуб, о чем вы думаете? Ваше сознание только там, «в зубе». Кто-то говорит: «Надо помочь детям Африки, они голодают». Какие дети Африки? Есть только я и мой зуб! То есть нас сосредотачивают на себе боль и какие-то сильные желания. Все дурные качества имеют одну основу – зацикленность на себе. Убийство, воровство, предательство – все это имеет одну и ту же основу: человек очень сильно сосредоточен на своих интересах. И за это наказывает закон кармы. Обижаться бесполезно, потому что он всегда справедлив.
Расскажу вам одну историю.
Мне нужно было в Харьков. Сел я в Москве в поезд, жду отправления. Смотрю в окно и вижу, как прямо перед окном прощаются молодые люди – девушка и парень. Оба красивые, как с обложки журнала. Обнимаются, прощаются, чуть ли не плачут. Девушка садится в поезд, в мое купе, парень смотрит на нее в окно, она смотрит на него – ну просто романтическое кино. Поезд трогается, парень еще какое-то время бежит по перрону, машет девушке рукой… Она вздыхает и говорит:
– Надо же, как мне повезло! Настоящую любовь встретила.
Я думаю: «И правда повезло». И ложусь спать. А ночью просыпаюсь и вижу, как эта девушка на соседней полке сидит в обнимку с другим парнем. Я думаю: «Да… Ей и правда постоянно везет!» Я не знаю, как там вел себя оставшийся на вокзале парень, может, тоже уже гулял с другой в обнимку…
К чему я вспомнил эту историю? Почему девушка это сделала? Ее парень обрадовался бы, если бы увидел, что она с другим в обнимку сидит? Как бы он себя почувствовал? Это же обидело бы его, правильно? Она ведь не могла об этом не знать? Так почему она повела себя так? Потому что для нее на первом месте оказались ее желания и ее эгоизм. А эгоизм по закону кармы – очень страшная вещь.
Еще один пример.
У меня был случай в детстве, когда мой дружок-одноклассник (нам тогда было лет восемь-девять) вдруг принес с собой на прогулку 125 рублей. Такими фиолетовыми 25-рублевыми бумажками. А это были восьмидесятые годы! Огромная сумма по тем временам! Целая зарплата!
Я спрашиваю:
– Ты где их взял?!
Он отвечает:
– Места надо знать.
А на следующий день вижу нашу учительницу плачущей и узнаю, что ее обокрали. Просто было больно смотреть на нее.
Так если мы видим, как больно другому человеку, почему мы продолжаем причинять ему боль? Это можно сделать лишь в том случае, если мы не чувствуем этой боли. А это возможно при условии, что для меня существует только мое «хочу». С такими людьми очень неприятно жить. И с нами, когда мы такие, очень неприятно.
Но вернемся к закону кармы. Если мы совершаем поступки, которые вызваны слепотой, эгоизмом и пренебрежением к тем, кто находится рядом, к законам Творца, – это дурные поступки. Противоположные поступки – хорошие. Бывает и так, что живет на свете злой, жестокий, эгоистичный человек, но потом он вдруг совершает что-то хорошее. Например, подбирает котенка на улице. Или покупает продукты для детского дома или для пенсионеров. А бывает так, что хороший в целом человек вдруг совершает что-то дурное. Например, обманывает кого-то или орет на соседа из-за ерунды… Для хорошего человека это деградация.
Закон кармы устроен так: если человек идет в правильном, добром направлении – его награждают, жизнь дает ему больше возможностей, знаний, богатства, способностей. Если он идет по пути деградации – его наказывают, у него забирают здоровье, деньги, возможности. Человек совершает поступок, и должны пройти последствия этого поступка. Оценка. Поэтому, если я совершаю эгоистичный поступок, мне показывают, что я причиняю боль. И для того чтобы я сам почувствовал боль, причиненную другим людям, я попадаю в такую же ситуацию. Например, я продавец на рынке. Мне хочется заработать денег побыстрее и побольше. И я начинаю обвешивать и обмеривать. В первое время, возможно, деньги потекут в карман рекой. Но расплата обязательно наступит. Не говоря уже о том, что меня могут привлечь к уголовной ответственности, – карма мне в любом случае покажет, что я поступаю плохо. Например, меня обворуют, точно так же как я обворовывал покупателей.
Например, когда дети играют в песочнице, может произойти такое: скажем, Петя ударил Машу пластмассовым совочком. Он мог сделать это потому, что сам еще очень маленький и не осознает того, что причиняет боль. Возможно, он поймет это, если подбежит воспитательница и скажет:
– Ай-яй-яй, Петя! А давай-ка я тоже тебя стукну!
Но ребенок еще не осознает закона кармы, правил человеческого общежития. (И не поймет, если его не воспитывать.) А взрослый человек уже должен отдавать себе отчет. Хотя, к сожалению, многие живут, не желая понимать, что у любого поступка есть последствия.
Приведу еще пример.