Вурдалак
Часть 15 из 43 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
– Вы насмехаетесь надо мной, а я брату верю… Верила! Он мне сказал, что видел Кузякина через неделю после его похорон! Кто, как не упырь, может здравствовать в теле мертвеца?
– Кто такой Кузякин? – Владимиру была почему-то знакома эта фамилия, и он наконец вспомнил, что адвокат рассказывал ему о разрытой могиле и похищенном теле Кузякина.
– Кузякин учился вместе с Феликсом в гимназии в одном классе. Затем он лечился в больнице, где брат работал.
– Выходит, Кузякин был совсем молодым человеком?
– Ему было двадцать шесть, как и брату. Он работал чиновником в магистрате.
– От чего он умер?
– В результате болезни, какой, я не знаю.
– Где же ваш брат видел покойного Кузякина и при каких обстоятельствах?
– Когда Феликс начал рассказывать мне об этом, я очень испугалась и не захотела дальше слушать.
– Ваш брат не мог ошибиться?
– Это исключено, они во время учебы в гимназии дружили, это потом их жизненные пути разошлись.
Вечером Владимир пролистал книги, принесенные с собой, выискивая интересную информацию. К своему удивлению, он узнал, что представления об упырях у разных народов отличаются, да и называли их по-разному. Впрочем, у славянских народов эти названия очень похожи: у белорусов упыря называют «вупор», у поляков – «upior», у чехов – «upir», лишь у болгар – «вампир».
Неоднозначно в легендах, сказках, сказаниях трактуется, кто такие упыри и какой вред они приносят людям. Одни считают, что упыри – это злобные блуждающие мертвецы, которые при жизни своей были колдунами, вовкулаками и вообще людьми, отвергнутыми церковью, каковыми являются самоубийцы, пропойцы, еретики, богоотступники и проклятые родителями. Другие утверждают, что упырь – ублюдок черта или вовкулака и ведьмы, от обыкновенного человека он отличается лишь своей злобностью. По представлениям одних упыри только выглядят как люди, а по сути своей они черти. Другие полагают, что упыри – это умершие ведьмы, колдуны, в тела которых после их смерти вошли черти и приводят их в движение. В некоторых местностях упырь в представлении людей – человек с очень румяным лицом.
В легендах и сказках Украины упыри-кровососы днем покоятся-отдыхают в могилах, а ночью восстают из гробов и идут на поиски поживы. Упырем может стать как мужчина, так и женщина. Их жертвами становятся спящие люди, понятно, по причине того, что они не могут сопротивляться, а больше всего упыри любят кровь детей. Вне своих могил упыри могут оставаться, пока не запоют петухи, возвещая о приближении рассвета. В могилах упыри имеют вид спящих людей, иногда на их лицах остаются следы ночных кровавых пиршеств. Кроме того что упыри сосут кровь у живых людей, они также могут вызвать эпидемию смертельной болезни, неурожай, засуху.
Бороться с упырями ночью, когда они имеют огромную силу, бесполезно, разве только используя заговоренные или освященные серебряные пули. Безопаснее и проще при свете дня выкопать тело упыря из могилы и вбить ему в грудь осиновый кол или даже сжечь – так вернее. А вот если упырем признавали живого человека, то от костра ему было не отвертеться, как и от предваряющих эту казнь пыток. В основном поиски упыря начинались, когда на какую-то местность обрушивалось бедствие – мор скота, эпидемия, природные катаклизмы.
Владимира поразила история про одного упыря – киевского полковника Антона Михайловича Танского, который был при жизни человеком знатным, богатым и обладал рядом черт, делающим его схожим с генеральным обозным Василием Дуниным-Борковским.
У полковника Танского было много денег и земель, он отличался алчностью и беспощадно обдирал горожан, казаков и посполитов. При этом был очень набожным, делал щедрые пожертвования на строительство, ремонт и благоустройство храмов. Но иногда алчность брала верх над религиозностью. Однажды он подарил целый бочонок червонцев монахам с горы Афон, пришедшим просить подаяния для своих обителей. Они избрали его дом местом складирования всего собранного ими на Украине. Когда полковник увидел, сколько монахи насобирали пожертвований, зависть и жадность у него возобладали над религиозными чувствами. Он велел своим слугам утопить монахов в Днепре, а их ценности присвоил. Однако вышла промашка – одному монаху удалось спастись. Узнав от него о случившемся, в Киев отправился настоятель афонского монастыря, надеясь уговорить Танского вернуть украденное и покаяться в грехах. Но Танский обвинения отверг, в содеянном не признался. Тогда настоятель наложил на него проклятие: «За то, что Антон Танский погубил невинные души, утаил церковные деньги, земля не примет его; добро его, приобретенное неправдою, исчезнет, яко воск от лица огня, перейдет к чужим людям, и род его изведется».
«Поховали його сини, – говорится в легенде, – ще не встигли добро поділити, як щось страшне почало коїтися. Тільки зайде сонце і трохи смеркне, як із домовини вилазить старий полковник: борода до поясу, очі палають пекельним вогнем, з рота полум’я, права рука на серці, ліва пернач тримає. І ходить він, поки півні не заспівають, а тоді застогне так, що чуб угору лізе, – і знов лагодиться у домовину. Думали-гадали сини, що їм робити, адже правду казав ігумен. Позвали печерського архімандрита, розкопали могилу, аж бачать: лежить старий Танський, неначе живий, тільки борода відросла и кігті повиростали. Узяли сини осиковий кіл и пробили Танського наскрізь, а архімандрит прочитав молитву и наклав закляття, щоб не виходив більше він із домовини. І тепер старі люди показують могилу проклятого ігуменом Танського; там часом опівночі щось страшно-страшно стогне під землею, неначе терпить полковник небачену муку».
Как и Василий Дунин-Борковский, киевский полковник Антон Михайлович Танский личность историческая, он был женат на дочери известного полковника Семена Палия, занимал должность белоцерковского полковника, а киевским полковником пробыл двадцать два года, до самой смерти. Более того, известно, что полковник Танский сам охотился на нечисть и в 1727 году отправил на допрос в местную канцелярию селянина Калениченко, признавшего себя упырем и предрекавшего мор в некоторых местностях. Селянина признали душевнобольным и отпустили. Почему в легенде именно Антон Танский после смерти представлен упырем, неизвестно.
Что касается того, откуда пошли верования в живых мертвецов и как давно, имеются разные предположения. Есть гипотеза, что вера в существование упырей возникла в прадавние времена в связи с представлениями о духах умерших предков, над телами которых, в силу каких-то причин, не был совершен похоронный ритуал – они не были сожжены. Такой дух, используя тело мертвеца, мстит живым. А само слово «упырь» означает «несожженный», правда, это утверждение приводится без доказательств.
Владимира больше привлекла другая гипотеза, выдвинутая историками в конце девятнадцатого столетия. Они считали, что пик веры в реальность злобных оживших мертвецов совпадает с началом «летаргической паники» в середине семнадцатого века. Тогда стали распространяться рассказы о случаях захоронения живых людей, впавших в летаргический сон, основывающиеся как на реальных фактах, так и на слухах. В завещания стал вводиться пункт, в котором прописывалось требование похоронить умершего только через несколько дней после кончины и при наличии явных признаков смерти. Возникшая паника подтолкнула к массовым вскрытиям гробов умерших родственников, и в некоторых случаях находили подтверждение тому, что они умерли в муках, очнувшись после летаргического сна в гробу, – их тела застыли в различных положениях, но не лежа на спине и со скрещенными на груди руками, некоторые даже лежали на животе. Этот страх просуществовал столетия! Ведь даже писатель Николай Гоголь, живший уже в середине девятнадцатого столетия, панически боялся уснуть летаргическим сном и на случай смерти отдал соответствующие распоряжения.
Во вскрытых гробах стали находить и покойников, которые хотя и не меняли своего положения, но выглядели словно живые. А если к этому добавить, что в те времена происходило много негативных событий: мор, эпидемии, убийства, пропажа людей, то вера в злобных живых мертвецов стала шириться.
Среди полученных библиотечных книг Владимир обнаружил «Слово святаго Григорья, изобретено в толцех о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали, то и ныне творят», составленное на основании поучений Григория Богослова. Вначале он посчитал, что Катя случайно дала ему эту книгу, но, увидев закладки, пробежал отмеченный ими текст. Из него следовало, что древние славяне до Перуна поклонялись другим божествам и «преже того клали требу упирем и берегинямъ».
«Выходит, наши предки одно время поклонялись упырям? – поразился он. – С берегинями все понятно – они берегли, охраняли, видимо, несли в себе доброе начало. Но кем для этих народов был упырь? Не могли же они мертвецам-кровососам приносить жертвы!»
Но толкования, кем были упыри, в которых верили древние славяне, Владимир не нашел. Он пришел к выводу, что, скорее всего, это было злое божество и жертвы ему приносились, чтобы умилостивить его. Возможно, упыри были как-то связаны с миром духов. Во всяком случае, вряд ли изначально слово «упырь» имело тот смысл, какой приобрело позднее.
В брошюрке под авторством Измаила Срезневского[20], которую Владимир бегло просмотрел, он нашел подтверждение существования трех периодов восточнославянского язычества: «период обожания Перуна был последним, период поклонения „роду и рожаницам“ – ему предшествующим, а древнейшим – период поклонения упырям и берегиням». В брошюре приводилось много примеров упоминания упырей в преданиях славян: в мужском роде (упир, упюр, впир, вампир) и в женском (упирина, вампера), и почти везде упырь являлся в образе либо летучей мыши, либо привидения, оборотня, злого духа, высасывающего кровь у людей.
Впрочем, это не помогло Владимиру ответить на главный вопрос: существуют ли или существовали упыри, вампиры, на самом деле? А если их нет, то почему среди множества мифических существ наибольший интерес до сих пор вызывают именно они? Стоит ли верить Кате, утверждавшей, что ее брат действительно видел недавно умершего Кузякина? Хотя, с другой стороны, если допустить существование упырей, происходящие в Чернигове события представляются логичными и связанными друг с другом. Феликс получает доказательство того, что дневник упыря Дунина-Борковского существует, и даже знает, где тот находится. Умирает его бывший приятель Кузякин, и вскоре исчезает его тело из могилы. Феликс сообщает сестре, что видел «живого» покойника – Кузякина. Следуют одна за другой странные смерти, тела убитых обескровлены. Можно предположить, что кто-то воспользовался дневником и «оживил» мертвеца, сотворил упыря, который теперь рыщет в поисках жертв. Убивают Феликса, возможно, единственного, кто знал, где хранится магический дневник Дунина-Борковского, и видел восставшего упыря. Вроде все говорит о том, что в городе промышляет упырь, за исключением того, что на шее жертв не следы зубов, клыков, а аккуратно сделанные надрезы.
Владимир решил, что пора пройтись по следам «упыря» Василия Дунина-Борковского. Для начала он поехал в Елецкий Успенский монастырь, где по преданию в притворе был похоронен Василий Дунин-Борковский как совершивший множество благих дел, жертвовавший на строительство и благоустройство монастырей и церквей Чернигова.
Чувствуя некоторое стеснение в груди, Владимир подошел к собору и, чтобы не заниматься самостоятельно поисками, попросил проходящего мимо монаха показать место захоронения Василия Дунина-Борковского. Тот нисколько не удивился просьбе и, войдя в притвор, провел Владимира в боковой проход, где на стене, под изображением кающегося грешника, была прикреплена бронзовая плита с велеречивой надписью: «Блаженной памяти благородного его милости пана Василя Борковского-Дунина его царской Пресветлой величности Войск запорожских обозного генерального, року Господнього 1717 января 9 написанный».
Дальше шли рифмованные строки славословья, говорилось о его благотворительной деятельности, указывалось, сколько было на его средства отремонтировано и построено церквей в Чернигове, пожертвовано им золота и серебра на их украшение.
– Где же само захоронение славного казацкого старшины? – поинтересовался Владимир.
– Под нами находится склеп, где и покоится тело благочестивого раба Божьего Василия, прославленного многими богоугодными делами.
– Такого уж благочестивого? – засомневался Владимир. – Люди говорят, что отказался он от причастия перед смертью, не захотел облегчить душу исповедью.
– Мало ли что люди говорят! Жена у него была весьма набожная, Мария Васильевна Шуба, дочь православного священника, – она бы этого не допустила, – твердо произнес инок.
Владимиру вспомнилась найденная в книге из перечня Феликса информация, что в год смерти Василия Дунина-Борковского, в 1702 году, в Чернигове пропало бесследно три десятка человек, а два десятка скончались по причине анемии. Для тогда небольшого города потеря полсотни жителей не могла остаться незамеченной. И что значит «по причине анемии»? Медики анемией называют малокровие, которое может привести к летальному исходу. В памяти Владимира всплыло обескровленное тело Феликса на секционном столе.
10
Вечером Владимир прогуливался возле Валов, ему нравились здешние скверы. Он предпочитал ужинать в театральном ресторане, на открытой площадке с чудесным видом, а не в гостиничном, где его раздражали вечерние завсегдатаи. В основном это были базарные торговцы, гордо называвшие себя купцами, и старшие приказчики магазинов, которые приходили с вульгарными, размалеванными девицами или без них, и обычно все заканчивалось тем, что они напивались, горланили песни и били посуду.
В театральном ресторане собирались люди приличные, они старались не привлекать к себе внимания, занятые собой и собеседниками. В будние дни ресторан заполнялся едва ли на треть. Владимир проводил время в одиночестве, просматривая в ожидании своего заказа свежую местную газету.
Сегодня на душе у него было легко, он ощущал приятную расслабленность. Он уже стал привыкать к этому городу, к неторопливой провинциальной жизни и даже свыкся с обязанностями младшего лекаря в нервно-психиатрическом отделении городской больницы. В этот раз он задержался в ресторане, ушел оттуда одним из последних, и когда возвращался в гостиницу через парк, уже сгустились сумерки.
У выхода из парка он увидел подъезжающую карету и вздрогнул от неожиданности: это была та самая странная черная карета с плотно зашторенными окнами, угрюмым кучером с надвинутым капюшоном плаща на лицо, которая уже не раз привлекала его внимание. Карета остановилась метрах в тридцати от него. Владимир, действуя скорее интуитивно, чем руководствуясь какими-либо соображениями, спрятался за деревом и осторожно выглянул из-за него. Время было не очень позднее, но место – безлюдное. Наделенному от природы прекрасным зрением Владимиру сумерки не были помехой, он все хорошо видел.
На оконце кареты сдвинулась темная занавеска, из него выглянула девушка в широкополой шляпе со страусовым пером; нижнюю половину ее лица прикрывал газовый, полупрозрачный шарф. Очевидно, убедившись, что опасность ей не угрожает, она вышла из кареты. На ней были фиолетовый, облегающий фигуру жакет, который подчеркивал ее осиную талию, и широкая юбка до пят. Она двигалась легко и грациозно, но держалась настороженно. Эта девушка вызвала у Владимира ассоциацию с ланью, с опаской передвигающейся по лесу.
Все тут было странным: мрачная карета; темный наряд незнакомки, не подходящий для юной девушки, тем более в летнее время, когда барышни предпочитают более светлые и яркие тона; то, что половину ее лица скрывал шарф, словно она не хотела, чтобы ее узнали. И то, что она вышла прогуляться в сгущающихся сумерках по почти безлюдному парку в одиночестве, хотя могла попросить сопровождать ее хотя бы кучера. То, что она держалась настороженно, говорило о том, что она отдает себе отчет, какой опасности подвергается. Наверняка она знала об убийствах. «Что ее толкнуло на это? У нее здесь назначена тайная встреча, и она не хочет, чтобы кто-нибудь из знакомых случайно ее увидел? Она замужем, и у нее встреча с любовником? Или, что более вероятно, она не замужем и встречается с любимым, которого по каким-то причинам не хотят видеть зятем ее родители?»
Владимир пошел за ней, стараясь оставаться незамеченным. Он понимал, что тайная слежка за незнакомой барышней – это неприличный поступок, но нашел себе оправдание: он не следит за ней, а охраняет ее.
Становилось все темнее, в парке стали зажигаться газовые фонари. Впрочем, их тут было немного, и боковые аллеи тонули во мраке. Но барышню темень не пугала, она свободно ориентировалась в парке. Чтобы не потерять ее из виду, Владимир значительно сократил расстояние между ними, не опасаясь, что его присутствие будет замечено, – барышня ни разу не обернулась.
Они вышли на площадку перед пушками, здесь было более людно и светло от фонарей, прогуливалось несколько влюбленных парочек. Владимир даже увидел городового, по-видимому делающего обход. Шарф на шее барышни от быстрой ходьбы несколько сполз вниз, а на ее лицо на мгновение упал свет фонаря – и Владимир вздрогнул от неожиданности. Черты лица были безупречны, и оно было бы прекрасным, божественным, если бы не необычного цвета, красноватая кожа нижней части лица и слишком бледная верхней! Но, словно почувствовав его взгляд, незнакомка поправила шарф, снова скрыв свое лицо. «Может, это наваждение? Мне показалось?» – подумал озадаченный Владимир.
Незнакомка остановилась у крайней пушки, свет от фонаря до нее почти не доставал. «Тут назначена встреча», – предположил Владимир, приняв решение, что, как только встреча произойдет, он развернется и уйдет прочь. Однако время шло, барышня оставалась в одиночестве, влюбленные парочки ушли, возле пушек стало безлюдно. Владимир направился к незнакомке, и, когда он уже почти подошел к ней, она резко обернулась.
– Зачем вам понадобилось меня преследовать? Кто вы? – спросила она таким тоном, словно поинтересовалась, который час, и находилась при этом не в темном безлюдном месте с незнакомым мужчиной, стоящим в нескольких шагах от нее.
«Она давно заметила меня?» Владимир почувствовал, что краснеет, и попытался объяснить свое поведение.
– Врач городской больницы Владимир Иванович Шульженко, – представился он. – Я увидел, что вы в одиночестве идете по темному парку, и набрался смелости, без вашего на то позволения, вас сопроводить, для вашей же безопасности.
– Моей безопасности?! – с горечью воскликнула барышня.
В ее чудесных голубых глазах читалась тревога, хотя держалась она уверенно.
– В городе теперь неспокойно. – Владимиру не хотелось говорить об убийствах. – Лучше одной не бывать в вечернее время в пустынных местах.
– Вы напрасно беспокоились обо мне. – Незнакомка вдруг быстрым неуловимым движением достала из сумочки маленький блестящий пистолет, но направила его в сторону. – Как видите, я смогу за себя постоять.
Владимир вспомнил распотрошенное тело физически крепкого мужчины, лежащего на секционном столе, и подумал, что игрушечный пистолетик вряд ли защитит от неведомой опасности.
– И все же я бы вам не рекомендовал прогуливаться поздно вечером, – настойчиво произнес он. – Зачем понапрасну рисковать? Беда всегда приходит неожиданно, и человек может быть не готов к этому.
– Вы очень любезны и даете полезные советы, – с легкой иронией произнесла незнакомка. – Но мне уже пора.
Владимир был сконфужен и мысленно ругал себя. Увязался за барышней, полез с ненужными советами, а может быть, и помешал ей с кем-то встретиться. Ведь она наверняка шла сюда с какой-то целью!
Незнакомка кивнула, развернулась и пошла по темной аллее, но, сделав всего несколько шагов, обернулась. Фонарь, находившийся рядом, осветил ее лицо, вернее, верхнюю его часть, не прикрытую шарфом. В ее глазах была такая тоска! И это никак не вязалось с ее ироничным тоном. Спустя какое-то мгновение она отвернулась и пошла дальше.
Владимир не знал, что ему делать. Ее взгляд что-то ему говорил, но что?! Как ему поступить – снова тайком следовать за ней? Идти своей дорогой?
Он сорвался с места и чуть ли не бегом догнал незнакомку. Произнес прерывистым от волнения голосом:
– Вы позволите проводить вас до кареты? – Сердце Владимира замерло в ожидании ответа.
– Сделайте милость! – повернув в его сторону голову, бросила незнакомка, продолжая идти.
Сюда не доходил свет фонарей, и Владимир не мог видеть, что выражал ее взгляд. Тон ее голоса был ровный, без эмоций.
Владимир шел рядом с девушкой, горя желанием узнать ее имя, хоть что-нибудь о ней. Он ей представился, она же не сочла нужным назвать себя. Напрямую спросить, как ее зовут, Владимир счел неприличным – ей решать, назвать свое имя незнакомому человеку или нет. «Надо завязать разговор, все равно о чем».
– Позвольте поинтересоваться, вы живете здесь?
– А вы недавно сюда приехали? – ответила незнакомка вопросом на вопрос. – Откуда вы?
– Из Киева, родился и жил там до недавнего времени. Окончил университет Святого Владимира и приехал в Чернигов работать в больнице.
– Что же вас заставило приехать в нашу глухомань?
«Похоже, она местная», – обрадовался Владимир: хоть что-то смог узнать о незнакомке.
– Новые впечатления, новые лица. Захотелось испытать себя на новом месте.
– Вы не разочаровались?
– Кто такой Кузякин? – Владимиру была почему-то знакома эта фамилия, и он наконец вспомнил, что адвокат рассказывал ему о разрытой могиле и похищенном теле Кузякина.
– Кузякин учился вместе с Феликсом в гимназии в одном классе. Затем он лечился в больнице, где брат работал.
– Выходит, Кузякин был совсем молодым человеком?
– Ему было двадцать шесть, как и брату. Он работал чиновником в магистрате.
– От чего он умер?
– В результате болезни, какой, я не знаю.
– Где же ваш брат видел покойного Кузякина и при каких обстоятельствах?
– Когда Феликс начал рассказывать мне об этом, я очень испугалась и не захотела дальше слушать.
– Ваш брат не мог ошибиться?
– Это исключено, они во время учебы в гимназии дружили, это потом их жизненные пути разошлись.
Вечером Владимир пролистал книги, принесенные с собой, выискивая интересную информацию. К своему удивлению, он узнал, что представления об упырях у разных народов отличаются, да и называли их по-разному. Впрочем, у славянских народов эти названия очень похожи: у белорусов упыря называют «вупор», у поляков – «upior», у чехов – «upir», лишь у болгар – «вампир».
Неоднозначно в легендах, сказках, сказаниях трактуется, кто такие упыри и какой вред они приносят людям. Одни считают, что упыри – это злобные блуждающие мертвецы, которые при жизни своей были колдунами, вовкулаками и вообще людьми, отвергнутыми церковью, каковыми являются самоубийцы, пропойцы, еретики, богоотступники и проклятые родителями. Другие утверждают, что упырь – ублюдок черта или вовкулака и ведьмы, от обыкновенного человека он отличается лишь своей злобностью. По представлениям одних упыри только выглядят как люди, а по сути своей они черти. Другие полагают, что упыри – это умершие ведьмы, колдуны, в тела которых после их смерти вошли черти и приводят их в движение. В некоторых местностях упырь в представлении людей – человек с очень румяным лицом.
В легендах и сказках Украины упыри-кровососы днем покоятся-отдыхают в могилах, а ночью восстают из гробов и идут на поиски поживы. Упырем может стать как мужчина, так и женщина. Их жертвами становятся спящие люди, понятно, по причине того, что они не могут сопротивляться, а больше всего упыри любят кровь детей. Вне своих могил упыри могут оставаться, пока не запоют петухи, возвещая о приближении рассвета. В могилах упыри имеют вид спящих людей, иногда на их лицах остаются следы ночных кровавых пиршеств. Кроме того что упыри сосут кровь у живых людей, они также могут вызвать эпидемию смертельной болезни, неурожай, засуху.
Бороться с упырями ночью, когда они имеют огромную силу, бесполезно, разве только используя заговоренные или освященные серебряные пули. Безопаснее и проще при свете дня выкопать тело упыря из могилы и вбить ему в грудь осиновый кол или даже сжечь – так вернее. А вот если упырем признавали живого человека, то от костра ему было не отвертеться, как и от предваряющих эту казнь пыток. В основном поиски упыря начинались, когда на какую-то местность обрушивалось бедствие – мор скота, эпидемия, природные катаклизмы.
Владимира поразила история про одного упыря – киевского полковника Антона Михайловича Танского, который был при жизни человеком знатным, богатым и обладал рядом черт, делающим его схожим с генеральным обозным Василием Дуниным-Борковским.
У полковника Танского было много денег и земель, он отличался алчностью и беспощадно обдирал горожан, казаков и посполитов. При этом был очень набожным, делал щедрые пожертвования на строительство, ремонт и благоустройство храмов. Но иногда алчность брала верх над религиозностью. Однажды он подарил целый бочонок червонцев монахам с горы Афон, пришедшим просить подаяния для своих обителей. Они избрали его дом местом складирования всего собранного ими на Украине. Когда полковник увидел, сколько монахи насобирали пожертвований, зависть и жадность у него возобладали над религиозными чувствами. Он велел своим слугам утопить монахов в Днепре, а их ценности присвоил. Однако вышла промашка – одному монаху удалось спастись. Узнав от него о случившемся, в Киев отправился настоятель афонского монастыря, надеясь уговорить Танского вернуть украденное и покаяться в грехах. Но Танский обвинения отверг, в содеянном не признался. Тогда настоятель наложил на него проклятие: «За то, что Антон Танский погубил невинные души, утаил церковные деньги, земля не примет его; добро его, приобретенное неправдою, исчезнет, яко воск от лица огня, перейдет к чужим людям, и род его изведется».
«Поховали його сини, – говорится в легенде, – ще не встигли добро поділити, як щось страшне почало коїтися. Тільки зайде сонце і трохи смеркне, як із домовини вилазить старий полковник: борода до поясу, очі палають пекельним вогнем, з рота полум’я, права рука на серці, ліва пернач тримає. І ходить він, поки півні не заспівають, а тоді застогне так, що чуб угору лізе, – і знов лагодиться у домовину. Думали-гадали сини, що їм робити, адже правду казав ігумен. Позвали печерського архімандрита, розкопали могилу, аж бачать: лежить старий Танський, неначе живий, тільки борода відросла и кігті повиростали. Узяли сини осиковий кіл и пробили Танського наскрізь, а архімандрит прочитав молитву и наклав закляття, щоб не виходив більше він із домовини. І тепер старі люди показують могилу проклятого ігуменом Танського; там часом опівночі щось страшно-страшно стогне під землею, неначе терпить полковник небачену муку».
Как и Василий Дунин-Борковский, киевский полковник Антон Михайлович Танский личность историческая, он был женат на дочери известного полковника Семена Палия, занимал должность белоцерковского полковника, а киевским полковником пробыл двадцать два года, до самой смерти. Более того, известно, что полковник Танский сам охотился на нечисть и в 1727 году отправил на допрос в местную канцелярию селянина Калениченко, признавшего себя упырем и предрекавшего мор в некоторых местностях. Селянина признали душевнобольным и отпустили. Почему в легенде именно Антон Танский после смерти представлен упырем, неизвестно.
Что касается того, откуда пошли верования в живых мертвецов и как давно, имеются разные предположения. Есть гипотеза, что вера в существование упырей возникла в прадавние времена в связи с представлениями о духах умерших предков, над телами которых, в силу каких-то причин, не был совершен похоронный ритуал – они не были сожжены. Такой дух, используя тело мертвеца, мстит живым. А само слово «упырь» означает «несожженный», правда, это утверждение приводится без доказательств.
Владимира больше привлекла другая гипотеза, выдвинутая историками в конце девятнадцатого столетия. Они считали, что пик веры в реальность злобных оживших мертвецов совпадает с началом «летаргической паники» в середине семнадцатого века. Тогда стали распространяться рассказы о случаях захоронения живых людей, впавших в летаргический сон, основывающиеся как на реальных фактах, так и на слухах. В завещания стал вводиться пункт, в котором прописывалось требование похоронить умершего только через несколько дней после кончины и при наличии явных признаков смерти. Возникшая паника подтолкнула к массовым вскрытиям гробов умерших родственников, и в некоторых случаях находили подтверждение тому, что они умерли в муках, очнувшись после летаргического сна в гробу, – их тела застыли в различных положениях, но не лежа на спине и со скрещенными на груди руками, некоторые даже лежали на животе. Этот страх просуществовал столетия! Ведь даже писатель Николай Гоголь, живший уже в середине девятнадцатого столетия, панически боялся уснуть летаргическим сном и на случай смерти отдал соответствующие распоряжения.
Во вскрытых гробах стали находить и покойников, которые хотя и не меняли своего положения, но выглядели словно живые. А если к этому добавить, что в те времена происходило много негативных событий: мор, эпидемии, убийства, пропажа людей, то вера в злобных живых мертвецов стала шириться.
Среди полученных библиотечных книг Владимир обнаружил «Слово святаго Григорья, изобретено в толцех о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали, то и ныне творят», составленное на основании поучений Григория Богослова. Вначале он посчитал, что Катя случайно дала ему эту книгу, но, увидев закладки, пробежал отмеченный ими текст. Из него следовало, что древние славяне до Перуна поклонялись другим божествам и «преже того клали требу упирем и берегинямъ».
«Выходит, наши предки одно время поклонялись упырям? – поразился он. – С берегинями все понятно – они берегли, охраняли, видимо, несли в себе доброе начало. Но кем для этих народов был упырь? Не могли же они мертвецам-кровососам приносить жертвы!»
Но толкования, кем были упыри, в которых верили древние славяне, Владимир не нашел. Он пришел к выводу, что, скорее всего, это было злое божество и жертвы ему приносились, чтобы умилостивить его. Возможно, упыри были как-то связаны с миром духов. Во всяком случае, вряд ли изначально слово «упырь» имело тот смысл, какой приобрело позднее.
В брошюрке под авторством Измаила Срезневского[20], которую Владимир бегло просмотрел, он нашел подтверждение существования трех периодов восточнославянского язычества: «период обожания Перуна был последним, период поклонения „роду и рожаницам“ – ему предшествующим, а древнейшим – период поклонения упырям и берегиням». В брошюре приводилось много примеров упоминания упырей в преданиях славян: в мужском роде (упир, упюр, впир, вампир) и в женском (упирина, вампера), и почти везде упырь являлся в образе либо летучей мыши, либо привидения, оборотня, злого духа, высасывающего кровь у людей.
Впрочем, это не помогло Владимиру ответить на главный вопрос: существуют ли или существовали упыри, вампиры, на самом деле? А если их нет, то почему среди множества мифических существ наибольший интерес до сих пор вызывают именно они? Стоит ли верить Кате, утверждавшей, что ее брат действительно видел недавно умершего Кузякина? Хотя, с другой стороны, если допустить существование упырей, происходящие в Чернигове события представляются логичными и связанными друг с другом. Феликс получает доказательство того, что дневник упыря Дунина-Борковского существует, и даже знает, где тот находится. Умирает его бывший приятель Кузякин, и вскоре исчезает его тело из могилы. Феликс сообщает сестре, что видел «живого» покойника – Кузякина. Следуют одна за другой странные смерти, тела убитых обескровлены. Можно предположить, что кто-то воспользовался дневником и «оживил» мертвеца, сотворил упыря, который теперь рыщет в поисках жертв. Убивают Феликса, возможно, единственного, кто знал, где хранится магический дневник Дунина-Борковского, и видел восставшего упыря. Вроде все говорит о том, что в городе промышляет упырь, за исключением того, что на шее жертв не следы зубов, клыков, а аккуратно сделанные надрезы.
Владимир решил, что пора пройтись по следам «упыря» Василия Дунина-Борковского. Для начала он поехал в Елецкий Успенский монастырь, где по преданию в притворе был похоронен Василий Дунин-Борковский как совершивший множество благих дел, жертвовавший на строительство и благоустройство монастырей и церквей Чернигова.
Чувствуя некоторое стеснение в груди, Владимир подошел к собору и, чтобы не заниматься самостоятельно поисками, попросил проходящего мимо монаха показать место захоронения Василия Дунина-Борковского. Тот нисколько не удивился просьбе и, войдя в притвор, провел Владимира в боковой проход, где на стене, под изображением кающегося грешника, была прикреплена бронзовая плита с велеречивой надписью: «Блаженной памяти благородного его милости пана Василя Борковского-Дунина его царской Пресветлой величности Войск запорожских обозного генерального, року Господнього 1717 января 9 написанный».
Дальше шли рифмованные строки славословья, говорилось о его благотворительной деятельности, указывалось, сколько было на его средства отремонтировано и построено церквей в Чернигове, пожертвовано им золота и серебра на их украшение.
– Где же само захоронение славного казацкого старшины? – поинтересовался Владимир.
– Под нами находится склеп, где и покоится тело благочестивого раба Божьего Василия, прославленного многими богоугодными делами.
– Такого уж благочестивого? – засомневался Владимир. – Люди говорят, что отказался он от причастия перед смертью, не захотел облегчить душу исповедью.
– Мало ли что люди говорят! Жена у него была весьма набожная, Мария Васильевна Шуба, дочь православного священника, – она бы этого не допустила, – твердо произнес инок.
Владимиру вспомнилась найденная в книге из перечня Феликса информация, что в год смерти Василия Дунина-Борковского, в 1702 году, в Чернигове пропало бесследно три десятка человек, а два десятка скончались по причине анемии. Для тогда небольшого города потеря полсотни жителей не могла остаться незамеченной. И что значит «по причине анемии»? Медики анемией называют малокровие, которое может привести к летальному исходу. В памяти Владимира всплыло обескровленное тело Феликса на секционном столе.
10
Вечером Владимир прогуливался возле Валов, ему нравились здешние скверы. Он предпочитал ужинать в театральном ресторане, на открытой площадке с чудесным видом, а не в гостиничном, где его раздражали вечерние завсегдатаи. В основном это были базарные торговцы, гордо называвшие себя купцами, и старшие приказчики магазинов, которые приходили с вульгарными, размалеванными девицами или без них, и обычно все заканчивалось тем, что они напивались, горланили песни и били посуду.
В театральном ресторане собирались люди приличные, они старались не привлекать к себе внимания, занятые собой и собеседниками. В будние дни ресторан заполнялся едва ли на треть. Владимир проводил время в одиночестве, просматривая в ожидании своего заказа свежую местную газету.
Сегодня на душе у него было легко, он ощущал приятную расслабленность. Он уже стал привыкать к этому городу, к неторопливой провинциальной жизни и даже свыкся с обязанностями младшего лекаря в нервно-психиатрическом отделении городской больницы. В этот раз он задержался в ресторане, ушел оттуда одним из последних, и когда возвращался в гостиницу через парк, уже сгустились сумерки.
У выхода из парка он увидел подъезжающую карету и вздрогнул от неожиданности: это была та самая странная черная карета с плотно зашторенными окнами, угрюмым кучером с надвинутым капюшоном плаща на лицо, которая уже не раз привлекала его внимание. Карета остановилась метрах в тридцати от него. Владимир, действуя скорее интуитивно, чем руководствуясь какими-либо соображениями, спрятался за деревом и осторожно выглянул из-за него. Время было не очень позднее, но место – безлюдное. Наделенному от природы прекрасным зрением Владимиру сумерки не были помехой, он все хорошо видел.
На оконце кареты сдвинулась темная занавеска, из него выглянула девушка в широкополой шляпе со страусовым пером; нижнюю половину ее лица прикрывал газовый, полупрозрачный шарф. Очевидно, убедившись, что опасность ей не угрожает, она вышла из кареты. На ней были фиолетовый, облегающий фигуру жакет, который подчеркивал ее осиную талию, и широкая юбка до пят. Она двигалась легко и грациозно, но держалась настороженно. Эта девушка вызвала у Владимира ассоциацию с ланью, с опаской передвигающейся по лесу.
Все тут было странным: мрачная карета; темный наряд незнакомки, не подходящий для юной девушки, тем более в летнее время, когда барышни предпочитают более светлые и яркие тона; то, что половину ее лица скрывал шарф, словно она не хотела, чтобы ее узнали. И то, что она вышла прогуляться в сгущающихся сумерках по почти безлюдному парку в одиночестве, хотя могла попросить сопровождать ее хотя бы кучера. То, что она держалась настороженно, говорило о том, что она отдает себе отчет, какой опасности подвергается. Наверняка она знала об убийствах. «Что ее толкнуло на это? У нее здесь назначена тайная встреча, и она не хочет, чтобы кто-нибудь из знакомых случайно ее увидел? Она замужем, и у нее встреча с любовником? Или, что более вероятно, она не замужем и встречается с любимым, которого по каким-то причинам не хотят видеть зятем ее родители?»
Владимир пошел за ней, стараясь оставаться незамеченным. Он понимал, что тайная слежка за незнакомой барышней – это неприличный поступок, но нашел себе оправдание: он не следит за ней, а охраняет ее.
Становилось все темнее, в парке стали зажигаться газовые фонари. Впрочем, их тут было немного, и боковые аллеи тонули во мраке. Но барышню темень не пугала, она свободно ориентировалась в парке. Чтобы не потерять ее из виду, Владимир значительно сократил расстояние между ними, не опасаясь, что его присутствие будет замечено, – барышня ни разу не обернулась.
Они вышли на площадку перед пушками, здесь было более людно и светло от фонарей, прогуливалось несколько влюбленных парочек. Владимир даже увидел городового, по-видимому делающего обход. Шарф на шее барышни от быстрой ходьбы несколько сполз вниз, а на ее лицо на мгновение упал свет фонаря – и Владимир вздрогнул от неожиданности. Черты лица были безупречны, и оно было бы прекрасным, божественным, если бы не необычного цвета, красноватая кожа нижней части лица и слишком бледная верхней! Но, словно почувствовав его взгляд, незнакомка поправила шарф, снова скрыв свое лицо. «Может, это наваждение? Мне показалось?» – подумал озадаченный Владимир.
Незнакомка остановилась у крайней пушки, свет от фонаря до нее почти не доставал. «Тут назначена встреча», – предположил Владимир, приняв решение, что, как только встреча произойдет, он развернется и уйдет прочь. Однако время шло, барышня оставалась в одиночестве, влюбленные парочки ушли, возле пушек стало безлюдно. Владимир направился к незнакомке, и, когда он уже почти подошел к ней, она резко обернулась.
– Зачем вам понадобилось меня преследовать? Кто вы? – спросила она таким тоном, словно поинтересовалась, который час, и находилась при этом не в темном безлюдном месте с незнакомым мужчиной, стоящим в нескольких шагах от нее.
«Она давно заметила меня?» Владимир почувствовал, что краснеет, и попытался объяснить свое поведение.
– Врач городской больницы Владимир Иванович Шульженко, – представился он. – Я увидел, что вы в одиночестве идете по темному парку, и набрался смелости, без вашего на то позволения, вас сопроводить, для вашей же безопасности.
– Моей безопасности?! – с горечью воскликнула барышня.
В ее чудесных голубых глазах читалась тревога, хотя держалась она уверенно.
– В городе теперь неспокойно. – Владимиру не хотелось говорить об убийствах. – Лучше одной не бывать в вечернее время в пустынных местах.
– Вы напрасно беспокоились обо мне. – Незнакомка вдруг быстрым неуловимым движением достала из сумочки маленький блестящий пистолет, но направила его в сторону. – Как видите, я смогу за себя постоять.
Владимир вспомнил распотрошенное тело физически крепкого мужчины, лежащего на секционном столе, и подумал, что игрушечный пистолетик вряд ли защитит от неведомой опасности.
– И все же я бы вам не рекомендовал прогуливаться поздно вечером, – настойчиво произнес он. – Зачем понапрасну рисковать? Беда всегда приходит неожиданно, и человек может быть не готов к этому.
– Вы очень любезны и даете полезные советы, – с легкой иронией произнесла незнакомка. – Но мне уже пора.
Владимир был сконфужен и мысленно ругал себя. Увязался за барышней, полез с ненужными советами, а может быть, и помешал ей с кем-то встретиться. Ведь она наверняка шла сюда с какой-то целью!
Незнакомка кивнула, развернулась и пошла по темной аллее, но, сделав всего несколько шагов, обернулась. Фонарь, находившийся рядом, осветил ее лицо, вернее, верхнюю его часть, не прикрытую шарфом. В ее глазах была такая тоска! И это никак не вязалось с ее ироничным тоном. Спустя какое-то мгновение она отвернулась и пошла дальше.
Владимир не знал, что ему делать. Ее взгляд что-то ему говорил, но что?! Как ему поступить – снова тайком следовать за ней? Идти своей дорогой?
Он сорвался с места и чуть ли не бегом догнал незнакомку. Произнес прерывистым от волнения голосом:
– Вы позволите проводить вас до кареты? – Сердце Владимира замерло в ожидании ответа.
– Сделайте милость! – повернув в его сторону голову, бросила незнакомка, продолжая идти.
Сюда не доходил свет фонарей, и Владимир не мог видеть, что выражал ее взгляд. Тон ее голоса был ровный, без эмоций.
Владимир шел рядом с девушкой, горя желанием узнать ее имя, хоть что-нибудь о ней. Он ей представился, она же не сочла нужным назвать себя. Напрямую спросить, как ее зовут, Владимир счел неприличным – ей решать, назвать свое имя незнакомому человеку или нет. «Надо завязать разговор, все равно о чем».
– Позвольте поинтересоваться, вы живете здесь?
– А вы недавно сюда приехали? – ответила незнакомка вопросом на вопрос. – Откуда вы?
– Из Киева, родился и жил там до недавнего времени. Окончил университет Святого Владимира и приехал в Чернигов работать в больнице.
– Что же вас заставило приехать в нашу глухомань?
«Похоже, она местная», – обрадовался Владимир: хоть что-то смог узнать о незнакомке.
– Новые впечатления, новые лица. Захотелось испытать себя на новом месте.
– Вы не разочаровались?