Свет невозможных звезд
Часть 46 из 63 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
— Знаешь, а это довольно глубокая мысль.
Нод раскрыл и сложил лепестки ближайшего ко мне лица.
— Философия — другое название механики.
Я провожала взглядом ковыляющего к двери драффа и дивилась, как мало знала одного из самых ценных членов своей команды.
А потом я подумала о Рили Эддисон. Она еще не оправилась от горя, и мне, пожалуй, стоило к ней заглянуть. Или лучше оставить ее справляться, как сама умеет, а время использовать на обсуждение стратегии и тактики с Оконкво?
Вставая, я выругалась. Мне хотелось одного — выпить крепкого джина, заползти в палатку спасательного плотика и, натянув на голову одеяло, блаженно забыться на много часов. Я постояла в дверях, решая, в какую сторону свернуть — налево по коридору, к рубке, или направо, к каюте Эддисон.
В этот самый момент сработала сигнализация.
33
Злая Собака
За свою недолгую жизнь я повидала многое. Я подбривала атмосферы газовых гигантов, влачилась в ледяных хвостах комет и даже ныряла в тело звезды. Я испытала бездонную пустоту высших измерений, парила на солнечных ветрах и видала смерть во всех ее обличьях. Я видела, как сквозь кроны джунглей дождем падают бомбы, как роем светляков летят торпеды, как яркое чистое атомное пламя испаряет глазные яблоки в глазницах людей.
Но порой мне снится не виданное: незнакомые лица и места, где я не бывала. Случалось, эти сны были так ярки и подлинны, что я просыпалась с чувством безмерной тоски и утраты.
Мне для поддержания на пике эффективности требуется периодически снижать нагрузку на органические компоненты, выплескивать из них накопившиеся за часы бодрствования токсины. Во время таких отключек я часто видела во сне одну деревушку. Серые хижины из сланца и дикого камня гнездились на коленях невысокого, заросшего лесом холма под низким дождливым небом. Деревня была старая. Узкие крутые улочки, ручейки, журчащие из тайных родников на холме, и травка для босоногих деревенских детей. Я не знала такого места, и все же иногда оно казалось реальным наравне с явью. Не говорила ли во мне наследственная память женщины, чьи стволовые клетки стали основой моей личности? Могла ли она пробудиться? А если нет, откуда прорывались эти сны?
После ухода с родной планеты драффов я заговорила об этом с Люси.
Мы встретились в виртуальной модели людной нью-йоркской забегаловки. За окнами исходил паром человеческий муравейник. В метре над мостовой проносились желтые такси. Вентиляторы гоняли старые газеты и обертки гамбургеров. Зеленые и красные огни светофоров подсвечивали оконные стекла. А в конце улицы дамба сдерживала вздувшиеся воды Атлантики.
Мы с Люси сидели на соседних табуретах, облокотившись на стойку. Она заказала огромную порцию розового молочного коктейля с шариком клубничного мороженого. Я взяла кофе.
— Какой вы предпочитаете, леди? — спросил меня парень за стойкой.
— Как моя душа, — ответила я. — Черный и горький.
— Сию минуту будет.
В ожидании заказа я объяснила Люси причину своих недоумений. Девочка слушала, болтая ногами, а когда я закончила, сказала:
— По-моему, ничего удивительного.
— Как же нет?
— Ты — военный корабль, дорогуша. Конструкторы заложили в тебя всяческие ограничители эмоционального развития. Обеспечили твою верность собачьими ДНК и встроили тебя в стаю.
— Все это я знаю.
— Ну как же ты не видишь?!
— Чего не вижу?
— Эти сны, — улыбнулась Люси, — начались, когда ты ушла со флота Конгломерата, так?
— Так.
— То есть тогда, когда у тебя начала развиваться совесть.
— По-твоему, это как-то связано? — Я не сумела скрыть недоверия.
— Конечно, связано, милая. Подумай сама. Твой ум был в смятении. Ты ушла от всего, для чего тебя сконструировали. Понятно, что твое подсознание стало искать идеальный образ дома.
— Ты думаешь?
— Очень даже думаю. Не забывай, с кем говоришь: я тысячу лет плавала одна в пространстве. Уж я кое-что знаю о тоске по дому.
Она выудила из кармана фартучка йо-йо и умелыми движениями кисти принялась разматывать и сматывать шнурок.
— Это нормально?
— Для человека — да.
— Но откуда берутся эти образы? Где та деревня?
Йо-йо замер в нескольких сантиметрах от черно-белой плитки пола. Свободной рукой Люси постучала себя по виску:
— Отсюда.
— Хочешь сказать, я все это выдумала?
Легкое движение кисти — и деревянная игрушка прыгнула ей в ладонь.
— Как сказать. Сны — забавная штука. В них часть — воображаемая, а другая часть — из сочетания пережитого и испытанного.
Бармен принес нам напитки, и Люси округлила глаза при виде горы взбитых сливок, украшавших ее стакан.
— То есть они сразу реальны и нереальны?
Девочка нахмурилась.
— Ну, как бы тебе объяснить? — Она огляделась в поисках вдохновения. — Мы только что побывали на родине драффов, так?
— Так.
— Ну вот, что случается с драффом, когда он умирает?
— Падает в перегной под корнями Мирового Древа.
— Вместе с их объедками, экскрементами и всем, что забрело туда, чтобы умереть.
— И что?
— Ну, твой мозг похож на тот перегной. Все, что ты видела и делала, все услышанные тобой разговоры, все данные, которые ты анализировала, все картинки, какие смотрела… Все это слипается в компост на дне твоего сознания. А во сне твой мозг наугад выхватывает оттуда кусочки. И из этих непереваренных кусочков пытается сложить связный рассказ.
— Значит, та деревня?..
— Как знать. Может, ты когда-то видела что-то похожее, или слышала чей-то рассказ о своей родине, или создала аппроксимацию на основе личных представлений о том, что такое «деревня». — Она шумно отхлебнула коктейль и обратила ко мне клоунское личико с пышными молочными усами. — Суть не в том, как она выглядит, а в том, что выражает. Для тебя это — утрата дома.
Я позвенела ногтем о край кофейной чашечки.
— Итак, сны — это неконтролируемая симуляция символического содержания?
Люси поморщилась.
— Конечно, если тебе нравится изображать ученую зануду.
— А можно от них как-нибудь избавиться?
— Избавиться? — захлопала глазами Люси. — Детка, зачем же от них избавляться?
Я, вдруг смутившись, почесала косматый затылок. Костлявые запястья торчали из почерневшего манжета моей белой рубашки. Мне не нравилось ощущать себя беззащитной, выставленной напоказ.
— Затем, что они меня расстраивают.
Она засмеялась и снова отхлебнула из стакана.
— Для того, кто все потерял, сны — как сувениры. Они оживляют прошлое и напоминают тебе, кто ты.
— Но меня не программировали жить прошлым.
— Однако ты живешь, не так ли?
— Разве?
Люси тыльной стороной ладони вытерла губы.
— Ты только что лишилась брата, — сказала она. — Как ты себя чувствуешь?
Я прижала пальцы ко лбу. Перед глазами встал Адалвольф — корабль и аватара. Такой гордый, такой уверенный в себе. Прирожденный вожак, никуда не годный советчик. Такой надменный, что хотелось дать в зубы. Такой безрассудный и точный, что нельзя было им не восхищаться.
— Мне больно.
— Как же иначе!