Создай себе имидж
Часть 9 из 24 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
• Сцепленные наподобие пирамидки руки помогают подавить проявления нервозной манерности. Положив руки со сцепленными ладонями перед собой на стол, вы этим как бы «отмечаете границу своей территории». (Предлагаемая интерпретация: уверенность и самообладание).
• Оставляя свое подбрюшье незащищенным, вы кажетесь уверенными в себе и доступными.
• Сохранение неподвижности в какой-то ситуации передает ощущение раскованности и удобства, особенно если есть возможность держать руки и ноги неподвижными и расслабленными.
• Жесты, показывающие окружающим открытые ладони. (Предлагаемая интерпретация: ничего не скрываю).
• Сидя асимметрично, вы даете понять, что уверенно распоряжаетесь занимаемым пространством.
• Наклон корпуса вперед означает проявление интереса, но может и наводить на мысль, что вы всеми силами стараетесь достичь сопричастности в ущерб своему самообладанию, в итоге ваш статус может понизиться.
• Удобное положение стоя на ненапряженных ногах, расслабленно опустив руки вдоль туловища.
• Общаясь с кем-то, кто нам очень нравится или с кем мы хотели бы установить взаимопонимание, мы подаемся корпусом в его направлении и при этом нередко скрещиваем ноги.
• Чем сильнее вы проникаетесь сочувствием к кому-либо, тем больше вероятность, что вы начнете инстинктивно подражать его языку телодвижений.
Негативные сигналы
• Проявления нервозности: человек обкусывает ногти, барабанит пальцами или постукивает ногой, теребит волосы, одергивает или поправляет одежду, приводит в порядок прическу, приглаживает брови, жует резинку, курит.
• Игра с разными предметами и собственными вещами — карандашами, сумками, записными книжками, обручальными кольцами. (Предлагаемая интерпретация: потребность в каких-то действиях с целью снять напряжение).
• Проявления аффектации, например когда человек, расхаживая или стоя, широким жестом выбрасывает руку в сторону, указывают на застенчивость.
• Привлечение внимания к собственной сексуальности путем подчеркивания определенных частей тела. Нередко женщины непреднамеренно демонстрируют свою женственность, например когда стоят опершись на одну ногу, в результате бедра смещаются в сторону, притягивая взор наблюдателя.
• Показывать на кого-то пальцем, повторять негативные жесты, размахивать кулаком или стучать им по столу — значит демонстрировать свою агрессивность и внутреннее напряжение.
• Прикосновения к лицу ассоциируются с отрицательными эмоциями — виной, сомнениями в себе, раздражением. В частности:
Прикосновения к шее и губам: сомнение, нежелание говорить или слушать то, что говорят другие. (И это может спровоцировать затруднительные положения). Когда человек потирает щеки (челюсти) или шею, он выражает этим жестом потребность расслабиться, поскольку напряжение чаще всего проявляется именно в этих местах.
Прикосновение к носу: считается, что этот жест указывает на неискренность.
Прикосновение к глазам: не нравится то, что перед глазами, или не хочется больше видеть этого (предлагаемая интерпретация). Человек закрывает ладонями лицо и глаза, испытывая сильное желание отгородиться от страха, печали, усталости.
Прикосновение к ушам: вам не нравится то, что вы слышите (предлагаемая интерпретация).
Прикосновение
Временами люди дополняют язык телодвижений и жестикуляцию прикосновениями. Отношение к прикосновениям столь же индивидуально, как и восприятие личного пространства. Обычно привилегией коснуться первыми пользуются лица более влиятельные, располагающие более высоким статусом или взрослые по отношению к детям. Иногда прикосновение может быть неверно истолковано. Скажем, человек прикасается к другому в поисках сопричастности с ним, а тот рассматривает прикосновение как вторжение.
Джейн устроилась на работу в новую компанию. В первый же день работы на новом месте ее шеф Тони приходит поинтересоваться, как идут дела. Она сообщает, что у нее все отлично, но лицо выражает озабоченность. Тони, будучи человеком «тактильным», ободряюще похлопывает ее пониже спины. Джейн воспринимает этот жест двояко; во-первых, она приходит к мысли, что Тони откровенно пытается утвердить свое право контроля над ней, напоминая, что он ее начальник, и, во-вторых, ее беспокоит, уж не принял ли он ее на работу лишь потому, что она ему нравится.
Пусть у вас не создастся впечатление, что прикасаться к кому-то — нехорошо, другое дело, что нужно чувствовать, в каких ситуациях и по отношению к кому этот жест будет уместен. Вы рискуете ошибиться, если будете исходить из предположения, что все вокруг такие же тактильные или, напротив, сдержанные, как вы. Большинству из нас нравится ощущать прикосновения. Эсти Лаудер придерживалась мнения, что стоит продавщице в отделе косметики прикоснуться к клиенту, чтобы нанести мазок крема под пудру или капнуть пробными духами, как тот непременно что-нибудь да купит. И в самом деле, при посещении некоторых магазинов вас не оставляет ощущение, будто ваши запястья буквально повязаны чересчур усердными продавцами, предлагающими на пробу парфюмерные новинки. Подобная тактика широко распространена в этом секторе торгового бизнеса, тем более что женщины вообще прикасаются одна к другой гораздо чаще, чем мужчины.
Здесь немалую роль играют социальные и культурные влияния, и чем более экспрессивны представители той или иной расы, тем в большей степени они склонны использовать прикосновения. Жители Северной Европы довольно сдержанно используют прикосновения. Жизнь в перенаселенных городах с их высокой платой за право на уединение и личную безопасность и вынужденная необходимость выдерживать толчею в часы пик едва ли способствуют желанию вступать в физический контакт с кем бы то ни было.
Упражнения по тренировке языка тела
В век высоких технологий одним из наиболее эффективных средств получения обратной связи в отношении языка телодвижений является просмотр видеозаписей выполняемых вами упражнений. Если это недоступно, упражнения лучше всего проделывать при помощи другого лица или просто зеркала.
1. Задайте какой-нибудь вопрос, немного двигая головой, а затем повторите его, стараясь удерживать голову неподвижно. Движения совершайте как можно более естественно, а когда удерживаете голову неподвижно, следите, чтобы не было ни покачиваний головы, ни даже малейших ее наклонов вперед или в стороны. Какой стиль дается вам легче? У большинства людей отмечается доминирование одной из этих тенденций. Понаблюдайте, как влияет стиль, с которым вы меньше знакомы, на ваш голос и выражение лица.
2. В положении сидя с помощью негативного языка телодвижений примите позу, которая отталкивала бы от вас окружающих и устраняла желание с вами общаться. Проделайте то же упражнение в положении стоя. Что конкретно вы делаете, и какую из этих поз вы принимаете по привычке?
3. В положении сидя и стоя принимайте позы, демонстрирующие открытость, расслабленность и уверенность; эти позы не должны вызывать у вас ощущения дискомфорта. Следите, чтобы голова, шея и плечи были расслаблены, а спина казалась широкой и длинной. Запомните эти позы. Они окажутся чрезвычайно полезными при создании вашего общего имиджа. Находясь под пристальными взглядами окружающих, вы сможете принимать эти позы абсолютно уверенно.
4. Поинтересуйтесь у приятеля или коллеги, не замечали ли они у вас проявлений нервозности. Попробуйте уговорить их подавать условные сигналы вроде звука «о-опс» или чего-либо в равной мере раздражающего всякий раз, как у вас появятся признаки подобной манеры; это позволит резко изменить ситуацию к лучшему. Может помочь и другой способ: приколите записки с напоминаниями не манерничать, скажем «не крутить волосы», на своем столе, около телефона, рядом с экраном компьютера.
5. Сознательно подражая людям, попытайтесь проникнуться их чувствами и используйте язык телодвижений для установления более сильного взаимопонимания. Наблюдайте за окружающими и учитесь у них. Проявлять естественное любопытство к людям — вот самый легкий путь к совершенствованию в этой области.
Выражение лица
Такие ли у нас лица, каких мы заслуживаем? Если на моем лице то и дело появляется какое-то привычное выражение, то «впечатывается» ли оно в черты лица? И если да, то не постараться ли, чтобы оно было улыбчивым, а не хмурым? По большей части красивые лица с тонкими чертами теряют свою привлекательность, если на них написано раздражение или гнев. Обратите внимание, что две вертикальные морщинки между бровями придают некоторым лицам озабоченность. На выражении лица сказывается и манера держать голову. Если вы откидываете голову назад, то окружающие могут счесть вас высокомерными, если же склоняете голову набок, лицо приобретает несколько недоуменное выражение.
Людям свойственно рассматривать лица с определенной долей предубеждения. К примеру, чем лучше выглядит обвиняемый на судебном процессе, тем больше вероятность, что его оправдают. Мы судим о людях по их лицевым характеристикам, пока не познакомимся с ними поближе: толстые губы находим чувственными, тонкие — заурядными, высокий лоб свидетельствует об интеллекте, маленькие глазки часто говорят, что их обладатель бесчестен. И все же выражение вашего лица, возможно, лучше характеризует вашу личность, чем его черты.
Темп смены выражений вашего лица зависит от таких факторов как особенности личности, уровень культуры и даже от пола. Если вы неохотно выражаете свои чувства, то и лицо ваше не будет отличаться особой подвижностью. Некоторые восточные народы выказывают очень мало эмоций и по большей части скупо используют выражения лица, хотя, в отличие от нас, на редкость открыто выражают свое горе. Что касается нашей культуры, то, как правило, женщины в эмоциональном отношении отличаются большей выразительностью.
Чтобы уметь выдерживать жизненные испытания, нужно приучить себя к сдержанности в выражении эмоций с помощью мимики. Нередко бывает так, что вы, проснувшись поутру и чувствуя необычайный прилив энтузиазма и готовность к любым приятным переживаниям, уготованным жизнью, выпархиваете на улицу с сияющим лицом, красноречиво передающим это ощущение радости жизни, а заканчивается все тем, что переживания оказываются страшно далеки от тех, на которые вы настроились. Более того, для представителей некоторых профессий, например, полицейских или военных, выказывание эмоций в чрезвычайных ситуациях было бы только в ущерб их работе. Не удивительно, что офицеры этих служб вырабатывают в себе навык удерживать верхнюю губу буквально в «одеревеневшем» состоянии. Это позволяет за каменным выражением лица прятать свои эмоции. Но всем нам тоже приходится в той или иной мере маскировать свои лица, и если «маска», которую вы обычно носите, выражает озабоченность или раздражительность, то и отношение окружающих к вам будет соответствующим. В главе шестой будет показано, какое влияние эти «маски» могут оказывать на речь.
Некоторые люди улыбаются неохотно, находя свои зубы недостаточно красивыми. Тем не менее, улыбка — большое благо; помните, что «поведение порождает поведение», и если вы улыбаетесь кому-то, тот на мгновение чувствует себя счастливее. Нередко наше напряжение отражается у нас на лице, мышцы деревенеют, маскируя естественные реакции. Допустим, вы, желая выразить качество, которым, по вашему мнению, природа вас обделила, к примеру властность, пробуете придать лицу соответствующее выражение. Эта маска легко может стать привычной, что служит показателем того, насколько вы не уверены в собственном авторитете. Она начнет появляться у вас как свидетельство нервозности, не оставляя места другим выражениям лица. Тем самым видимая восприимчивость к потребностям других людей будет ограничена. И если вы будете обращаться к подчиненному с начальственным выражением на лице, его уверенность будет подорвана. Аналогичным образом люди, сами того не осознавая, часто выглядят осуждающими, агрессивными или язвительными.
Иногда в попытке отстоять свою «отстраненность» и индивидуальность человек становится совершенно непостижимым для окружающих. Он проявляет отчужденность, полагая, что это возвышает его над другими. В том, что человек почти не открывает своего истинного «я», таится серьезная опасность. Индивидуум, для которого такой стиль представления становится привычным, не может обрести уверенность. И все кончится тем, что в нем накопится громадный запас долго сдерживаемых чувств и реакций. В хорошо налаженных, уравновешенных взаимоотношениях каждый из участников обязательно открывает другому какие-то свои качества, пряча некоторые от посторонних глаз. Необходимо и налаживать атмосферу понимания, и отстаивать право на уединение. Вместе с тем бывают ситуации, например, деловые переговоры, когда обе стороны могут принять бесстрастное выражение, не желая открывать оппонентам своих истинных намерений.
Если вы испытываете сильное напряжение в лицевых мускулах, когда чем-то взволнованы или утомлены, мышцы могут начать судорожно подергиваться. В главе шестой приведены упражнения, помогающие справиться с этим явлением. Глядя кому-то в лицо, мы примерно равное время уделяем разглядыванию губ и глаз. Глухие часто судят о других по напряжению лицевых мускулов и, как мне говорили приятели, тоже страдающие отсутствием слуха, их суждения обычно оказываются верными. Кстати, даже улыбка может стать свидетельством нервозности, приводя окружающих в замешательство.
Сара занимала должность менеджера в местной администрации; она проявляла незаурядные способности, но, похоже, испытывала трудности в ситуациях, где надо было постоять за себя. Начальство направило ее на курсы по выработке уверенности, где ей понравилось, и ее содержание обогатилось, но форма так и осталась весьма далекой от идеала. Ее по-прежнему прерывали, осаждали криком и не принимали всерьез ее указаний. Дело в том, что свидетельством нервозности Сары была не вполне естественная улыбка, которая не сходила с губ. Даже выговаривая кому-то за то, что тот не справился с работой, она по-прежнему улыбалась. Людей эта улыбка просто ставила в тупик. Когда же ее лицо было по-настоящему расслабленным, ей удавалось усиливать значимость своих сообщений за счет выражения лица.
Проявлениями нервозности на лице можно управлять, попросив других сообщать о появлении ее признаков, напрягая и расслабляя мышцы лица и массируя мускулы. Вот несколько разновидностей проявления манерности в выражении лица:
• напряжены мышцы лба, в результате вы при общении с другими чересчур энергично шевелите бровями. Если вы то и дело приподнимаете брови, это отвлекает внимание окружающих и может вызвать с их стороны недоуменную или насмешливую реакцию;
• лоб напряжен и нахмурен;
• общаясь с другими, вы выпячиваете челюсть вперед, что придает вам агрессивный вид;
• поджатые губы (воспринимается как неодобрение), кончики губ опущены вниз (лицо принимает страдальческое или недовольное выражение);
• привычка щуриться или вращать глазами может быть вызвана изъянами зрения или раздражением глаз контактными линзами. Частое моргание также может являться проявлением нервозности, своего рода попыткой «отгородиться от предметов»;
• привычка краснеть — цвет лица показывает, как мы реагируем друг на друга. Кожа бледнеет от страха и заливается румянцем от гнева. Обычно покрасневший чувствует себя менее уютно, чем наблюдающий за ним: многие из нас испытывают сочувствие к краснеющему, рассматривая это свойство как показатель чувствительности.
Вы можете до некоторой степени понизить свою чувствительность. Поработайте над ситуациями, которые могут заставить вас покраснеть, и затем подготовьтесь. Приготовьте четыре вопроса о присутствующих, которые вы зададите себе: «Какой язык телодвижений они используют? Что выражают их лица? Удобно ли они себя чувствуют? Могу ли я сделать что-то, чтобы им стало лучше?». Если вы достаточно сильно сосредоточитесь на них, то, скорее всего, на будете краснеть. Но не предавайтесь отчаянию, если с первого раза у вас ничего не получится, ведь реакция покраснения очень устойчива, и может потребоваться несколько попыток, прежде чем вы сможете ее контролировать.
Иногда вид покрасневшего человека наводит на мысль об исходящей от него угрозе. Покраснение лица обычно ассоциируется с гневом, поэтому окружающие могут начать обращаться с вами деликатно из опасения, как бы этот гнев не обрушился на них. Не все способны увидеть за румянцем того, что есть на самом деле, а именно вашего смущения.
Поддержание зрительного контакта
Наиболее важную роль в том впечатлении, которое вы производите на других людей, играют «зеркала вашей души». Если вы хотите подать себя человеком уверенным, искренним и восприимчивым, непременно установите с окружающими постоянный и непосредственный визуальный контакт. Обычно мужчины уделяют зрительному контакту больше внимания когда говорят сами, а не когда слушают других. В противоположность им, женщины чаще прибегают к визуальному контакту, слушая других, и реже — когда говорят сами. В некоторых культурах, скажем, на том же Востоке, у женщин в обычае редко обращаться к непосредственному зрительному контакту.
Если кто-то почти не смотрит на вас, причин этому может быть несколько. Во-первых, не исключено, что вы ему или ей просто не нравитесь, почему он или она и не обращает внимания на ваше присутствие. В любой группе все будут смотреть на самого известного и уважаемого из присутствующих чаще, чем на остальных людей. Во-вторых, возможно, тот, кто не смотрит на вас, просто робок, и уклонение от визуального контакта есть не что иное, как проявление нервозности. В-третьих, он может считать свой статус выше вашего и потому не торопится заметить вас. Четвертая причина, к которой следует присмотреться повнимательнее: этот человек находит вас весьма привлекательными и, опасаясь, что вы заметите его широко раскрытые глаза, отгоняет мысли о начале игры. К этому можно добавить, что большинство отъявленных лгунов недооценивают потребность поддерживать постоянный визуальный контакт, а наиболее «простодушные» обманщики просто избегают его.
Не видя глаз человека, мы оказываемся в невыгодном положении, поскольку без визуального контакта трудно составить о нем правильное представление. Звезды кино и поп-музыки носят темные очки, очевидно не желая быть узнанными — а поскольку мы не видим их глаз, это только усиливает ореол таинственности и повышает их статус.
Немаловажно также правильно выбирать «дозу» визуального контакта. Если сидящий напротив в автобусе или трамвае неотрывно смотрит на вас, вам становится не по себе. Создается впечатление, что он пытается ошеломить вас, намеренно демонстрируя свое превосходство. Если же ваши глаза слишком быстро пробегают по лицам окружающих, те могут почувствовать некоторую напряженность, вы лишаетесь возможности проследить за их реакцией, и впечатление будет таким, будто вы ощущаете неловкость и желаете поскорее выпутаться из создавшейся ситуации.
В последнее время большое внимание уделяется вопросам мышления «правым и левым полушариями мозга». Установлено, что левое полушарие управляет структурированным, логическим мышлением, тогда как правое — эмоциональными и интуитивными реакциями. Одни исследователи полагают, что если глаза человека в процессе размышлений движутся вправо, то он использует левое полушарие; если же влево, то он мыслит правым полушарием. Другие придерживаются мнения, что движение глаз может указывать, сопровождается ли процесс мышления визуальной реакцией (индивидуум под сильным впечатлением от увиденного), слуховой реакцией (индивидуум остро реагирует на то, что слышит) или реакцией кинестезической (он особо отзывчив на ощущения и прикосновения). Движение глаз вверх вправо или влево либо в центр на среднее расстояние указывает на визуальную ориентацию, движение вбок (вправо или влево) и вниз влево — на слуховую реакцию, а если глаза опускаются вниз вправо, то это свидетельство кинестезической реакции. (Описание движений дается с точки зрения человека, выполняющего эти движения. Для левшей направление движений будет противоположным).
Привычка избегать визуального контакта, обусловленная застенчивостью, приобретается очень легко. Но если вы, входя в помещение, не смотрите на находящихся в ней людей, то позже вам будет очень трудно установить с ними этот контакт. Несколько упражнений, приведенных ниже, заставят вас полнее осознать силу зрительного контакта и помогут избавиться от трудностей в этой области.