Создай себе имидж
Часть 8 из 24 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
При наличии напряженности подобного рода вы можете каждый раз, когда говорите, выдвигать подбородок вперед, как это было описано ранее (подобная привычка отличала Уинстона Черчилля и иногда проявляется у Нейла Киннока). При этом шея выглядит короче, а голова словно втянута в плечи — в таком облике действительно есть что-то бычье. Вы также можете склонять голову набок, что придаст вам несколько любопытный вид, весьма далекий от образа сильного и решительного человека. Если вы часто опускаете голову к груди, ваш вид будет указывать на застенчивость, склонность самоуничижению и, возможно, даже страх. Подобные привычки как правило усугубляются при разговоре с другими людьми, когда вы посещаете многолюдную вечеринку, выступаете на собрании либо встречаетесь с кем-нибудь в первый раз.
Попытайтесь взглянуть объективно на свое отражение в зеркале или попросите друга либо родственника помочь вам. Нормальный позвоночник несколько искривлен в области шеи (вот почему в описанных ранее упражнениях для расслабления на полу я рекомендовала подложить под голову книжку или подушку — для сохранения естественного изгиба). Попробуйте установить, подаете ли вы в качестве естественной реакции голову вперед и не задираете ли вверх подбородок; многие из нас реагируют подобным образом, когда говорят либо прилагают различные усилия.
Когда голова чувствует себя комфортно и естественно в центральном положении, скованности и напряжения в области шеи и горла не ощущается, что благоприятно сказывается на имидже в целом.
Упражнения для борьбы с напряженностью шеи
1. Плавно и мягко покивайте головой, как те кивающие собаки, которых часто можно видеть через задние стекла автомобилей. Цель — растянуть шею и освободиться от напряжения. Когда вы освоите мягкие, почти гипнотические движения и почувствуете, что шея расслабилась, походите по комнате, продолжая плавно кивать головой. Многие люди при ходьбе подают голову вперед, что нелепо смотрится и создает напряжение. Данное упражнение служит для предотвращения этой привычки.
2. Помассируйте тыльную часть шеи, используя круговые движения в области двух больших мускулов, идущих от верхней части спины к затылку. Если мускулы под руками твердые, они напряжены; в результате массажа они должны «размягчиться». Сейчас во многих салонах красоты делают массаж шеи мужчинам и женщинам, способный буквально творить чудеса в этих частях тела. Эта услуга предлагается обычно по разумной цене и не требует больших затрат времени.
3. Плавно повращайте головой так, чтобы лицо все время смотрело вперед, но не поворачивайте его из стороны в сторону. Цель состоит в растяжении и расслаблении мышц шеи, а не в закручивании их.
4. Уроните голову на грудь. Помните, что голова в среднем весит около десяти фунтов. Сцепив руки, положите их на затылок, помогая растягивать шею. Подберите такое положение шеи и плеч, в котором чувствуете себя комфортно; проследите, чтобы дыхание во время ВЫДОХА было медленным.
Плечи
Некоторые из нас выглядят так, словно несут на своих плечах весь мир. Шея и плечи расположены рядом, и если вы чувствуете напряжение в одной области, оно будет распространяться и на другую. Если вы попытаетесь напрячь тыльную часть шеи, создавая дополнительное искривление верхней части позвоночника, плечи начнут округляться. Плечи представляют собой достаточно большую часть тела, и напряжение может быстро переходить с них на предплечья, руки и пальцы — вот почему многие из нас бывают не в состоянии стоять с расслабленными руками: мы барабаним пальцами по бедрам или плотно сжимаем руки в кулаках.
Плечи являются главным местом сосредоточения напряжения у многих людей; они выглядят при этом слегка приподнятыми и поданными вперед. Если вы принадлежите к числу таких людей, рекомендуем вам говорить себе: «плечи вниз и назад» — всегда, когда предоставляется такая возможность; особенно подходят для этого ситуации, когда вы едете в поезде, идете по улице либо ведете автомобиль. Реакция на эту команду должна войти у вас в привычку. Плечи очень важны для «формировании образа» — неслучайно в одежде используют накладные плечи, придающие людям видимую значимость. Если хотите, плечи служат той «вешалкой», на которой держится остальная часть тела. Внимательно понаблюдайте за ораторами, выступающими по телевизору (особенно за теми, кто говорит о кризисе либо находится под пристальным вниманием), и вы научитесь узнавать напряженные плечи. Приведенные ниже упражнения могут помочь при наличии напряжения в области груди и лопаток.
Упражнения для борьбы с напряжением плеч и груди
1. Подымите плечи и уроните их, убедившись, что опуская плечи, облегчаете напряжение. «Доведите» их до самых ушей, подымая поочередно маленькими шажками. Затем полностью отпустите.
2. Плавно повращайте плечами назад, растягивая мышцы груди, затем вперед, растягивая лопатки. Пять раз вперед и пять раз назад. В промежутках, кивая головой, проверяйте, не появилось ли напряжение в области шеи.
3. Вытяните руки перед грудью и сцепите пальцы. Не поднимая плечи, потяните руки вперед, растягивая лопатки.
4. Соедините руки за спиной и вытяните их назад и вверх дальше от тела. Добивайтесь ощущения снижения напряжения в области груди и лопаток.
5. Люди с большой напряженностью груди часто выглядят слегка «надутыми» — такая осанка придает самодовольный вид. Обычная реакция в случае паники — человек кладет руку на грудь, словно успокаивая ее. Здесь может помочь упражнение, при котором вы изгибаете позвоночник так, что грудь сжимается, затем расправляете его — плечи при этом отводятся вниз и назад, а мышцы груди расслабляются.
Живот
К сожалению, живот не становится плоским, когда вы его напрягаете. Когда нервничаете, можете даже почувствовать, как у вас бурлит в животе, или, еще хуже, испытать острую потребность бежать в туалет. Для плоского живота нужны упражнения типа «сесть-встать», но напрягать живот при этом не нужно. Если вас действительно беспокоит напряжение в области живота, попробуйте дыхательные упражнения, описанные в шестой главе; рекомендуется также использовать мысленные команды о расслаблении данной области тела.
Ноги
Если для вас характерна напряженность и скованность ног, этим вы даете дополнительную нагрузку на спину. При напряженных ногах поясница слишком искривлена, а живот выпячен вперед. Вы выглядите так, точно все туловище в средней части выступает вперед. Если вы уже привыкли стоять со скованными ногами, у вас будет весьма странное ощущение, когда попробуете стоять, расслабив их. Не забывая напоминать себе расслаблять таким образом ноги, вы минимизируете вероятность болей в нижней части спины.
Если вас ожидает ответственная ситуация, встряхните перед выходом руки и ноги. Перед ответственными разговорами, собеседованиями, презентациями, встречами разогрев тела не менее важен, чем остальная подготовка. Окружающие будут оценивать вас по осанке и языку тела.
Лин и Салли очень похожи; обе они невысокие хрупкие брюнетки с короткими стрижками. Лин движется медленно, вяло; кажется, она никогда не спешит. У Салли, напротив, движения быстрые, точные, как у птицы. Они еще не скажут ни слова, а у окружающих уже складываются о них абсолютно разные впечатления; друзья считают Лин раскованной, беззаботной и даже ленивой; Салли же слывет энергичной, эффективной, часто напряженной.
Характеризуя движения, мы говорим о скорости, направлении и позе движущегося. Если в какой-либо ситуации вы чувствуете себя неловко, ваши движения как правило будут быстрыми и порывистыми, поскольку вы стремитесь вырваться из этой ситуации. Часто мы быстро движемся тогда, когда считаем, что нам надоедают. Медленные тяжелые движения могут свидетельствовать о нерешительности и недостатке энергии.
Если вы удовлетворены своим телом и чувствуете себя раскованно, ваши движения будут энергичными и плавными; вы не будете суетиться и дергаться, будете стремиться занять побольше пространства. Многие из нас обладают характерной походкой, в которой движение направляется определенной частью тела. В школе у нас была девушка, которая была необъяснимо популярна у мальчиков. Многие из нас безуспешно пытались понять, чем же она их привлекает. Годы спустя, думая об этой девушке, я вспомнила, что она всегда ходила так, словно ее движение направлялось тазом, и это придавало ей обольстительный вид и привлекало внимание к области бедер.
У каждого из нас есть свой особый стиль движения. Одни люди двигаются по прямым линиям, как с точки зрения перемещения тела как целого, так и в отношении индивидуальных жестов. Другие предпочитают более извилистые пути, синусоидальные движения. Одни из нас всегда направляются строго вперед — и головой, и жестами. Другие предпочитают более размашистую жестикуляцию, которая делает их «объемнее». Для отдельных людей характерна тенденция в движении вытягиваться вверх, а их жестикуляция сосредоточена в верхней части тела.
Если кто-то с вами не согласен или меняет свое отношение к тому, что вы говорите, он будет постоянно двигаться. Слушатель может слегка скорректировать свою позу, переместив вес с одной ягодицы на другую, или использовать защитный жест типа поглаживания подбородка. В любом случае, если только ваши собеседники не искушены в вопросах языка тела, вы сможете определить, как они реагируют на ваши слова. Не стоит даже напоминать, что ненужные движения — пустая трата энергии.
Имеет смысл попытаться освоить «искусство неподвижности». Если вы умеете оставаться относительно спокойными, особенно при оказании на вас давления, то будете выглядеть сдержанно, и ваш вид будет «остужать» других. Просто попробуйте сидеть абсолютно неподвижно, сконцентрировав внимание на дыхании, и проанализируйте состояние тела, выявив напряженные области. Расслабьте их.
Жесты
Одни жесты, такие как поцелуи, рукопожатия, указания на что-то или кого-либо выполняются сознательно. Другие же, вроде потирания носа, постукивания ногой, почесывания за ухом, суть бессознательные действия. Мы ежедневно делаем сотни жестов, отражающих чувства и передающих сигналы другим людям.
При толковании жестов важно рассматривать их в конкретном контексте. Здесь имеют значение поза человека, его положение, а также быстрота и энергичность жестов. Если вы откинулись на спинку стула и покачиваете рукой, сжатой в кулак, это не будет угрожающим жестом; другое дело, если вы будете сидеть на стуле прямо, наклонив корпус вперед. Помахивание пальцем в направлении кого-то в медленном, расслабленном темпе может означать, что вы заявляете «Говорил я тебе»; если же вы быстро и энергично грозите пальцем, это означает гораздо более серьезный выговор. Люди редко сохраняют полную неподвижность; обычно мы переходим от одного жеста к другому. Следует иметь это в виду при толковании жестов с фотографий, рисунков или кинокадров.
При интерпретации языка телодвижений существует опасность перестараться. Увидев, как кто-то коснулся кончика носа, вы можете решить, что он не настолько искренен, как вам показалось вначале. А на самом деле у человека просто зачесалась левая ноздря.
Некоторые люди, причем женщины чаще, чем мужчины, сопровождают речь частыми движениями головы. Создается впечатление, будто они ищут от окружающих одобрительной реакции. Если вы наблюдали за мужчиной — исполнителем женской роли, то могли заметить, что он преувеличенно кивает головой, чтобы выглядеть более женственным. Наблюдая за двумя беседующими женщинами, нередко можно видеть, как их головы совершают нечто вроде танца: вначале одна поворачивается в сторону, затем другая — туда же.
Когда говорят люди, создающие впечатление целеустремленных, несгибаемых и волевых, они большей частью держат голову неподвижно, лишь поводя глазами, чтобы взглянуть на других. Эту манеру нередко можно заметить у выступающих по телевизору представителей полиции; от этого они кажутся более авторитетными и грозными. Если отказаться от излишних движений головой, то беглость речи возрастет, поскольку ваша энергия будет направлена только на нее. На старых кинохрониках видно, что такие признанные ораторы, как Мартин Лютер Кинг и Энох Пауэлл, были чрезвычайно скупы на движения головы.
Если вы много двигаете головой, отчасти из желания получить одобрение окружающих, но в какой-то ситуации хотите выглядеть очень авторитетным, контролируйте движения головы.
Чем сильнее в человеке ощущение необходимости защититься, тем энергичнее он будет прикрывать свое «подбрюшье»(нижнюю часть живота), то есть переднюю часть тела. Когда нас атакуют, наиболее уязвимыми оказываются мягкие, мышечные части тела, такие как грудь и гениталии, и мы инстинктивно стремимся защитить их. Если же ваше подбрюшье будет открыто атаке, вы окажетесь уязвимыми, но, приняв непринужденную позу, станете выглядеть более авторитетно. Прикройте подбрюшье, скрестив ноги или закинув ногу за ногу, наклоните голову, сцепите ладони перед собой, скрестите руки на груди, поднимите руки к лицу. Когда кошка чувствует себя в безопасности, она переворачивается на спину и доверчиво подставляет свое брюхо, чтобы вы почесали его. Люди не заходят так далеко, но и мы, выражая ощущение безопасности и доверия, оставляем подбрюшье неприкрытым.
Хотя при появлении угрозы мы защищаем тело, но жесты, которыми при этом пользуемся, вовсе не обязательно воспринимаются окружающими как выражение опасности. Например, скрещенные руки в определенных ситуациях могут читаться как агрессивное сопротивление или отрицание того, что говорится. Этот жест часто используется людьми, отличающимися особой рассудительностью. Если вы что-то доказываете человеку, сидящему к вам лицом со скрещенными руками и лодыжками, и он меняет позу, опуская руки на колени и ровно ставя ноги на пол, это может означать, что он начинает проникаться вашими доводами.
Чем менее оборонительным будет используемый вами язык телодвижений, тем более авторитетными, восприимчивыми и доступными вы будете казаться. Крупные политические деятели и некоторые члены королевской фамилии, особенно по официальным случаям, стоят и беседуют заложив руки за спину. Это поза влиятельного человека, а сложенные за спиной руки уменьшают риск проявления нервозной манерности. (Разумеется, в отличие от нас с вами, столь высокопоставленных лиц обычно сопровождают телохранители, готовые в случае необходимости броситься на защиту подбрюшья короля или политика).
Временами мы пускаем в дело язык телодвижений для намеренной демонстрации подбрюшья в качестве выражения доверия. Если, войдя в помещение, вы видите кого-то, сидящего откинувшись на стуле, почти лежащего на нем, с закинутыми за голову руками, со сцепленными на затылке ладонями, его поза говорит примерно следующее: «Эй, что вам здесь нужно, что вы можете сделать для меня?» Есть и другие разновидности этой позы — откинувшись назад, забросив руки за спинку стула, или сидя в асимметричной позе, свободно свесив одну руку, а вторую положив на колени. Эта поза, отражающая высокий статус и более распространенная среди мужчин, имеет сексуальный подтекст благодаря выставленным на всеобщее обозрение ягодицам и тому, что можно бы назвать «инструментом». Женщина, принявшая такую позу, посылает сигналы, говорящие о ее сексуальной доступности. С другой стороны, женщину может напугать мужчина в такой позе, поскольку она видит в нем наблюдателя и оценщика. Но если соблюдать меру при демонстрации подбрюшья и «инструмента», эта поза станет менее угрожающей.
Слушатели курсов часто спрашивают: «Я знаю, что сидеть со скрещенными ногами нехорошо, но мне в такой позе очень удобно. Это ничего?» По моему мнению, изучение языка телодвижений неразумно сводить лишь к показу «правильных» и «неправильных» поз, в нем основной упор должен приходиться на использование знаний для выражения позитивного имиджа и его эффективной настройки на окружающих. Мы же в большинстве своем применяем его инстинктивно.
Скажем, вы направляетесь к двум коллегам с целью обсудить предстоящую общую работу над новым проектом. Войдя в комнату, вы видите, что оба ваших коллеги сидят со скрещенными ногами, наклонившись вперед, и готовы к действию. Вы садитесь, скрещиваете ноги и наклоняетесь на своем стуле вперед. Совещание проходит успешно.
Если бы вы, войдя в комнату, откинулись на спинку стула, скрестив руки на груди, то встреча могла бы и не начаться столь успешно. Нас привлекают индивидуумы, похожие на нас, но не просто физическими чертами, а своей позой. Один из простейших способов стать похожим на другого человека — принять такую же позу. Чем точнее вы «отражаете» кого-то, тем больше взаимопонимание. Агенты некоторых торговых фирм используют этот прием сознательно, копируя язык телодвижений своих клиентов. Естественно, вы как клиент в любой момент можете принять самую причудливую позу и посмотреть, что получится…
С помощью жестикуляции мы успокаиваем себя и снимаем напряжение. Обхватив себя руками, вы можете «обнять себя»; таким образом можно и согреться. Приняв такую позу, потрите предплечья, это помогает лучше успокоиться. Можно потирать и другие части тела: ноги, подбородок, шею. Делая так, повторяйте про себя: «Все идет действительно хорошо».
Нередко мы в попытках унять напряжение прибегаем к приему, именуемому «вытесняющей деятельностью». Такие действия как притопывание ногой, выколачивание дроби пальцами, жевание резинки, накручивание пряди волос, обкусывание ногтей, никак не связаны с причиной напряжения, но они эффективно выполняют для него роль отдушины. К сожалению, подобные привычки по большей части раздражают окружающих, особенно если те и сами пребывают во взвинченном состоянии. Мы используем в качестве «вытесняющей деятельности» и звуки — хорошим примером этого служит нервный смешок.
Когда люди прихорашиваются, отводят волосы назад, разглаживают юбку, подтягивают брюки, манипулируют манжетами рубашки, одергивают джемпер или стряхивают воображаемую пыль с одежды, тем самым они стараются успокоить себя, используя эти жесты как вытесняющую деятельность. Здесь я главным образом имею в виду действия, которое мы нередко совершаем перед тем, как войти в помещение с незнакомыми людьми, все те незначительные штрихи, которыми мы подправляем свой внешний вид. Нередко мы даже не осознаем, что делаем их. Очевидно, чем больше вы уверены в своей презентации, тем спокойнее и раскрепощенное будете себя чувствовать и тем меньше вам придется беспокоиться, даже подсознательно, о своей наружности.
Пространство
Сидя, вы уже частично защищаете свое подбрюшье, именно поэтому многие так не любят стоять перед группой, предпочитая сидеть. Но, с другой стороны, стоя вы смотритесь крупнее за счет того, что занимаете гораздо больше пространства, и если вы при этом чувствуете себя комфортно, то будете выглядеть заметно внушительнее, чем когда сидите. Стоя мы более решительны, поэтому если собрания в вашем офисе превратились в бесконечные мероприятия, предложите проводить их стоя.
Язык телодвижений может сделать нас зрительно больше или меньше. Если я стою, уперев руки в бедра и широко расставив ноги, то за счет большего объема занимаемого пространства буду выглядеть гораздо крупнее, чем если бы я составила ноги носками внутрь и, опустив плечи, скрестила руки на груди. Энергично жестикулируя и то и дело меняя позы, вы будете выглядеть крупнее, чем вы есть в действительности. Это характерно для актеров. Видя их вне сцены, вы с удивлением обнаруживаете, что в жизни они не такие уж крупные люди.
Вопрос использования пространства далеко не праздный. Каждый из нас располагает неким «пузырем» личного пространства, внутри которого можно перемещаться, причем радиус такого пузыря у разных людей неодинаков. Влиятельная особа смотрится в пространстве чрезвычайно комфортно и захватывает его довольно много за счет экспансивной жестикуляции. Человек менее значительный и места будет занимать меньше. Индивидуумы, осознающие свою «значимость» и занимающие много пространства, легко могут приобрести угрожающий вид, подойдя вплотную и тем самым вторгшись в пространство кого-нибудь не столь экспансивного. Здесь действует фактор «таких, как мы»; если вы не понимаете чьего-то способа использования личного пространства, резко отличающегося от вашего, может показаться, что он таит угрозу.
Чувствуя себя уверенно, нужно уметь удобно стоять и сидеть, занимая значительное пространство и позволяя другим обозревать себя. Пританцовывая на месте или переминаясь с ноги на ногу, вы даете понять окружающим, что предпочли бы не быть втянутыми в эту конкретную ситуацию. Энергичность жестикуляции определяется уровнем культуры и особенностями личности индивидуума. Некоторые национальности славятся своей непомерной экспрессивностью и экспансивностью. С другой стороны, значительные различия в этом отношении могут наблюдаться в пределах одной нации и даже между отдельными классами. К примеру, на Британских островах жители южных регионов используют менее экспрессивный язык телодвижений, нежели северяне, валлийцы или ирландцы.
Если вы организуете бизнес с представителями других национальностей, дело пойдет тем успешнее, чем лучше вы будете понимать особенности языка их телодвижений и способы использования личного пространства. Майкл Арджайл в книге «The Psychology of Interpersonal Behaviour» («Психология межличностного общения») описывает эксперимент с арабскими мужчинами, которые в ходе общения располагаются обычно гораздо ближе друг к другу, чем представители большинства других национальностей. Мужчинам-арабам были представлены две группы иностранцев, одна из которых была обучена принятому у них языку телодвижений. Как и следовало ожидать, представители этой группы гораздо больше пришлись арабам по душе. Поэтому ведя международный бизнес, полезно развивать в себе такие качества, как наблюдательность и адаптируемость.
Наиболее красноречивыми бывают те жесты, которые противоречат тому, о чем говорят ваши лицо и голос. Если вы неискренни, то, скорее всего, ограничите использование языка телодвижений, иначе он может выдать вас. Если же человек говорит с удовольствием и вдобавок на свою любимую тему, его язык телодвижений нередко становится экспансивным и раскрепощенным.
Некоторые жесты носят откровенно негативный характер. Если кто-то, обращаясь к вам, то и дело грозит пальцем, вы невольно почувствуете себя напроказившим школьником. Этот прием в ходу у многих политиков. Ниже приведен список позитивных и негативных сигналов, передаваемых с помощью языка телодвижений, жестов и поз. Проблеме языка тела посвящено немало исследований, в некоторых из них приводятся очень своеобразные толкования поз. Есть среди них и несколько несуразные, но забавные, они включены в список с комментарием «предлагаемые интерпретации», что отнюдь не означает моего согласия с ними.
Позитивные сигналы
Попытайтесь взглянуть объективно на свое отражение в зеркале или попросите друга либо родственника помочь вам. Нормальный позвоночник несколько искривлен в области шеи (вот почему в описанных ранее упражнениях для расслабления на полу я рекомендовала подложить под голову книжку или подушку — для сохранения естественного изгиба). Попробуйте установить, подаете ли вы в качестве естественной реакции голову вперед и не задираете ли вверх подбородок; многие из нас реагируют подобным образом, когда говорят либо прилагают различные усилия.
Когда голова чувствует себя комфортно и естественно в центральном положении, скованности и напряжения в области шеи и горла не ощущается, что благоприятно сказывается на имидже в целом.
Упражнения для борьбы с напряженностью шеи
1. Плавно и мягко покивайте головой, как те кивающие собаки, которых часто можно видеть через задние стекла автомобилей. Цель — растянуть шею и освободиться от напряжения. Когда вы освоите мягкие, почти гипнотические движения и почувствуете, что шея расслабилась, походите по комнате, продолжая плавно кивать головой. Многие люди при ходьбе подают голову вперед, что нелепо смотрится и создает напряжение. Данное упражнение служит для предотвращения этой привычки.
2. Помассируйте тыльную часть шеи, используя круговые движения в области двух больших мускулов, идущих от верхней части спины к затылку. Если мускулы под руками твердые, они напряжены; в результате массажа они должны «размягчиться». Сейчас во многих салонах красоты делают массаж шеи мужчинам и женщинам, способный буквально творить чудеса в этих частях тела. Эта услуга предлагается обычно по разумной цене и не требует больших затрат времени.
3. Плавно повращайте головой так, чтобы лицо все время смотрело вперед, но не поворачивайте его из стороны в сторону. Цель состоит в растяжении и расслаблении мышц шеи, а не в закручивании их.
4. Уроните голову на грудь. Помните, что голова в среднем весит около десяти фунтов. Сцепив руки, положите их на затылок, помогая растягивать шею. Подберите такое положение шеи и плеч, в котором чувствуете себя комфортно; проследите, чтобы дыхание во время ВЫДОХА было медленным.
Плечи
Некоторые из нас выглядят так, словно несут на своих плечах весь мир. Шея и плечи расположены рядом, и если вы чувствуете напряжение в одной области, оно будет распространяться и на другую. Если вы попытаетесь напрячь тыльную часть шеи, создавая дополнительное искривление верхней части позвоночника, плечи начнут округляться. Плечи представляют собой достаточно большую часть тела, и напряжение может быстро переходить с них на предплечья, руки и пальцы — вот почему многие из нас бывают не в состоянии стоять с расслабленными руками: мы барабаним пальцами по бедрам или плотно сжимаем руки в кулаках.
Плечи являются главным местом сосредоточения напряжения у многих людей; они выглядят при этом слегка приподнятыми и поданными вперед. Если вы принадлежите к числу таких людей, рекомендуем вам говорить себе: «плечи вниз и назад» — всегда, когда предоставляется такая возможность; особенно подходят для этого ситуации, когда вы едете в поезде, идете по улице либо ведете автомобиль. Реакция на эту команду должна войти у вас в привычку. Плечи очень важны для «формировании образа» — неслучайно в одежде используют накладные плечи, придающие людям видимую значимость. Если хотите, плечи служат той «вешалкой», на которой держится остальная часть тела. Внимательно понаблюдайте за ораторами, выступающими по телевизору (особенно за теми, кто говорит о кризисе либо находится под пристальным вниманием), и вы научитесь узнавать напряженные плечи. Приведенные ниже упражнения могут помочь при наличии напряжения в области груди и лопаток.
Упражнения для борьбы с напряжением плеч и груди
1. Подымите плечи и уроните их, убедившись, что опуская плечи, облегчаете напряжение. «Доведите» их до самых ушей, подымая поочередно маленькими шажками. Затем полностью отпустите.
2. Плавно повращайте плечами назад, растягивая мышцы груди, затем вперед, растягивая лопатки. Пять раз вперед и пять раз назад. В промежутках, кивая головой, проверяйте, не появилось ли напряжение в области шеи.
3. Вытяните руки перед грудью и сцепите пальцы. Не поднимая плечи, потяните руки вперед, растягивая лопатки.
4. Соедините руки за спиной и вытяните их назад и вверх дальше от тела. Добивайтесь ощущения снижения напряжения в области груди и лопаток.
5. Люди с большой напряженностью груди часто выглядят слегка «надутыми» — такая осанка придает самодовольный вид. Обычная реакция в случае паники — человек кладет руку на грудь, словно успокаивая ее. Здесь может помочь упражнение, при котором вы изгибаете позвоночник так, что грудь сжимается, затем расправляете его — плечи при этом отводятся вниз и назад, а мышцы груди расслабляются.
Живот
К сожалению, живот не становится плоским, когда вы его напрягаете. Когда нервничаете, можете даже почувствовать, как у вас бурлит в животе, или, еще хуже, испытать острую потребность бежать в туалет. Для плоского живота нужны упражнения типа «сесть-встать», но напрягать живот при этом не нужно. Если вас действительно беспокоит напряжение в области живота, попробуйте дыхательные упражнения, описанные в шестой главе; рекомендуется также использовать мысленные команды о расслаблении данной области тела.
Ноги
Если для вас характерна напряженность и скованность ног, этим вы даете дополнительную нагрузку на спину. При напряженных ногах поясница слишком искривлена, а живот выпячен вперед. Вы выглядите так, точно все туловище в средней части выступает вперед. Если вы уже привыкли стоять со скованными ногами, у вас будет весьма странное ощущение, когда попробуете стоять, расслабив их. Не забывая напоминать себе расслаблять таким образом ноги, вы минимизируете вероятность болей в нижней части спины.
Если вас ожидает ответственная ситуация, встряхните перед выходом руки и ноги. Перед ответственными разговорами, собеседованиями, презентациями, встречами разогрев тела не менее важен, чем остальная подготовка. Окружающие будут оценивать вас по осанке и языку тела.
Лин и Салли очень похожи; обе они невысокие хрупкие брюнетки с короткими стрижками. Лин движется медленно, вяло; кажется, она никогда не спешит. У Салли, напротив, движения быстрые, точные, как у птицы. Они еще не скажут ни слова, а у окружающих уже складываются о них абсолютно разные впечатления; друзья считают Лин раскованной, беззаботной и даже ленивой; Салли же слывет энергичной, эффективной, часто напряженной.
Характеризуя движения, мы говорим о скорости, направлении и позе движущегося. Если в какой-либо ситуации вы чувствуете себя неловко, ваши движения как правило будут быстрыми и порывистыми, поскольку вы стремитесь вырваться из этой ситуации. Часто мы быстро движемся тогда, когда считаем, что нам надоедают. Медленные тяжелые движения могут свидетельствовать о нерешительности и недостатке энергии.
Если вы удовлетворены своим телом и чувствуете себя раскованно, ваши движения будут энергичными и плавными; вы не будете суетиться и дергаться, будете стремиться занять побольше пространства. Многие из нас обладают характерной походкой, в которой движение направляется определенной частью тела. В школе у нас была девушка, которая была необъяснимо популярна у мальчиков. Многие из нас безуспешно пытались понять, чем же она их привлекает. Годы спустя, думая об этой девушке, я вспомнила, что она всегда ходила так, словно ее движение направлялось тазом, и это придавало ей обольстительный вид и привлекало внимание к области бедер.
У каждого из нас есть свой особый стиль движения. Одни люди двигаются по прямым линиям, как с точки зрения перемещения тела как целого, так и в отношении индивидуальных жестов. Другие предпочитают более извилистые пути, синусоидальные движения. Одни из нас всегда направляются строго вперед — и головой, и жестами. Другие предпочитают более размашистую жестикуляцию, которая делает их «объемнее». Для отдельных людей характерна тенденция в движении вытягиваться вверх, а их жестикуляция сосредоточена в верхней части тела.
Если кто-то с вами не согласен или меняет свое отношение к тому, что вы говорите, он будет постоянно двигаться. Слушатель может слегка скорректировать свою позу, переместив вес с одной ягодицы на другую, или использовать защитный жест типа поглаживания подбородка. В любом случае, если только ваши собеседники не искушены в вопросах языка тела, вы сможете определить, как они реагируют на ваши слова. Не стоит даже напоминать, что ненужные движения — пустая трата энергии.
Имеет смысл попытаться освоить «искусство неподвижности». Если вы умеете оставаться относительно спокойными, особенно при оказании на вас давления, то будете выглядеть сдержанно, и ваш вид будет «остужать» других. Просто попробуйте сидеть абсолютно неподвижно, сконцентрировав внимание на дыхании, и проанализируйте состояние тела, выявив напряженные области. Расслабьте их.
Жесты
Одни жесты, такие как поцелуи, рукопожатия, указания на что-то или кого-либо выполняются сознательно. Другие же, вроде потирания носа, постукивания ногой, почесывания за ухом, суть бессознательные действия. Мы ежедневно делаем сотни жестов, отражающих чувства и передающих сигналы другим людям.
При толковании жестов важно рассматривать их в конкретном контексте. Здесь имеют значение поза человека, его положение, а также быстрота и энергичность жестов. Если вы откинулись на спинку стула и покачиваете рукой, сжатой в кулак, это не будет угрожающим жестом; другое дело, если вы будете сидеть на стуле прямо, наклонив корпус вперед. Помахивание пальцем в направлении кого-то в медленном, расслабленном темпе может означать, что вы заявляете «Говорил я тебе»; если же вы быстро и энергично грозите пальцем, это означает гораздо более серьезный выговор. Люди редко сохраняют полную неподвижность; обычно мы переходим от одного жеста к другому. Следует иметь это в виду при толковании жестов с фотографий, рисунков или кинокадров.
При интерпретации языка телодвижений существует опасность перестараться. Увидев, как кто-то коснулся кончика носа, вы можете решить, что он не настолько искренен, как вам показалось вначале. А на самом деле у человека просто зачесалась левая ноздря.
Некоторые люди, причем женщины чаще, чем мужчины, сопровождают речь частыми движениями головы. Создается впечатление, будто они ищут от окружающих одобрительной реакции. Если вы наблюдали за мужчиной — исполнителем женской роли, то могли заметить, что он преувеличенно кивает головой, чтобы выглядеть более женственным. Наблюдая за двумя беседующими женщинами, нередко можно видеть, как их головы совершают нечто вроде танца: вначале одна поворачивается в сторону, затем другая — туда же.
Когда говорят люди, создающие впечатление целеустремленных, несгибаемых и волевых, они большей частью держат голову неподвижно, лишь поводя глазами, чтобы взглянуть на других. Эту манеру нередко можно заметить у выступающих по телевизору представителей полиции; от этого они кажутся более авторитетными и грозными. Если отказаться от излишних движений головой, то беглость речи возрастет, поскольку ваша энергия будет направлена только на нее. На старых кинохрониках видно, что такие признанные ораторы, как Мартин Лютер Кинг и Энох Пауэлл, были чрезвычайно скупы на движения головы.
Если вы много двигаете головой, отчасти из желания получить одобрение окружающих, но в какой-то ситуации хотите выглядеть очень авторитетным, контролируйте движения головы.
Чем сильнее в человеке ощущение необходимости защититься, тем энергичнее он будет прикрывать свое «подбрюшье»(нижнюю часть живота), то есть переднюю часть тела. Когда нас атакуют, наиболее уязвимыми оказываются мягкие, мышечные части тела, такие как грудь и гениталии, и мы инстинктивно стремимся защитить их. Если же ваше подбрюшье будет открыто атаке, вы окажетесь уязвимыми, но, приняв непринужденную позу, станете выглядеть более авторитетно. Прикройте подбрюшье, скрестив ноги или закинув ногу за ногу, наклоните голову, сцепите ладони перед собой, скрестите руки на груди, поднимите руки к лицу. Когда кошка чувствует себя в безопасности, она переворачивается на спину и доверчиво подставляет свое брюхо, чтобы вы почесали его. Люди не заходят так далеко, но и мы, выражая ощущение безопасности и доверия, оставляем подбрюшье неприкрытым.
Хотя при появлении угрозы мы защищаем тело, но жесты, которыми при этом пользуемся, вовсе не обязательно воспринимаются окружающими как выражение опасности. Например, скрещенные руки в определенных ситуациях могут читаться как агрессивное сопротивление или отрицание того, что говорится. Этот жест часто используется людьми, отличающимися особой рассудительностью. Если вы что-то доказываете человеку, сидящему к вам лицом со скрещенными руками и лодыжками, и он меняет позу, опуская руки на колени и ровно ставя ноги на пол, это может означать, что он начинает проникаться вашими доводами.
Чем менее оборонительным будет используемый вами язык телодвижений, тем более авторитетными, восприимчивыми и доступными вы будете казаться. Крупные политические деятели и некоторые члены королевской фамилии, особенно по официальным случаям, стоят и беседуют заложив руки за спину. Это поза влиятельного человека, а сложенные за спиной руки уменьшают риск проявления нервозной манерности. (Разумеется, в отличие от нас с вами, столь высокопоставленных лиц обычно сопровождают телохранители, готовые в случае необходимости броситься на защиту подбрюшья короля или политика).
Временами мы пускаем в дело язык телодвижений для намеренной демонстрации подбрюшья в качестве выражения доверия. Если, войдя в помещение, вы видите кого-то, сидящего откинувшись на стуле, почти лежащего на нем, с закинутыми за голову руками, со сцепленными на затылке ладонями, его поза говорит примерно следующее: «Эй, что вам здесь нужно, что вы можете сделать для меня?» Есть и другие разновидности этой позы — откинувшись назад, забросив руки за спинку стула, или сидя в асимметричной позе, свободно свесив одну руку, а вторую положив на колени. Эта поза, отражающая высокий статус и более распространенная среди мужчин, имеет сексуальный подтекст благодаря выставленным на всеобщее обозрение ягодицам и тому, что можно бы назвать «инструментом». Женщина, принявшая такую позу, посылает сигналы, говорящие о ее сексуальной доступности. С другой стороны, женщину может напугать мужчина в такой позе, поскольку она видит в нем наблюдателя и оценщика. Но если соблюдать меру при демонстрации подбрюшья и «инструмента», эта поза станет менее угрожающей.
Слушатели курсов часто спрашивают: «Я знаю, что сидеть со скрещенными ногами нехорошо, но мне в такой позе очень удобно. Это ничего?» По моему мнению, изучение языка телодвижений неразумно сводить лишь к показу «правильных» и «неправильных» поз, в нем основной упор должен приходиться на использование знаний для выражения позитивного имиджа и его эффективной настройки на окружающих. Мы же в большинстве своем применяем его инстинктивно.
Скажем, вы направляетесь к двум коллегам с целью обсудить предстоящую общую работу над новым проектом. Войдя в комнату, вы видите, что оба ваших коллеги сидят со скрещенными ногами, наклонившись вперед, и готовы к действию. Вы садитесь, скрещиваете ноги и наклоняетесь на своем стуле вперед. Совещание проходит успешно.
Если бы вы, войдя в комнату, откинулись на спинку стула, скрестив руки на груди, то встреча могла бы и не начаться столь успешно. Нас привлекают индивидуумы, похожие на нас, но не просто физическими чертами, а своей позой. Один из простейших способов стать похожим на другого человека — принять такую же позу. Чем точнее вы «отражаете» кого-то, тем больше взаимопонимание. Агенты некоторых торговых фирм используют этот прием сознательно, копируя язык телодвижений своих клиентов. Естественно, вы как клиент в любой момент можете принять самую причудливую позу и посмотреть, что получится…
С помощью жестикуляции мы успокаиваем себя и снимаем напряжение. Обхватив себя руками, вы можете «обнять себя»; таким образом можно и согреться. Приняв такую позу, потрите предплечья, это помогает лучше успокоиться. Можно потирать и другие части тела: ноги, подбородок, шею. Делая так, повторяйте про себя: «Все идет действительно хорошо».
Нередко мы в попытках унять напряжение прибегаем к приему, именуемому «вытесняющей деятельностью». Такие действия как притопывание ногой, выколачивание дроби пальцами, жевание резинки, накручивание пряди волос, обкусывание ногтей, никак не связаны с причиной напряжения, но они эффективно выполняют для него роль отдушины. К сожалению, подобные привычки по большей части раздражают окружающих, особенно если те и сами пребывают во взвинченном состоянии. Мы используем в качестве «вытесняющей деятельности» и звуки — хорошим примером этого служит нервный смешок.
Когда люди прихорашиваются, отводят волосы назад, разглаживают юбку, подтягивают брюки, манипулируют манжетами рубашки, одергивают джемпер или стряхивают воображаемую пыль с одежды, тем самым они стараются успокоить себя, используя эти жесты как вытесняющую деятельность. Здесь я главным образом имею в виду действия, которое мы нередко совершаем перед тем, как войти в помещение с незнакомыми людьми, все те незначительные штрихи, которыми мы подправляем свой внешний вид. Нередко мы даже не осознаем, что делаем их. Очевидно, чем больше вы уверены в своей презентации, тем спокойнее и раскрепощенное будете себя чувствовать и тем меньше вам придется беспокоиться, даже подсознательно, о своей наружности.
Пространство
Сидя, вы уже частично защищаете свое подбрюшье, именно поэтому многие так не любят стоять перед группой, предпочитая сидеть. Но, с другой стороны, стоя вы смотритесь крупнее за счет того, что занимаете гораздо больше пространства, и если вы при этом чувствуете себя комфортно, то будете выглядеть заметно внушительнее, чем когда сидите. Стоя мы более решительны, поэтому если собрания в вашем офисе превратились в бесконечные мероприятия, предложите проводить их стоя.
Язык телодвижений может сделать нас зрительно больше или меньше. Если я стою, уперев руки в бедра и широко расставив ноги, то за счет большего объема занимаемого пространства буду выглядеть гораздо крупнее, чем если бы я составила ноги носками внутрь и, опустив плечи, скрестила руки на груди. Энергично жестикулируя и то и дело меняя позы, вы будете выглядеть крупнее, чем вы есть в действительности. Это характерно для актеров. Видя их вне сцены, вы с удивлением обнаруживаете, что в жизни они не такие уж крупные люди.
Вопрос использования пространства далеко не праздный. Каждый из нас располагает неким «пузырем» личного пространства, внутри которого можно перемещаться, причем радиус такого пузыря у разных людей неодинаков. Влиятельная особа смотрится в пространстве чрезвычайно комфортно и захватывает его довольно много за счет экспансивной жестикуляции. Человек менее значительный и места будет занимать меньше. Индивидуумы, осознающие свою «значимость» и занимающие много пространства, легко могут приобрести угрожающий вид, подойдя вплотную и тем самым вторгшись в пространство кого-нибудь не столь экспансивного. Здесь действует фактор «таких, как мы»; если вы не понимаете чьего-то способа использования личного пространства, резко отличающегося от вашего, может показаться, что он таит угрозу.
Чувствуя себя уверенно, нужно уметь удобно стоять и сидеть, занимая значительное пространство и позволяя другим обозревать себя. Пританцовывая на месте или переминаясь с ноги на ногу, вы даете понять окружающим, что предпочли бы не быть втянутыми в эту конкретную ситуацию. Энергичность жестикуляции определяется уровнем культуры и особенностями личности индивидуума. Некоторые национальности славятся своей непомерной экспрессивностью и экспансивностью. С другой стороны, значительные различия в этом отношении могут наблюдаться в пределах одной нации и даже между отдельными классами. К примеру, на Британских островах жители южных регионов используют менее экспрессивный язык телодвижений, нежели северяне, валлийцы или ирландцы.
Если вы организуете бизнес с представителями других национальностей, дело пойдет тем успешнее, чем лучше вы будете понимать особенности языка их телодвижений и способы использования личного пространства. Майкл Арджайл в книге «The Psychology of Interpersonal Behaviour» («Психология межличностного общения») описывает эксперимент с арабскими мужчинами, которые в ходе общения располагаются обычно гораздо ближе друг к другу, чем представители большинства других национальностей. Мужчинам-арабам были представлены две группы иностранцев, одна из которых была обучена принятому у них языку телодвижений. Как и следовало ожидать, представители этой группы гораздо больше пришлись арабам по душе. Поэтому ведя международный бизнес, полезно развивать в себе такие качества, как наблюдательность и адаптируемость.
Наиболее красноречивыми бывают те жесты, которые противоречат тому, о чем говорят ваши лицо и голос. Если вы неискренни, то, скорее всего, ограничите использование языка телодвижений, иначе он может выдать вас. Если же человек говорит с удовольствием и вдобавок на свою любимую тему, его язык телодвижений нередко становится экспансивным и раскрепощенным.
Некоторые жесты носят откровенно негативный характер. Если кто-то, обращаясь к вам, то и дело грозит пальцем, вы невольно почувствуете себя напроказившим школьником. Этот прием в ходу у многих политиков. Ниже приведен список позитивных и негативных сигналов, передаваемых с помощью языка телодвижений, жестов и поз. Проблеме языка тела посвящено немало исследований, в некоторых из них приводятся очень своеобразные толкования поз. Есть среди них и несколько несуразные, но забавные, они включены в список с комментарием «предлагаемые интерпретации», что отнюдь не означает моего согласия с ними.
Позитивные сигналы