Создай себе имидж
Часть 18 из 24 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Существуют такие формы организации информации, при использовании которых усвоение информации идет с большей эффективностью. Нечетное количество тезисов, группы из трех понятий (например, вера, надежда, любовь) параллели и сравнения (с одной стороны…, с другой стороны…) являются эффективными методами изложения информации. Люди лучше запоминают нечетные числа, потому что они образуют в мозгу более четкую структуру.
В начале выступления определенное время уходит на то, чтобы аудитория к вам приспособилась. На этом этапе следует говорить со скоростью приблизительно 130–150 слов в минуту, то есть примерно в три раза медленнее, чем информация может обрабатываться мозгом. Затем внимание аудитории неизбежно будет отвлекаться. Чтобы привлечь внимание с самого начала и поддерживать его до конца выступления, можно использовать специальные приемы, например, делая спорные заявления, высказывая риторические и обычные вопросы, меняя позицию, рассказывая анекдоты и шутки, используя разный уровень громкости голоса. Обычно внимание аудитории отвлекается уже через десять минут, и если выступление длинное, оно должно перемежаться вышеперечисленными приемами.
Большинство людей понимают необходимость энергичного начала выступления, но многие забывают, что еще более важную роль играет энергичность завершения. Ведь это — последнее, что слышит от вас аудитория, поэтому оно должно быть самым запоминающимся.
Если оратор чувствует себя в чем-либо виноватым, он или она часто возвращается назад, пытается вносить какие-то поправки. Перескакивание с одной мысли на другую отвлекает слушателя от содержания выступления. Если подготовлено энергичное окончание, следует уложиться в нужное время и логично завершить речь. Четкость заключения способна компенсировать запинки, встречающиеся в начале, и даже вялую середину выступления.
Привлекайте все свое воображение в выборе методов. Чем вы доступнее и ближе аудитории, тем лучше. Хорошо, если уже в начале выступления удается добиться реакции аудитории, это часто оказывается весьма полезным. Вы должны показать, что признательны аудитории, и еще сильнее вовлечь в свое выступление, это обычно нравится людям. Помните, что в больших группах люди чувствуют себя менее скованно, и такая форма реакции как смех является весьма заразительной.
Заметки и тезисы
Вы сами должны принять решение, как будете выступать. Меня просто в ужас приводят презентации, на которых люди читают по бумажке буквально каждое слово. Это не выступления, а декламация какая-то. Написанный на бумаге текст и текст, произнесенный вслух, звучат совершенно по-разному. Например, расстановка пауз в устной речи отличается от расстановки знаков препинания в тексте. Читая свою речь по бумажке, вы создаете определенный барьер между собой и слушателями. И если вы заинтересованы в результатах своего выступления и стремитесь добиться взаимопонимания с аудиторией, используйте лишь заметки и тезисы. Люди часто используют полные сценарии, потому что не уверены в своих ораторских способностях, однако это обычно не помогает. Политики используют заранее написанные речи, чтобы можно было гарантировать точность цитат в прессе.
В заметках должны содержаться основные идеи выступления. Совсем необязательно записывать целые предложения, достаточно отдельных слов и заголовков. Можно также полностью записать цитаты, цифры и статистику, потому что все это бывает трудно запомнить. Неплохо пометить в заметках свои намерения, например в какой части выступления вы хотите убедить слушателей в чем-либо, а также отразить инструкции для себя — сделать «вузу, перевести дыхание и т. д. Используйте разноцветные пишущие приборы и пишите разборчиво.
Большинство людей пишут заметки в более развернутом виде, чем в действительности необходимо, помногу говорят о том, что им хорошо знакомо, даже не заглядывая в свои записи. Заметки играют при этом роль своего рода страховки. Репетируя выступление, следует «подчищать» заметки, сводя их к необходимому минимуму.
Аудитории обычно нравятся ораторы, которые вообще не используют каких-либо записей. Если хорошо знаете тему и способны мысленно представлять структуру выступления — это могут быть заголовки трех основных пунктов речи — нужно попробовать. Если это кажется вам слишком радикальным, просто положите свои заметки на стол, чтобы был «спасательный жилет» на случай, если начнете «тонуть». Никогда не учите текст выступления наизусть. В этом случае аудитория сделает вывод, что вы вспоминаете слова — это будет заметно по движению глаз — и неспособны донести до слушателей смысл выступления.
Регламент
В шоу-бизнесе часто повторяют присловье: «Всегда оставляй кое-что про запас, сделай так, чтобы им хотелось еще». Она применима и к выступлениям перед публикой. К сожалению, публике свойственно считать, что слушать выступающих — достаточно утомительное занятие. Поэтому даже самый лучший оратор часто лишь поднимается в глазах аудитории, если заканчивает свое выступление немного раньше, чем планировалось.
Если вам поручили сделать достаточно длинное выступление, не забывайте, что это ваше время, и вы сами решаете, как его распределить. Если на выступление дали сорок минут, можете выступать в течение получаса, а оставшееся время посвятить ответам на вопросы.
Репетирование
Как только сложится общая концепция выступления, начинайте выражать свои идеи вслух. Многие ошибочно просиживают многие часы над материалом к выступлению, так ни разу и не попробовав произнести его вслух, и результат оказывается фатальным. Выражение идей вслух помогает решить, какие из них следует включить в окончательный вариант выступления, а какие — нет. Попросите, чтобы вас послушал кто-нибудь из друзей, членов семьи либо профессиональный консультант. Задайте им вопрос, достигает ли ваша речь своей цели, и попросите критически проанализировать ее стиль и содержание. Естественно, вам будет при этом несколько неловко, но такой метод приносит большую пользу. Попросите наблюдателя указывать на проявления нервозности и на не очень симпатичные жесты.
В репетиционных целях можно использовать также аудио и видеозаписи, с ними удобно следить за тем, чтобы в выступлении не проскальзывали неестественные жесты и позы. Помните, что ведение подобных записей — только одна из стадий процесса подготовки; по-настоящему хорошее выступление можно сделать только перед публикой. Постоянно спрашивайте себя, соблюдаете ли задуманный план действий, реализуете ли свои намерения. Самое важное — контакт с аудиторией.
Лучше репетировать по полчаса в день несколько недель, чем посвятить этому последние двадцать четыре часа перед выступлением. Преимущества очевидны. Не позволяйте себе откладывать репетиции из страха перед выступлением. Практика вознаграждается, и репетиции вовсе не обязательно должны быть скучными. Нужно подходить к выступлению творчески, постоянно дополнять его и убирать лишнее до самого дня выступления.
Наглядные пособия
Наглядные пособия должны помогать, а не быть чем-то таким, за что вы будете стремиться спрятаться. Некоторые пытаются использовать слайды потому что думают, что в темноте будет удобнее, поскольку появляется возможность подавать информацию как-то обезличенно. В действительности выступление должно представлять интерес именно само по себе, а наглядные пособия следует использовать только для иллюстрации тех фактов, статистики и идей, которые сложно выражать словами. Кроме того, эти средства помогают аудитории лучше запоминав информацию, так как память сильнее реагирует на визуальную информацию.
Наглядные пособия должны поддерживать ваш имидж оратора. Их следует готовить в достаточной степени профессионально. Если перестараетесь и будете злоупотреблять использованием подобных средств, если будете читать вслух и без того различимые надписи, есть опасность, что аудитория подумает, будто вы недооцениваете ее уровень развития. Если вы проявите склонность использовать наглядные пособия для того, чтобы вспоминать текст речи и будете обращаться скорее к ним, чем к аудитории, вас могут счесть невнимательными к другим людям, так можно потерять аудиторию. Помните, что наиболее сильное визуальное «средство» — это вы сами.
Если по ходу выступления используется какой-либо раздаточный материал, лучше всего распределить его в конце отведенного вам времени. Так удастся избежать того, что во время выступления внимание аудитории будет отвлекаться на изучение полученных материалов.
В день выступления
Подготовка помещения
Придя в помещение, где будете выступать, убедитесь, что стулья расположены необходимым образом. Нужно, чтобы вас видела и слышала вся аудитория. Чем больше физический барьер между вами и аудиторией, тем менее доступными вы становитесь. Если слушатели сидят за столами, или если вы выступаете, стоя позади трибуны или стола, контакт оказывается недостаточно прямым и открытым. Большинству людей нравится выступать, стоя на трибуне, поскольку при этом аудитория видит только верхнюю часть тела и не видит дрожащих коленей выступающего. Трибуна — символ власти, но обычно она становится барьером и, кроме того, выступающий невысокого роста кажется на ней еще меньше. Когда аудитория видит все ваше тело, она может изучить вас значительно детальнее. Кроме того, умение спокойно чувствовать себя на всеобщем обозрении придаст вам дополнительную уверенность в себе. Будет видно, что вам нечего скрывать. Если все-таки хотите использовать трибуну, она может быть и «базой», к которой можно время от времени возвращаться: смена позиции помогает сохранять интерес аудитории.
Иногда стулья и кресла в помещении закрепляются, и переставить их как-либо невозможно. Но можно попробовать организовать расстановку, напоминающую классную комнату, сделав ее менее формальной. Люди обретают большую доступность, когда сидят кругом или полукругом, В такой обстановке легче взаимодействовать с аудиторией, и уменьшается вероятность потери контакта с публикой в задних рядах.
Размещение стульев имеет большое психологическое значение для аудитории и выступающего. Наиболее неудобной для выступающего оказывается форма зала в виде амфитеатра, эта форма используется во многих лекционных залах университетов — оратор находится внизу, а слушатели смотрят на него сверху, сидя на расположенных полукругом ярусах. Если выступающий нервничает, подобная обстановка приводит к тому, что он будет казаться маленьким, незначительным и подавленным.
Выступающий со сцены имеет в этом смысле определенное преимущество. Аудитории приходится поднимать глаза, чтобы смотреть на него. Разница в уровнях способна, однако, создавать дистанцию, которая иногда мешает выступающему устанавливать тесный контакт с аудиторией и добиваться, чтобы публика чувствовала себя комфортно.
Позаботьтесь о том, чтобы в зале была комфортная температура, и чтобы он хорошо проветривался. Вряд ли удастся воодушевить выступлением публику, если она будет сидеть в жарком душном помещении, да еще после плотного обеда с алкоголем.
Убедитесь, что помещение хорошо освещено, и все могут вас видеть. Если будете стоять в тени, присутствующим придется напрягать зрение, чтобы вас рассмотреть. Перед началом выступления проверьте все оборудование, которое предстоит использовать, а если собираетесь говорить через микрофон, отрегулируйте громкость. Если будет возможность придти в зал раньше слушателей, имеет смысл провести репетицию, чтобы послушать свой голос и определить, насколько громко следует говорить. К тому же это способно придать вам ощущение «своей» территории.
Контакт с аудиторией
Может случиться и так, что вы нарушите структуру своего выступления, запнетесь на сложном слове, с самого начала покажете, что нервничаете. Но если вам удастся установить контакт с аудиторией, ваше выступление все равно окажется успешным. Взаимопонимание с аудиторией в некой мере зависит от вашего к себе отношения. Если вы уверены в том, что вам есть что сказать, если будете стремиться донести до слушателей предмет сообщения, присутствующие это оценят. Вот несколько советов по установлению взаимопонимания с аудиторией.
• Всегда старайтесь не сидеть, а стоять. Когда вы стоите, ваш энергетический уровень будет иным, и вы станете смотреться более внушительно. Сидячая поза воспринимается как оборонительная, в ней человек уже как бы заранее защищает часть своего тела. Хотя в ряде ситуаций, скажем, полицейскому, беседующему с группой подростков, возможно, лучше будет сесть: тогда он окажется на уровне своих слушателей. Стоять надо прямо и непринужденно. Если же предстоит говорить долго, например, прочитать лекцию или провести занятия по учебному курсу, тогда полезно постоять хотя бы некоторое время в самом начале, чтобы утвердить свой авторитет. Сидя вы как бы становитесь одним из слушателей; это хорошая тактика, когда надо, чтобы они расслабились и набрались уверенности, например, перед тем, как задавать вам вопросы.
• Обозначьте свою «базовую территорию», иными словами, постойте неподвижно в удобной позе на одном месте. Чем больше пространства окружает это место, тем лучше. Всем нам свойственно льнуть к предметам обстановки и прочим крупным объектам. Если в пустой комнате есть лишь один предмет, то входящие будут незамедлительно устремляться именно к нему, он действует наподобие опоры. Чем меньше вы будете нуждаться в опоре, тем лучше. Затем можно будет покинуть «базовую территорию» и расхаживать вокруг, но в самом начале надо дать слушателям почувствовать, что вы способны стоять комфортно на одном месте.
• Избегайте демонстрации рефлекса «убегания» — пританцовывания, подергивания и ерзания бедрами, притопывания ногой, перекатывания с пятки на носок, словно балерина. Нужно буквально пригвоздить ноги к своему плацдарму.
• По возможности оставляйте переднюю часть туловища неприкрытой. Оборонительная поза оратора подрывает доверие публики и заставляет усомниться в его компетентности. Поза со сложенными перед собой руками именуется «фиговым листком». Человек прикрывает то, что, по его мнению, следует всячески оберегать. В этой позе он подобен священнику, собирающемуся начать вечернюю службу и сильно сомневающемуся в успехе проповеди. Сложенные за спиной руки придают выступающему официальный вид, как у патрульного полисмена или командира взвода. Руки в этом положении может «заклинить», что лишит возможности жестикулировать.
Выступая на публике, люди порой принимают самые необычные позы. Один из слушателей моих курсов на протяжении всего своего выступления только и делал, что придерживал руками ягодицы. (Полагаю, Фрейду нашлось бы что сказать по этому поводу). Старайтесь стоять, свободно опустив расслабленные руки по бокам туловища. Если они напряжены, попробуйте расслабить плечи и слегка потрясите кистями и пальцами рук, чтобы снять с них напряжение. Не вертите ничего в руках и избегайте неестественных жестов.
• Перед началом выступления станьте прямо, с улыбкой оглядите публику, сделайте выдох. Нервозность заставляет многих начинать говорить, едва они подойдут к своему месту, и прежде чем публика сообразит, что происходит, такой оратор уже несется во весь опор. Помните, что начало разговора — это период вашей настройки на аудиторию.
• До начала выступления лучше не откашливаться, разве что вы сильно простужены и чувствуете, что голосовые связки покрылись слизью. Откашлива-ние — признак нервозной манерности, характерный для начинающих. По нему слушатель догадывается, что вы вот-вот заговорите, но прежде хотите проверить, все ли в порядке с голосовым аппаратом. Лучше сильно сглотнуть или сделать глоток воды. С другой стороны, можно прочистить глотку и с целью привлечь к себе внимание, но здесь нужно иметь твердую уверенность, что подобный маневр пойдет вам на пользу.
• Установите с аудиторией постоянный визуальный контакт. Бегая глазами по публике, оратор выдает свою нервозность, и она постепенно передается присутствующим. Если слушателей немного, нужно уметь выдерживать визуальный контакт в течение достаточно продолжительного времени, чтобы каждый из присутствующих проникся сознанием, что в нем видят индивидуума. В случае большой аудитории полезно наметить несколько точек, на каждой из них можно будет задерживать на мгновение взгляд, давая глазам отдохнуть перед тем как перевести их на следующую. Точки должны быть равномерно разбросаны по всей аудитории, это позволяет охватить взглядом каждого из присутствующих. Если не поддерживать визуального контакта с последними рядами, то и слова оратора вряд ли туда донесутся.
• Завидя дружелюбное лицо, не обольщайтесь мыслью «Слава Богу, хоть кому-то я пришелся по душе, вот ему-то все и выложу», и не переключайте визуальный контакт исключительно на него в ущерб остальным. Избранная персона вскоре начнет испытывать смущение, а остальные почувствуют себя обделенными. Гораздо нужнее подольше задерживать взгляд на тех, кто выглядит циничным или скучающим. Это требует мужества, но приносит неплохие плоды. Действительно, кое-кто может выглядеть посторонним и противостоящим общему настрою аудитории, если чувствует свое превосходство над другими или тема сообщения его пугает. И если почаще навязывать ему визуальный контакт, он станет вам больше доверять, видя, что вы признаете его авторитет.
• Чем сильнее визуальный контакт со слушателями, тем более чуткими к их запросам и настроениям вы станете. Хорошо зная материал и не отвлекаясь в ходе выступления на записи, можно достичь наиболее эффективного взаимодействия с присутствующими. Нельзя смотреть на аудиторию как на безликую массу. Слушатели тотчас почувствуют это и своей реакцией выразят протест.
Поддерживая постоянный визуальный контакт, можно легко заметить, когда аудитория начинает скучать или сомневаться, и постараться пробудить интерес или найти более убедительные аргументы. Если в зале непрерывно слышен шорох, покашливание, происходит какое-то движение, это может означать, что оратор чем-то настроил публику против себя или слишком долго и бессвязно рассказывает об одном и том же. Бывает, он испытывает сильное потрясение, если в ходе выступления замечает, что аудитория действует на совершенно ином, чем он, энергетическом уровне. Как главному действующему лицу, притом находящемуся под постоянным наблюдением, выступающему приходится предпринимать дополнительные усилия, чтобы донести свое сообщение до аудитории; адресаты же его посланий и одновременно наблюдатели могут преспокойно отдыхать. Если говорить об аудитории вообще, то ей свойственно рассматривать функцию прослушивания выступления как коллективную и, как следствие, полагать, что отдельные индивидуумы несут меньшую ответственность, чем в случае, когда разговор идет с глазу на глаз. Это не значит, что они не усваивают услышанного, или оно им не нравится. Я не перестаю удивляться тем из них, кто слушает выступающего со скукой, неодобрением или иронией, а в конце подходит и говорит, что все было интересно.
• Чтобы немного передохнуть, а заодно дать аудитории понять, что с этим вопросом покончено, и вы собираетесь перейти к следующему, делайте паузы.
• Если сомневаетесь, хорошо ли вас слышно, спросите об этом у присутствующих.
Не посылайте голос в потолок в попытках дальше донести его; если в зале плохая акустика, лучше направить голос в точку аудитории, расположенную примерно в двух третях пути до задней стены.
• Для подогрева интереса слушателей существуют разные приемы. Сообщая нечто по-настоящему важное, понизьте голос и перейдите на интимный тон (при этом ваше действие станет «доверительным»). Многим приятно осознавать, что с ними делятся неким секретом. Чтобы создать атмосферу тревожного ожидания, выдержите паузу. Привлечь внимание можно и тоном голоса.
• Если что-то произошло — вы уронили записи, сломался проектор, вы перепутали слова, у кого-то в аудитории случился приступ кашля — не делайте вид, будто ничего не случилось. Устраните помеху и продолжайте говорить. Честность — вот лучшая политика, она всегда найдет отклик аудитории.
• Персонифицируйте рассказ, сообщая случаи из своей жизни. Говоря лишь о своих успехах, можно показаться чересчур авторитарным; слушатели часто отождествляют себя с рассказчиком, признающим собственные слабости, и не принимают того, кто старается быть «святее Папы Римского». Пользуйтесь любой возможностью вызвать реакцию аудитории — будь то кивки в знак согласия, одобрительный смешок, шум недовольства в ответ на спорное высказывание. Подобные отклики можно комментировать и даже обыгрывать их: «Я вижу, кое-кто озадачен, поэтому объясню еще раз» или «Мне сдается, кое-кому уже приходилось переживать подобное». Ваше выступление обращено к публике, и важнее всего добиться ответной реакции.
Ответы на вопросы
Люди задают вопросы по самым различным причинам. Возможно, они хотят привлечь к себе внимание и делают замечание по вопросу, в котором считают себя компетентными; либо жаждут оказать поддержку лектору; либо им не терпится подмочить его репутацию; либо, наконец, им и в самом деле хотелось бы получить больше информации или узнать мнение оратора по какому-то вопросу.
Если только вы не хотите, чтобы вас постоянно перебивали, отведите для вопросов специальное время, обычно к концу выступления. Выслушав вопрос, повторите его для остальных слушателей, если сомневаетесь, что они расслышали его. Дайте себе время на обдумывание ответа, и пусть вас не смущает, что публика видит, как вы размышляете. Слушатели сочтут ваш ответ более убедительным, чем если вы заговорите бойко и без раздумий. Если кто-то намеренно ставит вас в затруднительное положение, попытайтесь разобраться, в чем причина, но помните, что вы — выступающий, и если он будет по-прежнему надоедать, перейдите к вопросам других присутствующих, а ему предложите продолжить диалог позже в частной беседе. В затруднительных обстоятельствах всегда можно прибегнуть к уводящим приемам, практикуемым политиками, например: «Думаю, ваше замечание не совсем подходит к этому случаю. По-моему, здесь уместнее будет следующее…». (Это раздражает публику, но действует безотказно, если судить по телевизионным интервью).
При ответах на вопросы очень важно выбрать правильную тактику. Если тон вопросов откровенно неприязненный, то чем более открытым и раскованным будет выражение вашего лица, язык телодвижений и голос, тем лучше. Дайте слушателям понять, что они смогут задать вопросы в конце, а пока пусть накапливают их. Пусть вас не обескураживает, если вопросов не задает никто. Всегда можно сказать «Меня часто спрашивают…» или самому задать вопрос аудитории, «А кому-нибудь из вас доводилось испытывать…».
Если задан вопрос, ответа на который вы не знаете, не пытайтесь вводить публику в заблуждение. Лучше быть честным и посоветовать спрашивающему обратиться к источнику нужной информации. Иногда кто-нибудь из аудитории будет просто счастлив оказать вам услугу.