Создай себе имидж
Часть 19 из 24 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Что надеть
Одежда для человека может служить как декоративным, так и функциональным элементом. Своей одеждой мы показываем, сколько внимания хотим привлечь к своей персоне, а через нее — к своему сообщению. Высокие каблуки, плотно сидящая юбка, масса ювелирных украшений, изысканная прическа и макияж, очевидно, не к лицу деловой женщине. Точно так же и деловой мужчина далеко не продвинется в бархатном жакете, рубашке с оборками и брюках в обтяжку.
Выступая на публике, важно постараться, чтобы наружность не затмевала самого сообщения. Естественно, представители шоу-бизнеса нередко придерживаются цветистого стиля в одежде, и их внешность становится неотъемлемой частью имиджа. Вздумай они выступать в заурядном костюме, публика была бы обманута в своих ожиданиях. Тем же, у кого имидж менее экстраверсивный, «наряд» помогает выразить свою личность и донести до аудитории сообщение. Если вас считают крупным специалистом в какой-то области, то и выглядеть вам нужно авторитетно и достойно. Выступающим ближе к вечеру больше подойдет роль устроителей развлечения, и нарядный гардероб, приличествующий случаю, может оказаться очень кстати.
Поскольку имидж человека, выступающего на публике, есть не что иное, как улучшенная версия самого человека, не следует поступаться своей индивидуальностью ради того, чтобы отождествиться с аудиторией. Скажем, если предстоит выступать перед группой женщин, вернувшихся на работу после рождения ребенка, следует учитывать, что вряд ли они будут обрадованы, увидев кого-то, выглядящего как и они: они хотят увидеть особу, поведением и мыслями похожую на них, но выглядящую преуспевающей деловой женщиной. В них нужно вдохнуть мысль «да, и я могла бы так же». Это касается и предпринимателя, обращающегося к группе представителей малого бизнеса. Ему нужно предстать перед ними воодушевляющим примером для подражания.
Нередко более эффективным оказывается подать отождествляющий элемент не через внешний вид, а через поведение и содержание речи, введя в одежду лишь слабый намек на него. Так, женщине, выступающей перед аудиторией, сплошь состоящей из представителей сильного пола, можно надеть строгий жилет; мужчине же, адресующемуся к группе женщин, возможно, неплохо будет повязать цветистый галстук либо надеть рубашку поло. По моему мнению, излишний энтузиазм в следовании этому совету может лишь повредить, слишком явно бросаясь в глаза и выдавая покровительственное отношение выступающего к аудитории: примером может служить дама, выступающая перед мужчинами в строгом темном костюме или обращающийся к преимущественно женской аудитории мужчина в кричащем галстуке и алой рубашке.
Возможно, публика и не будет разодета чересчур изысканно, но от вас она этого ждет. Для выступающего перед аудиторией, поскольку он все время на виду, очень важно хорошо выглядеть; иначе можно обидеть публику, явившись перед ней небрежно одетым. Нужно помнить, что здесь визуальный имидж имеет первостепенное значение. Но мысль надеть новый наряд не всегда бывает удачной: в ходе выступления может обнаружиться, что юбка задирается или брюки слишком тесны, тогда как одежда должна быть удобной. Наденьте что-то хорошо сидящее, и тогда сможете при желании без опаски раскинуть руки в экспансивном жесте. Крупный рисунок и большие пятна кричащих цветов могут подавить вас самих и утомить глаза зрителей. Интересные детали и яркие цвета лучше располагать у лица, чтобы привлечь к нему внимание.
Выступления на радио и по телевидению
Администратор из нефтяной компании дал телевизионное интервью по поводу образования нефтяного пятна, ответственность за которое несет его фирма. Его выступление на телевидении было великолепным — он буквально источал честность и прямоту. Основной целью появления в студии было обелить свою компанию, и он не только преуспел в этом, но вдобавок сделал нечто гораздо большее, не упустив возможность проделать изрядный объем работы по рекламе компании в средствах массовой информации. Прямым результатом его выступления стал резкий рост инвестиций в эту компанию.
Эта история показывает, насколько важными по значению могут оказаться выступления в средствах массовой информации — будь то лично для вас и вашего бизнеса или для фирмы, в которой вы работаете. Зрители запоминают оставшееся у них впечатление гораздо лучше, чем то, о чем именно говорилось. Поэтому важно предстать перед ними отдохнувшими, собранными и уверенными в себе.
Хотя вас, возможно, слушает и видит миллионная аудитория, чем более доверительными будут ваши манеры, тем больший эффект возымеет вступление. Говоря, адресуйтесь непосредственно к интервьюеру, и пусть вас не тревожит, когда нужно говорить и сколько. О паузах позаботится сам интервьюер. Не позволяйте ему давить на вас (см. упражнения на дыхание в главе шестой) и при необходимости давайте себе время на обдумывание ответов. Нужно предвидеть вопросы, которые могут последовать, и заранее приготовить ответы. Иногда интервьюер может провести с вами «генеральную репетицию». Если он в своем вопросе припишет вам слова, которых вы не произносили — например, «В связи с тем, что вы признали свою ответственность за образование этого нефтяного пятна, не могли бы вы сообщить о ваших дальнейших действиях?» — а это обвинение не соответствует действительности, спокойно поправьте его: «Вопрос об ответственности за это нефтяное пятно пока находится в стадии расследования» или выразите протест более решительно, «Не могу согласиться с предпосылкой, прозвучавшей в вашем вопросе; тем не менее могу сказать…». Некоторые интервьюеры обладают прямо-таки убийственным инстинктом приводить интервьюируемых во взвинченное состояние: с такими стойте на своем и держитесь дружелюбно, но твердо. Людям запомнятся ваши манеры, а вовсе не то, что именно вы скажете.
Готовясь к выступлению на радио, полезно убедиться, что ваш голос хорошо «разогрет», и ознакомиться с вопросами. Перед появлением на телевидении разогрейте тело, лицо и голос. У многих интервьюируемых наблюдаются признаки напряжения в виде опущенных плеч или сжатых челюстей. Если представится возможность, просмотрите программу заранее, чтобы получить представление о ее продолжительности и стиле работы интервьюера. Настройтесь на специфику аудитории и прикиньте, что ей будет интересно узнать. Если это дневная программа, а вы собираетесь говорить о своей работе, то, скорее всего, аудитория вряд ли сможет отождествиться с вами, увидев ваш строгий темный костюм и услышав, как вы на малопонятном профессиональном жаргоне излагаете, скажем, принципы маркетинговой стратегии.
Новичка в студии может обескуражить сложная техническая аппаратура и самомнение ее работников. Если вы не знаете, на что смотреть или куда говорить, спросите. Иначе позже рискуете оказаться в очень глупом положении. Не злоупотребляйте отвлекающими внимание движениями и старайтесь не щуриться на студийное освещение (см. упражнения для глаз в четвертой главе).
В свете студийных прожекторов яркие цвета смотрятся хорошо. Избегайте тканей в клетку, полоску или с орнаментом, которые могут «стробировать», создавая на экране отвлекающий эффект. Наденьте что-нибудь по-настоящему удобное и подходящее к вашему имиджу, тематике программы и своеобразию аудитории.
Глава восьмая
Как поддерживать имидж на работе
Все мы представляем на работе тот или иной имидж, который может в некоторых отношениях сильно отличаться от того, как мы себя подаем, отдыхая в кругу семьи или с друзьями.
При разных обстоятельствах и общаясь с разными людьми, мы открываем различные стороны своей личности. И чем большей адаптируемостью обладает человек, тем легче ему «переключаться». На работе, как правило, важно показать свою эффективность и компетентность; поэтому как вы, так и ваши коллеги будете вести себя схожим образом, демонстрируя одинаковые имиджи.
Адаптируемость наряду с решительностью, несомненно является основным ключом к успеху. На работе то и дело приходится приноравливаться к разным людям, к возросшей ответственности, к изменившимся служебным обязанностям, к разным нанимателям. Выполнение служебных обязанностей имеет много общего с удовлетворением потребностей: здесь, как и там, нужно уметь поддерживать равновесие между стремлением проявить свою индивидуальность и необходимостью обрести чувство сопричастности с другими. Во многих профессиях человеку приходится адаптироваться к сотрудникам, с которыми нужно качественно выполнять одну общую работу, но вместе с тем он испытывает потребность в каком-то занятии, позволяющем удовлетворить собственный самоимидж. Наиболее распространенной причиной неудовлетворенности работой является отсутствие признания со стороны начальства; вклад индивидуума не ценят, и он перестает ощущать свою принадлежность к компании или не видит необходимости стремиться к ней.
Успех или неудача какого-то дела, компании или организации зависит от ее отношения к сотрудникам. Это особенно характерно для компаний; их процветание целиком зависит от того, есть ли у работников стимулы для качественного выполнения своих обязанностей. В любой компании имеется своя система ценностей. В одних организациях основной упор делается на заботе о персонале, его обучении и привитии чувства лояльности к компании. Сотрудников поощряют оставаться в фирме в течение многих лет. В других компаниях акцент делают на прибыли и личном успехе, и нередки случаи, когда штат обновляется каждые несколько лет. Кроме того, нужно учитывать, что люди с разным складом характера выполняют различную работу. И менеджер из отдела связей с общественностью может оказаться куда более перспективным новатором, чем конформист, работающий менеджером в отделе финансовых расчетов.
Чем более совместимы ваши убеждения с системой ценностей, принятой в компании, тем выше вероятность, что работа в ней вас устроит. Теренс Дил и Аллен Кеннеди в своей книге «Corporate Cultures» («Культура корпораций») высказывают такую мысль: «Шкала ценностей играет также определяющую роль в отношении того, насколько высоко по служебной лестнице можно подняться в рамках данной организации. Если преобладающая мораль компании заключается в разработке новой продукции, то наиболее способные работники будут стремиться в ее исследовательские и опытно-конструкторские лаборатории. Если же основным критерием является обслуживание клиента, то наиболее энергичные и амбициозные захотят работать не в финансах, а в отделе продаж или обслуживать клиентов на местах. Компания будет стремиться закрепить приоритет этого критерия за счет продвижения по службе непропорционально большого числа людей, занятых именно в этой сфере».
Иногда у человека возникают серьезные проблемы с собственным имиджем и той ролью, которую он выполняет на работе. Если он ловит себя на том, что значительную часть рабочего времени следит сам за собой, словно сторонний наблюдатель, и не очень-то верит тому, что видит, тогда, скорее всего, ему самое время подумать о переменах. Не веря в свой «рабочий имидж», человек перестает находить в работе радость и удовлетворение. Возможно, он работает в компании, в которой более важен сам «процесс» ведения бизнеса, а не индивидуумы, работающие на нее. Многие преуспевающие компании проповедуют именно такой стиль, поскольку считают, что они вложили средства в обучение и становление своих работников, и теперь те должны отплатить им лояльностью и усердным трудом.
Может случиться и так, что вы установили для себя нереально высокие стандарты и постоянно думаете, будто другие лучше вас; тогда вы все время будете слышать этот придирчивый, критический голос, комментирующий то, как вы себя подаете. (Это довольно распространенный случай). Поговорите о своих ощущениях с приятелем, а затем изложите на бумаге, какие из ваших черт коллеги отметили бы как положительные, и спросите себя, может ли всеми этими характеристиками быть наделен один человек. Не исключено, что может. Но если есть несоответствие между тем, какие ваши черты относят к положительным ваши коллеги и вы, и тем, чего от вас требует работа, тогда ощущение того, что вы «самозванец», может означать, что вам нужно просто сменить работу. Возможно, вы слишком усердно пытаетесь вогнать квадратную затычку в круглое отверстие.
На имидж, проецируемый вами на работе, будут влиять окружающие, а также степень вашей сопричастности с ними или стремление обособиться от них. Либо вы — целеустремленный амбициозный карьерист, либо, с другой стороны, работа для вас есть лишь способ зарабатывать на жизнь и в действительности вас беспокоит только причитающееся вам — все это покажет будущее. Человек сам выбирает, какие взгляды и убеждения показывать окружающим, хотя подобный выбор не всегда делается сознательно. В этой главе мы рассмотрим, каким образом этот выбор влияет на поведение и манеру самопрезентации на рабочем месте.
Спонтанная речь
По большей части мы говорим спонтанно, почти никогда не планируя своих высказываний заранее. Когда приходится высказываться перед группой людей экспромтом, это можно назвать неподготовленной речью. Разумеется, и в обычной беседе люди говорят спонтанно. В ходе выступлений перед аудиторией нам часто задают вопросы и, отвечая на них, мы также говорим спонтанно, поэтому здесь применимо большинство советов, приведенных в седьмой главе. На собраниях, презентациях и в ходе интервью приходится говорить без подготовки. Вот несколько советов, которые помогут высказываться связно и по существу:
• Всегда спрашивайте себя, а что нужно знать публике? Если вам неожиданно приходится встать и выступить перед группой людей, продумайте три наиболее очевидных вопроса, на которые им хотелось бы получить ответ, и начинайте говорить на эту тему. То же годится и в случаях, когда вы поднимаете какую-то тему на собраниях, берете или даете интервью. Что другим присутствующим нужно или хочется узнать? Расположив эти вопросы в порядке приоритетности, вы получите четкую структуру и можете излагать свои соображения.
• Ограничивайте количество ключевых моментов, на которых хотите остановиться; список из трех положений дает хороший эффект и легко воспринимается другими. Эта цифра получена опытным путем в ходе множества презентационных курсов, и уже вошло в поговорку предварять выступление сакраментальной фразой «Вот мои три основные положения». Складывается впечатление, что многие политики уже не могут выступить без того, чтобы несколько раз не прибегнуть к этому приему.
• Завершающая фаза выступления гораздо важнее начальной — ею заканчивается ваша речь. Принимать решение о том, что сказать в заключение, нужно очень быстро.
• Не говорите слишком много. Изложите свои основные положения и остановитесь.
• Укладывайтесь в отведенное время.
• Как можно чаще пускайте в дело визуальный контакт.
• Если вас застали врасплох, спросите себя, как действовать (убеждать, уговаривать, успокаивать и т. д.).
• Лучшее упражнение на умение не растеряться в случаях, когда вас «застигнут врасплох, приведено под номером 9 среди упражнений на дыхание в шестой главе; кто-то подбрасывает вам темы, вы выдерживаете паузу, делаете несколько вдохов, затем начинаете говорить «с листа». Попросите партнера или приятеля называть темы, связанные с работой — те, которые могут быть подняты, скажем, на собрании — и начинайте говорить.
Слова, которые мы употребляем
Хорошее владение словом позволяет усилить впечатление от имиджа в целом. Люди с обширным словарным запасом, умеющие точными словами изложить то, что они имеют в виду, прекрасные рассказчики. Словарный запас человека определяется его лингвистическими способностями, уровнем образования и кругом чтения. Существенно пополнить лексику можно за счет увеличения прочитываемых печатных изданий. В некоторых из них есть рубрики с толкованием незнакомых и производных известных слов. Наткнувшись на непонятное слово, отыщите его значение и постарайтесь запомнить. Неплохо постоянно носить с собой карманный словарь.
Богатая лексика делает человека более адаптируемым. С ее помощью он может точно формулировать сообщения и выражать свои ощущения в форме, доступной пониманию других людей. Благодаря умелому владению языком можно завоевать репутацию хорошо информированного интеллектуала. Вы получите возможность настраиваться на язык людей, с которыми общаетесь: перед советом директоров вы сумеете говорить языком, соответствующим статусу; тренируя группу начинающих, сможете так адаптировать свой язык, что они будут понимать вас без труда.
Существует категория рассказчиков и писателей, любящих «вворачивать» в речь непонятные слова с целью произвести впечатление. Разумеется, есть и те, кто искренне любит язык и исследует области его применения. Если кто-то употребил слово, которого вы не знаете, поинтересуйтесь у него, что оно значит. Помимо расширения вашего словаря, это может заставить выступающего, намеренно употребляющего такие словечки ради того, чтобы поражать или мистифицировать публику, отказаться от своего намерения.
В областях информационной технологии и, в частности, в финансах, использование профессионального жаргона в письменной и устной речи, похоже, начинает принимать характер эндемии. Для тех, кто его понимает, жаргон становится своеобразной и довольно эффективной заменой стенографии. И когда они выступают перед «непосвященными», богато уснащая речь непонятными терминами, может показаться, что они стараются ошеломить публику или «ослепить блеском науки». Поэтому если есть сомнения в уровне компетентности слушателей, употребляйте всем понятный язык.
Характер использования языка является своего рода мерилом ценностей в культуре. В Америке, где все «позволяют жить всем», причем даже в большей мере, чем мы, в ходу довольно удобные «открытые» лексические формы: «Удачного дня», «Меня уже здесь нет». В Британии язык используется в гораздо более сдержанной манере: «Как поживаете?», «Прошу прощения, если позволите, я…», «Вы не будете возражать, если я…».
Особенности использования языка отражают личные убеждения человека, его верования и систему приоритетов. Если в разговоре с кем-то вы употребляете такие слова, как «цель», «прибыль», «доходность», «экономия», «итог», «учетность», то можно заключить, что род занятий у вас иной, чем у того, кто вставляет в речь термины «интуиция», «просвещенный», «сознающий», «самосознание», «чувствительность», «духовный». Язык может вызывать в слушателях сильные эмоциональные ассоциации. Чем в большей мере вы учитываете особенности использования языка и чем шире ваш словарный запас, тем меньше риск обидеть кого-то, показаться снисходительным или вывести из себя собеседника.
Джек полагал, что окружающие находят его агрессивным. Поскольку у него и в мыслях не было агрессивных намерении, он гадал, чем это вызвано. Он был крупным специалистом в области истории проектирования мебели и странствовал по миру с лекциями по этому предмету. Его аудиторию нередко составляли молодые люди, жаждавшие послушать, что он скажет. В стремлении сломать воображаемые барьеры Джек обращался к слушателям словами «мальчики и девочки». Поначалу он использовал подобное обращение лишь адресуясь к своей аудитории, затем это вошло у него в привычку, и он стал так обращаться к любой группе, где было более двух человек. Ему и в голову не приходило, что он тем самым вызывает у окружающих чувство отчуждения; Джек полагал, что такое обращение настраивает их на дружеский лад.
Избегайте употреблять такие формы обращения как «дорогой», «голубчик», «любовь моя» или «дорогуша», если только вы не убеждены, что тот, кому они адресованы, находит их приемлемыми. Представители некоторых профессий, например, люди из шоу-бизнеса, воспринимают их как нечто само собой разумеющееся и нередко обмениваются ими. Но если вы не являетесь для кого-то ни «дорогим», ни «голубчиком», такая форма обращения может показаться излишне покровительственной. В таком случае попросите его называть вас по имени, или начните обращаться к нему подобным же образом. Слово «любимчик» представляется достаточно эффективным, чтобы покончить с сообщением.
Иногда с помощью языка и ассоциаций можно унизить человека. Например, если шеф сказал, что ему понравился ваш «небольшой отчет», а вы прокорпели над его составлением несколько недель, то вы вполне оправданно почувствуете себя униженным. В этом случае имеет смысл спокойно указать, что вы гордитесь своей работой, и что она отняла у вас массу времени и сил. Причем обратите на это внимание именно спокойно, потому что слишком часто явные «обиды» бывают вызваны не намеренно резким замечанием, а небрежностью языка.
Пенни хотела убедить своего шефа выделить для ее отдела продаж еще двоих сотрудников. Она основательно подготовила аргументацию, но постоянно сдабривала свои доводы уточняющими вопросами: «Вы знаете, что я имею в виду?», «А знаете….», «Вы понимаете, о чем я говорю?», «действительно», «фактически». Когда она исчерпала свои доводы, шеф вовсе не был уверен, что она верит своим словам, не говоря уже о том, что сам он убедился в обратном. Непрестанно уточняя сказанное и проверяя, одобряют ли вас другие, вы не будете выглядеть убежденно и уверенно. Причем женщинам такое поведение свойственно в большей мере, чем мужчинам.
Некоторые ораторы поступают наоборот. Ничем не намекая, что определенная точка зрения отражает их собственное мнение, они подают ее так, словно она исходит от некоего непререкаемого авторитета. При этом в ходу такие фразы, как «фактически», «нет абсолютно никакого сомнения», «определенно», «как всем известно». Подобная манера выступлений может стать причиной конфликтов. Гораздо лучше, выражая свое мнение, так и говорить: «по моему мнению» или «я считаю, что». Окружающие по достоинству оценят вашу прямоту и не будут чувствовать, что вы злоупотребили кредитом их доверия. Следует избегать слишком частого употребления безличных форм; они не дают понять, говорите вы о себе или обо всех сразу. Естественно, привилегия употреблять их сохраняется за членами королевской фамилии, а в былые времена считалось просто невежливым поминутно повторять «я», «мне». Однако сегодня на использование безличных форм смотрят не иначе как на жеманство, и наше общение друг с другом отличается большей прямотой.
Языку свойственно меняться со временем, в особенности это характерно для сленга, который обновляется очень быстро. Если мужчина, обращаясь к женщинам, которым под сорок, называет их «цыпочками», можно не сомневаться, что период его возмужания приходился на 60-е годы. Сленг и «модные» словечки требуют осторожного обращения. Нужно иметь в виду, что сленг особенно распространен в среде подростков, использующих языковые средства для утверждения своей личности и демонстрации принадлежности к конкретной группе.
Известно, что ненормативной лексикой чаще пользуются люди с бедным словарным запасом. Мы употребляем бранные слова и для того, чтобы шокировать окружающих, показывать, что мы не ретрограды и нам все равно, что о нас подумают, а также чтобы выглядеть «крутыми» и мужественными. Сквернословие — прекрасный способ «выпустить пар» в случаях, когда активное действие может быть чревато гораздо более разрушительными последствиями. Как установили специалисты из Калифорнийского университета, людей ругающихся считают менее развитыми в интеллектуальном отношении и менее привлекательными по сравнению с теми, кто не сквернословит. Вместе с тем человек может употреблять бранные слова и с целью показать лояльность какой-то группе. Ругательство, вставленное в речь с умом и в неожиданном контексте, может произвести впечатляющий эффект и привлечь внимание слушателя.
Умение слушать
Множество людей слушают хуже, чем слышат, забывая, что каждому из нас для общения дан лишь один рот, но два уха. Мы полагаем, что, перестав говорить, можно отключиться, между тем как слушание есть активный процесс. Умение слушать способствует хорошей передаче своих сообщений и лучшему восприятию сигналов от окружающих. Слыша, мы лишь констатируем присутствие звука, слушая же, интерпретируем и обрабатываем этот звуковой сигнал. Овладев этим навыком, мы начнем совсем по-иному чувствовать себя на собраниях, собеседованиях и презентациях, равно как и в повседневных разговорах. Все великие ораторы были превосходными слушателями.
Можно развить в себе способность слушать. Для этого надо сосредоточивать внимание на различных аспектах поведения говорящего: структуре его дыхания, высоте звучания голоса, темпе речи, ее ясности, громкости, манере использования и богатстве языка. Нередко человек слышит лишь то, что ему хочется услышать, и что отвечает тому, о чем он собирается сказать. Не улавливая многого из того, что было сказано, мы получаем лишь скудную информацию о говорящем и о ситуации.
Слушая, можно одновременно выполнять массу других действий. Можно анализировать услышанное, соглашаться или не соглашаться с ним, порицать или одобрять говорящего, сочувствовать ему, давать волю фантазии, усваивать услышанное, узнавать новое и т. д. Однако плохие слушатели предпочитают обдумывать то, что намереваются сказать сами, вместо того чтобы воспринимать сообщения собеседника. Под влиянием стресса способность слушать ухудшается. Вас будут отвлекать совсем другие сообщения, заботы и страхи, перегружающие мозг. Если вы слишком часто перебиваете собеседника, это показывает, что слушатель из вас не слишком хороший. Собеседнику станет не по себе, и он может заподозрить вас в черствости и агрессивности. Обычно мужчины перебивают женщин чаще, чем женщины — мужчин, к тому же женщины как правило лучшие слушательницы. Естественно, среди тех и других наблюдаются исключения из этого правила.
Всем нам приходилось наблюдать, как нас слушают другие. Если слушающий судорожно подергивает корпусом, барабанит пальцами, зевает, бегает глазами по сторонам, значит, его что-то отвлекает. И даже если он сосредоточенно ловит каждое слово, но возбужден и проявляет нервозность, то и оратор средней руки почувствует, что ему уделяют не слишком много внимания.
Любые действия слушателя, показывающие, что он занят собой (теребит волосы, грызет ногти, поправляет одежду), рассеивают внимание, не давая оратору сосредоточиться. Если слушатель принимает оборонительную позу (руки сплетены, ладони у лица), вряд ли он в этот момент способен усваивать услышанное. Люди, в совершенстве владеющие искусством слушать, забывают о себе и полностью сосредоточиваются на восприятии. Не отвлекаясь на создание видимости усердного слушания, они концентрируют внимание на процессе и средствах общения, поддерживают постоянный и ровный визуальный контакт, их лица не напряжены, поза открытая, они сидят почти неподвижно. И лишь кивки головой да краткие замечания вроде «ммм», «понимаю», «да» показывают, что они усваивают излагаемое и побуждают оратора продолжать.