Симпсоны. Вся правда и немного неправды от старейшего сценариста сериала
Часть 19 из 32 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
«Церковный день», – огрызнулась она и спросила, не нужно ли мне что-нибудь.
«Если можно, просто воды», – сказал я. Это единственный пункт моего райдера – стакан воды.
Она раздраженно закатила глаза и побрела прочь, после чего вернулась с бутылкой воды и грохнула ее на кафедру.
Я начал лекцию, в течение которой не смеялся абсолютно никто. Даже на слове «виагра». Ох. У меня пересохло во рту, и я открыл свою с трудом добытую воду. Которая оказалась куском льда. Таким же холодным, как зрители.
Даже если лекция проходит не очень, обычно я вытягиваю ее на этапе вопросов из зала – самой бодрой части моего выступления. «Есть ли у вас вопросы?» – спросил я.
Вопросов не было. Эти студенты, судя по всему, и так все знали об анимации, телевидении и комедии. Они молча выходили из зала, очевидно думая: «И ради этого я не пошел в церковь?»
После выступления профессор Айзенберг пригласил меня в ресторан, взяв с собой двух своих сыновей. Оттуда он исчез на два часа, оставив меня с детьми. Очевидно, профессор решил, что лектор из меня никакой, но с обязанностями няньки я справлюсь лучше.
Когда я рассказываю эту историю, кто-нибудь обязательно возмущается: «Я из Арканзаса, и мы не такие!»
Я добавляю, что был в городе Джонсборо.
«А, – говорят они. – Тогда понятно».
Бермудский треугольник радиостанций
Как-то меня пригласили выступать на Бермудских островах, и организатор сказал, что ему нужна помощь с продажей билетов.
«Продажей? – спросил я. – Обычно мои лекции бесплатные». Организатор ответил, что билеты продаются по сорок пять долларов, и продаются не очень хорошо. В смысле, я читаю неплохие лекции, но они не стоили бы сорок пять долларов, даже если бы к ним прилагался бесплатный техосмотр вашего автомобиля.
Чтобы прорекламировать мероприятие, они позвали меня на местную джазовую радиостанцию – в девять утра субботы. «В это время все еще спят, – сказал я. – Особенно любители джаза».
Организатор уверил, что это очень популярная передача, а диджей сказал, что он «огромный, огромный фанат «Симпсонов». Начался эфир. «Мы разыгрываем два билета на выступление Майка Рейсса, – сказал диджей. – Так что, Майк, придумай вопрос для слушателей, да посложнее! Не жалей их!»
«Ладно, – сказал я. – Как звали ручного слона Барта?» (Ответ: Стэмпи.)
«Мы ждем ваших звонков», – сказал диджей. Ждать пришлось долго. В следующие двадцать минут не позвонила ни одна живая душа.
Наконец, диджей сдался: «Наверное, это был слишком сложный вопрос. Давай еще один, попроще».
«Ладно. Как звали собаку Барта Симпсона?» (Ответ: Маленький Помощник Санты.)
Телефон молчал еще двадцать минут. Диджей, до того момента расслабленный, начал напрягаться – я никогда до этого не видел нервного растамана. «Майк, все это слишком сложно! Нужен самый простой вопрос!»
«Ну хорошо, – сказал я. – Как звали отца Барта Симпсона?»
Прошло еще десять минут, пока, наконец, телефон не зазвонил. Диджей выслушал ответ, повернулся ко мне и спросил: «Говорит, это Маленький Помощник Санты. Так звали отца Барта?» Этот же человек уверял меня, что он «огромный фанат «Симпсонов».
Неудивительно, что аншлага в тот вечер не случилось. Но я пообещал немногочисленной публике, что сейчас будет смешно, и попросил техников включить нарезку из «Симпсонов», которую привез с собой. Вместо нее на экране появилась реклама Friskies. То есть люди заплатили по сорок пять долларов с носа, чтобы посмотреть рекламу кошачьего корма. Когда она закончилась, на экране пошла старая серия «Сайнфелда». Никто не знал, как ее выключить, поэтому нам с публикой пришлось посмотреть серию целиком. Неплохую, кстати.
«Вот видите, – сказал я залу, – я же обещал, что будет смешно».
Лженаука
Однажды профессор престижного университета написал мне письмо: «Я использую «Симпсонов» в своих лекциях по политологии. Не могли бы вы выступить перед моими студентами? В аттаче – конспект лекции».
Я ответил: «С удовольствием выступлю перед вашими студентами. Правда, мне придется сказать, что вы учите их полной ерунде».
Его ответ состоял из двух слов: «РАЗГОВОР ОКОНЧЕН».
Впервые в жизни я услышал эти слова от мужчины.
Это был не единственный случай – в университетах сегодня читают целые курсы по «Симпсонам». Мне кажется, это важная примета времени. И знак апокалипсиса.
Я не возражаю против обучения по «Симпсонам». Я возражаю против того, что они неправильно это делают. А раз уж они ничего не понимают в «Симпсонах», то, может, они и в физике не разбираются?
К примеру, я читал лекцию в одном престижном университете, и профессор предварил ее длинной речью о том, почему нашего героя зовут Гомер, – очевидно, что персонаж пускается в эпическое путешествие сквозь собственную жизнь, оглядываясь на одноименного древнегреческого поэта.
Это очень красивая теория – правда, на сто процентов неверная. Мэтт Грейнинг действительно назвал персонажа в честь своего отца. Над такими вещами мы особо не задумывались. Как и над многими другими.
В другом университете я познакомился с профессором юмористических наук (это реальная должность). Он изложил свою теорию, почему «Симпсоны» такие смешные. Пока продолжалась эта речь, я думал: «Если собрать всю идиотскую чушь в мире, даже она померкла бы перед идиотской чушью, которую он сейчас несет».
Хуже всего то, что профессора никогда не признают свою неправоту. Однажды я был на словацком фестивале анимационного кино, где главный приз получил студенческий мультфильм под названием «Панды». В благодарственной речи юный режиссер сказал: «А учительница мне поставила за это тройку!» После этого я нашел его учительницу и сообщил ей, что «Панды» – лучший мультфильм из всех, что я видел в жизни: масштабный, умный, полный блистательного юмора. Учительница сказала: «Надо было поставить тройку с минусом».
За тридцать лет работы над «Симпсонами» я о таких вещах не задумывался, но многие настойчиво анализируют наш сериал. Существует сайт Simpsons Archive, где собраны академические труды по «Симпсонам». Как-то я провел целый день, читая их и приговаривая: «Неправда. Неправда. Неправда». Есть две наиболее распространенные ошибки. Первая: если мы что-то пародируем, то мы это ненавидим, пародия невозможна без презрения. Это полная чушь: мы с Элом неоднократно пародировали «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса исключительно потому, что обожаем этот фильм и знаем его наизусть. (Еще мы пародировали самого Орсона Уэллса, потому что он жирный.)
Еще большая ошибка – думать, что у сериала есть всеобъемлющая философия. Ее нет. Сериал пишет разношерстная и постоянно меняющаяся группа людей. Каждая серия – законченное произведение.
Если бы философия у нас была, ее можно было бы сформулировать так: «У нас нет философии». Возьмем хеллоуинский эпизод, в котором Лиза загадывает желание о мире во всем мире. Человечество уничтожает все оружие – и оказывается захваченным инопланетянами с рогатками. «Глупые земляне. – говорит Канг. – Ваш блестящий интеллект проиграл нашему жалкому оружию».
В чем тут философия? Что оружие – это хорошо? Мир во всем мире – плохо? Мы очень стараемся не доносить свою точку зрения. Как говорит Гомер в конце серии «Кровавая вражда»: «Может, оно все как-то само по себе произошло».
…И безумные фанатские теории
Большинство академических теорий про «Симпсонов» неверные и занудные. Мне намного больше нравятся фанатские теории: они неверные и безумные. К примеру, на одной из лекций меня спросили: «Правда ли, что у Нэда Фландерса есть суперспособности? В интернете пишут, что это так – в прошлой серии он видел сквозь стену».
Я сказал: «Это было окно».
Еще одна популярная теория гласит, что в одной серии четвертого сезона Гомер впал в кому и так из нее и не вышел. Все последующие двадцать шесть сезонов ему приснились. Эта теория напоминает религию: крутейшая история безо всякой фактической основы.
Но самая дичь началась после серии «Нью-Йорк против Гомера Симпсона», вышедшей в 1997 году. Ее действие почти полностью происходит в Международном торговом центре – после трагедии 11 сентября ее на несколько лет сняли с эфира. В серии фигурирует туристическая брошюра-путеводитель по Нью-Йорку, на которой изображен ВТЦ и цифра девять – то есть картинка выглядит как 9 11.
Это стало благодатной почвой для дичайшей теории заговора: мол, все сценаристы «Симпсонов» – члены тайной организации «Череп и кости». Хотя это йельская студенческая организация, а мы в основном выпускники Гарварда. Теория гласит, что прямиком из «Черепа и костей» нас завербовало ЦРУ, и за четыре года до теракта мы решили открыть миру тайну причастности к нему американских спецслужб.
Настало время положить конец всем этим слухам. Да, это чистая правда.
Жгучий вопрос
Что бы вы ответили людям, говорящим, что «Симпсоны» сдулись?
Обожаю этот вопрос, потому что никто никогда не спрашивает: «Почему «Симпсоны» сдулись?»
Нет, это всегда «что бы вы ответили людям, говорящим, что «Симпсоны» сдулись?».
Но меня не проведешь. Я все равно обижаюсь. Это как сказать: «Я не говорю, что ваша сестра проститутка… Но что бы вы ответили сотням людей, уверяющих, что это именно так?»
Правда выглядит так: телесериалы стареют в точности как люди, и каждая новая серия – это день рождения. Многие сериалы умирают во младенчестве. Отправить сериал в синдикацию можно после выхода семидесяти двух серий – а семьдесят два года как раз являются продолжительностью жизни среднего американца. Когда сериал доживает до ста серий, это такой же повод для праздника, как столетний юбилей.
«Симпсоны» – это 658-летний дед. И вы еще спрашиваете, почему он не такой бодрый, как в молодости? Скажите спасибо, что хоть писает пока самостоятельно.
Старение сериалов похоже на старение людей еще и в другом смысле: с возрастом и те, и те становятся либо странными, либо занудными. Других вариантов нет. К финалу «Госпиталь M.A.S.H.» стал занудным. «Сайнфелд» – странным. «Шоу Косби» стало занудным, а сам Косби – странным.
Мы выбрали странность. На серию у нас приходится две-три сюжетные линии – то есть за тридцать лет мы рассказали почти две тысячи историй. Приступая к новой серии, мы придумываем две тысячи первую лучшую историю. Все нормальные мы давно уже отработали: все Симпсоны в кого-нибудь влюблялись или кто-нибудь влюблялся в них. Мы убили семерых второстепенных персонажей – в одной серии есть сцена с кладбищем героев «Симпсонов».
Надеюсь, что мы, по крайней мере, не очень занудные. Наши серии становятся все динамичнее. А с тех пор как в 2009 году сериал стал выходить в высоком разрешении, мы упаковали в кадр столько шуток, сколько вы нигде до того не видели. Недавно Лиза была в библиотеке, и нам пришлось придумать тридцать смешных названий книг на полках вокруг нее. Нескоро она теперь пойдет в библиотеку.
Эл джин о качестве
«Мне трудно объективно говорить о том, какая эпоха «Симпсонов» лучше. Но уж, по крайней мере, нас нельзя упрекнуть в том, что мы не старались, не работали на износ и не продержались дольше всех. Популярные серии всегда чередуются с проходными (и наоборот) – это знак того, что люди продолжают нас смотреть. Не знаю, когда все это кончится; тут много финансовых факторов. Могу сказать только, что отношусь к сериалу так, словно он только начался. Мы не растеряли это ощущение».
«Если можно, просто воды», – сказал я. Это единственный пункт моего райдера – стакан воды.
Она раздраженно закатила глаза и побрела прочь, после чего вернулась с бутылкой воды и грохнула ее на кафедру.
Я начал лекцию, в течение которой не смеялся абсолютно никто. Даже на слове «виагра». Ох. У меня пересохло во рту, и я открыл свою с трудом добытую воду. Которая оказалась куском льда. Таким же холодным, как зрители.
Даже если лекция проходит не очень, обычно я вытягиваю ее на этапе вопросов из зала – самой бодрой части моего выступления. «Есть ли у вас вопросы?» – спросил я.
Вопросов не было. Эти студенты, судя по всему, и так все знали об анимации, телевидении и комедии. Они молча выходили из зала, очевидно думая: «И ради этого я не пошел в церковь?»
После выступления профессор Айзенберг пригласил меня в ресторан, взяв с собой двух своих сыновей. Оттуда он исчез на два часа, оставив меня с детьми. Очевидно, профессор решил, что лектор из меня никакой, но с обязанностями няньки я справлюсь лучше.
Когда я рассказываю эту историю, кто-нибудь обязательно возмущается: «Я из Арканзаса, и мы не такие!»
Я добавляю, что был в городе Джонсборо.
«А, – говорят они. – Тогда понятно».
Бермудский треугольник радиостанций
Как-то меня пригласили выступать на Бермудских островах, и организатор сказал, что ему нужна помощь с продажей билетов.
«Продажей? – спросил я. – Обычно мои лекции бесплатные». Организатор ответил, что билеты продаются по сорок пять долларов, и продаются не очень хорошо. В смысле, я читаю неплохие лекции, но они не стоили бы сорок пять долларов, даже если бы к ним прилагался бесплатный техосмотр вашего автомобиля.
Чтобы прорекламировать мероприятие, они позвали меня на местную джазовую радиостанцию – в девять утра субботы. «В это время все еще спят, – сказал я. – Особенно любители джаза».
Организатор уверил, что это очень популярная передача, а диджей сказал, что он «огромный, огромный фанат «Симпсонов». Начался эфир. «Мы разыгрываем два билета на выступление Майка Рейсса, – сказал диджей. – Так что, Майк, придумай вопрос для слушателей, да посложнее! Не жалей их!»
«Ладно, – сказал я. – Как звали ручного слона Барта?» (Ответ: Стэмпи.)
«Мы ждем ваших звонков», – сказал диджей. Ждать пришлось долго. В следующие двадцать минут не позвонила ни одна живая душа.
Наконец, диджей сдался: «Наверное, это был слишком сложный вопрос. Давай еще один, попроще».
«Ладно. Как звали собаку Барта Симпсона?» (Ответ: Маленький Помощник Санты.)
Телефон молчал еще двадцать минут. Диджей, до того момента расслабленный, начал напрягаться – я никогда до этого не видел нервного растамана. «Майк, все это слишком сложно! Нужен самый простой вопрос!»
«Ну хорошо, – сказал я. – Как звали отца Барта Симпсона?»
Прошло еще десять минут, пока, наконец, телефон не зазвонил. Диджей выслушал ответ, повернулся ко мне и спросил: «Говорит, это Маленький Помощник Санты. Так звали отца Барта?» Этот же человек уверял меня, что он «огромный фанат «Симпсонов».
Неудивительно, что аншлага в тот вечер не случилось. Но я пообещал немногочисленной публике, что сейчас будет смешно, и попросил техников включить нарезку из «Симпсонов», которую привез с собой. Вместо нее на экране появилась реклама Friskies. То есть люди заплатили по сорок пять долларов с носа, чтобы посмотреть рекламу кошачьего корма. Когда она закончилась, на экране пошла старая серия «Сайнфелда». Никто не знал, как ее выключить, поэтому нам с публикой пришлось посмотреть серию целиком. Неплохую, кстати.
«Вот видите, – сказал я залу, – я же обещал, что будет смешно».
Лженаука
Однажды профессор престижного университета написал мне письмо: «Я использую «Симпсонов» в своих лекциях по политологии. Не могли бы вы выступить перед моими студентами? В аттаче – конспект лекции».
Я ответил: «С удовольствием выступлю перед вашими студентами. Правда, мне придется сказать, что вы учите их полной ерунде».
Его ответ состоял из двух слов: «РАЗГОВОР ОКОНЧЕН».
Впервые в жизни я услышал эти слова от мужчины.
Это был не единственный случай – в университетах сегодня читают целые курсы по «Симпсонам». Мне кажется, это важная примета времени. И знак апокалипсиса.
Я не возражаю против обучения по «Симпсонам». Я возражаю против того, что они неправильно это делают. А раз уж они ничего не понимают в «Симпсонах», то, может, они и в физике не разбираются?
К примеру, я читал лекцию в одном престижном университете, и профессор предварил ее длинной речью о том, почему нашего героя зовут Гомер, – очевидно, что персонаж пускается в эпическое путешествие сквозь собственную жизнь, оглядываясь на одноименного древнегреческого поэта.
Это очень красивая теория – правда, на сто процентов неверная. Мэтт Грейнинг действительно назвал персонажа в честь своего отца. Над такими вещами мы особо не задумывались. Как и над многими другими.
В другом университете я познакомился с профессором юмористических наук (это реальная должность). Он изложил свою теорию, почему «Симпсоны» такие смешные. Пока продолжалась эта речь, я думал: «Если собрать всю идиотскую чушь в мире, даже она померкла бы перед идиотской чушью, которую он сейчас несет».
Хуже всего то, что профессора никогда не признают свою неправоту. Однажды я был на словацком фестивале анимационного кино, где главный приз получил студенческий мультфильм под названием «Панды». В благодарственной речи юный режиссер сказал: «А учительница мне поставила за это тройку!» После этого я нашел его учительницу и сообщил ей, что «Панды» – лучший мультфильм из всех, что я видел в жизни: масштабный, умный, полный блистательного юмора. Учительница сказала: «Надо было поставить тройку с минусом».
За тридцать лет работы над «Симпсонами» я о таких вещах не задумывался, но многие настойчиво анализируют наш сериал. Существует сайт Simpsons Archive, где собраны академические труды по «Симпсонам». Как-то я провел целый день, читая их и приговаривая: «Неправда. Неправда. Неправда». Есть две наиболее распространенные ошибки. Первая: если мы что-то пародируем, то мы это ненавидим, пародия невозможна без презрения. Это полная чушь: мы с Элом неоднократно пародировали «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса исключительно потому, что обожаем этот фильм и знаем его наизусть. (Еще мы пародировали самого Орсона Уэллса, потому что он жирный.)
Еще большая ошибка – думать, что у сериала есть всеобъемлющая философия. Ее нет. Сериал пишет разношерстная и постоянно меняющаяся группа людей. Каждая серия – законченное произведение.
Если бы философия у нас была, ее можно было бы сформулировать так: «У нас нет философии». Возьмем хеллоуинский эпизод, в котором Лиза загадывает желание о мире во всем мире. Человечество уничтожает все оружие – и оказывается захваченным инопланетянами с рогатками. «Глупые земляне. – говорит Канг. – Ваш блестящий интеллект проиграл нашему жалкому оружию».
В чем тут философия? Что оружие – это хорошо? Мир во всем мире – плохо? Мы очень стараемся не доносить свою точку зрения. Как говорит Гомер в конце серии «Кровавая вражда»: «Может, оно все как-то само по себе произошло».
…И безумные фанатские теории
Большинство академических теорий про «Симпсонов» неверные и занудные. Мне намного больше нравятся фанатские теории: они неверные и безумные. К примеру, на одной из лекций меня спросили: «Правда ли, что у Нэда Фландерса есть суперспособности? В интернете пишут, что это так – в прошлой серии он видел сквозь стену».
Я сказал: «Это было окно».
Еще одна популярная теория гласит, что в одной серии четвертого сезона Гомер впал в кому и так из нее и не вышел. Все последующие двадцать шесть сезонов ему приснились. Эта теория напоминает религию: крутейшая история безо всякой фактической основы.
Но самая дичь началась после серии «Нью-Йорк против Гомера Симпсона», вышедшей в 1997 году. Ее действие почти полностью происходит в Международном торговом центре – после трагедии 11 сентября ее на несколько лет сняли с эфира. В серии фигурирует туристическая брошюра-путеводитель по Нью-Йорку, на которой изображен ВТЦ и цифра девять – то есть картинка выглядит как 9 11.
Это стало благодатной почвой для дичайшей теории заговора: мол, все сценаристы «Симпсонов» – члены тайной организации «Череп и кости». Хотя это йельская студенческая организация, а мы в основном выпускники Гарварда. Теория гласит, что прямиком из «Черепа и костей» нас завербовало ЦРУ, и за четыре года до теракта мы решили открыть миру тайну причастности к нему американских спецслужб.
Настало время положить конец всем этим слухам. Да, это чистая правда.
Жгучий вопрос
Что бы вы ответили людям, говорящим, что «Симпсоны» сдулись?
Обожаю этот вопрос, потому что никто никогда не спрашивает: «Почему «Симпсоны» сдулись?»
Нет, это всегда «что бы вы ответили людям, говорящим, что «Симпсоны» сдулись?».
Но меня не проведешь. Я все равно обижаюсь. Это как сказать: «Я не говорю, что ваша сестра проститутка… Но что бы вы ответили сотням людей, уверяющих, что это именно так?»
Правда выглядит так: телесериалы стареют в точности как люди, и каждая новая серия – это день рождения. Многие сериалы умирают во младенчестве. Отправить сериал в синдикацию можно после выхода семидесяти двух серий – а семьдесят два года как раз являются продолжительностью жизни среднего американца. Когда сериал доживает до ста серий, это такой же повод для праздника, как столетний юбилей.
«Симпсоны» – это 658-летний дед. И вы еще спрашиваете, почему он не такой бодрый, как в молодости? Скажите спасибо, что хоть писает пока самостоятельно.
Старение сериалов похоже на старение людей еще и в другом смысле: с возрастом и те, и те становятся либо странными, либо занудными. Других вариантов нет. К финалу «Госпиталь M.A.S.H.» стал занудным. «Сайнфелд» – странным. «Шоу Косби» стало занудным, а сам Косби – странным.
Мы выбрали странность. На серию у нас приходится две-три сюжетные линии – то есть за тридцать лет мы рассказали почти две тысячи историй. Приступая к новой серии, мы придумываем две тысячи первую лучшую историю. Все нормальные мы давно уже отработали: все Симпсоны в кого-нибудь влюблялись или кто-нибудь влюблялся в них. Мы убили семерых второстепенных персонажей – в одной серии есть сцена с кладбищем героев «Симпсонов».
Надеюсь, что мы, по крайней мере, не очень занудные. Наши серии становятся все динамичнее. А с тех пор как в 2009 году сериал стал выходить в высоком разрешении, мы упаковали в кадр столько шуток, сколько вы нигде до того не видели. Недавно Лиза была в библиотеке, и нам пришлось придумать тридцать смешных названий книг на полках вокруг нее. Нескоро она теперь пойдет в библиотеку.
Эл джин о качестве
«Мне трудно объективно говорить о том, какая эпоха «Симпсонов» лучше. Но уж, по крайней мере, нас нельзя упрекнуть в том, что мы не старались, не работали на износ и не продержались дольше всех. Популярные серии всегда чередуются с проходными (и наоборот) – это знак того, что люди продолжают нас смотреть. Не знаю, когда все это кончится; тут много финансовых факторов. Могу сказать только, что отношусь к сериалу так, словно он только начался. Мы не растеряли это ощущение».