Секрет устойчивости в мире перемен
Часть 8 из 10 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
НАЙТИ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
Начиная тему призвания человека, я хотел бы взять к ней эпиграфом слова Виктора Франкла: «Жизненная задача человека настолько же уникальна, насколько уникальна и его возможность выполнить эту задачу». О деятельности человека в соответствии со своей природой также очень хорошо сказал украинский философ Григорий Сковорода. Он сформулировал это в одной фразе: «Благодарение Богу за то, что он сделал все нужное нетрудным, а все трудное - ненужным».
Теперь попытаемся понять, как можно определить свое призвание. Весьма распространенным является такой инструмент, как астрология. Те, кто занимается астрологией, знают, что существуют методы раскрытия предназначения, причем очень тонкие. В ведической культуре люди заботились о том, чтобы было сформировано ясное, четкое эго, и благодаря этому человек знал, что ему делать. Люди рождались с ярко выраженными способностями. В наше время человек представляет собой сложную комбинацию способностей и потому не знает, в чем его предназначение.
Существует еще одна вещь, которая может указать нам наше призвание. Есть такое утверждение: «Музыкант не тот, кто знает ноты, не тот, кто может играть, пусть даже хорошо. Музыкант - это тот, кто не может не играть». Есть разница между тем, кто может хорошо играть, и тем, кто не может не играть, даже если поначалу он играет плохо. У человека есть внутренняя потребность делать что-то, реализовать себя в каком-то внешнем служении. Не нужно думать, что это должна быть какая-то вселенская миссия. Человек может делать простые вещи, но, если он вкладывает в них сердце, это и будет его предназначением. Высшая цель - или предназначение человека - подобна маяку или звезде, у которой есть собственный свет. Когда человек ее «нащупывает», он чувствует: «Да, это оно!» Высшая цель сама нас к себе привлекает, сама нас ведет, как маяк.
Как можно найти наше предназначение, откуда мы его можем получить? На мой взгляд, методы, которые предлагаются в книге Стивена Кови, не могут дать человеку ясного понимания. Кови в основном говорит: «Воображайте, визуализируйте, сядьте, включите правое полушарие, сосредоточьтесь на чем-то!» Но этого недостаточно. В этой части нашего анализа я буду существенно расходиться с книгой С. Кови.
Мне хотелось бы привести очень интересную цитату из «Ману-самхиты», или «Законов Ману» (Манава-дхармашастра). Дхарма-шастра - это законы. Это категория, или жанр, священных писаний, в которых объясняются обязанности человека: как должен вести себя человек, чтобы максимально эффективно функционировать в этом мире и реализовать свою высшую природу.
В «Ману-самхите 2.6» сказано:
ведо 'кхило дхарма-мулам
смрити-шиле ча тад-видам
ачараш чаива садхунам
атманас туштир эва ча
«Корень дхармы находится в Ведах, в обязанностях, описанных в смрити-шастрах, в поведении святых людей и в удовлетворении, которое нисходит на сердце».
Дхарма-мула значит «корень дхармы», или «корень наших обязанностей».
Итак, как определить свое предназначение? Приведенная цитата объясняет: существует четыре источника.
Первый из них - Веды, или священные писания, дающие нам общие философские понятия, которые открывают самую возвышенную духовную природу. Корень дхармы - в понимании своей вечной природы. Для этого есть писания высшего разряда, которые объясняют бессмертную природу души.
Второй - смрити-шастры, содержащие обязанности
Ману-самхита, 2.6
разных категорий людей в зависимости от пола и возраста. В смрити-шастрах говорится, например, как должна поступать женщина, а как - мужчина до двадцатипятилетнего возраста, какие обязанности у человека, который женился и стал семейным человеком, какие обязанности появляются у человека в старости.
Третий - ачараш чаива садхунам - поведение святых людей, садху. В общении с ними нужно попытаться найти корень своих обязанностей.
Четвертый - атманас тугитир - удовлетворение, которое мы испытываем, и этот последний источник очень важен для нас.
Остановимся более подробно на этих источниках. Первый источник - изучение таких священных писаний, как «Бхагавад-гита». Когда человек изучает «Бхагавад-гиту», он очень многое понимает о себе и о том, что ему нужно делать. Там не говорится: «Вставай рано!» -или еще что-то подобное. «Гита» не опускается на такой уровень. Но человек вдруг начинает понимать, как ему жить, и становится счастливым. Я помню свое состояние внутреннего переворота, удивительного счастья, которое пришло от понимания того, что мне нужно делать.
Однако одного чтения недостаточно. Нам нужен учитель. Когда говорится, что источником служит поведение святого человека, то речь идет не о том, чтобы пытаться имитировать его внешние повадки. Нам нужен объект медитации - человек, который нашел свою внутреннюю природу и таким образом обрел источник счастья, энергии, устойчивости. Медитация на такого человека откроет нам свою собственную природу, долг и призвание. Даже мысленное общение с ним поможет нам очень многое открыть в себе. Это тонкий мистический процесс, в котором каждый из нас может принять участие. Человек, медитируя на святого человека, своего духовного учителя, вдруг начинает видеть в себе то, чего раньше не видел.
Что же касается внутреннего удовлетворения, то, если человек поступает правильно, в соответствии со своей природой, он счастлив. Есть знаменитая история про императора Диоклетиана. После ухода «на пенсию» он удалился в свое поместье на Адриатическом море. Когда его снова пригласили в Рим стать императором, он ответил: «Если б вы видели, какую я вырастил капусту, вы не стали бы мне делать таких предложений». Это значит, что человек нашел свое дело. Он был хорошим императором, но по призванию оказался садоводом. Внутреннее удовлетворение - корень дхармы, корень нашей природы. Нужно обязательно прислушиваться к своему внутреннему состоянию, потому что иногда человек вроде бы достигает успеха, а внутри у него нехорошо - нет счастья!
В другой дхарма-шастре «Ягьявалкья-смрити» говорится: прийам атманах - правильное поведение доставляет удовлетворение уму. Но в этой шастре добавляется еще одна очень важная вещь: «Корнем дхармы также являются желания, которые появляются у человека в результате решимости следовать дхарме». Если человек услышал что-то и у него появилась решимость следовать каким-то незыблемым законам - в результате у него появится желание изменить себя. Это и будет корнем его настоящей природы, то есть откроет ему дверь к настоящей деятельности. Если у него просто появится решимость правильно построить свою жизнь, то желания, которые вырастут из этой решимости, и будут дхармой.
Есть очень простой тренинг, который каждый может сам провести. Он называется «список желаний». Человек, оставшись наедине с собой, должен записывать любые желания, которые ему приходят в голову, - то есть все, что ему хочется, даже если это будет бесконечно длинный список. Затем в течение нескольких дней - десяти или пятнадцати - нужно проводить определенную работу: по утрам и вечерам брать этот список и прочитывать его. Если какая-то из ваших записей «не греет» вас - немилосердно вычеркивайте. Значит, это случайная вещь.
Много таких случайных вещей - наносных, внушенных нам ненужных желаний - «залетает» в нас. Нужно помнить, что настоящие желания греют нас, тянут нас к себе и всегда нас воодушевляют. Если что-то из того, что вы написали, реально соответствует вашей природе -вы этого никогда не вычеркнете, вы все время будете чувствовать: да, это мне нужно! Постепенно вы вычеркнете все лишнее, и у вас останутся желания, которые соответствуют вашей природе и исполнение которых в конце концов сделает вас счастливыми.
Если нам удастся найти учителя, человека, который по-настоящему вдохновляет нас, это также поможет понять свою природу. Нам нужен человек, который олицетворяет некую высшую идею нашей жизни. Естественно, если это духовный учитель, то он сам должен жить по духовным принципам, в соответствии с духовными идеалами. Я уже говорил о правиле трех «С»: смирение, слушание и садхана. Эти три «С» можно реализовать в отношениях с духовным учителем. В «Бхагавад-гите» есть стих, описывающий отношения учителя и ученика. Я вижу человека, который для меня олицетворяет идеал, и естественным образом мне хочется быть перед ним смиренным, хотя на всех остальных я могу смотреть свысока. Смирение заставит меня слушать, причем не просто слушать, а слушать, впуская его слова в сердце, не критикуя, не отвергая, а позволяя этим словам менять что-то у меня внутри. Такое общение вызовет во мне также побуждение служить этому человеку.
Однако, если я останусь сам по себе, то, как бы я свое воображение ни напрягал, многое мне останется непонятным, а главное - мне очень трудно будет поменяться. Не нужно самому переписывать свой сценарий, нужно слушать учителя! Нужно найти возможность встретиться с человеком, который олицетворяет духовный идеал.
В «Шримад-Бхагаватам» описана такая последовательность. Общение с духовным человеком порождает веру в дух, в высшие духовные законы. Вера меняет эго, и мы уже не можем жить, как раньше, есть, спать и думать, что у нас все хорошо. Нам нужно что-то большее, чем это. В результате того, что поменялось эго, нам хочется сделать что-то для других, у нас появляется желание служить. Когда мы соприкасаемся с духовным человеком и слушаем его, у нас появляется большой вкус к тому, что он говорит, нам хочется слушать еще и еще. Мы начинаем чувствовать: есть что-то очень важное в том, что он говорит. В результате постепенно начинает происходить очищение нашего сознания.
Человек должен очиститься благодаря вкусу, который придет благодаря служению, которое придет благодаря вере и в конечном счете благодаря общению. Когда человек очистится, сомнения уйдут.
Что нам мешает целиком посвятить себя какому-то пути?
Люди начинают заниматься немного одним, немного другим, а в конце концов нигде ничего не получается, потому что они не смогли сосредоточиться на одном пути. И это - результат сомнений. Сомнения уйдут только в процессе очищения. В этот момент у человека появится реальный опыт соприкосновения с духом. Он поймет: «Да, все так и есть!» Постепенно этот опыт превратится в духовную любовь - чистую, безусловную, всепоглощающую. Такова цепочка трансформаций человека в процессе общения, если общение выбрано правильно.
Каким должен быть духовный учитель? Этот человек должен знать смысл священных писаний, уметь утвердить принципы и заповеди священных писаний в других людях и сам жить в соответствии с этими принципами. Общение с таким человеком «включит» цепочку процессов трансформации, о которых шла речь выше.
ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВРЕМЕНИ
Три первых навыка, приносящие успех, фактически означают победу над собой.
Первый навык - я нахожу в себе способность не действовать как автомат. И самый хороший метод здесь -давать какие-то обещания и реально менять что-то в себе.
Второй навык - это навык поиска своего призвания, или формирование правильного «я».
Третий навык - логическое продолжение первых двух, который можно реализовать, только если первые два сформированы. Это навык правильного отношения к времени, когда мы начинаем действовать в соответствии с высшими целями и не тратим времени на суету, правильно определяем приоритеты. Третий навык - это практическая реализация ценностей, то есть всего того, о чем говорилось выше. Он основан на независимой воле и дисциплине.
Как правило, слово «дисциплина» не вызывает у нас хороших ассоциаций. Скучное и даже ужасное слово -«дисциплина»! Но в переводе с латыни это слово означает «обучение». Реально это значит, что по-настоящему дисциплинированный человек - всегда последователь какого-то учения или человек, у которого очень ясные ценности в жизни. Дисциплина - это не внешняя вещь. Внешне можно, конечно, человека поставить в жесткие рамки, приучить его к какой-то дисциплине. Но на самом деле дисциплина - это желание человека реализовать высшие ценности, которые он понял. И в подлинном смысле слова это всегда - самодисциплина, которая естественным образом приходит к человеку в тот самый момент, когда его ценности становятся очень ясными.
Лень - это всего лишь отсутствие ценностей, непонимание того, для чего я живу. Как только я становлюсь последователем какого-либо учения, у меня появляются ценности, ясность и дисциплина. Люди не встают рано утром, потому что им нечего делать. Как только они поняли, что у них есть какое-то важное дело, они не смогут спать. Они проснутся сами, естественным образом. Часто люди говорят: «Я недисциплинированный». Не в этом дело! У них нет ясных ценностей - в этом беда. Дисциплинированность -это приверженность глубинным ценностям, и она придет сама. Воля - это способность подчинять свои чувства, желания и настроения своим ценностям. В этом смысл свободной воли человека.
Стивен Кови говорит, что изучение истории успешных людей привело к открытию «общего знаменателя» успеха. Есть нечто, что объединяет их всех. Формулировка этого «общего знаменателя» такова: «Удачливые люди имеют обыкновение делать то, что неудачники делать не любят. Удачливым людям тоже совсем не обязательно нравится это делать, но они подчиняют свои чувства своей задаче». Рецепт успеха, его «общий знаменатель» - это способность делать не то, что нравится, а то, что нужно, потому что внутри есть это горячее «да!».
Попытаемся понять еще более конкретно, что это значит. Что для нас ценно? Очень просто можно понять: для нас ценно то, чему мы уделяем время. Если мы говорим, что отношения с другим человеком для нас ценны, но времени этим отношениям не уделяем, значит, они для нас не важны. Если какая-то вещь ценна для нас, мы найдем для нее время. Если мы для чего-то не находим времени, значит, мы не понимаем ценности этого.
Итак, все три навыка связаны друг с другом. Благодаря второму навыку мы поняли, что для нас ценно. Благодаря третьему навыку мы начинаем реализовывать эти ценности, правильно расставляя приоритеты и правильно расходуя свое время. Чанакья Пандит, великий мудрец ведической древности, говорит: «Потраченное мгновение невозможно вернуть назад даже за все сокровища этого мира». Если мгновение ушло - вернуть его невозможно. Это то самое мгновение, в которое я мог бы реализовать что-то очень важное. Есть такая фраза: люди убивают время, забывая о том, что в конце концов время убивает их.
Существует один очень важный элемент ведической культуры, которым мне хотелось бы поделиться с вами. В ведических писаниях, особенно в дхарма-гиастрах, говорится, что у человека есть разные виды кармы, или обязанностей. Самый важный из них - это обязанности, которые нужно исполнять регулярно (нитъя-карма). Мы делаем много разных вещей: можем осуществлять какие-то проекты, добиваться каких-то своих целей. Но самое важное из всего, что мы делаем, - это то, что мы делаем регулярно, то, чему мы уделяем время каждый день нашей жизни или, по крайней мере, каждую неделю.
Есть очень хорошее определение человека: «Мы есть то, что мы делаем каждый день». Иначе говоря, обеты, которым мы следуем постоянно, проявляют нашу сущность и наши ценности. Человек может делать что-то каждый день, или раз в неделю, раз в месяц, раз в квартал, раз в год, - но делать обязательно. К примеру, люди, которые следуют православной традиции, знают, что раз в год нужно соблюдать Великий пост. Это становится очень существенной частью их жизни. Именно периодические задачи, а не какие-то случайные вещи составляют важную основу нашей личности.
Я хочу показать очень простой и полезный инструмент. Есть хорошая таблица, которую можно создать для себя. В эту таблицу нужно записывать свои обеты - исполняемые, прививаемые и планируемые.
Таблица обетов
Есть какие-то вещи, которые я уже делаю, то есть они уже стали моей природой. Что-то я делаю каждый день. Что-то я делаю раз в неделю, что-то раз в месяц, что-то -раз в квартал, что-то - раз в год. Это то, что для меня ценно, что составляет очень существенную основу моих внутренних ценностей. Можно записать их в графу «исполняемые обеты» - всегда приятно знать, какой ты хороший. Например, каждый день зубы чищу. Достижение? Для некоторых - да. Но эта графа не так важна. Гораздо важнее две другие графы в вертикальном столбце.
Есть категория прививаемых ценностей: то, чему я учусь. Подумайте, что вы хотите сделать, - запишите это, сделайте это своей конституцией. Ранее я уже говорил о том, что человек может взять какие-то обеты - например рано вставать. В течение тридцати (максимум сорока) дней человеку нужно следовать чему-то, чтобы это очень глубоко вошло в него, чтобы старая привычка ушла, а новая - сформировалась.
Третья графа - планируемые ценности. Помечтайте немного: что вы хотели бы делать, могли бы делать? Это небольшой инструмент формирования нашей личности, основанной на каких-то высших ценностях. Простая вещь, но она может помочь.
ДЕЛА ВАЖНЫЕ И СРОЧНЫЕ
Все наши дела делятся по принципу важности и срочности. Соответственно, есть четыре категории дел:
1) важные и срочные,
2) важные, но несрочные,
3) неважные, но срочные,
4) неважные и несрочные.
Что такое важные и срочные дела? Срочное - это реакция на обстоятельства, на какую-то очевидность, на давление. Нужно понять, что срочное всегда навязывается нам извне, это всегда некая программа извне. Важное -это всегда внутренняя вещь, наше призвание, предназначение. Важное определяется самим человеком.
Итак, срочное - это нечто приходящее извне, а важное - изнутри. Пожар, кризис, аврал, болезнь - срочные и важные, не терпящие отлагательств. Например, кризис - это нечто, что нужно гасить сразу же. Аналогично -
болезнь, с которой нужно разобраться. Если человек постоянно находится в состоянии кризиса, все время затыкает какие-то дыры, на него постоянно что-то сваливается, то результатом является «выгорание», усталость, стресс, перманентный кризис. Такой человек - игрушка в руках судьбы: его куда-то несет, он не знает куда. Это порождение определенного ума.
Есть также дела срочные, но неважные. Что это за дела? Текучка. Каждый день нужно что-то делать: звонки, почта, интернет, какие-то встречи. Это срочно, но, по большей части, неважно. Есть огромное многообразие подобных дел, особенно в наше время. Какой-то звонок, и нужно на него срочно ответить. Как правило, это нечто неважное, навязанное нам извне, суета. Выполняя эти дела, мы просто «плывем по течению».
Если человек в основном проводит свое время таким образом, то он концентрируется на краткосрочных задачах, и у него появляется синдром жертвы. Почему? Потому что он всегда оказывается жертвой обстоятельств. В конце концов нарастает чувство бессмысленности жизни и усталость, разрушаются отношения... Такие люди, как правило, - ярые противники планов. Они говорят: «Планы? Какой смысл? Все равно их не удается выполнять!»
Есть целая зона, где можно «расслабиться» на несрочные и неважные дела: пустые разговоры, компьютерные игры, интернет, телевизор...
Начиная тему призвания человека, я хотел бы взять к ней эпиграфом слова Виктора Франкла: «Жизненная задача человека настолько же уникальна, насколько уникальна и его возможность выполнить эту задачу». О деятельности человека в соответствии со своей природой также очень хорошо сказал украинский философ Григорий Сковорода. Он сформулировал это в одной фразе: «Благодарение Богу за то, что он сделал все нужное нетрудным, а все трудное - ненужным».
Теперь попытаемся понять, как можно определить свое призвание. Весьма распространенным является такой инструмент, как астрология. Те, кто занимается астрологией, знают, что существуют методы раскрытия предназначения, причем очень тонкие. В ведической культуре люди заботились о том, чтобы было сформировано ясное, четкое эго, и благодаря этому человек знал, что ему делать. Люди рождались с ярко выраженными способностями. В наше время человек представляет собой сложную комбинацию способностей и потому не знает, в чем его предназначение.
Существует еще одна вещь, которая может указать нам наше призвание. Есть такое утверждение: «Музыкант не тот, кто знает ноты, не тот, кто может играть, пусть даже хорошо. Музыкант - это тот, кто не может не играть». Есть разница между тем, кто может хорошо играть, и тем, кто не может не играть, даже если поначалу он играет плохо. У человека есть внутренняя потребность делать что-то, реализовать себя в каком-то внешнем служении. Не нужно думать, что это должна быть какая-то вселенская миссия. Человек может делать простые вещи, но, если он вкладывает в них сердце, это и будет его предназначением. Высшая цель - или предназначение человека - подобна маяку или звезде, у которой есть собственный свет. Когда человек ее «нащупывает», он чувствует: «Да, это оно!» Высшая цель сама нас к себе привлекает, сама нас ведет, как маяк.
Как можно найти наше предназначение, откуда мы его можем получить? На мой взгляд, методы, которые предлагаются в книге Стивена Кови, не могут дать человеку ясного понимания. Кови в основном говорит: «Воображайте, визуализируйте, сядьте, включите правое полушарие, сосредоточьтесь на чем-то!» Но этого недостаточно. В этой части нашего анализа я буду существенно расходиться с книгой С. Кови.
Мне хотелось бы привести очень интересную цитату из «Ману-самхиты», или «Законов Ману» (Манава-дхармашастра). Дхарма-шастра - это законы. Это категория, или жанр, священных писаний, в которых объясняются обязанности человека: как должен вести себя человек, чтобы максимально эффективно функционировать в этом мире и реализовать свою высшую природу.
В «Ману-самхите 2.6» сказано:
ведо 'кхило дхарма-мулам
смрити-шиле ча тад-видам
ачараш чаива садхунам
атманас туштир эва ча
«Корень дхармы находится в Ведах, в обязанностях, описанных в смрити-шастрах, в поведении святых людей и в удовлетворении, которое нисходит на сердце».
Дхарма-мула значит «корень дхармы», или «корень наших обязанностей».
Итак, как определить свое предназначение? Приведенная цитата объясняет: существует четыре источника.
Первый из них - Веды, или священные писания, дающие нам общие философские понятия, которые открывают самую возвышенную духовную природу. Корень дхармы - в понимании своей вечной природы. Для этого есть писания высшего разряда, которые объясняют бессмертную природу души.
Второй - смрити-шастры, содержащие обязанности
Ману-самхита, 2.6
разных категорий людей в зависимости от пола и возраста. В смрити-шастрах говорится, например, как должна поступать женщина, а как - мужчина до двадцатипятилетнего возраста, какие обязанности у человека, который женился и стал семейным человеком, какие обязанности появляются у человека в старости.
Третий - ачараш чаива садхунам - поведение святых людей, садху. В общении с ними нужно попытаться найти корень своих обязанностей.
Четвертый - атманас тугитир - удовлетворение, которое мы испытываем, и этот последний источник очень важен для нас.
Остановимся более подробно на этих источниках. Первый источник - изучение таких священных писаний, как «Бхагавад-гита». Когда человек изучает «Бхагавад-гиту», он очень многое понимает о себе и о том, что ему нужно делать. Там не говорится: «Вставай рано!» -или еще что-то подобное. «Гита» не опускается на такой уровень. Но человек вдруг начинает понимать, как ему жить, и становится счастливым. Я помню свое состояние внутреннего переворота, удивительного счастья, которое пришло от понимания того, что мне нужно делать.
Однако одного чтения недостаточно. Нам нужен учитель. Когда говорится, что источником служит поведение святого человека, то речь идет не о том, чтобы пытаться имитировать его внешние повадки. Нам нужен объект медитации - человек, который нашел свою внутреннюю природу и таким образом обрел источник счастья, энергии, устойчивости. Медитация на такого человека откроет нам свою собственную природу, долг и призвание. Даже мысленное общение с ним поможет нам очень многое открыть в себе. Это тонкий мистический процесс, в котором каждый из нас может принять участие. Человек, медитируя на святого человека, своего духовного учителя, вдруг начинает видеть в себе то, чего раньше не видел.
Что же касается внутреннего удовлетворения, то, если человек поступает правильно, в соответствии со своей природой, он счастлив. Есть знаменитая история про императора Диоклетиана. После ухода «на пенсию» он удалился в свое поместье на Адриатическом море. Когда его снова пригласили в Рим стать императором, он ответил: «Если б вы видели, какую я вырастил капусту, вы не стали бы мне делать таких предложений». Это значит, что человек нашел свое дело. Он был хорошим императором, но по призванию оказался садоводом. Внутреннее удовлетворение - корень дхармы, корень нашей природы. Нужно обязательно прислушиваться к своему внутреннему состоянию, потому что иногда человек вроде бы достигает успеха, а внутри у него нехорошо - нет счастья!
В другой дхарма-шастре «Ягьявалкья-смрити» говорится: прийам атманах - правильное поведение доставляет удовлетворение уму. Но в этой шастре добавляется еще одна очень важная вещь: «Корнем дхармы также являются желания, которые появляются у человека в результате решимости следовать дхарме». Если человек услышал что-то и у него появилась решимость следовать каким-то незыблемым законам - в результате у него появится желание изменить себя. Это и будет корнем его настоящей природы, то есть откроет ему дверь к настоящей деятельности. Если у него просто появится решимость правильно построить свою жизнь, то желания, которые вырастут из этой решимости, и будут дхармой.
Есть очень простой тренинг, который каждый может сам провести. Он называется «список желаний». Человек, оставшись наедине с собой, должен записывать любые желания, которые ему приходят в голову, - то есть все, что ему хочется, даже если это будет бесконечно длинный список. Затем в течение нескольких дней - десяти или пятнадцати - нужно проводить определенную работу: по утрам и вечерам брать этот список и прочитывать его. Если какая-то из ваших записей «не греет» вас - немилосердно вычеркивайте. Значит, это случайная вещь.
Много таких случайных вещей - наносных, внушенных нам ненужных желаний - «залетает» в нас. Нужно помнить, что настоящие желания греют нас, тянут нас к себе и всегда нас воодушевляют. Если что-то из того, что вы написали, реально соответствует вашей природе -вы этого никогда не вычеркнете, вы все время будете чувствовать: да, это мне нужно! Постепенно вы вычеркнете все лишнее, и у вас останутся желания, которые соответствуют вашей природе и исполнение которых в конце концов сделает вас счастливыми.
Если нам удастся найти учителя, человека, который по-настоящему вдохновляет нас, это также поможет понять свою природу. Нам нужен человек, который олицетворяет некую высшую идею нашей жизни. Естественно, если это духовный учитель, то он сам должен жить по духовным принципам, в соответствии с духовными идеалами. Я уже говорил о правиле трех «С»: смирение, слушание и садхана. Эти три «С» можно реализовать в отношениях с духовным учителем. В «Бхагавад-гите» есть стих, описывающий отношения учителя и ученика. Я вижу человека, который для меня олицетворяет идеал, и естественным образом мне хочется быть перед ним смиренным, хотя на всех остальных я могу смотреть свысока. Смирение заставит меня слушать, причем не просто слушать, а слушать, впуская его слова в сердце, не критикуя, не отвергая, а позволяя этим словам менять что-то у меня внутри. Такое общение вызовет во мне также побуждение служить этому человеку.
Однако, если я останусь сам по себе, то, как бы я свое воображение ни напрягал, многое мне останется непонятным, а главное - мне очень трудно будет поменяться. Не нужно самому переписывать свой сценарий, нужно слушать учителя! Нужно найти возможность встретиться с человеком, который олицетворяет духовный идеал.
В «Шримад-Бхагаватам» описана такая последовательность. Общение с духовным человеком порождает веру в дух, в высшие духовные законы. Вера меняет эго, и мы уже не можем жить, как раньше, есть, спать и думать, что у нас все хорошо. Нам нужно что-то большее, чем это. В результате того, что поменялось эго, нам хочется сделать что-то для других, у нас появляется желание служить. Когда мы соприкасаемся с духовным человеком и слушаем его, у нас появляется большой вкус к тому, что он говорит, нам хочется слушать еще и еще. Мы начинаем чувствовать: есть что-то очень важное в том, что он говорит. В результате постепенно начинает происходить очищение нашего сознания.
Человек должен очиститься благодаря вкусу, который придет благодаря служению, которое придет благодаря вере и в конечном счете благодаря общению. Когда человек очистится, сомнения уйдут.
Что нам мешает целиком посвятить себя какому-то пути?
Люди начинают заниматься немного одним, немного другим, а в конце концов нигде ничего не получается, потому что они не смогли сосредоточиться на одном пути. И это - результат сомнений. Сомнения уйдут только в процессе очищения. В этот момент у человека появится реальный опыт соприкосновения с духом. Он поймет: «Да, все так и есть!» Постепенно этот опыт превратится в духовную любовь - чистую, безусловную, всепоглощающую. Такова цепочка трансформаций человека в процессе общения, если общение выбрано правильно.
Каким должен быть духовный учитель? Этот человек должен знать смысл священных писаний, уметь утвердить принципы и заповеди священных писаний в других людях и сам жить в соответствии с этими принципами. Общение с таким человеком «включит» цепочку процессов трансформации, о которых шла речь выше.
ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВРЕМЕНИ
Три первых навыка, приносящие успех, фактически означают победу над собой.
Первый навык - я нахожу в себе способность не действовать как автомат. И самый хороший метод здесь -давать какие-то обещания и реально менять что-то в себе.
Второй навык - это навык поиска своего призвания, или формирование правильного «я».
Третий навык - логическое продолжение первых двух, который можно реализовать, только если первые два сформированы. Это навык правильного отношения к времени, когда мы начинаем действовать в соответствии с высшими целями и не тратим времени на суету, правильно определяем приоритеты. Третий навык - это практическая реализация ценностей, то есть всего того, о чем говорилось выше. Он основан на независимой воле и дисциплине.
Как правило, слово «дисциплина» не вызывает у нас хороших ассоциаций. Скучное и даже ужасное слово -«дисциплина»! Но в переводе с латыни это слово означает «обучение». Реально это значит, что по-настоящему дисциплинированный человек - всегда последователь какого-то учения или человек, у которого очень ясные ценности в жизни. Дисциплина - это не внешняя вещь. Внешне можно, конечно, человека поставить в жесткие рамки, приучить его к какой-то дисциплине. Но на самом деле дисциплина - это желание человека реализовать высшие ценности, которые он понял. И в подлинном смысле слова это всегда - самодисциплина, которая естественным образом приходит к человеку в тот самый момент, когда его ценности становятся очень ясными.
Лень - это всего лишь отсутствие ценностей, непонимание того, для чего я живу. Как только я становлюсь последователем какого-либо учения, у меня появляются ценности, ясность и дисциплина. Люди не встают рано утром, потому что им нечего делать. Как только они поняли, что у них есть какое-то важное дело, они не смогут спать. Они проснутся сами, естественным образом. Часто люди говорят: «Я недисциплинированный». Не в этом дело! У них нет ясных ценностей - в этом беда. Дисциплинированность -это приверженность глубинным ценностям, и она придет сама. Воля - это способность подчинять свои чувства, желания и настроения своим ценностям. В этом смысл свободной воли человека.
Стивен Кови говорит, что изучение истории успешных людей привело к открытию «общего знаменателя» успеха. Есть нечто, что объединяет их всех. Формулировка этого «общего знаменателя» такова: «Удачливые люди имеют обыкновение делать то, что неудачники делать не любят. Удачливым людям тоже совсем не обязательно нравится это делать, но они подчиняют свои чувства своей задаче». Рецепт успеха, его «общий знаменатель» - это способность делать не то, что нравится, а то, что нужно, потому что внутри есть это горячее «да!».
Попытаемся понять еще более конкретно, что это значит. Что для нас ценно? Очень просто можно понять: для нас ценно то, чему мы уделяем время. Если мы говорим, что отношения с другим человеком для нас ценны, но времени этим отношениям не уделяем, значит, они для нас не важны. Если какая-то вещь ценна для нас, мы найдем для нее время. Если мы для чего-то не находим времени, значит, мы не понимаем ценности этого.
Итак, все три навыка связаны друг с другом. Благодаря второму навыку мы поняли, что для нас ценно. Благодаря третьему навыку мы начинаем реализовывать эти ценности, правильно расставляя приоритеты и правильно расходуя свое время. Чанакья Пандит, великий мудрец ведической древности, говорит: «Потраченное мгновение невозможно вернуть назад даже за все сокровища этого мира». Если мгновение ушло - вернуть его невозможно. Это то самое мгновение, в которое я мог бы реализовать что-то очень важное. Есть такая фраза: люди убивают время, забывая о том, что в конце концов время убивает их.
Существует один очень важный элемент ведической культуры, которым мне хотелось бы поделиться с вами. В ведических писаниях, особенно в дхарма-гиастрах, говорится, что у человека есть разные виды кармы, или обязанностей. Самый важный из них - это обязанности, которые нужно исполнять регулярно (нитъя-карма). Мы делаем много разных вещей: можем осуществлять какие-то проекты, добиваться каких-то своих целей. Но самое важное из всего, что мы делаем, - это то, что мы делаем регулярно, то, чему мы уделяем время каждый день нашей жизни или, по крайней мере, каждую неделю.
Есть очень хорошее определение человека: «Мы есть то, что мы делаем каждый день». Иначе говоря, обеты, которым мы следуем постоянно, проявляют нашу сущность и наши ценности. Человек может делать что-то каждый день, или раз в неделю, раз в месяц, раз в квартал, раз в год, - но делать обязательно. К примеру, люди, которые следуют православной традиции, знают, что раз в год нужно соблюдать Великий пост. Это становится очень существенной частью их жизни. Именно периодические задачи, а не какие-то случайные вещи составляют важную основу нашей личности.
Я хочу показать очень простой и полезный инструмент. Есть хорошая таблица, которую можно создать для себя. В эту таблицу нужно записывать свои обеты - исполняемые, прививаемые и планируемые.
Таблица обетов
Есть какие-то вещи, которые я уже делаю, то есть они уже стали моей природой. Что-то я делаю каждый день. Что-то я делаю раз в неделю, что-то раз в месяц, что-то -раз в квартал, что-то - раз в год. Это то, что для меня ценно, что составляет очень существенную основу моих внутренних ценностей. Можно записать их в графу «исполняемые обеты» - всегда приятно знать, какой ты хороший. Например, каждый день зубы чищу. Достижение? Для некоторых - да. Но эта графа не так важна. Гораздо важнее две другие графы в вертикальном столбце.
Есть категория прививаемых ценностей: то, чему я учусь. Подумайте, что вы хотите сделать, - запишите это, сделайте это своей конституцией. Ранее я уже говорил о том, что человек может взять какие-то обеты - например рано вставать. В течение тридцати (максимум сорока) дней человеку нужно следовать чему-то, чтобы это очень глубоко вошло в него, чтобы старая привычка ушла, а новая - сформировалась.
Третья графа - планируемые ценности. Помечтайте немного: что вы хотели бы делать, могли бы делать? Это небольшой инструмент формирования нашей личности, основанной на каких-то высших ценностях. Простая вещь, но она может помочь.
ДЕЛА ВАЖНЫЕ И СРОЧНЫЕ
Все наши дела делятся по принципу важности и срочности. Соответственно, есть четыре категории дел:
1) важные и срочные,
2) важные, но несрочные,
3) неважные, но срочные,
4) неважные и несрочные.
Что такое важные и срочные дела? Срочное - это реакция на обстоятельства, на какую-то очевидность, на давление. Нужно понять, что срочное всегда навязывается нам извне, это всегда некая программа извне. Важное -это всегда внутренняя вещь, наше призвание, предназначение. Важное определяется самим человеком.
Итак, срочное - это нечто приходящее извне, а важное - изнутри. Пожар, кризис, аврал, болезнь - срочные и важные, не терпящие отлагательств. Например, кризис - это нечто, что нужно гасить сразу же. Аналогично -
болезнь, с которой нужно разобраться. Если человек постоянно находится в состоянии кризиса, все время затыкает какие-то дыры, на него постоянно что-то сваливается, то результатом является «выгорание», усталость, стресс, перманентный кризис. Такой человек - игрушка в руках судьбы: его куда-то несет, он не знает куда. Это порождение определенного ума.
Есть также дела срочные, но неважные. Что это за дела? Текучка. Каждый день нужно что-то делать: звонки, почта, интернет, какие-то встречи. Это срочно, но, по большей части, неважно. Есть огромное многообразие подобных дел, особенно в наше время. Какой-то звонок, и нужно на него срочно ответить. Как правило, это нечто неважное, навязанное нам извне, суета. Выполняя эти дела, мы просто «плывем по течению».
Если человек в основном проводит свое время таким образом, то он концентрируется на краткосрочных задачах, и у него появляется синдром жертвы. Почему? Потому что он всегда оказывается жертвой обстоятельств. В конце концов нарастает чувство бессмысленности жизни и усталость, разрушаются отношения... Такие люди, как правило, - ярые противники планов. Они говорят: «Планы? Какой смысл? Все равно их не удается выполнять!»
Есть целая зона, где можно «расслабиться» на несрочные и неважные дела: пустые разговоры, компьютерные игры, интернет, телевизор...