Секрет устойчивости в мире перемен
Часть 9 из 10 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Наконец, есть дела важные, но несрочные. Сюда относится такая деятельность, как долгосрочное планирование, выстраивание отношений, духовная практика, забота о своем здоровье, профилактика, постоянное обучение, повышение квалификации, физические упражнения. У человека есть тенденция забывать обо всем этом, потому что есть прессинг срочных дел. «Да, я буду заниматься каждый день йогой. Каждый день - но только не сегодня!» И так каждый день. Мы склонны пренебрегать этой категорией дел, тогда как именно в нее входит самое важное, что у нас есть. Если человек будет уделять время реально важным, но несрочным делам и сможет сделать эти дела преобладающими в своей жизни, то он избавится от синдрома жертвы. Он почувствует: «Я могу что-то делать». У него появится видение перспективы, дисциплинированность, равновесие, уверенность в себе, спокойствие.
СОСТОЯНИЕ УМА
В йоге описываются разные состояния ума. Есть три гуны материальной природы: тамас, раджас и саттва. Тамас - это невежество, раджас - страсть, и саттва -благость, или легкость, чистота, упорядоченность. Когда на человека преимущественно влияют раджас и тамас (страсть и невежество), то это состояние ума называется кшипта. Когда тамас - мудха. Викшипта - это раджас. Экагра - это саттва, целеустремленность.
В зависимости от состояния ума, которое у человека сформировалось, он проводит время в определенной сфере. У страстных людей, в основном, все срочно и важно. Они все время куда-то бегут. Неважное, но срочное - это то, что в йоге называется сочетанием раджаса и тамаса: возбуждение в сочетании с рассеянностью.
Если человек не знает, что делать, и ему хочется просто расслабиться, значит его накрыла тама-гуна - он сидит и просто убивает время. Это относится к категории «неважное и несрочное».
Функционирование в сфере важного и несрочного -это проявление того, что ум работает в режиме саттвы, или благости. Этого можно достичь, в том числе изменяя свой образ жизни. Например, если человек будет просыпаться до восхода солнца, то его ум будет по-другому работать - он будет гораздо более ясным, четким, способным делать важные и несрочные вещи.
Всегда есть какие-то причины не делать несрочное, подчиняясь срочному, но нужно помнить принцип Парето: 80% результатов получаются из 20% усилий. Даже небольшие усилия, приложенные к важным и несрочным вещам, могут дать огромные результаты.
Почему, собственно, мы не любим и не хотим действовать в категории «важное и несрочное»? Потому что результаты этого сразу не видны, а мы запрограммированы на результат. Нам нужно все сразу и побольше. Но в мире есть закон: естественные процессы постепенны. Наш рост, наше внутреннее развитие постепенны, а нам хочется сразу, и это - страсть.
Мы пренебрегаем важными вещами и предпочитаем действовать по принципу: пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Если подробнее проанализировать причины неспособности действовать там, где на самом деле нужно прилагать свою энергию, то окажется, что это:
1) неспособность определять приоритеты,
2) неспособность организовывать себя на основе приоритетов,
3) недостаточная дисциплинированность, чтобы действовать на их основе.
Если спросить у людей: «Почему, собственно, вы не делаете важных вещей?» - и представить им три этих причины на выбор, то чаще всего мы услышим: «Ну, неорганизованный я!» Однако в действительности главная причина - это неспособность определить приоритеты. Если мы четко поняли ценности, приоритеты, то мы организуемся, дисциплинированность придет. Просто мы не знаем, какие вещи для нас по-настоящему важны. Почему мы не способны отказаться от каких-то неважных вещей? Потому что у нас нет ясного понимания, что для нас важно.
ЙОГА ЛЮБВИ - ЭТО УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПУТЬ
Существуют разные виды йоги. Путь, который принял я, - это путь бхакти-йоги, или йоги любви и служения. Я очень хорошо отношусь ко всем остальным формам йоги. Но, к сожалению, все то, что ходит в нашем обществе под видом йоги, - это, как правило, всего лишь очень маленькая часть йоги. Физические упражнения важны и хороши, но человек никогда не сможет полностью реализовать себя только на уровне физических упражнений. Взять, к примеру, айенгаровскую школу. Айенгар довел до совершенства филигранную технику всех поз. Но йога - это не гимнастика. Йога должна дать человеку возможность понять самого себя.
Хатха-йога может оздоровить нас, может привести в спокойствие наш ум. Это очень полезная вещь, самые лучшие упражнения в гуне благости. Но реализовать все заложенное в нем человек, находящийся на нашем уровне, не сможет. Я достаточно хорошо знаю «Йога-сутры» Патанджали и понимаю, что это не для меня. Квалификацией, которая необходима для того, чтобы идти этим путем, я не обладаю.
В «Бхагавад-гите» Кришна объясняет Арджуне путь хатха-йоги. Но тот отвечает: «Спасибо, Кришна! Но не могу этим заниматься». Пять тысяч лет назад Арджуна, великий лучник с огромной способностью концентрироваться, сказал: «Нет, нет! Ум слишком упрям и беспокоен». Есть еще карма-йога - йога добрых дел. Есть гьяна-йога - йога отречения от мира. Но самое удивительное и самое высокое, что есть в ведических писаниях, - это путь бхакти-йоги.
Веды объясняют разные пути, они говорят, что истина одна и человек должен идти к этой истине. Бхакти-йога -самый универсальный и в то же самое время самый глубокий путь. Универсален он в том смысле, что нет никаких внешних ограничений для того, чтобы идти по нему. Человек может быть старым или молодым, мужчиной или женщиной - каждый может любить и служить. Бхакти-йога - это йога на уровне сознания, на уровне мотива.
ЗНАНИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНЬ К ЛУЧШЕМУ
Есть хорошая притча про Будду. Как-то он пришел к реке, и ему нужно было переправиться на другую сторону. На берегу сидел медитирующий йог, который гордо заявил: «Я тридцать лет занимался медитацией, и теперь могу ходить по воде, как по суше!» Будда с жалостью посмотрел на него и сказал: «Неужели у тебя не было одной рупии, чтобы нанять лодочника? На что ты потратил тридцать лет своей жизни?»
Патанджали Муни, автор системы йоги, говорит в «Йога-сутрах», что мистические способности - препятствия на пути йоги. Эти препятствия приходят к человеку в какой-то момент его развития, чтобы отвлечь его от достижения высшей цели. И если это - препятствия, то зачем к ним стремиться? Настоящая йога - это йога любви, служения, предания себя. Это - проявление нашей высшей природы. В ведической культуре много всего, но самая большая ценность, которая там есть, - это йога бхакти.
Иногда люди говорят: «У нас другое вероисповедание». Но все мы - души, и у души есть одна природа: она хочет любить Бога и хочет чувствовать Его любовь к себе. Ведическая культура может удовлетворить любые желания человека и возвысить его с любого уровня. Ведическая культура говорит об универсальных ценностях и в то же самое время дает конкретные пути для каждого конкретного человека. Каждый может найти свое место, каждый может найти свой путь и почувствовать, что ему нужно делать.
Храмы в Индии отличаются от других духовных заведений тем, что они всегда были центрами образования, они всегда помогали людям возвыситься и получить духовное знание, а не просто получить набор каких-то догм или выполнить обряды. Человек должен получать знания в разных областях: как поддерживать свое здоровье, как правильно питаться, как спать, как строить отношения в семье, как воспитывать детей. Все это очень важные аспекты, в центре которых стоит духовная потребность человека. Если человек действует, понимая свою главную духовную потребность, - это и есть ведическая культура.
Эту культуру сейчас люди пытаются проповедовать, но, к сожалению, многие спекулируют на ней. Культуру растаскивают по частям: есть аюрведические центры, центры йоги и так далее. Но никто не дает самой сути. А суть - это духовное знание, и оно наполняет жизнью все остальное. Если этого корня нет, то все ветви высохнут. Здоровье, йога и все остальное имеет смысл, если мы знаем духовный корень всего этого. Цель ведической культуры в том, чтобы дать людям знание, которое может изменить всю их жизнь к лучшему.
КАТАЛОГ ПРОДУКЦИИ
«ГОСВАМИ БУКС»
КНИГИ:
• Бхакти Вигьяна Госвами «Стрела милости»
• Бхакти Вигьяна Госвами «Кришна входит в Матхуру»
• Бхакти Вигьяна Госвами «На берегу океана бхакти»
• Бхактивинода Тхакур «Шаранагати» - Литературный перевод Бхакти Вигьяны Госвами
Издание включает CD-диск с песнями Бхактивиноды Тхакура в исполнении Бхакти Чару Свами.
ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ
НАСТЕННЫЕ КАЛЕНДАРИ
ОБЩИЕ ТЕТРАДИ В АССОРТИМЕНТЕ
(КЛЕТКА, 48 ЛИСТОВ)
ЗАКЛАДКИ ДЛЯ КНИГ В АССОРТИМЕНТЕ
GOSWAMI BOOKS
Информацию о Проекте «Госвами Букс» можно узнать на сайте http://www.goswamibooks.ru и по электронной почте info@goswamibooks.ru
Информацию о Проекте «Госвами Букс» можно узнать на сайте http://www.goswamibooks.ru и по электронной почте info@goswamibooks.ru
Выпускающий редактор:
Мандали даси Редакторы:
Галина Зимина Галина Морозова Кришнананда дас Мандали даси Корректор:
Галина Зимина Редактор санскрита: Туласи даси
Технические редакторы:
Говинда-лила даси Мария Янишин Дизайн обложки: Сундара-Говинда дас Верстка:
Санкет-бихари дас Анна Андреева Координаторы: Нитья-кишори деви даси Кира Ларина Спонсоры:
Александр Шершевский Лила-раса деви даси
ISBN 978-5-9906297-2-1
© Бхакти Вигьяна Госвами, 2015