Секрет устойчивости в мире перемен
Часть 7 из 10 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Закон, долг, обязанность на санскрите называется дхармой. Дхарма значит «то, что придает устойчивость». Дхарма делает нашу жизнь устойчивой. Человек старается в своем эго найти ощущение безопасности, надежности (такова первая функция нашего «я»). Если в центре - незыблемые принципы, то мы можем быть уверены, что они с нами «не разведутся», они нас «не предадут», «не умрут». Закон любви вечен. Если человек бескорыстно служит, то все его любят, все его ценят. Если я утвердился в этом, моя жизнь будет очень надежной.
Проблема в том, что очень часто в ситуациях выбора следование принципам кажется нам невыгодным, непрактичным. Есть некие высшие принципы, но люди говорят: «Ну да, это для кого-то другого, не для меня!» Однако в действительности это самая практичная вещь. Когда мы изменяем самому себе, вечному себе, с вечными высшими законами и идеалами, и идем на поводу у сиюминутной выгоды, мы теряем гораздо больше, чем нам кажется. В Библии говорится: «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить и повредить себе?»
Со мной произошел любопытный случай, когда я только стал читать «Бхагавад-гиту» и общаться с первыми адептами этого учения. Это был 1982 год. В Институт молекулярной биологии, где я тогда работал над кандидатской диссертацией, пришел человек из КГБ. Я до сих пор помню этого полковника. Он был большой, и мне казалось, что он занимает собой всю комнату. В лаборатории находился мой шеф. Я его не узнал: он был белый как полотно. Дрожащим голосом он сказал: «К тебе пришли» - и как-то боком вышел. У меня состоялась любопытная беседа. Полковник очень доброжелательно стал мне говорить: «Ну ты же умный человек, аспирант. Ты просто иногда сообщай нам, что у вас там происходит, и все у тебя будет хорошо. А если нет, ну, сам понимаешь, что с тобой будет. Тебя посадят в тюрьму. Не нужно сейчас давать ответ. Через пару дней приходи - дашь ответ. Не нужно торопиться с решением».
Он знал, как действует страх в человеке. Я стал воображать разные картины: я на лесоповале... Разные ужасы приходили мне в голову. Я долго накручивал себя, а потом обратился к опытному человеку, который уже через подобное проходил. Это была худенькая девушка. Она сказала мне: «Душа вечна. Что они могут тебе сделать?» Ее ответ поразил меня своей абсолютной непререкаемостью. Я ничего не мог на это возразить. Я очень воодушевился и, перед тем как идти к полковнику, вспомнил еще раз: «Душа вечна, они мне ничего сделать не могут!»
Наша встреча была назначена в гостинице «Россия». Я пришел в условленное время и встретил этого добрейшей души человека. Полковник улыбался, он был уверен, что сейчас я соглашусь, и спросил: «Ну что? Что вы решили?» Я смело (но при этом колени у меня дрожали) сделал шаг вперед и сказал: «Нет! Это противоречит моим принципам». Я не буду пересказывать, что в этот момент вырывалось у него изо рта, какие проклятья он изрыгал. С точки зрения здравого смысла, мое поведение было глупым. Меня выгнали отовсюду, откуда только можно. Мне запретили защищать диссертацию. Но я очень хорошо помню свои ощущения: когда я уходил от этого полковника, я не шел, а летел - я был абсолютно счастлив.
ЧЕТЫРЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ПРИНЦИПА
В различных священных писаниях приводятся фундаментальные принципы, которым должен следовать человек. Например, в «Йога-сутрах» Патанджали дается пять ям и пять ниям - пять ограничений и пять позитивных принципов. В «Библии» приводится десять заповедей. В «Новом Завете» есть главные заповеди: возлюби Бога и возлюби ближнего своего.
В Ведах перечислены четыре принципа, которые позволяют человеку яснее понять, кто он. Следование этим принципам составляют первый шаг на духовном пути. Когда люди слышат о каких-то запретах, они воспринимают это в высшей степени негативно. Но цель следования принципам, или построения нашей жизни на фундаменте этих принципов, - в том, чтобы успокоить свой ум и за экраном своего ума найти и реализовать свое истинное, вечное «я». Йога начинается с этого. Принцип йоги - в том, чтобы успокоить ум и обнаружить вечную душу. Это называется самадхи, то есть состояние полного спокойствия, в котором человек видит свою неизменную духовную сущность. Важно не механически следовать принципам, а понимать, для чего это нужно. Это вторичные вещи, которые нужны для того, чтобы человек мог ощутить себя душой. Человек должен не просто теоретически знать, что он - душа и что он не умирает. Он должен быть в этом абсолютно, непоколебимо уверен.
В конце концов, все эти принципы нужны для того, чтобы сделать наше сознание более ясным. Если человек действительно хочет прямо сейчас поменять что-то в своей жизни, эти четыре принципа ему помогут и принесут очень большое благо.
Первый принцип - отказ от мяса. Один из законов нашей природы - милосердие. Если мы живем ценой боли и смерти других живых существ, нам очень трудно постичь свою вечную природу. Человек не сможет осознать, что он душа, если он прямо или косвенно убивает других живых существ. Как известно, многие возвышенные духовные люди были вегетарианцами. Из числа ближайших к нам современников - это Лев Толстой, Альберт Эйнштейн и многие другие.
Вегетарианство само по себе - это еще не все, это просто первый шаг. Однако это важный шаг, который поможет нам улучшить здоровье и сделает наше сознание гораздо более ясным.
Второй принцип - отказ от всевозможных наркотиков и алкоголя в любых формах. Когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, он теряет контроль над собой. Смысл человеческой жизни не в том, чтобы уменьшить степень контроля и отдаться на волю какой-то стихии, а в том, чтобы увеличить степень контроля. С этого начинается наша способность к самоограничению, или способность влиять на себя.
Третий, очень важный принцип - соблюдение чистоты внутренней и внешней. Этот принцип ограничивает сексуальные отношения: они возможны только в браке. Люди не понимают, зачем нужно это ограничение, и в этом беда современного общества.
Но беспорядочные связи отвлекают и не дают возможности понять гораздо более глубокие вещи.
Наконец, четвертый принцип - правдивость, то есть человек должен говорить правду.
Таковы четыре принципа: милосердие, самоограничение, чистота и правдивость. И хотя это внешние вещи, в них есть глубокий смысл. Следование принципам нужно нам самим, а не какому-то злому Богу, который нас покарает, если мы будем их нарушать.
ДВА ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПА
Однако есть два гораздо более важных принципа. Даже если человек не следует перечисленным четырем, он должен следовать хотя бы этим двум.
Два главных принципа дхармы, отражающие нашу глубинную внутреннюю сущность, таковы: первый (паропакара) - стараться действовать ради блага других; второй (нирапарадха) - не причинять страданий другим. Такова природа человека. Человек должен стараться развивать эти два качества, которые помогут ему реализовать свою высшую природу, потому что его высшая природа -служить. Человек всегда кому-то служит. Если служить некому, он заводит себе кошку, а если мало одной, то заводит пять.
Человек создан для любви, а любовь - это служение. Если я кого-то люблю, я буду служить, не думая о себе. Мать, которая любит ребенка, служит ему, забыв о себе.
Если служение станет законом нашей жизни, мы сможем понять свою природу и свое предназначение. Иногда люди не знают, что делать, именно потому, что не следуют своей природе.
Как конкретно служить - это другой вопрос. Для этого есть много инструментов. Например, астрология, с помощью которой человек может узнать свою природу и развить ее. Нужно понять главное: мы созданы по закону любви - чтобы любить и стараться избегать причинения боли другим, насколько это возможно. В ведических писаниях говорится: ахимса парамо дхармах -непричинение вреда, ахимса, является высшей природой человека. Но не только ахимса. Есть еще более высокая природа - желание сделать что-то для других, помочь другим (первый принцип дхармы).
Лучшее из того, что я могу сделать для другого, - это попробовать возвысить его. Можно просто смотреть на него так, чтобы он немного вырос. Самые счастливые люди - это люди, которые развили в себе способность помогать другим расти и становиться лучше.
Итак, четыре предварительных принципа - милосердие, самоограничение, чистота и правдивость, а два самых главных, глубинных принципа - стараться действовать ради блага других и не причинять им страданий.
ПРИНЦИП СЛУЖЕНИЯ И ЛЮБВИ
Что касается ведической культуры, то в ней есть еще один принцип, который часто осмеивают представители других религий, - это поклонение коровам. Люди не понимают, почему корова занимает такое важное место в ведической культуре. Ответ очень прост: потому что Бог послал нам корову для того, чтобы мы могли все время видеть живой пример проявления двух главных принципов. Корова считается священной именно потому, что заботится о благе других. Она дает молоко из любви (причем больше, чем нужно). Иногда корова из любви к своим хозяевам доится по многу лет. Корова отдает все, что у нее есть, и никому не причиняет страданий.
На самом деле в ведической культуре поклоняются не корове, а этим двум главным принципам - принципам служения и любви. Если человек следует им, он получает из своего истинного центра ощущение надежности и стабильности. Человек обретает мудрость, внутренние ориентиры и критерии, на основании которых может делать выбор. Он не заблудится: у него появляется компас и точная карта. Любой жизненный опыт станет источником его эволюции. Он будет учиться в любой ситуации и помогать развиваться другим. Если же человек не следует этим принципам, то он не сможет «переварить» события, которые будут происходить, он будет отвергать их и не будет учиться на них.
Человек, который поставил в центр незыблемые принципы (прежде всего, принцип любви) и живет по этим принципам, - обретает уверенность в себе. Самое удивительное в том, что в какой-то момент человек начинает чувствовать: он способен на гораздо большее, чем ему казалось. Его способности простираются далеко за пределы доступных ресурсов. Он вдруг начинает понимать, что, следуя законам Бога, он «включает» в своей жизни гораздо более могущественные силы, и эти силы начинают ему помогать.
Его терпение становится бесконечным. Его способность отдавать становится бесконечной. Когда человек живет по законам любви, старается служить и понимает, что он создан не для самого себя, а для кого-то еще, -он обретает огромную силу.
КТО ТЫ И ЧТО ТОБОЙ ДВИЖЕТ?
Каковы же преимущества человека, который поставил эти принципы в центр?
1. Мы сознательно выбираем высшие ценности и делаем это не потому, что кто-то этого хочет или что люди ожидают этого от нас. Мы чувствуем свою независимость от прежнего, ложного «себя».
2. Если мы будем действовать исходя из высших принципов, победа всегда будет на нашей стороне. В Упанишадах, древнейших философских трактатах, есть такой афоризм: сатйам эва джайате - правда, или истина, всегда побеждает.
3. Жизнь человека наполняется смыслом.
4. Если мы следуем этим принципам, то мы можем жить так, чтобы не обижать других людей и при этом делать то, что нужно, а не то, чего от нас хотят. Обычно человек, у которого нет принципов и который просто хочет заслужить популярность, все время делает то, что нравится одним и не нравится другим. Наверняка многие были в подобной ситуации: вроде хочешь, чтобы всем было хорошо, а все равно все недовольны. Но если вы живете по высшим принципам, то вначале все будут недовольны (пока вы не утвердились), а потом все будут счастливы. Сначала все будут требовать от вас: «Делай как раньше!» - потом махнут на вас рукой, а потом будут радоваться.
Подобное произошло в моей жизни. Сначала мой отец был очень недоволен, что я стал заниматься духовной практикой. Потом махнул на меня рукой. Позже я узнал (сам он мне этого не говорил), что в компании друзей он гордился мною.
Дхарма гармонизирует все сферы жизни
Люди будут уважать и понимать нас, потому что у нас есть высшие принципы. Мы сможем жить, не обижая других, - это несомненный факт.
5. В конце концов, если мы принимаем решение на основании каких-то высших ценностей, или высших принципов, мы чувствуем огромное удовлетворение.
Задача в том, чтобы сделать высшие принципы настоящим центром нашей жизни. Тогда все остальные сферы жизни (деньги, семья, работа) придут в гармонию. Человек очень четко будет понимать, что ему делать. Интрига «Бхагавад-гиты» именно в этом: Арджуна не знает, что делать в возникшей ситуации. Он обращается к Кришне: «Скажи, что мне делать!» Но Кришна не говорит ему, что делать. Очень часто - особенно в состоянии кризиса - мы хотим, чтобы за нас все решили. Кришна отвечает: «Давай сначала посмотрим, кто ты такой, и посмотрим, что тобой движет! Если ты правильно понял, кто ты такой, и правильно скорректировал свои мотивы, то все, что ты будешь делать, будет правильным. Если нет правильного понимания, кто ты, - все, что ты будешь делать, будет ошибкой».
Мы хотим получить готовое решение: «Делай так или так!» Но это не приносит пользы. Если мотив неправильный, то поступок будет неправильным. Поэтому нам нужно понять, кто я и каким мотивом я должен руководствоваться.
РАННИЙ ПОДЬЕМ
Человек может уже сейчас начать действовать так, чтобы ему стало яснее, кто он. Следование описанным выше принципам приближает нас к нашей собственной природе. Это простые вещи, однако они имеют огромное значение.
Есть еще одна простая вещь, но, если человек будет ей следовать, его жизнь сильно поменяется к лучшему. Это -ранний подъем. Некоторые люди гордо называют себя совами и работают по ночам. На самом деле эти люди сбили свой естественный биологический ритм, который заключается в том, чтобы вставать рано, желательно до восхода солнца. Когда человек спит во время восхода солнца, это очень плохо сказывается на ясности его ума.
Нужно начинать с малого. Человек должен принять какой-то обет, которому реально сможет следовать, но который при этом качественно поменяет его жизнь. Все сразу сделать невозможно. Если для вас важно понять, кто вы, - начните с раннего подъема. Вставайте рано и пробуйте осмысленно прожить день, планируйте его, старайтесь делать что-то хорошее. Ваше понимание того, кто вы, будет углубляться просто благодаря следованию этим простым принципам.
ЧЕТЫРЕ ВИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ
У человека есть четыре вида потребностей. Есть физические потребности: людям нужно есть, спать, удовлетворять свое сексуальное желание. Есть эмоциональные потребности - это, прежде всего, потребность в близком общении, потребность ощущать, что тебя понимают, что есть рядом с тобой близкий человек. Существуют потребности более высокого порядка. У человека есть интеллект, или разум, то есть способность независимо действовать в этом мире. Интеллектуальные потребности человека удовлетворены, когда он видит, что может что-то делать, что от него здесь что-то зависит. И наконец, есть духовные потребности человека - это потребность в бескорыстном служении, потребность оставить что-то после себя, дать другим что-то из того, что у него есть.
Зачастую в попытках удовлетворить эти четыре вида потребностей человек путается и не знает, с чего ему нужно начать. Беда заключается в том, что физические потребности в высшей степени настоятельны, в сравнении с ними другие кажутся более эфемерными. Тем не менее начинать нужно с удовлетворения духовных потребностей. Если я пойму свои духовные потребности и буду действовать для их удовлетворения, все остальные потребности удовлетворятся в большей или меньшей степени сами. Если я попытаюсь удовлетворять все остальные потребности отдельно, вне контекста моих духовных потребностей, то меня ожидает крах. Если я поставлю во главу угла духовные потребности, все остальное я смогу привести в гармонию, потому что дух выше всего остального.
Существуют различные техники или тренинги, которые пытаются научить человека удовлетворять те или иные потребности вне контекста удовлетворения духовных потребностей, но проблема в том, что это обман. Однако если человек утвердился в приоритете духовных потребностей, то все остальные его потребности удовлетворятся.
Проблема в том, что очень часто в ситуациях выбора следование принципам кажется нам невыгодным, непрактичным. Есть некие высшие принципы, но люди говорят: «Ну да, это для кого-то другого, не для меня!» Однако в действительности это самая практичная вещь. Когда мы изменяем самому себе, вечному себе, с вечными высшими законами и идеалами, и идем на поводу у сиюминутной выгоды, мы теряем гораздо больше, чем нам кажется. В Библии говорится: «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить и повредить себе?»
Со мной произошел любопытный случай, когда я только стал читать «Бхагавад-гиту» и общаться с первыми адептами этого учения. Это был 1982 год. В Институт молекулярной биологии, где я тогда работал над кандидатской диссертацией, пришел человек из КГБ. Я до сих пор помню этого полковника. Он был большой, и мне казалось, что он занимает собой всю комнату. В лаборатории находился мой шеф. Я его не узнал: он был белый как полотно. Дрожащим голосом он сказал: «К тебе пришли» - и как-то боком вышел. У меня состоялась любопытная беседа. Полковник очень доброжелательно стал мне говорить: «Ну ты же умный человек, аспирант. Ты просто иногда сообщай нам, что у вас там происходит, и все у тебя будет хорошо. А если нет, ну, сам понимаешь, что с тобой будет. Тебя посадят в тюрьму. Не нужно сейчас давать ответ. Через пару дней приходи - дашь ответ. Не нужно торопиться с решением».
Он знал, как действует страх в человеке. Я стал воображать разные картины: я на лесоповале... Разные ужасы приходили мне в голову. Я долго накручивал себя, а потом обратился к опытному человеку, который уже через подобное проходил. Это была худенькая девушка. Она сказала мне: «Душа вечна. Что они могут тебе сделать?» Ее ответ поразил меня своей абсолютной непререкаемостью. Я ничего не мог на это возразить. Я очень воодушевился и, перед тем как идти к полковнику, вспомнил еще раз: «Душа вечна, они мне ничего сделать не могут!»
Наша встреча была назначена в гостинице «Россия». Я пришел в условленное время и встретил этого добрейшей души человека. Полковник улыбался, он был уверен, что сейчас я соглашусь, и спросил: «Ну что? Что вы решили?» Я смело (но при этом колени у меня дрожали) сделал шаг вперед и сказал: «Нет! Это противоречит моим принципам». Я не буду пересказывать, что в этот момент вырывалось у него изо рта, какие проклятья он изрыгал. С точки зрения здравого смысла, мое поведение было глупым. Меня выгнали отовсюду, откуда только можно. Мне запретили защищать диссертацию. Но я очень хорошо помню свои ощущения: когда я уходил от этого полковника, я не шел, а летел - я был абсолютно счастлив.
ЧЕТЫРЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ПРИНЦИПА
В различных священных писаниях приводятся фундаментальные принципы, которым должен следовать человек. Например, в «Йога-сутрах» Патанджали дается пять ям и пять ниям - пять ограничений и пять позитивных принципов. В «Библии» приводится десять заповедей. В «Новом Завете» есть главные заповеди: возлюби Бога и возлюби ближнего своего.
В Ведах перечислены четыре принципа, которые позволяют человеку яснее понять, кто он. Следование этим принципам составляют первый шаг на духовном пути. Когда люди слышат о каких-то запретах, они воспринимают это в высшей степени негативно. Но цель следования принципам, или построения нашей жизни на фундаменте этих принципов, - в том, чтобы успокоить свой ум и за экраном своего ума найти и реализовать свое истинное, вечное «я». Йога начинается с этого. Принцип йоги - в том, чтобы успокоить ум и обнаружить вечную душу. Это называется самадхи, то есть состояние полного спокойствия, в котором человек видит свою неизменную духовную сущность. Важно не механически следовать принципам, а понимать, для чего это нужно. Это вторичные вещи, которые нужны для того, чтобы человек мог ощутить себя душой. Человек должен не просто теоретически знать, что он - душа и что он не умирает. Он должен быть в этом абсолютно, непоколебимо уверен.
В конце концов, все эти принципы нужны для того, чтобы сделать наше сознание более ясным. Если человек действительно хочет прямо сейчас поменять что-то в своей жизни, эти четыре принципа ему помогут и принесут очень большое благо.
Первый принцип - отказ от мяса. Один из законов нашей природы - милосердие. Если мы живем ценой боли и смерти других живых существ, нам очень трудно постичь свою вечную природу. Человек не сможет осознать, что он душа, если он прямо или косвенно убивает других живых существ. Как известно, многие возвышенные духовные люди были вегетарианцами. Из числа ближайших к нам современников - это Лев Толстой, Альберт Эйнштейн и многие другие.
Вегетарианство само по себе - это еще не все, это просто первый шаг. Однако это важный шаг, который поможет нам улучшить здоровье и сделает наше сознание гораздо более ясным.
Второй принцип - отказ от всевозможных наркотиков и алкоголя в любых формах. Когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, он теряет контроль над собой. Смысл человеческой жизни не в том, чтобы уменьшить степень контроля и отдаться на волю какой-то стихии, а в том, чтобы увеличить степень контроля. С этого начинается наша способность к самоограничению, или способность влиять на себя.
Третий, очень важный принцип - соблюдение чистоты внутренней и внешней. Этот принцип ограничивает сексуальные отношения: они возможны только в браке. Люди не понимают, зачем нужно это ограничение, и в этом беда современного общества.
Но беспорядочные связи отвлекают и не дают возможности понять гораздо более глубокие вещи.
Наконец, четвертый принцип - правдивость, то есть человек должен говорить правду.
Таковы четыре принципа: милосердие, самоограничение, чистота и правдивость. И хотя это внешние вещи, в них есть глубокий смысл. Следование принципам нужно нам самим, а не какому-то злому Богу, который нас покарает, если мы будем их нарушать.
ДВА ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПА
Однако есть два гораздо более важных принципа. Даже если человек не следует перечисленным четырем, он должен следовать хотя бы этим двум.
Два главных принципа дхармы, отражающие нашу глубинную внутреннюю сущность, таковы: первый (паропакара) - стараться действовать ради блага других; второй (нирапарадха) - не причинять страданий другим. Такова природа человека. Человек должен стараться развивать эти два качества, которые помогут ему реализовать свою высшую природу, потому что его высшая природа -служить. Человек всегда кому-то служит. Если служить некому, он заводит себе кошку, а если мало одной, то заводит пять.
Человек создан для любви, а любовь - это служение. Если я кого-то люблю, я буду служить, не думая о себе. Мать, которая любит ребенка, служит ему, забыв о себе.
Если служение станет законом нашей жизни, мы сможем понять свою природу и свое предназначение. Иногда люди не знают, что делать, именно потому, что не следуют своей природе.
Как конкретно служить - это другой вопрос. Для этого есть много инструментов. Например, астрология, с помощью которой человек может узнать свою природу и развить ее. Нужно понять главное: мы созданы по закону любви - чтобы любить и стараться избегать причинения боли другим, насколько это возможно. В ведических писаниях говорится: ахимса парамо дхармах -непричинение вреда, ахимса, является высшей природой человека. Но не только ахимса. Есть еще более высокая природа - желание сделать что-то для других, помочь другим (первый принцип дхармы).
Лучшее из того, что я могу сделать для другого, - это попробовать возвысить его. Можно просто смотреть на него так, чтобы он немного вырос. Самые счастливые люди - это люди, которые развили в себе способность помогать другим расти и становиться лучше.
Итак, четыре предварительных принципа - милосердие, самоограничение, чистота и правдивость, а два самых главных, глубинных принципа - стараться действовать ради блага других и не причинять им страданий.
ПРИНЦИП СЛУЖЕНИЯ И ЛЮБВИ
Что касается ведической культуры, то в ней есть еще один принцип, который часто осмеивают представители других религий, - это поклонение коровам. Люди не понимают, почему корова занимает такое важное место в ведической культуре. Ответ очень прост: потому что Бог послал нам корову для того, чтобы мы могли все время видеть живой пример проявления двух главных принципов. Корова считается священной именно потому, что заботится о благе других. Она дает молоко из любви (причем больше, чем нужно). Иногда корова из любви к своим хозяевам доится по многу лет. Корова отдает все, что у нее есть, и никому не причиняет страданий.
На самом деле в ведической культуре поклоняются не корове, а этим двум главным принципам - принципам служения и любви. Если человек следует им, он получает из своего истинного центра ощущение надежности и стабильности. Человек обретает мудрость, внутренние ориентиры и критерии, на основании которых может делать выбор. Он не заблудится: у него появляется компас и точная карта. Любой жизненный опыт станет источником его эволюции. Он будет учиться в любой ситуации и помогать развиваться другим. Если же человек не следует этим принципам, то он не сможет «переварить» события, которые будут происходить, он будет отвергать их и не будет учиться на них.
Человек, который поставил в центр незыблемые принципы (прежде всего, принцип любви) и живет по этим принципам, - обретает уверенность в себе. Самое удивительное в том, что в какой-то момент человек начинает чувствовать: он способен на гораздо большее, чем ему казалось. Его способности простираются далеко за пределы доступных ресурсов. Он вдруг начинает понимать, что, следуя законам Бога, он «включает» в своей жизни гораздо более могущественные силы, и эти силы начинают ему помогать.
Его терпение становится бесконечным. Его способность отдавать становится бесконечной. Когда человек живет по законам любви, старается служить и понимает, что он создан не для самого себя, а для кого-то еще, -он обретает огромную силу.
КТО ТЫ И ЧТО ТОБОЙ ДВИЖЕТ?
Каковы же преимущества человека, который поставил эти принципы в центр?
1. Мы сознательно выбираем высшие ценности и делаем это не потому, что кто-то этого хочет или что люди ожидают этого от нас. Мы чувствуем свою независимость от прежнего, ложного «себя».
2. Если мы будем действовать исходя из высших принципов, победа всегда будет на нашей стороне. В Упанишадах, древнейших философских трактатах, есть такой афоризм: сатйам эва джайате - правда, или истина, всегда побеждает.
3. Жизнь человека наполняется смыслом.
4. Если мы следуем этим принципам, то мы можем жить так, чтобы не обижать других людей и при этом делать то, что нужно, а не то, чего от нас хотят. Обычно человек, у которого нет принципов и который просто хочет заслужить популярность, все время делает то, что нравится одним и не нравится другим. Наверняка многие были в подобной ситуации: вроде хочешь, чтобы всем было хорошо, а все равно все недовольны. Но если вы живете по высшим принципам, то вначале все будут недовольны (пока вы не утвердились), а потом все будут счастливы. Сначала все будут требовать от вас: «Делай как раньше!» - потом махнут на вас рукой, а потом будут радоваться.
Подобное произошло в моей жизни. Сначала мой отец был очень недоволен, что я стал заниматься духовной практикой. Потом махнул на меня рукой. Позже я узнал (сам он мне этого не говорил), что в компании друзей он гордился мною.
Дхарма гармонизирует все сферы жизни
Люди будут уважать и понимать нас, потому что у нас есть высшие принципы. Мы сможем жить, не обижая других, - это несомненный факт.
5. В конце концов, если мы принимаем решение на основании каких-то высших ценностей, или высших принципов, мы чувствуем огромное удовлетворение.
Задача в том, чтобы сделать высшие принципы настоящим центром нашей жизни. Тогда все остальные сферы жизни (деньги, семья, работа) придут в гармонию. Человек очень четко будет понимать, что ему делать. Интрига «Бхагавад-гиты» именно в этом: Арджуна не знает, что делать в возникшей ситуации. Он обращается к Кришне: «Скажи, что мне делать!» Но Кришна не говорит ему, что делать. Очень часто - особенно в состоянии кризиса - мы хотим, чтобы за нас все решили. Кришна отвечает: «Давай сначала посмотрим, кто ты такой, и посмотрим, что тобой движет! Если ты правильно понял, кто ты такой, и правильно скорректировал свои мотивы, то все, что ты будешь делать, будет правильным. Если нет правильного понимания, кто ты, - все, что ты будешь делать, будет ошибкой».
Мы хотим получить готовое решение: «Делай так или так!» Но это не приносит пользы. Если мотив неправильный, то поступок будет неправильным. Поэтому нам нужно понять, кто я и каким мотивом я должен руководствоваться.
РАННИЙ ПОДЬЕМ
Человек может уже сейчас начать действовать так, чтобы ему стало яснее, кто он. Следование описанным выше принципам приближает нас к нашей собственной природе. Это простые вещи, однако они имеют огромное значение.
Есть еще одна простая вещь, но, если человек будет ей следовать, его жизнь сильно поменяется к лучшему. Это -ранний подъем. Некоторые люди гордо называют себя совами и работают по ночам. На самом деле эти люди сбили свой естественный биологический ритм, который заключается в том, чтобы вставать рано, желательно до восхода солнца. Когда человек спит во время восхода солнца, это очень плохо сказывается на ясности его ума.
Нужно начинать с малого. Человек должен принять какой-то обет, которому реально сможет следовать, но который при этом качественно поменяет его жизнь. Все сразу сделать невозможно. Если для вас важно понять, кто вы, - начните с раннего подъема. Вставайте рано и пробуйте осмысленно прожить день, планируйте его, старайтесь делать что-то хорошее. Ваше понимание того, кто вы, будет углубляться просто благодаря следованию этим простым принципам.
ЧЕТЫРЕ ВИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ
У человека есть четыре вида потребностей. Есть физические потребности: людям нужно есть, спать, удовлетворять свое сексуальное желание. Есть эмоциональные потребности - это, прежде всего, потребность в близком общении, потребность ощущать, что тебя понимают, что есть рядом с тобой близкий человек. Существуют потребности более высокого порядка. У человека есть интеллект, или разум, то есть способность независимо действовать в этом мире. Интеллектуальные потребности человека удовлетворены, когда он видит, что может что-то делать, что от него здесь что-то зависит. И наконец, есть духовные потребности человека - это потребность в бескорыстном служении, потребность оставить что-то после себя, дать другим что-то из того, что у него есть.
Зачастую в попытках удовлетворить эти четыре вида потребностей человек путается и не знает, с чего ему нужно начать. Беда заключается в том, что физические потребности в высшей степени настоятельны, в сравнении с ними другие кажутся более эфемерными. Тем не менее начинать нужно с удовлетворения духовных потребностей. Если я пойму свои духовные потребности и буду действовать для их удовлетворения, все остальные потребности удовлетворятся в большей или меньшей степени сами. Если я попытаюсь удовлетворять все остальные потребности отдельно, вне контекста моих духовных потребностей, то меня ожидает крах. Если я поставлю во главу угла духовные потребности, все остальное я смогу привести в гармонию, потому что дух выше всего остального.
Существуют различные техники или тренинги, которые пытаются научить человека удовлетворять те или иные потребности вне контекста удовлетворения духовных потребностей, но проблема в том, что это обман. Однако если человек утвердился в приоритете духовных потребностей, то все остальные его потребности удовлетворятся.