Секрет устойчивости в мире перемен
Часть 6 из 10 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
В ведических писаниях объясняется, что, подобно тому как есть две энергии у разума (айшварья и вирья), у эго тоже есть две энергии, или две функции: знание (гьяна) и сила (бала). Четыре качества, упомянутые выше, могут быть сведены к этим двум. Власть и внутренняя безопасность - это проявление силы, а мудрость и ориентиры для принятия решения - это проявление знания.
ДВЕ ФУНКЦИИ ЭГО В ВЕДАХ
Гьяна - знание (мудрость и внутренние ориентиры).
Бала - сила (власть и внутренняя безопасность).
Без эго человек не понимает, что ему делать. Он теряется, у него нет силы, чтобы действовать. Поэтому он должен сформировать сильное эго. У человека с сильным эго всегда есть ясное понимание, ясный план, энергия, решимость. В ведической культуре людям с самого детства формировали сильное эго. Человек знал: я из такой-то готры (семьи), мои предки - великие мудрецы. Беда наша заключается в том, что мы это утратили. Сейчас все перемешалось, и люди толком не понимают, кто они. Я видел девушку, у которой с одной стороны волосы были покрашены в зеленый цвет, а с другой - в розовый. Таково внешнее выражение полной запутанности.
НАЙТИ СЕБЯ
Человек может отождествлять себя со своим статусом, со своим положением: «Я чиновник». Подходишь к нему и видишь: действительно, чиновник. За несколько метров начинаешь ощущать, как распространяется его эго. К нему не пробиться, и человек срастается с этим. В советские времена была категория «профессиональных» начальников. Они разваливали одно дело, и их ставили на другое, чтобы они и его тоже развалили. Один человек прославился тем, что у него был в жизни девиз: «Готов возглавить». Неважно что!
Когда человек срастается с каким-то своим внешним статусом, положением, это значит, что он неверно выбрал центр. Человек может сделать центром своей жизни своего супруга, семью, работу, деньги, имущество, наслаждение, может даже врага поставить в центр. Что при этом происходит? Если мы в центр ставим что-то заведомо невечное, преходящее, мы попадаем в зависимость от того, что может в любой момент измениться. Центр должен дать нам мудрость, силу, ощущение защищенности. Все это нам необходимо, и получать это нужно из правильного источника.
Представим себе, что в центр мы поставили своего супруга или вообще любимого человека. Мы начинаем воспринимать его как источник безопасности в нашей жизни: «Только если он рядом, я чувствую себя хорошо, а если его нет...» Факт его существования в моей жизни дает мне энергию, чтобы действовать. Но если вдруг он косо на меня посмотрел, я уже чувствую себя неуверенно, у меня опускаются руки, у меня нет энергии. Почему? Потому что я создал неправильный центр, и мой центр мне изменяет. Я попадаю в чрезмерную эмоциональную зависимость от этого человека. У него плохое настроение, и у меня сразу плохое настроение. В какой-то момент я начинаю понимать, что он действует и мыслит по-другому, что у нас разные сценарии. В результате чрезмерная привязанность порождает конфликты. Люди, которые слишком привязаны друг к другу, слишком любят друг друга, обычно больше всего и ругаются. Возникают эмоциональные «качели»: «любовь-ненависть». «Я тебя так люблю» -это значит: «Я так от тебя завишу, а ты, негодяй, ...» Отношения разрушаются из-за зависимости. Но если центр определен правильно, то отношения будут хорошие, и люди будут счастливы друг с другом.
Предположим, в центре у меня стоит семья. Я начинаю свою значимость, достоинство, безопасность, надежность в жизни черпать в семье, в семейных традициях, в культуре. Казалось бы, ничего плохого нет. Но беда заключается в том, что это делает нас уязвимыми. Если вдруг репутация нашей семьи пострадает, то начинает страдать мой центр, мое самоотождест-вление, и жизнь моя рушится. Другой пример: человек отождествил себя с деньгами и потерял все деньги. Что с ним будет? «Его» не будет! Он переживет смерть при жизни. Во время Великой депрессии люди, лишившись денег, совершали самоубийства. Их победило неверное самоотождествление, неверная идея: «Мое “я” разрушилось, меня больше нет». Однако есть столько людей, которые живут без денег, и живут нормально.
Кроме того, в центр я могу поставить себя любимого. Но это приведет к застою, стагнации, самолюбованию, нарциссизму, к разрушению отношений с другими людьми.
Всякий раз, когда мы в центр ставим что-то неправильное, наша жизнь чревата кризисами. Неправильный центр всегда ведет к разрушению.
Наше «я» не должно быть ложным. Я должен понять, кто же я такой в контексте вечности. Я должен найти себя неизменного.
ЦЕНТР ИСТИННЫЙ И ЛОЖНЫЙ
Когда человек неправильно сформировал представления о самом себе и отождествил себя с чем-то, чем он не является, это значит, что он пытается получить то, что ему нужно (внутреннюю уверенность, критерии для принятия решений, энергию) исходя из ложных представлений. Но все, что мы получаем из ложного центра, тоже становится ложным. Мы создали себе некий мир, в котором можем до поры до времени чувствовать себя защищенными, но потом придет какой-нибудь волк, дунет посильнее, и наш домик разрушится, потому что мы создали свой дом непрочным.
Семья, супруг, друг, деньги, работа, собственность, религиозные предпочтения - все это нам нужно. Все это мы сможем гармонизировать в нашей жизни только тогда, когда в центре стоит что-то истинное. Тогда мы будем относиться ко всему правильно, здраво и достигнем успеха во всех этих сферах.
Центр подобен оси колеса - он объединяет воедино, придает устойчивость. Теперь представьте себе, что центр у колеса вашей жизни не там, где нужно, а где-то сбоку. Как будет ехать телега вашей жизни? Вы будете чувствовать себя очень неустойчиво.
Именно это происходит с людьми, которые пытаются поместить в центр что-то такое, что является не настоящим, истинным центром их жизни, а является всего лишь одной из ролей. Мы играем роль супруга, или друга, или сотрудника, и нужно сыграть эти роли хорошо.
Но что произойдет, если человек сделает центром своей жизни работу? Он станет трудоголиком. От этого будет страдать и он сам, и его семья, его близкие. Если мы создадим неправильный центр, то у нас не будет гармонии и баланса в жизни, наше эго будет расщепляться.
Сферы жизни, часто становящиеся нашим эго
Как правило, у человека несколько ложных центров. Если у него нет истинного центра, который поможет ему быть неизменным во всех ситуациях и правильно играть разные роли, то у него появляется множество ролей, и он забывает, кто он. Дома он один, на работе - другой. Он уже не очень понимает, какую роль играет в данный момент, и особенно он путается, если эти роли ему навязывают. Его поведение основано не на принципах, а на ожиданиях других людей; оно становится противоречивым: тут он добрый, там - злой.
Когда у человека нет единого правильного центра, а есть несколько ложных, то ценности разных центров приходят в противоречие. На работе он хочет быть хорошим, чтобы его любили, и потому трудится. В семье он тоже хочет быть хорошим. Но ценности разные, и человек не может наладить баланс. Он пытается удовлетворить и тех, и других, начинает служить многим господам. Что в результате получается? Ни один господин не доволен, а человек не может понять, в чем дело.
Если у вас нет правильного центра, то никто вами не будет доволен, включая вас самих. Если вы не поняли, на каком фундаменте все строить, где искать свое достоинство, свою миссию, свое предназначение, то и у вас самих будет расти недовольство, и недовольство вами тоже будет расти. При этом вы все время будете стараться удовлетворять других людей, потому что зависимы от них, от их одобрения. Таков удивительный психологический парадокс.
От нас все время чего-то ожидают. На работе ожидают одного, дома - другого, в кругу друзей - чего-то еще. Беда современного человека в том, что у него нет сознательно сформированного «я». В результате эго становится расщепленным, а расщепленное эго не дает ему ни достаточной силы, ни понимания целей. Когда центр разрушается, человек теряется. Обычно в жизни людей существует сложный комплекс каких-то центров. Но любой неправильный центр нас ослабляет. Если центр ложный, то он разрушится, и мы будем пытаться почерпнуть силу из какого-то другого источника, из других отношений.
Например, у человека разрушились отношения, и никто его не любит. Часто такой человек пытается сделать центром своей жизни развлечения, наркотики. Он пытается из ложного центра почерпнуть силу. При этом он начинает смотреть на других свысока: «Они все ничего не знают, смысла жизни не поняли!» Но это тоже ложь.
Другой пример - человек черпает силу в своем статусе, положении. Вы приходите к нему и пытаетесь обратиться к нему неформально, а он не способен на человеческие отношения. Он чиновник. У него ничего не осталось, кроме функционирования в роли чиновника. Я знаю одного человека, который пытается все время черпать силу в своем положении. Бывает, ситуация требует, чтобы он вступил в какие-то отношения с людьми, а он пытается делать это за счет своего статуса. В результате ничего хорошего не получается: он сам слабеет, и люди вокруг него слабеют.
Если человек не нашел правильный источник силы внутри себя, то у него появится слабость на трех уровнях.
Первое, что происходит, - он сам слабеет, то есть все больше зависит от каких-то внешних вещей.
Второе - слабость проявится в других, потому что такой человек будет пытаться воздействовать на других людей с помощью страха. Самые страшные люди - это самые слабые люди. Человек пытается навести на других страх из-за ощущения внутренней слабости. Он пытается запугать других, получить от них что-то просто потому, что он слабый человек. Если я ослаб из-за неправильного центра, я начну ослаблять других людей вокруг себя. Я буду пытаться так или иначе запугивать их, говорить: «Если ты этого не сделаешь, то я тебя накажу!» В результате рост другого человека, находящегося рядом со мной, тоже будет заторможен. В атмосфере страха никто расти не может. Если мы пытаемся таким образом воспитывать своих детей, они никогда не вырастут. Сталин, который был слабым человеком, заставил всю страну бояться самого себя - страна застыла в ужасе. В результате страна не развивалась из-за его слабости. Он всех боялся, и миллионы людей были убиты или репрессированы.
Наконец, третье - это слабость человека в отношениях. Он сам слаб и не может строить сильные, глубокие отношения. Поэтому вместо сотрудничества появляется страх.
Неизбежный результат неправильно выбранного центра, или неправильно сформированного эго, - это отчаяние, тупик, утрата самого себя, депрессия, коллапс, саморазрушение. Люди пьют, употребляют наркотики только из-за этого: нарушение равновесия, кризисы, самообман, неустойчивость жизни.
«Бхагавад-гита» начинается с описания такого экзистенциального тупика. Первая глава «Бхагавад-гиты» называется «Йога отчаяния Арджуны». Отчаяние - это состояние, в котором находится человек, не понявший, что должно быть его вечным центром, что есть его вечное «я». Рано или поздно его ложный центр начинает разрушаться, и человек приходит в отчаяние, потому что жизнь его разрушается.
На протяжении нашей жизни с нами периодически случаются кризисы. Почему? Потому что в первом действии была сделана ошибка: мы не поняли, что должно находиться в центре. В «Гите» очень четко описаны симптомы: Арджуна, обессилевший, опускается на сиденье своей колесницы. Он - могучий воин, у него есть непобедимый лук Гандива. Но лук выпадает из рук Арджуны. Он дрожит всем телом. Он полностью лишился самоуважения. Он говорит: «Пусть меня лучше убьют! И чем скорее, тем лучше».
«Бхагавад-гита» указывает выход из подобного кризиса. Она объясняет, как в состоянии кризиса понять, где находится наш истинный центр. Вся «Бхагавад-гита» об этом. Это книга, которая объясняет, как осознать себя и выйти из кризиса.
Подобный кризис рано или поздно произойдет у каждого, потому что в какой-то момент нам придется умирать, а в момент смерти все ложное разрушается. Стив Джобс очень хорошо сказал: перед перспективой смерти человек может избавиться от иллюзии того, что у него что-то есть. Нам может казаться, что у нас что-то есть, но, когда мы оказываемся лицом к лицу с этой перспективой, мы понимаем: ничего у нас нет. Реально у человека есть только истинный центр, и нам нужно уже сейчас, не дожидаясь кризиса, понять, как его создать.
КРИЗИС ЛИЧНОСТИ
Привязанность приводит к отождествлению себя с какими-то объектами. Происходит это незаметно для самого человека. Если я привязываюсь к человеку, машине или к чему-то еще - это становится частью моего «я». Мое «я» склонно постоянно расширяться и включать в себя разные вещи, которые я люблю и к которым я привязан. Все это естественным образом становится частью моего «я» - будь то футбольный клуб, за который я болею, или что-то другое.
Мы привязываемся к своим детям, другим родственникам, людям, которых мы уважаем, к какой-то большей общности людей. Мы отождествляем себя с Россией, с русским народом. Это нормально, просто нужно отдавать себе в этом отчет. Главное, чтобы у нас был правильный центр, и тогда все остальное не будет приносить беспокойств.
Наверняка многим будет интересно узнать, что, согласно ведической астрологии, эго в гороскопе человека определяется Солнцем. Это единственная из планет Солнечной системы, которая является источником энергии, жизненной силы, света. Именно таким источником энергии, света, силы является эго человека. Солнце является практически неистощимым источником энергии, но «солнце» внутри нас иногда гаснет, если оно неправильно сформировано. Такое явление называется кризисом личности.
Люди периодически переживают кризисы личности. Это может быть кризис середины жизни, который происходит примерно в сорок лет, когда мужчина понимает, что основная часть жизни позади, его тело меняется и непонятно, что впереди. Подростковый возраст - тоже кризис. Человек вдруг начинает ощущать какие-то странные процессы, происходящие с ним. Ему нужно приспособиться, понять, как реагировать на то, что он из ребенка превращается в подростка. Потом, когда он из подростка превращается в молодого человека, - тоже кризис. Когда кто-то женится или выходит замуж - тоже кризис, потому что до этого человек был один, у него уже была сформированная личность, а теперь ее нужно расширить, включив в нее кого-то еще. Когда рождается первый ребенок - тоже кризис. В центре нашего «я» появляется новое существо. Но есть самый главный кризис, который нам всем предстоит пережить, -смерть. Однако если мы правильно сформируем центр, то все кризисы в жизни, в том числе самый последний, мы будем переносить легко, с улыбкой.
В одном из начальных стихов «Бхагавад-гиты» говорится, что дхира, или человек невозмутимый, утвердившийся в самом себе, устойчивый, легко относится к смерти: дхирас татра на мухйати(Бхагавад-гита 2.13). В момент смерти он не приходит в волнение, не теряется, для него это не трагедия, а естественный и простой переход, который уже происходил с ним не раз на протяжении жизни. Мы уже меняли свое тело: из тела ребенка переходили в тело взрослого человека, потом - в тело старика. Чтобы быть дхирой, наш центр должен быть неизменным. Мы можем не верить в душу, в Бога, но невозможно не верить в то, что внутри мы не меняемся никогда.
САМОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ В МИРЕ
В «Махабхарате» есть интересная история, связанная с одним из главных героев - Махараджей Юдхиштхирой. Бог смерти Ямараджа, испытывая его, задавал один за другим множество вопросов. В каком-то смысле это -аллегорическое описание того, что происходит с нами в момент смерти. Нам нужно очень быстро отвечать на вопросы, у нас нет времени на раздумья. Мы можем ответить только то, что мы уже знаем, мы не можем долго размышлять в этот момент. Один из вопросов, заданных Юдхиштхире, очень интересен: «Что самое удивительное в мире?» Его мгновенный ответ заслуживает нашего внимания (Махабхарата. Вана-парва: 313.116):
аханй ахани бхутани
гаччхантиха йамалайам
шешах стхаварам иччханти
ким ашчарйам атах парам
«Что может быть более удивительным в мире, чем то, что мы все знаем, что умрем, но при этом никто в это не верит».
Мы видим: люди умирают, но при этом мы этого не осознаем и думаем: «Ну, со мной это случится, конечно, но когда-нибудь нескоро, не в этом тысячелетии, непонятно когда». Это доказательство того, что мы вечны. Смерти нет. Мы не можем представить себе смерть, мы не можем почувствовать смерть, мы не можем увидеть смерть. Ее реально нет. Мы в нее не верим, мы теоретически допускаем ее возможность (в основном, по отношению к другим). Но реально не чувствуем: «Как это так -меня нет?! Я есть!»
Древнегреческий философ Парменид говорил, что существующее существует всегда. Тот же самый принцип сформулирован в начале «Бхагавад-гиты»: душа неразрушима и вечна. Инстинктивно все это знают. У человека может быть очень серьезное убеждение в том, что он умрет и ничего от него не останется, но это -на поверхности, внутри он не верит в это.
Однажды, когда я был на кладбище, я увидел надпись на одном из надгробий: «Персональный пенсионер». Меня эта фраза поразила - это все, что осталось от человека? На самом деле у нас есть вечное «я», но мы на место вечного центра помещаем какие-то временные вещи, отождествляя себя с ними. Эти ложные центры, ложные представления о себе заслоняют от нас истину. Нам очень трудно найти, «откопать» истинного себя.
Сама завязка «Бхагавад-гиты» заключается именно в этом. Арджуна, герой «Бхагавад-гиты», переживает кризис личности. Он лицом к лицу столкнулся с перспективой смерти: на войне ему нужно убить своих родственников или быть убитым самому. Иногда люди не понимают, как Кришна, который должен учить чему-то хорошему, говорит: «Надо убить тех, кто стоит перед тобой, в том числе твоих родственников». Но смысл этого утверждения в том, что, для того чтобы найти истинного «себя», мы должны убить «себя» ложного. Наши ложные само-отождествления должны умереть, чтобы наше истинное «я» могло восторжествовать.
Это духовное, неуничтожимое «я» нужно сделать фундаментом своей жизни. Обычно люди фундамент не видят. Радханатха Махарадж (Радханатха Свами Махарадж - духовный учитель, писатель и общественный деятель, автор книги «Путешествие домой».) в своих лекциях говорит, что, когда люди приходят в какое-нибудь здание, никто не обращает внимания на фундамент, никто не говорит: «Какой хороший фундамент!» Все говорят: «Красивые стены, красивый зал, красивые украшения». Но когда здание рушится, все говорят: «Фундамент был плохой».
Подобное происходит и с нами. «Я», или тот самый фундамент, на котором строится наша жизнь, мы замечаем только тогда, когда здание рухнуло. Необходимо понять, что же мы должны положить в основание, в фундамент нашей жизни? Чтобы здание нашего успеха, нашего счастья было крепким, нужен крепкий фундамент. В основе должны лежать вечные, незыблемые принципы -закон, по которому мы созданы. Наше вечное «я» создано по закону любви. Бог есть любовь, и Он создал нас по этому закону.
ДУША ВЕЧНА