С ключом на шее
Часть 26 из 46 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
– Сегодня хорошо было, спасибочки, – сладко жмурится Голодный Мальчик, и Яна отшатывается. – Ты в другой раз еще кого-нибудь приведи. И Ольке с Филькой скажи, чтоб приводили.
Кровь бешено толкается в глаза. Они вот-вот лопнут. Голова сейчас лопнет.
– Не буду, – еле слышно говорит Яна.
Голодный Мальчик перестает жмуриться, и радужная побежалость исчезает с его глаз. Теперь они – как дула ружья.
– Тогда я расскажу, как твой батя меня застрелил, – безразлично говорит он. – Глянь, что он мне сделал! – Он задирает рубашку вместе с курткой, и на гладком смуглом животе Яна видит тошнотворную серо-коричневую вмятину шрама, похожую на воронку от взрыва. Голодный Мальчик улыбается, но его глаза остаются ледяными. – Только вякни что-нибудь – пойду в город и все милиции расскажу. И как он стрелял, и как вы ко мне пацанов водили.
Короткий ледяной вдох – раскаленный выдох. Голова раздута воздушным шариком, и волосы кажутся живыми и отдельными.
– Тогда я… сама… – говорит Яна, и Голодный Мальчик фыркает и хлопает себя по колену.
– И что ты мне сделаешь? Укусишь?
Если я прыгну, думает Яна, и буду царапать лицо… нет, глаза. Глаза. И кусать… не за руку, а за горло. Она знает, что не прыгнет и не укусит. Ей нельзя. Она дружила с ним и не думала про маму. Она привела к нему… еду. Теперь уже – все равно. Она – предательница. Таким, как она, нельзя драться, нельзя злиться, нельзя считать кого-то плохим. Она сама – еще хуже.
Яна идет прочь, прижимая проклятую крышку локтем. Ноги волокутся, цепляясь за сплетения шикши. В сгустившихся сумерках уже не видно, куда наступать, но она изо всех сил старается идти быстро. Потому что плакать таким, как она, тоже нельзя.
– Ты приводи, кого хочешь! – кричит ей вслед Голодный Мальчик. – Хочешь, теть Свету приведи!
Яна замирает, как крыса в луче фонаря, а потом продолжает путь домой. Думает о том, что надо остановиться у болотного окна, похожего на огромную кружку ароматного чая, вкопанную в землю, и отмыть захватанную кровавыми пальцами крышку, и лицо с руками тоже. Думает, что скоро совсем стемнеет, и пробраться через марь, не начерпав в сапоги, не получится. Думает, получится ли незаметно отжать носки, чтобы теть Света не засекла.
Когда она отпирает дверь и вползает в квартиру, держа крышку перед собой, как щит, часы в коридоре показывают без пятнадцати двенадцать. «Кхы-кхы!» – громко говорит папа, и теть Света с перекошенным, смятым лицом швыряет трубку так, что телефон жалобно звякает. Взметнув черными волосами, она молча уходит в маленькую комнату. Яна с усилием сдирает липнущие к мокрому сапоги; чавкая носками и опустив голову, она подходит к отцу и протягивает ему крышку. Тот молча отвешивает ей подзатыльник; в голове тяжелеет и гудит, и из глаз сами собой начинают капать слезы. Яна закусывает губу.
– Положи на место и ложись спать, – говорит папа. – Завтра поговорим.
Колонку уже погасили; от холодной воды немеют пальцы, лицо болит от каждого прикосновения, и Яна, повозив влажной ладонью по губам и подбородку, решает, что умылась. Она переодевается в ночнушку и на цыпочках крадется спать. Дверь в Лизкину комнату плотно закрыта; диван в зале разложен, и на нем похрапывает папа. Яна бесконечно медленно, чтоб не зашуршать и не скрипнуть, разбирает кресло-кровать, пристраивает простыню и подушку с одеялом. Иногда храп прерывается, и папа ворочается; тогда Яна замирает и перестает дышать, дожидаясь, пока он успокоится. Наконец, беззвучно покряхтывая от боли во всем теле, она заползает в постель. От подушки попахивает псиной; засунув под нее руку, Яна нащупывает колючее. Вытаскивает из-под кресла фонарик. Разбирать Послание, накрывшись с головой одеялом, неудобно, но она все-таки может прочесть: Утро. У Ольги. Думать. Не разрешать. Бить.
Надо сделать узел, обозначающий убийцу, думает Яна и засыпает.
7
– Бабушка водила меня сюда, если я получал пятерку, – сказал Филька. – Только оно называлось по-другому.
– «Кафе-мороженое номер три», – кивнула Яна. – Я все думала – где первые два? По крайней мере, здесь есть кофе, и вроде бы приличный, – в ответ на удивление Фильки она улыбнулась: – Я его чую. Как собака, – Странно самим сюда заходить, да? – неуверенно проговорил Филька. Яна безрадостно хохотнула и толкнула дверь.
Когда-то этот зал, залитый синеватым светом люминесцентных ламп, занимали редкие худосочные столики, покрытые белым в серую крапинку пластиком. Здесь пахло молоком, снегом и еще чем-то непонятным, округло-сладким. Кафе казалось Яне огромным и холодным. В нем было нечто медицинское – поэтому, впервые прочитав в какой-то американской книге, как герой ест мороженое в аптеке, Яна ни капли не удивилась. Мороженое подавали в металлических вазочках на ножках, посыпанным тертым шоколадом и политым химическим грушевым сиропом. Крупные куски, поблескивающие на изломе кристалликами льда, походили на образцы кварцита из коллекций, что хранились в деревянных ящиках в папином институте. Другого мороженого в О. не водилось. Позже, попробовав на материке настоящее эскимо, Яна разочаровалась: она привыкла к этому чуть разбавленному, недослащеному вкусу, привыкла, что крошечные льдинки покалывают замерзшее нёбо.
Это называлось «общаться с ребенком». Папа приходил в воскресенье после завтрака, и иногда мама ругалась на него и запрещала идти с Яной в гараж, или в лес, или на работу, – в любое из мест, где папа улыбался и показывал интересное. Мама кричала, что он выдумывает причины не заниматься дочерью. В такие воскресенья папа вел ее сюда. Усадив Яну перед мороженым, он барабанил пальцами по столу. Говорил, отводя глаза: «Ну-с, как дела в садике?» Яна не знала, как отвечать: ведь дела бывают только у взрослых. Она замолкала, судорожно пытаясь выдумать ответ, чуть не плача от бессилия и смущения, и папа, так и не дождавшись ни слова, грустнел и отворачивался к окну. Яна закапывалась в вазочку, как в снежную пещеру. Мороженое пахло горьким морским льдом и одиночеством.
Яна сердито мотнула головой и сосредоточилась на меню. К счастью, зал полностью переделали: приглушенный свет, удобные диванчики, темная поверхность стола, в которой плавало отражение низкой лампы в красном абажуре. Здесь было почти пусто: для обеда поздно, для ужина рано. Лишь в дальней кабинке, яростно перешептываясь, ковыряли одно на двоих пирожное две девочки, как нарочно подобранные: черненькая, коротко стриженая, чуть кудрявая, и беленькая, с волосами прямыми, как солома. Смотреть на них, таких одиноких, забившихся в сумрачный угол, было тревожно. Яна нервно перевернула ламинированный лист меню. Мороженое здесь больше не продавали. Зато кормили пиццей и наливали кофе, и первую чашку эспрессо только что принесли.
– Спасибо, – сказала Яна с такой сердечностью, что официантка посмотрела на нее с подозрением.
– Что-нибудь выбрали? – сухо спросила она. Филька вынырнул из-за своего листа, бросил на Яну панический взгляд.
– Нам среднюю пиццу, вот эту, – она наугад ткнула пальцем в строчку меню. Филька торопливо закивал.
– Пить что будете? Пиво?
По лицу Фильки скользнула тень ужаса; он энергично замотал головой. Потом, вдруг решившись, спросил:
– А знаете, тут такой коктейль делали, назывался «Березка»… ну, в газировку, в «Буратино», клали мороженое и еще посыпали шоколадкой… – Официантка сморщилась, и он смущенно затих. Яна, сдерживая смех, опустила голову.
– Латте, – сказала она. – Он будет латте с карамельным сиропом.
– Я, знаешь ли, не привык по ресторанам ходить, – буркнул Филька, когда официантка отошла. – Да и с кем бы…
Яна молча (что ты с ним сделала тварь) кивнула. Отхлебнула кофе, прикрыла глаза, чувствуя, как ароматная горечь проникает прямо в мозг.
– Знаешь, я много куда ездила, – задумчиво проговорила она. – Это просто: найти билет, вбить имя, номер карты, дел-то. Но мне никогда не приходило в голову, что в поле «куда» можно набрать… Не приходило в голову, что я могу просто взять и приехать сюда. Просто купить билет на самолет. Это всегда делал папа. Он…
Она замолчала, глядя, как официантка выгружает на стол доску с пиццей, тарелки, Филькин кофе. Неуютно шевельнулась какая-то мысль, очень важная мысль, связанная с отцом и почему-то с Филькиной мамой, – мелькнула и исчезла, затаилась в хаосе, царившем в голове. Яна цапнула треугольник пиццы, откусила, не чувствуя вкуса. Капнула кетчупом, чудом успев попасть на тарелку.
– С самолета толком не ела, – проговорила она с полным ртом. – Вчера вечером прилетела, а кажется, год прошел, и ничего не сделано. Так что, звоним Ольге? – Она обтерла руки о салфетку и выудила из кармана мобильник. – Я так понимаю, лучше с моего…
Филька ее не слушал. Филька смотрел на белую пластиковую трубочку, торчащую из стакана. На его лбу каплями выступил пот.
– Через нее надо пить? – слабым голосом спросил он.
– Просто вынь ее, – проговорила Яна.
Филька, подергивая щекой, двумя пальцами вытащил трубочку и отбросил на стол, как мерзкое насекомое. Осторожно пригубил.
– Значит, звоним…
– Угу. Слушай, вкусная штука! Ты чего? – Он поставил стакан, заметив, что Яна выжидательно смотрит на него с телефоном в руках.
– Номер диктуй!
Полное недоумение в ответ. Яна медленно отложила телефон.
– Передумала? – обрадовался Филька. – Я вот тоже считаю: надо по-другому…
– Нет. – Яна решительно отодвинула тарелку. Одним глотком допила кофе. – Хватит тянуть. Раз мы не можем связаться с Ольгой… – Потому что для этого номер надо знать, балда! – значит, мы просто пойдем в полицию. Вдвоем. Прямо сейчас. И расскажем все, что знаем. Мы еще тогда должны были так сделать, а не морочить головы…
…Наутро морось превращается в полноценный дождь, который очередями грохочет по окну, пока Яна моет посуду после завтрака. Папа с теть Светой ушли на работу, не сказав ни слова, и облегчение в ее душе борется с беспокойством. Весь завтрак над столом висела черная вулканическая туча, пронизанная молниями. Может, все обойдется, а может, скоро полетят раскаленные камни. До вечера не узнать.
Протерев стол от крошек, Яна критически осматривает кухню – вроде бы все в порядке – и, двигаясь медленно и неловко, как в кукольном мультике, идет одеваться. Ольга с Филькой, наверное, уже ждут. В голове пусто и звонко, как в кастрюльке. Во рту до сих пор держится привкус крови, хотя Яна чистила зубы, пока теть Света не выгнала ее из ванной.
Сапог изнутри отвратительно мокрый и такой холодный, что Яна, тихо взвизгнув, выдергивает ногу. Потеряв равновесие, она задевает бедром оружейный сейф, и удар приходится прямо на синяк, оставленный ногой Егорова. Яна в ярости хлещет ладонью по металлу и, снова взвизгнув, зажимает кисть между коленями. Боль взрывается короткими вспышками света, начисто выжигая утреннюю муть. Сейф. Ружье. Он расскажет… Решение приходит мгновенно, и от изумления Яна перестает замечать и ушибы, и хлюпающую в сапоге болотную воду.
До Ольги она добирается бегом, не обращая внимания ни на раскисшую глину, норовящую сорвать с ног сапоги, ни на хлещущий в лицо мокрый ветер, оставляющий на губах привкус морской капусты. Она слишком сосредоточена на том, как лучше провернуть задуманное. Идея появилась в голове уже готовой, целой и крепкой, как свежее яблоко, но, чтобы рассказать о ней, Яне нужно словами продумать отдельные шаги.
Нечесаные с утра волосы Ольги свисают на глаза; она кутается в цветастый халат до пят – наверное, мамин, – и кажется ужасно взрослой.
– Придумала что-нибудь? – спрашивает она, впуская Яну.
– Да! – выдыхает Яна, снимая мокрую куртку, и одновременно сдирает сапоги, упираясь носком в пятку. На вешалке из волглой мешанины старых курток, пальто в крапинку, каких-то ватников торчит посеревший рукав белого халата. Он похож на мертвую руку, и Яне не хочется к нему приближаться. «Капает», – бормочет она и пристраивает куртку на дверную ручку. Идет на кухню, шлепая сползшими мокрыми носками и оставляя на крашеных досках влажные следы. Филька уже там: залез коленками на табуретку, зажатую между столом и холодильником, и жамкает сплетенную из капельниц красно-желтую рыбку.
– Ты ей так хвост оторвешь, – недовольно говорит Ольга, и Филька быстрым движением откладывает рыбку в сторону.
– Янка, скажи ей, – говорит он. – Я говорю, надо все рассказать взрослым. Надо пойти милиции сказать, вот и все. Чего она на меня обзывается?
– Потому что ты дурак, – огрызается Ольга и, дернув кончиком носа, поворачивается к Яне. – Смотри, Ян: нас оттуда просто выгонят, правильно я говорю? Скажут, чтоб не мешались. А если даже дадут сказать – не поверят, скажут, мы все выдумали.
– А вдруг поверят? – упрямо спрашивает Филька. – Попробовать-то можно! А если не получится – придумаем еще что-нибудь.
– А если получится? – тихо спрашивает Яна. Филька моргает, порывается что-то сказать, и Ольга припечатывает:
– Вот да! А если поверят и спросят, откуда мы знаем?
– Ой, – Филька косится на оцепеневшую Яну и краснеет. – Я как-то не подумал… Но мы же не можем просто ничего не делать? – с тихим отчаянием спрашивает он. – А если его не поймают?
– Говорю тебе, поймают! – взрывается Ольга. – Думаешь, самый умный?
– Сама ты…
Яна почти не слушает. Она пытается вспомнить, откуда они знают, что это он, и не может. Не получается. Ольга с Филькой ругаются, пока Яна погружается все глубже в серую муть неуверенности. Радость озарения растаяла без следа.
– И вообще, пусть Янка скажет, что придумала, – говорит Ольга. – Ян? Ты же сказала, что придумала!
Яна пожимает плечами.
– Мы можем не ходить в милицию, а ему сказать, что пойдем. Что все расскажем, если он не перестанет, – говорит она без всякой убежденности, уже не зная, хочется ли ей, чтобы они согласились. – Только, конечно, надо, чтобы он не узнал, что это мы.
В глазах Ольги загораются огоньки лихого азарта. Филька же мрачнеет.
– Это называется «шантаж», – говорит он. – Я в детективах читал.
Кровь бросается Яне в лицо. Она тоже читала детективы, только не сообразила сразу, что ее выдумка – это оно и есть. Шантаж. Но в книгах просто шантажа не бывает. Только – подлый шантаж. Гнусный шантажист. Трусливый мерзавец. Потом Яна вспоминает, что сделала вчера, и ей становится все равно. Ей некуда становиться хуже.
– Я могу сама, если не хотите, – говорит она.
– Чего это не хотим? Ты четко все придумала! – отвечает Ольга, но Филька качает головой.
– В детективах шантажистов все время убивают, – тихо говорит он. – И свидетелей всяких. Я имею в виду – он же нас может убить, если узнает. Ну то есть совсем. По-настоящему.
Ольга вскидывает голову:
– Пусть поймает сначала! А потом – откуда он узнает, что это мы?
…Втроем они смотрят на чистый тетрадный листок в клеточку и красный карандаш. Филька снова мнет и терзает плетеную рыбку, пропуская сквозь пальцы упругие спиральки хвоста, но Ольга этого не замечает. Белый лист перед ними – как дверь, которую лучше бы не открывать. Карандаш – ключ. Яна запускает пальцы в волосы, ерошит их, потом тихо говорит:
Кровь бешено толкается в глаза. Они вот-вот лопнут. Голова сейчас лопнет.
– Не буду, – еле слышно говорит Яна.
Голодный Мальчик перестает жмуриться, и радужная побежалость исчезает с его глаз. Теперь они – как дула ружья.
– Тогда я расскажу, как твой батя меня застрелил, – безразлично говорит он. – Глянь, что он мне сделал! – Он задирает рубашку вместе с курткой, и на гладком смуглом животе Яна видит тошнотворную серо-коричневую вмятину шрама, похожую на воронку от взрыва. Голодный Мальчик улыбается, но его глаза остаются ледяными. – Только вякни что-нибудь – пойду в город и все милиции расскажу. И как он стрелял, и как вы ко мне пацанов водили.
Короткий ледяной вдох – раскаленный выдох. Голова раздута воздушным шариком, и волосы кажутся живыми и отдельными.
– Тогда я… сама… – говорит Яна, и Голодный Мальчик фыркает и хлопает себя по колену.
– И что ты мне сделаешь? Укусишь?
Если я прыгну, думает Яна, и буду царапать лицо… нет, глаза. Глаза. И кусать… не за руку, а за горло. Она знает, что не прыгнет и не укусит. Ей нельзя. Она дружила с ним и не думала про маму. Она привела к нему… еду. Теперь уже – все равно. Она – предательница. Таким, как она, нельзя драться, нельзя злиться, нельзя считать кого-то плохим. Она сама – еще хуже.
Яна идет прочь, прижимая проклятую крышку локтем. Ноги волокутся, цепляясь за сплетения шикши. В сгустившихся сумерках уже не видно, куда наступать, но она изо всех сил старается идти быстро. Потому что плакать таким, как она, тоже нельзя.
– Ты приводи, кого хочешь! – кричит ей вслед Голодный Мальчик. – Хочешь, теть Свету приведи!
Яна замирает, как крыса в луче фонаря, а потом продолжает путь домой. Думает о том, что надо остановиться у болотного окна, похожего на огромную кружку ароматного чая, вкопанную в землю, и отмыть захватанную кровавыми пальцами крышку, и лицо с руками тоже. Думает, что скоро совсем стемнеет, и пробраться через марь, не начерпав в сапоги, не получится. Думает, получится ли незаметно отжать носки, чтобы теть Света не засекла.
Когда она отпирает дверь и вползает в квартиру, держа крышку перед собой, как щит, часы в коридоре показывают без пятнадцати двенадцать. «Кхы-кхы!» – громко говорит папа, и теть Света с перекошенным, смятым лицом швыряет трубку так, что телефон жалобно звякает. Взметнув черными волосами, она молча уходит в маленькую комнату. Яна с усилием сдирает липнущие к мокрому сапоги; чавкая носками и опустив голову, она подходит к отцу и протягивает ему крышку. Тот молча отвешивает ей подзатыльник; в голове тяжелеет и гудит, и из глаз сами собой начинают капать слезы. Яна закусывает губу.
– Положи на место и ложись спать, – говорит папа. – Завтра поговорим.
Колонку уже погасили; от холодной воды немеют пальцы, лицо болит от каждого прикосновения, и Яна, повозив влажной ладонью по губам и подбородку, решает, что умылась. Она переодевается в ночнушку и на цыпочках крадется спать. Дверь в Лизкину комнату плотно закрыта; диван в зале разложен, и на нем похрапывает папа. Яна бесконечно медленно, чтоб не зашуршать и не скрипнуть, разбирает кресло-кровать, пристраивает простыню и подушку с одеялом. Иногда храп прерывается, и папа ворочается; тогда Яна замирает и перестает дышать, дожидаясь, пока он успокоится. Наконец, беззвучно покряхтывая от боли во всем теле, она заползает в постель. От подушки попахивает псиной; засунув под нее руку, Яна нащупывает колючее. Вытаскивает из-под кресла фонарик. Разбирать Послание, накрывшись с головой одеялом, неудобно, но она все-таки может прочесть: Утро. У Ольги. Думать. Не разрешать. Бить.
Надо сделать узел, обозначающий убийцу, думает Яна и засыпает.
7
– Бабушка водила меня сюда, если я получал пятерку, – сказал Филька. – Только оно называлось по-другому.
– «Кафе-мороженое номер три», – кивнула Яна. – Я все думала – где первые два? По крайней мере, здесь есть кофе, и вроде бы приличный, – в ответ на удивление Фильки она улыбнулась: – Я его чую. Как собака, – Странно самим сюда заходить, да? – неуверенно проговорил Филька. Яна безрадостно хохотнула и толкнула дверь.
Когда-то этот зал, залитый синеватым светом люминесцентных ламп, занимали редкие худосочные столики, покрытые белым в серую крапинку пластиком. Здесь пахло молоком, снегом и еще чем-то непонятным, округло-сладким. Кафе казалось Яне огромным и холодным. В нем было нечто медицинское – поэтому, впервые прочитав в какой-то американской книге, как герой ест мороженое в аптеке, Яна ни капли не удивилась. Мороженое подавали в металлических вазочках на ножках, посыпанным тертым шоколадом и политым химическим грушевым сиропом. Крупные куски, поблескивающие на изломе кристалликами льда, походили на образцы кварцита из коллекций, что хранились в деревянных ящиках в папином институте. Другого мороженого в О. не водилось. Позже, попробовав на материке настоящее эскимо, Яна разочаровалась: она привыкла к этому чуть разбавленному, недослащеному вкусу, привыкла, что крошечные льдинки покалывают замерзшее нёбо.
Это называлось «общаться с ребенком». Папа приходил в воскресенье после завтрака, и иногда мама ругалась на него и запрещала идти с Яной в гараж, или в лес, или на работу, – в любое из мест, где папа улыбался и показывал интересное. Мама кричала, что он выдумывает причины не заниматься дочерью. В такие воскресенья папа вел ее сюда. Усадив Яну перед мороженым, он барабанил пальцами по столу. Говорил, отводя глаза: «Ну-с, как дела в садике?» Яна не знала, как отвечать: ведь дела бывают только у взрослых. Она замолкала, судорожно пытаясь выдумать ответ, чуть не плача от бессилия и смущения, и папа, так и не дождавшись ни слова, грустнел и отворачивался к окну. Яна закапывалась в вазочку, как в снежную пещеру. Мороженое пахло горьким морским льдом и одиночеством.
Яна сердито мотнула головой и сосредоточилась на меню. К счастью, зал полностью переделали: приглушенный свет, удобные диванчики, темная поверхность стола, в которой плавало отражение низкой лампы в красном абажуре. Здесь было почти пусто: для обеда поздно, для ужина рано. Лишь в дальней кабинке, яростно перешептываясь, ковыряли одно на двоих пирожное две девочки, как нарочно подобранные: черненькая, коротко стриженая, чуть кудрявая, и беленькая, с волосами прямыми, как солома. Смотреть на них, таких одиноких, забившихся в сумрачный угол, было тревожно. Яна нервно перевернула ламинированный лист меню. Мороженое здесь больше не продавали. Зато кормили пиццей и наливали кофе, и первую чашку эспрессо только что принесли.
– Спасибо, – сказала Яна с такой сердечностью, что официантка посмотрела на нее с подозрением.
– Что-нибудь выбрали? – сухо спросила она. Филька вынырнул из-за своего листа, бросил на Яну панический взгляд.
– Нам среднюю пиццу, вот эту, – она наугад ткнула пальцем в строчку меню. Филька торопливо закивал.
– Пить что будете? Пиво?
По лицу Фильки скользнула тень ужаса; он энергично замотал головой. Потом, вдруг решившись, спросил:
– А знаете, тут такой коктейль делали, назывался «Березка»… ну, в газировку, в «Буратино», клали мороженое и еще посыпали шоколадкой… – Официантка сморщилась, и он смущенно затих. Яна, сдерживая смех, опустила голову.
– Латте, – сказала она. – Он будет латте с карамельным сиропом.
– Я, знаешь ли, не привык по ресторанам ходить, – буркнул Филька, когда официантка отошла. – Да и с кем бы…
Яна молча (что ты с ним сделала тварь) кивнула. Отхлебнула кофе, прикрыла глаза, чувствуя, как ароматная горечь проникает прямо в мозг.
– Знаешь, я много куда ездила, – задумчиво проговорила она. – Это просто: найти билет, вбить имя, номер карты, дел-то. Но мне никогда не приходило в голову, что в поле «куда» можно набрать… Не приходило в голову, что я могу просто взять и приехать сюда. Просто купить билет на самолет. Это всегда делал папа. Он…
Она замолчала, глядя, как официантка выгружает на стол доску с пиццей, тарелки, Филькин кофе. Неуютно шевельнулась какая-то мысль, очень важная мысль, связанная с отцом и почему-то с Филькиной мамой, – мелькнула и исчезла, затаилась в хаосе, царившем в голове. Яна цапнула треугольник пиццы, откусила, не чувствуя вкуса. Капнула кетчупом, чудом успев попасть на тарелку.
– С самолета толком не ела, – проговорила она с полным ртом. – Вчера вечером прилетела, а кажется, год прошел, и ничего не сделано. Так что, звоним Ольге? – Она обтерла руки о салфетку и выудила из кармана мобильник. – Я так понимаю, лучше с моего…
Филька ее не слушал. Филька смотрел на белую пластиковую трубочку, торчащую из стакана. На его лбу каплями выступил пот.
– Через нее надо пить? – слабым голосом спросил он.
– Просто вынь ее, – проговорила Яна.
Филька, подергивая щекой, двумя пальцами вытащил трубочку и отбросил на стол, как мерзкое насекомое. Осторожно пригубил.
– Значит, звоним…
– Угу. Слушай, вкусная штука! Ты чего? – Он поставил стакан, заметив, что Яна выжидательно смотрит на него с телефоном в руках.
– Номер диктуй!
Полное недоумение в ответ. Яна медленно отложила телефон.
– Передумала? – обрадовался Филька. – Я вот тоже считаю: надо по-другому…
– Нет. – Яна решительно отодвинула тарелку. Одним глотком допила кофе. – Хватит тянуть. Раз мы не можем связаться с Ольгой… – Потому что для этого номер надо знать, балда! – значит, мы просто пойдем в полицию. Вдвоем. Прямо сейчас. И расскажем все, что знаем. Мы еще тогда должны были так сделать, а не морочить головы…
…Наутро морось превращается в полноценный дождь, который очередями грохочет по окну, пока Яна моет посуду после завтрака. Папа с теть Светой ушли на работу, не сказав ни слова, и облегчение в ее душе борется с беспокойством. Весь завтрак над столом висела черная вулканическая туча, пронизанная молниями. Может, все обойдется, а может, скоро полетят раскаленные камни. До вечера не узнать.
Протерев стол от крошек, Яна критически осматривает кухню – вроде бы все в порядке – и, двигаясь медленно и неловко, как в кукольном мультике, идет одеваться. Ольга с Филькой, наверное, уже ждут. В голове пусто и звонко, как в кастрюльке. Во рту до сих пор держится привкус крови, хотя Яна чистила зубы, пока теть Света не выгнала ее из ванной.
Сапог изнутри отвратительно мокрый и такой холодный, что Яна, тихо взвизгнув, выдергивает ногу. Потеряв равновесие, она задевает бедром оружейный сейф, и удар приходится прямо на синяк, оставленный ногой Егорова. Яна в ярости хлещет ладонью по металлу и, снова взвизгнув, зажимает кисть между коленями. Боль взрывается короткими вспышками света, начисто выжигая утреннюю муть. Сейф. Ружье. Он расскажет… Решение приходит мгновенно, и от изумления Яна перестает замечать и ушибы, и хлюпающую в сапоге болотную воду.
До Ольги она добирается бегом, не обращая внимания ни на раскисшую глину, норовящую сорвать с ног сапоги, ни на хлещущий в лицо мокрый ветер, оставляющий на губах привкус морской капусты. Она слишком сосредоточена на том, как лучше провернуть задуманное. Идея появилась в голове уже готовой, целой и крепкой, как свежее яблоко, но, чтобы рассказать о ней, Яне нужно словами продумать отдельные шаги.
Нечесаные с утра волосы Ольги свисают на глаза; она кутается в цветастый халат до пят – наверное, мамин, – и кажется ужасно взрослой.
– Придумала что-нибудь? – спрашивает она, впуская Яну.
– Да! – выдыхает Яна, снимая мокрую куртку, и одновременно сдирает сапоги, упираясь носком в пятку. На вешалке из волглой мешанины старых курток, пальто в крапинку, каких-то ватников торчит посеревший рукав белого халата. Он похож на мертвую руку, и Яне не хочется к нему приближаться. «Капает», – бормочет она и пристраивает куртку на дверную ручку. Идет на кухню, шлепая сползшими мокрыми носками и оставляя на крашеных досках влажные следы. Филька уже там: залез коленками на табуретку, зажатую между столом и холодильником, и жамкает сплетенную из капельниц красно-желтую рыбку.
– Ты ей так хвост оторвешь, – недовольно говорит Ольга, и Филька быстрым движением откладывает рыбку в сторону.
– Янка, скажи ей, – говорит он. – Я говорю, надо все рассказать взрослым. Надо пойти милиции сказать, вот и все. Чего она на меня обзывается?
– Потому что ты дурак, – огрызается Ольга и, дернув кончиком носа, поворачивается к Яне. – Смотри, Ян: нас оттуда просто выгонят, правильно я говорю? Скажут, чтоб не мешались. А если даже дадут сказать – не поверят, скажут, мы все выдумали.
– А вдруг поверят? – упрямо спрашивает Филька. – Попробовать-то можно! А если не получится – придумаем еще что-нибудь.
– А если получится? – тихо спрашивает Яна. Филька моргает, порывается что-то сказать, и Ольга припечатывает:
– Вот да! А если поверят и спросят, откуда мы знаем?
– Ой, – Филька косится на оцепеневшую Яну и краснеет. – Я как-то не подумал… Но мы же не можем просто ничего не делать? – с тихим отчаянием спрашивает он. – А если его не поймают?
– Говорю тебе, поймают! – взрывается Ольга. – Думаешь, самый умный?
– Сама ты…
Яна почти не слушает. Она пытается вспомнить, откуда они знают, что это он, и не может. Не получается. Ольга с Филькой ругаются, пока Яна погружается все глубже в серую муть неуверенности. Радость озарения растаяла без следа.
– И вообще, пусть Янка скажет, что придумала, – говорит Ольга. – Ян? Ты же сказала, что придумала!
Яна пожимает плечами.
– Мы можем не ходить в милицию, а ему сказать, что пойдем. Что все расскажем, если он не перестанет, – говорит она без всякой убежденности, уже не зная, хочется ли ей, чтобы они согласились. – Только, конечно, надо, чтобы он не узнал, что это мы.
В глазах Ольги загораются огоньки лихого азарта. Филька же мрачнеет.
– Это называется «шантаж», – говорит он. – Я в детективах читал.
Кровь бросается Яне в лицо. Она тоже читала детективы, только не сообразила сразу, что ее выдумка – это оно и есть. Шантаж. Но в книгах просто шантажа не бывает. Только – подлый шантаж. Гнусный шантажист. Трусливый мерзавец. Потом Яна вспоминает, что сделала вчера, и ей становится все равно. Ей некуда становиться хуже.
– Я могу сама, если не хотите, – говорит она.
– Чего это не хотим? Ты четко все придумала! – отвечает Ольга, но Филька качает головой.
– В детективах шантажистов все время убивают, – тихо говорит он. – И свидетелей всяких. Я имею в виду – он же нас может убить, если узнает. Ну то есть совсем. По-настоящему.
Ольга вскидывает голову:
– Пусть поймает сначала! А потом – откуда он узнает, что это мы?
…Втроем они смотрят на чистый тетрадный листок в клеточку и красный карандаш. Филька снова мнет и терзает плетеную рыбку, пропуская сквозь пальцы упругие спиральки хвоста, но Ольга этого не замечает. Белый лист перед ними – как дверь, которую лучше бы не открывать. Карандаш – ключ. Яна запускает пальцы в волосы, ерошит их, потом тихо говорит: