Пишут все! Как создавать контент, который работает
Часть 9 из 44 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Формат статьи или поста в блоге
1. Тест. Насколько хорошо защищены ваши данные?
2. Скепсис. Конфиденциальности в интернете больше не существует
3. Объяснение. Все, что вы стеснялись спросить о защите конфиденциальности
4. Кейс. Как один человек завладел данными всех пользователей
5. От противного. Почему страхи по поводу конфиденциальности беспочвенны
6. Руководство. Пять шагов к защите конфиденциальных данных
6½. Руководство для чайников. Три элементарные вещи, которые нужно сделать для защиты конфиденциальных данных
7. Как делать НЕ надо. Пять способов обеспечить утечку данных
8. От первого лица. Как я столкнулся с нарушением конфиденциальности
9. Сравнение. Какие сервисы для защиты конфиденциальности эффективнее?
10. Вопрос — ответ. Пять частых вопросов о конфиденциальности в интернете. Отвечает Эдвард Сноуден
11. Факты. Проблема конфиденциальности обостряется, говорят ученые
12. Авторитетное мнение. Эксперты о ситуации с защитой данных в интернете
13. Эпатаж. Почему конфиденциальность в интернете — это нонсенс
13½. Эпатаж в стиле BuzzFeed (не рекомендуется, но очень забавно!). Женщина заявила, что конфиденциальность в интернете — это нонсенс, и вы не поверите, что случилось дальше
14. Взгляд изнутри. Что нужно знать о защите ваших данных
15. Высокое искусство. Хайку о конфиденциальности, эпическая поэма, комикс и вообще все, на что способна ваша фантазия
Источник: Гиллин П. Текст, который обязательно прочтут. Как писать для социальных сетей. URL: www.marketingprofs.com/events/24/dec2013/545/.
9. Да здравствует ужасный черновик
Итак, вы решили, о чем писать, и в общих чертах представляете себе, как писать. Значит, нужно садиться и писать! Точнее, писать очень плохо: пришла пора отвратительного первого наброска — того самого «мусорного» черновика, о котором мы уже упоминали выше.
Написать бросовый черновик — совсем не значит разрешить себе работать кое-как. Это необходимый этап, без которого у вас вряд ли получится качественный текст.
В древнегреческой мифологии богиня Афина — любимая дочь Зевса. Она появилась на свет необычным способом: вышла из головы отца уже взрослой и в полном вооружении.
Чаще всего тот паралич, что охватывает нас при виде чистого листа, вызван завышенными требованиями к себе. Наивно ждать, что на странице с первой попытки возникнет нечто совершенное, мощное и прекрасное, как фигура античной богини. Этого точно не произойдет, если только вы сами не божество.
Многие авторы, которых мы по праву считаем блестящими, пишут ужасные черновики. Секрет вот в чем: они блестящие редакторы собственных текстов.
Следовательно, лучше смириться с тем, что первый набросок окажется чудовищно слабым. Да, создавать плохой текст бывает грустно и неприятно. Однако если вы пишете плохо, это как минимум означает, что вы пишете, выплескиваете идеи на бумагу или монитор. Потом, вернувшись к работе после перерыва, вы сможете понемногу превратить хаотичные наброски в нечто более пристойное.
Запомните: совершенство (или нечто близкое к нему) достигается в процессе переработки. При условии, что этот процесс идет.
Как говорит преподаватель творческого письма Дон Мюррей, «черновик надо править, но для начала его надо написать»[18].
Вот примерный график работы, на который можно ориентироваться:
1. Выплесните на бумагу первые идеи. Подумайте, что вы хотите сказать (так писать гораздо легче!), и вынесите установочное предложение в шапку страницы.
Запишите ключевые пункты в том порядке, в каком они придут вам в голову.
Не старайтесь сразу сформулировать каждое предложение. Пусть фразы будут незаконченными, обрывочными, даже бессмысленными. Не бейтесь над подбором слов. Просторечные обороты, орфографические ошибки, неуклюжие выражения, несогласованные глаголы и причастия — все это можно исправить позже. Сейчас вы не столько пишете, сколько набрасываете идеи.
Если работа встала, подумайте, что тормозит процесс. Может быть, надо изучить материал подробнее? Не хватает фактов и примеров? Нет ключевой мысли?
На этой стадии можно и даже нужно делать пометки вроде «дать еще пример!», или «срочно почитать про это», или «найти шутку посмешнее», или «чем-то подкрепить мысль».
Перечитывайте написанное просто для того, чтобы вспомнить, что еще вы хотели сказать, или «нарастить мясо» на костях отвратительного черновика (даже если весь этот скелет с мясом выглядит как очень несвежий зомби).
Избегайте самоуничижения. Не терзайте себя причитаниями о том, как плохо вы пишете и какой ужасный получается текст. Первый черновик не увидит никто кроме вас. Писать его — все равно что целый день сидеть дома в пижаме и есть арахисовое масло ложкой из банки. Наслаждайтесь. Судить вас некому.
2. Отойдите в сторону. Выплеснув мысли в первом наброске, вы почувствуете облегчение — но, вполне вероятно, и расстроитесь из-за слабости и беспомощности черновика. Вам пора ненадолго расстаться. Отдохните друг от друга. Выведите собаку погулять, сходите пообедать с коллегами — словом, переключитесь на что-нибудь другое. Тогда вы сможете вернуться к работе с новыми силами, да и нервы не будут пошаливать.
Как я уже упоминала выше, мне нужно побольше времени, чтобы отдохнуть от собственного «шедевра». Я стараюсь не возвращаться к черновику раньше следующего дня.
3. Перепишите. Взглянув на черновик свежим глазом, вы, вероятно, придете в ужас. Может быть, даже закроете лицо руками, побледнеете и отшатнетесь, словно лондонская публика от Джона Херта в фильме «Человек-слон». Но потом вы обнаружите там идеи и фразы, с которыми можно работать дальше. Иными словами, выберите из черновика лучшее и слепите из этого финальную версию. Про нее мы поговорим в следующей главе.
10. Поставьте себя на место читателя
«Читатель переворачивает страницы не потому, что мечтает наградить вас аплодисментами», — утверждает опытный преподаватель писательского мастерства Дон Мюррей[19].
Хороший текст создается для читателя, а не для автора. Он нужен не для самолюбования. Хороший текст заранее предугадывает вопросы, которые могут возникнуть у публики, и дает на них исчерпывающие ответы.
Некоторым авторам удается посмотреть на текст глазами читателя еще на стадии первого черновика. Но особенно ценным это умение становится на этапе правки и редактирования, когда основные мысли уже записаны на странице.
Поставьте себя на место публики. Отнеситесь к собственной работе со здоровым скепсисом. Поглядите на нее со стороны — как будто вы не автор, а читатель или потребитель. Беспощадно, неукоснительно, упорно заставляйте себя думать как читатель. Старайтесь представить тот опыт чтения, который получит ваша публика.
В эссе «Политика и английский язык» Джордж Оруэлл пишет: «Добросовестный автор, сочиняя предложение, задается, как минимум, четырьмя вопросами: Что я пытаюсь сказать? Какими словами это можно выразить? Какой образ или идиома добавят ясности? Достаточно ли свеж для этого образ? А может быть, он задаст себе еще два вопроса: могу ли я выразить это короче? Не выразился ли я коряво и нельзя ли этого избежать?» (Спасибо за этот пример стилистическому справочнику журнала Economist[20].)
Наверное, вы заметили, что забота о читателе здесь ставится во главу угла — примерно так же, как забота о потребителе (или пользователе, хотя я терпеть не могу это слово в применении к людям) в сфере контент-маркетинга.
Увы, и в творчестве, и в бизнесе мы нередко забываем о других и обслуживаем в первую очередь себя. Многие авторы считают самовыражение главной или даже единственной целью. Многие организации — особенно крупные, с развитой бюрократической структурой — ставят собственные интересы превыше запросов клиента. Они всегда оставляют во главе очереди местечко для директора, для администратора, для юридического отдела и т. д.
Но это большая ошибка, потому что вы (как предприниматель или как создатель контента) должны работать на потребителя. Ваш контент должен нравиться читателям и только читателям. Ведь в конечном счете вы обслуживаете их, а не начальника отдела, не директора и даже не заказчика.
Почему? Потому что если контент придется по душе потребителю, то довольны будут и начальники, и заказчики. А вот обратное верно не всегда: если контент нравится начальнику, это еще не значит, что клиенты тоже придут в восторг.
Контент должен быть рассчитан лишь на одного человека — реального или потенциального потребителя (а не на директора или заказчика, если вы рекламный агент). Спросите себя: как бы выглядел контент, если бы зарплату вам платили потребители? И старайтесь работать исходя из этого представления.
Беспощадно, неукоснительно, упорно заставляйте себя думать о читателе.
Итак, набросайте первый черновик как бог на душу положит, а потом отдохните и переработайте его, мысленно поменявшись местами с читателем. Посмотрите на текст его глазами и представьте, какое впечатление у него сложится. Задайте себе несколько вопросов:
• Какой опыт я предлагаю читателю?
• Какие вопросы у него могут возникнуть?
• Не слишком ли трудно будет понять то, что я пытаюсь высказать?
11. Юмор приходит во время правки
Лучшие шутки приходят в голову на этапе правки и редактирования. Так же как лучшие образы, метафоры, аналогии, стилистические находки и вообще все самое удачное.
Я специально оговариваю это в отдельном правиле. Умение переделывать и улучшать — вот что отличает нас от шимпанзе за клавиатурой. Или, по крайней мере, от эгоистичных авторов, которые ставят свои желания превыше потребностей публики.
12. Развивайте патологическую эмпатию
Есть люди, которых природа наградила повышенной чуткостью. Они быстро и легко понимают чужую точку зрения и сразу же догадываются, что может почувствовать другой человек в определенной ситуации. Если вы узнали в этом портрете себя, поздравляю: у вас огромное преимущество перед всеми остальными. А вот нам, то есть остальным, нужно проделать большую, осознанную работу и научиться ставить себя на место потребителя.
1. Тест. Насколько хорошо защищены ваши данные?
2. Скепсис. Конфиденциальности в интернете больше не существует
3. Объяснение. Все, что вы стеснялись спросить о защите конфиденциальности
4. Кейс. Как один человек завладел данными всех пользователей
5. От противного. Почему страхи по поводу конфиденциальности беспочвенны
6. Руководство. Пять шагов к защите конфиденциальных данных
6½. Руководство для чайников. Три элементарные вещи, которые нужно сделать для защиты конфиденциальных данных
7. Как делать НЕ надо. Пять способов обеспечить утечку данных
8. От первого лица. Как я столкнулся с нарушением конфиденциальности
9. Сравнение. Какие сервисы для защиты конфиденциальности эффективнее?
10. Вопрос — ответ. Пять частых вопросов о конфиденциальности в интернете. Отвечает Эдвард Сноуден
11. Факты. Проблема конфиденциальности обостряется, говорят ученые
12. Авторитетное мнение. Эксперты о ситуации с защитой данных в интернете
13. Эпатаж. Почему конфиденциальность в интернете — это нонсенс
13½. Эпатаж в стиле BuzzFeed (не рекомендуется, но очень забавно!). Женщина заявила, что конфиденциальность в интернете — это нонсенс, и вы не поверите, что случилось дальше
14. Взгляд изнутри. Что нужно знать о защите ваших данных
15. Высокое искусство. Хайку о конфиденциальности, эпическая поэма, комикс и вообще все, на что способна ваша фантазия
Источник: Гиллин П. Текст, который обязательно прочтут. Как писать для социальных сетей. URL: www.marketingprofs.com/events/24/dec2013/545/.
9. Да здравствует ужасный черновик
Итак, вы решили, о чем писать, и в общих чертах представляете себе, как писать. Значит, нужно садиться и писать! Точнее, писать очень плохо: пришла пора отвратительного первого наброска — того самого «мусорного» черновика, о котором мы уже упоминали выше.
Написать бросовый черновик — совсем не значит разрешить себе работать кое-как. Это необходимый этап, без которого у вас вряд ли получится качественный текст.
В древнегреческой мифологии богиня Афина — любимая дочь Зевса. Она появилась на свет необычным способом: вышла из головы отца уже взрослой и в полном вооружении.
Чаще всего тот паралич, что охватывает нас при виде чистого листа, вызван завышенными требованиями к себе. Наивно ждать, что на странице с первой попытки возникнет нечто совершенное, мощное и прекрасное, как фигура античной богини. Этого точно не произойдет, если только вы сами не божество.
Многие авторы, которых мы по праву считаем блестящими, пишут ужасные черновики. Секрет вот в чем: они блестящие редакторы собственных текстов.
Следовательно, лучше смириться с тем, что первый набросок окажется чудовищно слабым. Да, создавать плохой текст бывает грустно и неприятно. Однако если вы пишете плохо, это как минимум означает, что вы пишете, выплескиваете идеи на бумагу или монитор. Потом, вернувшись к работе после перерыва, вы сможете понемногу превратить хаотичные наброски в нечто более пристойное.
Запомните: совершенство (или нечто близкое к нему) достигается в процессе переработки. При условии, что этот процесс идет.
Как говорит преподаватель творческого письма Дон Мюррей, «черновик надо править, но для начала его надо написать»[18].
Вот примерный график работы, на который можно ориентироваться:
1. Выплесните на бумагу первые идеи. Подумайте, что вы хотите сказать (так писать гораздо легче!), и вынесите установочное предложение в шапку страницы.
Запишите ключевые пункты в том порядке, в каком они придут вам в голову.
Не старайтесь сразу сформулировать каждое предложение. Пусть фразы будут незаконченными, обрывочными, даже бессмысленными. Не бейтесь над подбором слов. Просторечные обороты, орфографические ошибки, неуклюжие выражения, несогласованные глаголы и причастия — все это можно исправить позже. Сейчас вы не столько пишете, сколько набрасываете идеи.
Если работа встала, подумайте, что тормозит процесс. Может быть, надо изучить материал подробнее? Не хватает фактов и примеров? Нет ключевой мысли?
На этой стадии можно и даже нужно делать пометки вроде «дать еще пример!», или «срочно почитать про это», или «найти шутку посмешнее», или «чем-то подкрепить мысль».
Перечитывайте написанное просто для того, чтобы вспомнить, что еще вы хотели сказать, или «нарастить мясо» на костях отвратительного черновика (даже если весь этот скелет с мясом выглядит как очень несвежий зомби).
Избегайте самоуничижения. Не терзайте себя причитаниями о том, как плохо вы пишете и какой ужасный получается текст. Первый черновик не увидит никто кроме вас. Писать его — все равно что целый день сидеть дома в пижаме и есть арахисовое масло ложкой из банки. Наслаждайтесь. Судить вас некому.
2. Отойдите в сторону. Выплеснув мысли в первом наброске, вы почувствуете облегчение — но, вполне вероятно, и расстроитесь из-за слабости и беспомощности черновика. Вам пора ненадолго расстаться. Отдохните друг от друга. Выведите собаку погулять, сходите пообедать с коллегами — словом, переключитесь на что-нибудь другое. Тогда вы сможете вернуться к работе с новыми силами, да и нервы не будут пошаливать.
Как я уже упоминала выше, мне нужно побольше времени, чтобы отдохнуть от собственного «шедевра». Я стараюсь не возвращаться к черновику раньше следующего дня.
3. Перепишите. Взглянув на черновик свежим глазом, вы, вероятно, придете в ужас. Может быть, даже закроете лицо руками, побледнеете и отшатнетесь, словно лондонская публика от Джона Херта в фильме «Человек-слон». Но потом вы обнаружите там идеи и фразы, с которыми можно работать дальше. Иными словами, выберите из черновика лучшее и слепите из этого финальную версию. Про нее мы поговорим в следующей главе.
10. Поставьте себя на место читателя
«Читатель переворачивает страницы не потому, что мечтает наградить вас аплодисментами», — утверждает опытный преподаватель писательского мастерства Дон Мюррей[19].
Хороший текст создается для читателя, а не для автора. Он нужен не для самолюбования. Хороший текст заранее предугадывает вопросы, которые могут возникнуть у публики, и дает на них исчерпывающие ответы.
Некоторым авторам удается посмотреть на текст глазами читателя еще на стадии первого черновика. Но особенно ценным это умение становится на этапе правки и редактирования, когда основные мысли уже записаны на странице.
Поставьте себя на место публики. Отнеситесь к собственной работе со здоровым скепсисом. Поглядите на нее со стороны — как будто вы не автор, а читатель или потребитель. Беспощадно, неукоснительно, упорно заставляйте себя думать как читатель. Старайтесь представить тот опыт чтения, который получит ваша публика.
В эссе «Политика и английский язык» Джордж Оруэлл пишет: «Добросовестный автор, сочиняя предложение, задается, как минимум, четырьмя вопросами: Что я пытаюсь сказать? Какими словами это можно выразить? Какой образ или идиома добавят ясности? Достаточно ли свеж для этого образ? А может быть, он задаст себе еще два вопроса: могу ли я выразить это короче? Не выразился ли я коряво и нельзя ли этого избежать?» (Спасибо за этот пример стилистическому справочнику журнала Economist[20].)
Наверное, вы заметили, что забота о читателе здесь ставится во главу угла — примерно так же, как забота о потребителе (или пользователе, хотя я терпеть не могу это слово в применении к людям) в сфере контент-маркетинга.
Увы, и в творчестве, и в бизнесе мы нередко забываем о других и обслуживаем в первую очередь себя. Многие авторы считают самовыражение главной или даже единственной целью. Многие организации — особенно крупные, с развитой бюрократической структурой — ставят собственные интересы превыше запросов клиента. Они всегда оставляют во главе очереди местечко для директора, для администратора, для юридического отдела и т. д.
Но это большая ошибка, потому что вы (как предприниматель или как создатель контента) должны работать на потребителя. Ваш контент должен нравиться читателям и только читателям. Ведь в конечном счете вы обслуживаете их, а не начальника отдела, не директора и даже не заказчика.
Почему? Потому что если контент придется по душе потребителю, то довольны будут и начальники, и заказчики. А вот обратное верно не всегда: если контент нравится начальнику, это еще не значит, что клиенты тоже придут в восторг.
Контент должен быть рассчитан лишь на одного человека — реального или потенциального потребителя (а не на директора или заказчика, если вы рекламный агент). Спросите себя: как бы выглядел контент, если бы зарплату вам платили потребители? И старайтесь работать исходя из этого представления.
Беспощадно, неукоснительно, упорно заставляйте себя думать о читателе.
Итак, набросайте первый черновик как бог на душу положит, а потом отдохните и переработайте его, мысленно поменявшись местами с читателем. Посмотрите на текст его глазами и представьте, какое впечатление у него сложится. Задайте себе несколько вопросов:
• Какой опыт я предлагаю читателю?
• Какие вопросы у него могут возникнуть?
• Не слишком ли трудно будет понять то, что я пытаюсь высказать?
11. Юмор приходит во время правки
Лучшие шутки приходят в голову на этапе правки и редактирования. Так же как лучшие образы, метафоры, аналогии, стилистические находки и вообще все самое удачное.
Я специально оговариваю это в отдельном правиле. Умение переделывать и улучшать — вот что отличает нас от шимпанзе за клавиатурой. Или, по крайней мере, от эгоистичных авторов, которые ставят свои желания превыше потребностей публики.
12. Развивайте патологическую эмпатию
Есть люди, которых природа наградила повышенной чуткостью. Они быстро и легко понимают чужую точку зрения и сразу же догадываются, что может почувствовать другой человек в определенной ситуации. Если вы узнали в этом портрете себя, поздравляю: у вас огромное преимущество перед всеми остальными. А вот нам, то есть остальным, нужно проделать большую, осознанную работу и научиться ставить себя на место потребителя.