Пишут все! Как создавать контент, который работает
Часть 8 из 44 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Конечно, я не всегда могу позволить себе такую роскошь — и, если текст привязан к остро актуальному информационному поводу, вы тоже не сможете. Так что довольствуйтесь тем, что есть, но постарайтесь хотя бы выбраться из-за стола: например, сходить за чашкой кофе или перекусить.
8. Перепишите. Превратите свой поток сознания в текст, который хочется прочитать. Не забудьте мысленно поставить себя на место читателя (см. Правило 10).
9. Придумайте броское, заманчивое название или заголовок. Правило 69 подскажет, как лучше всего подбирать заголовки.
10. Найдите себе редактора. В идеале человек, который будет править ваш текст, должен хорошо разбираться в грамматике, лексике, стилистике и пунктуации. В общем, как настоящий редактор (см. Правило 24).
11. Проверьте текст на читабельность. Легко ли он воспринимается, хотя бы на первый взгляд? Выделены ли подзаголовки, удобной ли длины абзацы? Пронумерованы ли списки? Большие куски ничем не разбитого текста обычно выглядят неприступно; в них не чувствуется энергии и динамики. Иными словами, мало кто захочет читать «слишком много букв».
12. Опубликуйте текст, но сначала ответьте читателю на вопрос: а что дальше? Не бросайте читателя посреди танцпола, когда музыка кончилась. Объясните, что он должен сделать теперь:
• Просмотреть другие материалы?
• Зарегистрироваться, чтобы прочесть больше?
• Оформить подписку или скачать бесплатную демоверсию?
• Купить что-нибудь?
Порядок шагов в этом алгоритме — не правило, а всего лишь мое предложение. Можете поменять этапы местами: например, сначала набросать «мусорный» черновик (пункт 6), а потом уже определиться с форматом (пункт 4). Делайте так, как вам удобно, и не бойтесь экспериментировать. Мы же помним: единственно верного творческого метода не существует.
(Единственное, чего я бы не советовала — выполнять все шаги в строго обратном порядке. Это было бы просто нелепо.)
7. Чем больше думаешь, тем легче пишешь
«Написать — ерунда; ты попробуй это все придумать!» — сказал карикатурист журнала New Yorker Роберт Манкофф, когда его спросили о творческих секретах[17].
«Люди, которые хотели бы рисовать карикатуры и шаржи для нашего журнала, часто спрашивают, откуда брать идеи, — написал Манкофф в блоге New Yorker. — Боюсь, что никакой волшебной кладовой не существует. Идеи надо придумывать».
Афоризм Манкоффа — «Идеи надо придумывать» — прекрасно подходит и к первым двум пунктам нашего писательского алгоритма: когда нужно сформулировать тему, а затем развернуть ее к читателю. (А вообще из этой фразы вышел бы отличный слоган для тату-салона.)
Намеренно упрощенный ответ Манкоффа обнажает фундаментальный закон любого контента: чем больше думаешь над высказыванием, чем больше планируешь и просчитываешь, тем легче в итоге выразить и донести мысль.
Казалось бы, естественнее всего определиться с тем, что хочешь сказать, а уж потом думать, как это выразить. Однако многие авторы склонны «проскакивать» этот шаг: они кидаются прямо в воду и храбро идут вперед, но вскоре дно уходит из-под ног, и они начинают беспомощно барахтаться, не понимая, как их сюда занесло.
«Я давно заметил: если текст никак не пишется, скорее всего, проблема не в словах, а в мысли. Значит, история еще не сложилась в голове, — как-то сказал мне Дуг Кесслер. — Нужно собрать побольше материала или подольше поработать с черновиком, и все получится».
«Если я все-таки уже придумал всю историю, но с утра чувствую себя одним из моих любимых гномов — Соней, Ворчуном или Простачком, — значит, надо отдохнуть, поспать, сходить в душ, выпить чего-нибудь освежающего или погулять, — добавил Дуг. — Час работы на свежую голову стоит больше, чем пять часов в сумеречном состоянии».
Итак, прежде чем взяться за дело, убедитесь, что хорошо представляете цель и задачу контента. Чего вы пытаетесь добиться? Какую именно информацию или идею хотите донести? И почему вашей аудитории надо это знать?
Небольшая оговорка: некоторые авторы — в том числе и я — пишут для того, чтобы в процессе выяснить, что же они в действительности хотят сказать. Возможно, и вы проясняете мысль по мере работы над текстом и не всегда знаете, куда двигаетесь, пока не зайдете по колено в воду. В таком случае предварительное планирование кажется контрпродуктивным, но на самом деле это не так. Нужно хоть в общих чертах представлять себе суть или направление мысли, а также ее значение для аудитории, даже если сама идея не до конца оформилась в вашем сознании.
Чаще всего автор вязнет в материале, когда не может выделить ключевой посыл: очень трудно подобрать аргументы и доказательства, если сам не понимаешь, что надо доказать. Следовательно, лучше сначала набросать мысли и постараться найти главный тезис и доводы или примеры, которые его поддержат (см. Правило 8).
Чтобы определить ключевую мысль, желательно всякий раз задавать себе три вопроса о контенте. Мы уже не раз об этом говорили (см., например, Правило 6), но все же повторюсь:
1. Зачем я это пишу? В чем моя задача?
2. С чем и как я подхожу к материалу? Какова моя точка зрения?
3. Чем это важно для людей, которым адресован контент? (Ну и что? / А то, что…)
В некоторых случаях ключевой тезис можно вынести в заголовок. Иногда в процессе работы я придумываю для заголовка что-то более удачное. Как бы то ни было, это упражнение помогает мне сосредоточиться на главном.
Между прочим, такой подход вполне применим к блогам, презентациям и даже книгам. Конечно, в книге или длинной статье может быть много дополнительных идей, однако ключевой посыл надо бы уместить в одно предложение. Например, сейчас, когда я пишу эту книгу, у меня перед глазами красуется установка: «Прикладное пособие, которое поможет осознаннее и ответственнее подойти к созданию контента, потому что мы живем в мире, где пишут все». Сформулировано несколько коряво, но мне помогает.
Наверное, когда Шекспир писал «Гамлета», у него в верхней части страницы было нацарапано гусиным пером: Загадочный, рефлексирующий датский принц сходит с ума (или не сходит?) и убивает несколько человек, в том числе дядю-злодея, который отравил его отца и женился на матери.
А может, такой установочной фразы у Шекспира и не было. Но ведь забавно представлять, что она была.
8. Выстраиваем текст. не бойтесь, вы справитесь
Хороший текст отличается внутренней логикой и стройностью, почти как математическое утверждение. Читатель воспринимает его как нечто добротное: автор справился со сложной задачей — выразить идею в ясной и доступной форме. Необязательно следовать определенной формуле, но в удачных текстах все же видна геометрически четкая структура.
Выстраивать текст можно по-разному, единственно верного способа нет. Как я уже отмечала выше, мне помогает короткая установочная фраза, выражающая основную мысль будущего текста. Затем я перечисляю тезисы, которые развивают или подкрепляют общую идею. Потом раскрываю каждый тезис в двух-трех предложениях, и получается абзац. Если нужно, я меняю абзацы местами и добавляю переходы, чтобы получить гладкий, логичный текст.
Иными словами, я составляю список, потому что это не так страшно, как сразу же сесть и писать. (Вы когда-нибудь мучились вопросом: с чего начать список покупок? Я тоже нет.)
Возможно, вам подойдет другой метод. Например, вместо списка можно попробовать диаграммы, таблицы, схемы, карточки, заметки на стикерах или в блокноте. Если хотите, рисуйте на доске. Джоан Роулинг набросала первую книгу о Гарри Поттере шариковой ручкой в чертежном альбоме.
Маркетолог из Чикаго Энди Крестодина обычно пишет план текста, а потом использует ключевые пункты в качестве подзаголовков. На следующем этапе он подробно раскрывает каждый пункт, словно заполняет оставленные пробелы. По его словам, «хороший текст не столько сочиняется, сколько собирается — будто конструктор».
«Я почти всегда начинаю с плана, даже если это просто набросок на клочке бумаги, — рассказал мне Дуг Кесслер. — Это помогает определиться с основной линией, чтобы я знал, куда двигаться».
Подобной методики придерживается и Крис Пенн, который почти каждый день публикует материалы о маркетинге и социальных сетях в личном блоге (Awaken Your Superhero). Недавно Крис показал мне, как ему удалось превратить девять обрывочных предложений в большой пост, где практика маркетинга сравнивалась с боевыми искусствами.
Первый набросок выглядел так:
Чтобы оценить вещь, надо ее распаковать.
Многие бизнес-модели и концепции сжаты и загадочны, словно «Сутра сердца».
Чтобы понять, что внутри, надо распаковать и разобрать по частям.
То же самое мы делаем в боевых искусствах с нашей ката.
Изучая каждый прием, разбираешь по кусочкам стратегию.
Если разложить бизнес-модель, можно понять, как работает каждый кусочек.
Надо разбирать великую идею на части, пока не поймешь, как она устроена.
Только так можно отличить ценную идею от всякой ерунды.
Когда разбираешь ерунду, понимаешь, что там не с чем работать.
Ничего не понятно, правда? Но посмотрите, что получилось в итоге:
Как оценить Великую Идею в маркетинге
Наверное, всем знакома ситуация: гуру маркетинга Х выпускает статью или книжку с очередной Великой Идеей. Открываешь и видишь мудреную инфографику и всевозможные таблички, от которых даже немножко робеешь. Может быть, тебе нравится этот гуру, а может, и нет; в любом случае хочется разобраться — что за Великая Идея, стоит ли тратить на нее время и силы или это очередной мыльный пузырь и лучше не вкладывать в него никаких ресурсов.
Я бывал в такой ситуации сотни раз. Я видел множество Великих Идей, множество табличек и такую мудреную инфографику, что ее разработка, пожалуй, стоила больше, чем кое-кто из нас получает за год. Чтобы отличать ценные мысли от заумной ерунды, я позаимствовал одну хитрость из восточных единоборств.
В том виде боевых искусств, который я изучаю, Великие Идеи называются ката. В приблизительном переводе с японского это слово означает линию поведения, стратегию, или последовательность движений, которую надо применить в определенных обстоятельствах, чтобы победить определенного противника.
Мой учитель из Бостонского центра боевых искусств, Марк Дэвис, всегда говорил: чтобы освоить ката, надо разложить их на кусочки и изучить каждый по отдельности. Например, возьмем блок запястья в Баса ги ката. Как он работает сам по себе, вне конкретной последовательности движений? Может ли защитить от удара кулаком? А от ножа? Нужно разобраться с отдельными приемами; потом, снова сложив все вместе, поймешь общую стратегию.
Эта методика верой и правдой служит мне больше двадцати лет. Ее можно применить к оценке любой Великой Идеи. Когда читаете про новую концепцию или стратегию, попробуйте мысленно разбить ее на составные части. Получается ли выделить конкретные приемы и применить их на практике? Если да, значит, у Великой Идеи есть смысл и потенциал: ее можно опробовать, оценить по частям и внедрить на тактическом и стратегическом уровнях.
Если вы попытались разобрать Великую Идею и не обнаружили ничего, что можно применить к конкретным задачам, значит, эта концепция не подходит для вашего рода деятельности или вообще лишена прикладной ценности. Возьмите любую Великую Идею сегодняшнего дня и посмотрите, можно ли разбить ее на Маленькие Практические Шаги!
Источник: Пенн К. С. Как оценить Великую Идею в маркетинге. URL: www.christopherspenn.com/2014/04/how-to-assess-a-big-marketing-idea.
Неважно, какой подход вы используете, чтобы структурировать текст. Главное — иметь некий дисциплинирующий метод, который не позволит отвлечься от цели и потерять мысль.
Рабочий план помогает расставить ориентиры и благополучно перейти от одного этапа к другому.
Как можно структурировать статью или пост в блоге? Независимо от содержания, подумайте, какую форму вы хотели бы придать тексту. Ниже приведены 15 способов представить материал, позаимствованных у бостонского коуча Пола Гиллина. В качестве примера он использует тему конфиденциальности в интернете: