Осознанное счастье. Путь к гармонии с собой и миром
Часть 6 из 17 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Примечание: если звук невыносимо громкий, он может представлять угрозу для слуха. Тогда переместитесь для медитации в другое место или используйте беруши.
ОБОНЯНИЕ И ВКУС. ЗАПАХИ И ВКУСЫ КАК ОБЪЕКТ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ
Вы, наверное, уже поняли, что любой сигнал от сенсорных органов — визуальный, слуховой или тактильный — способен стать подспорьем в медитации. Запахи тоже можно использовать как объект для медитации, как и любое ощущение. Если в комнате сильный запах, не позволяйте ему стать отвлекающим фактором, а мягко направьте на него свое внимание.
Вкус становится доминантным чувством лишь тогда, когда мы едим или пьем. Во время еды или питья сосредоточьтесь на ощущениях; пусть они помогут оставаться в текущем моменте. Мягко сосредоточьтесь на вкусе. Проще делать это в одиночестве или в группе таких же медитирующих.
ТЕЛЕСНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. МЕДИТАЦИЯ ДЛЯ ВСЕГО ТЕЛА: ФИЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ
Мы уже говорили о том, как использовать визуальные объекты и звуки для медитации. Теперь мы пойдем дальше и попробуем концентрировать внимание на ощущениях всего тела. Это подготовит нас к ситуациям, когда во время медитации будут возникать неприятные ощущения (боль в спине, в коленях и т. д.). Тем, чья работа связана с напряженной умственной деятельностью, эта практика поможет «отключить голову» и ощутить связь с физическим телом.
• • • ЭРРИК СОЛОМОН • • •
Было время, когда я писал код по двенадцать часов в день, а по ночам, особенно под утро, не мог перестать думать о своих алгоритмах.
Хотя лучшие идеи всегда приходили мне в голову, когда я отвлекался от непосредственной задачи, над которой работал, иногда отвлечься не получалось и мысли крутились в голове, как заезженная пластинка.
В такие моменты даже практика «Просторный ум» казалась мне слишком сложной, настолько мой ум был перегружен. Но когда я научился сосредоточиваться на физических ощущениях, ко мне постепенно вернулась способность концентрироваться на текущем моменте.
• • •
Осознанное внимание — не только умение оставаться в текущем моменте, невзирая на возникающие мысли и эмоции; это также способность пребывать в настоящем, несмотря на физические ощущения. Например, после продолжительного сидения возникает слабая боль в спине. Обычно мы воспринимаем ее как раздражающий фактор, отвлекающий от медитации. Но можно использовать ее как объект, на который мы направляем внимание.
Важно чувствовать ощущения не только умом, но и телом. Практика телесного сканирования позволяет абстрагироваться от навязчивых мыслей и перевести внимание на тело. Мы начинаем с макушки и постепенно перемещаем внимание вниз, направляя его в различные участки тела.
УПРАЖНЕНИЕ 6
СКАНИРОВАНИЕ ТЕЛА
Перед началом практики сядьте в удобную позу с прямой спиной.
Уделите несколько минут практике «Просторный ум».
Через минуту-две мягко переведите внимание на макушку. Прислушайтесь к возникающим ощущениям. Просто наблюдайте, не оценивайте ощущения как приятные или неприятные.
Переведите внимание на лоб и понаблюдайте за ощущениями в этой области. Просто ощущайте, отмечайте и продвигайтесь дальше.
Таким же образом просканируйте заднюю часть головы и лицо.
Переместите внимание в шею.
Опускайтесь ниже, в область плеч и верха спины. Скользните по рукам и ладоням.
Что бы вы ни заметили, сканируя тело, задержитесь в этом ощущении всего на секунду, а затем двигайтесь дальше. Не цепляйтесь за ощущения и не старайтесь концентрироваться «насильно». Отмечайте, отпускайте и продвигайтесь дальше: так постепенно вы приучите ум оставаться в настоящем.
Медленно и постепенно просканируйте всё тело от макушки до пят. Обратите внимание, как чувствуют себя седалищные кости, есть ли мышечное напряжение. Прислушайтесь к ощущениям в тех местах, где кожа соприкасается с одеждой.
Наконец, когда дойдете до кончиков пальцев ног, остановитесь и расслабьтесь. При желании можно еще несколько минут наблюдать за вдохами и выдохами.
• • •
Эту практику также можно выполнять в обратном порядке — от стоп к макушке головы. Но если голова у вас сильно забита навязчивыми мыслями, лучше начинать с нее и продвигаться сверху вниз. Так ум лучше успокаивается.
БОЛЬ. БОЛЬ И ДИСКОМФОРТ КАК ОБЪЕКТ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ
Когда мы испытываем боль, дискомфорт или зуд во время медитации, мы обычно реагируем одним из двух способов.
Во-первых, мы стараемся избежать боли, меняя положение или прикасаясь к той части тела, в которой возникают ощущения. Во-вторых, мы пытаемся игнорировать боль, что, к сожалению, приводит к зацикленности на неприятном ощущении. Затем источник раздражения полностью перетягивает внимание на себя, мы отвлекаемся и погружаемся в мысли о боли и дискомфорте.
В обоих случаях итог один: боль или неприятные ощущения становятся невыносимыми.
Вместо того чтобы думать о боли или дискомфорте, можно использовать их как объект для медитации. Не пытайтесь игнорировать боль, зуд, холод или жар; задействуйте наблюдательный ум, который будет подмечать эти ощущения. Физический опыт может стать фокусом вашей практики. Это противоречит естественному стремлению к покою и счастью в любых обстоятельствах. Но когда мы боремся с болью, пытаясь заменить ее удовольствием, мы только усугубляем привычку думать о неприятных ощущениях, тем самым усиливая их. Зато простое наблюдение за ними, как наблюдение за дыханием в медитации, не приведет к такому эффекту.
Самое замечательное в этой практике то, что голод, боль в спине или желание почесать подбородок во время медитации больше не будут отвлекающими факторами. Вместо этого вы укрепите свое умение оставаться в текущем моменте.
Примечание: если боль очень сильная, ее, конечно, тоже можно использовать как объект для медитации. Но возможно, это симптом заболевания и вам следует обратиться к врачу.
УПРАЖНЕНИЕ 7
МЕДИТАЦИЯ НА ДИСКОМФОРТ
Когда во время медитации в теле возникнут неприятные ощущения, понаблюдайте за ними, как в упражнении 6 «Сканирование тела».
Направьте внимание на само ощущение, а не на мысли и суждения о нем.
Мягкое осознанное внимание, направленное на физическое ощущение дискомфорта, поможет оставаться в медитации и не отвлекаться на боль.
Если вы всё же отвлеклись, начали думать о боли или чем-то еще, снова перенаправьте внимание на физические ощущения.
• • •
КАКОЙ МЕТОД ВЫБРАТЬ?
На данном этапе изучения медитации вам, возможно, трудно определить, какой метод для вас лучше. Главное — не перескакивать с одного метода на другой, а выбрать один подходящий и придерживаться его.
Медитацию всегда лучше начинать с упражнения «Просторный ум». Это поможет успокоиться. Затем советуем сосредоточиться на дыхании или визуальном объекте. Если вам сложно медитировать с открытыми глазами, концентрируйтесь на визуальном объекте. Иногда он сам способствует процессу. Концентрация на дыхании помогает, поскольку беспорядочные мысли обычно возникают и исчезают со вдохами и выдохами и этот метод позволяет не отвлекаться на них. Впрочем, любой из описанных вариантов подходит для личной базовой практики медитации.
Начав следовать нашим базовым инструкциям по медитации, вы в какой-то момент можете обнаружить, что отвлекаетесь на доминантный сигнал от органов чувств — звуки с улицы, зуд от укуса насекомого. Тогда можно перевести внимание на это ощущение. Понаблюдайте за ним. Но суть этой практики не в том, чтобы слышать звук и концентрироваться на нем, а через десять секунд переключаться на ощущения в ягодицах, устроившихся на подушке, а потом принюхиваться к запахам с кухни, где ваш партнер готовит еду. Если так скакать с одного на другое, вы лишь усугубите беспорядочное мельтешение мыслей, но не продвинетесь в практике осознанного внимания.
Какой бы объект для медитации вы ни выбрали, всегда используйте один и тот же базовый метод: направляйте внимание на объект мягко и оставляйте его там, невзирая на все возникающие мысли, эмоции и ощущения.
ГЛАВА 5
ПЕРЕСТАНЬТЕ СРАВНИВАТЬ
Пятачок заметил, что сердце его, хоть и маленькое, вмещало очень много благодарности.
Winnie the Pooh, адаптация Walt Disney
Представьте, что вы подросток и вынуждены скрываться от правительства. Вы не совершали преступлений; вас преследуют за религиозные взгляды, за вашу суть. Вы сталкиваетесь с немыслимыми тяготами, живете в постоянном страхе, страдаете от голода и холода, но наконец вам удается сбежать.
Тяжело представить подобные муки, не так ли?
• • • ЭРРИК СОЛОМОН • • •
Родители моей матери не любят рассказывать о периоде, который предшествовал их приезду в США. Дед еще в детстве бежал от погромов в Беларуси в Санкт-Петербург, но оказалось, что и там он не может быть в безопасности. Лишь в преклонном возрасте после многочисленных расспросов родственников он заговорил об этих годах и травмах, пережитых его семьей.
Я спросил деда, почему он раньше об этом не рассказывал. Он ответил, что трудности бывают у всех и ему казалось неинтересным вспоминать о них. Он объяснил, что именно тяжелая жизненная ситуация в итоге привела его в Америку, где он наконец зажил в безопасности в окружении родных и друзей.
Задумываясь об ужасных вещах, которые ему пришлось пережить в детстве и подростковом возрасте, дед сказал, что эти воспоминания болезненны, но он также благодарен за случившееся. Если бы все это с ним не произошло, он не оказался бы в Бостоне, не встретил бы бабушку и не прожил счастливую жизнь. Пережитый опыт придал ему мужества и стойкости для преодоления других препятствий и неудач, которые подбрасывала ему жизнь.
• • •
Большинству из нас, к счастью, никогда не придется столкнуться с такими экстремальными и сложными обстоятельствами. Но в истории моего деда кроется важный секрет счастья: чем зацикливаться на том, чего нам не хватает, не лучше ли сосредоточиться на всем хорошем, даже если его меньше, чем плохого? Как часто мы сравниваем свои обстоятельства с жизнью других людей, которым повезло больше, или с идеализированной версией жизни, как мы ее представляем? Приносит ли эта привычка радость? Естественным следствием концентрации на том, чего у нас нет, становится неудовлетворенность; какими бы благами мы ни обладали, их всегда будет недостаточно.
Негативные мысли имеют свойство накапливаться и усиливать друг друга. В результате самоуничижение становится таким, что нам не удается очистить ум или сосредоточиться на дыхании. Именно поэтому необходимо научиться принимать себя со всеми изъянами и ценить то, что есть. Именно благодарность и принятие — а не самокритика — помогут объективно относиться к своим неудачам, создать здоровое представление о себе и улучшить свою жизнь.
Когда я начал перечислять все, чем одарила меня судьба, мое восприятие жизни радикально изменилось.
Вилли Нельсон, «Дао Вилли»
Привычку сравнивать можно ослабить, если замечать, когда возникает такое желание, и заменять сравнение благодарностью. Представьте, что вы сидите на пляже в прекрасный день. Вместо того чтобы думать «как жаль, что каждый день не может быть похож на этот», порадуйтесь, что находитесь в таком замечательном месте. Это вернет вас в текущий момент, к базовому счастью.
Тут вы можете подумать: «Да вы снова пропагандируете мудрость из печеньки с предсказаниями, ребята! Критичное отношение к жизни важно, ведь без него не увидеть точки роста; недовольство жизненными обстоятельствами мотивирует улучшать их. Именно неудовлетворенность ведет нас к успеху».
Но вопрос не в том, стоит ли измерять наши жизненные успехи; мы и так делаем это постоянно. Вопрос в том, насколько привычным это стало для нас и не вредит ли позитивному самовосприятию. Спросите себя, хотите вы реагировать на события как человек со слабой самооценкой или как человек с позитивным и здоровым восприятием своего «я»? В каком из двух случаев вы достигнете наилучшего результата? Хотите ли вы быть успешным и измученным стрессами или есть все-таки способ быть успешным и спокойным?
• • • ЭРРИК СОЛОМОН • • •
Помню, в период бума первых доткомов у каждого был такой знакомый: не очень большого ума человек, заработавший 200 миллионов на первой публичной продаже акций (так финансируется большинство технологических стартапов). Даже в моей компании был один парень, за которым никто никогда не замечал особых талантов, но через полтора года после увольнения он стал мультимиллионером.
Эти истории о том, как кто-то в одночасье разбогател, преобразили Кремниевую долину. Почти всех тогда обуревала зависть или крайняя неудовлетворенность своим положением. Самое смешное, что гораздо больше моих знакомых бросили высокооплачиваемую работу и создали стартапы; они работали по сто часов в неделю и в итоге не заработали ничего. Другими словами, были счастливчики, кому повезло заработать много денег; были те, кому работа приносила радость, несмотря на сверхурочные; но большинство упахивались и взамен получали лишь громадный стресс и еще большую неудовлетворенность.
А еще были люди — и немало, — которые оставили теплое местечко, потому что у них возникла крутая идея и они решили ее реализовать. Мне кажется, что настоящего успеха достигли именно они. Кто-то из них заработал кучу денег, кто-то нет, но им действительно нравилось заниматься своим делом. Они искренне радовались, что могут каждый день работать над идеей, в которую верят.
• • •
ПРИВЫЧКА БЛАГОДАРИТЬ
Работа по улучшению любого аспекта жизни будет результативнее, если человек испытывает благодарность, а не одержим сравнением себя с окружающими. Мы не утверждаем, что это плохо в принципе (объективное сравнение бывает даже полезным). Важно отказаться от привычки постоянно сопоставлять себя с окружающими.
Мы предлагаем избавиться от бессознательной привычки к постоянному сравнению. Умение сопоставлять и противопоставлять необходимо, иначе мы не смогли бы жить. Например, когда мы идем в магазин, нам надо сравнить овощи и выбрать посвежее. Но необходимо осознавать, насколько часто мы по привычке сравниваем себя и других, и понять, что это крадет у нас счастье. Иными словами, осознанное сравнение — это нормально, а вот бессознательное, привычное лишает нас базового счастья.
Следующие упражнения помогут развить благодарное отношение к действительности. Эффект накапливается, поэтому лучше выполнять их по очереди. Освоив одно, переходите к следующему.
УПРАЖНЕНИЕ 8
ОБОНЯНИЕ И ВКУС. ЗАПАХИ И ВКУСЫ КАК ОБЪЕКТ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ
Вы, наверное, уже поняли, что любой сигнал от сенсорных органов — визуальный, слуховой или тактильный — способен стать подспорьем в медитации. Запахи тоже можно использовать как объект для медитации, как и любое ощущение. Если в комнате сильный запах, не позволяйте ему стать отвлекающим фактором, а мягко направьте на него свое внимание.
Вкус становится доминантным чувством лишь тогда, когда мы едим или пьем. Во время еды или питья сосредоточьтесь на ощущениях; пусть они помогут оставаться в текущем моменте. Мягко сосредоточьтесь на вкусе. Проще делать это в одиночестве или в группе таких же медитирующих.
ТЕЛЕСНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. МЕДИТАЦИЯ ДЛЯ ВСЕГО ТЕЛА: ФИЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ
Мы уже говорили о том, как использовать визуальные объекты и звуки для медитации. Теперь мы пойдем дальше и попробуем концентрировать внимание на ощущениях всего тела. Это подготовит нас к ситуациям, когда во время медитации будут возникать неприятные ощущения (боль в спине, в коленях и т. д.). Тем, чья работа связана с напряженной умственной деятельностью, эта практика поможет «отключить голову» и ощутить связь с физическим телом.
• • • ЭРРИК СОЛОМОН • • •
Было время, когда я писал код по двенадцать часов в день, а по ночам, особенно под утро, не мог перестать думать о своих алгоритмах.
Хотя лучшие идеи всегда приходили мне в голову, когда я отвлекался от непосредственной задачи, над которой работал, иногда отвлечься не получалось и мысли крутились в голове, как заезженная пластинка.
В такие моменты даже практика «Просторный ум» казалась мне слишком сложной, настолько мой ум был перегружен. Но когда я научился сосредоточиваться на физических ощущениях, ко мне постепенно вернулась способность концентрироваться на текущем моменте.
• • •
Осознанное внимание — не только умение оставаться в текущем моменте, невзирая на возникающие мысли и эмоции; это также способность пребывать в настоящем, несмотря на физические ощущения. Например, после продолжительного сидения возникает слабая боль в спине. Обычно мы воспринимаем ее как раздражающий фактор, отвлекающий от медитации. Но можно использовать ее как объект, на который мы направляем внимание.
Важно чувствовать ощущения не только умом, но и телом. Практика телесного сканирования позволяет абстрагироваться от навязчивых мыслей и перевести внимание на тело. Мы начинаем с макушки и постепенно перемещаем внимание вниз, направляя его в различные участки тела.
УПРАЖНЕНИЕ 6
СКАНИРОВАНИЕ ТЕЛА
Перед началом практики сядьте в удобную позу с прямой спиной.
Уделите несколько минут практике «Просторный ум».
Через минуту-две мягко переведите внимание на макушку. Прислушайтесь к возникающим ощущениям. Просто наблюдайте, не оценивайте ощущения как приятные или неприятные.
Переведите внимание на лоб и понаблюдайте за ощущениями в этой области. Просто ощущайте, отмечайте и продвигайтесь дальше.
Таким же образом просканируйте заднюю часть головы и лицо.
Переместите внимание в шею.
Опускайтесь ниже, в область плеч и верха спины. Скользните по рукам и ладоням.
Что бы вы ни заметили, сканируя тело, задержитесь в этом ощущении всего на секунду, а затем двигайтесь дальше. Не цепляйтесь за ощущения и не старайтесь концентрироваться «насильно». Отмечайте, отпускайте и продвигайтесь дальше: так постепенно вы приучите ум оставаться в настоящем.
Медленно и постепенно просканируйте всё тело от макушки до пят. Обратите внимание, как чувствуют себя седалищные кости, есть ли мышечное напряжение. Прислушайтесь к ощущениям в тех местах, где кожа соприкасается с одеждой.
Наконец, когда дойдете до кончиков пальцев ног, остановитесь и расслабьтесь. При желании можно еще несколько минут наблюдать за вдохами и выдохами.
• • •
Эту практику также можно выполнять в обратном порядке — от стоп к макушке головы. Но если голова у вас сильно забита навязчивыми мыслями, лучше начинать с нее и продвигаться сверху вниз. Так ум лучше успокаивается.
БОЛЬ. БОЛЬ И ДИСКОМФОРТ КАК ОБЪЕКТ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ
Когда мы испытываем боль, дискомфорт или зуд во время медитации, мы обычно реагируем одним из двух способов.
Во-первых, мы стараемся избежать боли, меняя положение или прикасаясь к той части тела, в которой возникают ощущения. Во-вторых, мы пытаемся игнорировать боль, что, к сожалению, приводит к зацикленности на неприятном ощущении. Затем источник раздражения полностью перетягивает внимание на себя, мы отвлекаемся и погружаемся в мысли о боли и дискомфорте.
В обоих случаях итог один: боль или неприятные ощущения становятся невыносимыми.
Вместо того чтобы думать о боли или дискомфорте, можно использовать их как объект для медитации. Не пытайтесь игнорировать боль, зуд, холод или жар; задействуйте наблюдательный ум, который будет подмечать эти ощущения. Физический опыт может стать фокусом вашей практики. Это противоречит естественному стремлению к покою и счастью в любых обстоятельствах. Но когда мы боремся с болью, пытаясь заменить ее удовольствием, мы только усугубляем привычку думать о неприятных ощущениях, тем самым усиливая их. Зато простое наблюдение за ними, как наблюдение за дыханием в медитации, не приведет к такому эффекту.
Самое замечательное в этой практике то, что голод, боль в спине или желание почесать подбородок во время медитации больше не будут отвлекающими факторами. Вместо этого вы укрепите свое умение оставаться в текущем моменте.
Примечание: если боль очень сильная, ее, конечно, тоже можно использовать как объект для медитации. Но возможно, это симптом заболевания и вам следует обратиться к врачу.
УПРАЖНЕНИЕ 7
МЕДИТАЦИЯ НА ДИСКОМФОРТ
Когда во время медитации в теле возникнут неприятные ощущения, понаблюдайте за ними, как в упражнении 6 «Сканирование тела».
Направьте внимание на само ощущение, а не на мысли и суждения о нем.
Мягкое осознанное внимание, направленное на физическое ощущение дискомфорта, поможет оставаться в медитации и не отвлекаться на боль.
Если вы всё же отвлеклись, начали думать о боли или чем-то еще, снова перенаправьте внимание на физические ощущения.
• • •
КАКОЙ МЕТОД ВЫБРАТЬ?
На данном этапе изучения медитации вам, возможно, трудно определить, какой метод для вас лучше. Главное — не перескакивать с одного метода на другой, а выбрать один подходящий и придерживаться его.
Медитацию всегда лучше начинать с упражнения «Просторный ум». Это поможет успокоиться. Затем советуем сосредоточиться на дыхании или визуальном объекте. Если вам сложно медитировать с открытыми глазами, концентрируйтесь на визуальном объекте. Иногда он сам способствует процессу. Концентрация на дыхании помогает, поскольку беспорядочные мысли обычно возникают и исчезают со вдохами и выдохами и этот метод позволяет не отвлекаться на них. Впрочем, любой из описанных вариантов подходит для личной базовой практики медитации.
Начав следовать нашим базовым инструкциям по медитации, вы в какой-то момент можете обнаружить, что отвлекаетесь на доминантный сигнал от органов чувств — звуки с улицы, зуд от укуса насекомого. Тогда можно перевести внимание на это ощущение. Понаблюдайте за ним. Но суть этой практики не в том, чтобы слышать звук и концентрироваться на нем, а через десять секунд переключаться на ощущения в ягодицах, устроившихся на подушке, а потом принюхиваться к запахам с кухни, где ваш партнер готовит еду. Если так скакать с одного на другое, вы лишь усугубите беспорядочное мельтешение мыслей, но не продвинетесь в практике осознанного внимания.
Какой бы объект для медитации вы ни выбрали, всегда используйте один и тот же базовый метод: направляйте внимание на объект мягко и оставляйте его там, невзирая на все возникающие мысли, эмоции и ощущения.
ГЛАВА 5
ПЕРЕСТАНЬТЕ СРАВНИВАТЬ
Пятачок заметил, что сердце его, хоть и маленькое, вмещало очень много благодарности.
Winnie the Pooh, адаптация Walt Disney
Представьте, что вы подросток и вынуждены скрываться от правительства. Вы не совершали преступлений; вас преследуют за религиозные взгляды, за вашу суть. Вы сталкиваетесь с немыслимыми тяготами, живете в постоянном страхе, страдаете от голода и холода, но наконец вам удается сбежать.
Тяжело представить подобные муки, не так ли?
• • • ЭРРИК СОЛОМОН • • •
Родители моей матери не любят рассказывать о периоде, который предшествовал их приезду в США. Дед еще в детстве бежал от погромов в Беларуси в Санкт-Петербург, но оказалось, что и там он не может быть в безопасности. Лишь в преклонном возрасте после многочисленных расспросов родственников он заговорил об этих годах и травмах, пережитых его семьей.
Я спросил деда, почему он раньше об этом не рассказывал. Он ответил, что трудности бывают у всех и ему казалось неинтересным вспоминать о них. Он объяснил, что именно тяжелая жизненная ситуация в итоге привела его в Америку, где он наконец зажил в безопасности в окружении родных и друзей.
Задумываясь об ужасных вещах, которые ему пришлось пережить в детстве и подростковом возрасте, дед сказал, что эти воспоминания болезненны, но он также благодарен за случившееся. Если бы все это с ним не произошло, он не оказался бы в Бостоне, не встретил бы бабушку и не прожил счастливую жизнь. Пережитый опыт придал ему мужества и стойкости для преодоления других препятствий и неудач, которые подбрасывала ему жизнь.
• • •
Большинству из нас, к счастью, никогда не придется столкнуться с такими экстремальными и сложными обстоятельствами. Но в истории моего деда кроется важный секрет счастья: чем зацикливаться на том, чего нам не хватает, не лучше ли сосредоточиться на всем хорошем, даже если его меньше, чем плохого? Как часто мы сравниваем свои обстоятельства с жизнью других людей, которым повезло больше, или с идеализированной версией жизни, как мы ее представляем? Приносит ли эта привычка радость? Естественным следствием концентрации на том, чего у нас нет, становится неудовлетворенность; какими бы благами мы ни обладали, их всегда будет недостаточно.
Негативные мысли имеют свойство накапливаться и усиливать друг друга. В результате самоуничижение становится таким, что нам не удается очистить ум или сосредоточиться на дыхании. Именно поэтому необходимо научиться принимать себя со всеми изъянами и ценить то, что есть. Именно благодарность и принятие — а не самокритика — помогут объективно относиться к своим неудачам, создать здоровое представление о себе и улучшить свою жизнь.
Когда я начал перечислять все, чем одарила меня судьба, мое восприятие жизни радикально изменилось.
Вилли Нельсон, «Дао Вилли»
Привычку сравнивать можно ослабить, если замечать, когда возникает такое желание, и заменять сравнение благодарностью. Представьте, что вы сидите на пляже в прекрасный день. Вместо того чтобы думать «как жаль, что каждый день не может быть похож на этот», порадуйтесь, что находитесь в таком замечательном месте. Это вернет вас в текущий момент, к базовому счастью.
Тут вы можете подумать: «Да вы снова пропагандируете мудрость из печеньки с предсказаниями, ребята! Критичное отношение к жизни важно, ведь без него не увидеть точки роста; недовольство жизненными обстоятельствами мотивирует улучшать их. Именно неудовлетворенность ведет нас к успеху».
Но вопрос не в том, стоит ли измерять наши жизненные успехи; мы и так делаем это постоянно. Вопрос в том, насколько привычным это стало для нас и не вредит ли позитивному самовосприятию. Спросите себя, хотите вы реагировать на события как человек со слабой самооценкой или как человек с позитивным и здоровым восприятием своего «я»? В каком из двух случаев вы достигнете наилучшего результата? Хотите ли вы быть успешным и измученным стрессами или есть все-таки способ быть успешным и спокойным?
• • • ЭРРИК СОЛОМОН • • •
Помню, в период бума первых доткомов у каждого был такой знакомый: не очень большого ума человек, заработавший 200 миллионов на первой публичной продаже акций (так финансируется большинство технологических стартапов). Даже в моей компании был один парень, за которым никто никогда не замечал особых талантов, но через полтора года после увольнения он стал мультимиллионером.
Эти истории о том, как кто-то в одночасье разбогател, преобразили Кремниевую долину. Почти всех тогда обуревала зависть или крайняя неудовлетворенность своим положением. Самое смешное, что гораздо больше моих знакомых бросили высокооплачиваемую работу и создали стартапы; они работали по сто часов в неделю и в итоге не заработали ничего. Другими словами, были счастливчики, кому повезло заработать много денег; были те, кому работа приносила радость, несмотря на сверхурочные; но большинство упахивались и взамен получали лишь громадный стресс и еще большую неудовлетворенность.
А еще были люди — и немало, — которые оставили теплое местечко, потому что у них возникла крутая идея и они решили ее реализовать. Мне кажется, что настоящего успеха достигли именно они. Кто-то из них заработал кучу денег, кто-то нет, но им действительно нравилось заниматься своим делом. Они искренне радовались, что могут каждый день работать над идеей, в которую верят.
• • •
ПРИВЫЧКА БЛАГОДАРИТЬ
Работа по улучшению любого аспекта жизни будет результативнее, если человек испытывает благодарность, а не одержим сравнением себя с окружающими. Мы не утверждаем, что это плохо в принципе (объективное сравнение бывает даже полезным). Важно отказаться от привычки постоянно сопоставлять себя с окружающими.
Мы предлагаем избавиться от бессознательной привычки к постоянному сравнению. Умение сопоставлять и противопоставлять необходимо, иначе мы не смогли бы жить. Например, когда мы идем в магазин, нам надо сравнить овощи и выбрать посвежее. Но необходимо осознавать, насколько часто мы по привычке сравниваем себя и других, и понять, что это крадет у нас счастье. Иными словами, осознанное сравнение — это нормально, а вот бессознательное, привычное лишает нас базового счастья.
Следующие упражнения помогут развить благодарное отношение к действительности. Эффект накапливается, поэтому лучше выполнять их по очереди. Освоив одно, переходите к следующему.
УПРАЖНЕНИЕ 8