Охота на охотника
Часть 21 из 30 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
За квартал от Следственного комитета на углу невзрачного серо-зеленого здания располагалось крошечное фотоателье – из-за него Арина всю зиму старалась ходить на службу другой дорогой. Ряды «образцов» в подслеповатой витринке казались молчаливым укором – что же ты, все бросила? А как же профессиональная честь и все такое?
Полгода назад, когда все началось – так нелепо, неправдоподобно, наперекосяк – дело казалось неподъемным. Непонятные дела в ее практике случались, конечно, но чтобы настолько – впервые.
Криво, страшно, тяжело.
Портреты, украшавшие витрину ателье, не имели к ней никакого отношения. Но точно такими же рядами висели снимки над письменным столом, левый угол которого занимала стопка аккуратных картонных папок. А посреди комнаты распростерлось тело: кровь, вытекшая из простреленного виска, казалась на крашеном полу очень темной, почти черной. Чистое самоубийство, не сомневайся, эх, жалко Степаныча, хороший был опер, сказал тогда Плюшкин – лучший из всех судмедэкспертов, с какими Арине только приходилось работать. И начальник ее, полковник юстиции Пахомов возбуждать дело запретил категорически. Нечего, мол, на ровном месте копать. Присутствие посторонних не выявлено? Не выявлено. Выстрел соседи слышали? Слышали. Предсмертная записка наличествует? Да еще какая. Вот и ладушки.
Предсмертная записка лежала в центре стола: я, Шубин Егор Степанович, совершил следующие убийства… И перечень, который Арина уже почти полгода называла списком Шубина.
Она тогда почему-то сразу решила, что в идеальной картинке «классического самоубийства» что-то не так. Идеальный порядок – и свисающие с буфетной дверцы подтяжки. Все говорят, что покойный Шубин пил без продыху – а где же тогда залежи пустых бутылок? И главное: по мнению медиков, смерть наступила чуть не на четыре часа позже того времени, когда соседи слышали выстрел.
Даже пулю на пустыре она отыскала – от того «лишнего» выстрела. И не только пулю.
Потому что старый опер Егор Степанович Шубин изобразил – как на сцене сыграл – собственное убийство. Да ведь как красиво изобразил – самоубийство, замаскированное под убийство, замаскированное под самоубийство. Имитация внутри имитации. И вся эта изощренная красота – ради того, чтобы оставить собственноручное «признание». Чтобы прибывший к трупу следователь гарантированно обратил внимание на собранные старым опером материалы по старым, давным-давно расследованным делам. Ладно бы висяки были – или, как Арина привыкла говорить после нескольких лет работы в Питере, глухари – все дела давным-давно раскрыты, злодеи сидят, один даже вышел уже. Вот только Шубин в результатах следствия – и суда, конечно – сомневался. Даже нет, не сомневался – был уверен, что следствие зашло «не туда».
Папка с результатами доследственной проверки «по Шубину» давно отправилась в архив. Но у Арины остались копии всего самого важного. Потому что она сомневалась. Потому что итоговый вердикт: безусловное самоубийство – оставил множество вопросов в подвешенном состоянии. Клифхангер, вспомнила вдруг она. Это называется клифхангер, крюк для подвешивания.
А еще так называется жанр, требующий в конце каждой серии оставлять главного героя в абсолютно безвыходной ситуации – чтобы спасти его в начале следующей. И не обязательно спасать именно положительного персонажа. Когда на Холмса, только что отправившего Мориарти в пучину Рейхенбахского водопада – ура, победа! как же, как же – сверху начинают сыпаться камни, это означает, что зло не уничтожено окончательно.
Клифхангер.
Вот он, этот «крюк»: перечень убийств, которые она уже привыкла называть «списком Шубина» или, когда находило дурное настроение, «загадкой Имитатора».
Именно этим делам и были посвящены аккуратные ряды фотографий над письменным столом Шубина: жертвы и их убийцы. Точнее, те, кто был за эти убийства осужден.
И галерея эта до сих пор не давала Арине покоя. Потому что чем дольше она – без ведома начальства, на собственный страх и риск – копалась в старых делах, тем сильнее крепла в ней убежденность: Шубин не напрасно сомневался в тех семи приговорах.
И ничего бы в том не было страшного, тем более стыдного… Ах, если бы в списке Шубина было не семь дел, а четыре! Но их было семь – и это было очень, очень плохо. Последние три не были последними хронологически, просто иллюстрирующие их фотографии завершали соответствующие ряды. Даже квадраты выцветших обоев под ними были темнее, чем под первыми, – как будто покойный добавил их к уже готовому «списку».
Как будто подсказал кто…
Собственно, Арина почти не сомневалась – кто именно.
Борька Баклушин, которого за глаза звали Бибикой, очень хорошо понимал, с какой стороны у бутерброда масло. Ведь управление собственной безопасности, которому положено высматривать тех, кто «кое-где у нас порой», отнюдь не всеведуще, а Баклушин был, разумеется, очень, очень аккуратен, так что его не только за руку никогда не ловили, напротив – в пример ставили. И карьеру он делал куда стремительнее не столь показушных коллег. Правда, ему все казалось – недостаточно. И когда подвернулся случай, Бибика не сплоховал. Разве можно упускать такой шанс! Если доказать, что хваленый Морозов, прославленный Халыч, легенда следствия, рыцарь без страха и упрека – что он «оборотень в погонах»… У-у-у! Это какой же карьерный рывок можно сделать!
Арине вспомнилось, как Александр Михайлович слушал: немного наклонив голову и едва заметно хмурясь. Как вздергивалась левая бровь, когда кто-то из студентов ляпал глупость:
– Стыдно, юноша! – Леха Груздь, вылезший с «умным» замечанием, сперва хорохорился, но быстро сник. – Что, видите ли, делать, если попадется парадоксальный выделитель вроде Чикатило, как с уликами работать, если такое бывает! Бабке Марусе у соседнего подъезда простительно, но вы-то будущий юрист! Впрочем, сегодня, наверное, даже бабке Марусе известно, что парадоксальное выделительство – миф, что несоответствие группы крови Чикатило и результатов анализа оставленных им биологических следов объяснялось всего-навсего ошибкой самой первой экспертизы. Признавать ошибку не хотелось, вот и придумали миф о парадоксальном выделительстве. Где вы вообще такое вычитали? Ах, в интернете… ну-ну. Нет-нет, я не против интернета, я даже не против того, что там лежит масса интересной информации. Но любую информацию следует проверять, прежде чем возводить ее в ранг факта. В том же интернете, кстати, есть подробные разъяснения и профессора Дубягина, и признание самой Гуртовой, и слова Иссы Костоева о том же… Что вы так на меня смотрите? Вам ничего не говорят эти фамилии? Что, неужели никому? Вершина, ну хоть вы-то в курсе?
– Следователь по особо важным делам Исса Костоев возглавлял следственную группу по розыску «убийцы из лесополосы», – сообщила Арина, потупившись. Ей было неловко. Не столько из-за того, что одногруппники сочтут ее выскочкой (умные не сочтут, а на дураков плевать), сколько потому, что перед Александром Михайловичем было стыдно за молчание однокурсников. – Гуртовая, не помню ее должность, была экспертом, по чьему заключению «убийца из лесополосы» имел четвертую группу.
– Дубягин криминалист, маньяка-людоеда поймал, несколько учебников написал, – подал голос Севка Мацеревич.
Арина облегченно вздохнула.
Морозов улыбнулся:
– Молодцы. Может, и напрасно я так рассердился. Но нельзя, недопустимо ограничиваться очевидным. Вы же будущие следователи. По крайней мере некоторые из вас. Вот приводят к вам якобы злодея: весь в крови, взяли над теплым еще телом, на ноже его отпечатки. И что? Вы сразу делаете вывод, что он – убийца? Может быть, да, но может быть, и нет. Проверять, проверять, и еще раз проверять. Иначе выйдет, как с Чикатило. Гуртовая всего лишь некорректно составила экспертное заключение, а в результате – еще двадцать одна отнятая жизнь. Вы только вдумайтесь – двадцать одна жизнь! Вот она, цена ошибки.
Студенты юрфака, где Арина училась, а Морозов преподавал, его обожали. А бывшие коллеги – и следователи, и оперативники, которые уж точно лучше прочих знают, кто чего стоит – при одном упоминании Халыча мечтательно улыбались – да, были люди в наше время!
И вот его-то Баклушин и вознамерился «разоблачить». Рассчитывая, по всей видимости, на колоссальный резонанс с участием СМИ и, как логичное завершение громкого дела – карьерный скачок для себя, любимого. Должность повыше, погоны посолиднее…
Откуда эта идея взялась в баклушинской голове, какие улики его подтолкнули к мысли о том, что Морозов – легенда следствия – преступник? Арина не знала. Да и какая разница! Самое страшное заключалось в том, что это было правдой. Халыч сам признался. Ну не глаза в глаза, а по телефону, голосовой почтой – но признался же! Но поверить – одно, а вот принять, что любимый учитель, что он всего лишь… Арина никогда, даже мысленно не произносила этого слова. Потому что, конечно, не «всего лишь», конечно, Халыча никак нельзя было причислить к «обычным преступникам». Да и преступник ли он, строго говоря? С точки зрения закона – безусловно, а если положа руку на сердце? Ведь он всего лишь покарал тех, кого не смогло покарать правосудие. Мерзавцев, каких любой нормальный человек был бы готов уничтожить собственноручно. Вот он и уничтожил. Справедливость восторжествовала… но какой ценой?
Не мне, повторяла Арина как мантру, не мне его судить. Но именно меня он попросил помочь. Она удалила то сообщение, но помнила наизусть не только каждое слово – каждую интонацию, каждый вздох, каждую паузу.
И если сейчас Александр Михайлович сам вышел на связь, значит, та опасность, от которой ему пришлось так стремительно скрываться, те нависшие над ним обвинения – значит, сейчас они рассыпались в прах? Или как минимум близки к тому. Значит, те три дела «о справедливом возмездии» Баклушин, как ни старался, повесить на Халыча не сумел.
Но ведь открывали список покойного Шубина еще четыре убийства! Открывали! То есть Шубин начал свое личное следствие именно с них! А там-то Морозов гарантированно ни при чем! Именно на них указывала комбинация «семерка пробел дефис пробел тройка» завершенная вопросительным и восклицательным знаком: семь минус три – что с ними?
Потому что Баклушин, потерпев неудачу с делами «о возмездии», может попытаться пристегнуть Морозова именно к этим, «чужим». Ибо обвинение против невиновного при желании слепить проще, чем против настоящего преступника. Такой вот парадокс. Вот только, ехидно нашептывал внутренний голос, откуда ты знаешь, что Морозов – ни при чем? Он же сбежал, разве нет? Эти сомнения были еще мучительнее, чем терзания по поводу «карательных» убийств. Арина изо всех сил старалась не слышать этого ехидного шепотка в собственной голове. Если Халычу не верить – то кому тогда? И вовсе он не «сбежал трусливо, когда запахло жареным». Если бы так, о нем сейчас ни слуху ни духу бы не было. Никаких таких сообщений. Да и уезжая – неизвестно на сколько, не зная, сможет ли вообще вернуться – он просил Арину разобраться с этими четырьмя делами. Разве виновный – стал бы? Нет, конечно, говорила себе Арина и на время успокаивалась, погружаясь в более конкретные и куда менее болезненные размышления. Три «морозовских» дела подсунул умирающему Шубину Баклушин. А первые-то четыре? Почему Шубин выбрал именно их? Почему решил, что это – серия? Чей след он в них почуял?
И теперь Арине казалось, что она знает ответ.
Ну так, может, хватит уже огибать то фотоателье, хватит оглядываться на выставленные в витрине портреты, ежась так, словно все они глядят на нее с укором?
Она решительно свернула направо. Сердце слегка подрагивало, но, когда до фотоателье оставалось всего два дома, стало ясно: витрина освещена как-то по-другому. Арина прибавила шаг…
Что за притча? Окошко, где раньше висели фотопортреты, сейчас закрывала золотисто-оранжевая штора, мягко освещенная изнутри. И табличку с часами работы фотоателье сменила другая: «Восход». Надпись располагалась по дуге, между букв пробивались как будто солнечные лучи, а на половинке солнечного диска внизу было аккуратно написано «кафе». Арина даже рассмеялась – хорошо бы, если бы все страхи так же исчезали. Зайти, что ли, кофе выпить? Может, там и вай-фай есть?
* * *
Кофе тут был так себе, средненький. Зато в углу, за пыльной пальмой прятался столик с «дежурным» компьютером, не только подключенным к интернету, но и оснащенным сканером и принтером, – на случай, если кому-то из посетителей понадобится. Очень удачно. Держать переписку с Халычем в собственном смартфоне или ноутбуке казалось небезопасным – мало ли, в чьи руки они могут попасть. Тот же Левушка Оберсдорф любой гаджет может и удаленно вскрыть. Против Арины он действовать не станет, но ведь на свете не один Оберсдорф, есть и другие специалисты.
Она раз десять повторила про себя то, что выглядело адресом электронной почты, и удалила сообщение – из тех же соображений: береженого бог бережет. Да, на серверах телефонного оператора сообщение осталось, но тут уж как повезет. Главное, чтобы случайно никто не добрался.
Стремительно создала новый почтовый ящик – на том же сервере, который использовал Александр Михайлович – лишь на мгновение задумавшись над логином. Хотя чего там задумываться? Надо всего лишь чуть-чуть изменить присланный адрес: пусть вместо «а» – Арина – будет «би», которая выглядит так же, как русское «в» – Вершина. Морозов сразу поймет.
Осталось понять, о чем, собственно, можно ему сообщить?
Раскапывая дела из шубинского списка, она успела выяснить довольно много.
Церковный староста, осужденный за убийство своего священника, даже на суде продолжал настаивать на своей невиновности, утверждая, что про растрату церковных фондов его кто-то оговорил, и отец Серафим сам предложил встретиться и поговорить – да, это действительно было как раз незадолго до его смерти. Но, уверял староста, оправданиям его батюшка поверил, расстались они вполне мирно, батюшка ему потом даже смс-ку прислал с дополнительными извинениями. Ферапонт получил ее, уже довольно далеко отъехав от автостоянки, где с батюшкой беседовал – и где того в итоге убили. И в момент убийства он находился совсем в другом месте. Но, поскольку в телефоне старосты Ферапонта никакой такой смс-ки не обнаружилось, прочим его оправданиям тоже никто не поверил. Только письмо, которое Ферапонт, прислал из колонии Шубину, письмо, с которого старый опер, вероятно, и начал свое безумное расследование – письмо кричало все о том же: я не убивал батюшку, перед смертью клянусь, очистите мое имя! И Арина – она улыбнулась, вспоминая – сумела добиться информации от техников телефонного оператора. Оказывается, и смс-ка, на которую ссылался староста, существовала, и телефон в момент убийства находился в районе сотовой вышки километрах в десяти от места преступления. Это еще не было неоспоримым свидетельством невиновности – телефон и его владелец вполне могут находиться в разных местах – но все же вызывало серьезные сомнения в приговоре.
Подобная же нестыковка обнаружилась и в деле антиквара, погибшего от укола отравленным кинжалом – прямо как в романе Агаты Кристи. Сын погибшего утверждал, что кинжал принес на экспертизу «такой невзрачный дядечка». Но, поскольку следствие не обнаружило и тени таинственного посетителя, зато обнаружило вполне ощутимый материальный конфликт, случившийся между отцом и сыном – сына. разумеется, осудили. Разглядывая фототаблицы с места преступления, Арина обратила внимание на то, что Шубин для своего «следствия» выбрал лишь одну из них – ту, на которой четко выделялся свежезаправленный кулер. И сумела отыскать не только фирму-поставщика, но и доставившего баллон курьера. Который – о чудо! – вспомнил, что видел того самого «невзрачного дядечку». Описать визитера он, разумеется, не смог, но сомнения в правомерности приговора опять возникали.
Чем глубже Арина закапывалась в «список Шубина», тем больше возникало таких сомнений.
Взять хотя бы убийство на охоте: один из совладельцев крупной фирмы случайно (обвинение, кстати, настаивало, что не случайно) застрелил другого. Обвиняемый вел себя не слишком разумно: сперва утверждал, что вообще не стрелял, затем согласился, что стрелял, но – в другую сторону, вроде кабан оттуда пошел. Этот «кабан» кардинально противоречил показаниям егеря, по словам которого кабанов в тот момент еще и близко к «номерам», где стояли охотники, не было. Результаты же баллистической экспертизы были и вовсе однозначны: пуля, убившая господина Семченко, вылетела из карабина его партнера, господина Любавина. Стараниями защиты Любавин получил срок как за «причинение смерти по неосторожности» и на свободу вышел всего через два года. С Ариной, однако, разговаривать отказался наотрез и вообще вел себя столь же агрессивно, как и на суде. Но она уже закусила удила. Егерь из лесничества, где проходила злополучная охота, помог отыскать в стволе одной из обильно произраставших на участке берез «подходящую» пулю. Черт с ним, усмехалась Арина про себя, с господином Любавиным, обиженным на весь мир: посадили ни за что, фирму, воспользовавшись случаем, прибрали к рукам конкуренты, и вообще все вокруг один сплошной мрак и беспредел. Пусть себе обижается. А она отнесет найденную пульку лучшему в мире баллистику Арсену Федотовичу, пусть сравнит с контрольной, а заодно и со смертельной. И если скажет, что «березовая» пуля вылетела из любавинского карабина, – явно встанет вопрос о пересмотре дела.
В конце концов, в деле об убийстве бизнесмена Федяйкина ей это удалось же! Вдова, якобы сбросившая пожилого мужа с балкона, теперь оправдана! Ну да, дело, отправленное на доследование, Пахомов с самой что ни на есть ехидной усмешкой вручил именно Арине, но, может, это и к лучшему. Теперь-то у нее есть официальное право изучать «шубинские» дела.
Потому что при всем несходстве их она начала понимать: старый опер, «признавшийся» во всех этих убийствах, был прав, они – часть одной головоломки. Впрочем, не столько понимать, сколько чувствовать. Ведь если Шубин брал все эти убийства на себя, значит, пытался сказать, что все они совершены одним и тем же человеком? И Арина все сильнее ощущала некий общий… почерк? узор? запах? Прав был старый опер, что-то стояло за всеми этими убийствами. Точнее – кто-то. Тот неизвестный парень в бейсболке, которого она углядела на записях с камер наблюдения возле федяйкинского подъезда и который, вероятнее всего, сыграл потом на федяйкинском балконе роль супруги, сбросившей того вниз. Тот парень на автостоянке, про которого писал Шубину умирающий в колонии староста Ферапонт. Тот невнятный визитер, о котором говорил «водяной» курьер.
И тот же «запах» она почуяла сейчас в убийстве красавца-стриптизера. И там мелькнула такая же неясная тень – неопознанная клиентка.
И Левушка Оберсдорф, рассуждая, куда можно потратить полсотни тысяч евро, сказал со смешком «заказать небольшую яхту».
Яхта была, конечно, ни при чем. Но слово сверкнуло, едва не ослепив.
Заказ. Это объясняло все. Вот что учуял Шубин в этих убийствах! Вот чья тень скользила на самой границе поля зрения – неслышная, почти невидимая, неуловимая.
Не серийный убийца. То есть серийный, конечно, но не псих. Не маньяк.
Наемник. Киллер.
Не только же в кино они встречаются, киношники, хоть и криво, а все-таки жизнь отображают.
Единственное, что смущало в этой версии: дела из списка выглядели как совершенно обычные, практически бытовые убийства. Арина, представлявшая себе киллера в основном с пистолетом, снайперской винтовкой или на худой конец с импровизированной бомбой, засомневалась – бывают ли наемные убийцы вообще «такими»? Но, с другой стороны, наемники, специализирующиеся на несчастных случаях, совершенно точно бывают. А главное, как бы там ни было, за все время, что она ломала голову над шубинским досье, версия «заказа» была первой, хоть сколько-нибудь похожей на правду. Все обстоятельства, раньше казавшиеся странными, даже неуместными, ложились в нее, как инструменты в хороший органайзер: каждая ячейка своего размера и формы, захочешь – не перепутаешь.
Единственным обстоятельством, никак не желавшим укладываться в стройную версию «серия заказных убийств», было недавнее на Арину нападение. Она до сих пор вздрагивала, вспоминая, как корчилась на мерзлом асфальте под шипящее «кто тебя просил лезть куда не просят», пытаясь увернуться от ударов тяжелых, высоко зашнурованных ботинок. Только ботинки она тогда и разглядела. Темная гибкая тень над ними так и осталась неясной тенью неопределенного пола и даже возраста. Счастливо появившийся неподалеку собачник «тень» спугнул, и Арина даже сумела убедить его не вызывать полицию: все обошлось, спасибо, спасибо, спасибо. Все и вправду обошлось, что называется, малой кровью: два треснувших ребра да несколько ссадин и синяков, которые уже почти сошли. Хотя там, на асфальте, она была уверена – сейчас ее забьют до смерти. То ли нападавший вовсе не собирался ее убивать, то ли она так уж удачно уворачивалась – бог весть. Но нападение это – грубое, прямолинейное, примитивное – не вязалось с образом действия предполагаемого наемного убийцы. Тот все дела обстряпывал так ювелирно, что не то что комар – микроб носа не подточит. И вот так вот – с кулаками? То бишь, с ботинками? Может, ее просто с кем-то перепутали?
Интересно, почему Александр Михайлович дал о себе знать именно сейчас? Как будто почувствовал, сколько она за прошедшие месяцы успела накопать.
Что ж, самое время. Теперь у нее есть чем его порадовать.
Впрочем, излагать все свои соображения – пока что довольно туманные – Арина не стала, ограничившись коротким:
«Федяйкин на пересмотре по открывшимся обстоятельствам. Заказы? А.».
Ну вот. Пока этого довольно.
* * *
Если бы не осторожность, она наверняка проверяла бы почту в новом ящике каждые пять минут, забыв про сон и еду, не говоря уже о работе. Но не с собственного же ноутбука это делать. Телефон тоже, разумеется, не годился. Удаляй не удаляй историю, толковый спец что-нибудь да отыщет.
К счастью, в закутке одного из «экспертных» коридоров стоял «ничейный» (в смысле общий) компьютер, на котором при необходимости мог поработать кто попало: и собственно сотрудники, и следователи, и просто случайные посетители. Одна из уборщиц скайпилась тут с сестрой, укатившей года два назад в Бразилию. Арина пару раз была тому свидетельницей: свежеиспеченная бразильянка, судя по всему, устроилась там такой же точно уборщицей, как работала и здесь. Вот и надо ли было ради этого уезжать на другую сторону земного шара? Хотя, конечно, экзотика: пальмы, бананы, карнавалы и, как знает вся эта страна из популярного фильма, много-много диких обезьян.
Компьютер оказался свободен. И ответ от Халыча уже дожидался – такой же краткий, как ее собственное письмо: «Заказы? Очень похоже. Ищи кто рядом. Знания и доступ».
Значит, сумасшедшая на первый взгляд идея о наемном убийце Морозову сумасшедшей отнюдь не показалась. Непонятные же на первый взгляд «знания и доступ» Арина расшифровала как – неуловимый киллер много знает о следствии и, возможно, имеет к нему доступ. И это было очень, очень похоже на правду. Настолько похоже, что пугало. Ведь рядом-то – близкие люди! Что ж ей теперь, Левушку Оберсдорфа подозревать? А ведь, судя по всему, придется.
– Что-то ты к нам зачастила… – начальница криминалистов Адриана Георгиевна Грек двигалась совершенно бесшумно, и ее появление чуть не каждый раз заставляло Арину вздрагивать. – У тебя с Левушкой не роман ли часом намечается?
Про роман – это было сильно сказано. Левушку Оберсдорфа никто и никогда еще не видел с девушкой. Хоть с какой-нибудь. Или хотя бы – в свете модных современных тенденций всеобъемлющей и все оправдывающей толерантности – с юношей. Но нет, просто Левушка, как это обычно называется, был женат на своей работе. И ничего кроме работы его уже не интересовало. И никто.