Неверность. Почему любимые изменяют, стоит ли прощать, можно ли избежать
Часть 27 из 30 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Таким образом, полиамория – не сексуальная вольница для трех или более людей. Это две или три одновременных моногамии плюс дружба всех участвующих сторон. В полиаморных отношениях, как в любых моногамных, тоже возможна измена. Просто «линия измены» будет проходить не по границе сексуального контакта.
Но когда вы единолично решаете, что открыть отношения – это хороший выход, который позволяет одновременно сохранять и существующее положение вещей, и получить доступ к сексу на стороне, когда вы ставите вопрос так, что «чтобы мы не расстались, нам нужно сделать это» – это не профилактика потенциальной измены, это бомба, заложенная в основание существующих отношений. Если ваши основные отношения в дефиците, если в них проблемы, недомолвки и конфликты, то о полиамории нет и речи. И это точно не способ профилактики измены. Это способ легализовать ее под носом у партнера.
Возможна ли вообще полиамория в России?
Скорее нет, чем да. И вот почему. Расскажу вам на примере интервью, которое дал полиаморный мужчина, живущий в союзе с двумя женщинами. С каждой из них у него есть дети. Живут хорошо и дружно, единой семьей в одном доме. И все в этом рассказе было идиллически, пока мой слух не зацепился за следующий пассаж: ведущая задала вопрос, не спрашивают ли у него в детском саду, куда ходят его дети, почему у них один папа, но две мамы, как эта ситуация поясняется учительницам в школе? Ответ был таким: «А я не вожу их в детский сад и школу, поэтому нет такой проблемы».
Стоп. Полиамория – отношения равных сторон. Каждая из которых была в состоянии сказать «нет» такой форме отношений, но добровольно сказала «да». Каждая из которых, если отношения распадутся, достаточно устойчива в жизни и имеет собственные ресурсы, чтобы справиться с ситуацией. Если в данной триаде бытом и детьми занимаются женщины, а мужчина находится в классической мужской роли добытчика – это полиаморией быть не может. Если он уйдет или вдруг решит отказаться от одной из них, у другой в наших реалиях скорее всего останутся дети. Детей нужно кормить, в одиночку это сложная задача. Значит, одна из них или они обе зависимы от него, от мужчины, мало вовлеченного в детей. К тому же если мужчина живет с двумя женщинами, то народная молва ему будет скорее скабрезно завидовать. А если женщина живет с двумя мужчинами, ей может достаться немало нелестных эпитетов. Так что после разрыва им достанется несколько различный репутационный вес. Социальное давление и осуждение в адрес женщины будет сильнее. О какой полиамории тут может быть речь?
Я вполне могу поверить, что каждая из женщин согласилась на такие отношения добровольно. Но нередко люди идут на такие «эксперименты», чтобы просто доказать что-то самим себе, что никто не может, а они – да. Что они раскрепощены и смелы. Бывает, женщина убеждает себя, что она «выше мещанской рутины и собственнических представлений о сексе» и ей сам черт не брат, у них с мужчиной честность и открытость. Кто-то делает это ради любви к партнеру, потому что боится его потерять. А кто-то получил болезненный опыт измен и надеется, что полиамория по умолчанию избавит от такой боли: ведь никто ничего не будет скрывать.
Жизнь регулярно рисует сценарии куда богаче литературы. Я знаю семью, где жена пришла к любовнице и попросила ее переехать к ним, потому что в условиях горного села женщине трудно, когда мужчина отлучается надолго, а вот если он дома, да еще и дома есть помощница – совсем другое дело. Я знаю семью, где мужчина, вернувшийся с войны, просто стал жить с двумя сестрами, двумя дворами, с детьми от каждой. Я знаю семью, где взрослые муж и жена регулярно давали приют какой-нибудь юной студентке, приехавшей покорять столицу. Заодно студентки становились любовницами мужа и подругами жены. Пока не расправляли крылышки и не упархивали. Своеобразный гибрид романтически-родительских отношений.
Я знаю точно, точнее некуда, что если вы соглашаетесь «открывать отношения» из страха, что иначе один из вас все равно «сделает это, но тайком»; из идеи контроля – «лучше я сама предложу и буду все знать», чтобы залатать дыру в ваших отношениях: когда вы не хотите партнера/партнершу, но и не хотите в этом признаваться и пытаетесь организовать себе измену под ширмой «открытых отношений», если вы заявляете: «Я осознал себя полиамором, и ты должен/должна пойти мне навстречу», если открытые отношения начинаются со страха, давления, из неравного положения – это не полиамория. Это мудамория. А поскольку в России женщины все еще в неравном с мужчинами положении (медленнее двигаются в карьере из-за детей и «стеклянного потолка», больше времени тратят на быт и обихаживание семьи, после развода остаются с детьми и несут за них основную ответственность, меньше зарабатывают на тех же позициях, подвергаются слатшеймингу[10]), то устойчивые полиаморные союзы могут существовать только в благополучном «пузыре» больших городов и определенных узких кругов.
Что касается пар, которые хотят попробовать открыть отношения иерархически (то есть остаться основной парой, но разрешить друг другу связи на стороне), то им стоит предусмотреть варианты развития событий и риски. Оценить свои силы. Вот некоторые вопросы, которые стоит задать себе и друг другу:
1. Являются ли ваши отношения стабильными и надежными? – Если нет, то открытые отношения скорее приблизят их крах, чем помогут.
2. Каковы самые частые конфликтные темы с партнером? – Если это конфликты о душевном непонимании, неблизости, про ревность или качество секса, то этичные измены не для вас.
3. Оба ли в вашей паре готовы к экспериментам? В равной степени? Насколько один из вас зависит от другого? Нет ли риска, что он/а скажет «да» просто из страха потерять другого?
4. Есть ли у вас сексуальные потребности, фантазии и желания, которые не восполняются в вашей паре? – Если такие есть и вы подумываете об «аутсорсинге» – это измена «под ширмой», и не этичная, а самая банальная.
5. Представьте своего партнера/партнершу во время секса с другим человеком. Какие чувства у вас это вызывает? – Если ревность, боль, страх и муки – стоит еще раз серьезно подумать.
6. Какое самое большое опасение у вас есть насчет открытых отношений? – Подумайте, что может пойти не так?
7. Каким был бы лучший (оптимальный) сценарий, как вы все это себе представляете?
8. Чего точно не хотелось бы?
9. Представьте, что у вашего партнера/партнерши завязались отношения с другим человеком: что бы вы чувствовали? Что вы хотели бы, чтобы они делали, ваш партнер и другой человек, если между ними начинает возникать нечто большее?
10. Как вы оцениваете вашу способность справляться со своими эмоциями? Вы ревнивы? Вы вспыльчивы? Насколько тяжело вы переносите отвержение? Легко ли впадаете в гнев? – Открытые отношения могут вызвать массу эмоций, не все из них будут приятными. Вы точно справитесь?
11. Понимаете ли вы сами, чего вы хотите, способны ли вы это ясно и доходчиво объяснять другим? – Открытые отношения – это коммуникация, коммуникация и еще раз коммуникация.
12. Вы способны говорить с партнером о деликатных для вас вещах? О стыдных и сложных?
13. Если у вас ссора, как вы ее обычно проживаете? Умеете ли вы восстанавливаться после ссор?
14. Есть ли у вас время и ресурсы развивать еще одни отношения? – Это важный пункт. Если у вас всего час по будням, вечером между работой, дорогой домой и сном, то идея привнести в такой распорядок полиаморию – плохая. Она требует затрат, временных прежде всего, чтобы уделять внимание всем сторонам полиаморного союза.
15. Хватит ли у вас энергии на развитие отношений с разными людьми, если речь об этичных изменах? Ведь люди и правда разные. И у каждого – свой мир, свои интересы и свои потребности.
16. Есть ли у вас друзья или знакомые, не моногамные, но при этом живущие в устойчивой паре? Те, кто вас поймет и поддержит и не будет осуждать?
17. Продумали ли вы сами и проговорили ли с партнером/партнершей все логистические и технические детали? Если вы отпускаете одного из вас на этичную измену, то каковы меры предосторожности? (Особенно для женщин – что, если она встретит плохого парня?) Будете ли вы для безопасности обмениваться адресами, куда отправляетесь? Что вы как пара будете делать, если случится незапланированная беременность от другого человека? Если женщина откажется делать аборт? Остановит ли один из вас побочные отношения, если второй попросит? Насколько подробно вы хотите знать о свиданиях своего партнера/партнерши? Если речь о сексе с кем-то на один раз, будете ли вы разрешать вашему партнеру/партнерше и другому человеку увидеться еще раз? Что будет, если про ваши этичные измены узнает кто-то из друзей или родных, кто их не одобряет? Что вы им скажете? Какими будут правила про «степень допуска» третьих лиц в вашу пару?
И не забывайте, что правила устанавливаются на ограниченный срок. Скажем, на две недели или месяц. Через месяц нужно садиться за стол переговоров и пересматривать все пункты – не изменилось ли что-то? В порядке ли вы?
Покупка секса: измена или нет?
Считать ли изменой секс с проституированной женщиной? Для начала давайте разберемся, о ком речь. Ни одна девушка не становится проституткой лишь потому, что мечтала об этой карьере с детства. Фильмы вроде «Красотки» с Джулией Робертс (по сути, вариант истории про Золушку) отвлекают нас от суровых реалий такой профессии – риска быть избитой или убитой своим клиентом или сутенером; того, что девушки вынуждены идти на это из нищеты; что проституция идет рука об руку с социальной уязвимостью, бедностью, наркоманией, алкоголизмом. Что в этой профессии калечат, избивают и насилуют. Что «клиенты» могут дурно пахнуть и быть отвратительными. Что саму женщину никто не спрашивает, насколько в данный момент ей приятна или неприятна та или иная практика. Так что хочу сразу разочаровать всяческих любителей обосновать проституцию как неизбежное зло или даже социальное благо. Само слово «проституированные» указывает на то, что девушки и женщины вовлекаются в «профессию», а не выбирают ее сами. Ведь не бывало еще прецедентов, чтобы кто-то в здравом уме и памяти променял бы благополучную жизнь с возможностью быть любимой, строить карьеру, поехать учиться за границу и прочее – на секс-работу. Да, и романтизация проституции – не новость: в разных культурах и эпохах секс-работницы были «особой кастой», женщинами с «привилегиями»: они могли открыто показывать свою сексуальность, в то время как, помните, некоторых иных, «добродетельных» лечили от гетеросексуальности и учили «думать об Англии». Для некоторых «быть усладой» означало получить хорошее образование (которое женам не полагалось). А еще у такой женщины как будто бы была власть над мужчиной. Но это именно что романтизация, дешево или дорого купленный секс едино превращает женщину в предмет, со всеми вытекающими последствиями.
Воображаете себе? Девушка лет 22–24, оканчивающая бакалавриат в престижном ВУЗе и получившая рабочее место в стабильной крупной корпорации с солидным окладом и добротным социальным пакетом, находящаяся в отношениях с парнем, который ее любит, вдруг приходит домой и говорит: «Папа! Мама! Я все осознала! Я не пойду работать в корпорацию, и секс с любимым человеком – это не мое! Мое призвание – стать проституткой! Вот чего я на самом деле хочу!» Мама в восторге поздравляет, папа открывает шампанское. Молодой человек, конечно, расстроен, но и он понимает, что карьера секс-работницы – это куда интереснее, чем секс по любви, что поделать.
Безумно? Неправдоподобно? Тогда перестаньте говорить, что у вовлеченных в проституцию был выбор. На уровне сиюминутных решений он будто бы есть: выбор между тем, чтобы горбатиться за мизерную зарплату на каком-нибудь вредном для здоровья, но градообразующем предприятии или «облегчить» себе жизнь, уехав в большой город, где без образования и поддержки твои карьерные пути ограничены, а вот возможности попасть в секс-траффикинг – хоть отбавляй. Но это выбор без выбора. Проституция – социальное явление и всегда процветает там, где у женщин нет иных способов прокормить себя, а нередко и своих детей.
Так измена ли секс с проституированной женщиной? В каждой паре своя микрокультура. Кто-то сочтет, что это нечто, на что нужно закрыть глаза, только, мол, используй презерватив и думай о здоровье. Кто-то сочтет это изменой, потому что неважно с кем и насколько вы были знакомы, – важно, что вообще секс и интимность были вынесены за рамки отношений. Многочисленные исследования показывают, что женщины меньше боятся исключительно сексуальной измены партнера. Многим разовый контакт с секс-работницей пережить и простить куда легче, чем эмоциональную связь партнера с коллегой по работе. Но мне всегда хочется спросить, что делать со знанием, что твой партнер способен использовать другого человека как предмет, по сути, купить другого человека?
Жить с человеком, который регулярно использует секс-работниц, – это жить, закрывая глаза на то, что твой партнер относится к живым людям как к предметам. Это тяжелое знание, страшное, потому что предметом можешь стать и ты сама. И чем страшнее, тем сильнее бывает желание отгородиться и обозначить себя человеком одного, лучшего сорта, а секс-работниц – людьми второсортными. Такое решение позволяет не думать о самом главном и самом болезненном: если твой партнер покупает тело, которое его не хочет, – то кто он? (Не начинайте, пожалуйста, про «призвание» и «выбор», вы и правда верите, что будь у проституированной женщины выбор, она бы только и мечтала о том, чтобы заниматься сексом с равнодушными к ней мужчинами, которые думают лишь о своем удовольствии, ведь именно за него же они и платили, в конце концов.) Что с ним такого случилось в жизни и что это такое в его характере, что он может так обращаться с другими людьми? Если он так относится к женщинам, то как в один прекрасный день он отнесется к вам? Это страшные вопросы, защищаясь от них, мы начинаем лгать себе, что «эти женщины» – другие. Если уж нас делят на «мадонн» и «блудниц», то лучше быть в числе первых и открещиваться от вторых, так становишься чуть ближе к тем, кто «сверху». Это легче, чем лишний раз помнить и переживать о том, что легко можешь оказаться «снизу».
Мужская проституция тоже существует и существовала всегда, как гомосексуальная, так и гетеросексуальная. Проституция – это не нечто, присущее только одному полу или определенному возрасту. Проституция – это история про гендер, то есть про социальное неравенство, привязанное к половым биологическим признакам. Занятно, что даже проституированный мужчина на невидимой иерархической лестнице стоит выше, чем женщина, которая его «купит». В патриархальной системе мужчина, использующий женское тело за деньги, считается чуть ли не в своем праве. Но может ли женщина с такой же легкостью сообщить коллегам после выходных, что «была в сауне с тремя мальчиками»? Предполагаю, ее не похвалят. И она не услышит похвалы своей потенции, ей, напротив, скажут, что она настолько жалка, что не сумела привлечь к занятию сексом с ней иначе, чем за деньги. Но вы задумывались, отчего мы не спрашиваем у мужчины, что с тобой не так, что сексом с тобой занимаются за деньги?
Одним словом, если ваш партнер изменил вам с секс-работницей, то проблема не только в нарушении интимности и границ вашей пары, но еще и в том, что, похоже, ваш партнер не очень хорошо относится к женщинам (или людям) вообще. Иначе они были бы для него равными людьми, а равных не покупают. И это плохая новость, потому что «объектное отношение» вы легко и быстро почувствуете и на себе, как только вас исключат из условного клуба «правильных, понимающих и удобных женщин».
А порнография?
Если у женщины нет любовника, но она читает взахлеб порнороманы, при этом избегая секса с мужем, может ли он сказать, что ему изменяют? А если застаешь мужа за просмотром порно и мастурбацией под это дело и понимаешь, что к этому занятию его влечет больше, чем к супружеской постели, измена ли это? А как относиться к секс-чаттингу, когда по другую сторону оплаченного экрана девушка, раздевающаяся для твоего благоверного и ласкающая себя там, где он ей укажет? А что сказать жене, у которой эротически насыщенная искрящаяся ночная переписка с кем-то из Тиндера, про которую она говорит «ой, ну что ты нервничаешь, мы же не собираемся встречаться!»? Измены ли все это?
Если партнер/ша чувствует, что им пренебрегают, что интимное и важное теперь разделяется не с ним, что секс-чаттинг или порно – это способ избегать совместного досуга, то да – это измена. Если вы не способны легко и без сожалений (ну почти без них) отставить и отключить любое из этих занятий ради живого человека возле вас – это измена. Но и не только.
Многие практики такого рода укореняются и начинают вредить отношениям там, где они встраиваются как «способ отдыха», легкий способ получить разрядку. Нередко они всего лишь сателлит других проблем в жизни пары или семьи. Запойный просмотр порно – часто спутник тревожных расстройств, выполняющий такую же роль амортизатора как, например, алкоголь или наркотики. И тогда истребление порнографии само по себе мало что даст, нужно искать корень этой проблемы.
Тот, кому изменяют таким образом, не только чувствует себя отвергнутым, но еще и страдает от сравнения (ведь порноактрисы и порноактеры – идеализированные секс-персонажи, а виртуальные собеседники не чавкают, не пахнут и не раздражают шершавыми руками), и если при этом ему или ей говорят, что «ты все придумываешь», то они страдают еще и от отрицания их чувств.
При этом просмотр порно вполне может быть чем-то, что сообща развлекает пару. Так что если отвлечься от реалий производства мейнстрим-порно (та же эксплуатация женщин как предметов), то порнография будет для вашей пары ровно тем, что вы из нее сделаете.
Измена с партнером того же пола
В сексологических трудах среди причин, по которым в паре отсутствует секс, значится и такая: «скрываемая сексуальная ориентация». Человечество любит типологии и классификации – они успокаивают и дают нам понять, с чем мы имеем дело. Мы любим дихотомии – «двойки»: черное/белое, плохое/хорошее, мужчины/женщины, гомо/гетеро. В то время как мир строится из деталей и оттенков. Человеческая сексуальная ориентация – это не две точки, а спектр, как было доказано американским исследователем Кинси еще в середине прошлого века. В этом спектре кроме «крайних точек» – гомосексуалы и гетеросексуалы – еще множество градаций, внутри которых человек может «двигаться». Чем больше в какой-то стране и культуре предубеждений о противоположном к «нормативному» краю спектра, тем больше людям, которые себя близко к нему обнаруживают, приходится скрывать свою ориентацию и желания, и, увы, порой даже ненавидеть и считать чем-то ненормальным себя самого. Нередко такие люди совершают попытки «стать нормальными», ломают себя, не понимая, что они уже нормальны. Жениться или выйти замуж за кого-то, к кому тебя на самом деле не влечет, – часть этого вынужденного притворства. В некоторых культурах у такого человека и вовсе нет выбора: если не притворяться и не показывать всему миру, что ты «как все» – могут и покалечить, и убить.
Когда женщины, которые были уверены, что их партнер гетеросексуален, обнаруживают, что у него роман с мужчиной, их реакция бывает разной. От облегчения (раз не женщина – не уведет и детей не родит) до шока. Кто-то остается друзьями, потому что и вправду друзьями были – такова, например, история Симоны Гроув, персонажа, которого талантливо сыграла актриса Люси Лью в сериале «Почему женщины убивают». Узнав, что муж изменяет ей с мужчинами, Симона – не сразу, но все же – встает на его сторону и остается с ним до конца.
Другие бросают партнера после такого известия. И все же в такой измене нет ревности и соперничества с другой женщиной, нет идеи сравнения. Не нужно терзаться мыслями, лучше ли она и крепче ли он ее любит. Женщина будто бы выходит из игры, за рамки ситуации, что не отменяет чувства утраты и переживаний о том, что ей лгали – ведь человек, которого она любила, оказался будто бы кем-то совсем другим. Вероятно, это слабое утешение, но полезно знать, что сексуальную ориентацию человек себе не выбирает, ненормальных сексуальных ориентаций нет, а лгать многих заставляет страх. Живи мы в мире, где в любой точке планеты можно было бы быть тем, кто ты на самом деле, – было бы меньше притворных браков, меньше разочарований, меньше стыда и давления.
Измена женщины с женщиной вызывает у ее партнера несколько иную реакцию. На каждой лекции, где просишь мужчин представить себе, что они пришли домой и застали жену в постели… с другой женщиной, – в зале сначала смех и шутки. А также предложения «порадоваться за девочек», «присоединиться», «посмотреть». Секс женщины с женщиной многими мужчинами воспринимается как шалость, нечто несерьезное, и пока они видят это так – они готовы его прощать. Ведь у «девочек» нет самого главного – пениса. Плохо осведомленные о женской анатомии и о том, что доставляет женщинам сексуальное удовольствие (смотрите об этом выше), думающие, что количество «побед» над женским полом, то есть количество партнерш – и есть качество, мужчины бывают крайне обескуражены, когда «девичья шалость» вовсе не заканчивается, а оказывается серьезным чувством. Когда их не приглашают присоединяться. Посмотреть не дают. И порадоваться не получается, потому что в отношениях и сексе с женщиной твоей жене или подруге оказалось лучше, чем в отношениях с тобой.
«Жена ушла от меня к женщине после 23 лет брака. Я, конечно, замечал, что у них тесная дружба. Ну, дружат и дружат. А потом на тебе. Приходит: она решила, они с Викой будут жить вдвоем. Ты че, говорю, – лесба? Не, ну как так? Она что, притворялась, что ли? Все отговаривали. Сын не знает, как реагировать. Родители ей говорили, спрашивали, как людям в глаза смотреть – не помогает».
«Была бы она мужчиной, я бы ей просто морду набил. А теперь что делать?» – спрашивают те, в ком столкнулись две идеи: «любовнику-обидчику надо бить морду» и «женщин бить нельзя». И это не последняя сложность, с которой сталкиваются патриархальные «традиционные» мужчины, чьи женщины ушли к женщинам. Когда тебе изменяют с собратом по гендеру, это вызов, это брошенная перчатка, можно принять этот бой и сражаться с соперником за даму сердца или просто выместить на нем свою реакцию. Причем сама идея «наказать обидчика» за то, что увел – отголосок той самой идеи, что женщина – твоя собственность. Ее кто-то украл, вошел в твой сераль, нарушил границы твоей территории – он должен за это ответить. Здесь речь не о женщине, не об отношениях, а о пострадавшей «мужской чести». Про то, что кто-то «нагнул» тебя на условной патриархальной иерархической лестнице. Всякие скабрезные шутки вроде «Когда я кого-то – мы кого-то, а когда ее кто-то, нас кто-то» – про это. Когда тебе изменяют с женщиной, ты уже не можешь спрятаться от факта, что тебя просто не хотят. Сама система иерархии трещит и ломается, лестница складывается прямо под тобой и больше не может служить опорой. Ведь согласно ей, женщины находятся где-то сильно ниже мужчин. А вот только что женщина тебя обогнала, «уведя» у тебя любимую, – то есть встроилась в твою иерархию и стала тебе конкурентом. Тут либо признать, что женщины – лучшие мужчины, либо, что ты иерархически ниже любой женщины. И то, и другое для патриархального мужчины, чья идентичность строится на том, что он главный – дело неслыханное. И часто вызывает непонимание, страх и беспомощность. Которые тут же маскируются гневом.
Если убрать социальные предрассудки, то особой разницы в том, с человеком какого пола вам изменили – нет. Вам ведь изменяли не с каким-то набором гениталий, а с человеком.
Самое главное – интимность
Честно сказать, ответить на вопрос, возможна ли профилактика супружеской или партнерской измены, можно и по-другому. Эту профилактику можно обозначить всего одним словом: интимность.
Интимность – ключ ко всему. Мы начинаем с идеализации партнера. Мы влюблены, мы особенные друг для друга, мы вдвоем, пусть весь мир подождет. Через какое-то время наступает «приземление», иллюзии рассеиваются, мы узнаем разные стороны друг друга – не все приятные. Мы знакомимся получше и в чем-то даже разочаровываемся.
Через какое-то время мы наматываем достаточно «разниц» между «как было в самом начале» и «как стало теперь», и это «было-стало» становится почвой для постоянных сравнений. На этом же этапе в паре нередко возникает дисбаланс. Один становится более зависимым от другого в какой-то сфере жизни. Часто это связано с тем, что у пары появляется ребенок, тогда у женщины становится меньше времени и сил. Но дисбаланс может наступить и в связи с тем, что у кого-то выше зарплата и шире возможности.
В это же время могут копиться обиды. Обиды, а также сравнения «было-стало», все чаще напоминают нам, что есть что-то, что сюда, в нашу пару, не вмещается. Наши несбывшиеся мечты, фантазии и надежды.
Вот это переломный момент. Либо мы выйдем и будем говорить о своих желаниях с партнером, либо умолчим и попробуем как-нибудь справиться со своим недовольством. Можно, например, посвятить себя детям. Или уйти с головой в работу. Или в пагубную привычку вроде алкоголя или запойного порнопросмотра. Или изменить.
Либо мы скажем о себе. Так просто, правда? Если бы! Обнажить себя перед другим, рассказать о своей боли, страхах, надеждах и желаниях – это риск. Риск не быть услышанным. Риск не быть понятым. Риск встретить осуждение. Риск потерять партнера или партнершу, а заодно – все, что построено вместе.
Но если мы говорим и нас слышат – это и есть она, интимность.
Но когда вы единолично решаете, что открыть отношения – это хороший выход, который позволяет одновременно сохранять и существующее положение вещей, и получить доступ к сексу на стороне, когда вы ставите вопрос так, что «чтобы мы не расстались, нам нужно сделать это» – это не профилактика потенциальной измены, это бомба, заложенная в основание существующих отношений. Если ваши основные отношения в дефиците, если в них проблемы, недомолвки и конфликты, то о полиамории нет и речи. И это точно не способ профилактики измены. Это способ легализовать ее под носом у партнера.
Возможна ли вообще полиамория в России?
Скорее нет, чем да. И вот почему. Расскажу вам на примере интервью, которое дал полиаморный мужчина, живущий в союзе с двумя женщинами. С каждой из них у него есть дети. Живут хорошо и дружно, единой семьей в одном доме. И все в этом рассказе было идиллически, пока мой слух не зацепился за следующий пассаж: ведущая задала вопрос, не спрашивают ли у него в детском саду, куда ходят его дети, почему у них один папа, но две мамы, как эта ситуация поясняется учительницам в школе? Ответ был таким: «А я не вожу их в детский сад и школу, поэтому нет такой проблемы».
Стоп. Полиамория – отношения равных сторон. Каждая из которых была в состоянии сказать «нет» такой форме отношений, но добровольно сказала «да». Каждая из которых, если отношения распадутся, достаточно устойчива в жизни и имеет собственные ресурсы, чтобы справиться с ситуацией. Если в данной триаде бытом и детьми занимаются женщины, а мужчина находится в классической мужской роли добытчика – это полиаморией быть не может. Если он уйдет или вдруг решит отказаться от одной из них, у другой в наших реалиях скорее всего останутся дети. Детей нужно кормить, в одиночку это сложная задача. Значит, одна из них или они обе зависимы от него, от мужчины, мало вовлеченного в детей. К тому же если мужчина живет с двумя женщинами, то народная молва ему будет скорее скабрезно завидовать. А если женщина живет с двумя мужчинами, ей может достаться немало нелестных эпитетов. Так что после разрыва им достанется несколько различный репутационный вес. Социальное давление и осуждение в адрес женщины будет сильнее. О какой полиамории тут может быть речь?
Я вполне могу поверить, что каждая из женщин согласилась на такие отношения добровольно. Но нередко люди идут на такие «эксперименты», чтобы просто доказать что-то самим себе, что никто не может, а они – да. Что они раскрепощены и смелы. Бывает, женщина убеждает себя, что она «выше мещанской рутины и собственнических представлений о сексе» и ей сам черт не брат, у них с мужчиной честность и открытость. Кто-то делает это ради любви к партнеру, потому что боится его потерять. А кто-то получил болезненный опыт измен и надеется, что полиамория по умолчанию избавит от такой боли: ведь никто ничего не будет скрывать.
Жизнь регулярно рисует сценарии куда богаче литературы. Я знаю семью, где жена пришла к любовнице и попросила ее переехать к ним, потому что в условиях горного села женщине трудно, когда мужчина отлучается надолго, а вот если он дома, да еще и дома есть помощница – совсем другое дело. Я знаю семью, где мужчина, вернувшийся с войны, просто стал жить с двумя сестрами, двумя дворами, с детьми от каждой. Я знаю семью, где взрослые муж и жена регулярно давали приют какой-нибудь юной студентке, приехавшей покорять столицу. Заодно студентки становились любовницами мужа и подругами жены. Пока не расправляли крылышки и не упархивали. Своеобразный гибрид романтически-родительских отношений.
Я знаю точно, точнее некуда, что если вы соглашаетесь «открывать отношения» из страха, что иначе один из вас все равно «сделает это, но тайком»; из идеи контроля – «лучше я сама предложу и буду все знать», чтобы залатать дыру в ваших отношениях: когда вы не хотите партнера/партнершу, но и не хотите в этом признаваться и пытаетесь организовать себе измену под ширмой «открытых отношений», если вы заявляете: «Я осознал себя полиамором, и ты должен/должна пойти мне навстречу», если открытые отношения начинаются со страха, давления, из неравного положения – это не полиамория. Это мудамория. А поскольку в России женщины все еще в неравном с мужчинами положении (медленнее двигаются в карьере из-за детей и «стеклянного потолка», больше времени тратят на быт и обихаживание семьи, после развода остаются с детьми и несут за них основную ответственность, меньше зарабатывают на тех же позициях, подвергаются слатшеймингу[10]), то устойчивые полиаморные союзы могут существовать только в благополучном «пузыре» больших городов и определенных узких кругов.
Что касается пар, которые хотят попробовать открыть отношения иерархически (то есть остаться основной парой, но разрешить друг другу связи на стороне), то им стоит предусмотреть варианты развития событий и риски. Оценить свои силы. Вот некоторые вопросы, которые стоит задать себе и друг другу:
1. Являются ли ваши отношения стабильными и надежными? – Если нет, то открытые отношения скорее приблизят их крах, чем помогут.
2. Каковы самые частые конфликтные темы с партнером? – Если это конфликты о душевном непонимании, неблизости, про ревность или качество секса, то этичные измены не для вас.
3. Оба ли в вашей паре готовы к экспериментам? В равной степени? Насколько один из вас зависит от другого? Нет ли риска, что он/а скажет «да» просто из страха потерять другого?
4. Есть ли у вас сексуальные потребности, фантазии и желания, которые не восполняются в вашей паре? – Если такие есть и вы подумываете об «аутсорсинге» – это измена «под ширмой», и не этичная, а самая банальная.
5. Представьте своего партнера/партнершу во время секса с другим человеком. Какие чувства у вас это вызывает? – Если ревность, боль, страх и муки – стоит еще раз серьезно подумать.
6. Какое самое большое опасение у вас есть насчет открытых отношений? – Подумайте, что может пойти не так?
7. Каким был бы лучший (оптимальный) сценарий, как вы все это себе представляете?
8. Чего точно не хотелось бы?
9. Представьте, что у вашего партнера/партнерши завязались отношения с другим человеком: что бы вы чувствовали? Что вы хотели бы, чтобы они делали, ваш партнер и другой человек, если между ними начинает возникать нечто большее?
10. Как вы оцениваете вашу способность справляться со своими эмоциями? Вы ревнивы? Вы вспыльчивы? Насколько тяжело вы переносите отвержение? Легко ли впадаете в гнев? – Открытые отношения могут вызвать массу эмоций, не все из них будут приятными. Вы точно справитесь?
11. Понимаете ли вы сами, чего вы хотите, способны ли вы это ясно и доходчиво объяснять другим? – Открытые отношения – это коммуникация, коммуникация и еще раз коммуникация.
12. Вы способны говорить с партнером о деликатных для вас вещах? О стыдных и сложных?
13. Если у вас ссора, как вы ее обычно проживаете? Умеете ли вы восстанавливаться после ссор?
14. Есть ли у вас время и ресурсы развивать еще одни отношения? – Это важный пункт. Если у вас всего час по будням, вечером между работой, дорогой домой и сном, то идея привнести в такой распорядок полиаморию – плохая. Она требует затрат, временных прежде всего, чтобы уделять внимание всем сторонам полиаморного союза.
15. Хватит ли у вас энергии на развитие отношений с разными людьми, если речь об этичных изменах? Ведь люди и правда разные. И у каждого – свой мир, свои интересы и свои потребности.
16. Есть ли у вас друзья или знакомые, не моногамные, но при этом живущие в устойчивой паре? Те, кто вас поймет и поддержит и не будет осуждать?
17. Продумали ли вы сами и проговорили ли с партнером/партнершей все логистические и технические детали? Если вы отпускаете одного из вас на этичную измену, то каковы меры предосторожности? (Особенно для женщин – что, если она встретит плохого парня?) Будете ли вы для безопасности обмениваться адресами, куда отправляетесь? Что вы как пара будете делать, если случится незапланированная беременность от другого человека? Если женщина откажется делать аборт? Остановит ли один из вас побочные отношения, если второй попросит? Насколько подробно вы хотите знать о свиданиях своего партнера/партнерши? Если речь о сексе с кем-то на один раз, будете ли вы разрешать вашему партнеру/партнерше и другому человеку увидеться еще раз? Что будет, если про ваши этичные измены узнает кто-то из друзей или родных, кто их не одобряет? Что вы им скажете? Какими будут правила про «степень допуска» третьих лиц в вашу пару?
И не забывайте, что правила устанавливаются на ограниченный срок. Скажем, на две недели или месяц. Через месяц нужно садиться за стол переговоров и пересматривать все пункты – не изменилось ли что-то? В порядке ли вы?
Покупка секса: измена или нет?
Считать ли изменой секс с проституированной женщиной? Для начала давайте разберемся, о ком речь. Ни одна девушка не становится проституткой лишь потому, что мечтала об этой карьере с детства. Фильмы вроде «Красотки» с Джулией Робертс (по сути, вариант истории про Золушку) отвлекают нас от суровых реалий такой профессии – риска быть избитой или убитой своим клиентом или сутенером; того, что девушки вынуждены идти на это из нищеты; что проституция идет рука об руку с социальной уязвимостью, бедностью, наркоманией, алкоголизмом. Что в этой профессии калечат, избивают и насилуют. Что «клиенты» могут дурно пахнуть и быть отвратительными. Что саму женщину никто не спрашивает, насколько в данный момент ей приятна или неприятна та или иная практика. Так что хочу сразу разочаровать всяческих любителей обосновать проституцию как неизбежное зло или даже социальное благо. Само слово «проституированные» указывает на то, что девушки и женщины вовлекаются в «профессию», а не выбирают ее сами. Ведь не бывало еще прецедентов, чтобы кто-то в здравом уме и памяти променял бы благополучную жизнь с возможностью быть любимой, строить карьеру, поехать учиться за границу и прочее – на секс-работу. Да, и романтизация проституции – не новость: в разных культурах и эпохах секс-работницы были «особой кастой», женщинами с «привилегиями»: они могли открыто показывать свою сексуальность, в то время как, помните, некоторых иных, «добродетельных» лечили от гетеросексуальности и учили «думать об Англии». Для некоторых «быть усладой» означало получить хорошее образование (которое женам не полагалось). А еще у такой женщины как будто бы была власть над мужчиной. Но это именно что романтизация, дешево или дорого купленный секс едино превращает женщину в предмет, со всеми вытекающими последствиями.
Воображаете себе? Девушка лет 22–24, оканчивающая бакалавриат в престижном ВУЗе и получившая рабочее место в стабильной крупной корпорации с солидным окладом и добротным социальным пакетом, находящаяся в отношениях с парнем, который ее любит, вдруг приходит домой и говорит: «Папа! Мама! Я все осознала! Я не пойду работать в корпорацию, и секс с любимым человеком – это не мое! Мое призвание – стать проституткой! Вот чего я на самом деле хочу!» Мама в восторге поздравляет, папа открывает шампанское. Молодой человек, конечно, расстроен, но и он понимает, что карьера секс-работницы – это куда интереснее, чем секс по любви, что поделать.
Безумно? Неправдоподобно? Тогда перестаньте говорить, что у вовлеченных в проституцию был выбор. На уровне сиюминутных решений он будто бы есть: выбор между тем, чтобы горбатиться за мизерную зарплату на каком-нибудь вредном для здоровья, но градообразующем предприятии или «облегчить» себе жизнь, уехав в большой город, где без образования и поддержки твои карьерные пути ограничены, а вот возможности попасть в секс-траффикинг – хоть отбавляй. Но это выбор без выбора. Проституция – социальное явление и всегда процветает там, где у женщин нет иных способов прокормить себя, а нередко и своих детей.
Так измена ли секс с проституированной женщиной? В каждой паре своя микрокультура. Кто-то сочтет, что это нечто, на что нужно закрыть глаза, только, мол, используй презерватив и думай о здоровье. Кто-то сочтет это изменой, потому что неважно с кем и насколько вы были знакомы, – важно, что вообще секс и интимность были вынесены за рамки отношений. Многочисленные исследования показывают, что женщины меньше боятся исключительно сексуальной измены партнера. Многим разовый контакт с секс-работницей пережить и простить куда легче, чем эмоциональную связь партнера с коллегой по работе. Но мне всегда хочется спросить, что делать со знанием, что твой партнер способен использовать другого человека как предмет, по сути, купить другого человека?
Жить с человеком, который регулярно использует секс-работниц, – это жить, закрывая глаза на то, что твой партнер относится к живым людям как к предметам. Это тяжелое знание, страшное, потому что предметом можешь стать и ты сама. И чем страшнее, тем сильнее бывает желание отгородиться и обозначить себя человеком одного, лучшего сорта, а секс-работниц – людьми второсортными. Такое решение позволяет не думать о самом главном и самом болезненном: если твой партнер покупает тело, которое его не хочет, – то кто он? (Не начинайте, пожалуйста, про «призвание» и «выбор», вы и правда верите, что будь у проституированной женщины выбор, она бы только и мечтала о том, чтобы заниматься сексом с равнодушными к ней мужчинами, которые думают лишь о своем удовольствии, ведь именно за него же они и платили, в конце концов.) Что с ним такого случилось в жизни и что это такое в его характере, что он может так обращаться с другими людьми? Если он так относится к женщинам, то как в один прекрасный день он отнесется к вам? Это страшные вопросы, защищаясь от них, мы начинаем лгать себе, что «эти женщины» – другие. Если уж нас делят на «мадонн» и «блудниц», то лучше быть в числе первых и открещиваться от вторых, так становишься чуть ближе к тем, кто «сверху». Это легче, чем лишний раз помнить и переживать о том, что легко можешь оказаться «снизу».
Мужская проституция тоже существует и существовала всегда, как гомосексуальная, так и гетеросексуальная. Проституция – это не нечто, присущее только одному полу или определенному возрасту. Проституция – это история про гендер, то есть про социальное неравенство, привязанное к половым биологическим признакам. Занятно, что даже проституированный мужчина на невидимой иерархической лестнице стоит выше, чем женщина, которая его «купит». В патриархальной системе мужчина, использующий женское тело за деньги, считается чуть ли не в своем праве. Но может ли женщина с такой же легкостью сообщить коллегам после выходных, что «была в сауне с тремя мальчиками»? Предполагаю, ее не похвалят. И она не услышит похвалы своей потенции, ей, напротив, скажут, что она настолько жалка, что не сумела привлечь к занятию сексом с ней иначе, чем за деньги. Но вы задумывались, отчего мы не спрашиваем у мужчины, что с тобой не так, что сексом с тобой занимаются за деньги?
Одним словом, если ваш партнер изменил вам с секс-работницей, то проблема не только в нарушении интимности и границ вашей пары, но еще и в том, что, похоже, ваш партнер не очень хорошо относится к женщинам (или людям) вообще. Иначе они были бы для него равными людьми, а равных не покупают. И это плохая новость, потому что «объектное отношение» вы легко и быстро почувствуете и на себе, как только вас исключат из условного клуба «правильных, понимающих и удобных женщин».
А порнография?
Если у женщины нет любовника, но она читает взахлеб порнороманы, при этом избегая секса с мужем, может ли он сказать, что ему изменяют? А если застаешь мужа за просмотром порно и мастурбацией под это дело и понимаешь, что к этому занятию его влечет больше, чем к супружеской постели, измена ли это? А как относиться к секс-чаттингу, когда по другую сторону оплаченного экрана девушка, раздевающаяся для твоего благоверного и ласкающая себя там, где он ей укажет? А что сказать жене, у которой эротически насыщенная искрящаяся ночная переписка с кем-то из Тиндера, про которую она говорит «ой, ну что ты нервничаешь, мы же не собираемся встречаться!»? Измены ли все это?
Если партнер/ша чувствует, что им пренебрегают, что интимное и важное теперь разделяется не с ним, что секс-чаттинг или порно – это способ избегать совместного досуга, то да – это измена. Если вы не способны легко и без сожалений (ну почти без них) отставить и отключить любое из этих занятий ради живого человека возле вас – это измена. Но и не только.
Многие практики такого рода укореняются и начинают вредить отношениям там, где они встраиваются как «способ отдыха», легкий способ получить разрядку. Нередко они всего лишь сателлит других проблем в жизни пары или семьи. Запойный просмотр порно – часто спутник тревожных расстройств, выполняющий такую же роль амортизатора как, например, алкоголь или наркотики. И тогда истребление порнографии само по себе мало что даст, нужно искать корень этой проблемы.
Тот, кому изменяют таким образом, не только чувствует себя отвергнутым, но еще и страдает от сравнения (ведь порноактрисы и порноактеры – идеализированные секс-персонажи, а виртуальные собеседники не чавкают, не пахнут и не раздражают шершавыми руками), и если при этом ему или ей говорят, что «ты все придумываешь», то они страдают еще и от отрицания их чувств.
При этом просмотр порно вполне может быть чем-то, что сообща развлекает пару. Так что если отвлечься от реалий производства мейнстрим-порно (та же эксплуатация женщин как предметов), то порнография будет для вашей пары ровно тем, что вы из нее сделаете.
Измена с партнером того же пола
В сексологических трудах среди причин, по которым в паре отсутствует секс, значится и такая: «скрываемая сексуальная ориентация». Человечество любит типологии и классификации – они успокаивают и дают нам понять, с чем мы имеем дело. Мы любим дихотомии – «двойки»: черное/белое, плохое/хорошее, мужчины/женщины, гомо/гетеро. В то время как мир строится из деталей и оттенков. Человеческая сексуальная ориентация – это не две точки, а спектр, как было доказано американским исследователем Кинси еще в середине прошлого века. В этом спектре кроме «крайних точек» – гомосексуалы и гетеросексуалы – еще множество градаций, внутри которых человек может «двигаться». Чем больше в какой-то стране и культуре предубеждений о противоположном к «нормативному» краю спектра, тем больше людям, которые себя близко к нему обнаруживают, приходится скрывать свою ориентацию и желания, и, увы, порой даже ненавидеть и считать чем-то ненормальным себя самого. Нередко такие люди совершают попытки «стать нормальными», ломают себя, не понимая, что они уже нормальны. Жениться или выйти замуж за кого-то, к кому тебя на самом деле не влечет, – часть этого вынужденного притворства. В некоторых культурах у такого человека и вовсе нет выбора: если не притворяться и не показывать всему миру, что ты «как все» – могут и покалечить, и убить.
Когда женщины, которые были уверены, что их партнер гетеросексуален, обнаруживают, что у него роман с мужчиной, их реакция бывает разной. От облегчения (раз не женщина – не уведет и детей не родит) до шока. Кто-то остается друзьями, потому что и вправду друзьями были – такова, например, история Симоны Гроув, персонажа, которого талантливо сыграла актриса Люси Лью в сериале «Почему женщины убивают». Узнав, что муж изменяет ей с мужчинами, Симона – не сразу, но все же – встает на его сторону и остается с ним до конца.
Другие бросают партнера после такого известия. И все же в такой измене нет ревности и соперничества с другой женщиной, нет идеи сравнения. Не нужно терзаться мыслями, лучше ли она и крепче ли он ее любит. Женщина будто бы выходит из игры, за рамки ситуации, что не отменяет чувства утраты и переживаний о том, что ей лгали – ведь человек, которого она любила, оказался будто бы кем-то совсем другим. Вероятно, это слабое утешение, но полезно знать, что сексуальную ориентацию человек себе не выбирает, ненормальных сексуальных ориентаций нет, а лгать многих заставляет страх. Живи мы в мире, где в любой точке планеты можно было бы быть тем, кто ты на самом деле, – было бы меньше притворных браков, меньше разочарований, меньше стыда и давления.
Измена женщины с женщиной вызывает у ее партнера несколько иную реакцию. На каждой лекции, где просишь мужчин представить себе, что они пришли домой и застали жену в постели… с другой женщиной, – в зале сначала смех и шутки. А также предложения «порадоваться за девочек», «присоединиться», «посмотреть». Секс женщины с женщиной многими мужчинами воспринимается как шалость, нечто несерьезное, и пока они видят это так – они готовы его прощать. Ведь у «девочек» нет самого главного – пениса. Плохо осведомленные о женской анатомии и о том, что доставляет женщинам сексуальное удовольствие (смотрите об этом выше), думающие, что количество «побед» над женским полом, то есть количество партнерш – и есть качество, мужчины бывают крайне обескуражены, когда «девичья шалость» вовсе не заканчивается, а оказывается серьезным чувством. Когда их не приглашают присоединяться. Посмотреть не дают. И порадоваться не получается, потому что в отношениях и сексе с женщиной твоей жене или подруге оказалось лучше, чем в отношениях с тобой.
«Жена ушла от меня к женщине после 23 лет брака. Я, конечно, замечал, что у них тесная дружба. Ну, дружат и дружат. А потом на тебе. Приходит: она решила, они с Викой будут жить вдвоем. Ты че, говорю, – лесба? Не, ну как так? Она что, притворялась, что ли? Все отговаривали. Сын не знает, как реагировать. Родители ей говорили, спрашивали, как людям в глаза смотреть – не помогает».
«Была бы она мужчиной, я бы ей просто морду набил. А теперь что делать?» – спрашивают те, в ком столкнулись две идеи: «любовнику-обидчику надо бить морду» и «женщин бить нельзя». И это не последняя сложность, с которой сталкиваются патриархальные «традиционные» мужчины, чьи женщины ушли к женщинам. Когда тебе изменяют с собратом по гендеру, это вызов, это брошенная перчатка, можно принять этот бой и сражаться с соперником за даму сердца или просто выместить на нем свою реакцию. Причем сама идея «наказать обидчика» за то, что увел – отголосок той самой идеи, что женщина – твоя собственность. Ее кто-то украл, вошел в твой сераль, нарушил границы твоей территории – он должен за это ответить. Здесь речь не о женщине, не об отношениях, а о пострадавшей «мужской чести». Про то, что кто-то «нагнул» тебя на условной патриархальной иерархической лестнице. Всякие скабрезные шутки вроде «Когда я кого-то – мы кого-то, а когда ее кто-то, нас кто-то» – про это. Когда тебе изменяют с женщиной, ты уже не можешь спрятаться от факта, что тебя просто не хотят. Сама система иерархии трещит и ломается, лестница складывается прямо под тобой и больше не может служить опорой. Ведь согласно ей, женщины находятся где-то сильно ниже мужчин. А вот только что женщина тебя обогнала, «уведя» у тебя любимую, – то есть встроилась в твою иерархию и стала тебе конкурентом. Тут либо признать, что женщины – лучшие мужчины, либо, что ты иерархически ниже любой женщины. И то, и другое для патриархального мужчины, чья идентичность строится на том, что он главный – дело неслыханное. И часто вызывает непонимание, страх и беспомощность. Которые тут же маскируются гневом.
Если убрать социальные предрассудки, то особой разницы в том, с человеком какого пола вам изменили – нет. Вам ведь изменяли не с каким-то набором гениталий, а с человеком.
Самое главное – интимность
Честно сказать, ответить на вопрос, возможна ли профилактика супружеской или партнерской измены, можно и по-другому. Эту профилактику можно обозначить всего одним словом: интимность.
Интимность – ключ ко всему. Мы начинаем с идеализации партнера. Мы влюблены, мы особенные друг для друга, мы вдвоем, пусть весь мир подождет. Через какое-то время наступает «приземление», иллюзии рассеиваются, мы узнаем разные стороны друг друга – не все приятные. Мы знакомимся получше и в чем-то даже разочаровываемся.
Через какое-то время мы наматываем достаточно «разниц» между «как было в самом начале» и «как стало теперь», и это «было-стало» становится почвой для постоянных сравнений. На этом же этапе в паре нередко возникает дисбаланс. Один становится более зависимым от другого в какой-то сфере жизни. Часто это связано с тем, что у пары появляется ребенок, тогда у женщины становится меньше времени и сил. Но дисбаланс может наступить и в связи с тем, что у кого-то выше зарплата и шире возможности.
В это же время могут копиться обиды. Обиды, а также сравнения «было-стало», все чаще напоминают нам, что есть что-то, что сюда, в нашу пару, не вмещается. Наши несбывшиеся мечты, фантазии и надежды.
Вот это переломный момент. Либо мы выйдем и будем говорить о своих желаниях с партнером, либо умолчим и попробуем как-нибудь справиться со своим недовольством. Можно, например, посвятить себя детям. Или уйти с головой в работу. Или в пагубную привычку вроде алкоголя или запойного порнопросмотра. Или изменить.
Либо мы скажем о себе. Так просто, правда? Если бы! Обнажить себя перед другим, рассказать о своей боли, страхах, надеждах и желаниях – это риск. Риск не быть услышанным. Риск не быть понятым. Риск встретить осуждение. Риск потерять партнера или партнершу, а заодно – все, что построено вместе.
Но если мы говорим и нас слышат – это и есть она, интимность.