Ненависть
Часть 9 из 28 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
… Карфагенская армия не пошла на Рим. Как и предсказывал Публий Корнелий Сципион, Карфагенский сенат, боясь усиления власти Ганнибала, не поддержал свою армию, находившуюся в Италии, ни флотом, ни деньгами. Крупная победа карфагенской армии не была использована Карфагеном в полной мере. Из этого поражения римское правительство сделало выводы и приняло энергичные меры. Прекратились внутренние раздоры между демократической партией и сенатом. Консул Гай Варрон был вызван в Рим. Сенатская комиссия приняла во внимание все обстоятельства дела. Консул получил благодарность за верность империи и был отправлен в почетную отставку. Сенаторы особо отметили храбрость, решительность и организаторские способности молодого Сципиона. Были собраны новые войска, во главе которых были поставлены Фабий Максим, Публий Корнелий Сципион и решительный Клавдий Марцелл. С 215 года начался новый, победоносный этап войны».
Апполинарий отложил книгу, снял очки.
— Да, — прошептал он. — Начался новый, победоносный этап войны! Надо проанализировать причины неудач наших предшественников и начать решительное наступление на врага. Я изгоню чужаков из моего города!
Глава 6
Далеко за полночь. Снег валится на землю, словно пух из худой подушки. Ледяной ветер угомонился еще вечером. Или его прогнали суровые тучи, что заполонили небосвод и укрыли планету от холодной ярости зимних звезд. Царит тишина, только изредка доносится звук мотора проезжающей вдалеке машины. Иногда ветви не выдерживают тяжести налипшего снега и белые комья с шорохом бросаются к земле, увеличивая и без того толстое снежное покрывало. Мягкий и нежный, как шерсть ангорской кошки, снег бесшумно уступает идущему человеку. Ноги, обернутые в белый целлофан, скользят и разъезжаются на малейшей неровности, поэтому человек шагает осторожно. Вязаная шапочка натянута почти на глаза, лицо скрыто под шарфом. На спине безобразным горбом вырисовывается рюкзак. Неизвестный идет крадучись, так, чтобы не выходить на освещенные места. Во дворе, засаженном старыми липами с густыми кронами, это несложно. С противоположной стороны двор перегорожен забором. Безобразная металлическая гармошка тянется по земле, словно зазубренное лезвие ножа, вбитое садистом-маньяком в тело жертвы. За забором возвышается уродливая конструкция то ли недостроенного офисного центра, то ли магазина. Сбоку приютился вагончик приезжих строителей. Смуглолицые «гастарбайтеры» трудятся день и ночь. С раннего утра загораются прожектора, оживает кран и ленты транспортеров, гудят бетономешалки. Тяжелые и неповоротливые КамАЗы с крутящимися задницами вваливаются во двор, с шумом опорожняются дымящимся раствором бетона и торопливо уползают прочь. Стройка живет своей собственной жизнью и жильцы рядом стоящих домов с раздражением — а кое-кто и с ненавистью! — бессильно наблюдают, как растет чужеродный организм под их окнами.
Неизвестный подходит к забору. В руках появляются кусачки. Тихо щелкают стальные клыки, на снег падают кусочки проволоки. Лист рифленого железа отгибается, в образовавшемся отверстии вначале скрывается голова, затем и туловище. Оказавшись по другую сторону забора, неизвестный шагает прямо к вагончику строителей. Дверь плотно закрыта, занавески на окнах отсвечивают бледно-рыжим светом. На светлом фоне грубо выделяются самодельные решетки из арматурного прута. Сквозь щели тянет странным дымком, слышны тягучие звуки. Человек подходит ближе, осматривается. Внимание привлекают доски, сложенные в стопку. Человек выбирает пару самых крепких, кладет возле колеса. В этот момент дверь распахивается, на пороге появляется раздетый до пояса строитель. Чистый, морозный воздух наполняется вонью давно немытого помещения, прокисших носков и странным, дурманящим запахом. В ночной тишине разносятся заунывные звуки нездешней музыки. Строитель делает несколько неуверенных шагов, затем долго мочится на железную бочку из-под краски. Поворачивается, взгляд мутных глаз останавливается на паре досок. Бормоча под нос ругательства не по-нашему, мужчина подбирает доски и кладет обратно в стопку. Заботливо поправляет, выравнивает. Неизвестный притаился за кучей строительного мусора и молча наблюдает за действиями полуголого строителя. Тому, наконец, надоело заниматься досками, вдобавок он замерз и, похоже, немного протрезвел. Уверенной походкой «гастер» возвращается в вагончик, дверь плотно закрывается.
Неизвестный с рюкзаком за плечами выбирается из укрытия. Обе доски возвращаются на место возле колеса. Щелкают застежки на ремнях, рюкзак соскальзывает на снег. Горловина распахивается, словно пасть ночного чудовища, из черной глотки появляются пластиковые бутылки с ярко-красными наклейками известной на весь мир фирмы. Только на этот раз внутри не газированное пойло, которое сколько ни пей, жажду не утолишь, а киселеобразная, непрозрачная жидкость с резким запахом, похожим на бензиновую вонь. Крышки плотно завинчены и для надежности обмотаны липкой лентой. К донышку такой же липучкой приклеены китайские хлопушки. Запальные шнуры смешно болтаются внизу мышиными хвостиками. Разложив бутылки на снегу, неизвестный встает в полный рост. В ночной тишине слышен вздох облегчения, словно человек наконец-то избавился от непосильной тяжести. Темная фигура осторожно подходит к вагончику. Дверь медленно раскрывается и неизвестный входит в тамбур. Справа и слева жилые помещения. За фанерными дверями тишина, только музыка невнятно бубнит странную мелодию. Вспыхивает огонек зажигалки. «Мышиные хвостики» запальных шнуров загораются с веселым, почти новогодним треском и шипением, словно предвещая радостное событие, что начнется сразу после хлопка. Неизвестный пинком вышибает одну дверь, потом вторую. Пластиковая бутыль описывает полукруг, запальный шнур шипит и роняет искорки. Двухлитровая емкость тяжело шлепается на пол. Дверь захлопывается, неизвестный со всей силы швыряет вторую бутылку в другую половину вагончика. Запальный шнур второй хлопушки то ли оказался короче, то ли горел быстрее … бутылка с зажигательной смесью взрывается в воздухе. На потолке мгновенно вздувается черно-рыжее облако и комья огня покрывают стены, пол, потолок … двухъярусные солдатские кровати, что стоят вдоль стен буквой «П», загораются мгновенно, словно они из соломы или бумаги. Видно, как огненные комья поглощают синие одеяла, спящих людей, матрасы и тягучими струями падают на лежащих внизу людей. Жидкий огонь прожигает их насквозь, чадные струи тонут в деревянном полу. Комнату заполняет непроницаемый черный дым … вагончик еще раз сотрясает взрыв — наконец сработала первая бомба. Крики сгорающих заживо людей нарастают лавиной, затем быстро стихают — зажигательная смесь убивает мучительно, но быстро. Неизвестный тем временем выбегает на улицу. Подпирает дверь досками. Пустой рюкзак прыгает на спину. Темная фигурка бросается к дыре в металлическом заборе. Прежде чем нырнуть в спасительную тьму, человек убирает черный шарф с лица, оглядывается. Вагончик строителей пылает изнутри, словно мартеновская печь. С треском рассыпается оконное стекло, сквозь дыры в прогорающем полу к земле тянутся узкие огненные струйки, рыжие космы пламени рвутся наружу через отверстия под потолком. Сквозь огонь видно, что решетки на окнах накалились докрасна. На мгновение появляются чьи-то скрюченные пальцы, касаются раскаленной решетки и тут же рассыпаются на мелкие угольки … неизвестный глядит на ужасное зрелище, в глазах отражаются огненные блики, по лицу мечутся тени. Равнодушно отворачивается, шарф возвращается на лицо. Человек быстро шагает прочь, темная фигура скрывается за деревьями на противоположной стороне двора.
Апполинарий возвращался домой после вечерней лекции в институте. До дома рукой подать, надо только перейти через проезжую часть и свернуть во двор. Апполинарий останавливается на пешеходном переходе, пропуская спешащие автомобили. Вообще-то остановиться и пропустить надо им, но Апполинарий предпочитал поступать наоборот — мало ли «джигитов» или просто нетрезвых придурков за рулем! Скромный серый «форд» притормаживает, распахивается дверь, слышен знакомый голос:
— Прошу вас, Апполинарий Павлович!
Колышев не раздумывая «плюхается» на переднее сиденье и тут же спохватывается — зачем он садится в чужую машину, дурак что ли? Проклятая интеллигентская уступчивость, мать ее!
— Да в чем дело!? — запоздало возмущается Апполинарий.
— Что с вами, господин Колышев? — раздается знакомый голос капитана Пятницкого. — Уже не узнаете?
— А, это вы … да, задумался, — скривился Апполинарий.
Стало жутко неудобно и Колышев почувствовал, что краснеет. Озлившись еще больше, грубо спрашивает:
— Чего надо?
— Да, в общем-то, ничего. Просто хочу передать кое-какие бумаги. Ну и выразить … э-э … восхищение вашей работой, — вкрадчиво отвечает Пятницкий.
— Что еще за бумаги? И какой моей работой вы восхищаетесь? Ознакомились с моими публикациями в Палюдариум. ру? — сухо осведомился Апполинарий.
— Э-э. нет, этот научный журнал я не читал. Не знал, что вы в нем публикуетесь, но теперь обязательно ознакомлюсь. Я имею в виду другую работу. Позавчера в вашем дворе спалили вагончик строителей. Заживо сгорело шестнадцать гастарбайтеров. Это событие вызвало шок, начался массовый отъезд жителей азиатских республик в родные пенаты.
— Гастеры разбегаются? — грубо уточняет Апполинарий. — Это хорошо. А причем здесь я?
— Вагончик загорелся сам? — иронично спрашивает капитан.
— Понятия не имею, — отрезал Апполинарий. — Во всяком случае, не от моих рук. Разумеется, и строительство, и азиаты меня раздражали, но это можно сказать обо всех жителях нашего дома да и, пожалуй, всего микрорайона.
Апполинарий посмотрел в окно. Мимо идет симпатичная девушка в коротком пальто, высокие сапоги на шпильке плотно обтягивают икры, волосы рассыпаны по плечам. Апполинарий подчеркнуто внимательно разглядывает красотку, давая понять недалекому «менту», что разговор пора заканчивать.
— Да? Хм, ну что ж, вы правы. А вам не любопытно узнать, как все произошло?
— Ну, рассказывайте… — пожимает плечами Апполинарий.
— Преступник — или преступники! — использовали зажигательную смесь, известную как супернапалм. Это когда в обычный напалм добавляют полистирол и некоторые щелочные металлы. Такая смесь прилипает даже к мокрой поверхности и способна самовоспламеняться от соприкосновения со снегом или водой. Тушить традиционным способом, то есть водой — ну, это как бензина добавить. Температура горения превышает тысячу градусов по Цельсию. Прожигает танковую броню. Изготовить такое зелье в домашних условиях трудно, необходимо оборудование, компоненты и — главное! — знания. Преступник человек образованный. Так вот, вагончик подожгли двумя бутылками с супернапалмом. Жидкость мгновенно воспламенилась и заживо сгорели все, кто был внутри. От самого вагончика тоже мало что осталось — супернапалм сжег почти все, железная рама и колесные оси выглядят так, словно их инопланетные термиты сгрызли. Следов преступник не оставил, свидетелей тоже нет, следствие зашло в тупик и нескоро из него выберется. Если выберется вообще! — усмехнулся Пятницкий.
Апполинарий пожимает плечами:
— Ну, азиатам туда и дорога. У себя дома пусть строительством занимаются. Следователю сочувствую — работенка предстоит нелегкая. А о пожаре я, разумеется, знаю — стройка-то почти в моем дворе. Но к пожару не имею никакого отношения, уверяю вас!
— Да-да, разумеется, сей акт вопиющей жестокости не ваших рук дело, — закивал Пятницкий и даже лицо делает эдакое преувеличенно возмущенное.
— Капитан, я еще раз вам повторяю — это не я! — восклицает Апполинарий.
— Конечно-конечно, господин Колышев, — поспешно соглашается Пятницкий, но на лице крупными буквами написано — так я тебе и поверил!
Апполинарий досадливо машет рукой:
— Что нибудь еще?
— Да! Вот, документики для вас припас кое-какие … ксерокопии, разумеется! О грузинской банде воров-домушников, что промышляла здесь недавно.
— А я тут причем? — опять удивился Апполинарий, но тут же осекся.
— Вот-вот, — удовлетворенно кивнул Пятницкий. — Есть очень серьезное подозрение, что именно эти ребята побывали в вашей квартире. К сожалению, арестовать и допросить не можем, пока нет прямых улик, только косвенные. Но вы-то процессуальным кодексом не обременены, спрашивать можете по полной программе. В любом случае «грызуны» расскажут много интересного. Берете?
— Да, — без колебаний отвечает Апполинарий.
Плотный конверт из оберточной бумаги перекочевывает в его руки.
— Благодарю. И до свидания! — сухо прощается Колышев.
Он неуклюже выбирается из машины, проклиная про себя низкую посадку «форда» и обледенелый тротуар.
— А за расследование пожара на стройке не извольте беспокоиться, господин Колышев! — слышится голос Пятницкого за спиной. — Тупик он и есть тупик.
— А я и не парюсь, с чего вы взяли? — с усмешкой ответил Апполинарий. — И вот еще что … перестаньте разговаривать со мной в манере дореволюционного приказчика из книжной лавки. Вам это совершенно не идет. А Палюдариум — это сайт в рунете для любителей латыни. Именно в интернете публикуется большая часть научных работ, а вовсе не в бумажных журналах — это позапрошлый век! За сим всего хорошего, Валерий Палыч.
Апполинарий переходит на другую сторону улицы с подчеркнуто независимым видом, при этом конверт с документами небрежно зажат двумя пальцами, словно это совсем ненужная, пустяковая вещь.
— Ну-ну, — с усмешкой качает головой Пятницкий.
Едва захлопывается железная дверь подъезда, Апполинарий бросается по лестнице в квартиру, перепрыгивая сразу через две ступени. После второго пролета заколотилось сердце, лицо покрылось жирными каплями пота, в груди засипели легкие. «Совсем дохлым стал, — вяло отметил про себя Апполинарий. — Надо побегать по утрам, что ли? Или приседать со штангой»? Дверь в квартиру поспешно распахивается, Апполинарий рвется внутрь, но проклятый ключ застрял в замке и злорадно уперся в какую-то там выемку. Злясь и ругаясь про себя, Апполинарий кое-как выдирает дурацкую «железяку», бросается в комнату. Прямо в верхней одежде, не снимая обуви, падает в кресло. Вспыхивает торшер, обрывки конверта летят на пол … в руках Апполинария оказалась тонкая стопка листов с текстом и фотографиями. Он внимательно прочитал документы, рассмотрел черно-белые изображения плохо выбритых мужчин в вязаных шапочках. Похоже, капитан не врал, утверждая, что именно эти трое ограбили квартиру и убили маму. Конечно, все предположения, но очень правдоподобные. На одной из фотографий изображен балкон, полуоткрытая дверь — второй этаж — внизу от руки написан адрес съемной квартиры. Судя по нему, дом расположен на соседней улице. Что ж, логично — обокрали квартиры в микрорайоне, потом перебрались в другой и так далее. Как правило, организованные банды домушников делят город на участки, чтобы не мешать друг другу, «пасутся» месяц, другой, затем уходят.
Апполинарий откладывает бумаги. Взгляд скользнул по комнате, замер на раскрытой входной двери — сквозь щель видна лестничная площадка, плиточный пол щерится выбоинами. Внизу стукнула дверь, через несколько секунд взвыл лифт. Раздвижные двери коротко прогудели этажом выше и все смолкло. Апполинарий запирает дверь в квартиру, раздевается и опять садится в кресло. Листки бумаги порывом воздуха снесло со столика, они веером рассыпались по полу. «Итак, — подумал Колышев, — будем действовать самостоятельно или натравим компанию качков? У них неплохо получается, но это моя личная проблема. Или вы, господин Колышев, боитесь ручки запачкать»? Нет, Апполинарий не боялся «запачкать ручки». Уже убивал и кровавые мальчики по ночам не беспокоили. Но в прошлый раз все вышло как-то само собой, он не замышлял и не планировал заранее убийство. И тот случай в институтском туалете тоже … само собой получилось! Это после руки тряслись и мысли всякие в голову лезли. Но потом все успокоилось, всему нашлось оправдание, оставшиеся сомнения хитрое «эго» засунуло подальше, а на передний план выдвинуло горделивое чувство восстановленной справедливости. Чертовски приятно быть мстителем неуловимым! Однако соваться в квартиру к ворам одному слишком легкомысленно. Апполинарий взглянул на часы — до тренировки осталось сорок минут.
— Прекрасно! — говорит он, довольно потирая руки.
Подвальный «центр культуризма» встретил Апполинария привычным запахом железа, резины и каменной прохлады. Все уже собрались, тренировка идет полным ходом, но при появлении Колышева все взгляды устремляются на него. Апполинарий даже смутился вначале, когда стали пожимать руки, похлопывать по плечам и без конца повторять одно и тоже — молодец, мужик, молоток и так далее.
— Братуха, полный решпект тебе! — ткнул кулаком в грудь Кир. — Давно пора было прижечь заразу. А как менты? Забегали наверно?
— Да так, — небрежно отмахнулся Апполинарий.
Он отвечал на приветствия, пожимал руки и улыбался — в общем, делал все то, что положено человеку, получающему поздравления. Только вот поздравлять его было не с чем — вагончик гастарбайтеров спалил не он. Мысль отомстить за жестокое избиение возникала не раз, но дальше планов дело не шло. Все-таки в глубине души Апполинарий так и остался «преподом», испорченным хорошим воспитанием, а потому вечно колеблющимся и комплексующим интеллигентом. Попросту говоря, тряпкой. Однако вагончик сгорел вместе с обитателями, скинхеды считают, что это он отомстил, Пятницкий тоже уверен, что его рук дело. Что ж, пусть так и будет. А настоящий поджигатель, какой нибудь нервный гражданин из дома напротив, останется неизвестным.
— Ладно, пацаны, харош про это, — произнес Апполинарий, подражая простецким манерам скинхедов. — Есть серьезный базар.
С этими словами он выкладывает на стол бумаги Пятницкого. Скинхеды по очереди рассматривают документы.
— Как такие бумаги попали к тебе? — удивленно спрашивает Кир.
— Мент знакомый подарил, — пошутил Апполинарий.
— Не понял! — нахмурился Кир.
Апполинарий почувствовал, как скинхеды напряглись после шутки.
— Некоторое время тому мою квартиру грабанули. Дома осталась мама. Грабители забрали ценные вещи — ну, золото там, деньги… — маму убили. Как свидетеля. Сотрудник полиции по моей просьбе сделал ксерокопии уголовного дела и передал мне. На словах пояснил, что именно эти ребята грабили квартиры в моем районе в то время. Надо поспрошать.
— Тогда другое дело, — успокоился Кир. — Только ты менту не верь. И обязательно плати наличными, что б падлюка не воображала о себе слишком много.
— Так и сделал, — кивнул Апполинарий.
— Лады. Чего от нас хочешь?
— Подстрахуете, пока я спрашивать буду. Идет?
— Без проблем, пацан! — широко улыбнулся Кирилл.
6.30 утра.
Покрытая инеем железная дверь подъезда, словно створка крепостных ворот, медленно распахивается. Мерзко скрежещут смерзшиеся петли, хрустит снежок под ногами, холодный воздух врывается белым облаком в теплый подъезд. Сытый мужчина в добротной дубленке и пыжиковой шапке «здравствуй совдепия» недовольно кривит обвислые щеки — какая гадкая зима в этом году! То ли дело в прошлом — снег так и не выпал, температура ниже ноля градусов не опускалась, тротуары и дороги льдом не покрывались. Европа, мать ее! А сейчас? Не успел высунуть нос наружу, как стужа цапает за лицо, словно бешеная собака, глаза застилают слезы, ледяной ветер морозит глотку и легкие болят от колючего воздуха. Расея, мать родная!
Мужчина поднимает воротник, нос прячется в пушистый шарф, руки сами ныряют в карманы, пальцы сжимаются в кулаки — так теплее. Ходить по утоптанному до каменной твердости снегу надобно осторожно, иначе резнешься — ухи отвалятся. Лицо опущено долу, взгляд устремлен под ноги, шаг быстр и мелок — так меньше шансов поскользнуться! — добропорядочный гражданин торопится на работу. На улице тишина, далеко впереди маячит спина другого гражданина, из соседнего дома напротив. Товарищ тоже торопится попасть на рабочее место пораньше начальства. Краем глаза мужчина замечает большое темное пятно на уровне второго этажа. Дом расположен буковой «Г», так что выходя из подъезда и сворачивая на дорогу к остановке, взгляд всегда упирается в стену. Ровные линии окон горят редкими утренними огнями, балконы торчат из гладкой стены, словно бородавки. С одной такой «бородавки» свисает на коротких веревках три мешка. Мужчина удивленно распахивает глаза, взгляд устремляется вверх. Мешки какие-то странные, вытянутые, словно это свернутые в рулоны ковры. «Сумасшедшие, что ли? — раздраженно думает гражданин. — Нашли место клопов морозить, идиоты»! Плюет с досады на придурковатых соседей, шагает дальше. Но что-то странное в этих мешках. Мужчина останавливается, смотрит внимательнее. Внезапно подпрыгивает на месте, пыжиковая шапка падает с головы на снег, на лице появляется выражение крайнего удивления и страха — в нескольких шагах от него виселица! Три полностью обнаженных мужских трупа свисают с балкона. Не соображая, что делает, подходит ближе. Теперь повешенные совсем рядом, если протянуть руку, то кончиками пальцев можно коснуться синих ступней. Порыв холодного ветра шумит ветвями, трупы качаются, с запорошенных снегом лиц сыпется белая пыль. Мужчина поднимает взгляд — у каждого повешенного на груди ярко белеет прямоугольный лист бумаги. Красным фломастером крупно выведено: «Я КВАРТИРНЫЙ ВОР!». Очередной порыв ветра поворачивает трупы, на голые торсы падает свет уличного фонаря. Хорошо видны выпученные в агонии незрячие глаза, опухшие лица припорошены снегом, у одного мертвеца до подбородка высунут фиолетовый язык. Листы бумаги формата А 4 приколоты канцелярскими кнопками, пластмассовые наконечники торчат наружу, словно шляпки не до конца забитых гвоздей. Гражданин медленно пятится, нога попадает в пыжиковую шапку, мужчина оступается и падает. Не сводя глаз с виселицы достает из кармана телефон. Трубка выскальзывает из ослабевших пальцев, пластиковая коробочка проваливается в снег. Мужчина безуспешно шарит рукой, потом встает и пятится задом к подъезду. В следующую секунду оцепенение проходит, гражданин бросается к дверям. Грюкает железная створка, раздается стук каблуков по ступеням, истошно воют электромоторы и лифт уносит перепуганного гражданина наверх. Через полминуты телефон дежурной части районного отдела полиции заливается раздражающе громкой трелью. Сильный порыв ветра сталкивает трупы друг с другом, в тихом дворе слышно легкое постукивание, словно кто-то пробует деревянные ложки на звук. Поземка заметает дорогую пыжиковую шапку, мобильный телефон все глубже проваливается в снег.
Апполинарий отложил книгу, снял очки.
— Да, — прошептал он. — Начался новый, победоносный этап войны! Надо проанализировать причины неудач наших предшественников и начать решительное наступление на врага. Я изгоню чужаков из моего города!
Глава 6
Далеко за полночь. Снег валится на землю, словно пух из худой подушки. Ледяной ветер угомонился еще вечером. Или его прогнали суровые тучи, что заполонили небосвод и укрыли планету от холодной ярости зимних звезд. Царит тишина, только изредка доносится звук мотора проезжающей вдалеке машины. Иногда ветви не выдерживают тяжести налипшего снега и белые комья с шорохом бросаются к земле, увеличивая и без того толстое снежное покрывало. Мягкий и нежный, как шерсть ангорской кошки, снег бесшумно уступает идущему человеку. Ноги, обернутые в белый целлофан, скользят и разъезжаются на малейшей неровности, поэтому человек шагает осторожно. Вязаная шапочка натянута почти на глаза, лицо скрыто под шарфом. На спине безобразным горбом вырисовывается рюкзак. Неизвестный идет крадучись, так, чтобы не выходить на освещенные места. Во дворе, засаженном старыми липами с густыми кронами, это несложно. С противоположной стороны двор перегорожен забором. Безобразная металлическая гармошка тянется по земле, словно зазубренное лезвие ножа, вбитое садистом-маньяком в тело жертвы. За забором возвышается уродливая конструкция то ли недостроенного офисного центра, то ли магазина. Сбоку приютился вагончик приезжих строителей. Смуглолицые «гастарбайтеры» трудятся день и ночь. С раннего утра загораются прожектора, оживает кран и ленты транспортеров, гудят бетономешалки. Тяжелые и неповоротливые КамАЗы с крутящимися задницами вваливаются во двор, с шумом опорожняются дымящимся раствором бетона и торопливо уползают прочь. Стройка живет своей собственной жизнью и жильцы рядом стоящих домов с раздражением — а кое-кто и с ненавистью! — бессильно наблюдают, как растет чужеродный организм под их окнами.
Неизвестный подходит к забору. В руках появляются кусачки. Тихо щелкают стальные клыки, на снег падают кусочки проволоки. Лист рифленого железа отгибается, в образовавшемся отверстии вначале скрывается голова, затем и туловище. Оказавшись по другую сторону забора, неизвестный шагает прямо к вагончику строителей. Дверь плотно закрыта, занавески на окнах отсвечивают бледно-рыжим светом. На светлом фоне грубо выделяются самодельные решетки из арматурного прута. Сквозь щели тянет странным дымком, слышны тягучие звуки. Человек подходит ближе, осматривается. Внимание привлекают доски, сложенные в стопку. Человек выбирает пару самых крепких, кладет возле колеса. В этот момент дверь распахивается, на пороге появляется раздетый до пояса строитель. Чистый, морозный воздух наполняется вонью давно немытого помещения, прокисших носков и странным, дурманящим запахом. В ночной тишине разносятся заунывные звуки нездешней музыки. Строитель делает несколько неуверенных шагов, затем долго мочится на железную бочку из-под краски. Поворачивается, взгляд мутных глаз останавливается на паре досок. Бормоча под нос ругательства не по-нашему, мужчина подбирает доски и кладет обратно в стопку. Заботливо поправляет, выравнивает. Неизвестный притаился за кучей строительного мусора и молча наблюдает за действиями полуголого строителя. Тому, наконец, надоело заниматься досками, вдобавок он замерз и, похоже, немного протрезвел. Уверенной походкой «гастер» возвращается в вагончик, дверь плотно закрывается.
Неизвестный с рюкзаком за плечами выбирается из укрытия. Обе доски возвращаются на место возле колеса. Щелкают застежки на ремнях, рюкзак соскальзывает на снег. Горловина распахивается, словно пасть ночного чудовища, из черной глотки появляются пластиковые бутылки с ярко-красными наклейками известной на весь мир фирмы. Только на этот раз внутри не газированное пойло, которое сколько ни пей, жажду не утолишь, а киселеобразная, непрозрачная жидкость с резким запахом, похожим на бензиновую вонь. Крышки плотно завинчены и для надежности обмотаны липкой лентой. К донышку такой же липучкой приклеены китайские хлопушки. Запальные шнуры смешно болтаются внизу мышиными хвостиками. Разложив бутылки на снегу, неизвестный встает в полный рост. В ночной тишине слышен вздох облегчения, словно человек наконец-то избавился от непосильной тяжести. Темная фигура осторожно подходит к вагончику. Дверь медленно раскрывается и неизвестный входит в тамбур. Справа и слева жилые помещения. За фанерными дверями тишина, только музыка невнятно бубнит странную мелодию. Вспыхивает огонек зажигалки. «Мышиные хвостики» запальных шнуров загораются с веселым, почти новогодним треском и шипением, словно предвещая радостное событие, что начнется сразу после хлопка. Неизвестный пинком вышибает одну дверь, потом вторую. Пластиковая бутыль описывает полукруг, запальный шнур шипит и роняет искорки. Двухлитровая емкость тяжело шлепается на пол. Дверь захлопывается, неизвестный со всей силы швыряет вторую бутылку в другую половину вагончика. Запальный шнур второй хлопушки то ли оказался короче, то ли горел быстрее … бутылка с зажигательной смесью взрывается в воздухе. На потолке мгновенно вздувается черно-рыжее облако и комья огня покрывают стены, пол, потолок … двухъярусные солдатские кровати, что стоят вдоль стен буквой «П», загораются мгновенно, словно они из соломы или бумаги. Видно, как огненные комья поглощают синие одеяла, спящих людей, матрасы и тягучими струями падают на лежащих внизу людей. Жидкий огонь прожигает их насквозь, чадные струи тонут в деревянном полу. Комнату заполняет непроницаемый черный дым … вагончик еще раз сотрясает взрыв — наконец сработала первая бомба. Крики сгорающих заживо людей нарастают лавиной, затем быстро стихают — зажигательная смесь убивает мучительно, но быстро. Неизвестный тем временем выбегает на улицу. Подпирает дверь досками. Пустой рюкзак прыгает на спину. Темная фигурка бросается к дыре в металлическом заборе. Прежде чем нырнуть в спасительную тьму, человек убирает черный шарф с лица, оглядывается. Вагончик строителей пылает изнутри, словно мартеновская печь. С треском рассыпается оконное стекло, сквозь дыры в прогорающем полу к земле тянутся узкие огненные струйки, рыжие космы пламени рвутся наружу через отверстия под потолком. Сквозь огонь видно, что решетки на окнах накалились докрасна. На мгновение появляются чьи-то скрюченные пальцы, касаются раскаленной решетки и тут же рассыпаются на мелкие угольки … неизвестный глядит на ужасное зрелище, в глазах отражаются огненные блики, по лицу мечутся тени. Равнодушно отворачивается, шарф возвращается на лицо. Человек быстро шагает прочь, темная фигура скрывается за деревьями на противоположной стороне двора.
Апполинарий возвращался домой после вечерней лекции в институте. До дома рукой подать, надо только перейти через проезжую часть и свернуть во двор. Апполинарий останавливается на пешеходном переходе, пропуская спешащие автомобили. Вообще-то остановиться и пропустить надо им, но Апполинарий предпочитал поступать наоборот — мало ли «джигитов» или просто нетрезвых придурков за рулем! Скромный серый «форд» притормаживает, распахивается дверь, слышен знакомый голос:
— Прошу вас, Апполинарий Павлович!
Колышев не раздумывая «плюхается» на переднее сиденье и тут же спохватывается — зачем он садится в чужую машину, дурак что ли? Проклятая интеллигентская уступчивость, мать ее!
— Да в чем дело!? — запоздало возмущается Апполинарий.
— Что с вами, господин Колышев? — раздается знакомый голос капитана Пятницкого. — Уже не узнаете?
— А, это вы … да, задумался, — скривился Апполинарий.
Стало жутко неудобно и Колышев почувствовал, что краснеет. Озлившись еще больше, грубо спрашивает:
— Чего надо?
— Да, в общем-то, ничего. Просто хочу передать кое-какие бумаги. Ну и выразить … э-э … восхищение вашей работой, — вкрадчиво отвечает Пятницкий.
— Что еще за бумаги? И какой моей работой вы восхищаетесь? Ознакомились с моими публикациями в Палюдариум. ру? — сухо осведомился Апполинарий.
— Э-э. нет, этот научный журнал я не читал. Не знал, что вы в нем публикуетесь, но теперь обязательно ознакомлюсь. Я имею в виду другую работу. Позавчера в вашем дворе спалили вагончик строителей. Заживо сгорело шестнадцать гастарбайтеров. Это событие вызвало шок, начался массовый отъезд жителей азиатских республик в родные пенаты.
— Гастеры разбегаются? — грубо уточняет Апполинарий. — Это хорошо. А причем здесь я?
— Вагончик загорелся сам? — иронично спрашивает капитан.
— Понятия не имею, — отрезал Апполинарий. — Во всяком случае, не от моих рук. Разумеется, и строительство, и азиаты меня раздражали, но это можно сказать обо всех жителях нашего дома да и, пожалуй, всего микрорайона.
Апполинарий посмотрел в окно. Мимо идет симпатичная девушка в коротком пальто, высокие сапоги на шпильке плотно обтягивают икры, волосы рассыпаны по плечам. Апполинарий подчеркнуто внимательно разглядывает красотку, давая понять недалекому «менту», что разговор пора заканчивать.
— Да? Хм, ну что ж, вы правы. А вам не любопытно узнать, как все произошло?
— Ну, рассказывайте… — пожимает плечами Апполинарий.
— Преступник — или преступники! — использовали зажигательную смесь, известную как супернапалм. Это когда в обычный напалм добавляют полистирол и некоторые щелочные металлы. Такая смесь прилипает даже к мокрой поверхности и способна самовоспламеняться от соприкосновения со снегом или водой. Тушить традиционным способом, то есть водой — ну, это как бензина добавить. Температура горения превышает тысячу градусов по Цельсию. Прожигает танковую броню. Изготовить такое зелье в домашних условиях трудно, необходимо оборудование, компоненты и — главное! — знания. Преступник человек образованный. Так вот, вагончик подожгли двумя бутылками с супернапалмом. Жидкость мгновенно воспламенилась и заживо сгорели все, кто был внутри. От самого вагончика тоже мало что осталось — супернапалм сжег почти все, железная рама и колесные оси выглядят так, словно их инопланетные термиты сгрызли. Следов преступник не оставил, свидетелей тоже нет, следствие зашло в тупик и нескоро из него выберется. Если выберется вообще! — усмехнулся Пятницкий.
Апполинарий пожимает плечами:
— Ну, азиатам туда и дорога. У себя дома пусть строительством занимаются. Следователю сочувствую — работенка предстоит нелегкая. А о пожаре я, разумеется, знаю — стройка-то почти в моем дворе. Но к пожару не имею никакого отношения, уверяю вас!
— Да-да, разумеется, сей акт вопиющей жестокости не ваших рук дело, — закивал Пятницкий и даже лицо делает эдакое преувеличенно возмущенное.
— Капитан, я еще раз вам повторяю — это не я! — восклицает Апполинарий.
— Конечно-конечно, господин Колышев, — поспешно соглашается Пятницкий, но на лице крупными буквами написано — так я тебе и поверил!
Апполинарий досадливо машет рукой:
— Что нибудь еще?
— Да! Вот, документики для вас припас кое-какие … ксерокопии, разумеется! О грузинской банде воров-домушников, что промышляла здесь недавно.
— А я тут причем? — опять удивился Апполинарий, но тут же осекся.
— Вот-вот, — удовлетворенно кивнул Пятницкий. — Есть очень серьезное подозрение, что именно эти ребята побывали в вашей квартире. К сожалению, арестовать и допросить не можем, пока нет прямых улик, только косвенные. Но вы-то процессуальным кодексом не обременены, спрашивать можете по полной программе. В любом случае «грызуны» расскажут много интересного. Берете?
— Да, — без колебаний отвечает Апполинарий.
Плотный конверт из оберточной бумаги перекочевывает в его руки.
— Благодарю. И до свидания! — сухо прощается Колышев.
Он неуклюже выбирается из машины, проклиная про себя низкую посадку «форда» и обледенелый тротуар.
— А за расследование пожара на стройке не извольте беспокоиться, господин Колышев! — слышится голос Пятницкого за спиной. — Тупик он и есть тупик.
— А я и не парюсь, с чего вы взяли? — с усмешкой ответил Апполинарий. — И вот еще что … перестаньте разговаривать со мной в манере дореволюционного приказчика из книжной лавки. Вам это совершенно не идет. А Палюдариум — это сайт в рунете для любителей латыни. Именно в интернете публикуется большая часть научных работ, а вовсе не в бумажных журналах — это позапрошлый век! За сим всего хорошего, Валерий Палыч.
Апполинарий переходит на другую сторону улицы с подчеркнуто независимым видом, при этом конверт с документами небрежно зажат двумя пальцами, словно это совсем ненужная, пустяковая вещь.
— Ну-ну, — с усмешкой качает головой Пятницкий.
Едва захлопывается железная дверь подъезда, Апполинарий бросается по лестнице в квартиру, перепрыгивая сразу через две ступени. После второго пролета заколотилось сердце, лицо покрылось жирными каплями пота, в груди засипели легкие. «Совсем дохлым стал, — вяло отметил про себя Апполинарий. — Надо побегать по утрам, что ли? Или приседать со штангой»? Дверь в квартиру поспешно распахивается, Апполинарий рвется внутрь, но проклятый ключ застрял в замке и злорадно уперся в какую-то там выемку. Злясь и ругаясь про себя, Апполинарий кое-как выдирает дурацкую «железяку», бросается в комнату. Прямо в верхней одежде, не снимая обуви, падает в кресло. Вспыхивает торшер, обрывки конверта летят на пол … в руках Апполинария оказалась тонкая стопка листов с текстом и фотографиями. Он внимательно прочитал документы, рассмотрел черно-белые изображения плохо выбритых мужчин в вязаных шапочках. Похоже, капитан не врал, утверждая, что именно эти трое ограбили квартиру и убили маму. Конечно, все предположения, но очень правдоподобные. На одной из фотографий изображен балкон, полуоткрытая дверь — второй этаж — внизу от руки написан адрес съемной квартиры. Судя по нему, дом расположен на соседней улице. Что ж, логично — обокрали квартиры в микрорайоне, потом перебрались в другой и так далее. Как правило, организованные банды домушников делят город на участки, чтобы не мешать друг другу, «пасутся» месяц, другой, затем уходят.
Апполинарий откладывает бумаги. Взгляд скользнул по комнате, замер на раскрытой входной двери — сквозь щель видна лестничная площадка, плиточный пол щерится выбоинами. Внизу стукнула дверь, через несколько секунд взвыл лифт. Раздвижные двери коротко прогудели этажом выше и все смолкло. Апполинарий запирает дверь в квартиру, раздевается и опять садится в кресло. Листки бумаги порывом воздуха снесло со столика, они веером рассыпались по полу. «Итак, — подумал Колышев, — будем действовать самостоятельно или натравим компанию качков? У них неплохо получается, но это моя личная проблема. Или вы, господин Колышев, боитесь ручки запачкать»? Нет, Апполинарий не боялся «запачкать ручки». Уже убивал и кровавые мальчики по ночам не беспокоили. Но в прошлый раз все вышло как-то само собой, он не замышлял и не планировал заранее убийство. И тот случай в институтском туалете тоже … само собой получилось! Это после руки тряслись и мысли всякие в голову лезли. Но потом все успокоилось, всему нашлось оправдание, оставшиеся сомнения хитрое «эго» засунуло подальше, а на передний план выдвинуло горделивое чувство восстановленной справедливости. Чертовски приятно быть мстителем неуловимым! Однако соваться в квартиру к ворам одному слишком легкомысленно. Апполинарий взглянул на часы — до тренировки осталось сорок минут.
— Прекрасно! — говорит он, довольно потирая руки.
Подвальный «центр культуризма» встретил Апполинария привычным запахом железа, резины и каменной прохлады. Все уже собрались, тренировка идет полным ходом, но при появлении Колышева все взгляды устремляются на него. Апполинарий даже смутился вначале, когда стали пожимать руки, похлопывать по плечам и без конца повторять одно и тоже — молодец, мужик, молоток и так далее.
— Братуха, полный решпект тебе! — ткнул кулаком в грудь Кир. — Давно пора было прижечь заразу. А как менты? Забегали наверно?
— Да так, — небрежно отмахнулся Апполинарий.
Он отвечал на приветствия, пожимал руки и улыбался — в общем, делал все то, что положено человеку, получающему поздравления. Только вот поздравлять его было не с чем — вагончик гастарбайтеров спалил не он. Мысль отомстить за жестокое избиение возникала не раз, но дальше планов дело не шло. Все-таки в глубине души Апполинарий так и остался «преподом», испорченным хорошим воспитанием, а потому вечно колеблющимся и комплексующим интеллигентом. Попросту говоря, тряпкой. Однако вагончик сгорел вместе с обитателями, скинхеды считают, что это он отомстил, Пятницкий тоже уверен, что его рук дело. Что ж, пусть так и будет. А настоящий поджигатель, какой нибудь нервный гражданин из дома напротив, останется неизвестным.
— Ладно, пацаны, харош про это, — произнес Апполинарий, подражая простецким манерам скинхедов. — Есть серьезный базар.
С этими словами он выкладывает на стол бумаги Пятницкого. Скинхеды по очереди рассматривают документы.
— Как такие бумаги попали к тебе? — удивленно спрашивает Кир.
— Мент знакомый подарил, — пошутил Апполинарий.
— Не понял! — нахмурился Кир.
Апполинарий почувствовал, как скинхеды напряглись после шутки.
— Некоторое время тому мою квартиру грабанули. Дома осталась мама. Грабители забрали ценные вещи — ну, золото там, деньги… — маму убили. Как свидетеля. Сотрудник полиции по моей просьбе сделал ксерокопии уголовного дела и передал мне. На словах пояснил, что именно эти ребята грабили квартиры в моем районе в то время. Надо поспрошать.
— Тогда другое дело, — успокоился Кир. — Только ты менту не верь. И обязательно плати наличными, что б падлюка не воображала о себе слишком много.
— Так и сделал, — кивнул Апполинарий.
— Лады. Чего от нас хочешь?
— Подстрахуете, пока я спрашивать буду. Идет?
— Без проблем, пацан! — широко улыбнулся Кирилл.
6.30 утра.
Покрытая инеем железная дверь подъезда, словно створка крепостных ворот, медленно распахивается. Мерзко скрежещут смерзшиеся петли, хрустит снежок под ногами, холодный воздух врывается белым облаком в теплый подъезд. Сытый мужчина в добротной дубленке и пыжиковой шапке «здравствуй совдепия» недовольно кривит обвислые щеки — какая гадкая зима в этом году! То ли дело в прошлом — снег так и не выпал, температура ниже ноля градусов не опускалась, тротуары и дороги льдом не покрывались. Европа, мать ее! А сейчас? Не успел высунуть нос наружу, как стужа цапает за лицо, словно бешеная собака, глаза застилают слезы, ледяной ветер морозит глотку и легкие болят от колючего воздуха. Расея, мать родная!
Мужчина поднимает воротник, нос прячется в пушистый шарф, руки сами ныряют в карманы, пальцы сжимаются в кулаки — так теплее. Ходить по утоптанному до каменной твердости снегу надобно осторожно, иначе резнешься — ухи отвалятся. Лицо опущено долу, взгляд устремлен под ноги, шаг быстр и мелок — так меньше шансов поскользнуться! — добропорядочный гражданин торопится на работу. На улице тишина, далеко впереди маячит спина другого гражданина, из соседнего дома напротив. Товарищ тоже торопится попасть на рабочее место пораньше начальства. Краем глаза мужчина замечает большое темное пятно на уровне второго этажа. Дом расположен буковой «Г», так что выходя из подъезда и сворачивая на дорогу к остановке, взгляд всегда упирается в стену. Ровные линии окон горят редкими утренними огнями, балконы торчат из гладкой стены, словно бородавки. С одной такой «бородавки» свисает на коротких веревках три мешка. Мужчина удивленно распахивает глаза, взгляд устремляется вверх. Мешки какие-то странные, вытянутые, словно это свернутые в рулоны ковры. «Сумасшедшие, что ли? — раздраженно думает гражданин. — Нашли место клопов морозить, идиоты»! Плюет с досады на придурковатых соседей, шагает дальше. Но что-то странное в этих мешках. Мужчина останавливается, смотрит внимательнее. Внезапно подпрыгивает на месте, пыжиковая шапка падает с головы на снег, на лице появляется выражение крайнего удивления и страха — в нескольких шагах от него виселица! Три полностью обнаженных мужских трупа свисают с балкона. Не соображая, что делает, подходит ближе. Теперь повешенные совсем рядом, если протянуть руку, то кончиками пальцев можно коснуться синих ступней. Порыв холодного ветра шумит ветвями, трупы качаются, с запорошенных снегом лиц сыпется белая пыль. Мужчина поднимает взгляд — у каждого повешенного на груди ярко белеет прямоугольный лист бумаги. Красным фломастером крупно выведено: «Я КВАРТИРНЫЙ ВОР!». Очередной порыв ветра поворачивает трупы, на голые торсы падает свет уличного фонаря. Хорошо видны выпученные в агонии незрячие глаза, опухшие лица припорошены снегом, у одного мертвеца до подбородка высунут фиолетовый язык. Листы бумаги формата А 4 приколоты канцелярскими кнопками, пластмассовые наконечники торчат наружу, словно шляпки не до конца забитых гвоздей. Гражданин медленно пятится, нога попадает в пыжиковую шапку, мужчина оступается и падает. Не сводя глаз с виселицы достает из кармана телефон. Трубка выскальзывает из ослабевших пальцев, пластиковая коробочка проваливается в снег. Мужчина безуспешно шарит рукой, потом встает и пятится задом к подъезду. В следующую секунду оцепенение проходит, гражданин бросается к дверям. Грюкает железная створка, раздается стук каблуков по ступеням, истошно воют электромоторы и лифт уносит перепуганного гражданина наверх. Через полминуты телефон дежурной части районного отдела полиции заливается раздражающе громкой трелью. Сильный порыв ветра сталкивает трупы друг с другом, в тихом дворе слышно легкое постукивание, словно кто-то пробует деревянные ложки на звук. Поземка заметает дорогую пыжиковую шапку, мобильный телефон все глубже проваливается в снег.