Мысли узника святой Елены
Часть 26 из 66 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
CCCCXXV
Посреди всех этих смотров, пушек и штыков я порою оставался философом; среди тех, кто меня поносит, есть немало таких, кои никогда не делали ничего подобного.
CCCCXXVI
Здравый смысл создает одаренных людей; самолюбие же – лишь ветер, который надувает паруса и ведет их корабль прямо к пристани.
CCCCXXVII
Катон совершил великую глупость, покончив жизнь самоубийством из одного страха встретиться с Цезарем[396].
CCCCXXVIII
Если бы Ганнибал узнал о переходе моей армии через Большой Сен-Бернар, он посчитал бы свое альпийское путешествие сущей безделицей[397].
CCCCXXIX
Быть может, мне надобно было подражать Генриху VIII[398], сделавшись единственным первосвященником и религиозным вождем моей Империи; рано или поздно монархи придут к этому.
CCCCXXX
Пушечное ядро, поразившее Моро при Дрездене, было одним из последних вестников моей удачи в этом сражении[399].
CCCCXXXI
После сражения при Лейпциге я мог бы опустошить страну, лежащую между мною и неприятелем, как то сделал Веллингтон в Португалии или как в былые времена еще Людовик XIV повелел поступить в Палатинате: право войны позволяло мне это, но я не хотел подобным образом обеспечивать свою безопасность. Мои солдаты, раздавив баварцев при Ганау, показали, что я могу полагаться на их доблесть[400].
CCCCXXXII
Ничего необыкновенного в побеге Мале не было, другое дело – арест Ровиго или бегство Ласкье. Все потеряли голову, начиная с самих заговорщиков[401].
CCCCXXXIII
Много ‘Критиковали мою статую на Вандомской площади и велеречивые надписи о моем царствовании. Однако ж надобно, чтобы короли позволяли делать все по причуде художников, – ведь Людовик XIV отнюдь не приказывал, чтобы поместили рабов у ног его статуи, и не требовал, чтобы Ла Фёйлад начертал на пьедестале: «Бессмертному человеку». И когда увидят где-нибудь надпись «Наполеон Великий», то поймут, что не я сочинил эту надпись, а лишь не запрещал говорить об этом другим[402].
CCCCXXXIV
Я советовался с аббатом Грегуаром[403] касательно конкордата 1801 г., его мнения показались мне весьма здравыми, однако ж я лишь принял их к сведению и в пререканиях со священниками уступил только в нескольких пунктах. Но именно в этом я и был не прав.
CCCCXXXV
Тот, кто не стремится снискать уважение современников, не достоин его.
CCCCXXXVI
Карл Пятый годам к пятидесяти начал молоть всякий вздор; в отличие от него многие короли всю свою жизнь только и делают, что болтают всякую чепуху[404].
CCCCXXXVII
Говорят, что Этъенн занимается политикой, в мое же время он сочинял комедии, – это был весьма необходимый государству человек[405].
CCCCXXXVIII
Я отнюдь не повлиял на возвышение Бернадотта в Швеции, а ведь я мог тому воспротивиться; Россия, помню, поначалу весьма была недовольна, ибо воображала, что это входит в мои планы.
CCCCXXXIX
Хоть я и хотел возродить достопамятные времена древности, но это никогда не простиралось столь далеко, чтобы восстановить афинскую демократию[406]. Правление черни никогда не привлекало меня.
CCCCXL
Говорят, что священники и философы Франции имеют миссионеров, кои разъезжают по провинциям. Это, должно быть, напоминает бывшие некогда диспуты августинцев с кордельерами. Похоже, что правительство уже более не существует?
CCCCXLI
Лондонские газетчики прохаживаются насчет моего здоровья и здешнего образа жизни. Воображение у них, мягко выражаясь, сильно отдает поэзией. Но всем же надобно добывать себе пропитание, даже насекомым.
CCCCXLII
У королей нет недостатка в людях, которые находят случай возразить. Я никогда не допускал этого. Врач нужен для того, чтобы лечить лихорадку, а не писать на нее сатиру. У вас есть лекарства? Так дайте их; если нет, помолчите.
CCCCXLIII
Надобно следовать за фортуной со всеми ее капризами, поправляя ее, насколько это возможно.
CCCCXLIV
Дух независимости и национальности, который я пробудил в Италии, переживет революции сего века. Мне довелось свершить в этой стране более, нежели дому Медичи[407].
CCCCXLV
Всякий человек делает ошибки, делают их и государи. О мертвых судят частию, пожалуй, справедливо, не то что о живых. При жизни Людовика XIV современники осудили войну за Испанское наследство, ныне же ему воздают должное; беспристрастный судия должен признать, что было бы подлостью с моей стороны не согласиться на отречение Карла IV от испанского престола.
CCCCXLVI
Если хочешь сохранить за собою хоть какое-то превосходство, нужно менять военную тактику каждые десять лет.
CCCCXLVII
Люди прошлого для меня отнюдь не предпочтительнее людей нынешних, но прежде пустой и никчемной болтовни было много меньше, нежели в теперешние времена.
CCCCXLVIII
Надобно, чтобы природа поставила гения таким образом, чтобы он мог сделать из этого должное употребление, но часто он не находит себе надлежащего места и, как засушенное семя, остается бесплоден.
CCCCXLIX
Можно с избытком жаловать ленты куртизанам, но сие отнюдь не делает из оных людей.
CCCCL
Эта французская Минерва порою весьма неповоротлива, и ее оружие прямо-таки изъедено ржавчиной. И немудрено, ведь ныне Европа ничем не обнаруживает себя, и кажется, что она просто отдыхает.
CCCCLI
Место военных действий – это шахматная доска генерала, именно его выбор обнаруживает способности или невежество военачальника.
CCCCLII
Я присоединяюсь к Эпиктету, сказавшему: «Когда говорят о тебе плохо и это – правда, исправься, если же это – ложь, посмейся над этим». Я научен ничему не удивляться: остановившись на отдых, я не обращаю внимания на разных шавок, которые лают по дороге[408].
CCCCLIII
Истинный герой играет во время сражения шахматную партию независимо от ее исхода.
CCCCLIV
В деле предрассудки и страсти – вредны; единственная допустимая из последних – стремление к общему благу.
CCCCLV
В 1806 г., после Пресбургского мира, поведение пруссаков давало мне право вернуться во Францию через Берлин, но вместо этого я предпочел переговоры и теперь раскаиваюсь в этом[409].
CCCCLVI
Большинство наших академиков суть сочинители, коими восхищаются, но при этом зевают от скуки.
CCCCLVII
В Европе оказывают мне честь уже тем, что все еще говорят обо мне. У делателей брошюр, должно быть, не хватает корма, вот они и пользуются моим именем, чтобы заполнять свои листки.
CCCCLVIII
Я был уверен, что одержу победу под Парижем, если бы мне не отказали в командовании армией. Пруссаки наткнулись бы на мою шпагу при переходе через Сену. Я призываю в том к свидетельству военных.
CCCCLIX
Моя финансовая система предусматривала уменьшение прямых налогов, кои ложатся тяжким бременем, и замену их косвенными, направленными только против роскоши и невоздержанности.
CCCCLX
Я никогда не говорил, что герцог Рагузский изменил мне, а лишь то, что его капитуляция при Эссоне просто смехотворна, а между тем оказалась гибельной для меня[410].
CCCCLXI
На следующий день после сражения при Иене прусские генералы просили у меня перемирия на три дня, чтобы, как они говорили, похоронить раненых, я же велел ответить им: «Думайте о живых и предоставьте нам заботу о мертвых; только ради этого отнюдь не надобно никакого перемирия».
CCCCLXII
Посреди всех этих смотров, пушек и штыков я порою оставался философом; среди тех, кто меня поносит, есть немало таких, кои никогда не делали ничего подобного.
CCCCXXVI
Здравый смысл создает одаренных людей; самолюбие же – лишь ветер, который надувает паруса и ведет их корабль прямо к пристани.
CCCCXXVII
Катон совершил великую глупость, покончив жизнь самоубийством из одного страха встретиться с Цезарем[396].
CCCCXXVIII
Если бы Ганнибал узнал о переходе моей армии через Большой Сен-Бернар, он посчитал бы свое альпийское путешествие сущей безделицей[397].
CCCCXXIX
Быть может, мне надобно было подражать Генриху VIII[398], сделавшись единственным первосвященником и религиозным вождем моей Империи; рано или поздно монархи придут к этому.
CCCCXXX
Пушечное ядро, поразившее Моро при Дрездене, было одним из последних вестников моей удачи в этом сражении[399].
CCCCXXXI
После сражения при Лейпциге я мог бы опустошить страну, лежащую между мною и неприятелем, как то сделал Веллингтон в Португалии или как в былые времена еще Людовик XIV повелел поступить в Палатинате: право войны позволяло мне это, но я не хотел подобным образом обеспечивать свою безопасность. Мои солдаты, раздавив баварцев при Ганау, показали, что я могу полагаться на их доблесть[400].
CCCCXXXII
Ничего необыкновенного в побеге Мале не было, другое дело – арест Ровиго или бегство Ласкье. Все потеряли голову, начиная с самих заговорщиков[401].
CCCCXXXIII
Много ‘Критиковали мою статую на Вандомской площади и велеречивые надписи о моем царствовании. Однако ж надобно, чтобы короли позволяли делать все по причуде художников, – ведь Людовик XIV отнюдь не приказывал, чтобы поместили рабов у ног его статуи, и не требовал, чтобы Ла Фёйлад начертал на пьедестале: «Бессмертному человеку». И когда увидят где-нибудь надпись «Наполеон Великий», то поймут, что не я сочинил эту надпись, а лишь не запрещал говорить об этом другим[402].
CCCCXXXIV
Я советовался с аббатом Грегуаром[403] касательно конкордата 1801 г., его мнения показались мне весьма здравыми, однако ж я лишь принял их к сведению и в пререканиях со священниками уступил только в нескольких пунктах. Но именно в этом я и был не прав.
CCCCXXXV
Тот, кто не стремится снискать уважение современников, не достоин его.
CCCCXXXVI
Карл Пятый годам к пятидесяти начал молоть всякий вздор; в отличие от него многие короли всю свою жизнь только и делают, что болтают всякую чепуху[404].
CCCCXXXVII
Говорят, что Этъенн занимается политикой, в мое же время он сочинял комедии, – это был весьма необходимый государству человек[405].
CCCCXXXVIII
Я отнюдь не повлиял на возвышение Бернадотта в Швеции, а ведь я мог тому воспротивиться; Россия, помню, поначалу весьма была недовольна, ибо воображала, что это входит в мои планы.
CCCCXXXIX
Хоть я и хотел возродить достопамятные времена древности, но это никогда не простиралось столь далеко, чтобы восстановить афинскую демократию[406]. Правление черни никогда не привлекало меня.
CCCCXL
Говорят, что священники и философы Франции имеют миссионеров, кои разъезжают по провинциям. Это, должно быть, напоминает бывшие некогда диспуты августинцев с кордельерами. Похоже, что правительство уже более не существует?
CCCCXLI
Лондонские газетчики прохаживаются насчет моего здоровья и здешнего образа жизни. Воображение у них, мягко выражаясь, сильно отдает поэзией. Но всем же надобно добывать себе пропитание, даже насекомым.
CCCCXLII
У королей нет недостатка в людях, которые находят случай возразить. Я никогда не допускал этого. Врач нужен для того, чтобы лечить лихорадку, а не писать на нее сатиру. У вас есть лекарства? Так дайте их; если нет, помолчите.
CCCCXLIII
Надобно следовать за фортуной со всеми ее капризами, поправляя ее, насколько это возможно.
CCCCXLIV
Дух независимости и национальности, который я пробудил в Италии, переживет революции сего века. Мне довелось свершить в этой стране более, нежели дому Медичи[407].
CCCCXLV
Всякий человек делает ошибки, делают их и государи. О мертвых судят частию, пожалуй, справедливо, не то что о живых. При жизни Людовика XIV современники осудили войну за Испанское наследство, ныне же ему воздают должное; беспристрастный судия должен признать, что было бы подлостью с моей стороны не согласиться на отречение Карла IV от испанского престола.
CCCCXLVI
Если хочешь сохранить за собою хоть какое-то превосходство, нужно менять военную тактику каждые десять лет.
CCCCXLVII
Люди прошлого для меня отнюдь не предпочтительнее людей нынешних, но прежде пустой и никчемной болтовни было много меньше, нежели в теперешние времена.
CCCCXLVIII
Надобно, чтобы природа поставила гения таким образом, чтобы он мог сделать из этого должное употребление, но часто он не находит себе надлежащего места и, как засушенное семя, остается бесплоден.
CCCCXLIX
Можно с избытком жаловать ленты куртизанам, но сие отнюдь не делает из оных людей.
CCCCL
Эта французская Минерва порою весьма неповоротлива, и ее оружие прямо-таки изъедено ржавчиной. И немудрено, ведь ныне Европа ничем не обнаруживает себя, и кажется, что она просто отдыхает.
CCCCLI
Место военных действий – это шахматная доска генерала, именно его выбор обнаруживает способности или невежество военачальника.
CCCCLII
Я присоединяюсь к Эпиктету, сказавшему: «Когда говорят о тебе плохо и это – правда, исправься, если же это – ложь, посмейся над этим». Я научен ничему не удивляться: остановившись на отдых, я не обращаю внимания на разных шавок, которые лают по дороге[408].
CCCCLIII
Истинный герой играет во время сражения шахматную партию независимо от ее исхода.
CCCCLIV
В деле предрассудки и страсти – вредны; единственная допустимая из последних – стремление к общему благу.
CCCCLV
В 1806 г., после Пресбургского мира, поведение пруссаков давало мне право вернуться во Францию через Берлин, но вместо этого я предпочел переговоры и теперь раскаиваюсь в этом[409].
CCCCLVI
Большинство наших академиков суть сочинители, коими восхищаются, но при этом зевают от скуки.
CCCCLVII
В Европе оказывают мне честь уже тем, что все еще говорят обо мне. У делателей брошюр, должно быть, не хватает корма, вот они и пользуются моим именем, чтобы заполнять свои листки.
CCCCLVIII
Я был уверен, что одержу победу под Парижем, если бы мне не отказали в командовании армией. Пруссаки наткнулись бы на мою шпагу при переходе через Сену. Я призываю в том к свидетельству военных.
CCCCLIX
Моя финансовая система предусматривала уменьшение прямых налогов, кои ложатся тяжким бременем, и замену их косвенными, направленными только против роскоши и невоздержанности.
CCCCLX
Я никогда не говорил, что герцог Рагузский изменил мне, а лишь то, что его капитуляция при Эссоне просто смехотворна, а между тем оказалась гибельной для меня[410].
CCCCLXI
На следующий день после сражения при Иене прусские генералы просили у меня перемирия на три дня, чтобы, как они говорили, похоронить раненых, я же велел ответить им: «Думайте о живых и предоставьте нам заботу о мертвых; только ради этого отнюдь не надобно никакого перемирия».
CCCCLXII