Муза, где же кружка?
Часть 20 из 31 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Сюда часто захаживал и художник Анри де Тулуз-Лотрек. Он держал стеклянные пробирки с абсентом в сделанных на заказ пустотелых тростях, которые именуют в его честь «тулуз-лотреками» (есть и другое название – «трость-опрокидонт»). Он любил коктейль «Землетрясение»: смесь абсента с коньяком.
В стихотворении Шарля Бодлера «Отрава» (из поэтического сборника 1857 г. «Цветы зла») абсент – та самая «отрава» – ставится выше вина и опиума:
И все ж сильней всего отрава глаз зеленых,
Твоих отрава глаз,
Где, странно искажен, мой дух дрожал не раз,
Стремился к ним в мечтах бессонных
И в горькой глубине изнемогал и гас[44].
Французский символист Альфред Жарри, известный главным образом благодаря своей пьесе «Король Убю» (1896), неизменно пил абсент неразбавленным, именуя его «святой водой».
Ги де Мопассан тоже не чуждался «Зеленой феи», как и многие герои его произведений – например, новеллы «Новоселье»: «Г-н Саваль сел поодаль и стал ждать, ибо приближался час предобеденной рюмочки абсента»[45].
Еще один символист, французский поэт Гюстав Кан, выразил свое пристрастие к полынному питью с помощью верлибра:
О абсент, матерь счастья,
напиток беспредельности,
в моем стакане ты поблескиваешь бледно-зеленым,
словно глаза моей былой любовницы…
На знаменитой картине Эдгара Дега «Абсент» (1876) изображены двое его друзей, выпивающих в своем любимом заведении – кафе Nouvelle Athènes на площади Пигаль.
Эмиль Золя признавался художнику, что использовал его образы при создании романа «Западня» (1877), своего рода исследования алкоголизма в среде парижской бедноты: «Я не раз просто описывал на своих страницах некоторые из ваших картин».
Нана, куртизанка из одноименного романа Золя (1880), пьет абсент, чтобы на время забыть, «какие мужчины свиньи»[46].
Французский поэт Рауль Поншон провозглашает в стихотворении «Абсент» (1886):
Абсент, как восхищаюсь я тобой!
Когда я пью тебя, то словно бы впиваю
Нагую душу молодого леса
Прекрасною зеленою весной.
Твой аромат меня волнует страстно,
В твоих мерцающих таинственных глубинах
Я прозреваю древний лик небес,
Как сквозь врата, что предо мной отверзлись.
Французский художник Поль Гоген писал другу в 1897 г.: «Сижу на пороге, покуриваю сигарету, потягиваю абсент, наслаждаюсь каждым беззаботным днем».
Тулуз-Лотрек и Гоген познакомили с этим напитком Винсента Ван Гога. Известно, что он также употреблял внутрь краску и скипидар, что предположительно объясняется развившейся у него патологической зависимостью от терпенов – химических веществ, содержащихся в камфоре, скипидаре и абсенте.
Пабло Пикассо, прибывший в Париж в 20-летнем возрасте, создал несколько полотен, посвященных почитателям этого напитка, в том числе, разумеется, и знаменитую картину «Любительница абсента» (1901).
Парижские тусовщики
Мифология, сложившаяся вокруг абсента, многим обязана бурным взаимоотношениям Артюра Рембо и Поля Верлена. Два поэта изрядно покутили в богемном Париже. Рембо, этот enfant terrible, впоследствии станет для нас воплощением опасностей, тайн и романтики, связанных с этим напитком. Рембо называют «первым панком» и вдохновителем движения битников, он повлиял на творчество поэтов-сюрреалистов и легендарных исполнителей собственных песен вроде Боба Дилана.
В 1871 г. никому не известный 17-летний Артюр Рембо, выросший на северо-востоке Франции, отправил некоторые свои стихотворения (включая и знаменитый «Пьяный корабль») в Париж – нескольким известным поэтам того времени.
Ответ он получил лишь от Поля Верлена, именитого поэта-символиста, который был на 14 лет его старше. Верлен, заинтригованный дерзким молодым талантом, пригласил Рембо в Париж. «Приезжай, милая великая душа. Мы тебя ждем, мы тебя желаем», – написал он, а затем прислал юноше билет в один конец.
В произведениях Рембо редко упоминается абсент, но хорошо известно, что он подпал под очарование «Зеленой феи» вскоре после знакомства с Верленом. Эти двое стали завсегдатаями Le Café du Rat Mort на парижской площади Пигаль, и вскоре весь город заговорил об их пьяных выходках и вызывающей бесцеремонности. Верлен как-то заметил: «Я пью не просто так, а чтобы напиться».
Рембо считал потребление алкоголя и прочего дурмана (например, гашиша) не развлечением, а одной из важных составляющих творческого процесса. Он стремился нащупать новый поэтический язык и писал одному из друзей: «Поэт обращает себя в провидца, приводя свои чувства в беспорядок с помощью долгого, продуманного, всеохватного процесса». В Париже абсент служил вполне доступным средством, позволяющим достичь такого состояния.
Верлен был женат на Матильде Моте, что не помешало им с Рембо вступить в кратковременную, но бурную любовную связь. Верлена очаровывали беспокойный гений юного поэта и либертинские излишества, которым тот предавался. Сам же Рембо парадоксальным образом видел себя наставником Верлена, призывая старшего друга изгнать из творчества буржуазные сантименты.
В 1872 г. Верлен бросил жену и новорожденного сына, чтобы предаться вместе с Рембо блужданиям по Франции и Бельгии. Парочка часто ссорилась, и уже в 1873 г. Рембо потребовался перерыв. Он отбыл в Рош, на семейную ферму, где написал значительную часть поэмы «Одно лето в аду».
Вскоре он воссоединился с Верленом, и они вместе проехались по Лондону и Бельгии. Их непростые отношения завершились в Брюсселе безобразной сценой, когда Верлен в припадке пьяной ревности дважды выстрелил в Рембо, ранив его в левую кисть. Верлена арестовали. Проведя два года в тюрьме, он решил порвать с богемной жизнью и принял католичество.
На протяжении последующих двух лет Рембо работал над «Озарениями» – сборником стихотворений в прозе, совершившим в поэзии настоящую революцию. После чего, в возрасте всего 21 года, навсегда перестал писать. Он путешествовал, скитался пешком по Африканскому Рогу, зарабатывая на жизнь торговлей (в том числе продажей оружия), и умер в Марселе в 37 лет.
Полное собрание сочинений Рембо, вышедшее в 1895 г. при активном участии Верлена, сделало покойного поэта знаменитым. Вплоть до смерти Верлена, который умер в Париже в 51 год, абсент оставался его верным спутником.
Абсент в Америке
Путь в США абсент проторил в 1837 г., через Новый Орлеан, этот «маленький американский Париж». Впервые его подали в салуне Aleix’s Coffee House. Вскоре жители города стали называть это заведение «Зал абсента», а позже, в 1890 г., его официально переименовали в Old Absinthe House – «Старый дом абсента».
В стихотворении Шарля Бодлера «Отрава» (из поэтического сборника 1857 г. «Цветы зла») абсент – та самая «отрава» – ставится выше вина и опиума:
И все ж сильней всего отрава глаз зеленых,
Твоих отрава глаз,
Где, странно искажен, мой дух дрожал не раз,
Стремился к ним в мечтах бессонных
И в горькой глубине изнемогал и гас[44].
Французский символист Альфред Жарри, известный главным образом благодаря своей пьесе «Король Убю» (1896), неизменно пил абсент неразбавленным, именуя его «святой водой».
Ги де Мопассан тоже не чуждался «Зеленой феи», как и многие герои его произведений – например, новеллы «Новоселье»: «Г-н Саваль сел поодаль и стал ждать, ибо приближался час предобеденной рюмочки абсента»[45].
Еще один символист, французский поэт Гюстав Кан, выразил свое пристрастие к полынному питью с помощью верлибра:
О абсент, матерь счастья,
напиток беспредельности,
в моем стакане ты поблескиваешь бледно-зеленым,
словно глаза моей былой любовницы…
На знаменитой картине Эдгара Дега «Абсент» (1876) изображены двое его друзей, выпивающих в своем любимом заведении – кафе Nouvelle Athènes на площади Пигаль.
Эмиль Золя признавался художнику, что использовал его образы при создании романа «Западня» (1877), своего рода исследования алкоголизма в среде парижской бедноты: «Я не раз просто описывал на своих страницах некоторые из ваших картин».
Нана, куртизанка из одноименного романа Золя (1880), пьет абсент, чтобы на время забыть, «какие мужчины свиньи»[46].
Французский поэт Рауль Поншон провозглашает в стихотворении «Абсент» (1886):
Абсент, как восхищаюсь я тобой!
Когда я пью тебя, то словно бы впиваю
Нагую душу молодого леса
Прекрасною зеленою весной.
Твой аромат меня волнует страстно,
В твоих мерцающих таинственных глубинах
Я прозреваю древний лик небес,
Как сквозь врата, что предо мной отверзлись.
Французский художник Поль Гоген писал другу в 1897 г.: «Сижу на пороге, покуриваю сигарету, потягиваю абсент, наслаждаюсь каждым беззаботным днем».
Тулуз-Лотрек и Гоген познакомили с этим напитком Винсента Ван Гога. Известно, что он также употреблял внутрь краску и скипидар, что предположительно объясняется развившейся у него патологической зависимостью от терпенов – химических веществ, содержащихся в камфоре, скипидаре и абсенте.
Пабло Пикассо, прибывший в Париж в 20-летнем возрасте, создал несколько полотен, посвященных почитателям этого напитка, в том числе, разумеется, и знаменитую картину «Любительница абсента» (1901).
Парижские тусовщики
Мифология, сложившаяся вокруг абсента, многим обязана бурным взаимоотношениям Артюра Рембо и Поля Верлена. Два поэта изрядно покутили в богемном Париже. Рембо, этот enfant terrible, впоследствии станет для нас воплощением опасностей, тайн и романтики, связанных с этим напитком. Рембо называют «первым панком» и вдохновителем движения битников, он повлиял на творчество поэтов-сюрреалистов и легендарных исполнителей собственных песен вроде Боба Дилана.
В 1871 г. никому не известный 17-летний Артюр Рембо, выросший на северо-востоке Франции, отправил некоторые свои стихотворения (включая и знаменитый «Пьяный корабль») в Париж – нескольким известным поэтам того времени.
Ответ он получил лишь от Поля Верлена, именитого поэта-символиста, который был на 14 лет его старше. Верлен, заинтригованный дерзким молодым талантом, пригласил Рембо в Париж. «Приезжай, милая великая душа. Мы тебя ждем, мы тебя желаем», – написал он, а затем прислал юноше билет в один конец.
В произведениях Рембо редко упоминается абсент, но хорошо известно, что он подпал под очарование «Зеленой феи» вскоре после знакомства с Верленом. Эти двое стали завсегдатаями Le Café du Rat Mort на парижской площади Пигаль, и вскоре весь город заговорил об их пьяных выходках и вызывающей бесцеремонности. Верлен как-то заметил: «Я пью не просто так, а чтобы напиться».
Рембо считал потребление алкоголя и прочего дурмана (например, гашиша) не развлечением, а одной из важных составляющих творческого процесса. Он стремился нащупать новый поэтический язык и писал одному из друзей: «Поэт обращает себя в провидца, приводя свои чувства в беспорядок с помощью долгого, продуманного, всеохватного процесса». В Париже абсент служил вполне доступным средством, позволяющим достичь такого состояния.
Верлен был женат на Матильде Моте, что не помешало им с Рембо вступить в кратковременную, но бурную любовную связь. Верлена очаровывали беспокойный гений юного поэта и либертинские излишества, которым тот предавался. Сам же Рембо парадоксальным образом видел себя наставником Верлена, призывая старшего друга изгнать из творчества буржуазные сантименты.
В 1872 г. Верлен бросил жену и новорожденного сына, чтобы предаться вместе с Рембо блужданиям по Франции и Бельгии. Парочка часто ссорилась, и уже в 1873 г. Рембо потребовался перерыв. Он отбыл в Рош, на семейную ферму, где написал значительную часть поэмы «Одно лето в аду».
Вскоре он воссоединился с Верленом, и они вместе проехались по Лондону и Бельгии. Их непростые отношения завершились в Брюсселе безобразной сценой, когда Верлен в припадке пьяной ревности дважды выстрелил в Рембо, ранив его в левую кисть. Верлена арестовали. Проведя два года в тюрьме, он решил порвать с богемной жизнью и принял католичество.
На протяжении последующих двух лет Рембо работал над «Озарениями» – сборником стихотворений в прозе, совершившим в поэзии настоящую революцию. После чего, в возрасте всего 21 года, навсегда перестал писать. Он путешествовал, скитался пешком по Африканскому Рогу, зарабатывая на жизнь торговлей (в том числе продажей оружия), и умер в Марселе в 37 лет.
Полное собрание сочинений Рембо, вышедшее в 1895 г. при активном участии Верлена, сделало покойного поэта знаменитым. Вплоть до смерти Верлена, который умер в Париже в 51 год, абсент оставался его верным спутником.
Абсент в Америке
Путь в США абсент проторил в 1837 г., через Новый Орлеан, этот «маленький американский Париж». Впервые его подали в салуне Aleix’s Coffee House. Вскоре жители города стали называть это заведение «Зал абсента», а позже, в 1890 г., его официально переименовали в Old Absinthe House – «Старый дом абсента».