Молоко без коровы. Как устроена Россия
Часть 8 из 21 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Осенью 2018 г. меня пригласили в образовательный центр «Сириус» в Адлере: там по президентской программе собирают одаренных детей со всей страны. «Сириус» – любимое детище Владимира Путина: рассказывают, будто ему лично принадлежит идея не звать сюда вундеркиндов из Москвы, чтобы центр не превратился в тусовку отпрысков министров и депутатов. Около недели я обучал будущее нации литературному творчеству, в результате занятий ребята должны написать очерк. Хотя выбрать дозволялось любую тему, в том числе и с вымышленным сюжетом, больше всего работ я получил о школьных порядках и их последствиях – чаще всего, негативных.
Кто-то поведал о том, что педагоги в областях и весях совершенно не соблюдают стандарты, не позволяющие, например, задавать пятикласснику объем домашних заданий, которые он не сможет подготовить за час. В реальности каждый учитель задает, сколько ему нравится, а завучи даже не слышали, что должны за этим процессом следить. В итоге возникает непобедимая гора заданий. И если родители хотят, чтобы ребенок был отличником, то должны либо сами подключаться, либо оплачивать готовые задания в Интернете. Это называется «индустрией списывания» – задания за умеренную плату обычно предлагают студенты. Заметьте, об этой проблеме говорят победители всевозможных олимпиад из «Сириуса» – у них-то точно со способностями все хорошо.
Стоит ли удивляться, что с 2011 г. Россия начала терять позиции в медальном рейтинге на Международной математической олимпиаде, в 2015 г. впервые в истории не завоевав ни одной золотой медали и заняв 21-е общекомандное место. В 2016 г. российские школьники разделили 7-8-е места в общекомандном зачете, в 2017-м – 14-е место, что на уровне Грузии и Греции[4]. Павел Шмаков регулярно рассказывает, как выглядит конкуренция в нашем среднем образовании. К примеру, воспитанники Шмакова прибывают на районный тур Российской олимпиады писать английский, а в аудитории уже обсуждают тему задания, которая еще не объявлялась. Воспитанница пишет: «Когда лично я сдавала диалог, по девочке, с которой я сдавала, было видно, что она заранее зазубрила текст. Когда мы сдали и вышли, все тоже говорили о том, как же хорошо, что они заранее подготовились именно к этой теме». И кто бы удивился, что людей, которые формируют блок заданий, можно нанять в качестве репетиторов.
Завуч одной из школ Нижнего Новгорода говорит, что в девяностые у школ было куда больше возможностей эффективно строить работу: «В рамках своего бюджета мы приглашали любых специалистов, создавали секции, кружки. Было восемь одобренных учебников истории, и мы сами решали, по какому преподавать предмет детям. В какой-то момент влияние министерства на нас стало минимальным, и они начали наращивать власть просто ради власти. Я два года не могу поставить теннисный стол в рекреации: тетка в РОНО считает, что дети могут себе что-нибудь сломать. Учебник по каждому предмету один-единственный. По жалобам на отступление от учебного плана, пусть и не подтвержденным, учителя наказывают. Детей я могу принимать только по факту прописки: из дома № 11 можно, а из дома № 12 нельзя. Чтобы это обойти, всей семье приходится фиктивно арендовать квартиру у знакомых в «нужном» доме и там прописаться. Я должна взять на работу учителя, который глубже знает предмет, а не того, кто умеет вызвать интерес у детей. В итоге он что-то бубнит себе под нос сорок минут, а дети считают пташек за окном».
Разумеется, в любом комитете по образованию возмутятся: обратной связи с детьми посвящены горы методичек. Но как это работает на деле? Историчка спрашивает: «Дети, как вы думаете, маршал Жуков был великим полководцем?» – «Да», – хором кричат дети. А как они могут ответить иначе, если давно запрещены учебники, критически оценивавшие излюбленный метод «Взять к полудню, не считаясь с потерями»? Зато методист из РОНО уже ставит плюсик за «обратную связь».
Сегодняшние школьники обычно не в состоянии объяснить, почему одни государства процветают, а другие нет. Историк Сергей Ачильдиев отмечает: «История России преподается вне контекста мировой. Нет даже попытки объяснить, за счет каких институтов Запад доминирует последние 500 лет. Учителя и методисты боятся произносить эти слова: конкуренция, гарантия собственности, трудовая этика. Хотя я уверен, что им не давалось команды сверху. Насаждаемая в образовании вертикаль сделала их мышление мелкочиновничьим: раз Запад ввел нам санкции, мы ему отомстим – не станем давать его историю. На самом деле вредим только себе».
Вроде бы мы хотим удваивать ВВП и догонять чьи-то экономики. Смотрим образовательный стандарт по экономике и не видим там ни Адама Смита, ни Альфреда Маршалла, ни Йозефа Шумпетера, ни Людвига фон Мизеса, ни Рональда Коуза. Даже слова «банки», «инвестиции», «кредиты» надо еще поискать. Зато ученику необходимо сформировать «систему знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе». А как можно изучать теорию матриц, не зная «дважды два»? В современном мире экономика неотделима от права, но в российском «особом пути» это абсолютно независимые дисциплины.
Было время, природоведение давало ребенку зачатки естественно-научного сознания, которые потом оттачивалось полноценными курсами ботаники, зоологии, анатомии. Сегодня все это сокращено в разы и закачано в курс биологии. В некоторых школах этот предмет проходят по креационистскому учебнику для 10-11-х классов под редакцией академика Юрия Алтухова. Во вступлении к нему говорится: «Господа Бога заменил в умах поколений «всемогущий» естественный отбор… Наука постепенно приходит к признанию истинности Священного Писания»[5]. Темы уроков созвучны названию параграфов: «План сотворения», «Невозможность самозарождения жизни», «Бездоказательность гипотезы эволюции». Из них ребенок узнает, что все негроиды – потомки сына Ноя по имени Хам. А хищники стали охотиться на зайцев и косуль после Потопа из-за грехов людей. Но, умножая сакральную массу на божественное ускорение, мало кто может вспомнить хоть одного крупного биолога из России за последние 20 лет.
По данным опроса ВЦИОМ, 20 % россиян считают, что концепцию Дарвина нужно вообще исключить из школьных учебников биологии. А 65 % опрошенных считают, что нужно преподавать либо только божественную теорию происхождения человека, либо обе теории на равных основаниях[6]. Учителя в замешательстве, поскольку методички учат их излагать в таком духе: «Есть мнение, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, а есть мнение, что она плоская и стоит на трех слонах. Выбирайте, дети, какое мнение вам ближе». Разумеется, казенная педагогика предпочитает обходить скользкие темы. В текстах пособий по биологии для абитуриентов дарвинизм занимает лишь 1–2 % общего объема. А в трехтомнике «Биология» из почти 2 тыс. страниц на Дарвина не выделено ни одной.
Патриоты «под ключ»
В августе 2018 г. опубликован экспертный доклад Михаила Кривоносова и Вячеслава Манягина «Гражданское общество: русская модель»[7]. Нельзя сказать, что этот труд вызвал сколько-нибудь широкую полемику, но он показателен с точки зрения модных тенденций. Авторы являются руководителями Общественной палаты Александрова – 60-тысячного исторического городка на Золотом кольце, в слободу которого часто приезжал на богомолье Иван Грозный. По их мнению, фигура средневекового самодержца и сегодня светит нам ориентиром. А в Александрове должен появиться НИИ российской государственности.
Как сказано в докладе, основная проблема России сегодня – это не коррупция, стагнация и отсутствие стимулов для активности граждан, а «отчуждение государства от власти и народа от государства». Попытки построить в стране гражданское общество были, но крест на них поставили почему-то не Сталин с Берией, а «волюнтаризм Хрущева, брежневский застой и горбачевский развал страны». А образец демократии – Иван Грозный. Авторы пишут, что «в XVI веке перед русским государством и русским народом стояли задачи, сходные современным». Среди них, конечно, не привлечение инвестиций и развитие образования, а централизация власти и «построение общества социальной справедливости». И Грозный их в целом решил при помощи системы «народной монархии», в центре которой были земские соборы, сравниваемые авторами с парламентами в Европе – причем сравнение это в нашу пользу! Цитата: «Целовальники, земские и губные старосты и другие избираемые народом должностные лица выполняли полицейские, судебные, налоговые функции – то есть власть на местах в полном объеме(!) стал осуществлять сам народ в лице своих выборных представителей».
Сергей Ачильдиев комментирует: «Земские соборы трудно назвать демократическим институтом, поскольку они не вели системной регулярной работы: их собирали чаще всего по велению самого царя, по конкретному поводу и очень нечасто. После Стоглавого собора 1551 г. – пауза в 13 лет до собора по учреждению опричнины. Да, опричнину тоже провели через прообраз Госдумы, который был, вероятнее всего, полностью подконтролен царю. Или созвали собор в ожидании набега Казы-Гирея – что, дескать, делать будем, бояре. Английский парламент в те же годы обеспечивал верховенство права в ежедневном режиме: ни одна поданная петиция не оставалась без решения, независимо от статуса истца. Какой-нибудь механик из Ковентри мог пожаловаться, что сосед использует его изобретение, не заплатив за патент, – и английские бояре разбирались подробно, даже если дублировали функции суда. Потому что понимали: без защиты прав собственности не будет ни изобретений, ни предпринимательской активности, ни развития. Почувствуйте разницу с представлениями Грозного, который добился права без совета и приговора Боярской думы судить аристократов, реквизировать их имущество, отправлять в ссылку и даже казнить. Сажать на кол простых смертных он мог вообще сколько душе угодно. Целовальник же – это должностное лицо, следившее, например, за тем, чтобы крестьяне в округе выпивали определенный объем водки в царевых кабаках. За невыполнение плана целовальника могли публично выпороть. Это что – ветвь власти? Противовес царскому произволу?»
Подобных «Гражданскому обществу» работ в последние годы публикуется туча, а на слетах идеологи словно соревнуются в фундаментализме. По словам гендиректора Института ЕАЭС Владимира Лепехина, в 1990-е годы нам были навязаны ценности другой цивилизации, мы отравлены ими, и «нужно зачистить все окружающее пространство от того мышьяка, который мы пьем». А Алексей Вайц из Института региональных исследований говорит, что «творческий акт деторождения утрачивается в городской среде» и нужно вернуть русскую цивилизацию в деревню[8]. И все это с отсылками к «положительному опыту» Ивана Грозного, Петра Великого или Сталина. Кто-то доказывает, что лучшее государственное устройство для нынешней России – монастырь, а кто-то предлагает расселить горожан по деревням и заставить работать, как сделали «красные кхмеры» в Камбодже.
Есть такая работа – охранительство, защита права власти творить произвол во имя «общего блага». В России XXI века представители этой профессии собираются на соборы, конференции и всевозможные тусовки под эгидой Министерства культуры. Помимо «народной духовности» они породили профессиональную терминологию, от которой реальному выходцу из народа скрутило бы мозг. Донецкий исследователь Дмитрий Муза называет «формулой России» термин «Бытие-в-модусе-спасения», согласно которому вся Россия, все 147 миллионов, живут, стремясь обрести духовный мир и вечное спасение, из-за чего пренебрегают материальным. Помимо не-стяжательства, русской душе, оказывается, присуща «живая способность обретать знание об исторических событиях и фигурах внеинтеллектуальным путем», которую культуролог Михаил Петров называет «догадничеством». А в недрах Института наследия возник оруэлловский термин «режим правды»[9]. Это целая доктрина информационной политики, основанная на принудительном вытеснении ложных ценностей и замене их традиционными. Кстати, занесенные из-за границ Святой Руси знания и идеи принято называть «чужебесием». А русских носителей чужебесия – «эуропейцами».
Словно в отместку за надругательство над языком, сторонников «особого пути» прозвали «особистами». Тем не менее поиск ответов на современные вызовы в Средневековье не кажется странным и вполне респектабельным фигурам. На очередном Всемирном русском народном соборе ректор МГУ Виктор Садовничий не стал спорить, что в России должно быть не гражданское, а «солидарное общество», базирующееся на особой идеологии «социального монархизма», присущей только нашей цивилизации. А заодно предложил изучать в школах церковнославянский язык[10].
Целью, понятно, является не максимальное обогащение возможно большего числа граждан, а построение некоей «державной России». Это очень удобно для приближенных к власти сословий. Если Родина непрерывно зовет, а Отечество всегда в опасности, получрезвычайное положение становится нормой, а права человека – ненужными. И осваивать бюджеты в таких условиях – одно удовольствие.
Было бы ошибочно утверждать, что все «особисты» – сами дураки. Просто работа такая – и это тоже российская традиция. Имперский министр просвещения 1833–1849 гг. граф Сергей Семенович Уваров известен своей «охранительной» формулой: «Православие, самодержавие, народность». Как отметил историк Сергей Соловьев, дедушка политтехнологов придумал «православие – будучи безбожником, самодержавие – будучи либералом, народность – не прочтя в свою жизнь ни одной русской книги»[1] – только на французском и немецком. Над ним люто стебался Пушкин: «В Академии наук заседает князь Дундук» – это про назначение вице-президентом академии князя Дондукова-Корсакова, уваровского протеже и, как судачили в свете, любовника.
Другим объектом эпиграмм Пушкина был госсекретарь Александр Шишков. В молодости он по службе часто бывал за границей: ненавидел французов, но благоговел перед вольницей Рима и Флоренции, где подолгу жил. За год до наполеоновского нашествия карьера Шишкова была почти на нуле, но он сумел ее перезапустить: собрал кружок патриотически настроенных литераторов, отправил государю «Рассуждение о любви к Отечеству», в котором утверждал: «Воспитание должно быть отечественное, а не чужеземное…» И в 1811 г. прыгнул, на минуточку, в госсекретари вместо опального Михаила Сперанского. После восстания декабристов Шишков пробил «чугунный» Устав о цензуре, запрещавший Интернет. Шутка: всего лишь труды Руссо, Дидро, Монтескье, Гельвеция. В советские времена Шишков с Бенкендорфом считались гонителями Пушкина, а сегодня – защитниками Отечества.
Мода на «особый путь» окончательно победила после присоединения Крыма в 2014 году. Несмотря на санкции и падение нефтяных цен, в 2016 г. почти втрое увеличились расходы федерального бюджета на патриотическое воспитание. Это произошло еще до того, как президент Путин положил конец идеологическим метаниям: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» [12]. Как борьба за качество школьного образования вылилась в невиданную бюрократизацию работы учителя, так и под соусом «грамотного воспитания» исполнители стали продвигать милитаризм и перевирание истории под распил государственных щедрот.
Уже в 2015 г. в разных регионах страны организовано 11 крупных молодежных форумов: например, «Экспедиция Арктика» прошла почему-то на том же Селигере. Росмолодежь обросла сетью ФГУПов: Роспатриотцентр, Российский центр содействия молодежному предпринимательству, Международный молодежный центр. На следующий год возродили эрзац пионерии под названием «Российское движение школьников». Одна контора получила 7 млн рублей на «объединение патриотической молодежи вокруг духовных скреп». А какая может быть любовь к Родине без Всероссийского молодежного фестиваля патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»?
Согласно одному из журналистских исследований, в 90 % случаев на конкурсы Росмолодежи подается одна заявка, которая и побеждает. Обычная ситуация: фирма выиграла 19 конкурсов из 20, в которых участвовала, переварила 20–30 млн рублей. При этом у нее нет сайта, по оставленным телефонам на вопросы не отвечают. Вот, например, «арктический» слет на Селигере в 2015 г. собрал 150 участников, траты на каждого составили 50 тыс. рублей в день. Словно им всем сняли по пентхаусу в «Ритце» на новогоднюю ночь.
Регионам такие бюджеты и не снились, но здесь тоже уловили патриотический тренд. В провинции патриотизм почти всегда связан с войной: молодое поколение учат стрелять, драться, орудовать ножом либо знакомят с боевыми традициями и техникой. Например, по проекту «Школьники Ставрополья на волне патриотизма» группа ребят весной совершила перелет из Минеральных Вод до Мурманска с пересадкой в Москве и посетила закрытый военный городок Гаджиево, в котором расположена база атомных подводных лодок Северного флота.
По всей стране разом возродилась советская военно-патриотическая игра «Зарница». В Тамбове запустили проект «Девичий батальон», участниками которого стали девушки от 14 до 16 лет. В рамках данного проекта их учат драться, готовить и оказывать медицинскую помощь. В Волгограде в рамках военно-спортивного фестиваля ребят учили даже наносить штыковые удары по мешкам. Даже в Республике Тыва, где никогда раньше не было военно-спортивных лагерей, при партнерстве МВД, МЧС, таможни, пограничников и горвоенкомата основали лагерь «Патриот».
Патриотические перформансы в школах многие родители называют «уроками истерики». Даже по детсадам прокатилась акция «Маленькие патриоты России». В 2015 г. депутат Госдумы Олег Пахолков предложил прививать детям чувство патриотизма с помощью экскурсий в города-герои, ввести в программу дополнительный предмет. Его коллега Максим Шингаркин захотел обязать школьников исполнять государственный гимн в начале каждой учебной недели[13]. Кто-то из патриотов искал по детским магазинам фигурки солдат вермахта, кто-то предлагал снова запретить карате – японская ведь штука, оскорбляет память погибших в войне.
В 2016–2017 гг. власть с удивлением обнаружила, что воспитываемые в патриотическом ключе школьники и студенты массово участвуют в митингах оппозиции, которые стали собирать вместо нескольких сотен по 15–20 тыс. человек. Какой вывод должна сделать жестко централизованная идеологизированная система? Правильно: распустили детей – надо завинтить им гайки. В 2018 г. в России перестало существовать Министерство образования и науки. Вместо него появились Министерство науки и высшего образования, ставшее начальством для вузов, и Министерство просвещения, в ведении которого оказались все школы, колледжи и лицеи. Однако само название нового органа прочно ассоциировалось с Министерством народного просвещения времен империи, включавшим в себя Главное управление цензуры, розги, зубрежку, портрет императора и общие молитвы в его честь. Вряд ли это тот образ конкурентного образования, который желали бы своим детям горожане XXI века.
В феврале 2019 г. стало известно, что Министерство просвещения заказало экспертизу учебника по экономике для 10-11-х классов, в результате которой возникли следующие претензии: «Вопросы для обсуждения не способствуют любви к Родине», «Приведенные примеры не способствуют любви к Родине». Автору учебника Игорю Липсицу предложили исправить его, чтобы пособие снова включили в Федеральный перечень учебников. Например, добавить «материалы о планах ближайшего экономического прорыва» и «об импортозамещении как одном из направлений современной экономической политики».
Еще в мае 2018 г. 69 авторов школьных учебников пожаловались президенту Владимиру Путину на министерство, организовавшее за счет бюджета дополнительную экспертизу учебников, «уже прошедших в 2016 и 2017 гг. все предусмотренные законодательством государственные экспертизы»[14]. А привлеченных экспертов заподозрили в том, что они и не читали анализируемого ими материала.
Возможно, цель экспертиз – не допустить появления новых учебников, пока не уляжется шумиха, вызванная выступлением в бундестаге школьника из Нового Уренгоя Николая Десятниченко на Дне памяти жертв войн и государственного насилия. Школьник вызвал бурю гнева российских патриотов, сказав, что не все немецкие солдаты хотели воевать, а некоторые погибли невинно[15]. Ведущий одного из центральных каналов тряс перед зрителями учебником – вот, мол, источник мыслепреступления, в котором сказано, что окруженные под Сталинградом солдаты вермахта «страдали от голода, холода и нехватки боеприпасов».
Впоследствии оказалось, что Десятниченко учили по другому учебнику. А борьба за выхолощенное прошлое началась еще в 2003 г., когда группа историков обратилась к президенту Путину: мол, школьный учебник Игоря Долуцкого наносит ущерб имиджу страны. В нем есть такие фразы: «началась полувековая оккупация Прибалтики Советским Союзом», «по данным Волкогонова, за 1941–1942 гг. расстреляно за трусость и паникерство 150 тыс. человек, это равняется 16 дивизиям». Автор задает детям вопрос: «Ты полагаешь, Сталин действовал правильно?»
Игорь Долуцкий рассказывал, вследствие жалоб с учебника сняли гриф «рекомендовано» Министерства образования. Например, чиновников возмутил такой абзац: «Бобруйская группировка немцев 15 раз пыталась вырваться из окружения. В полный рост днем бросались немцы на прорыв. Метров с семисот по ним открывали огонь наша артиллерия, пулеметы. А они продолжали идти, переступая через трупы». Это почти дословная цитата из мемуаров маршала Рокоссовского, но ведь «бросаться в полный рост» теперь могут только героические советские солдаты, а не немцы[16].
Сегодня и представить себе невозможно, чтобы школьникам предложили подвергнуть анализу действия Сталина. Сенатор от Крыма Сергей Цеков возмутился тем, что «кровавый путч в Киеве» был назван в учебнике «революцией, ставшей явлением международной политики». Чтобы защититься от претензий, в Министерстве просвещения стали дуть на воду. В конце 2018 г. усмотрели крамолу во фразе из учебника истории: «Хаосом в Китае поспешили воспользоваться европейцы. Англия и Франция развязали Вторую «опиумную войну» 1857–1860 гг. и получили доступ к внутренней торговле Китая. Россия захватила Амурскую область, Франция – часть вассального Китаю Вьетнама, Япония – некоторые острова». Сегодня Россия уже не захватывала Амурскую область – видимо, это была исконная земля Московского княжества. Получилось под стать отрывку о начале Второй мировой войны: «Сразу после разгрома Польши СССР добился договоров о взаимной помощи с прибалтийскими странами – Эстонией, Латвией, Литвой».
Но «чугунные» учебники – только часть изменений в среднем образовании. А самих школьников за вольнодумство прессуют хуже, чем розгами. В декабре 2018 г. педагоги Гатчинского лицея № 3 (Ленинградская область) написали заявление в прокуратуру на четверых учеников седьмого класса, создавших в социальной сети паблик с мемами о преподавателях и учениках[17]. В советском прошлом за карикатуру на школьной доске писали замечание в дневник, а если у педагога был сложный период, он мог отвести шутника к завучу. Сегодняшние учителя требовали возбудить уголовное дело об оскорблении, впопыхах не разобравшись, что соответствующая статья УК утратила силу еще в 2011 году. К родителям зачастили участковые, историю вынесли на комиссию по делам несовершеннолетних. Раньше для этого требовалось нанести сотрясение мозга, взорвать телевизор или хотя бы спалить портрет Брежнева.
Сегодня «за портрет» могут основательно поломать жизнь. В марте 2018 г. шестиклассники Вологодского многопрофильного лицея создали закрытую группу, в которой тоже шутили над учителями. Учительница математики во время уроков залипает в смартфоне, физрук матерится, а директор школы напускает на себя такой грозный вид, что вампиры кажутся добрее. А кого еще поставить на учебное заведение для одаренных детей со всей области? Кто еще сможет выжать из них максимум баллов на всевозможных олимпиадах? Роковой ошибкой одаренных детей стало открытие группы для остальных пользователей сети. Через несколько дней завуч собрала родителей и сообщила, что среди мемов группы было «что-то про Путина», а смеяться над ним – это уже экстремизм[18]. На поверку оказалось, что портрет главы государства попал фоном для кривляющихся на перемене лицеистов. Тем не менее руководство школы натравило на ребят прокуратуру полицию и Роскомнадзор, поскольку фотографировать внутри лицея запрещено его же уставом.
Совсем уж советской чернухой повеяло в гимназии № 622 Петербурга, где десятикласснику угрожали психбольницей, когда он создал профсоюз учащихся[19]. Парень даже не ходит на оппозиционные митинги и возмутился вполне конкретными вещами: например, в нарушение регламента ставят в один день больше трех контрольных, проверочных и самостоятельных работ. «Программа-максимум» профсоюза, в который вступило более 200 учащихся, – это движение на общероссийском уровне с перспективой отмены ЕГЭ. При попытке ее продвинуть на парня обрушилось противостояние с директором в духе классики «Пролетая над гнездом кукушки». По его словам, директриса угрожала прокурором и «дуркой». Старшекласснику со средним баллом 4,65 предрекалась работа уборщиком: «Не строй из себя лидера!»
Можно предположить, что юношу подтолкнула к свободомыслию богемная атмосфера в семье. Но тут все строго – папа инспектор ДПС, а мама сама преподает в школе новый предмет под названием «Экстремизм и антикоррупция». Оба – глубоко верующие, хотя сыну это не передалось: он однажды спросил священника, за что ему астма, а тот ответил, что жизнь – страдание, а по жизни нужно ползти.
После назначения на пост министра просвещения бывшего преподавателя семинарии Ольги Васильевой проникновение в школы сотрудников Русской православной церкви только усилилось. Известны случаи, когда им доверяли на уроках «Основ безопасности жизни» рассказывать, что добрачные половые связи изменяют хромосомную цепочку женщин и это уменьшает шансы родить ребенка, родственного мужу. Едва ли не во всех петербургских школах вместо уроков провели пятичасовую конференцию для старшеклассников «Наши приоритеты в современном мире» под патронатом РПЦ. В Стратегии воспитания до 2025 г. (есть и такая!) четко предписано привлекать традиционные религиозные организации для воспитания духовно-нравственных ценностей. Во исполнение наказа юных участников «конференции» снабдили брошюрой с цитатами из произведений священника Илии Шугаева, где встречаются такие перлы: «У православного христианина два основных выбора – или вступить в брак, или уйти в монастырь», «Вступить в брак по любви – невозможно! Более того, я бы даже сказал, что еще ни один человек на земле не вступал в брак по любви»[20].
С 2009 г. в 60 субъектах РФ проводятся уроки «Нравственных основ семейной жизни» (НОСЖ) по учебнику, разработанному екатеринбургским священником Дмитрием Моисеевым и монахиней Среднеуральского женского монастыря Ниной Крыгиной. А учащиеся из Самары цитируют озвученные им наставления правильной семейной жизни: «И не ослабей, бия младенца: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, бия его по телу, душу его избавишь от смерти»[21]. Чтобы сдать экзамен по литературе, детям приходится досконально изучать Новый завет, «Домострой», жития Александра Невского, Сергия Радонежского и святых Петра и Февронии – есть случаи, когда 80 % экзаменационных вопросов касались этих произведений. Родителей успокаивают, что знание древнеславянского языка пока не требуется – жития доступны в современном изложении.
Типичная история с родительских форумов: «Когда пришло время отдавать дочь в школу, я пришла в ужас: половина первоклашек – нерусские. Я не националист, поверьте, но там многие дети даже по-русски не говорят. А значит, учителям придется приспосабливаться к их уровню, они будут тянуть назад весь класс. Куда мы потом поступим? Но в той же школе есть альтернатива – православный класс, где детей мигрантов нет. И хотя у нас в семье никто в Бога не верит, пришлось выбрать меньшее из зол. Поговорила с родителями других учеников нашего класса – у большинства те же мотивы, верующих среди них – единицы».
Тем не менее многие науки преподаются через призму православного восприятия. Хрестоматия по английскому – это Жития святых. Толстой со своей критикой церкви – просто талантливый сумасшедший, а Катерина Островского – грешница и самоубийца. На уроке о правлении Ивана Грозного половину эфирного времени занимают отношения царя с различными монастырями. Декабристы – бунтовщики, восставшие против власти помазанника, а черносотенцы, наоборот, защитники веры и государственности. Физика с биологией – сплошной креационизм: ни слова про Большой взрыв и сингулярность, а людей и землю сотворил Господь. Тот факт, что Совет Европы в 2007 г. признал такую доктрину атакой на науку и права человека, нам и раньше был не указ. А ввиду нынешнего обострения с Западом креационизм – чуть ли не часть нашего «особого пути». Как в поговорке, назло бабушке отморожу уши!
Да что школы – в детских садах появляются православные группы. И если на Белгородчине их всего полсотни, то в Московской области – 650. Детей учат ставить свечки к иконкам, собирать из кубиков храмы и пазлы на тему деяний Иоанна Кронштадтского. В одном из садов Дмитровского района дети ходят крестным ходом. И четырехлетняя козявка уже пытается осознать в себе грехи и вымаливать за них прощение. А уходя утром в сад, просит: «Мама, благослови»!
«Сущность третьего члена символа веры», «Марфо-Мариинская обитель. Задачи обители. Деятельность обители в мирное и военное время», «Духовная помощь ближнему со стороны сестры милосердия», «Молитва мытаря» – из таких заданий состоит экзаменационный билет в ФБОУ СПО «Нижегородский медицинский колледж». Обучение врачей – и так известная тема для критики. А тут ведь, как пить дать, изучение «третьего члена» проходит за счет физиологии и клинической практики.
Русские грабли
Казалось бы, педагоги лучше всех должны знать, что подросток – чистая душа и не верит тем, кого уже ловил на лжи. Но получается, как в анекдоте: мыши собрались повесить коту на шею колокольчик, но не смогли решить простой вопрос: «Кто будет вешать?» По учебникам истории со сталинских времен кочует явная белиберда, но в системе образования нет силы, заинтересованной в ее замене. При этом все понимают: если при СССР белиберду было сложно проверить, то в эпоху Интернета недоросль за минуту загуглит любой спорный вопрос.
Карта Ледового побоища в учебнике знакома многим поколениям россиян. Хотя в источниках отсутствует не то что план построения войск со стрелочками: неизвестны состав участников этого сражения, точное место, потери сторон. Ни в одном документе не упоминаются проваливающиеся под лед рыцари. А авторитетные историки Василий Ключевский и Михаил Покровский вообще не упоминают сражение на Чудском озере в своих подробных и объемных произведениях. Более того, в 1950-е гг. экспедиция Института археологии АН СССР так и не сделала на предполагаемом месте побоища важных находок.
Ливонская «Рифмованная хроника» сообщает нам о 20 погибших и 6 плененных рыцарях. Более поздняя «Хроника гроссмейстеров» говорит о гибели 70 «орденских господ» (вместе с погибшими в битве под Псковом). Новгородская летопись уверяет, что наши перебили 400 немцев, еще 50 пленили, а эстонских ополченцев легло «без числа». Понятно, что каждый кулик свое болото хвалит: ливонские летописцы пишут, будто против каждого немца было по 60 русских. Но эти преувеличения кажутся невинными по сравнению с версией сталинской эпохи: в Ледовом побоище погибла большая часть из 15 тыс. участников «крестового похода тевтонов на Русь». И именно из этой белиберды до сих пор пускает пузыри школьная программа.
Для историка всегда важен контекст, в котором происходит событие, а в учительских методичках контекста нет: дескать, зачем перегружать детишек. Для ЕГЭ ведь важно угадать дату из четырех возможных вариантов, а не понимать, что происходило в Прибалтике в течение XII–XIII веков. Крестовым походом, конечно, не пахло. В буферной зоне на территории Латвии, Эстонии и Псковской области происходила междоусобная сутолока. Шведы и их союзники суоми совершали набеги в 1142, 1164, 1249, 1293, 1300 годах. Новгородцы заодно с карелами вторгались в 1178, 1187, 1198 годах. Блоки и союзы образовывались самые причудливые. В 1236 г. литовцы разбили под Шауляем Тевтонский орден, на стороне которого сражались союзные псковичи – «муж двести», как утверждает летопись. А предыстория Ледового побоища, согласно нашей же «Повести временных лет», такова: в 1242 г. князь Александр Невский захватил немецкую крепость Копорье, подавил недовольных во Пскове и повел войско в землю чуди (эстонцев), разрешив воевать «в зажития» (то есть разорять хозяйства). Но, получив обратку, Невский повернул назад, а «вдогонь» ему бросились вся наличная орденская сила и обозленные эстонцы[22]. Догнали на Чудском озере – никто ведь в здравом уме не будет заранее планировать битву на льду в начале апреля!
Вместо вранья про побоище можно было бы внести в учебники подлинную историю 1164 года. Шведы пришли под Ладогу на 55 шнеках, в каждом из которых помещалось по полсотни бойцов. Горожане четыре дня держали осаду, пока не приспела подмога – ушли лишь 12 шнеков. Но вопрос тот же: кто конкретно повесит коту колокольчик? Вместо Ладоги в учебники попала сомнительная Невская битва, бывшая, судя по всему, небольшим приграничным столкновением.
В отличие от нее Куликовская битва действительно была событием масштабным. Но московский князь Дмитрий Донской упал бы с коня от удивления, если бы услышал, будто на Куликовом поле он боролся с монголо-татарским игом. Хотя бы потому, что в рядах его противника Мамая, скорее всего, не было ни одного монгола.
Наивно представлять «иго» сплошным Батыевым погромом длиной в 200 лет. Русские князья находились по отношению к Орде в вассальной зависимости. В этом не было ничего позорного – вся Европа жила по тем же законам. Князья ожесточенно грызлись между собой за доверие и полномочия центра – тут тоже ничего нового. Русская православная церковь расцвела именно при монголах: получила освобождение от сборов и податей, имела представительство в ставке великих ханов. Христианином был и половец Мамай, беклярбек и темник Орды, властвовавший в Крыму, на Донбассе и юге нынешней России. Его войско составляли половцы, печенеги, аланы, касоги и, по распространенной версии, тяжеловооруженная пехота из наемников-генуэзцев.
Мамай стал конкурентом Тохтамыша, вассалом которого являлся московский князь Дмитрий Иванович. Когда Дмитрий собирал войска против Мамая, ему не прислали подмоги ни Смоленск, ни Тверь, ни Новгород, ни даже собственный тесть, нижегородский князь. Зато татарские полки под стягами Москвы были! А рязанский князь Олег, наоборот, двинулся на Куликово поле на помощь Мамаю, но опоздал на один день. Конечно, с таким набором фактов скрепу не сделаешь. Но позориться-то зачем? Вон французы не пытаются выдать междоусобицу бургундцев, аквитанцев и бретонцев за какой-то осмысленный процесс, но недостатком патриотизма никогда не страдали.
Кстати, самая откровенная школьная липа касается французских потерь в Бородинском сражении. Европейская историография признает, что Наполеон не досчитался 30 тыс. солдат и офицеров, из них убитыми 10–12 тысяч. Тем не менее на главном монументе, установленном на Бородинском поле, золотом выбито – 58 478 человек. Как признает знаток эпохи Алексей Васильев, «ошибочкой» мы обязаны Александру Шмидту – швейцарцу, которому в конце 1812 г. были очень нужны 500 рублей[23]. Он обратился к графу Федору Ростопчину, выдав себя за бывшего адъютанта наполеоновского маршала Луи-Александра Бертье.
Получив деньги, «адъютант» от фонаря составил список потерь по корпусам Великой армии, приписав, например, 5 тыс. убитых гольштинцам, которые в Бородинской битве вообще не участвовали. Русский свет был рад обманываться тогда. И до сих пор никто не решается инициировать демонтаж легенды: в учебниках десятилетиями кочует цифирь, будто Наполеон потерял около 60 тыс. бойцов. Зачем обманывать детей, способных открыть компьютер? Кончилось ведь взятием Парижа – и с этим не поспоришь.
Исторические мифы срабатывают, когда властям требуется поддержка населением какой-нибудь милитаристской выходки. В преддверии Первой мировой, например, 87 % европейских интеллектуалов были за войну. Чем такой ура-патриотизм оборачивается, Германия поняла лучше всех в мире. И вряд ли в какой-то другой стране детей столь внимательно учат анализировать историческое полотно, а не выискивать фрагменты, удобные национальному самолюбию.
Взять, например, двух популярных персонажей их германского прошлого. Прусский король Фридрих II именуется в истории Великим. Он считается основоположником просвещенного абсолютизма: дружил с Вольтером, владел шестью языками, играл на флейте, водил своих солдат в атаку и выиграл массу сражений. У Фридриха был отец-предшественник – Фридрих Вильгельм I, которого чаще именуют «Фельдфебелем». Имея лицо, похожее на свиную рульку, он ненавидел все французское и называл Лейбница дураком, поскольку ученый не умел держать ружье. Казалось бы, понятно, в чью пользу сравнение. Но школьный учитель предлагает детям смотреть на факты с разных сторон.
Взойдя на престол, Фридрих Вильгельм сократил расходы на жалованье и пенсии придворным сразу в пять раз. Затем началась приватизация королевских конюшен, винных погребов и сервизов – всего, что можно продать. Тем не менее хозяйственным иностранцам, построившим дом в Пруссии, возмещали затраты и освобождали от налогов на первые 6 лет. Первой в мире Пруссия перешла на всеобщий призыв, создав 4-ю по численности армию в Европе, будучи 13-й по населению. При этом король почти не воевал. Результатом его правления стали 7 млн золотых талеров в казне. Его сын Фридрих Великий, наоборот, прошел десятки сражений и считался гениальным полководцем. Результатом его опытов стали сотни тысяч убитых пруссаков, пустая казна и взятие русскими Берлина. Если бы новый российский император Петр III не был поклонником Фридриха, Пруссия могла стать нашей провинцией.
В шведских школах героическую личность короля Карла XII оценивают также с различных сторон. Конечно, круто в поисках славы довести армию до Полтавы, но для страны королевские авантюры закончились потерей половины заморских владений. Странно, что в России мы не наблюдаем подобного подхода к эпохе Петра I, по которой школьным методистам приходится притягивать за уши буквально все.
Кто-то возмутится: разве не с Петра начался славный имперский период нашей истории? Споры на эти темы и должны развивать в школьнике мышление, риторику, взгляды на развитие цивилизации. И не важно, становится он в итоге консерватором или либералом, – главное, он научился формировать и отстаивать свою точку зрения, а экономика получила инициативного и грамотного гражданина. Российской школе это, увы, не грозит: выучив к ЕГЭ плеяды царей и полководцев, школьник рано или поздно узнает их подноготную, проникается апатией и недоверием к усвоенному в школе.
Авторы учебников, похоже, сами искренне не понимают, чем нам гордиться, кроме деспотов и ратных побед. Если верить учебникам, до призвания Рюрика в 862 г. на территории России бегали дикие племена, в которых не было согласия. Гордиться тут, конечно, нечем. Уже 400 лет прошло после падения Рима, более 800 лет как распяли Христа, 1200 лет со времен Аристотеля и Александра Македонского. Но вот в конце 1990-х находки археолога Евгения Рябинина в Старой Ладоге доказывают: Ладога не только существовала за 100 с лишним лет до Рюрика, но и имела высочайший для той поры уровень развития. В 2 км от Ладоги Рябинин откопал Любшанскую крепость, которую возвели и вовсе в VI–VII веках, около 700 г. перестроив на каменном основании. Близ Ладоги найден и самый древний в Восточной Европе токарный станок[24].
Раскопки в Гнездово под Смоленском показали, что древнее поселение здесь занимало не менее 30 га и к X веку насчитывало от 800 до 1000 человек. Примерно столько же жило в ту пору в Йорке, втором по величине городе средневековой Британии[25]. Или вот такой разворот: долгое время считалось, что древнегреческие колонии в Крыму или близ Анапы как бы противостояли варварскому миру. Но вот обнаружены руины храма Аполлона в 7 км от берега, а значит, были и мирные отношения, и взаимное влияние культур[26].
Казалось бы, учебники должны обновить с учетом находок, но там по-прежнему штампы советских времен. Тему новгородского вече иллюстрирует картина пролетарского художника, где группа модных бояр чуть ли не до драки спорит с оборванными тружениками. Между тем крупнейший знаток Древнего Новгорода Анатолий Кирпичников уверяет, что на вече не толпились, а сидели на скамьях. Кирпичников уставил скамьями всю Софийскую площадь, и получилось, что на вече могли присутствовать не более 300 человек. А значит, новгородская демократия была представительской, парламентской[27].
В Новгороде времен так называемого «монголо-татарского ига» грамотность населения была поголовной, детей учили в школах. Вместо лаптей здесь носили сафьян, поскольку грязи на улицах было немного: городские службы выстилали тротуары деревом. В писцовых книгах упомянуты около 30 промыслов, которыми новгородцы занимались вдобавок к своим земледельческим работам. К XV веку в одной только Водской пятине (северо-запад новгородских владений) насчитывалось 215 домниц, выплавлявших 1,5 тонны железа каждая. Уже тогда в городе производили огнестрельное оружие. Наравне с Лондоном, Брюгге, Кельном, Бергеном, Гамбургом наш северный град был членом Ганзейского Союза – тогдашнего прообраза ВТО. Наверное, новгородские купцы сильно смеялись бы, если бы кто-то сказал им, что русская земля до Петра I не имела выхода к морю.
Если бы в XV веке Новгород победил Москву, у нас, наверное, была бы совсем другая история. Но вышло наоборот. И нет ничего удивительного, что сегодня мы наблюдаем масштабную реабилитацию Сталина. Его образ в сиянии и славе вернулся в новое российское кино, финансируемое на средства Министерства культуры. По всей стране установлены десятки памятников коммунистическому вождю. Владимир Пугин отозвался о Сталине нейтрально, как о «продукте эпохи»[28], но патриоты поняли это по-своему: нацлидер просто не хочет быть мишенью для критики. Дошло до того, что патриарх Кирилл выступил с призывом «помнить, уважать и не подвергать сомнению успехи руководства СССР в 1920-1930-е годы», когда жертвами репрессий стали не менее 300 тыс. клириков Русской православной церкви.
В полный рост заявляется, что Сталин был верующим. Якобы по его велению икона Тихвинской Божьей Матери совершила крестный ход на самолете над Москвой 8 декабря 1941 года. Эта версия, возникнув из ниоткуда, перепечатана тысячами изданий и смело озвучивается в школах как достоверный факт. Но тогда Сталину пришлось бы одолжить икону у немцев, поскольку Тихвин был захвачен в ноябре, святыню вывезли в Ригу, в Россию она вернулась в 2004-м.
Источник байки – «православный историк» Николай Блохин. На самом деле Блохин – 70-летний священник из Комсомольска-на Амуре, окончивший нефтехимический техникум, неоднократно судимый. По собственному признанию, прошел 4 тюрьмы и 15 лагерей, после чего начал писать. Главное признание – Патриаршая литературная премия. Про полет иконы рассказывает, что «летом 1952 года услышал эту версию семилетним мальчиком на конюшне Центрального московского ипподрома от маршала авиации Александра Голованова»[29]. Тот же Блохин пишет, будто в 1942-м самолет с Казанской иконой Пресвятой Богородицы облетел Сталинград и это подтвердил маршал Жуков в беседе с писателем Юрием Бондаревым. Никаких ссылок на интервью Бондарева я не обнаружил, хотя ему 93 года и можно выспросить подробности. Жуков во время Сталинградской битвы руководил обороной Ленинграда. И самое главное – о полетах икон ни слова не сказано в советских газетах, никто еще не смог выложить скан. Хотя пропагандисты чего только не придумывали, чтобы поднять страну на защиту режима. Зато насколько теперь стало просто ввести факты в исторический оборот!
Тема приспособления истории XX века к сверхзадаче по сохранению власти бездонна. Однако идеологическая белиберда не смогла бы претендовать на почетное место в головах миллионов россиян, если бы не подкреплялась чем-то реальным и осязаемым, помимо с размахом перестроенной Москвы. Но российская столица – это очередное молоко без коровы, поскольку ее мощь и сила во многом достигнуты ценой разрухи в регионах. И властям пришлось сильно постараться, чтобы создать другие державные образы, которые ассоциировались бы с успехом нашего «особого пути».