Мои Белые Боги
Часть 7 из 24 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
– Идем двумя группами параллельно друг друга. Ничего без приказа не трогать! Не пить! И не есть! Идем молча. Возможны голосовые ловушки, поэтому молчите. Во время движения вы ничего не будете слышать, и шагов и дыхания тоже. Пойдете за ними, – сказал Грис и развернулся к двум вестникам, которые так и остались стоять у шестиугольной арки, – рассчитайтесь. На счет десять начинаем движение. Вестники быстро рассчитались на первый-второй. Саша подстроила так, чтобы идти с Отикой. Он хоть и с замашками высокомерия, зато знаком и ревнивых подружек пока не наблюдается. А где бы ни пошел Грис, сейчас его не нужно отвлекать. Голос Гриса досчитал до десяти и когда считал «пять» сам Грис исчез, испарился в воздухе. Никого это не удивило.
В каждой группе получилось по пятнадцать человек. Саша шла предпоследней. Шестиугольные, глазастые отверстия, служившие и входом, и окнами с холодным вниманием следили за передвигающимися гуськом воришками. Казалось, теперь сам кулькит разглядывает незваных гостей и снимает первое послевкусие. Это место наполнено событиями, совсем недавними событиями, странной, пугающей энергией и могуществом, да простят боги, они вторглись в завоеванный город. Непривычная тишина надменно вслушивалась в затихающий шорох шагов, которые скоро совсем стихли. Саша перестала слышать. Оглохла. Не осталось никаких внешних звуков, кроме размахов драконьих крыльев. Появившиеся из кулькита вестники двигались быстро, и едва дождавшись подхода групп, пошли вперед быстрым шагом. Это не вежливые проводники на легких, горных подъемах. Хорошо, если найдут на обратной дороге. Заблудиться здесь страшно. Вестники минут десять шли по первому уровню шестиугольных арок и через шестиугольный проход вошли внутрь кулькита, в просторный зал с изрисованными стенами. Рисунки походили на цветные паутины, пахло приятно, легким цветочно-горьковатым ароматом, чистотой и еще чем-то едва уловимым и неизвестным. Здесь было светло, как снаружи: глаза совсем не почувствовали перехода. Слегка светился пол, рисунки на стенах, потолок. Из того, что можно было назвать мебелью у стен стояли низкие каменные лавки. Из стены бил облагороженный родник. Чаша, в которую падала вода, сделана в форме свернувшегося дракона. Из зала вестники вышли в просторный коридор, где также паутинами разрисованы стены, и также светло и шли довольно долго. Проходя мимо одной из многочисленных шестиугольных арок, Саша замедлила шаг. Двери встречаются далеко не на всех арках, а там где есть каменные двери или даже похожие металлические, то украшены они необычно: в центре двери три желтых круга, от которых отходят разноцветные петли, или вся уходящая в стену дверь расписана треугольниками и это живо напоминает рисунок листьев. Саша замедлила шаг: появилось и нарастало чувство страха. И с каждым шагом, с каждым шажком к этой арке, с каждым вдохом страх нарастал. Странное дело. Сашины нервы будто враз вздрогнули от леденящего ужаса, в ушах зазвенело, черные пятна стали съедать весь свет. Странное дело. Отика обогнал ее и взглядом спросил в чем дело, а Сашины ноги стали ватными и уши прорезали тысячи отчаянных голосов и тихих стонов беспомощности. Еще пара шагов. Дверь не до конца вкатана в стену. Видны каменные клетки размером три на три метра. Вместо решеток каменные соты. Никаких тканей и туалетов и душа. Только клетки с каменными лежаками, и всё это вычищается как коровники. Здесь содержали людей. Сашу манило туда как магнитом, звало найти что-нибудь тяжелое и разнести всё к чертям. Она огляделась в поисках подходящего предмета и тут Отика крепко ухватила ее за запястье, сжал губы и покачал головой. Наваждение отступило и она нехотя вспомнила обещание держать себя в руках и кивнула, и просто пошла дальше за группой и не оглядывалась, опасаясь снова попасть под действие этого страшного, уродливого места.
Чем дальше они отходили, тем легче становилось идти. По цепочке, из рук в руки Саше передали маленький, каменный пузырек и без всяких просьб Саша выпила содержимое. Живительная сила риспийских трав как по волшебству приободрила и как бы не было тяжело не думать об увиденном, Саша решила об этом сейчас не думать и вся превратилась во внимание. В полной тишине две группы шли дальше по широкому коридору. Часто появлялись смежные проходы, другие вели в просторные залы, были пространства, чье предназначение сложно объяснить. Вот, например, вот это вот что такое? Через приоткатанную дверь видно, что это просторное помещение с множеством извилистых стен. Извилистые стены посередине, по краям, справа, слева, везде, стены пересекаются, переплетаются, некоторые участки тянутся параллельно друг другу. В другом помещении видно множество низких столиков, вроде длинных журнальных столов с множеством углублений, в некоторых углублениях лежат желтые шары. По виду как из золота. Шары размером с кулак.
Так прошла вечность, которая тянулась примерно полчаса. Вестники шли выверено-быстрым шагом, не крутили головами, не пытались заговорить, изредка, кто оглядывался и то старался ни с кем не встречаться взглядом, чтобы не сбиться с темпа ходьбы и с нужного настроя. В один из моментов Саша заметила, что за всеми шестиугольными арками стало темно. Свет остался только в коридоре и что там скрывается в этой темноте знает только Грис, а он молчит. Он занят поиском только ему видимых ловушек и если какая-то из этих ловушек сработает на нем, из кулькита живым никто не выйдет. А они все шли и шли и тишина стала давить. В воздухе появилась угроза. Она появилась и села с холодным крокодильим взглядом миллионов глаз, и смотрела из каждого шестиугольника на полу и на стене. Вестнические руки неосознанно легли на рукоять меча, Отика достал кинжал и предпочел оставить в руке. Коридоры стали сужаться. Здесь редко, кто ходил и кто бы что ни говорил, это чувствовалось хорошо на разнице: наверху обычно кипела жизнь, здесь – никогда. Коридор плавно, спиралью уходил вниз, еще минут через десять в новеньких проходах с блестящим камнем на стенах и тонким слоем пыли на полу пропали всякие разветвления и входы в другие помещения. С каждым шагом тускнело, словно кто-то медленно выворачивал лампочку, и скоро они шли в поздних сумерках, только от стен падал синий, зыбкий, лунный свет. За очередным плавным поворотом, уходящим в лунную полутемень, спина идущего впереди вестника вдруг исчезла и тут же Сашина нога ступила на что-то скользкое, поскользнулась и Саша полетела вниз. Куда, судя по всему, в полном молчании падали остальные члены группы. От неожиданности Саша вскрикнула и пока скользила вниз по гладкой каменно-ледяной горке многократно протянула букву «ааааа» и кое-что из допустимых в приличном обществе ругательств. Но этого никто не слышал. Ей повезло идти предпоследней. Скатывающийся перед ней вестник зацепился кинжалом за покрывающий горку лед. Долго удержаться в этом положении не дала скатывающаяся следом Сашенька и они вдвоем упали на небольшую, мягкую горку тел, которую перелетел Отика и сбил с ног только встающего после падения Перекоса. Саша беззвучно рассмеялась. И другие вестники тоже беззлобно похахатывали и подавали руку, и вытаскивали друзей за ноги и за руки из горы шевелящихся тел и еще смешней это было оттого, что никто ничего не слышал. В целом обе группы провалились благополучно и, распутавшись, стали оглядываться. Воздух светился голубоватым светом. Стены словно обтянуты драконьей кожей. Потолки волной опускаются вниз, до самого пола и поднимаются вверх, стены волнистыми загогулинами перехлестываются с потолком и вся эта фантазия авангардиста мешает понять насколько далеко уходит пространство. Что касается пола, то Саше вспомнилась игра: пол – это лава. Так вот здесь пол – это чуток разволновавшееся и застывшее в камне море. Плыть по нему не получится, ползти будет очень долго. Первые храбрецы начала прыгать с «волны» на «волну» и торопить остальных. Прыгать по скользким каменным волнам сначала казалось делом сложным, потом вполне себе даже посильным занятием и они прыгали и прыгали и не видно было конца этой каменной реки. Если у кого и возникали трудности, то о них никто не слышал. Прыжок, прыжок! Саша поймала баланс, протяжно выдохнула и погладила чуток ноющее после падения колено. «Лунный» свет освещал разлившуюся каменную реку, играл полутенями и светом. При других обстоятельствах можно было бы сказать, что это прекрасно и стоит остановиться и полюбоваться.
Беспокойный Сашин мозг то и дело озадаченно спрашивал Сашу: – Как-то слишком тихо. Нет? Тебе не кажется? Ты уверена, что это нормально? Всё-таки слишком тихо. Ни дыхания ни слышно, ни шагов, ни собственных слов.
Вестников тоже посещали подобные тревожные мысли, и они то и дело ловили взгляд других членов группы, кивали и прыгали дальше. Встретившись взглядом с Сашей, Отика состроил смешную рожицу: указательным пальцем приподнял кончик носа и высунул язык. Перекоос сделал вид, что осуждает, покачал головой и можно поклясться что-то говорил по этому поводу. Старина Галок Уэарз педагогическим взглядом оценил возможные последствия баловства в подземельях чужого драгэти и решил: можно. На голове Галока видна седина. Он мало говорит, больше смотрит и прислушивается и вовсе не для того, чтобы влезть в разговор в самый неожиданный момент и блеснуть своим остроумием. К Галоку многие прожитые годы пришли без страхов, ворчания и недовольства. Он мало говорит. Его голос отдает приказы людям. Выпад! Удар! Назад! Защита! Стойка!
Галок выбрал из людей Горыянцы тех, кто способен понимать и исполнять приказы и пытается сделать из них воинов. Приучить людей к дисциплине, военному делу. Его подопечным нравится находиться в компании седовласого вестника. Их покалеченные души с израненным чутьем безошибочно определяют: этот не ударит ни словом, ни рукой. Наоборот: ободрит даже виноватого. У Саши Галок интуитивно вызывает доверие, а тем временем скачки по чертовым кочкам продолжались. Где-то через полчаса ритм «скачек» снизился. Экспедиция лениво перескакивала с кочки на кочку и выдерживала большие паузы и вот безумный архитектор велел всем согнуться или пробираться дальше на полусогнутых. Саша почти явственно слышала, как из неосознанного подсознательного прорывается русский мат, как протест против ужасных дорог.
– Держаться! Так скоро дойдет до звуковых галлюцинаций, – подумала Саша, выходя из скрюченного состояния, с удовольствием разгибая спину и могла поклясться, что совершенно четко услышала озадаченный голос бородача Аклоса: – В этом месте было два хода. Мы и разделились, чтобы одновременно пройти и обойти ловуш…., – а следом прозвучало удаляющееся, падающее «ааааа…». Это было первое, что прозвучало за два часа, если не считать собственных мыслей.
Вестники стали оглядываться друг на друга и у каждого во взгляде читались вполне понятные вопросы: – Ты это слышал? Это действительно кто-то сказал или показалось? Друзья, а где Аклос?
Когда что-то должно случиться, оно непременно случается. Когда, кажется, что что-то должно случиться, то это чаще всего просто кажется, сильно осложняющее человеческую жизнь всякими страхами, предчувствиями, нервными расстройствами и если с этим ничего не делать, то однажды можно обнаружить себя в теле вечно брюзжащего, всем недовольного старика, боящегося собственного покашливания. Да, да, потому что от покашливания много чего бывает! Но в подземельях с ловушками жестокого драгэти Фица можно смело доверять предчувствию. Это то место где обязательно что-то случится. Оно для этого и было создано.
Затрещал камень. Не какой-то конкретно, а весь камень вокруг затрещал. Первый треск был особенно громким, последующие, непрекращающиеся потрескивания чуть потише и звучали одно за другим. Тр-тррр-тр-трррррям! Эта трещащая зараза распространялась быстро и скоро все каменные волны, кочки, горки покрылись сетью треснутых морщин. Можно было поклясться, что каждый хоть раз позвал на помощь Гриса. Камни под ногами нагрелись. Теплая ручища жесткой хваткой схватила, закрутила Сашины ноги и утащила вниз. Это неприятное воспоминание, благо оно было коротким и действие риспийского чая еще не закончилось. Невозможно по-настоящему бояться, когда травы далекого мира уже влили в кровь волшебные масла.
Саша мягко куда-то упала, потерла глаза, чтобы привыкнуть к более яркому свету и услышала голос Гриса: – Ловушка каждый раз действует по-разному. Я сломал опечат с семью вариантами входа. Теперь это бесполезно: в точности не восстановить, почти такое же сделать смогу. Осмотритесь. Сашенька, – совсем рядом зазвучал знакомый и ставший таким дорогим голос Гриса, – как ты? Испугалась?
– Всё в порядке, – ответила Саша и подумала, что ничуть не пожалела о решении увязаться с вестниками.
Словно прочитав ее мысли, проходя мимо Перекоос спросил: – Не пожалела, что пошла с нами?
– Нет! Нет…надеюсь никуда больше падать не надо будет… Нет?
Перекоос рассмеялся и Грис прикрикнул на него: – Иди уже! Иди! Саша поразила нас храбростью, для человеческой сэвильи такое самообладание восхищает.
– Ты предупреждал, что будет не просто. Я в норме. Нашел?!
– Тут много интересного и ничего нужного…пока не видно. Пороемся в кладовых Фица, – заманчиво предложил Грис.
Пространство, куда они все благополучно провалились, сильно напоминало склад. И не какой-нибудь, а современный земной склад. По стенам вытянутого помещения со сводчатым потолком тянутся каменные стеллажи. Пахнет только что помытым больничным полом, песком и немного мхом. Потолки высотой метров тридцать. Под потолком, на верхних полках зависли на сон черные тучи. Грис сказал быть с ними поосторожней, потому что тучи могут проснуться, пойдет дождь и придется усмирять молнии.
Впереди видно две развилки. В видимой части хранилища на стеллажах много металлов, один из которых Саша могла бы определить точно, как золото. На золотых прямоугольных пластинах имеются вдавленные знаки: точки и черточки, кружочки и квадраты. Саша дотронулась до пластины. Поверхность на ощупь очень гладкая. Точки, черточки и прочие символы вполне могут быть техническим шифром, обозначающим вес, чистоту металла от примесей, номер партии и все в таком духе.
– Зачем Фицу столько золота? – спросила Саша.
– Согласен. Лучше б пожрать спрятал, – подал голос Перекоос.
– Пожрать у него наверху было, – заметил Отика и добавил, – куда применить металлы дорогуша Катарац не придумал. Запрятал до лучших времен. Можешь сделать из металла ловушку?
– Драгэти нет разницы, что в него летит: камень, металл, яд…Эти сплавы для «синего огня» пригодятся. Проведем в укреплении свет.
Из стеллажа выехала по воздуху и застыла перед Грисом серебристая пластина, в один момент она увеличилась в размере, стала полупрозрачной, от нее отделился маленький кусочек и снова увеличился, вокруг этого кусочка засиял золотистый свет и стала видна кристаллическая решетка этого металла, прямо как в учебном школьном пособии. Отика один из немногих кто посмотрел на нее с интересом и кивнул с видом знатока, а потом они с Грисом перемолвились парой фраз с непонятными словами и пошли дальше рассматривать так металлы. Разных цветов и составов пластины вылетали с каменных полок и также увеличивались, становились на время полупрозрачными. Один в один: не спешно продвигаясь вперед, двое экспертов обсуждают результаты лабораторных исследований. Остальные вестники и риспийцы обследовали тайное хранилище куда быстрей и веселей. Перекоос залез на стеллаж, поморщился при виде золота, полез дальше и начал перепрыгивать со стеллажа на стеллаж, с полки на полку, как заправский паркурщик. Его ловкости позавидует любой трюкач в цирке. Стеллажи каменные, хорошо обработанные, кажется и зацепиться то не за что. Перекоос порхал с легкостью бабочки и порхал не один: риспийцы и вестники и скоро Саша перестала разделять, кто есть кто, легко вскакивали на первую полку, момент и они уже где-то там, наверху. Сначала Саша наблюдала за этим с тревогой, опасаясь, что кто-нибудь сорвется, а потом с восхищением. Они если и срывались, то уже в полете умудрялись цепляться за полки кончиками пальцев и выравниваться и порхать дальше.
Что же привезти моей милой
Какой подарок, какой подарок
Ты хочешь, любовь моя
С далекого пути
Привезу цветов, ароматов, духов,
ткани на платье, алого на юбку,
жемчугов нитью привезу.
Будешь самой красивой,
ты будешь самой красивой,
Ярче, чем в моих снах, моих
долгих ярких снах в разлуке с тобой.
Дай вдохнуть аромат волос твоих,
твоей кожи запах манит,
Насмотреться на тебя любовь моя, дай.
Напевали вестники и риспийцы. Слова простые, мотив приставучий. Грис пустил силу поиграть и получилась настоящая музыка. Саша сама не заметила как начала пританцовывать и, не попадая в такт, тихо напевать «что привезти милой, какой подарок, какой подарок…». Под эти слова она наткнулась на мечту. Не на свою, правда. Она не питала большой любви к золотым украшениям, но глядя на десяток больших подносов сплошь усыпанных мужскими и женскими украшениями подумала, что вот это всё отдельно можно назвать кладом. Золотые пластины-накладки, широкие браслеты, короны с узором рыбьей чешуи, жесткие подвески на шею и грудь, колье и кольца в форме драконов, много красивых камней, изумительно ограненных и сверкающих в золотистом свете подземелья. Перебирая камушки, Саша подумала: – Как жаль, что поблизости нет магазина, чтобы обменять эту прелесть на нормальную еду, ткани, книги, одежду…, – и пусть магазинов не было, она находила странное, доселе незнакомое удовольствии в перебирании камней и украшений. Один Отика выбивался из общего настроения и ворчал о несерьезном отношении к досмотру.
– Сегодня – хороший день. Повеселимся: мы все этого заслужили, – парировал Грис.
– Ты еще помнишь, что такое радость? Здесь это дорогостоящая глупость. Ты уверен в безопасности наших братьев? – хмуро сказал Отика и многозначительно посмотрел на скачущих по верхам вестников.
– Все под присмотром, – уже не так уверенно ответил Грис, вздохнул, мотнул головой и добавил: – не нагнетай.
– Металлы, металлические изделия, украшения, слитки, камни, оружие мориспен на вроде вогнутых мечей с зубцами лежали на стеллажах. Возле каменного ящика кремового цвета Грис и Отика задержались особенно долго. В ящике лежали совсем маленькие и прозрачные камешки. Это особые камни. Они не водились залежами в родном мире вестников, эти камни находят по одной штуке в самых неожиданных местах. Даже в сетях рыбаков можно случайно обнаружить этот необычный камень и только в одном экземпляре. Камень отличается особой прочностью. Его могут разломать только драгэти, при этом выделяется такое огромное количество энергии, что приходится уходить подальше от жилых территорий, а лучше подниматься в миры.
По хранилищу пронесся призывной вопль: – Грис! Грис! Грииисс! Что это такое? Мы тут нашли такое!
В первом боковом хранилище, где не было стеллажей, на стенах висели вытянутые черные прямоугольники. На низких полках и столах с перегородками лежало то, что Саша бы назвала компьютерной начинкой. С изумлением она смотрела на материнскую плату, рядом лежит один в один картридер только без надписей, процессор, небольшие бобины с проволокой и кабелем и множество того, что можно назвать инструментами вплоть до пилы и молотков и молоточков. На поверхности стола имелись тусклые рисунки. По Сашиной реакции вестники поняли, что всю эту груду вещей непонятного назначения она раньше уже видела.
– На Земле мы научились делать устройства, способные хранить много информации: музыка, книги, история…как ты говорил: хроники. Эти устройства способны выполнять за нас некоторую работу, делать нашу жизнь безопасней. Как еще объяснить, – раздумывала вслух Саша под заинтересованными и пока не понимающими о чем речь взглядами вестников. Они слушали и не то чтобы совсем не верили, но так настороженно «уточняли»: мол, ты уверена?
– Все устройства соединены интернетом. Интернет – это вроде коллективного разума. С помощью интернета можно отправить сообщение любому человеку на Земле.
– Славно, – будто из вежливости сказал Аклос. Повисла пауза и, указывая на прямоугольники на стене, сказал Грису: – Они не живые. Оживи их, драгэти.
Живое электричество соскользнуло с рук драгэти, живым ручьем потекло по каменному полу, поднялось по стене. Черные прямоугольники тонкие, как земной картон и на одной выпуклости на стене особенно хорошо видно, как прямоугольник обтягивает эту неровность, словно плотные колготы обтягивают коленки. Первой мыслью, конечно, было то, что это мониторы – устройства для вывода информации, но толщина и гибкость прямоугольников смущали, и Саша вместе с остальными ждала ответа на вопрос: что же это такое. Волнительное ожидание затягивалось. Отика потянулся вперед, Перекоос с интересом оглядывал прикрепленные к стене прямоугольники почти вплотную, еще немного и самый любопытный вестник начнет их трогать и, возможно, отдирать со стены, чтобы разглядеть; у бородача Аклос в глазах загорелся любопытный огонек. Вдруг от стены что-то тихо щелкнуло, следом послышалась череда щелчков. Черные прямоугольники вспыхнули одной картинкой, будто в отделе телевизоров поставили общее транслируемое видео на паузу. На экранах замерла чужая жизнь, и настолько чувствовалось это «чужая», что даже Саша готова была спросить: – Это Горыянцы?
Потому что это был не Горыянцы. В серо-зеленых небесах мирно спали белые облачные озера, вовсе не видно лун. Замерзшая картинка ожила. Камера летела над белым, удивительным городом. Он весь словно вырезан опытным мастером кружевных дел. На белоснежных, каменных площадках, выложенных шестиугольниками, стоят летательные корабли. Они сделаны из серого матового металла, окна у них выпуклые, как глаза у мухи. Корабль немного разогнался по взлетной полосе, взмахнул крыльями, как это делает птица и взлетел, чтобы присоединиться к другим летающим «птичкам», выписывающим в воздухе мертвые петли, как незамысловатый трюк перед серьезным, длительным полетом.
Этот город похож на огромный муравейник, но не с тем отрицательным оттенком с каким говорят о крупных земных городах. Это хорошо отлаженный, светлый, продуманный до мелочей красивый город, созданный с заботой о множестве обитателей. Вот идут одетые в хорошие одежды люди, они выглядят здоровыми, а вот эти двое даже упитаны, вот эти тащат какой-то ящик и с улыбкой переговариваются. Вот мориспен в золотых пластинах и посохом уселись на хрустальные качели. В городе много зелени: мхов и растений, похожих на суккуленты. Ощущение благости и гармонии льется через экран.
Грис отозвал умное электричество. Экран погас. Всё понятно без слов: никому не хотелось говорить о том, как ужасно «грохнулся» далекий мир мориспен на головы беззащитных людей. Не хотелось думать о том, что испытали выросшие в таком городе люди, которых первыми заперли в клетки. Мирное, дружеское соседство обернулось трагедией. Возврата в этот мир нет. Он остался только в памяти компьютера набором информации.
В молчании вестники покидали эту часть хранилища и лишь мельком обследовали другие промежуточные отсеки также забитые техникой.
– Возьмем в укрепление, там досмотрим, – сказал Грис, провожая вестников взглядом.
– Как же они до этого дошли? – задумчиво задал вопрос в никуда умник Отика, пожал плечами и добавил, – для этих двух рас дороги назад нет.
– Это и ёжику понятно, – серьезным тоном сказал Грис. Эта земная фраза не должна произносится так серьезно и Саша поневоле улыбнулась и протянула: – ну…
– Ты начал ее цитировать, – иронично приподнял бровь Отика. Из глубин хранилища раздались новые позывные:
– О! Смотрите-ка!
– Что тут у нас! Вот это да!
– Не думал, что буду так рад этому…
– Свершилось! – подытожил бородач Аклос и хор голосов позвал: – Грис! Грис! Гриииссс!
Саша с Отикой сделали несколько шагов в сторону выхода и, не сговариваясь обернулись назад, потому что Грис остался стоять на месте. Он разглядывал стол, его взгляд сосредоточился на месте между двумя материнскими платами и шлейфами. Грис осторожно подвинул одну деталь, вторую, все содержимое стола было перенесено силой на соседний стол, а этот оказался свободным. Рисунки на столе сделали открытие еще более невероятное, чем мирное существование людей и мориспен в прошлом.
– Ты выучил язык мориспен. Прочитай надписи, – велел Грис.
На расчищенном то ли от деталей телевизора, то ли варианта компьютера столе было написано «Голубая Длань». Так прочитал Отика набор черточек. А под надписью развернутая карта Земли, прорисованная куда лучше той, что ночью нарисовала Саша. Значит…получается…, – Саша неуверенно складывала воедино два очевидных утверждения, – Голубая Длань – это планета Земля. Отика встрепенулся, нервно огляделся, подошел к выходу из отсека, осмотрел хранилище, проглотил ком в горле и крикнул: – Хватит кричать! Мы заняты! Никуда ваше открытие не денется: драгэти вам не нянька, – быстрым шагом вернулся к столу и сказал почему-то только Грису: – Надо действовать!
– Ты в своем уме, – разочарованно ответил Грис, – Саша, он предлагает тебя убить.
Отика виновато взглянул на девушку с Земли и горячо зашептал: – Во благо всего человечества Земли! Слушай, когда мы перебрались с пожитками на Тарс, то прекрасно знали, что там открываются проходы и с нами может случиться вот такая история. Знали, значит, согласились, нас никто отсюда вытаскивать не будет. Но ты не давала согласие на перемещение и есть вероятность, что проход снова откроется – ты или твои потомки вернутся домой.
– Потому что боги такие добрые, – ошарашено спросила Саша.
– Боги бесчувственны, не знают ни добра ни зла. Это энергетические сущности, чьи души переросли физическую природу. Они очень ценят баланс, маятник качнется, проход откроется и если Фиц будут рядом, то смогут зацепиться. О, эти вцепятся зубами и когтями и твоей процветающей Земле придется делиться ресурсами, – возбужденно проговорил Отика и спокойнее добавил, – иногда, очень редко сражаться означает уйти. Драгэти сделает всё быстро, ты ничего не почувствуешь. Просто тихий сон.
– Можешь не продолжать! Драгэти делать сна не будет, – твердо сказал Грис, – это плохой план. Саша, слушай! Слушай меня. Тебе не надо думать об этом: переложи на меня эту задачу, я старше, у меня больше опыта, поэтому справлюсь лучше. Слушай меня…, – мягко позвал Грис, заглянул в растерянные глаза девушки и ласково поднял ее подбородок выше, призывая не унывать, – больше не говори, что ты с Земли. Скажешь, что потеряла память и описывала сны. На самом деле ты выросла в Триреконе – кульките нянек. Мориспен трехполые: мужской пол, женский и бесполые. Их еще называют няньками. У мужских и женских особей какие-либо родительские, теплые чувства проявляются лишь к взрослым детям. Новорожденных отдают бесполым нянькам. Нянек легко узнать по соскам на руке, на каждой руке, на запястье по два соска, которыми они кормят детей. Няньки добрые, когда нет детей мориспен, выпрашивают человеческих детенышей и выкармливают.
– Грис! Где вы? Мы зовем, зовем, – крикнул возбужденный какой-то радостной новостью Перекоос и скоро его лицо появилось в проеме отсека.
Сбылось! Вестники нашли хранилище тканей! На высоких стеллажах лежали сотни и сотни тюков ткани. Красной, белой, серой, с мелким геометрическим рисунком и полосами. А также нашлись большие мотки пряжи и ниток и два прядильных станка размером со старое пианино, десятка два коробок с бисером и прочими мелкими украшениями. Мориспен используют ткани для культовых обрядов, так что здесь хранились приличные запасы даже в масштабах трех соседних, еще более крупных кулькитов. Это прекрасная находка позволит одеть людей укрепления. Грис с Отикой и первой группой обыскали еще два тайника Катараца. Они не соединены между собой переходами, обнаружить их было возможно только способностями драгэти. Саша же была настолько поглощена открывшейся правдой и своими мыслями на этот счет, что так и не поняла, что отыскалось в двух «круглых полостях». Верно ничего стоящего там не нашли, вестники без особого интереса осматривали находки и особо не обсуждали. Чтобы не привлекать внимание, Саша делала вид, что рассматривает золотые украшения и камни. Ее не трогали. В важных делах на людей не привыкли полагаться.
Не каждый день слышишь, что можешь стать причиной катастрофы на целой планете. Как это будет? Как эти зеленые…мориспен будут ходить по Земле и далеко не важно, по какой конкретно стране – эти везде доберутся. Станут явью такие кошмары, какие еще не снимали ни в одном «ужастике». Саша смутно помнит сборы. На поверхность выбрались все в раз. Будто по щелчку все вестники оказались на площади с драконами. Ткани, золото и прочая добыча уложены на серебристые летающие круги. На Горыянцы уверенно разливался день и решено было лететь на драконах. Грис сверху подал руку и когда Саша собиралась подтянуться и залезть на жесткую спину Бурого, он отпустил руку. Не случайно. Грис и не собирался извиняться, перевесился вниз и назидательно смотрел на Сашу.
В каждой группе получилось по пятнадцать человек. Саша шла предпоследней. Шестиугольные, глазастые отверстия, служившие и входом, и окнами с холодным вниманием следили за передвигающимися гуськом воришками. Казалось, теперь сам кулькит разглядывает незваных гостей и снимает первое послевкусие. Это место наполнено событиями, совсем недавними событиями, странной, пугающей энергией и могуществом, да простят боги, они вторглись в завоеванный город. Непривычная тишина надменно вслушивалась в затихающий шорох шагов, которые скоро совсем стихли. Саша перестала слышать. Оглохла. Не осталось никаких внешних звуков, кроме размахов драконьих крыльев. Появившиеся из кулькита вестники двигались быстро, и едва дождавшись подхода групп, пошли вперед быстрым шагом. Это не вежливые проводники на легких, горных подъемах. Хорошо, если найдут на обратной дороге. Заблудиться здесь страшно. Вестники минут десять шли по первому уровню шестиугольных арок и через шестиугольный проход вошли внутрь кулькита, в просторный зал с изрисованными стенами. Рисунки походили на цветные паутины, пахло приятно, легким цветочно-горьковатым ароматом, чистотой и еще чем-то едва уловимым и неизвестным. Здесь было светло, как снаружи: глаза совсем не почувствовали перехода. Слегка светился пол, рисунки на стенах, потолок. Из того, что можно было назвать мебелью у стен стояли низкие каменные лавки. Из стены бил облагороженный родник. Чаша, в которую падала вода, сделана в форме свернувшегося дракона. Из зала вестники вышли в просторный коридор, где также паутинами разрисованы стены, и также светло и шли довольно долго. Проходя мимо одной из многочисленных шестиугольных арок, Саша замедлила шаг. Двери встречаются далеко не на всех арках, а там где есть каменные двери или даже похожие металлические, то украшены они необычно: в центре двери три желтых круга, от которых отходят разноцветные петли, или вся уходящая в стену дверь расписана треугольниками и это живо напоминает рисунок листьев. Саша замедлила шаг: появилось и нарастало чувство страха. И с каждым шагом, с каждым шажком к этой арке, с каждым вдохом страх нарастал. Странное дело. Сашины нервы будто враз вздрогнули от леденящего ужаса, в ушах зазвенело, черные пятна стали съедать весь свет. Странное дело. Отика обогнал ее и взглядом спросил в чем дело, а Сашины ноги стали ватными и уши прорезали тысячи отчаянных голосов и тихих стонов беспомощности. Еще пара шагов. Дверь не до конца вкатана в стену. Видны каменные клетки размером три на три метра. Вместо решеток каменные соты. Никаких тканей и туалетов и душа. Только клетки с каменными лежаками, и всё это вычищается как коровники. Здесь содержали людей. Сашу манило туда как магнитом, звало найти что-нибудь тяжелое и разнести всё к чертям. Она огляделась в поисках подходящего предмета и тут Отика крепко ухватила ее за запястье, сжал губы и покачал головой. Наваждение отступило и она нехотя вспомнила обещание держать себя в руках и кивнула, и просто пошла дальше за группой и не оглядывалась, опасаясь снова попасть под действие этого страшного, уродливого места.
Чем дальше они отходили, тем легче становилось идти. По цепочке, из рук в руки Саше передали маленький, каменный пузырек и без всяких просьб Саша выпила содержимое. Живительная сила риспийских трав как по волшебству приободрила и как бы не было тяжело не думать об увиденном, Саша решила об этом сейчас не думать и вся превратилась во внимание. В полной тишине две группы шли дальше по широкому коридору. Часто появлялись смежные проходы, другие вели в просторные залы, были пространства, чье предназначение сложно объяснить. Вот, например, вот это вот что такое? Через приоткатанную дверь видно, что это просторное помещение с множеством извилистых стен. Извилистые стены посередине, по краям, справа, слева, везде, стены пересекаются, переплетаются, некоторые участки тянутся параллельно друг другу. В другом помещении видно множество низких столиков, вроде длинных журнальных столов с множеством углублений, в некоторых углублениях лежат желтые шары. По виду как из золота. Шары размером с кулак.
Так прошла вечность, которая тянулась примерно полчаса. Вестники шли выверено-быстрым шагом, не крутили головами, не пытались заговорить, изредка, кто оглядывался и то старался ни с кем не встречаться взглядом, чтобы не сбиться с темпа ходьбы и с нужного настроя. В один из моментов Саша заметила, что за всеми шестиугольными арками стало темно. Свет остался только в коридоре и что там скрывается в этой темноте знает только Грис, а он молчит. Он занят поиском только ему видимых ловушек и если какая-то из этих ловушек сработает на нем, из кулькита живым никто не выйдет. А они все шли и шли и тишина стала давить. В воздухе появилась угроза. Она появилась и села с холодным крокодильим взглядом миллионов глаз, и смотрела из каждого шестиугольника на полу и на стене. Вестнические руки неосознанно легли на рукоять меча, Отика достал кинжал и предпочел оставить в руке. Коридоры стали сужаться. Здесь редко, кто ходил и кто бы что ни говорил, это чувствовалось хорошо на разнице: наверху обычно кипела жизнь, здесь – никогда. Коридор плавно, спиралью уходил вниз, еще минут через десять в новеньких проходах с блестящим камнем на стенах и тонким слоем пыли на полу пропали всякие разветвления и входы в другие помещения. С каждым шагом тускнело, словно кто-то медленно выворачивал лампочку, и скоро они шли в поздних сумерках, только от стен падал синий, зыбкий, лунный свет. За очередным плавным поворотом, уходящим в лунную полутемень, спина идущего впереди вестника вдруг исчезла и тут же Сашина нога ступила на что-то скользкое, поскользнулась и Саша полетела вниз. Куда, судя по всему, в полном молчании падали остальные члены группы. От неожиданности Саша вскрикнула и пока скользила вниз по гладкой каменно-ледяной горке многократно протянула букву «ааааа» и кое-что из допустимых в приличном обществе ругательств. Но этого никто не слышал. Ей повезло идти предпоследней. Скатывающийся перед ней вестник зацепился кинжалом за покрывающий горку лед. Долго удержаться в этом положении не дала скатывающаяся следом Сашенька и они вдвоем упали на небольшую, мягкую горку тел, которую перелетел Отика и сбил с ног только встающего после падения Перекоса. Саша беззвучно рассмеялась. И другие вестники тоже беззлобно похахатывали и подавали руку, и вытаскивали друзей за ноги и за руки из горы шевелящихся тел и еще смешней это было оттого, что никто ничего не слышал. В целом обе группы провалились благополучно и, распутавшись, стали оглядываться. Воздух светился голубоватым светом. Стены словно обтянуты драконьей кожей. Потолки волной опускаются вниз, до самого пола и поднимаются вверх, стены волнистыми загогулинами перехлестываются с потолком и вся эта фантазия авангардиста мешает понять насколько далеко уходит пространство. Что касается пола, то Саше вспомнилась игра: пол – это лава. Так вот здесь пол – это чуток разволновавшееся и застывшее в камне море. Плыть по нему не получится, ползти будет очень долго. Первые храбрецы начала прыгать с «волны» на «волну» и торопить остальных. Прыгать по скользким каменным волнам сначала казалось делом сложным, потом вполне себе даже посильным занятием и они прыгали и прыгали и не видно было конца этой каменной реки. Если у кого и возникали трудности, то о них никто не слышал. Прыжок, прыжок! Саша поймала баланс, протяжно выдохнула и погладила чуток ноющее после падения колено. «Лунный» свет освещал разлившуюся каменную реку, играл полутенями и светом. При других обстоятельствах можно было бы сказать, что это прекрасно и стоит остановиться и полюбоваться.
Беспокойный Сашин мозг то и дело озадаченно спрашивал Сашу: – Как-то слишком тихо. Нет? Тебе не кажется? Ты уверена, что это нормально? Всё-таки слишком тихо. Ни дыхания ни слышно, ни шагов, ни собственных слов.
Вестников тоже посещали подобные тревожные мысли, и они то и дело ловили взгляд других членов группы, кивали и прыгали дальше. Встретившись взглядом с Сашей, Отика состроил смешную рожицу: указательным пальцем приподнял кончик носа и высунул язык. Перекоос сделал вид, что осуждает, покачал головой и можно поклясться что-то говорил по этому поводу. Старина Галок Уэарз педагогическим взглядом оценил возможные последствия баловства в подземельях чужого драгэти и решил: можно. На голове Галока видна седина. Он мало говорит, больше смотрит и прислушивается и вовсе не для того, чтобы влезть в разговор в самый неожиданный момент и блеснуть своим остроумием. К Галоку многие прожитые годы пришли без страхов, ворчания и недовольства. Он мало говорит. Его голос отдает приказы людям. Выпад! Удар! Назад! Защита! Стойка!
Галок выбрал из людей Горыянцы тех, кто способен понимать и исполнять приказы и пытается сделать из них воинов. Приучить людей к дисциплине, военному делу. Его подопечным нравится находиться в компании седовласого вестника. Их покалеченные души с израненным чутьем безошибочно определяют: этот не ударит ни словом, ни рукой. Наоборот: ободрит даже виноватого. У Саши Галок интуитивно вызывает доверие, а тем временем скачки по чертовым кочкам продолжались. Где-то через полчаса ритм «скачек» снизился. Экспедиция лениво перескакивала с кочки на кочку и выдерживала большие паузы и вот безумный архитектор велел всем согнуться или пробираться дальше на полусогнутых. Саша почти явственно слышала, как из неосознанного подсознательного прорывается русский мат, как протест против ужасных дорог.
– Держаться! Так скоро дойдет до звуковых галлюцинаций, – подумала Саша, выходя из скрюченного состояния, с удовольствием разгибая спину и могла поклясться, что совершенно четко услышала озадаченный голос бородача Аклоса: – В этом месте было два хода. Мы и разделились, чтобы одновременно пройти и обойти ловуш…., – а следом прозвучало удаляющееся, падающее «ааааа…». Это было первое, что прозвучало за два часа, если не считать собственных мыслей.
Вестники стали оглядываться друг на друга и у каждого во взгляде читались вполне понятные вопросы: – Ты это слышал? Это действительно кто-то сказал или показалось? Друзья, а где Аклос?
Когда что-то должно случиться, оно непременно случается. Когда, кажется, что что-то должно случиться, то это чаще всего просто кажется, сильно осложняющее человеческую жизнь всякими страхами, предчувствиями, нервными расстройствами и если с этим ничего не делать, то однажды можно обнаружить себя в теле вечно брюзжащего, всем недовольного старика, боящегося собственного покашливания. Да, да, потому что от покашливания много чего бывает! Но в подземельях с ловушками жестокого драгэти Фица можно смело доверять предчувствию. Это то место где обязательно что-то случится. Оно для этого и было создано.
Затрещал камень. Не какой-то конкретно, а весь камень вокруг затрещал. Первый треск был особенно громким, последующие, непрекращающиеся потрескивания чуть потише и звучали одно за другим. Тр-тррр-тр-трррррям! Эта трещащая зараза распространялась быстро и скоро все каменные волны, кочки, горки покрылись сетью треснутых морщин. Можно было поклясться, что каждый хоть раз позвал на помощь Гриса. Камни под ногами нагрелись. Теплая ручища жесткой хваткой схватила, закрутила Сашины ноги и утащила вниз. Это неприятное воспоминание, благо оно было коротким и действие риспийского чая еще не закончилось. Невозможно по-настоящему бояться, когда травы далекого мира уже влили в кровь волшебные масла.
Саша мягко куда-то упала, потерла глаза, чтобы привыкнуть к более яркому свету и услышала голос Гриса: – Ловушка каждый раз действует по-разному. Я сломал опечат с семью вариантами входа. Теперь это бесполезно: в точности не восстановить, почти такое же сделать смогу. Осмотритесь. Сашенька, – совсем рядом зазвучал знакомый и ставший таким дорогим голос Гриса, – как ты? Испугалась?
– Всё в порядке, – ответила Саша и подумала, что ничуть не пожалела о решении увязаться с вестниками.
Словно прочитав ее мысли, проходя мимо Перекоос спросил: – Не пожалела, что пошла с нами?
– Нет! Нет…надеюсь никуда больше падать не надо будет… Нет?
Перекоос рассмеялся и Грис прикрикнул на него: – Иди уже! Иди! Саша поразила нас храбростью, для человеческой сэвильи такое самообладание восхищает.
– Ты предупреждал, что будет не просто. Я в норме. Нашел?!
– Тут много интересного и ничего нужного…пока не видно. Пороемся в кладовых Фица, – заманчиво предложил Грис.
Пространство, куда они все благополучно провалились, сильно напоминало склад. И не какой-нибудь, а современный земной склад. По стенам вытянутого помещения со сводчатым потолком тянутся каменные стеллажи. Пахнет только что помытым больничным полом, песком и немного мхом. Потолки высотой метров тридцать. Под потолком, на верхних полках зависли на сон черные тучи. Грис сказал быть с ними поосторожней, потому что тучи могут проснуться, пойдет дождь и придется усмирять молнии.
Впереди видно две развилки. В видимой части хранилища на стеллажах много металлов, один из которых Саша могла бы определить точно, как золото. На золотых прямоугольных пластинах имеются вдавленные знаки: точки и черточки, кружочки и квадраты. Саша дотронулась до пластины. Поверхность на ощупь очень гладкая. Точки, черточки и прочие символы вполне могут быть техническим шифром, обозначающим вес, чистоту металла от примесей, номер партии и все в таком духе.
– Зачем Фицу столько золота? – спросила Саша.
– Согласен. Лучше б пожрать спрятал, – подал голос Перекоос.
– Пожрать у него наверху было, – заметил Отика и добавил, – куда применить металлы дорогуша Катарац не придумал. Запрятал до лучших времен. Можешь сделать из металла ловушку?
– Драгэти нет разницы, что в него летит: камень, металл, яд…Эти сплавы для «синего огня» пригодятся. Проведем в укреплении свет.
Из стеллажа выехала по воздуху и застыла перед Грисом серебристая пластина, в один момент она увеличилась в размере, стала полупрозрачной, от нее отделился маленький кусочек и снова увеличился, вокруг этого кусочка засиял золотистый свет и стала видна кристаллическая решетка этого металла, прямо как в учебном школьном пособии. Отика один из немногих кто посмотрел на нее с интересом и кивнул с видом знатока, а потом они с Грисом перемолвились парой фраз с непонятными словами и пошли дальше рассматривать так металлы. Разных цветов и составов пластины вылетали с каменных полок и также увеличивались, становились на время полупрозрачными. Один в один: не спешно продвигаясь вперед, двое экспертов обсуждают результаты лабораторных исследований. Остальные вестники и риспийцы обследовали тайное хранилище куда быстрей и веселей. Перекоос залез на стеллаж, поморщился при виде золота, полез дальше и начал перепрыгивать со стеллажа на стеллаж, с полки на полку, как заправский паркурщик. Его ловкости позавидует любой трюкач в цирке. Стеллажи каменные, хорошо обработанные, кажется и зацепиться то не за что. Перекоос порхал с легкостью бабочки и порхал не один: риспийцы и вестники и скоро Саша перестала разделять, кто есть кто, легко вскакивали на первую полку, момент и они уже где-то там, наверху. Сначала Саша наблюдала за этим с тревогой, опасаясь, что кто-нибудь сорвется, а потом с восхищением. Они если и срывались, то уже в полете умудрялись цепляться за полки кончиками пальцев и выравниваться и порхать дальше.
Что же привезти моей милой
Какой подарок, какой подарок
Ты хочешь, любовь моя
С далекого пути
Привезу цветов, ароматов, духов,
ткани на платье, алого на юбку,
жемчугов нитью привезу.
Будешь самой красивой,
ты будешь самой красивой,
Ярче, чем в моих снах, моих
долгих ярких снах в разлуке с тобой.
Дай вдохнуть аромат волос твоих,
твоей кожи запах манит,
Насмотреться на тебя любовь моя, дай.
Напевали вестники и риспийцы. Слова простые, мотив приставучий. Грис пустил силу поиграть и получилась настоящая музыка. Саша сама не заметила как начала пританцовывать и, не попадая в такт, тихо напевать «что привезти милой, какой подарок, какой подарок…». Под эти слова она наткнулась на мечту. Не на свою, правда. Она не питала большой любви к золотым украшениям, но глядя на десяток больших подносов сплошь усыпанных мужскими и женскими украшениями подумала, что вот это всё отдельно можно назвать кладом. Золотые пластины-накладки, широкие браслеты, короны с узором рыбьей чешуи, жесткие подвески на шею и грудь, колье и кольца в форме драконов, много красивых камней, изумительно ограненных и сверкающих в золотистом свете подземелья. Перебирая камушки, Саша подумала: – Как жаль, что поблизости нет магазина, чтобы обменять эту прелесть на нормальную еду, ткани, книги, одежду…, – и пусть магазинов не было, она находила странное, доселе незнакомое удовольствии в перебирании камней и украшений. Один Отика выбивался из общего настроения и ворчал о несерьезном отношении к досмотру.
– Сегодня – хороший день. Повеселимся: мы все этого заслужили, – парировал Грис.
– Ты еще помнишь, что такое радость? Здесь это дорогостоящая глупость. Ты уверен в безопасности наших братьев? – хмуро сказал Отика и многозначительно посмотрел на скачущих по верхам вестников.
– Все под присмотром, – уже не так уверенно ответил Грис, вздохнул, мотнул головой и добавил: – не нагнетай.
– Металлы, металлические изделия, украшения, слитки, камни, оружие мориспен на вроде вогнутых мечей с зубцами лежали на стеллажах. Возле каменного ящика кремового цвета Грис и Отика задержались особенно долго. В ящике лежали совсем маленькие и прозрачные камешки. Это особые камни. Они не водились залежами в родном мире вестников, эти камни находят по одной штуке в самых неожиданных местах. Даже в сетях рыбаков можно случайно обнаружить этот необычный камень и только в одном экземпляре. Камень отличается особой прочностью. Его могут разломать только драгэти, при этом выделяется такое огромное количество энергии, что приходится уходить подальше от жилых территорий, а лучше подниматься в миры.
По хранилищу пронесся призывной вопль: – Грис! Грис! Грииисс! Что это такое? Мы тут нашли такое!
В первом боковом хранилище, где не было стеллажей, на стенах висели вытянутые черные прямоугольники. На низких полках и столах с перегородками лежало то, что Саша бы назвала компьютерной начинкой. С изумлением она смотрела на материнскую плату, рядом лежит один в один картридер только без надписей, процессор, небольшие бобины с проволокой и кабелем и множество того, что можно назвать инструментами вплоть до пилы и молотков и молоточков. На поверхности стола имелись тусклые рисунки. По Сашиной реакции вестники поняли, что всю эту груду вещей непонятного назначения она раньше уже видела.
– На Земле мы научились делать устройства, способные хранить много информации: музыка, книги, история…как ты говорил: хроники. Эти устройства способны выполнять за нас некоторую работу, делать нашу жизнь безопасней. Как еще объяснить, – раздумывала вслух Саша под заинтересованными и пока не понимающими о чем речь взглядами вестников. Они слушали и не то чтобы совсем не верили, но так настороженно «уточняли»: мол, ты уверена?
– Все устройства соединены интернетом. Интернет – это вроде коллективного разума. С помощью интернета можно отправить сообщение любому человеку на Земле.
– Славно, – будто из вежливости сказал Аклос. Повисла пауза и, указывая на прямоугольники на стене, сказал Грису: – Они не живые. Оживи их, драгэти.
Живое электричество соскользнуло с рук драгэти, живым ручьем потекло по каменному полу, поднялось по стене. Черные прямоугольники тонкие, как земной картон и на одной выпуклости на стене особенно хорошо видно, как прямоугольник обтягивает эту неровность, словно плотные колготы обтягивают коленки. Первой мыслью, конечно, было то, что это мониторы – устройства для вывода информации, но толщина и гибкость прямоугольников смущали, и Саша вместе с остальными ждала ответа на вопрос: что же это такое. Волнительное ожидание затягивалось. Отика потянулся вперед, Перекоос с интересом оглядывал прикрепленные к стене прямоугольники почти вплотную, еще немного и самый любопытный вестник начнет их трогать и, возможно, отдирать со стены, чтобы разглядеть; у бородача Аклос в глазах загорелся любопытный огонек. Вдруг от стены что-то тихо щелкнуло, следом послышалась череда щелчков. Черные прямоугольники вспыхнули одной картинкой, будто в отделе телевизоров поставили общее транслируемое видео на паузу. На экранах замерла чужая жизнь, и настолько чувствовалось это «чужая», что даже Саша готова была спросить: – Это Горыянцы?
Потому что это был не Горыянцы. В серо-зеленых небесах мирно спали белые облачные озера, вовсе не видно лун. Замерзшая картинка ожила. Камера летела над белым, удивительным городом. Он весь словно вырезан опытным мастером кружевных дел. На белоснежных, каменных площадках, выложенных шестиугольниками, стоят летательные корабли. Они сделаны из серого матового металла, окна у них выпуклые, как глаза у мухи. Корабль немного разогнался по взлетной полосе, взмахнул крыльями, как это делает птица и взлетел, чтобы присоединиться к другим летающим «птичкам», выписывающим в воздухе мертвые петли, как незамысловатый трюк перед серьезным, длительным полетом.
Этот город похож на огромный муравейник, но не с тем отрицательным оттенком с каким говорят о крупных земных городах. Это хорошо отлаженный, светлый, продуманный до мелочей красивый город, созданный с заботой о множестве обитателей. Вот идут одетые в хорошие одежды люди, они выглядят здоровыми, а вот эти двое даже упитаны, вот эти тащат какой-то ящик и с улыбкой переговариваются. Вот мориспен в золотых пластинах и посохом уселись на хрустальные качели. В городе много зелени: мхов и растений, похожих на суккуленты. Ощущение благости и гармонии льется через экран.
Грис отозвал умное электричество. Экран погас. Всё понятно без слов: никому не хотелось говорить о том, как ужасно «грохнулся» далекий мир мориспен на головы беззащитных людей. Не хотелось думать о том, что испытали выросшие в таком городе люди, которых первыми заперли в клетки. Мирное, дружеское соседство обернулось трагедией. Возврата в этот мир нет. Он остался только в памяти компьютера набором информации.
В молчании вестники покидали эту часть хранилища и лишь мельком обследовали другие промежуточные отсеки также забитые техникой.
– Возьмем в укрепление, там досмотрим, – сказал Грис, провожая вестников взглядом.
– Как же они до этого дошли? – задумчиво задал вопрос в никуда умник Отика, пожал плечами и добавил, – для этих двух рас дороги назад нет.
– Это и ёжику понятно, – серьезным тоном сказал Грис. Эта земная фраза не должна произносится так серьезно и Саша поневоле улыбнулась и протянула: – ну…
– Ты начал ее цитировать, – иронично приподнял бровь Отика. Из глубин хранилища раздались новые позывные:
– О! Смотрите-ка!
– Что тут у нас! Вот это да!
– Не думал, что буду так рад этому…
– Свершилось! – подытожил бородач Аклос и хор голосов позвал: – Грис! Грис! Гриииссс!
Саша с Отикой сделали несколько шагов в сторону выхода и, не сговариваясь обернулись назад, потому что Грис остался стоять на месте. Он разглядывал стол, его взгляд сосредоточился на месте между двумя материнскими платами и шлейфами. Грис осторожно подвинул одну деталь, вторую, все содержимое стола было перенесено силой на соседний стол, а этот оказался свободным. Рисунки на столе сделали открытие еще более невероятное, чем мирное существование людей и мориспен в прошлом.
– Ты выучил язык мориспен. Прочитай надписи, – велел Грис.
На расчищенном то ли от деталей телевизора, то ли варианта компьютера столе было написано «Голубая Длань». Так прочитал Отика набор черточек. А под надписью развернутая карта Земли, прорисованная куда лучше той, что ночью нарисовала Саша. Значит…получается…, – Саша неуверенно складывала воедино два очевидных утверждения, – Голубая Длань – это планета Земля. Отика встрепенулся, нервно огляделся, подошел к выходу из отсека, осмотрел хранилище, проглотил ком в горле и крикнул: – Хватит кричать! Мы заняты! Никуда ваше открытие не денется: драгэти вам не нянька, – быстрым шагом вернулся к столу и сказал почему-то только Грису: – Надо действовать!
– Ты в своем уме, – разочарованно ответил Грис, – Саша, он предлагает тебя убить.
Отика виновато взглянул на девушку с Земли и горячо зашептал: – Во благо всего человечества Земли! Слушай, когда мы перебрались с пожитками на Тарс, то прекрасно знали, что там открываются проходы и с нами может случиться вот такая история. Знали, значит, согласились, нас никто отсюда вытаскивать не будет. Но ты не давала согласие на перемещение и есть вероятность, что проход снова откроется – ты или твои потомки вернутся домой.
– Потому что боги такие добрые, – ошарашено спросила Саша.
– Боги бесчувственны, не знают ни добра ни зла. Это энергетические сущности, чьи души переросли физическую природу. Они очень ценят баланс, маятник качнется, проход откроется и если Фиц будут рядом, то смогут зацепиться. О, эти вцепятся зубами и когтями и твоей процветающей Земле придется делиться ресурсами, – возбужденно проговорил Отика и спокойнее добавил, – иногда, очень редко сражаться означает уйти. Драгэти сделает всё быстро, ты ничего не почувствуешь. Просто тихий сон.
– Можешь не продолжать! Драгэти делать сна не будет, – твердо сказал Грис, – это плохой план. Саша, слушай! Слушай меня. Тебе не надо думать об этом: переложи на меня эту задачу, я старше, у меня больше опыта, поэтому справлюсь лучше. Слушай меня…, – мягко позвал Грис, заглянул в растерянные глаза девушки и ласково поднял ее подбородок выше, призывая не унывать, – больше не говори, что ты с Земли. Скажешь, что потеряла память и описывала сны. На самом деле ты выросла в Триреконе – кульките нянек. Мориспен трехполые: мужской пол, женский и бесполые. Их еще называют няньками. У мужских и женских особей какие-либо родительские, теплые чувства проявляются лишь к взрослым детям. Новорожденных отдают бесполым нянькам. Нянек легко узнать по соскам на руке, на каждой руке, на запястье по два соска, которыми они кормят детей. Няньки добрые, когда нет детей мориспен, выпрашивают человеческих детенышей и выкармливают.
– Грис! Где вы? Мы зовем, зовем, – крикнул возбужденный какой-то радостной новостью Перекоос и скоро его лицо появилось в проеме отсека.
Сбылось! Вестники нашли хранилище тканей! На высоких стеллажах лежали сотни и сотни тюков ткани. Красной, белой, серой, с мелким геометрическим рисунком и полосами. А также нашлись большие мотки пряжи и ниток и два прядильных станка размером со старое пианино, десятка два коробок с бисером и прочими мелкими украшениями. Мориспен используют ткани для культовых обрядов, так что здесь хранились приличные запасы даже в масштабах трех соседних, еще более крупных кулькитов. Это прекрасная находка позволит одеть людей укрепления. Грис с Отикой и первой группой обыскали еще два тайника Катараца. Они не соединены между собой переходами, обнаружить их было возможно только способностями драгэти. Саша же была настолько поглощена открывшейся правдой и своими мыслями на этот счет, что так и не поняла, что отыскалось в двух «круглых полостях». Верно ничего стоящего там не нашли, вестники без особого интереса осматривали находки и особо не обсуждали. Чтобы не привлекать внимание, Саша делала вид, что рассматривает золотые украшения и камни. Ее не трогали. В важных делах на людей не привыкли полагаться.
Не каждый день слышишь, что можешь стать причиной катастрофы на целой планете. Как это будет? Как эти зеленые…мориспен будут ходить по Земле и далеко не важно, по какой конкретно стране – эти везде доберутся. Станут явью такие кошмары, какие еще не снимали ни в одном «ужастике». Саша смутно помнит сборы. На поверхность выбрались все в раз. Будто по щелчку все вестники оказались на площади с драконами. Ткани, золото и прочая добыча уложены на серебристые летающие круги. На Горыянцы уверенно разливался день и решено было лететь на драконах. Грис сверху подал руку и когда Саша собиралась подтянуться и залезть на жесткую спину Бурого, он отпустил руку. Не случайно. Грис и не собирался извиняться, перевесился вниз и назидательно смотрел на Сашу.