Медвежья пасть. Адвокатские истории
Часть 21 из 42 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Московский колхозный рынок, конечно, не место для крупных денег, а «штука» считала себя купюрой крупной и важной. Но пришлось недельку побродить по прилавкам с квашеной капустой, фруктами и дорогущими шампиньонами. После короткой передышки в кассе рыночной гостиницы, ее с подружками передали в качестве взятки контролеру санэпидемстанции. И то ли туши были не те, то ли клеймо стояло не там, но купюра перешла в «нужные» руки.
Санитарные врачи имели абсолютно чистые помыслы. Никакой корысти в их действиях и близко не было. Приближались праздники, и хочешь не хочешь, а надо было собирать деньги на презенты. «Штука» стала кочевать по кабинетам. Причем ею никто толком и не пользовался, она переходила как вымпел из одного кабинета в другой. Менялись портмоне, но света белого она не видела. Где-то после праздников ее обменяли на фунты, и она возвратилась в знакомую, можно сказать родную, банковскую среду.
Банкомат для купюры — испытание. Ее засунули в железный ящик, где под гнетом каких-то металлических зажимов она ждала своего нового хозяина. Разбор был хороший, деньги, как всегда, были нужны. Купюра быстро вырвалась на свободу с владельцем шикарного «мерседеса» и тут же загремела на бензозаправку. Не успев принюхаться к местным запахам в дамской сумочке, она перекочевала в торговый центр и оказалась в кассе кинотеатра. От одного названия фильмов «штуку» коробило, а это плохо сказывается на внешнем виде бумажных денег. Со сдачей, не выходя на улицу, она перекочевала в меховой салон.
— Пока покупает — бери, не ломайся. И бери вон ту норку подороже.
Этот полушепот долетел из примерочной, где бывалая продавщица давала советы юной особе. Владелец бумажника, он же спутник девушки, то же что-то слышал, но виду не подал.
«Штука» оценила его широкий жест. В кассе мехового салона она застряла надолго, инкассация не ехала, продажа шла плохо.
Весь следующий месяц «тыщенка» бездарно провела в сейфе, заваленном кожей и мехами.
* * *
Санек работал шеф-поваром в заводской столовой. Завод был большой и находился на юге Москвы. Санек любил свою работу: вкусно и сытно, вокруг люди улыбаются, слюнки глотают. Опять же дома всегда мясо свежее, винцо и ликеры на тортиках сэкономленные, масло, сметанка. Александр Васильевич и других не обижал, и сам в накладе не был.
Как-то в июне подошел к нему предпрофкома завода и попросил организовать буфету арендаторов в шестом цехе. Вроде как Центробанк арендует под свои нужды: то ли ремонтируют что, то ли станки какие налаживают. Про арендаторов знали все, охрана у них усиленная, да и забор свой отдельный. Санек считал, что шестой цех к нему в столовую ходит. Оказалось, что им еду готовую привозят, а холодильников нет, вот летом все и портится. Деньги пообещали хорошие, буфетчицу дали. Caнек взялся за дело. Для прохода в цех выделили три пропуска, и один из них ему.
Работали в цехе одни женщины, мужики встречались, но они важничали и к Саньку знакомиться не подходили. Санек старался изо всех сил: он не только девчонок кормил, но и наборы продуктовые для дома готовил, да так, чтобы недорого и вкусно было.
Месяца через три девчонки предложили ему экскурсию в цех, сказали, что ему интересно будет, что никогда он столько денег не видел. У Санька загорелись глаза. Решено было вести его в режимную зону во вторую смену, когда начальства нет в корпусе. Санек представлял себе деньги в помещении Центробанка или какое-то оборудование для нужд финансистов. Но то, что он увидел, привело его в состояние грогги — легкой потери ориентации.
Мостовой кран с захватом типа «краб» цеплял из огромной кучи на полу ворох купюр и тащил их под потолком через весь зал к дробилке. Эти купюры, которые здесь валялись как обычные потертые бумажки, проходили свой последний путь и превращались в маленькие цилиндры величиной с граненый стакан. Куда только эти отходы не пытались пристроить: закатывать в цементные блоки, перерабатывать в картон, сжигать вместо угля. Но не тут-то было — деньги и здесь показали свою силу: все счетчики экологов зашкаливали, били тревогу. Посему стали зарывать цилиндры далеко и глубоко. Санек много раз подходил к бумажной куче, брал в руки ветхие банкноты, подравнивал их, сортировал по номиналу и бросал обратно. Такого количества денег в одном месте он раньше не видел. Особый интерес вызывали у Санька поддельные банкноты, которые привозили для уничтожения сюда же.
Выла мечта собрать коллекцию поддельных купюр, а потом, может быть, и узнать их историю. Кто эти злодеи, фальшивомонетчики?
Ему они были интересны. И Санек, ежедневно посещавший цех, стал припрятывать подделки и тащить их домой. Охранники были строгие, но свои в доску. Праздничные наборы и сытные обеды сыграли свою службу. Кто же будет обыскивать обаятельного кормильца?
Санек купил альбом для почтовых марок и хранил там свою коллекцию. Подделки были разложены по годам и хитроумным способам изготовления. Вот здесь клише на металле делали. А эту тысячу на множительном аппарате изготовили. Тут ручная работа: рисовали грубо и бумага мягкая. У каждой поддельной купюры были свои признаки отличия от подлинной. Это и волновало Сашку.
Книги он читал редко, как-то не было потребности, в основном рецептурные кулинарные справочники. А тут зачастил в книжный, в библиотеке билет завел. Читал полиграфическую литературу, учебники по криминалистике, справочники для судебных экспертов. Из книжек Санек узнал, что один высококлассный фальшивомонетчик достиг такого совершенства в изготовлении денег, что на зону к нему приезжали сотрудники типографии Госбанка. О чем говорили профессионалы — осталось тайной.
Малышкин вычитал, что самой большой проблемой у поддельщиков являются красители. Мельчайший помол краски — именно эта заковырка не давала злодеям исполнять еле заметные элементы зашиты банкнот. Будучи отличными полиграфистами, художниками, граверами, они никак не могли осилить мелкий помол красителя. Самые искусные преступники тратили на мельницы для помола много электроэнергии. На фоне других бытовых пользователей цифры зашкаливали. Их вычисляли и задерживали с поличным. Фальшивомонетчиков помельче брали по цепочке: сначала — сбытчика на рынке или ярмарке, потом — оптовика и изготовителя.
Через полгода изучения фальшивок и специальной литературы Малышкин уже вполне мог работать помощником эксперта научно-технического отдела Минюста. Большое количество подделок, особенно с цветных копиров, он определял на ощупь, даже не присматриваясь к ним. Потом он брал увеличительное стекло и в сравнительном анализе выявлял до десятка отличий в «очень хороших» фальшивках. Если бы не талант повара, из Санька мог получиться выдающийся эксперт или фальшивомонетчик.
* * *
Тыщенка состарилась. Выла подклеена в двух местах, стала мятая, растрепанная. Но все еще работала на Центробанк. Из кассы хоккейного стадиона она перешла к молодому защитнику клуба. Перед очередной игрой при выезде за рубеж он поменял ее на валюту в отделении банка аэропорта.
К купюре присмотрелись и сдали ее в мешок инкассации — в утилизацию. Тыщенка попала в цех утилизации денег на юге Москвы.
Санек, конечно, не видел тыщенку. Она лежала в общей куче, да и поддельной не была, посему внимания к себе не привлекала. Но встретились они именно здесь — Санек и тыщенка. У каждого был свой путь. Тыщенке предстояло попасть в дробилку и на спецмашине уехать на захоронение. Санек же переживет обыск у себя дома, где найдут его коллекцию, потом ему предъявят обвинение и закроют в тюрьме.
* * *
Санька из «Бутырки» нужно было вытаскивать, я это понимал. Да и вины в его действиях особой не было. Деньги-то он не воровал, а подделки банкнотами не являются. Нужна была экспертиза, пару ходатайств и объяснение со следователем. Кому в милиции охота дело прекращать? Я приступил к активным действиям.
Экспертиза подтвердила признаки подделки во всех купюрах, проходящих по делу. Посему умысла на кражу денег в действиях Санька не оказалось, а кража — деяние умышленное, да и объект преступления был под большим вопросом. Обвиняемого отдали мне под подписку о невыезде. Или, что правильнее, изменили меру пресечения. Арестант попал домой. Ожил. Мы победили. Дело прекратили. Санек вернулся в свою столовую. Цех Центробанка он больше не посещал. Буфет прикрыли, а его старые знакомые работницы ходили к нему на обед в общую столовую.
Ну, а как сложилась дальнейшая судьба нашего героя? Александр Васильевич изменился.
Любоваться деньгами перестал, стал их зарабатывать. Сначала открыл свой частный буфет при Доме книги, потом один за другим буфеты в двух министерствах, трех модных театрах, а дальше — пошло-поехало. Малышкин со своими талантами и любовью кормить людей был востребован. Ему обрывали телефон. Дешево и вкусно. Где такое найдешь? Санек научился считать маржу, узнал, где продаются шубы и украшения, начал строить загородный дом. Он стал как все: включился в общую гонку за деньгами.
Я потерял его из виду и дальнейшей его судьбой больше не интересовался.
На этом рассказ я закончил и возвращаться к нему не собирался. Текст передал по электронной почте в издательство. Но в жизни всего не просчитаешь. Одна неожиданная встреча заставила меня вернуться к повествованию.
Как-то темным зимним утром 2012 года зазвонил мой мобильный телефон, и звонкий девичий голос сообщил, что меня просят прибыть на награждение почетным знаком. Какой знак хотят вручить и куда зовут, я толком не понял, но голос заверил, что прибудет курьер с приглашением, в котором все написано. Через недельку молодой человек с вполне интеллигентными манерами и правильными ударениями в словах вручил мне конверт с ярким двуглавым орлом. Меня просили явиться в зал торжеств на Старую площадь. Внизу была приписка про смокинг и бабочку.
Зал торжеств оказался бывшей столовой ЦК КПСС. Лет двадцать пять назад знакомый приглашал меня сюда пообедать. О кулинарных изысках воспоминаний не осталось, но в буфете я купил тогда палку финской салями, и это было целое событие. Колбасой мы с женой и дочкой наслаждались неделю, поэтому и запомнилось. На месте буфета расположился бар. За столиками сидели пары и выпивали.
Я поднялся на второй этаж, где, собственно, и должно было состояться торжество. В большом зале без сцены под огромной хрустальной люстрой были расставлены складные стулья. У окна три скрипачки с тонкими талиями в длинных тяжелых бархатных платьях прекрасно играли что-то очень знакомое. Музыка смолкла. На середину вышел холеный мужик в дорогом костюме из тонкой шерсти. Депутатский значок и галстук цветами российского флага подчеркивали его величие. К нему потянулся ручеек из награждаемых. Мне тоже вручили коробочку с Гербом России, удостоверение и три гвоздички. «Холеный» долго жал мне руку, на прощанье даже по-братски обнял за плечи. Ручеек продолжал плавно течь и внимание мужика от власти, естественно, тут же переключилось. Я гордо направился к своему стулу, и в этот момент кровь ударила мне в лицо. Как после бокала хорошего коньяка. Я узнал его профиль: это был Санек. Я кого угодно готов был увидеть в депутатском обличии, но только не Санька.
На фуршете Санек подошел ко мне уже с другой, натуральной улыбкой, сказал, что, увидев мою фамилию в списке гостей, был несказанно рад предстоящей встрече. Пригласил в свой дом на Рублевском шоссе, рядом с Москвой.
Дал визитку, на ней нарисовал проезд. Малышкин с супругой радушно встречали меня на дороге у ворот участка. Сели у камина, в доме было все сделано со вкусом. Дорого, но не вычурно — это радовало. Я не люблю показуху, особенно в тех домах, где и так ясно, что пара рублей в семье есть. Милейшая жена Александра Васильевича сыграла и спела нам старинный русский романс. Я от души похвалил ее вокал и уютную обстановку в доме.
Уже под вечер Санек пригласил меня на второй этаж в бильярдную комнату. Мы немного и совсем неумело поиграли, после чего он предложил полюбоваться его коллекцией. Это были альбомы с поддельными бумажными деньгами. Видать страсть молодых лет не прошла. Альбомы были разбиты по годам и валютам. Каждая подделка имела аннотацию с подробным описанием отличительных признаков этой банкноты, иногда с фамилией и историей фальшивомонетчика. Такой профессиональной коллекцией мог бы гордиться любой музей криминалистики. Мое внимание привлекла одна из стодолларовых купюр. Крутил ее и так и сяк, но признаков подделки не находил. Пришлось обратиться за помощью к Саньку. Глаза его горели.
— Да, господин адвокат. Это одна из жемчужин моей коллекции. Если не ставить сложное оборудование, можно обнаружить всего один признак подделки. Хорошая работа. Вы как профессионал должны его найти.
С этими словами хозяин дома вручил мне увеличительное стекло и включил дополнительный свет. Изучал купюру минут двадцать.
На радость моего собеседника подделку в банкноте я так и не обнаружил. Малышкин с видом победителя выставил подлинную купюру против света и показал мне через лупу тонкую сетку на водяном знаке с изображением Франклина. На подделке сетки на лице президента не было. Санек сиял.
— Где берете экспонаты для коллекции, господин депутат? Надеюсь, не в Центробанке?
Мы оба рассмеялись.
— Алексей Львович, я уже взрослый мальчик, в опасные игры давно не играю. Подделки я покупаю у коллекционеров. Кстати, они хоть и фальшивые, а стоят в три-четыре раза дороже номинала. Это мое хобби, моя отдушина. Я давно хотел встретиться с вами и поблагодарить за помощь. О том, что мог запросто загреметь лет на пять, я понял много позже, но ваших координат уже не было. И поблагодарить вас не удалось. Мы с женой очень рады вам, наш дом всегда открыт для вас.
Вот теперь я могу закончить свое повествование.
Моя любимая бабушка
Слабый — мстит, сильный — борется, а мудрый идет дальше.
Евгения Моисеевна Вольфсон поступила в Московскую консерваторию в 1915 году и успела поиграть господам, а потом всю жизнь играла товарищам и учила их детей. Моя любимая бабушка, которая говорила: «Если очень хорошо, Лешенька, это уже плохо». Когда моя любимая бабушка общалась с дедом на скользкие темы, то переходила на идиш и разговаривала на этом языке плавно, нежно и красиво. Мамочка идиш уже не учила, и язык в семье был утерян.
Моя любимая бабушка, дожившая до 89 лет, пережила две революции, две кровавые войны и сталинские чистки. Мужья ее трех сестер были репрессированы и расстреляны при Сталине, сестры сосланы в колонии-поселения, а многочисленные племянники, осиротевшие в одночасье, жили у бабушки. Выросли, выучились и всю жизнь считали ее мамой. Бабушка всегда работала на двух работах, но отдельного жилья так и не дождалась. До конца дней они с дедом жили в коммуналке с пятнадцатью соседями.
— Бабушка, у тебя столько соседей! Как же ты ни с кем никогда не ругаешься?
— Лешенька, я никогда ни с кем из соседей не дружила, поэтому и не ругалась…
Моя любимая бабушка всю жизнь преподавала фортепьяно ученикам. Я наблюдал эти сцены, когда молодые красивые женщины музицировали на пианино «Беккер». После уроков по два, три часа бабушка сидела с ними за обеденным столом и разбиралась в проблемах их личной жизни, давала мудрые советы. Люди приходили к ней с цветами и плакали, благодарили за сохраненную семейную жизнь. Кого-то она соединила с мужем, кого-то мирила с детьми. Ученики-мужчины ловили каждое ее слово, чтобы как-то выкрутиться из запутанных ситуаций с любимыми женщинами. Сейчас бабушку назвали бы семейным психологом.
Бабушка частенько спрашивала деда:
— Скажи, милый Сашенька, который сейчас час?
— Женюрка, в маленькой комнате часы показывают два.
— Сашенька, а сколько на каминных часах?
— А каминные часы, Женюрка, показывают два десять.
— Сашенька, солнышко, голубчик, не поленись, выгляни в окошко, посмотри, пожалуйста, часы на Покровке.
Так всегда в три попытки выяснялось время в доме бабушки.
Дом у бабушки был непростой (дом № 27 на Покровке — так называлась улица до революции и называется в наше время, в советские годы это была улица Чернышевского). Его до революции 1917 года занимал Дмитрий Петрович Боткин — крупный собиратель западноевропейской живописи и фарфора, из знаменитой семьи чаеторговцев, дипломатов и врачей Боткиных.
— Лешенька, когда нас с дедушкой после свадьбы заселили в эту коммунальную квартиру в 1920 году, здесь еще жил Дмитрий Петрович. Обидела его власть — комнату в его же доме не выделила. Жил он с супругой под лестницей без окон и дверей. Голодал очень. Карточек им продовольственных не выдали и обрекли на голодную смерть. Несправедливо это было — он все свои картины пожертвовал в Музей изящных искусств в 1918 году (сейчас Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
Мы с соседями подкармливали Боткиных тайком, по ночам, хотя управдом запрещал, запугивал нас. В 1922 году собирался Дмитрий Петрович во Францию уехать к брату Петру, но остался в Москве. По какой причине — я не знаю. В 1925 году в Париже умер Петр Боткин и оставил брату бесценные картины французских художников. Дмитрия Петровича пригласили в высокие инстанции и предложили передать картины в дар государству. Взамен дали квартиру в Кисельном переулке и работу в музее. Он к нам часто в гости приходил, прекрасный человек. Настоящий русский интеллигент.
— Бабуленька, почему ты такая худенькая?
— Лешечка, до кухни и до туалета мне идти 35 шагов, возвратиться в комнату еще 35. Представляешь, сколько раз в день я хожу туда-сюда? Поэтому я в хорошей форме.