Империя ангелов
Часть 50 из 65 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Поэтому моя главная мольба сейчас – прекратить мигрени.
160. Жак, 23 года
Наконец-то мне звонит издатель. Мои «Крысы» расходятся ни шатко ни валко: в два раза хуже ожидаемого. В год во Франции выходит больше сорока тысяч романов, пойди привлеки внимание к какому-то конкретно! Чтобы на мою книгу вырос спрос, потребовалось бы нашествие крыс на Париж, ну, или наступление года Крысы по китайскому календарю. К тому же меня некому рекомендовать, у моей книги нет почитателей среди знаменитостей.
– Этот твой принцип «сотрудничество-взаимность-прощение»… Как ты до него додумался?
– Он мне приснился.
– В общем, это была не самая лучшая идея. Один мой знакомый критик говорит, что это болтовня, действующая на нервы. Крыса, восхваляющая прощение, опровергает все труды этологов с объяснением поведения крыс. Крысе не может быть прощения.
– Я попытался представить, как могли бы эволюционировать крысы, если бы у них было лучше с сознанием. Плохи наши дела?
– Гм… В общем, во Франции «Крысы» не пошли, – печалится Шарбонье. – Зато вопреки всем ожиданиям у них громкий успех в России. Там всего за месяц продано триста тысяч экземпляров!
Вот так неожиданность!
– Как вы это объясняете?
– Там такое плохое телевидение, что население читает пропорционально гораздо больше, чем во Франции.
Я жаждал славы и обрел ее, но… не на родном языке. Конечно, нет пророка в своем отечестве, но в следующий раз, формулируя свою молитву, я уточню: «Пусть это раскупается… во Франции».
На волне моего успеха в России Шарбонье соглашается взять у меня следующую книгу. Какие у меня планы?
– Как бы это сказать… Открытие рая.
Сам не знаю, что на меня нашло. Слова вырвались сами по себе.
– Почему именно это?
– Опять виноват сон. Мне приснились люди, летающие в небе и ищущие рай в космосе. По-моему, неплохой сюжет.
Издатель не согласен. Люди недостаточно зрелы, чтобы понять рассуждения о рае со светских позиций. Все книги, толкующие о рае, ставят целью «внушить веру». Это сакральная тема.
Я отвечаю, что мне было бы забавно все это десакрализировать, потому что, по-моему, нельзя предоставлять конфессиям и сектам эксклюзивное право высказываться о смерти и о рае.
На том конце телефонной линии размышляют. В конце концов Шарбонье решает мне довериться. Проходит несколько дней, и на пыльной витрине книжной лавки мое внимание привлекает обложка уцененной книги «Танатонавты». На ней изображена синяя спираль на черном фоне. Автора книги зовут Мишель Пинсон. Он тоже рассуждает о рае, но название книги, притянутое за уши, наверняка сыграло против него. Идея смерти отпугивает даже тех, кто понимает значение неологизма «танатонавты». Кому захочется купить книгу про смерть?
Мне. Покупаю, читаю. Занятно поискать решение загадки, пронизывающей все произведение: «Как начертить круг и обозначить его центр, не поднимая карандаш?» Очень просто: согнуть уголок листа бумаги (тот есть изменить масштаб) и изобразить на обеих плоскостях спираль… Я долго ломал голову, пока не понял, что именно это изображено на обложке книги.
Я берусь за дело. Перво-наперво отключаю телефон. Затем ставлю правильную музыку: в данном случае это «Симфония нового мира» Дворжака. И дать волю полету мысли.
Изобрести рай? Это непросто. Сколько бы о нем ни рассказывалось в мифах, само это место остается непонятым. Как представить достоверный рай? Как планету? Это упрощение. Как куб? Злоупотребление геометрией. Пояс астероидов? Слишком разбросанно. В который раз решение исходит от моей кошки. Мона Лиза II играет с краном ванны. Хлещет вода. Зная мои привычки, Мона Лиза II опрокидывает в ванну флакон пены для мытья. Но сток не заткнут, поэтому пенящаяся вода постепенно покидает ванну.
Я представляю себе, что души похожи на мыльные пузыри. Их точно так же втягивает в водоворот рая. Пузыри засасывает канализация, из которой они выйдут в совершенно другом – сложном, неподвластном воображению мире. Как пузырю понять, откуда он взялся и куда его влечет? Как он представляет себе ванну, людей, канализацию, город, страну, Землю? Вода и теплая лохань – еще туда-сюда… Но как же пузырь пугает эта дыра, затягивающее его в неведомое!
Это и есть предложение Моны Лизы II: перевернутый конус, водоворот, спираль, втягивающая все в свои недра.
161. Наконец!
Мне кажется, что мы уже много месяцев летим по прямой. Такое чувство, что я плыву в океане. На наше счастье, мы не испытываем ни голода, ни жажды, ни сонливости. Фредди веселит нас анекдотами. Некоторые он рассказывает уже не в первый раз. Мы делаем вид, что не замечаем этого.
Полет явно затягивается. Как вдруг…
– На горизонте галактика! – кричит Рауль, как впередсмотрящий из старых времен.
Вдали мерцает свет, и это не звезда. Наконец-то Андромеда! Форма у нее не спиральная, а линзообразная. Мы точно первые земляне, а вернее, первые пришельцы из Млечного Пути, видящие ее так близко.
Андромеда – более молодая галактика, чем наша, и звезды у нее желтее, чем в Млечном Пути.
– Наконец-то!
Мэрилин Монро указывает пальцем на центр галактики. Что-то она там приметила. Там черная дыра. Может, это общее правило для всех галактик: черная дыра в качестве оси, вокруг которой вращается вся масса собственных звезд?
Мы устремляемся к этому водовороту, минуя звезды, планеты, метеориты, притягиваемые этим космическим отверстием. Внезапно мимо проскальзывает душа. Пережив изумление, мы бросаемся за ней вдогонку, но она слишком стремительна.
Мы останавливаемся, чтобы попытаться понять значение нашего открытия. Это точно душа. А где душа, там сознание. То есть разумная жизнь. Открываются колоссальные перспективы…
– Что мы видели – божество или инопланетную душу? – гадает Рауль, уверенный, что открыл царство богов.
Мы с Фредди и с Мэрилин Монро довольствовались бы встречей с инопланетянами…
Мимо нас скользят все новые эктоплазмы. Наши попытки перехватывать их ни к чему не приводят. Если это умершие, то я еще не видел душ, которые так торопились бы на суд.
– Черт побери, черт побери, черт побери! – бормочет Рауль – он никак не опомнится.
Наконец, нам подают знаки.
– Вы кто?
Нас окликает эктоплазма, светящаяся иначе, чем мы. Мы отливаем голубизной, а у этой преобладают розовые тона.
– Ангелы с Земли.
У инопланетного ангела скучный облик, он смахивает на тщедушного хозяина провинциальной автомастерской. Он не меньше нашего сбит с толку.
– С «Земли»? Почему это называется «Земля»?
– Из этого материала сложена поверхность планеты: песок, земля.
– Ммм… Где она, эта ваша «Земля»?
– Где-то там… – отвечает Мэрилин Монро, указывая направление, откуда мы прилетели.
К счастью, мы общаемся мысленно и обходимся без переводчика.
– Мишель Пинсон, к вашим услугам, – говорю я.
Он тоже представляется:
– Меня зовут Зоз, просто Зоз.
– Очень приятно, Зоз.
Мы объясняем, что прибыли из галактики Млечный Путь. Зоз медленно усваивает то, что узнает от нас. Сначала он не желает нам верить, но потом, когда мы излагаем причины нашего путешествия, начинает потихоньку доверять. Он даже признается, что, если поразмыслить, тоже замечал прорехи в жизненном пути своих клиентов и даже задавался вопросом, не перевоплощаются ли люди где-нибудь еще. Другое дело, что он не ожидал, что они эмигрируют в другую галактику.
По его сообщению, здесь Млечный Путь носит название «511». Занятно, они, как и мы, пользуются цифрами. Над нашими головами пролетают эктоплазмы. Зоз объясняет, что это умершие, которым предстоит утилизация в раю.
Мы интересуемся, откуда берутся эти умершие. Он отвечает, что ему известно об одной-единственной обитаемой планете во всей галактике. Здесь ее обозначают не по материалу, а по цвету, поэтому планета называется «Красная».
Нам не терпится узнать больше. Мы засыпаем его вопросами, он отвечает с любезной готовностью туристического гида. Он рассказывает, что обитатели Красной планеты едят хлеб, суп, овощи, мясо. Живут в городах, строят дома. Послушать его, Красная – абсолютное подобие Земли. Неужели инопланетяне ничем не отличаются от людей?
Я размышляю. Литература и кино приучили нас к мысли, что инопланетяне либо мельче, либо крупнее нас, имеют больше конечностей или голов, щупальца или крылья. Но они редко оказываются… нашими подобиями.
Мы просим устроить нам экскурсию на эту планету. Сначала Зоз колеблется, но потом соглашается. И вот перед нами неведомое небесное тело. С виду Красная покрупнее Земли.
Снаружи Красная окружена толстым атмосферным слоем. Она вращается по широкому эллипсу вокруг светила, превышающего размером наше. До него дальше, чем от Земли до Солнца, но оно горяче´е, так что климат на Красной в конечном счете такой же умеренный, как на Земле.
Красная – планета, годная для обитания по земным критериям. Чем она ближе, тем больше нам нравится ее пейзаж. Ее твердая поверхность имеет красно-пурпурный цвет, небо здесь сиреневое, кажется, оно озарено заходящим солнцем. Океаны сине-зеленые. Причина этого цвета – не только отражение неба, но и краски океанского дна. Симпатично.
На Красной четыре континента, каждый со своими особенностями метеорологии и рельефа: один – гористый, второй покрыт лесистыми плато, третий равнинный, а четвертый – пустынный. Нравы жителей сформированы временами года.
Зоз рассказывает о четырех главных народах планеты. Так называемые «зимние», живущие в горах, располагают высокими технологиями, они построили подземные города, чтобы прятаться там от холода. У них мало детей. Большая часть населения старше сорока лет. У «зимних» демократический строй. Все граждане участвуют в голосованиях по законопроектам, для которых используются электронные сети. Недостатки: дышащее на ладан сельское хозяйство, демографический кризис. Сильные стороны: высокие технологии, развитая робототехника. «Зимние» неспортивны и сдержанны. Они сидят взаперти и смотрят кабельные каналы. Они уверены, что благодаря прогрессу своей медицины скоро станут поголовно доживать до ста лет. Их девиз: «Будущее принадлежит умнейшим».
«Осенние» живут на поверхности, в больших городах с загрязненной атмосферой, окруженных лесами. Они умеют сами делать приборы, оружие, роботов, но все это получается у них хуже, чем у «зимних». Им нужны передовые технологии последних, а также овощи и фрукты от «весенних» и мясо от «летних». Чтобы все это получать, они развили систему торговых обменов и дипломатию, задача которой – избегать ссор с партнерами. Их девиз: «Мы со всеми дружим». Зная интересы «зимних», они снабжают их сырьем для промышленности и приходят им на выручку, пополняя их запасы со своих богатых складов.
«Осенние», получая от «летних» и «весенних» продовольствие, помогают им с технологиями и сырьем. Режим «осенних» – республика с представительной ассамблеей и частыми сменами премьер-министров.
«Весенние» живут на равнинах, в небольших городах. Процветающее сельское хозяйство, много зерновых. Средний демографический рост. Политический режим – монархия. Развитие технологии – среднее. Достоинство – в отсутствии слабостей. Слабость – тоже в отсутствии слабостей. «Весенние» – середнячки во всех своих начинаниях. Поддерживая тесную связь с «летними», они планируют, что с их помощью вторгнутся рано или поздно к «зимним» и к «осенним» и завладеют их технологиями. Так они надеются преуспеть во всех сферах. Их девиз: «Равновесие на полпути между двумя крайностями».
«Летние» живут в деревушках вокруг рассыпанных по пустыне оазисов. Очень мало технологий. Много рожают. Режим деспотический. Все повинуются Командору, имеющему право казнить и миловать. Достоинство: огромное поголовье крупных лемуров, питающихся поставляемым «весенними» зерном, их стригут и откармливают на мясо. При чрезмерном ускорении демографического роста Командор устраивает завоевательные походы на соседние континенты, чтобы захватить новые территории как жизненное пространство. Эти походы, часто смахивающие на коллективное самоубийство, тем не менее позволили «летним» потихоньку закрепиться на трех других континентах и создать там «освобожденные зоны», медленно растущие и отгрызающие все новые куски. Походы приходятся на теплые сезоны, так как «летние» лучше всех остальных переносят жару.
В культуре «летних» главной духовной ценностью считается самопожертвование. Все «летние» должны быть готовы пожертвовать собой ради вящей славы своего Командора. Их учат: «Чем больше ваша жертва здесь, тем щедрее будет вознаграждение в раю».
160. Жак, 23 года
Наконец-то мне звонит издатель. Мои «Крысы» расходятся ни шатко ни валко: в два раза хуже ожидаемого. В год во Франции выходит больше сорока тысяч романов, пойди привлеки внимание к какому-то конкретно! Чтобы на мою книгу вырос спрос, потребовалось бы нашествие крыс на Париж, ну, или наступление года Крысы по китайскому календарю. К тому же меня некому рекомендовать, у моей книги нет почитателей среди знаменитостей.
– Этот твой принцип «сотрудничество-взаимность-прощение»… Как ты до него додумался?
– Он мне приснился.
– В общем, это была не самая лучшая идея. Один мой знакомый критик говорит, что это болтовня, действующая на нервы. Крыса, восхваляющая прощение, опровергает все труды этологов с объяснением поведения крыс. Крысе не может быть прощения.
– Я попытался представить, как могли бы эволюционировать крысы, если бы у них было лучше с сознанием. Плохи наши дела?
– Гм… В общем, во Франции «Крысы» не пошли, – печалится Шарбонье. – Зато вопреки всем ожиданиям у них громкий успех в России. Там всего за месяц продано триста тысяч экземпляров!
Вот так неожиданность!
– Как вы это объясняете?
– Там такое плохое телевидение, что население читает пропорционально гораздо больше, чем во Франции.
Я жаждал славы и обрел ее, но… не на родном языке. Конечно, нет пророка в своем отечестве, но в следующий раз, формулируя свою молитву, я уточню: «Пусть это раскупается… во Франции».
На волне моего успеха в России Шарбонье соглашается взять у меня следующую книгу. Какие у меня планы?
– Как бы это сказать… Открытие рая.
Сам не знаю, что на меня нашло. Слова вырвались сами по себе.
– Почему именно это?
– Опять виноват сон. Мне приснились люди, летающие в небе и ищущие рай в космосе. По-моему, неплохой сюжет.
Издатель не согласен. Люди недостаточно зрелы, чтобы понять рассуждения о рае со светских позиций. Все книги, толкующие о рае, ставят целью «внушить веру». Это сакральная тема.
Я отвечаю, что мне было бы забавно все это десакрализировать, потому что, по-моему, нельзя предоставлять конфессиям и сектам эксклюзивное право высказываться о смерти и о рае.
На том конце телефонной линии размышляют. В конце концов Шарбонье решает мне довериться. Проходит несколько дней, и на пыльной витрине книжной лавки мое внимание привлекает обложка уцененной книги «Танатонавты». На ней изображена синяя спираль на черном фоне. Автора книги зовут Мишель Пинсон. Он тоже рассуждает о рае, но название книги, притянутое за уши, наверняка сыграло против него. Идея смерти отпугивает даже тех, кто понимает значение неологизма «танатонавты». Кому захочется купить книгу про смерть?
Мне. Покупаю, читаю. Занятно поискать решение загадки, пронизывающей все произведение: «Как начертить круг и обозначить его центр, не поднимая карандаш?» Очень просто: согнуть уголок листа бумаги (тот есть изменить масштаб) и изобразить на обеих плоскостях спираль… Я долго ломал голову, пока не понял, что именно это изображено на обложке книги.
Я берусь за дело. Перво-наперво отключаю телефон. Затем ставлю правильную музыку: в данном случае это «Симфония нового мира» Дворжака. И дать волю полету мысли.
Изобрести рай? Это непросто. Сколько бы о нем ни рассказывалось в мифах, само это место остается непонятым. Как представить достоверный рай? Как планету? Это упрощение. Как куб? Злоупотребление геометрией. Пояс астероидов? Слишком разбросанно. В который раз решение исходит от моей кошки. Мона Лиза II играет с краном ванны. Хлещет вода. Зная мои привычки, Мона Лиза II опрокидывает в ванну флакон пены для мытья. Но сток не заткнут, поэтому пенящаяся вода постепенно покидает ванну.
Я представляю себе, что души похожи на мыльные пузыри. Их точно так же втягивает в водоворот рая. Пузыри засасывает канализация, из которой они выйдут в совершенно другом – сложном, неподвластном воображению мире. Как пузырю понять, откуда он взялся и куда его влечет? Как он представляет себе ванну, людей, канализацию, город, страну, Землю? Вода и теплая лохань – еще туда-сюда… Но как же пузырь пугает эта дыра, затягивающее его в неведомое!
Это и есть предложение Моны Лизы II: перевернутый конус, водоворот, спираль, втягивающая все в свои недра.
161. Наконец!
Мне кажется, что мы уже много месяцев летим по прямой. Такое чувство, что я плыву в океане. На наше счастье, мы не испытываем ни голода, ни жажды, ни сонливости. Фредди веселит нас анекдотами. Некоторые он рассказывает уже не в первый раз. Мы делаем вид, что не замечаем этого.
Полет явно затягивается. Как вдруг…
– На горизонте галактика! – кричит Рауль, как впередсмотрящий из старых времен.
Вдали мерцает свет, и это не звезда. Наконец-то Андромеда! Форма у нее не спиральная, а линзообразная. Мы точно первые земляне, а вернее, первые пришельцы из Млечного Пути, видящие ее так близко.
Андромеда – более молодая галактика, чем наша, и звезды у нее желтее, чем в Млечном Пути.
– Наконец-то!
Мэрилин Монро указывает пальцем на центр галактики. Что-то она там приметила. Там черная дыра. Может, это общее правило для всех галактик: черная дыра в качестве оси, вокруг которой вращается вся масса собственных звезд?
Мы устремляемся к этому водовороту, минуя звезды, планеты, метеориты, притягиваемые этим космическим отверстием. Внезапно мимо проскальзывает душа. Пережив изумление, мы бросаемся за ней вдогонку, но она слишком стремительна.
Мы останавливаемся, чтобы попытаться понять значение нашего открытия. Это точно душа. А где душа, там сознание. То есть разумная жизнь. Открываются колоссальные перспективы…
– Что мы видели – божество или инопланетную душу? – гадает Рауль, уверенный, что открыл царство богов.
Мы с Фредди и с Мэрилин Монро довольствовались бы встречей с инопланетянами…
Мимо нас скользят все новые эктоплазмы. Наши попытки перехватывать их ни к чему не приводят. Если это умершие, то я еще не видел душ, которые так торопились бы на суд.
– Черт побери, черт побери, черт побери! – бормочет Рауль – он никак не опомнится.
Наконец, нам подают знаки.
– Вы кто?
Нас окликает эктоплазма, светящаяся иначе, чем мы. Мы отливаем голубизной, а у этой преобладают розовые тона.
– Ангелы с Земли.
У инопланетного ангела скучный облик, он смахивает на тщедушного хозяина провинциальной автомастерской. Он не меньше нашего сбит с толку.
– С «Земли»? Почему это называется «Земля»?
– Из этого материала сложена поверхность планеты: песок, земля.
– Ммм… Где она, эта ваша «Земля»?
– Где-то там… – отвечает Мэрилин Монро, указывая направление, откуда мы прилетели.
К счастью, мы общаемся мысленно и обходимся без переводчика.
– Мишель Пинсон, к вашим услугам, – говорю я.
Он тоже представляется:
– Меня зовут Зоз, просто Зоз.
– Очень приятно, Зоз.
Мы объясняем, что прибыли из галактики Млечный Путь. Зоз медленно усваивает то, что узнает от нас. Сначала он не желает нам верить, но потом, когда мы излагаем причины нашего путешествия, начинает потихоньку доверять. Он даже признается, что, если поразмыслить, тоже замечал прорехи в жизненном пути своих клиентов и даже задавался вопросом, не перевоплощаются ли люди где-нибудь еще. Другое дело, что он не ожидал, что они эмигрируют в другую галактику.
По его сообщению, здесь Млечный Путь носит название «511». Занятно, они, как и мы, пользуются цифрами. Над нашими головами пролетают эктоплазмы. Зоз объясняет, что это умершие, которым предстоит утилизация в раю.
Мы интересуемся, откуда берутся эти умершие. Он отвечает, что ему известно об одной-единственной обитаемой планете во всей галактике. Здесь ее обозначают не по материалу, а по цвету, поэтому планета называется «Красная».
Нам не терпится узнать больше. Мы засыпаем его вопросами, он отвечает с любезной готовностью туристического гида. Он рассказывает, что обитатели Красной планеты едят хлеб, суп, овощи, мясо. Живут в городах, строят дома. Послушать его, Красная – абсолютное подобие Земли. Неужели инопланетяне ничем не отличаются от людей?
Я размышляю. Литература и кино приучили нас к мысли, что инопланетяне либо мельче, либо крупнее нас, имеют больше конечностей или голов, щупальца или крылья. Но они редко оказываются… нашими подобиями.
Мы просим устроить нам экскурсию на эту планету. Сначала Зоз колеблется, но потом соглашается. И вот перед нами неведомое небесное тело. С виду Красная покрупнее Земли.
Снаружи Красная окружена толстым атмосферным слоем. Она вращается по широкому эллипсу вокруг светила, превышающего размером наше. До него дальше, чем от Земли до Солнца, но оно горяче´е, так что климат на Красной в конечном счете такой же умеренный, как на Земле.
Красная – планета, годная для обитания по земным критериям. Чем она ближе, тем больше нам нравится ее пейзаж. Ее твердая поверхность имеет красно-пурпурный цвет, небо здесь сиреневое, кажется, оно озарено заходящим солнцем. Океаны сине-зеленые. Причина этого цвета – не только отражение неба, но и краски океанского дна. Симпатично.
На Красной четыре континента, каждый со своими особенностями метеорологии и рельефа: один – гористый, второй покрыт лесистыми плато, третий равнинный, а четвертый – пустынный. Нравы жителей сформированы временами года.
Зоз рассказывает о четырех главных народах планеты. Так называемые «зимние», живущие в горах, располагают высокими технологиями, они построили подземные города, чтобы прятаться там от холода. У них мало детей. Большая часть населения старше сорока лет. У «зимних» демократический строй. Все граждане участвуют в голосованиях по законопроектам, для которых используются электронные сети. Недостатки: дышащее на ладан сельское хозяйство, демографический кризис. Сильные стороны: высокие технологии, развитая робототехника. «Зимние» неспортивны и сдержанны. Они сидят взаперти и смотрят кабельные каналы. Они уверены, что благодаря прогрессу своей медицины скоро станут поголовно доживать до ста лет. Их девиз: «Будущее принадлежит умнейшим».
«Осенние» живут на поверхности, в больших городах с загрязненной атмосферой, окруженных лесами. Они умеют сами делать приборы, оружие, роботов, но все это получается у них хуже, чем у «зимних». Им нужны передовые технологии последних, а также овощи и фрукты от «весенних» и мясо от «летних». Чтобы все это получать, они развили систему торговых обменов и дипломатию, задача которой – избегать ссор с партнерами. Их девиз: «Мы со всеми дружим». Зная интересы «зимних», они снабжают их сырьем для промышленности и приходят им на выручку, пополняя их запасы со своих богатых складов.
«Осенние», получая от «летних» и «весенних» продовольствие, помогают им с технологиями и сырьем. Режим «осенних» – республика с представительной ассамблеей и частыми сменами премьер-министров.
«Весенние» живут на равнинах, в небольших городах. Процветающее сельское хозяйство, много зерновых. Средний демографический рост. Политический режим – монархия. Развитие технологии – среднее. Достоинство – в отсутствии слабостей. Слабость – тоже в отсутствии слабостей. «Весенние» – середнячки во всех своих начинаниях. Поддерживая тесную связь с «летними», они планируют, что с их помощью вторгнутся рано или поздно к «зимним» и к «осенним» и завладеют их технологиями. Так они надеются преуспеть во всех сферах. Их девиз: «Равновесие на полпути между двумя крайностями».
«Летние» живут в деревушках вокруг рассыпанных по пустыне оазисов. Очень мало технологий. Много рожают. Режим деспотический. Все повинуются Командору, имеющему право казнить и миловать. Достоинство: огромное поголовье крупных лемуров, питающихся поставляемым «весенними» зерном, их стригут и откармливают на мясо. При чрезмерном ускорении демографического роста Командор устраивает завоевательные походы на соседние континенты, чтобы захватить новые территории как жизненное пространство. Эти походы, часто смахивающие на коллективное самоубийство, тем не менее позволили «летним» потихоньку закрепиться на трех других континентах и создать там «освобожденные зоны», медленно растущие и отгрызающие все новые куски. Походы приходятся на теплые сезоны, так как «летние» лучше всех остальных переносят жару.
В культуре «летних» главной духовной ценностью считается самопожертвование. Все «летние» должны быть готовы пожертвовать собой ради вящей славы своего Командора. Их учат: «Чем больше ваша жертва здесь, тем щедрее будет вознаграждение в раю».