Дюна и философия: путь ментата
Часть 5 из 28 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Это тот тип конфликта, в котором оказывается Муад'Диб, но он манипулирует социальной активностью точно так же, как и его отец. У него нет внешней поддержки. Войска Атрейдесов разбиты, а солдаты из военных формирований отца или погибли, или рассеялись по планете. Некоторые бойцы, такие как Герни Халлек, в конце концов, возвращаются к Полу, но это лишь совпадение. Муад'Диб обладает невероятной боевой силой, такой же силой обладает и население Арракиса: миллионы фрименов, которых никогда не учитывали в имперской переписи населения.
Это, однако, не значит, что два элемента «троицы» теперь слились воедино. Они все еще остаются отдельными элементами, несмотря на боевой и военный характер культуры фрименов. В третьей книге «Хроник Дюны» Муад'Диб демонстрирует удивительную способность уравновешивать «замечательную троицу»: столкнувшись с традициями фрименов и их требованиями о жестокой смене власти, Пол находит баланс между тремя элементами Клаузевица.
К этому моменту восстание фрименов в самом разгаре, и племена стремятся продолжить свои атаки на силы Харконненов. Влияние Муад'Диба среди фрименов возрастает, и Стилгар признает его законным герцогом Арракиса. В соответствии с традициями фрименов, в сиетче может быть только один предводитель, и, если в племени появляется наиболее сильный кандидат, он должен бросить вызов своему сопернику. Если Муад'Диб пойдет по этому пути, он получит поддержку народа, но серьезно подорвет как свои вооруженные силы, так и свое политическое влияние.
Несмотря на все более проявляющуюся силу предвидения, Муад'Диб по-прежнему нуждается в опыте и навыках Стилгара на поле боя, чтобы свести к минимуму «игру вероятностей и случайностей», а также в его силах, чтобы управлять людьми в соответствии с повседневными потребностями, которые должно обеспечивать правительство. В тот момент Муад'Диб держит «троицу» в правильном балансе. Он меняет традиции людей, чтобы ослабить влияние этого элемента «троицы» и поддержать два других, несмотря на то, что и военный, и демографический аспекты исходят из одного источника – текущей численности фрименов.
Мы можем сделать вывод о том, что в ситуации нерегулярной войны «троица» действительно сильно смещается в сторону такой составляющей, как люди. Конечно, не без нюансов. Вы можете обеспечить себе поддержку определенной демографической группы или просто сделать так, чтобы оппонент был отделен от демографической группы, поддержкой которой он пытается заручиться.
Таким образом, лидер, военный или гражданский, должен посвятить большое количество усилий данному аспекту «замечательной троицы». Однако это не значит, что два других элемента не важны. Социальная активность войны остается прежней – лишь методы и некоторые характеристики могут немного отличаться.
За трон герцога, за престол императора
Мы говорили об элементе «троицы», который отвечает за политический контроль над войной. А именно о политико-стратегическом руководстве, которое гарантирует, что в военное время все усилия будут положены на то направление, которое приведет к достижению политической цели. В первую очередь, достижение этой цели является причиной начала войны. Поэтому, вероятно, следует уделить большое внимание тому, какой будет эта цель еще до начала войны.
Сложность нестандартных боевых действий и политических целей заключается в том, что трудно сказать, когда цель будет достигнута. Для обычной войны завоевать именно этот участок земли, уничтожить эту конкретную боевую силу или заставить вашего противника снизить ставки – довольно легко. Но для нетрадиционных войн немного сложнее достичь цели, однако можно ее четко поставить. В конце концов, исходя из наших определений, существует внешний, более традиционный источник, который будет иметь и более традиционные политические цели – некоторые взаимосвязи могут быть установлены. И конечно, сам конфликт со временем может перейти в более традиционную модель, как, например, модель партизанской войны Че Гевары.
Но в нерегулярной войне как определить, когда цель достигнута? Если вы являетесь негосударственным элементом, стремящимся к переменам, достигли ли вы момента, когда государственная власть полностью ликвидирована, или когда вы заняли место своего противника и и сами стали этой властью?
Трудность в том, что сейчас вы поменялись местами со своим противником и все еще находитесь в нерегулярной войне, только по другую сторону баррикад. Или вам не удается уничтожить цель в своей борьбе? В таком случае как долго вам нужно продержаться, прежде чем вы сможете заявить, что достигли своей цели? В этом главная проблема нерегулярной войны. Дело не в том, что идея «троицы» здесь не применима, а в том, что чрезвычайно трудно ею управлять, когда эти три элемента опираются на слишком свободную, нереалистичную или, возможно, даже несуществующую цель. Герцог Лето поставил перед собой две политические цели: честно и справедливо обеспечить необходимое количество Пряности и продемонстрировать другим великим Домам двуличие Императора, потворствующего Харконненам в поставках Пряности. Для достижения первой цели он стремится заручиться поддержкой фрименов, чтобы обрести сторонников из населения и укрепить свой военный потенциал на Арракисе. Для достижения второй цели, если его вытеснят из Арракина силой или путем предательства, он будет использовать навыки и силу, которые пустыня дала фрименам, чтобы получить доказательства, необходимые для объединения Ландсраада против Престола Золотого Льва и обеспечения безопасности своих владений. Эти цели довольно скромны, и, если бы не предательство доктора Юэ, возможно, они были бы достижимы.
Мы не можем сказать то же самое о целях Муад'Диба или, более конкретно, о том, как он соотносит эту цель с его уравновешиванием «троицы». Первоначальная цель Муад'Диба кажется довольно скромной – восстановить семью Атрейдесов в качестве законных правителей Арракиса (в частности, с ним в качестве нового герцога). Но со способами, которые он использует для достижения этой цели, дело обстоит иначе.
Выше мы упоминали один хороший пример действий Пола для уравновешивания «троицы»: когда в случае со Стилгаром он поспособствовал небольшому изменению в традициях фрименов, чтобы не навредить своему политическому влиянию. Но в некоторых других случаях, сознательно или бессознательно (один из недостатков Квисатц Хадераха), он манипулирует традициями и религией фрименов для достижения своей цели восстановления владений. Вещи, которыми он манипулирует, говорят о гораздо более грандиозных целях, чем у герцога Лето, – это месть за несправедливость, пережитую тысячи лет назад, и мессианское спасение. Из-за этого население как элемент «троицы» лишается влияния на правительственный элемент, а затем и вовсе вытесняется из процесса синхронизации с политической целью.
Результатом упора несбалансированной «троицы» на менее твердую цель стали нежелательные драматические последствия. После битвы при Арракине галактика переживает фрименский джихад: легионы солдат покидают планету, чтобы распространить историю о жизни и правлении своего мессианского предводителя Муад'Диба. Миллиарды людей убиты. Благодаря своему дару предвидения, Муад'Диб знал о грядущих событиях заранее. Он даже искал способы остановить или хотя бы контролировать надвигающуюся угрозу. Однако даже с его способностью видеть будущее Муад'Диб оказался бессилен. Для обычных людей, не обладающих способностями Квисатц Хадераха, возможность предсказать или ограничить последствия таких событий ничтожно мала. И это должно служить нам важным предупреждением.
От пустынь Арракиса до пустынь земли
Даже сегодня очевидны непредвиденные последствия плохо определенной или несуществующей цели при вступлении в ситуацию нерегулярной войны. В то время как я пишу эту главу, НАТО уже девять лет участвует в нерегулярном конфликте в Афганистане без четко поставленной цели, понятной для всех членов НАТО. В результате в этой стране продолжаются беспорядки и увеличивается насилие.
Еще один пример подобной ситуации – это Ирак после Саддама Хусейна. В то время как первоначальная цель казалась довольно ясной – устранение режима Хусейна, – неспособность американского правительства до конца понять ситуацию и разработать постконфликтный политический план привели к еще одной нерегулярной войне. Она длится уже более шести лет, но теперь ведение войны находится исключительно в руках иракского правительства.
В обоих случаях плохо поставленная или вовсе отсутствующая цель и неспособность правительственного элемента «троицы» должным образом сосредоточить военные усилия, связанные с элементом населения, привели к непреднамеренным последствиям: гибели огромного количества людей, как боевиков, так и обычных граждан, а также значительным финансовым потерям с обеих сторон. Долгосрочные результаты подобных авантюр находятся в подвешенном состоянии, если только вы не обладаете даром предвидения Квисатц Хадераха, и степень непредвиденных последствий неизвестна.
Люди – социальные существа, поэтому мы участвуем в общественной деятельности. Одной из основных социальных активностей является политическая деятельность. На протяжении всей истории человечества ведение войны было одним из видов политической активности, которым мы неоднократно занимались и на который тратили множество ресурсов. Мы, вероятно, будем продолжать заниматься этим и в будущем, а во вселенной Дюны эта деятельность продолжает потреблять много человеческой энергии. Поэтому чтобы минимизировать непредвиденные последствия, стоит убедиться в том, что мы понимаем эту деятельность и ее силу.
Троица Клаузевица подчеркивает взаимосвязь между населением, правительством и военными ресурсами, независимо от типа политической системы, в которой живет человек. Все три элемента будут задействованы в войне и обеспечат основу для понимания силы военной деятельности. Без надлежащего баланса между этими элементами и наличия понятной, достижимой цели, на основе которой они смогут выстраивать взаимодействие, полезность войны для политических целей весьма сомнительна, а ее результаты могут оказаться плачевными. Просто спросите Муад'Диба о его попытке вернуть себе трон герцога, в результате которой он становится Императором, уничтожив тысячи планет и став причиной гибели миллиардов людей. Этот урок – предостережение всем нам, живущим в современном мире: прежде чем использовать военную силу для достижения политических целей, мы должны хорошо понимать, чего мы хотим добиться.
Проклятие Золотого Пути
Где предначертана Господом смерть существу, туда и помыслы его стремятся по воле божьей.
– Оранжевая католическая Библия («Дюна»)
ИЗ ДАР-ЭС-БАЛАТА
ВОЗМОЖНЫЙ АВТОР: Лето II
ДАТА: 12333 Г. ПГ
Ловушка предвидения
Долгое время считалось, что оракул, обладающий силой предвидения будущего, таит в себе особую опасность. Эта способность является как даром, так и проклятьем. Если вы можете увидеть будущее и знать, что то, что вы видите – истина, в этом случае, будущее для вас будет таким, каким вы его уже увидели. Сила предвидения серьезно подрывает, а может быть, и вовсе разрушает наше ощущение свободы воли, позволяющее изменять будущее при помощи принятия различных решений. Это называется парадоксом предвидения.
Фрэнк Герберт подробно объясняет, как предвидение функционирует во Вселенной Дюны. Могущественные оракулы, такие как Пол Муад'Диб и Лето II, видят множество вариантов будущего. Если бы эти варианты были возможными и имели множество исходов, тогда будущее на самом деле не было бы предопределено. Будущее всегда туманно. С этой точки зрения Лето II показывает, что, по крайней мере, для него (поскольку оракул проявляет свою силу в определенный момент времени) предвидение влияет на будущие возможности, которые видят оракулы. Таким образом, во Вселенной Дюны появляется двоякое представление о том, что будущее можно творить.
Кто такой Фрэнк Герберт? Очень умный парень, умный, как ментат. Кажется, будто Герберт утверждает, что провидческий дар Пола и Лето II работают таким образом, чтобы избегать парадокса предвидения. Свободной воле его персонажей ничего не угрожает. Или так может показаться. Первое впечатление обманчиво, ибо версия Герберта о предвидении на самом деле угрожает свободе воли. Герберт хочет показать нам, почему: если у оракулов Атрейдесов и есть какая-то свобода воли, то она не однозначна. Какой бы мощной их свобода воли ни была, ее ограничивает парадокс. В результате чего она не сильно отличается от нашей собственной.
Пол Атрейдес – Квисатц Хадерах?
Бене Гессерит понимали, что Квисатц Хадерах увидит все возможные нити будущего. Он сможет выбирать между ними, подобно трем Мойрам, богиням Судьбы, из классической греческой мифологии. Герберт оставляет без ответа вопрос, оправдывает ли Пол ожидания Сестричества в отношении долгожданного Квисатц Хадераха или же превосходит их. Во-первых, он не может видеть все нити времени. Оракульское видение Пола имеет свои ограничения. Принцесса Ирулан в «Пробуждении Арракиса» сообщает, что «Муад’Диб конечно мог видеть будущее, но вы должны понимать, что у этой силы есть свои пределы. Возьмем хотя бы зрение: у вас есть глаза, но без света вы ничего не увидите. Находясь на дне ущелья, вы не увидите ничего за его пределами. Точно так же, Муад’Диб не мог свободно решать, когда созерцать таинственные просторы будущего.» («Дюна»).
«Бездны», то есть те периоды, когда прозорливое видение Пола было ограничено, возникали тогда, когда он не мог видеть, как или какое из возможных будущих из его предвидения, сбывалось в настоящем. Такая провидческая слепота произошла с ним в «Дюне» дважды: в его схватке на ножах с фрименом Джамисом, и позже с Фейдом Харконненом.
Кроме того, Пол не мог видеть конкретных людей: граф Фенринг ни разу не появлялся ни в одном из его видений. Пол задается вопросом, не потому ли это, что Фенринг – человек, который убьет его (я подозреваю, что это первая подсказка Герберта в саге о «Дюне», заключается в том, что оказывается некоторые люди могут быть невидимыми для предвидения по причине генетической предрасположенности). Примечательно, что Пол также не может видеть, что видели или делали другие оракулы, такие как навигаторы Космической гильдии, у которых есть своя собственная ограниченная форма предвидения. Однако, он гораздо более могущественный оракул, чем они. Пол видит гораздо больше и намного дальше.
В «Детях Дюны» Лето II говорит: «Вся прелесть и красота жизни заключается в ее способности удивлять». Эта мысль настолько же печальна, насколько она мудра, ведь для оракулов неожиданность оказывается редкой радостью. Неожиданность посещает нас внезапно. Для оракула, обладающего силой истинного предвидения, все, что вероятно может произойти, полностью ожидаемо. В конце концов, он уже все это видел. Ему известно все.
Попадают ли оракулы семьи Атрейдес в ловушку парадокса предвидения или согласно Фрэнку Герберту, утверждающему что сила оракула работает во Вселенной Дюны особым образом, они могут ее избежать? Не очень правильно отвечать вопросом на вопрос, однако я считаю, что в данном случае это уместно, поскольку вопрос сформулирован в самой саге: «Что оракулы семьи Атрейдес знают о будущем и насколько хорошо они его понимают?» А вот чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо поговорить о судьбе, Боге, будущем и возможностях. А также о знаниях.
Обоснованное истинное убеждение
Для начала, вкратце, о знаниях. Как знание будущего может угрожать свободе воли?
Эпистемология – это философское учение о знании, убеждениях, обосновании и разуме. Древнегреческий философ Платон, дал первое философское понимание знания, как обоснованного истинного убеждения. Переменная P существует, только тогда, когда: 1) вы убеждены, что это P; 2) P является истиной; 3) у вас есть основания полагать, что P существует.
Теория обоснованного истинного убеждения довольно проста. Однако, как теория познания она отличает знание от мнения и простого убеждения. Мнение может быть (и часто бывает) предъявлено без надлежащего обоснования, в то время как оно служит необходимым условием для знания. А что касается убеждений, то иногда они могут быть ложными. Теория Платона уважает ключевое, часто невысказанное условие знания – фактичность. Необходимым условием знания является то, что оно всегда истинно. Нельзя знать что-то ложное. «Знать» – это позитивный глагол.
Фактичность знания вносит свой вклад в парадокс предвидения. Как тип знания, предвидение предполагает, что объект знания истинен. Таким образом, для предвидения, будущее имеет фактичность. Это неизменная данность того события, которое произойдет в будущем, даже если оно еще не произошло. Предвидение подразумевает, что существует лишь одна истина относительно того, что произойдет в будущем. Будучи истинным, будущее не может быть изменено или пересмотрено. Меняются люди, ситуации, меняется время, но истина о том, какими они были в прошлом – неизменна.
Знать что-то о предмете или явлении значит, быть в особенно сильной эпистемической позиции по отношению к ним. Это подразумевает не только то, что эти предметы или явления истинны, но и то, что их можно познавать.
Вспомните пророческий сон, приснившийся Полу еще на Каладане о его первой встрече со своей будущей возлюбленной фрименкой Чани. Пол Атрейдес видит пророческое сновидение о событии, которое еще не произошло. Необходимым условием его предвидения является то, что существует истина о будущем, к которой он каким-то образом имеет прямой доступ (как мы понимаем, провидчески). Поскольку если что-то известно, то оно должно быть познаваемо. В случае с будущим, о нем должна быть известна какая-то истина, прежде чем оно произойдет. Казалось бы, случайная встреча Пола со Стилгаром и его племенем, включая Чани, в пустыне была истиной именно в том месте и в то время. Но она была неизбежной истиной с момента сна Пола на Каладане и неизбежной изначально.
Возможность видеть будущее угрожает свободе воли, ведь она призывает утверждать, что всем событиям суждено произойти именно так, и никак иначе. Невозможно заставить события развиваться не так, как они должны. Свободы выбора нет, как таковой: акт якобы свободного решения – всего лишь очередное неминуемое событие.
Оракулы представляют двойную угрозу свободе воли. Существование оракула также подразумевает, что будущее ему известно, а это делает свободный волевой выбор для самого оракула близким к безнадежно парадоксальному. Существование силы оракула подразумевает, что будущее познаваемо, что угрожает свободе воли для всех, как для оракула, так и для других людей, потому что это открывает возможность фатализма. Существование оракула угрожает свободе воли каждого в Известной Вселенной, потому что оракул знает будущую историю Вселенной, которая охватывает действия граждан Империи. Ему известно все.
Парадокс предвидения
Обычно мы думаем о знании как об освобождении. Чем больше мы знаем, тем лучше можем судить о своих действиях и делать более правильный выбор. Парадокс предвидения заключается в том, что оракул, несмотря на то, что он знает будущее, не волен изменять происходящее в настоящем. Провидческое предвидение угрожает свободе воли, потому что оно заманивает оракула в ловушку, заставляя его действовать согласно заранее видимому будущему. Если это понимание предвидения верно, то Пол не обладает свободой. У Пола есть одно скудное преимущество перед нами: он осознает иллюзорную природу свободы воли.
Ну и преимущество! Сам оракул не может думать о своем выборе как о свободном волеизъявлении, потому что он знает, каким этот выбор будет. Подумайте о том, что, когда Пол впервые обрел способность видеть будущее, он предвидел джихад. Он видел, что разразится священная война, когда фанатичные легионы фрименов под знаменем Атрейдесов пронесутся сквозь всю Вселенную. Видел ряд возможных вариантов развития событий, ведущих из того времени, правда, за исключением некоторых неотчетливых и сокращающихся пробелов, однако все они ведут к священной войне. Что бы Пол ни выбрал, «он все еще чувствовал, как развивается зелено-черное знамя Атрейдесов… где-то впереди… все еще мог, увидеть кровавые мечи джихада и легионы фанатиков» («Дюна»).
Пол говорит себе, что этого он не допустит. Он пытается направить ход истории в другом направлении, экспериментируя со своими способностями оракула. Возможно, именно поэтому он зовет Фейд-Рауту в Большой Зал. Пол делает это не в том безбашенном и веселом духе, что его дед Паулус, когда столкнулся лицом к лицу с быком, убившим его, и не для того, чтобы отдать дань уважения отцу, который с помощью ритуала вендетты – канли – объявил войну дому Харконненов. Он чувствует, как ветра времени кипят в эти мгновения, словно буря. Возможно, Пол в тайне надеется, что, если он умрет от клинка Фейда, его смерть не станет смертью мученика, который вдохновит джихад.
Это, однако, не значит, что два элемента «троицы» теперь слились воедино. Они все еще остаются отдельными элементами, несмотря на боевой и военный характер культуры фрименов. В третьей книге «Хроник Дюны» Муад'Диб демонстрирует удивительную способность уравновешивать «замечательную троицу»: столкнувшись с традициями фрименов и их требованиями о жестокой смене власти, Пол находит баланс между тремя элементами Клаузевица.
К этому моменту восстание фрименов в самом разгаре, и племена стремятся продолжить свои атаки на силы Харконненов. Влияние Муад'Диба среди фрименов возрастает, и Стилгар признает его законным герцогом Арракиса. В соответствии с традициями фрименов, в сиетче может быть только один предводитель, и, если в племени появляется наиболее сильный кандидат, он должен бросить вызов своему сопернику. Если Муад'Диб пойдет по этому пути, он получит поддержку народа, но серьезно подорвет как свои вооруженные силы, так и свое политическое влияние.
Несмотря на все более проявляющуюся силу предвидения, Муад'Диб по-прежнему нуждается в опыте и навыках Стилгара на поле боя, чтобы свести к минимуму «игру вероятностей и случайностей», а также в его силах, чтобы управлять людьми в соответствии с повседневными потребностями, которые должно обеспечивать правительство. В тот момент Муад'Диб держит «троицу» в правильном балансе. Он меняет традиции людей, чтобы ослабить влияние этого элемента «троицы» и поддержать два других, несмотря на то, что и военный, и демографический аспекты исходят из одного источника – текущей численности фрименов.
Мы можем сделать вывод о том, что в ситуации нерегулярной войны «троица» действительно сильно смещается в сторону такой составляющей, как люди. Конечно, не без нюансов. Вы можете обеспечить себе поддержку определенной демографической группы или просто сделать так, чтобы оппонент был отделен от демографической группы, поддержкой которой он пытается заручиться.
Таким образом, лидер, военный или гражданский, должен посвятить большое количество усилий данному аспекту «замечательной троицы». Однако это не значит, что два других элемента не важны. Социальная активность войны остается прежней – лишь методы и некоторые характеристики могут немного отличаться.
За трон герцога, за престол императора
Мы говорили об элементе «троицы», который отвечает за политический контроль над войной. А именно о политико-стратегическом руководстве, которое гарантирует, что в военное время все усилия будут положены на то направление, которое приведет к достижению политической цели. В первую очередь, достижение этой цели является причиной начала войны. Поэтому, вероятно, следует уделить большое внимание тому, какой будет эта цель еще до начала войны.
Сложность нестандартных боевых действий и политических целей заключается в том, что трудно сказать, когда цель будет достигнута. Для обычной войны завоевать именно этот участок земли, уничтожить эту конкретную боевую силу или заставить вашего противника снизить ставки – довольно легко. Но для нетрадиционных войн немного сложнее достичь цели, однако можно ее четко поставить. В конце концов, исходя из наших определений, существует внешний, более традиционный источник, который будет иметь и более традиционные политические цели – некоторые взаимосвязи могут быть установлены. И конечно, сам конфликт со временем может перейти в более традиционную модель, как, например, модель партизанской войны Че Гевары.
Но в нерегулярной войне как определить, когда цель достигнута? Если вы являетесь негосударственным элементом, стремящимся к переменам, достигли ли вы момента, когда государственная власть полностью ликвидирована, или когда вы заняли место своего противника и и сами стали этой властью?
Трудность в том, что сейчас вы поменялись местами со своим противником и все еще находитесь в нерегулярной войне, только по другую сторону баррикад. Или вам не удается уничтожить цель в своей борьбе? В таком случае как долго вам нужно продержаться, прежде чем вы сможете заявить, что достигли своей цели? В этом главная проблема нерегулярной войны. Дело не в том, что идея «троицы» здесь не применима, а в том, что чрезвычайно трудно ею управлять, когда эти три элемента опираются на слишком свободную, нереалистичную или, возможно, даже несуществующую цель. Герцог Лето поставил перед собой две политические цели: честно и справедливо обеспечить необходимое количество Пряности и продемонстрировать другим великим Домам двуличие Императора, потворствующего Харконненам в поставках Пряности. Для достижения первой цели он стремится заручиться поддержкой фрименов, чтобы обрести сторонников из населения и укрепить свой военный потенциал на Арракисе. Для достижения второй цели, если его вытеснят из Арракина силой или путем предательства, он будет использовать навыки и силу, которые пустыня дала фрименам, чтобы получить доказательства, необходимые для объединения Ландсраада против Престола Золотого Льва и обеспечения безопасности своих владений. Эти цели довольно скромны, и, если бы не предательство доктора Юэ, возможно, они были бы достижимы.
Мы не можем сказать то же самое о целях Муад'Диба или, более конкретно, о том, как он соотносит эту цель с его уравновешиванием «троицы». Первоначальная цель Муад'Диба кажется довольно скромной – восстановить семью Атрейдесов в качестве законных правителей Арракиса (в частности, с ним в качестве нового герцога). Но со способами, которые он использует для достижения этой цели, дело обстоит иначе.
Выше мы упоминали один хороший пример действий Пола для уравновешивания «троицы»: когда в случае со Стилгаром он поспособствовал небольшому изменению в традициях фрименов, чтобы не навредить своему политическому влиянию. Но в некоторых других случаях, сознательно или бессознательно (один из недостатков Квисатц Хадераха), он манипулирует традициями и религией фрименов для достижения своей цели восстановления владений. Вещи, которыми он манипулирует, говорят о гораздо более грандиозных целях, чем у герцога Лето, – это месть за несправедливость, пережитую тысячи лет назад, и мессианское спасение. Из-за этого население как элемент «троицы» лишается влияния на правительственный элемент, а затем и вовсе вытесняется из процесса синхронизации с политической целью.
Результатом упора несбалансированной «троицы» на менее твердую цель стали нежелательные драматические последствия. После битвы при Арракине галактика переживает фрименский джихад: легионы солдат покидают планету, чтобы распространить историю о жизни и правлении своего мессианского предводителя Муад'Диба. Миллиарды людей убиты. Благодаря своему дару предвидения, Муад'Диб знал о грядущих событиях заранее. Он даже искал способы остановить или хотя бы контролировать надвигающуюся угрозу. Однако даже с его способностью видеть будущее Муад'Диб оказался бессилен. Для обычных людей, не обладающих способностями Квисатц Хадераха, возможность предсказать или ограничить последствия таких событий ничтожно мала. И это должно служить нам важным предупреждением.
От пустынь Арракиса до пустынь земли
Даже сегодня очевидны непредвиденные последствия плохо определенной или несуществующей цели при вступлении в ситуацию нерегулярной войны. В то время как я пишу эту главу, НАТО уже девять лет участвует в нерегулярном конфликте в Афганистане без четко поставленной цели, понятной для всех членов НАТО. В результате в этой стране продолжаются беспорядки и увеличивается насилие.
Еще один пример подобной ситуации – это Ирак после Саддама Хусейна. В то время как первоначальная цель казалась довольно ясной – устранение режима Хусейна, – неспособность американского правительства до конца понять ситуацию и разработать постконфликтный политический план привели к еще одной нерегулярной войне. Она длится уже более шести лет, но теперь ведение войны находится исключительно в руках иракского правительства.
В обоих случаях плохо поставленная или вовсе отсутствующая цель и неспособность правительственного элемента «троицы» должным образом сосредоточить военные усилия, связанные с элементом населения, привели к непреднамеренным последствиям: гибели огромного количества людей, как боевиков, так и обычных граждан, а также значительным финансовым потерям с обеих сторон. Долгосрочные результаты подобных авантюр находятся в подвешенном состоянии, если только вы не обладаете даром предвидения Квисатц Хадераха, и степень непредвиденных последствий неизвестна.
Люди – социальные существа, поэтому мы участвуем в общественной деятельности. Одной из основных социальных активностей является политическая деятельность. На протяжении всей истории человечества ведение войны было одним из видов политической активности, которым мы неоднократно занимались и на который тратили множество ресурсов. Мы, вероятно, будем продолжать заниматься этим и в будущем, а во вселенной Дюны эта деятельность продолжает потреблять много человеческой энергии. Поэтому чтобы минимизировать непредвиденные последствия, стоит убедиться в том, что мы понимаем эту деятельность и ее силу.
Троица Клаузевица подчеркивает взаимосвязь между населением, правительством и военными ресурсами, независимо от типа политической системы, в которой живет человек. Все три элемента будут задействованы в войне и обеспечат основу для понимания силы военной деятельности. Без надлежащего баланса между этими элементами и наличия понятной, достижимой цели, на основе которой они смогут выстраивать взаимодействие, полезность войны для политических целей весьма сомнительна, а ее результаты могут оказаться плачевными. Просто спросите Муад'Диба о его попытке вернуть себе трон герцога, в результате которой он становится Императором, уничтожив тысячи планет и став причиной гибели миллиардов людей. Этот урок – предостережение всем нам, живущим в современном мире: прежде чем использовать военную силу для достижения политических целей, мы должны хорошо понимать, чего мы хотим добиться.
Проклятие Золотого Пути
Где предначертана Господом смерть существу, туда и помыслы его стремятся по воле божьей.
– Оранжевая католическая Библия («Дюна»)
ИЗ ДАР-ЭС-БАЛАТА
ВОЗМОЖНЫЙ АВТОР: Лето II
ДАТА: 12333 Г. ПГ
Ловушка предвидения
Долгое время считалось, что оракул, обладающий силой предвидения будущего, таит в себе особую опасность. Эта способность является как даром, так и проклятьем. Если вы можете увидеть будущее и знать, что то, что вы видите – истина, в этом случае, будущее для вас будет таким, каким вы его уже увидели. Сила предвидения серьезно подрывает, а может быть, и вовсе разрушает наше ощущение свободы воли, позволяющее изменять будущее при помощи принятия различных решений. Это называется парадоксом предвидения.
Фрэнк Герберт подробно объясняет, как предвидение функционирует во Вселенной Дюны. Могущественные оракулы, такие как Пол Муад'Диб и Лето II, видят множество вариантов будущего. Если бы эти варианты были возможными и имели множество исходов, тогда будущее на самом деле не было бы предопределено. Будущее всегда туманно. С этой точки зрения Лето II показывает, что, по крайней мере, для него (поскольку оракул проявляет свою силу в определенный момент времени) предвидение влияет на будущие возможности, которые видят оракулы. Таким образом, во Вселенной Дюны появляется двоякое представление о том, что будущее можно творить.
Кто такой Фрэнк Герберт? Очень умный парень, умный, как ментат. Кажется, будто Герберт утверждает, что провидческий дар Пола и Лето II работают таким образом, чтобы избегать парадокса предвидения. Свободной воле его персонажей ничего не угрожает. Или так может показаться. Первое впечатление обманчиво, ибо версия Герберта о предвидении на самом деле угрожает свободе воли. Герберт хочет показать нам, почему: если у оракулов Атрейдесов и есть какая-то свобода воли, то она не однозначна. Какой бы мощной их свобода воли ни была, ее ограничивает парадокс. В результате чего она не сильно отличается от нашей собственной.
Пол Атрейдес – Квисатц Хадерах?
Бене Гессерит понимали, что Квисатц Хадерах увидит все возможные нити будущего. Он сможет выбирать между ними, подобно трем Мойрам, богиням Судьбы, из классической греческой мифологии. Герберт оставляет без ответа вопрос, оправдывает ли Пол ожидания Сестричества в отношении долгожданного Квисатц Хадераха или же превосходит их. Во-первых, он не может видеть все нити времени. Оракульское видение Пола имеет свои ограничения. Принцесса Ирулан в «Пробуждении Арракиса» сообщает, что «Муад’Диб конечно мог видеть будущее, но вы должны понимать, что у этой силы есть свои пределы. Возьмем хотя бы зрение: у вас есть глаза, но без света вы ничего не увидите. Находясь на дне ущелья, вы не увидите ничего за его пределами. Точно так же, Муад’Диб не мог свободно решать, когда созерцать таинственные просторы будущего.» («Дюна»).
«Бездны», то есть те периоды, когда прозорливое видение Пола было ограничено, возникали тогда, когда он не мог видеть, как или какое из возможных будущих из его предвидения, сбывалось в настоящем. Такая провидческая слепота произошла с ним в «Дюне» дважды: в его схватке на ножах с фрименом Джамисом, и позже с Фейдом Харконненом.
Кроме того, Пол не мог видеть конкретных людей: граф Фенринг ни разу не появлялся ни в одном из его видений. Пол задается вопросом, не потому ли это, что Фенринг – человек, который убьет его (я подозреваю, что это первая подсказка Герберта в саге о «Дюне», заключается в том, что оказывается некоторые люди могут быть невидимыми для предвидения по причине генетической предрасположенности). Примечательно, что Пол также не может видеть, что видели или делали другие оракулы, такие как навигаторы Космической гильдии, у которых есть своя собственная ограниченная форма предвидения. Однако, он гораздо более могущественный оракул, чем они. Пол видит гораздо больше и намного дальше.
В «Детях Дюны» Лето II говорит: «Вся прелесть и красота жизни заключается в ее способности удивлять». Эта мысль настолько же печальна, насколько она мудра, ведь для оракулов неожиданность оказывается редкой радостью. Неожиданность посещает нас внезапно. Для оракула, обладающего силой истинного предвидения, все, что вероятно может произойти, полностью ожидаемо. В конце концов, он уже все это видел. Ему известно все.
Попадают ли оракулы семьи Атрейдес в ловушку парадокса предвидения или согласно Фрэнку Герберту, утверждающему что сила оракула работает во Вселенной Дюны особым образом, они могут ее избежать? Не очень правильно отвечать вопросом на вопрос, однако я считаю, что в данном случае это уместно, поскольку вопрос сформулирован в самой саге: «Что оракулы семьи Атрейдес знают о будущем и насколько хорошо они его понимают?» А вот чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо поговорить о судьбе, Боге, будущем и возможностях. А также о знаниях.
Обоснованное истинное убеждение
Для начала, вкратце, о знаниях. Как знание будущего может угрожать свободе воли?
Эпистемология – это философское учение о знании, убеждениях, обосновании и разуме. Древнегреческий философ Платон, дал первое философское понимание знания, как обоснованного истинного убеждения. Переменная P существует, только тогда, когда: 1) вы убеждены, что это P; 2) P является истиной; 3) у вас есть основания полагать, что P существует.
Теория обоснованного истинного убеждения довольно проста. Однако, как теория познания она отличает знание от мнения и простого убеждения. Мнение может быть (и часто бывает) предъявлено без надлежащего обоснования, в то время как оно служит необходимым условием для знания. А что касается убеждений, то иногда они могут быть ложными. Теория Платона уважает ключевое, часто невысказанное условие знания – фактичность. Необходимым условием знания является то, что оно всегда истинно. Нельзя знать что-то ложное. «Знать» – это позитивный глагол.
Фактичность знания вносит свой вклад в парадокс предвидения. Как тип знания, предвидение предполагает, что объект знания истинен. Таким образом, для предвидения, будущее имеет фактичность. Это неизменная данность того события, которое произойдет в будущем, даже если оно еще не произошло. Предвидение подразумевает, что существует лишь одна истина относительно того, что произойдет в будущем. Будучи истинным, будущее не может быть изменено или пересмотрено. Меняются люди, ситуации, меняется время, но истина о том, какими они были в прошлом – неизменна.
Знать что-то о предмете или явлении значит, быть в особенно сильной эпистемической позиции по отношению к ним. Это подразумевает не только то, что эти предметы или явления истинны, но и то, что их можно познавать.
Вспомните пророческий сон, приснившийся Полу еще на Каладане о его первой встрече со своей будущей возлюбленной фрименкой Чани. Пол Атрейдес видит пророческое сновидение о событии, которое еще не произошло. Необходимым условием его предвидения является то, что существует истина о будущем, к которой он каким-то образом имеет прямой доступ (как мы понимаем, провидчески). Поскольку если что-то известно, то оно должно быть познаваемо. В случае с будущим, о нем должна быть известна какая-то истина, прежде чем оно произойдет. Казалось бы, случайная встреча Пола со Стилгаром и его племенем, включая Чани, в пустыне была истиной именно в том месте и в то время. Но она была неизбежной истиной с момента сна Пола на Каладане и неизбежной изначально.
Возможность видеть будущее угрожает свободе воли, ведь она призывает утверждать, что всем событиям суждено произойти именно так, и никак иначе. Невозможно заставить события развиваться не так, как они должны. Свободы выбора нет, как таковой: акт якобы свободного решения – всего лишь очередное неминуемое событие.
Оракулы представляют двойную угрозу свободе воли. Существование оракула также подразумевает, что будущее ему известно, а это делает свободный волевой выбор для самого оракула близким к безнадежно парадоксальному. Существование силы оракула подразумевает, что будущее познаваемо, что угрожает свободе воли для всех, как для оракула, так и для других людей, потому что это открывает возможность фатализма. Существование оракула угрожает свободе воли каждого в Известной Вселенной, потому что оракул знает будущую историю Вселенной, которая охватывает действия граждан Империи. Ему известно все.
Парадокс предвидения
Обычно мы думаем о знании как об освобождении. Чем больше мы знаем, тем лучше можем судить о своих действиях и делать более правильный выбор. Парадокс предвидения заключается в том, что оракул, несмотря на то, что он знает будущее, не волен изменять происходящее в настоящем. Провидческое предвидение угрожает свободе воли, потому что оно заманивает оракула в ловушку, заставляя его действовать согласно заранее видимому будущему. Если это понимание предвидения верно, то Пол не обладает свободой. У Пола есть одно скудное преимущество перед нами: он осознает иллюзорную природу свободы воли.
Ну и преимущество! Сам оракул не может думать о своем выборе как о свободном волеизъявлении, потому что он знает, каким этот выбор будет. Подумайте о том, что, когда Пол впервые обрел способность видеть будущее, он предвидел джихад. Он видел, что разразится священная война, когда фанатичные легионы фрименов под знаменем Атрейдесов пронесутся сквозь всю Вселенную. Видел ряд возможных вариантов развития событий, ведущих из того времени, правда, за исключением некоторых неотчетливых и сокращающихся пробелов, однако все они ведут к священной войне. Что бы Пол ни выбрал, «он все еще чувствовал, как развивается зелено-черное знамя Атрейдесов… где-то впереди… все еще мог, увидеть кровавые мечи джихада и легионы фанатиков» («Дюна»).
Пол говорит себе, что этого он не допустит. Он пытается направить ход истории в другом направлении, экспериментируя со своими способностями оракула. Возможно, именно поэтому он зовет Фейд-Рауту в Большой Зал. Пол делает это не в том безбашенном и веселом духе, что его дед Паулус, когда столкнулся лицом к лицу с быком, убившим его, и не для того, чтобы отдать дань уважения отцу, который с помощью ритуала вендетты – канли – объявил войну дому Харконненов. Он чувствует, как ветра времени кипят в эти мгновения, словно буря. Возможно, Пол в тайне надеется, что, если он умрет от клинка Фейда, его смерть не станет смертью мученика, который вдохновит джихад.