Человек Желания
Часть 49 из 62 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Пределы все приготовляют человека; друг верный его поддерживает и утешает, а добродетельные руки, его обняв, обогревают: и храм тогда готов и может дух в него вселиться.
Но полностью ли в нем присутствует дух жизни? Не все ли он создал посредством слова? И в человека этот дух несет свою прообразующую силу, все сущности в нем возрождая. И удивительно ли, что хромые прямо ходят, слепые прозревают, глухие слышат и даже мертвые от смерти воскресают?
Дух жизни – свет, и он – начало света. Приходит разум освещать он человека и разомкнуть ему глаза на потаенную премудрость.
Имеется ли ведение верное того, что происходит во времени? Грядет дух жизни, чтоб виденье доставить человеку, раскрыв пред ним столетий книгу. Но может ли тот дух найти на человека, не избавляя от изучения и памяти нужды?
Не он ли и любви начало? Способен ли найти на человека он, не породив в последнем всяческую добродетель? Грядет животворить он человека по вечности подобию, которая всегда нова в подвижности своих невыразимых наслаждений.
231
Приучим же наш дух в почтении склоняться перед величьем имени Его. Сердца наши приучим быть проникнутыми только страхом Божьим и Его любовью. Приучим силы все свои оборонять Господню славу пред теми, кто одолевать ее стремится днем и ночью.
Занятие единственное это позволит нам парить поверх смятенья мiром: там время и обман удерживают человека как узника честного. И даже враг не в силах нападать на человека, который посвятит себя всецело исполнению псалмов Господних.
Здесь больше блага, нежели пытаться с Ним бороться и предавать Его небытию, победу празднуя и не нуждаясь даже от Него снести один единственный удар.
Хвалу Господню воспоем. Уже прекрасно, если всякий день мы посвятим хоть несколько мгновений мысли о Нем. Но не является ли это отсрочкой наших радостей, пускай они и состоят в молитве и в воспевании Господней славы?
Жизнь нашу освещает разуменье, однако прославления Господни ее обогревают.
И разуменье вдохновляет человека глас, превознося еще псалмы Господних восхвалений. Оно как молния, что освещает облако огнем, раскаты грома с замедленьем пробуждая.
И это ты, могучее звучанье громовое, подобное великим песнопеньям, являющим Господню славу.
232
Старайся не основывать свое жилище на грехе, и жизнь не будет отнята навеки у тебя. Но как могла бы жизнь тебя навек покинуть? Не ты ль вооружен защитниками сильными Израиля?
И ты, миролюбивое и кроткое господство, ты облекаешь все своей священной ризой и пробуждаешь все своим теплом. Но твой венец способен кто восхитить? И даже если некто настроятся иметь твою корону, из них ты не увидишь достойного ее носить.
Вхожу я в духе в собрание пророков и святых; и их я нахожу всегда пекущимися о труде Господнем.
Но почему столь вдохновенны, столь выдержаны их реченья? И почему они для них столь интересны? А потому что живо все в труде Господнем. Все полно назначеньем высшим в пророческом собрании.
А мы в земной юдоли лишь заняты своею легкомысленной корыстью; собранья наши собой являют множество усердья в делах ребяческих или порочных; так почему святые и пророки его не выказали у себя в вещах живительных и чистых?
233
Скажи себе: «Я сын Господень». И повторяй сие, пока из глубины всей сущности твоей не выйдет эта фраза: почувствуешь тогда, что сумрак вокруг тебя развеяться спешит.
Не спрашивай же больше, безмерными насколько были силы, которых вместилищем считали человека предания любые: родился он для проявленья имени Господня, поскольку сыном Господа предстал.
Но почему утратил он верховный этот статус? А потому что в своем сердце не сказал: <<Я сын Господень». Он прекратил определять источник всякого движенья.
Утри же слезы, несчастливый смертный, и изгони свои боязни. Явился свыше Человек, явился для тебя сказать: «Я Сын Господень».
И этой фразой сокрушились недруги Его, затрепетала бездна, восток земной вновь занял свое место, чтобы проводником и лествицей служить потомству человеков.
Так повторяй же эту фразу вместе с Ним и повторяй после Него; но непрерывно повторяй, и непрерывно будут для тебя все новые болезни исцеляться, и от тебя опасности все удалятся.
Ты не имел ли три первоначальных дара: телесную сохранность, и размещенье не телесное, и восклицанье? Но Тот, Сказавший для тебя: «Я Сын Господень»’, пришел преподнести тебе триаду этих качеств, чтоб дать тебе четвертое, которое есть превосходство.
Когда позволят мне остановиться? И не должна ли меньшая в оплошностях моих в зачет пойти мне, как убийство человека? Но не напрасно мне дано сказать сегодня еще звучней, чем изначально: «Я сын Господень».
И я никак не знаю меры, коль всякий миг существованья своего я в размышленьях пребываю, произнося возвышенную фразу эту.
234
О дикаре как думать, который, обладая только силою земной, сумел безропотно и верно перенести ужасные мученья, подвергшись им, согласно воинским законам народов примитивных?
Когда благодаря своей отваге и сопротивленью он помешал деяньям низшим нестроенья войти в него и ослабленье учинить, победу ль он не одержал тем самым, или хотя б сумел ли смыть определенные грехи?
Глаз разумения, сей проблеск ухвати. И встрепенись от радости за все иные совершенства, рассеянные по людскому роду. Повсюду, где б ни находилась добродетель, необходимо, чтобы обладала она последствием, согласно со своим разрядом.
Есть истина поток огромный, объемлющий течением своим всю землю. Все воды естества, на удалении каком ни пребывали б друг от друга, по склонности своей природной, стремятся соединиться с потоком этим.
Любовь божественная, так ты раскрываешь таинства свои! И целиком семейство человеков всегда отражено в прозрении твоем; ты озабочено лишь тем, как сделать, чтобы род людской располагал бы своей частью в милостях твоих.
Прорвем преграды вод застойных и гниющих; и сами побегут они к потоку жизни, и вскоре смрадность их уж будет поглощенной.
Не осуждайте тех, кто в простодушной вере лишь следуют за внешнею расцветкой истины.
Со времени, как пользуются мыслью и словом, в движеньях находясь, они оказывались истины писцами слабыми; на протяжении ее, возможно, удавалось им, посредством этого труда, очистить некоторые капли сей благодетельной росы.
Господь взыскует только род человеческий спасти, поскольку духи вышли от Него, и Он Един все души сотворил.
235
Напрасно враг меня иллюзией манат. Нельзя, чтоб здесь внизу материя бы обладала памятованьем обо мне.
Материальные утехи, не представляют ли собою человека, который их вкушает? Когда же ощущенья человека являют огорчение иль радость, легко ль увидеть, что только он испытывает это горе, эту радость?
Увы, когда сам дух его использовал бы все очарованья просвещения и знаний, сказать бы мог себе сам смертный: моя работа не завершена, мое призванье не исполнено!
Спустился ли я в бездну? И был разорван ли, добычей оказавшись льва неукротимого? Избавил ли от смерти я того, кто приготовился ее отведать, или достиг смягчения грехов для человека, который обретался в юдоли сумрачной своей?
Когда ж благодаря спасению какого-нибудь брата он право возымеет на венец гражданский, когда представить сможет он спасенного собой, тогда средь победителей воссядет, себе награду чая. Его труды его восславят в собрании судей.
И здесь единственная радость, которую он мог бы сам вкусить и вспоминать затем о ней; все остальные, кои ему материя способна подарить, в памятовании его отнюдь не сбереглись бы; они не прилагаемы никак к субстанции его и полностью чужды его деянью.
Кто знает преимущества святейшей дружбы, которые покоятся на тройственной основе? Они одни устойчивостью обладали, и без соединяющей священной связи их вели бы лишь к смятению лихому.
Сообщества людские, когда хотите избежать смятения сего, то в Боге черпайте любовь для духа, а в духе же – единство ваших душ, и в душах – единство тел своих. Вот способ, чтоб материя не овладела памятью о вас, и враг лукавый был бы посрамлен в своих намереньях.
236
Я понесусь на крыльях духа: он проведет меня путями всеми истины; увижу я, с какой премудростью Господь распорядился замыслом мiров, и с разумением каким Он занимается развитием существ.
Да, это Он, Кто радует нам очи плодами от трудов Своих, великолепием Своих произведений.
Он ставит ангелов для охранения народов; когда же сроки этих ангелов исполнились, народы, сберегавшиеся ими, к упадку клонятся.