Человек Желания
Часть 48 из 62 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
«И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (От Иоанна Святое Благовествование, Глава 17, стих 19). Какую мысль здесь выражает текст Иоанна Богослова!
Сын освящен Отцом, Дух Сыном освящен, и Духом – человек. Последний освятить обязан всю свою сущность, что станет освящать агентов мiроздания.
И освятить должны агенты мiрозданья все естество: оттуда освященье должно распространиться вплоть до беззаконья.
Вот каково божественное семя, что непрестанно расцветает в области небесной, но в дольнем мiрe прорастает разными ростками (в зависимости от эпохи) для проявленья славной жизни, которую в себе самом содержит!
Оно было в Спасителе сокрыто во время исполнения Его труда земного и смиренья. Ведь говорил тогда Он, что Сына более Отец.
Потом сказал Своим апостолам Иисус: «А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из Вас не спрашивает Меня: куда идешь?.. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам… и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (От Иоанна Святое Благовествование, Глава 16, стих 5, 7, 23).
Ведь дух, неся в себе божественные оплодотворенья, восполнить сможет круг Господень, в ином числе нисколько не нуждаясь.
Кто в силах мысленно тебя объять, о, человек великолепный и освященный Святым Духом: в последнем Сын сияет освященьем, в Отце преобразившись?
Становишься ты очагом любви и силы, которому все уступает: в нем все алмазы истины соединились.
Но кто проникший в чувства глубину и выраженье знака четверицы, трудившийся одновременно над всеми измереньями существ?
225
Чем станут эти восхитительные чувства и кроткие благодеянья, которые облагораживают существование твое? Сии спасительные насаждения остановились в возрастании своем. Кусты терновые их тенью заслонили, лишивши солнца.
Но жив ли человек? И неужели для него нет больше упованья, и потому ему необходимо снизойти в могилу? Готовы ли его пожрать земные черви? Остановитесь, смерти вожаки, возмездие отсрочено.
Воспрянь же, дорогой Своему Богу человек; сколь любит Он тебя! Скажу об этом: почтит тебя довольно Он, чтоб Свою славу посвятить величию, которое Он дал тебе. Ему смиренное приятней видеть существо, чем обращенное в погибель.
Воспрянь. Не отстраняйся, даже если после преступленья все для тебя стремиться начинает чрез сумрачную сень. Черед настанет и блистающих пределов. Они с твоею жизнью соединены: на свет ты появился там.
Отверсты будут для тебя все крепости Господни: наставником ты верным в них предстанешь.
Ты там увидишь тех из своих братьев, которые терзаемы нуждою иль в муках пребывают. Увидишь тех, чья мудрость помощью служила тем, кто обращался к ним; и потому они в пределах более блаженных поселились.
Увидишь ты все сокровенные и действенные средства, которые использует верховная десница для воплощенья правосудия и дарования благодеяний.
Не останавливайся слишком долго на созерцании величия сего, безмерного почти, которое тебе дано твоей природой. Из-за него Господни дети детьми гордыни становились: Он отделял их от Себя тогда.
Так человек стал хрупким тростником, и на него десница Божья почти не может опереться.
И сверх того почувствуй превосходство единого вселенского начала; Его любовь, что с мыслию твоей несоразмерна; свое ничтожество полнейшее пред Ним, когда б Ему пришлось по нраву тебя держать во мраке.
226
Так к Господу пророк Иеремия обращался: «Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня» (Книга Пророка Иеремии, Глава 10, стих 24). Здесь два пути, которые Ты исполняешь, чтоб человека наказать! Обязан Ты суровым быть к нему, когда уж недостаточно Тебе являться только справедливым.
Но Ты имеешь два пути, чтоб сообщать ему и милости Свои: второй Твоей любовью предстает. Когда ужасен в правосудии Господь, каким Он должен оказаться тогда в Своих суровости и гневе?
И гнев Его – для нечестивых; для непослушных – правосудье; и милосердие – для слабых, ошибки коих Он забыть желает. Его любовь доступна тем, в ком останавливает заблужденья Он или о них предупреждает.
Если Господь столь кроток в милосердии, каким Он должен быть в Своей любви? О, люди, непрестанно вы жаждете того, что свыше меры. Господь всегда о меньшем просит, коль видит, что Его, любя, взыскуют. Однако только малым и простым Свои Он истины вручает.
Не есть ли вера наша естественное состоянье? Кто в большей степени предрасположен к ней, как не ребенок? Вот потому ребенок ближе всех к естественному состоянью.
Мнят совершенствовать себя ученый и политик. Хотя они изгнали веру от себя. Как убедить тогда, что этим шли они за повелением природы?
Заключены ль в них души, которые Тебя почтят, Господь? И не подобны ль мертвецам они, в земле сырой лежащим, от каковых Ты больше не дождешься ни почестей, ни славы, что задолжали они у правосудия Господня?
Но какова душа, что будет чтить Тебя? Она печальна по причине зла чрезмерности; поникшая и удрученная она влачится, склонив к земле томящиеся очи.
Се бедная и голодом теснимая душа, которая воздаст Тебе хвалой, восславив правосудъе.
227
Достаточно ль использовать жестокость против зла, представ перед врагом? Нет, зло необходимо победить и в цепи заковать.
Отважно повергайте твердыни города нечестья; вас вдохновляет глас Господень; ваш меч – доверье имени Его.
Углы разите этих стен; увидите вы сами беззаконья, которые за ними совершались. Увидите змею на алтаре; увидите вы, как искусно ей соблазнялись горожане.
Она скользила в их советах. Они ее за миролюбья ангела приняли. Они ее в святыне поселили; она же стала их оракулом, пророком.
Сражайтесь смело; зла избежать они не смогут, которое их преступленья навлекли. Они об этом в будущем поймут, остерегаясь своего врага, и не смешают впредь свой ладан с благовоньем беззаконий.
С желаньем большим бейтесь при вратах святого града. Отдохновения не знайте, чтобы левиты не оставили вам поднимать завесу храма Бога Вашего…
Так укрепись, душа людская; ты не сумеешь выдержать сиянье Его славы…
Держи же руки пред очами, и голову склони свою: является величие Господне… Слезам своим дай волю, ведь рядом с этой славой ты должен был давно создать свое жилище!
228
Твои труды последуют с тобою, человек! Не можешь ты без дела оставаться: воздействие его не может пребывать без порожденья! По образу своих вещей сумеешь ты судить о верности своей для правосудья.
И отчего преступников вы узнаете по отличительному виду? И почему их покрываете одеждами позора? И почему природа преподносит разрядов столько существ порочных, безобразных и калечных?
И почему высокие сановники среди народов одеты лучше и украшены наградами весьма? И почему они стремятся собрать вокруг себя животных редких и дорогие самые творения природы?
Какими поразительными станут и небо новое, и новая земля: там формы постоянными пребудут, лишь изменив свое уродство по отношенью к совершенству самому!
Ты рассудительность свою припомни, человек, чтобы в своих путях не ошибиться; поскольку действия разнообразны, должны ли показаться противоположными они тебе? Сам человек сражен был разницей того, что истинно, ведь разделилась истина, чтобы сопровождать его на стадиях различных, которые прошел в своем падении он.
Когда же не пожнешь плоды хоть от одной из этих степеней, то все, которые затем пройдешь, тебя тревожить только будут и сил лишать.
В любой из них имеется единство; при свете пламенника своего ты все их в состоянии на пользу обратить себе. Будь верен первой ясности своей, тогда твой ум и сердце стать плодоносными сумеют, не прекращая девственными оставаться.
229
Примите дань моих хвалений; хотя она ослаблена, несовершенна, ведь в человеке все порочно из-за ничтожества и беззаконья.
Но ты, Господь, что истину с премудростью являешь, у суженых моих никак не замечаешь их недостатков. Покроешь Ты их именем Своим, чтоб освятить их, чтобы смог Ты им доступ предоставить к дарохранительницам вечным.
Се Ты, Господь, дающий человеку все эти блага с милостями вместе. И обращаешься с ним так Ты потому, чтоб чувствовал он, насколько безграничен Бог в Своих сокровищах, в Своей любви.
И если дань воспринята моя, и если посеяна она в полях земли обетованной, растенье это произведет бесчисленные ветви, на коих начертанными будут имена моих друзей и братьев, и имена людей желанья.
И бодрствовать они не перестанут вкруг священного Ковчега, чтобы преградой быть для приближенья беззакония к нему. На эти избранные имена Господь оборотит Свой взор; и будут они оживлены Его огнем и примут слово.
На этих убеленных душах, а одинаково на троне Божества, грядет Предвечный основать престол Свой. Он их рассматривать отныне станет, как основания и как колонны собственного храма: они причтутся к вечности Его.
230
Сын освящен Отцом, Дух Сыном освящен, и Духом – человек. Последний освятить обязан всю свою сущность, что станет освящать агентов мiроздания.
И освятить должны агенты мiрозданья все естество: оттуда освященье должно распространиться вплоть до беззаконья.
Вот каково божественное семя, что непрестанно расцветает в области небесной, но в дольнем мiрe прорастает разными ростками (в зависимости от эпохи) для проявленья славной жизни, которую в себе самом содержит!
Оно было в Спасителе сокрыто во время исполнения Его труда земного и смиренья. Ведь говорил тогда Он, что Сына более Отец.
Потом сказал Своим апостолам Иисус: «А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из Вас не спрашивает Меня: куда идешь?.. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам… и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (От Иоанна Святое Благовествование, Глава 16, стих 5, 7, 23).
Ведь дух, неся в себе божественные оплодотворенья, восполнить сможет круг Господень, в ином числе нисколько не нуждаясь.
Кто в силах мысленно тебя объять, о, человек великолепный и освященный Святым Духом: в последнем Сын сияет освященьем, в Отце преобразившись?
Становишься ты очагом любви и силы, которому все уступает: в нем все алмазы истины соединились.
Но кто проникший в чувства глубину и выраженье знака четверицы, трудившийся одновременно над всеми измереньями существ?
225
Чем станут эти восхитительные чувства и кроткие благодеянья, которые облагораживают существование твое? Сии спасительные насаждения остановились в возрастании своем. Кусты терновые их тенью заслонили, лишивши солнца.
Но жив ли человек? И неужели для него нет больше упованья, и потому ему необходимо снизойти в могилу? Готовы ли его пожрать земные черви? Остановитесь, смерти вожаки, возмездие отсрочено.
Воспрянь же, дорогой Своему Богу человек; сколь любит Он тебя! Скажу об этом: почтит тебя довольно Он, чтоб Свою славу посвятить величию, которое Он дал тебе. Ему смиренное приятней видеть существо, чем обращенное в погибель.
Воспрянь. Не отстраняйся, даже если после преступленья все для тебя стремиться начинает чрез сумрачную сень. Черед настанет и блистающих пределов. Они с твоею жизнью соединены: на свет ты появился там.
Отверсты будут для тебя все крепости Господни: наставником ты верным в них предстанешь.
Ты там увидишь тех из своих братьев, которые терзаемы нуждою иль в муках пребывают. Увидишь тех, чья мудрость помощью служила тем, кто обращался к ним; и потому они в пределах более блаженных поселились.
Увидишь ты все сокровенные и действенные средства, которые использует верховная десница для воплощенья правосудия и дарования благодеяний.
Не останавливайся слишком долго на созерцании величия сего, безмерного почти, которое тебе дано твоей природой. Из-за него Господни дети детьми гордыни становились: Он отделял их от Себя тогда.
Так человек стал хрупким тростником, и на него десница Божья почти не может опереться.
И сверх того почувствуй превосходство единого вселенского начала; Его любовь, что с мыслию твоей несоразмерна; свое ничтожество полнейшее пред Ним, когда б Ему пришлось по нраву тебя держать во мраке.
226
Так к Господу пророк Иеремия обращался: «Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня» (Книга Пророка Иеремии, Глава 10, стих 24). Здесь два пути, которые Ты исполняешь, чтоб человека наказать! Обязан Ты суровым быть к нему, когда уж недостаточно Тебе являться только справедливым.
Но Ты имеешь два пути, чтоб сообщать ему и милости Свои: второй Твоей любовью предстает. Когда ужасен в правосудии Господь, каким Он должен оказаться тогда в Своих суровости и гневе?
И гнев Его – для нечестивых; для непослушных – правосудье; и милосердие – для слабых, ошибки коих Он забыть желает. Его любовь доступна тем, в ком останавливает заблужденья Он или о них предупреждает.
Если Господь столь кроток в милосердии, каким Он должен быть в Своей любви? О, люди, непрестанно вы жаждете того, что свыше меры. Господь всегда о меньшем просит, коль видит, что Его, любя, взыскуют. Однако только малым и простым Свои Он истины вручает.
Не есть ли вера наша естественное состоянье? Кто в большей степени предрасположен к ней, как не ребенок? Вот потому ребенок ближе всех к естественному состоянью.
Мнят совершенствовать себя ученый и политик. Хотя они изгнали веру от себя. Как убедить тогда, что этим шли они за повелением природы?
Заключены ль в них души, которые Тебя почтят, Господь? И не подобны ль мертвецам они, в земле сырой лежащим, от каковых Ты больше не дождешься ни почестей, ни славы, что задолжали они у правосудия Господня?
Но какова душа, что будет чтить Тебя? Она печальна по причине зла чрезмерности; поникшая и удрученная она влачится, склонив к земле томящиеся очи.
Се бедная и голодом теснимая душа, которая воздаст Тебе хвалой, восславив правосудъе.
227
Достаточно ль использовать жестокость против зла, представ перед врагом? Нет, зло необходимо победить и в цепи заковать.
Отважно повергайте твердыни города нечестья; вас вдохновляет глас Господень; ваш меч – доверье имени Его.
Углы разите этих стен; увидите вы сами беззаконья, которые за ними совершались. Увидите змею на алтаре; увидите вы, как искусно ей соблазнялись горожане.
Она скользила в их советах. Они ее за миролюбья ангела приняли. Они ее в святыне поселили; она же стала их оракулом, пророком.
Сражайтесь смело; зла избежать они не смогут, которое их преступленья навлекли. Они об этом в будущем поймут, остерегаясь своего врага, и не смешают впредь свой ладан с благовоньем беззаконий.
С желаньем большим бейтесь при вратах святого града. Отдохновения не знайте, чтобы левиты не оставили вам поднимать завесу храма Бога Вашего…
Так укрепись, душа людская; ты не сумеешь выдержать сиянье Его славы…
Держи же руки пред очами, и голову склони свою: является величие Господне… Слезам своим дай волю, ведь рядом с этой славой ты должен был давно создать свое жилище!
228
Твои труды последуют с тобою, человек! Не можешь ты без дела оставаться: воздействие его не может пребывать без порожденья! По образу своих вещей сумеешь ты судить о верности своей для правосудья.
И отчего преступников вы узнаете по отличительному виду? И почему их покрываете одеждами позора? И почему природа преподносит разрядов столько существ порочных, безобразных и калечных?
И почему высокие сановники среди народов одеты лучше и украшены наградами весьма? И почему они стремятся собрать вокруг себя животных редких и дорогие самые творения природы?
Какими поразительными станут и небо новое, и новая земля: там формы постоянными пребудут, лишь изменив свое уродство по отношенью к совершенству самому!
Ты рассудительность свою припомни, человек, чтобы в своих путях не ошибиться; поскольку действия разнообразны, должны ли показаться противоположными они тебе? Сам человек сражен был разницей того, что истинно, ведь разделилась истина, чтобы сопровождать его на стадиях различных, которые прошел в своем падении он.
Когда же не пожнешь плоды хоть от одной из этих степеней, то все, которые затем пройдешь, тебя тревожить только будут и сил лишать.
В любой из них имеется единство; при свете пламенника своего ты все их в состоянии на пользу обратить себе. Будь верен первой ясности своей, тогда твой ум и сердце стать плодоносными сумеют, не прекращая девственными оставаться.
229
Примите дань моих хвалений; хотя она ослаблена, несовершенна, ведь в человеке все порочно из-за ничтожества и беззаконья.
Но ты, Господь, что истину с премудростью являешь, у суженых моих никак не замечаешь их недостатков. Покроешь Ты их именем Своим, чтоб освятить их, чтобы смог Ты им доступ предоставить к дарохранительницам вечным.
Се Ты, Господь, дающий человеку все эти блага с милостями вместе. И обращаешься с ним так Ты потому, чтоб чувствовал он, насколько безграничен Бог в Своих сокровищах, в Своей любви.
И если дань воспринята моя, и если посеяна она в полях земли обетованной, растенье это произведет бесчисленные ветви, на коих начертанными будут имена моих друзей и братьев, и имена людей желанья.
И бодрствовать они не перестанут вкруг священного Ковчега, чтобы преградой быть для приближенья беззакония к нему. На эти избранные имена Господь оборотит Свой взор; и будут они оживлены Его огнем и примут слово.
На этих убеленных душах, а одинаково на троне Божества, грядет Предвечный основать престол Свой. Он их рассматривать отныне станет, как основания и как колонны собственного храма: они причтутся к вечности Его.
230