Быть собой
Часть 4 из 26 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Счастье — это то, в поисках чего находится каждый из нас. Проблема в том, что мы никак не можем договориться, что же это такое и как его удержать.
Мы способны поделиться с другими всеми остальными своими эмоциями, потому что понимаем их примерно одинаково. Если вы больно ударились локтем, даже если вы живете в первобытном племени в джунглях Амазонии, у вас вырвется: «Ой-й-й-й!» (только на амазонском). Грусть тоже достаточно универсальное чувство. Ее причины могут быть разными, но ощущения от трясущегося подбородка и воды, капающей из слезных желез, у всех одинаковые.
Счастье — это джекпот, за которым мы все ведем охоту, при этом понятия не имеем, как или почему его ощущают другие люди. Вряд ли вы найдете много книг о том, какое чувство охватывает человека, когда он ударяется локтем, а вот о счастье написаны миллиарды книг.
Достоверно известно, что в ситуациях, когда человек находился между жизнью и смертью и прошел буквально по краю, у него возникает ощущение, словно внутри его щекочут перышки, а уголки его губ поднимаются кверху в улыбку.
Счастье можно почувствовать в следующих ситуациях:
• Вы две недели шли по Гималаям без еды и неожиданно увидели кролика.
• После 50 лет поисков вы нашли свою биологическую мать… и она богата.
• Вы только что узнали, что поставленный ранее диагноз ошибочен: у вас нет смертельной болезни.
• Вы были слепым, а теперь можете видеть, и вы живете на Барбадосе.
Конечно, в некоторых из этих случаев вы скорее испытаете облегчение, чем счастье, но не будем придираться к словам. Если вы пережили что-то из описанного выше, в вас бурлит коктейль эмоций!
В чрезвычайной ситуации представление о счастье меняется. Хочу напомнить: я прекрасно осознаю, что обращаюсь в своей книге примерно к пяти процентам населения планеты — тем, у кого достаточно еды и есть одежда. У подавляющего большинства людей нет времени на размышления о счастье — вопрос их жизни и смерти всего лишь дело случая. Я приношу им свои извинения — не думаю, что они будут читать эту книгу, но если вдруг они будут разводить огонь, используя для растопки эти страницы, и случайно это прочитают… то мне очень жаль.
О счастье размышляли многие великие умы.
Сенека: «Единственное, что принадлежит нам по праву, — это наш разум. Все остальное досталось нам в дар».
Эпикур сказал, что есть всего три важных ингредиента счастья: дружба, свобода (не нахождение в рабстве) и осознанная жизнь. Чем больше вам не хватает этих трех вещей, тем больше вы будете стремиться к власти и богатству, которые неизменно ведут к отсутствию счастья.
Аристотель говорил, что счастье — это цель целей.
Ницше был убежден, что большое счастье невозможно без большого страдания.
Доктор Сьюз: «Не плачь, потому что все закончилось; улыбнись, потому что это было».
Курт Воннегут: «Призываю вас обращать внимание на моменты, когда вы счастливы, и кричать об этом, шептать или хотя бы думать: “Если это не прекрасно, тогда я не знаю, как это назвать”».
Авраам Линкольн: «Большинство людей счастливы ровно настолько, насколько сами решили быть счастливыми».
Будда: «Жизнь — это страдание». (Обожаю этого парня!)
Неизвестный: «Если вы думаете, что счастье приносит солнце, то вы никогда не танцевали под дождем». (У этого человека определенно никогда не было депрессии.)
Далай-лама XIV: «Счастье — это не готовый продукт. Это результат того, что вы делаете».
В принципе, все эти люди со мной согласны…
Итак, вот мой взгляд на счастье.
Нас всех (ну хорошо, меня) распирает от радости, когда нас выбирают в школьную женскую команду по волейболу (меня не выбрали, но я могу представить, что бы я чувствовала… Определенно, мне все еще обидно) или когда мы влюбляемся и наши чувства взаимны (раньше у меня такое бывало не часто, поэтому я просто тайно следила за предметом своего обожания).
Загвоздка в том, что, насколько бы сильными ни были наши эмоции, они не могут длиться вечно. Никто из нас не в состоянии всегда быть на пике. Даже если ваши чувства оказались настолько длительными, что вы успели пожениться, в конце концов однажды вы посмотрите на свою половинку и подумаете: «Как же меня так угораздило?» Этот день наступит, когда вы будете сидеть рядом и тихо ненавидеть, как он/она пережевывает пищу. Все заканчивается. Каким бы талантливым, красивым, умным вы ни были, однажды вас заменят, как старый тостер, на новую модель. Отсюда вывод: мы тратим свою жизнь на погоню за тем, что длится какие-то секунды. Если бы оргазм длился вечно, мы бы ничего больше не успели.
Удовлетворенность
Если мы даже не можем точно определить, что такое счастье, то еще сложнее дело обстоит с чувством удовлетворенности. Звучит так, словно вы уже давно на пенсии и благодушно улыбаетесь миру, не стыдясь старческого недержания. Это не так. Проблема в том, что мы должны научиться ловить в себе это состояние. Я знаю, что, когда делаю что-то хорошее другому человеку, не ожидая ничего взамен, внутри меня тягуче разливается теплое, приятное чувство. Именно так я бы описала состояние удовлетворенности. Но это работает только в том случае, если не кричать о совершённом благородном поступке на весь мир. Если бы я заявила во всеуслышание: «Эй, послушайте, я помогла спасти тупиков», это не было бы настолько приятно, как спасать тупиков тайно… (Здесь я немного потеряла нить размышлений…)
Думаю, моя цель в жизни — найти золотую середину между «слишком высоко» и «слишком низко», научиться балансировать на доске для серфинга. «Ты не можешь остановить волны, но можешь научиться сёрфить» — я прочитала эту надпись на футболке. Она отлично объясняет, почему я практикую осознанность каждый день, без праздников и выходных: чтобы держаться на доске.
Будущее человечества
С точки зрения эволюции человеку для выживания не нужно больше пальцев или умение бегать быстрее (спасибо автопрому!). Чтобы человек в будущем мог совершенствоваться как вид, его психологическое развитие должно соответствовать уровню развития технологий. Поверьте, я не жалуюсь на технологический прогресс: меня как никого другого заводит мысль, что однажды у меня появится виртуальный бразильский любовник. Но нам придется научиться понимать, когда наша энергетическая батарейка на нуле и нужно сделать паузу, чтобы «подзарядиться».
Думаю, полезным аксессуаром могло бы стать имплантированное в мозг подобие пейджера, который сообщал бы, что пора остановиться и перевести дух. Человек только выиграл бы от этого, потому что, когда он вновь вернулся бы в гонку, он стал бы быстрее, выносливее и увеличил бы шансы на победу. (Да, можно использовать осознанность, чтобы победить в гонке и не умереть в процессе.)
Мне нравится, когда люди говорят: «Я дал маху. Я не ведаю, что творю. Мне страшно. Я в растерянности». Быть человеком — значит не бояться открыто признаться в своих слабостях.
Люди, которые могут просто валяться в кровати, не испытывая по этому поводу угрызений совести, достойны восхищения. Нам стоило бы заявить: «Ух ты, этот парень может себе позволить побездельничать, давайте посвятим его в рыцари». На самом деле, когда мы встречаем человека без единого недостатка, мы втайне ждем, когда он или она оступится. Если у человека есть какой-то недостаток, я знаю, что он мне понравится, потому что он — такой же, как я. К сожалению, люди никогда не говорят открыто о своих изъянах из страха стать изгоями в племени: мы молчим, скрываем свои несовершенства и все глубже погружаемся в пучину стыда. Эта секретность и нежелание открыться перед другими заставляют нас чувствовать себя одинокими и изолированными.
Резюме
Следующий этап эволюции человека наступит не по прихоти естественного отбора, а по воле самого человека: это будет осознанное развитие нашей психики, а не изобретение очередных технических новинок, потрясающих, но не способных сделать нашу жизнь легче или счастливее. Нам уже достаточно ума. Нам не хватает душевной теплоты.
Я заметила, что, когда люди добиваются большого успеха, они начинают верить в то, что они неуязвимы. Они настолько поглощены своими умными занятиями, что забывают о том, что они — всего лишь кусок мяса, на который нанесена этикетка «годен до…». Они не думают о том, что смертны. Они забыли, что склонны к биораспаду и что с ними следует «обращаться с осторожностью», в противном случае они могут помахать сами себе ручкой.
Если мы не начнем культивировать в себе человеческие качества, мы, по законам эволюции, обречены стать киборгами: наши клетки будут заменены на кремниевые кристаллы, пальцы — на металлические зажимы (но сразу на сотню, чтобы справиться с многозадачностью). Человек станет совершенством, без единого недостатка, — только блестящий серебристый корпус с изображением надкусанного яблока там, где раньше было сердце.
Глава 2. Осознанность: кто? что? почему?
Не просто делайте что-то, а погрузитесь в процесс.
Во-первых, чем осознанность не является
Прежде всего, позвольте мне поделиться с вами своим персональным списком того, что, по моему мнению, никакого отношения к осознанности не имеет:
• Научиться быть милым с людьми.
• Приветствовать тарелки, прежде чем их мыть, или полюбить мыло, прежде чем его намыливать.
• Стоять голым под дождем и глупо улыбаться.
• Двигаться как в замедленной съемке, чтобы все идущие за вами наскакивали друг на друга.
• Обратиться в ничто, сидя в нижнем белье.
• Видеть Бога и/или Санту.
• Билет в один конец в нирвану или на фестиваль Burning Man[12] (что одно и то же).
• Оставить свою «старую кожу» и стать частью всего, только с «более тонкой» кожей.
Что такое осознанность
Осознанность — это способность обращать внимание. Когда вы способны сфокусироваться на чем-то, критические мысли делаются тише. Нас всех, особенно детей, просят обращать внимание, но не поясняют, как именно это нужно делать. Давайте попробуем: зафиксируйте внимание на чем-то или на ком-то и постарайтесь удержать его. Возможно, вам удастся это в течение нескольких секунд, но затем вы переключитесь на что-то другое, словно мотылек, который летит на свет. Вероятно, вы даже не заметите, что теперь ваше внимание поглощено чем-то другим, потому что на самом деле вы не фокусировали внимание. Дело не в том, чтобы сконцентрироваться на чем-то внешнем, а в том, чтобы суметь сосредоточиться на внутреннем, то есть отступить назад и наблюдать за собственными мыслями, отказавшись от их анализа и комментирования. Как и любой навык, осознанность требует практики, она не дается человеку от рождения. Мое определение осознанности — это замечать свои мысли и чувства, не выворачиваясь при этом наизнанку от усилий.
Когда я размышляю об отношениях между человеком и его мозгом, мне на ум приходит метафора всадника и лошади. Иногда лошадь (сознание) пытается отстоять свою свободу бежать галопом или жевать траву и вырывает поводья из рук всадника, выворачивая ему при этом руки из плечевых суставов. В этот момент в дело может вступить осознанность. Если резко дергать поводья, сопротивление со стороны мозга, скорее всего, только возрастет. Но вот если мягко их натянуть, по-ковбойски цокая при этом языком и приговаривая: «Тпру-у, малышка», постепенно лошадь (мозг) замедлится, вы вернете контроль над животным, а затем можете прошептать: «Спасибо». Если лошадь (мозг) решит от вас убежать, а вы попытаетесь силой утвердить свою власть, лошадь просто сбросит незадачливого седока, а сама сделает ноги. Если вы начнете относиться к себе бережно и не будете подчиняться навязчивым мыслям, они станут спокойнее и тише.
Когда вы находитесь в режиме наблюдателя и лишь следите за своими мыслями, они теряют свою власть над вами и перестают причинять боль, так как вы начинаете осознавать, что вы — это не ваши мысли. Если бы мысли были вами, как бы вы смогли за ними наблюдать?
Встав на позицию наблюдателя, вы получаете всесторонний доступ к словам, мыслям, концепциям и суждениям. Если вы сдержите первый порыв начать действовать под влиянием мыслей, в конце концов, вы увидите, что мысли находятся в постоянном движении, приходя и уходя по своему желанию: иногда тяжелые, иногда ветреные, иногда восхитительные, иногда порнографические. Все, что от вас требуется, — это откинуться назад, сбросить обувь и наблюдать за реалити-шоу под названием «Я», не погружаясь в саму историю.
Осознанность делает вашего внутреннего наблюдателя сильнее, помогая ему понять ваши мыслительные процессы, словно вы находитесь над ними, с интересом рассматривая. Это похоже на то, когда вы видите себя во сне и при этом знаете, что спите.