Бесславие: Преступный Древний Рим
Часть 12 из 20 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Тем, кто хочет вникнуть в смысл криминологических теорий, полезно начать со сборника: I. Marsh (ed.), Theories of Crime (London, 2006). Интересующимся более широким кругом вопросов о роли юстиции и справедливости в жизни общества рекомендуется к прочтению фундаментальный труд Баррингтона Мура: B. Moore, Injustice: The Social Bases of Obedience and Revolt (London, 1978). Важную веху в изучении отношения общества к преступности оставил французский философ Мишель Фуко, проанализировавший, в частности, теоретические истоки развития современных пенитенциарных систем в книге: M. Foucault, Discipline and Punish: The Birth of the Prison, trans. A. Sheridan (London, 1979) [Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / перевод В. Наумова под ред. И. Борисовой. M.: Ad Marginem, 1999]. Захватывающее исследование на тему «человек и закон», всесторонне рассматривающее психологическое воздействие правоохранительной системы на простых людей с целью побудить их оставаться «в рамках закона», можно найти в книге: P. Ewick and S. S. Silbey, The Common Place of Law: Stories from Everyday Life (Chicago, 1998).
Проблемы преступности и борьбы с нею в более поздние исторические периоды освещаются значительно шире. Содержащиеся в таких работах наблюдения и выводы не всегда и не во всем применимы к эпохе античности, но вопросы в них поднимаются вполне уместные даже в отношении имеющихся в нашем распоряжении свидетельств о преступности в древнеримском мире. Приведу лишь самые, на мой взгляд, блестящие из книг этого ряда: T. Dean, Crime in Medieval Europe 1200–1550 (Harlow, 2001); T. Astarita, Village Justice: Community, Family, and Popular Culture in Early Modern Italy (Baltimore, MD, 1999); D. Hay et al., Albion’s Fatal Tree: Crime and Society in Eighteenth-Century England (London, 1975); C. Emsley, Crime and Society in England 1750–1900 (London, 1987); V. A. C. Gatrell, The Hanging Tree: Execution and the English People 1770–1868 (Oxford, 1994). О современном городском криминальном мире см.: G. Manaugh, A Burglar’s Guide to the City (London, 2016).
Обсуждение взгляда на древнеримские гладиаторские игры как на геноцид можно найти в книге: M. Grant, Gladiators (London, 1967). Сравнительная статистика убийств в средневековом Лондоне почерпнута мною из труда: S. Pinker, The Better Angels of Our Nature: a History of Violence and Humanity (London, 2012), а данные о детоубийствах в викторианской Британии обсуждаются в монографии: L. Rose, Massacre of the Innocents: Infanticide in Britain, 1800–1939 (London, 1986).
ПРЕСТУПНОСТЬ В АНТИЧНОСТИ
Лучшее общее исследование проблемы преступности в Древнем Риме на сегодняшний день написано немецким историком Йенсом-Уве Краузе: Jens-Uwe Krause, Kriminalgeschichte der Antike (München, 2004). На английском языке в открытом онлайновом доступе на сайте Bryn Mawr Classical Review имеется прекрасная рецензия на эту книгу Йорга Фюндлинга, содержащая важнейшие критические замечания по существу вопроса. Кроме того, тот же Краузе опубликовал и другие впечатляющие труды по интересующей нас теме, в том числе исследование древнеримской практики лишения свободы как меры наказания: Gefängnisse im Römischen Reich (Stuttgart, 1996). Особое внимание древнеримской трактовке измены как «преступления против императорского величества» (crimen maiestas) уделяется в книге: R. A. Bauman, Crime and Punishment in Ancient Rome (London, 1996), а политическим убийствам как средству борьбы за власть на высшем уровне — в книге: J. Boriaud, Crimes à l» Antique (Paris, 2012). Разнообразие форм и проявлений организованной преступности на местах описано в сборнике эссе: K. Hopwood (ed.), Organised Crime in Antiquity (London, 1999). Специфике криминала в греческой части античного мира посвящена книга: D. Cohen, Law, Violence and Community in Classical Athens (Cambridge, 1995).
РИМСКОЕ ПРАВО
Первоисточники данных о римском законодательстве делятся на целый ряд категорий. Самые ранние — это законы эпохи царей (Leges regiae) и так называемые законы XII таблиц (Lex duodecim tabularum), датируемые эпохой ранней республики (ок. 450 г. до н. э.). В позднейший республиканский период принимались как различные публичные законы (Leges publicae), так и эдикты преторов и декреты сената (Senatus consulta). Раннюю империю принято считать «золотым веком» римского права, и от нее нам в наследие достались творения трех ведущих юристов той эпохи — Гая (II век), написавшего «Институции», Ульпиана (170–223[?]), оставившего после себя множество определений и трактовок норм римского права (Regulae), и Юлия Павла, чьи «Сентенции» датируются началом III века. Всевозможные императорские указы и постановления также впоследствии неоднократно кодифицировались, в результате чего появились такие своды законов, как «Гермогенов кодекс» (Codex Hermogenianus), содержащий новые законоположения 293–294 годов, а затем и «Кодекс Феодосия», содержащий императорские указы 312–438 годов. Ну и сведение всего и вся воедино мы находим в Corpus Juris Civilis — «Своде гражданского права», собранном в 529–534 годах по распоряжению императора Юстиниана и состоящем из четырех частей — «Институций», «Дигест», «Кодекса» и позднейших «Новелл». Первые три части служили целям обобщения и новой трактовки ранее принятых законов, а последняя описывала порядок применения плодов законотворчества самого Юстиниана. Примеры декламаций, то есть учебных речей, использовавшихся для преподавания будущим юристам азов риторики, можно найти у Сенеки Старшего в «Спорах» (Controversiae), в «Декламациях» Кальпруния Флакка, а также в «Больших декламациях» и «Малых декламациях», традиционно (хотя и ошибочно) приписываемых Квинтилиану.
Полезный вводный экскурс в мир римского права можно найти в книге: D. Johnston, Roman Law in Context (Cambridge, 1999); более детальные путеводители по нему — в сборниках: D. Johnston (ed.), The Cambridge Companion to Roman Law (Cambridge, 2015); P. J. du Plessis, C. Ando and K. Tuori (eds), The Oxford Handbook of Roman Law and Society (Oxford, 2016). Также можно порекомендовать следующие вводные курсы: A. Watson, The Spirit of Roman Law (Athens, GA, 1995); A. M. Riggsby, Roman Law and the Legal World of the Romans (Cambridge, 2010). Детализированное учебное пособие по римскому праву эпохи его расцвета: F. Schulz, Classical Roman Law (Oxford, 1951); уголовное право во всех подробностях: O. F. Robinson, The Criminal Law of Ancient Rome (London, 1995); контекстный разбор правоприменения: J. Crook, Law and Life in Ancient Rome (Ithaca, NY, 1967); J. Harries, Law and Crime in the Roman World (Cambridge, 2007). В книге: S. Connolly, Lives Behind the Laws (Bloomington, IN, 2010) предпринята попытка реконструкции жизненных реалий империи III века согласно содержанию статей Codex Hermogenianus. Характер взаимоотношений между императорским двором, политиками и юристами проанализирован в работах: R. A. Bauman, Lawyers and Politics in the Early Roman Empire (Munich, 1989); T. Honoré, Emperors and Lawyers (Oxford, 1994).
Детальное описание петиционной системы: T. Hauken, Petition and Response: An Epigraphic Study of Petitions to Roman Emperors, 181–249 (Athens, 1998). Анализ зависимости норм и практик правоприменения от социального статуса: P. Garnsey, Social Status and Legal Privilege in the Roman Empire (Oxford, 1970). Примеры из области семейного права: B. W. Frier and T. A. J. McGinn, A Casebook on Roman Family Law (Oxford, 2004). Введение в античные теории собственности и имущественного права: P. Garnsey, Thinking about Property: from Antiquity to the Age of Revolution (Cambridge, 2007). Подробный разбор римской системы наказаний и карательной практики: O. F. Robinson, Penal Practice and Penal Policy in Ancient Rome (London, 2007). Наконец, в книге: S. Schwartz, From Bedroom to Courtroom: Law and Justice in the Greek Novel (Groningen, 2016) на примерах вымышленных сцен из художественной прозы эпохи античности рассматриваются вопросы о том, что именно считалось запретным и действительно преследовалось по закону в сфере семейной жизни и сексуальных связей.
Практика театрализованных казней с использованием сюжетов античной мифологии обсуждается в статье: K. M. Coleman, «Fatal charades: Roman executions staged as mythological enactments» (Journal of Roman Studies 80, 1990: 44–73).
РИМСКИЙ ЕГИПЕТ
Прекрасное введение в уникальный мир Египта эпохи римского правления: P. Parsons, City of the Sharp-nosed Fish: Greek Lives in Roman Egypt (London, 2007). Распространенные в римском Египте виды преступлений впервые проанализированы в работе: B. Baldwin, «Crime and criminals in Graeco-Roman Egypt» (Aegyptus 43, 1963: 256—63). Важные криминологические наблюдения содержатся в работах: R. W. Davies, «The investigation of some crimes in Roman Egypt» (Ancient History 4, 1973: 199–212); R. S. Bagnall, «Official and private violence in Roman Egypt» (The Bulletin of the American Society of Papyrologists 26, 1989: 201 — 16); D. W. Hobson, «The impact of law on village life in Roman Egypt», in: B. Halpern and D. W. Hobson (eds), Law, Politics and Society in the Ancient Mediterranean World (Sheffield, 1993: 193–219). Именно из последней работы позаимствованы сведения о преступлениях, обнаруженные в папирусах. После этого были опубликованы еще два важных исследования социального контекста судебных тяжб, авторам которых я также премного благодарен: B. Kelly, Petitions, Litigation, and Social Control in Roman Egypt (Oxford, 2011); A. Bryen, Violence in Roman Egypt: a Study in Legal Interpretation (Philadelphia, PA, 2013). В частности, именно из книги Б. Келли (с. 54–55) мною позаимствован эпизод с кражей рыбы, из книги А. Брайена (с. 96) — дело жены повара Агафия Демона, а обсуждение тонкостей использования терминов bia и hubris для классификации оскорблений действием и словом — из работы Д. Хобсона. Переводы текстов папирусов, взятые мною из этих источников, я использовал практически без изменений.
ПРАВО И ЗАКОН В НАРОДНОМ ВОСПРИЯТИИ
Текст пародийного «Поросячьего завета» (testamentum porcelli) приводится на английском языке: D. Daube, Roman Law: Linguistic, Social and Philosophical Aspects (Edinburgh, 1969: 77–81). В эссе: J.-J. Aubert «Du lard ou du cochon?: the "Testamentum Porcelli" as a Jewish Anti-Christian Pamphlet», вошедшем в сборник A Tall Order: Writing the Social History of the Ancient World (Munich, 2005: 107—41), содержатся весьма полезные вводные данные об этом артефакте, на основе которых, правда, делается вывод из разряда «теорий заговоров», представляющийся мне притянутым за уши. Другие полезные комментарии к завещанию поросенка можно найти в статьях: E. Champlin, «The Testament of the Piglet» (Phoenix 41, 1987: 174-83); B. Baldwin, «The Testamentum Porcelli», in: Baldwin, Studies on Late Roman and Byzantine History (Leiden, 1985: 137-48).
По поводу законов о тавернах см.: J. Toner, Leisure and Ancient Rome (Cambridge, 1995). О народных понятиях о правосудии см.: T. Morgan, Popular Morality in the Early Roman Empire (Cambridge, 2007). О народных представлениях о справедливости и самосудном возмездии в античной художественной литературе см.: F. Millar, «The World of the Golden Ass» (Journal of Roman Studies 71, 1981: 63–75).
НАРОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
Обзор по теме можно найти в соответствующих главах книг: J. Toner, Popular Culture in Ancient Rome (Cambridge, 2009) (chapter 5, «Popular Resistance»); R. MacMullen, Enemies of the Roman Order: Treason, Unrest, and Alienation in the Empire (Cambridge, MA, 1966) (chapter 6, «The Outsiders»). Список основных первоисточников см. в: G. E. M. de Ste. Croix, The Class Struggle in the Ancient Greek World: From the Archaic Age to the Arab Conquests (London, 1981: 441—52). А попытки установить самые полезные из них предприняты в следующих работах: J. Barns, «Shenute as a historical source» в сборнике: J. Wolski (ed.), Actes du Xe Congrès International de Papyrologues, Varsovie, Cracovie, 3–9 Septembre, 1961 (Wroclaw, 1964: 151 — 59); L. Koenen, «The prophecies of a potter: a prophecy of world renewal becomes an apocalypse» (American Studies in Papyrology 7, 1970: 249-54). Об отношении евреев к римскому правлению см.: N. R. M. de Lange, «Jewish attitudes to the Roman Empire» в сборнике: P. Garnsey and C. R. Whittaker (eds), Imperialism in the Ancient World (Cambridge, 1978: 255-81). Анонимное послание с жалобами «О военных делах» подробно обсуждается в книге: E. A. Thompson, A Roman Reformer and Inventor: Being a New Text of the Treatise De rebus bellicis (Oxford, 1952). Особо интересующимся методами борьбы крестьянства против угнетения рекомендую блестящие книги Дж. Скотта: J. Scott, Domination and the Arts of Resistance (New Haven, CT, 1992) и Weapons of the Weak: Everyday Forms of Peasant Resistance (New Haven, CT, 1985).
Массовые беспорядки и народные бунты лучше всего описаны в книге: P. J. J. Vanderbroeck, Popular Leadership and Collective Behavior in the Late Roman Republica. 80–50 B. C. (Amsterdam, 1987). См. также: T. W. Africa, «Urban violence in Imperial Rome» // Journal of Interdisciplinary History 2, 1971: 3-21. О значении голода и перебоев с поставками продовольствия в народной политике см.: P. Garsney, Famine and Food Supply in the Graeco-Roman World: Responses to Risk and Crisis (Cambridge, 1988); а также (для сравнения) классическую статью: E. P. Thompson, «The moral economy of the English crowd in the eighteenth century» (Past & Present 50, 1971: 76-136).
ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И БАНДИТИЗМ
Проблема бандитизма лучше всего исследована в книге: T. Grünewald, Bandits in the Roman Empire: Myth and Reality (London, 2004) и двух эссе: B. Shaw, «Bandits in the Roman Empire» (Past & Present 105, 1984: 3-52); «Rebels and outsiders» (Cambridge Ancient History 11, 2000: 361–403). См. также: R. C. Knapp, Prostitutes, Outlaws, Slaves, Gladiators, Ordinary Men and Women… the Romans that History Forgot (London, 2011), где в главе 9 («Beyond the Law») подробно рассказано о разбойничьих шайках и пиратах. В галльском контексте поздней империи об орудовавших там багаудах см.: J. Drinkwater and H. Elton (eds), Fifth-Century Gaul: A Crisis of Identity? (Cambridge, 1992). О массовых крестьянских восстаниях см.: E. A. Thompson, «Peasant Revolts in Late Roman Gaul and Spain» в сборнике: M. I. Finley (ed.), Studies in Ancient Society (London, 1974), глава 14; а также две статьи: S. L. Dyson, «Native revolts in the Roman Empire» (Historia 20, 1971: 239—74) и «Native revolt patterns in the Roman Empire» (Aufstieg und Niedergang der römischen Welt 2.3, 1975: 138—75). Единственной фундаментальной работой, посвященной зверствам военного времени, остается так и не опубликованная диссертация: Mars McClelland Westington, «Atrocities in Roman warfare to 133 BC» (University of Chicago, 1938). Частный случай геноцида кельтского племени салассов обсуждается в статье: L. Matthews, «A Manmade Humanitarian Crisis: Augustus and the Salassi» // R. Riera, D. Gómez-Castro and T. Ñaco del Hoyo (eds), Ancient Disasters and Crisis Management in Classical Antiquity (Gdansk, 2015: 99-119).
ЖЕНСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОСЫ
Статус женщин и их весьма неопределенное положение в рамках римской судебно-правовой системы детально обсуждается в книге: T. A. J. McGinn, Prostitution, Sexuality, and the Law in Ancient Rome (Oxford, 2003). О проблеме изнасилований см.: K. F. Pierce and S. Deacy, Rape in Antiquity (London, 1997). О женском вопросе и методах его решения в поздней империи см.: A. Arjava, Women and Law in Late Antiquity (Oxford, 1996). Сравнительно-исторический анализ мы находим в книге: L. Zedner, Women, Crime, and Custody in Victorian England (Oxford, 1991).
Религиозные преступления проанализированы в трудах: R. A. Bauman, Impietas in Principem: A Study of Treason against the Roman Emperor with Special Reference to the First Century AD (Munich, 1974); C. Ando and J. Rüpke (eds), Religion and Law in Classical and Christian Rome (Stuttgart, 2006). Применительно к поздней христианской империи много полезного сообщается также в работе: M. Gaddis, There is no Crime for Those who have Christ: Religious Violence in the Christian Roman Empire (Berkeley, CA, 2005). О широко распространенной практике использования заклинаний, проклятий и прочих средств из арсенала черной магии и прямого обращения к языческим богам см.: E. Eidinow, Oracles, Curses, and Risk among the Ancient Greeks (Oxford, 2007); J. G. Gager (ed.), Curse Tablets and Binding Spells from the Ancient World (Oxford, 1992). Из последнего источника я взял примеры текстов проклятий и заклинаний против врагов. О нравах римлян, их конфликтности и склонности к насильственным методам решения любых межличностных проблем см.: M. Peachin (ed.), The Oxford Handbook of Social Relations in the Roman World (Oxford, 2011). Текст проклятия в адрес воров со стороны их жертвы по имени Маслик позаимствован из статьи: H. S. Versnel, «Punish Those Who Rejoice in Our Misery: on Curse Tablets and Schadenfreude» // D. R. Jordan, H. Montgomery, and E. Thomassen (eds), The World of Ancient Magic (Bergen, 1999: 125—62, p. 128). Полный список астрологов и толкователей судьбы, приговоренных к изгнанию, см.: P. Ripat, «Expelling misconceptions: astrologers at Rome» (Classical Philology 106, 2011: 115–154).
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ НРАВСТВЕННОСТИ
О трактовках понятия «роскошь» и ограничениях на нее см.: A. Dalby, Empire of Pleasures: Luxury and Indulgence in the Roman World (London, 2000); A. Wallace-Hadrill, Rome’s Cultural Revolution (Cambridge, 2008); A. Wallace-Hadrill, «The Senses in the Market-place: The Luxury Market and Eastern Trade in Imperial Rome» // J. Toner (ed.), A Cultural History of the Senses in Antiquity (London, 2014: 69–89); E. Zanda, Fighting Hydralike Luxury: Sumptuary Regulation in the Roman Republic (London, 2013); M. Zarmakoupi, Designing for Luxury on the Bay of Naples: Villas and landscapes (c. 100 BCE — 79 CE) (Oxford, 2014); а для сравнения с новейшими временами: D. Weir, Decadence and the Making of Modernism (Amherst, MA, 1995).
РИМСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ
Тем, кто впервые заинтересовался римской системой государственного управления, лучше сразу начинать знакомство с нею с содержащей здравую сумасшедшинку книги Кита Хопкинса — истории современных «попаданцев» в римский суд в Помпеях: K. Hopkins, A World Full of Gods: Pagans, Jews and Christians in the Roman Empire (London, 1999). Его же перу принадлежат и более академично выполненные труды, в частности о завоевании и порабощении народов: K. Hopkins, Conquerors and Slaves (Cambridge, 1978). Хорошее введение в систему государственного управления Римской империей можно найти в книге: B. Levick, The Government of the Roman Empire (London, 2000); описание и анализ методов государственного управления, практиковавшихся римскими имперскими властями, — в изданиях: W. Nippel, Public Order in Ancient Rome (Cambridge, 1995); J. E. Lendon, «Social control at Rome» (Classical Journal 93, 1997: 83—8); C. J. Fuhrmann, Policing the Roman Empire: Soldiers, Administration and Public Order (Oxford, 2011). Кстати, в последней из этих работ утверждается, что именно для охраны правопорядка и поддержания общественного спокойствия на местах римские власти и практиковали размещение гарнизонов своих войск по городам и весям.
В книге: S. H. Rutledge, Imperial Inquisitions: Prosecutors and Informants from Tiberius to Domitian (London, 2001) детально исследовано всё, что касается деятельности государственных осведомителей (delatores), а в труде: R. S. Rogers, Criminal Trials and Criminal Legislation under Tiberius (Middletown, CT, 1935) — практика уголовного преследования аристократии по обвинениям в измене с целью ее постановки под контроль властей.
Идеология римского правления и роль закона в ее созидании анализируются в книгах: L. C. Colognesi, Law and Power in the Making of the Roman Commonwealth (Cambridge, 2014); C. Ando, Law, language, and Empire in the Roman Tradition (Philadelphia, PA, 2011). Впрочем, автор последней (Клиффорд Андо) в другом своем труде, Imperial Ideology and Provincial Loyalty in the Roman Empire (Berkeley, CA, 2000), излишне, я бы сказал, оптимистичен, когда рассуждает о восприятии римского режима на местах. Для лучшего понимания характера взаимной любви между народом и императором см., например: P. Veyne, Bread and Circuses: Historical Sociology and Political Pluralism (London, 1992: 295—6).
ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
Лучшим введением в закон и право эпохи заката империи служит книга: J. Harries, Law and Empire in Late Antiquity (Cambridge, 1999). Суть юридических инноваций, предпринятых первым христианским императором Константином, довольно сжато изложена в книге: J. N. Dillon, The Justice of Constantine: Law, Communication, and Control (Ann Arbor, MI, 2012). Хорошим антидотом от излишнего оптимизма, навеваемого этой книгой, служат критические работы Р. Макмаллена об издержках избыточного регулирования — статья о судебном произволе: R. MacMullen, «Judicial savagery in the Roman empire» (Chiron 16, 1986: 43–62) и книга о чудовищной коррупции: Corruption and the Decline of Rome (New Haven, CT, 1988) — как разрушительных факторах, подточивших силы Рима и предопределивших крушение империи. Более уравновешенная позиция отражена в книге: C. Kelly, Ruling the Later Roman Empire (Cambridge, MA, 2004), где коррупция представлена в нейтральном свете — как фактор, позволявший функционировать весьма неэффективным механизмам системы государственного управления доиндустриальной эры. Именно у Келли детально проанализировано сочинение византийского бюрократа Иоанна Лида. Там же (в примечании 1 к с. 114) можно найти ссылки на различные прочтения и интерпретации рассказа об императоре Адриане и дерзкой просительнице. Насильственным преступлениям в поздней Римской империи посвящена книга Йенса-Уве Краузе: Jens-Uwe Krause, Gewalt und Kriminalität in der Spätantike (Munich, 2014), — однако в данном случае ее автор, и я настаиваю на этом, смотрит на происходившее там через розовые очки и явно занижает уровень насилия, имевшего место на закате античности. О неразберихе с учреждением и упразднением поста иренарха (аналога шерифа) см.: Hopwood, Organised Crime, p. 192—3. О насилии среди простонародья рассказано в книге: T. E. Gregory, Vox Populi: Popular Opinion and Violence in the Religious Controversies of the Fifth Century A. D. (Columbus, OH, 1979), а в более широком срезе — в сборнике: H. Drake (ed.), Violence in Late Antiquity: Perceptions and Practices (Aldershot, 2006: 179-96), в который включена и отдельная глава о насилии на религиозной почве: B. Shaw, «Bad Boys: Circumcellions and Fictive Violence». Практика использования тайных агентов для поддержания общественного порядка обсуждается в статье: W. G. Sinnigen, «Two branches of the Later Roman Secret Service» (American Journal of Philology 80, 1959: 238-54).
Слова благодарности
ИНТЕРЕС К РИМСКОМУ ПРАВУ и его механизмам достижения справедливости более четверти века тому назад во мне пробудил Кит Хопкинс — своим блестящим курсом лекций о римском Египте, открывшим мне глаза на существование альтернативной античности. Цель этой книги — предложить вниманию широкого круга читателей общедоступный анализ проблемы преступности (в широком понимании) в Римской империи и в то же время попытаться наглядно выставить Древний Рим в непривычном ракурсе. Римское общество представлено во всех его ипостасях — как прагматичное, гибкое, новаторское и в то же время беспощадно жестокое. За книгой всегда тянется шлейф благодарностей тем, кто способствовал ее созданию, и мне хотелось бы выразить свою признательность целому ряду людей. Спасибо вам за всестороннюю поддержку и ободрение, Гэвин Айлифф, Пьер Каке, Джейсон Годдард и Эмма Уиддис Айлифф. Питер Гарнси, как всегда, невероятно помогал мне четко излагать мою мысль. Спасибо моей жене Анне и детям Артуру и Флоренс за то, что мирились со мной, пока я занимался исследованиями и текстом. Я выражаю благодарность всем участникам наших интереснейших дискуссий в Колледже Черчилля, а также сотрудникам библиотеки и преподавателям кафедры античной литературы Кембриджского университета, всегда готовым прийти мне на помощь. Отдельное спасибо моему редактору в издательстве Profile Эду Лейку: он помог мне уплотнить текст и одновременно сделать его доступнее для восприятия широкой аудиторией. Проект, однако, начался, когда редактором был Джон Дэйви, умнейший и милейший человек, со смертью которого я лишился еще и хорошего друга. Памяти Джона я посвящаю эту книгу.
* * *
Проблемы преступности и борьбы с нею в более поздние исторические периоды освещаются значительно шире. Содержащиеся в таких работах наблюдения и выводы не всегда и не во всем применимы к эпохе античности, но вопросы в них поднимаются вполне уместные даже в отношении имеющихся в нашем распоряжении свидетельств о преступности в древнеримском мире. Приведу лишь самые, на мой взгляд, блестящие из книг этого ряда: T. Dean, Crime in Medieval Europe 1200–1550 (Harlow, 2001); T. Astarita, Village Justice: Community, Family, and Popular Culture in Early Modern Italy (Baltimore, MD, 1999); D. Hay et al., Albion’s Fatal Tree: Crime and Society in Eighteenth-Century England (London, 1975); C. Emsley, Crime and Society in England 1750–1900 (London, 1987); V. A. C. Gatrell, The Hanging Tree: Execution and the English People 1770–1868 (Oxford, 1994). О современном городском криминальном мире см.: G. Manaugh, A Burglar’s Guide to the City (London, 2016).
Обсуждение взгляда на древнеримские гладиаторские игры как на геноцид можно найти в книге: M. Grant, Gladiators (London, 1967). Сравнительная статистика убийств в средневековом Лондоне почерпнута мною из труда: S. Pinker, The Better Angels of Our Nature: a History of Violence and Humanity (London, 2012), а данные о детоубийствах в викторианской Британии обсуждаются в монографии: L. Rose, Massacre of the Innocents: Infanticide in Britain, 1800–1939 (London, 1986).
ПРЕСТУПНОСТЬ В АНТИЧНОСТИ
Лучшее общее исследование проблемы преступности в Древнем Риме на сегодняшний день написано немецким историком Йенсом-Уве Краузе: Jens-Uwe Krause, Kriminalgeschichte der Antike (München, 2004). На английском языке в открытом онлайновом доступе на сайте Bryn Mawr Classical Review имеется прекрасная рецензия на эту книгу Йорга Фюндлинга, содержащая важнейшие критические замечания по существу вопроса. Кроме того, тот же Краузе опубликовал и другие впечатляющие труды по интересующей нас теме, в том числе исследование древнеримской практики лишения свободы как меры наказания: Gefängnisse im Römischen Reich (Stuttgart, 1996). Особое внимание древнеримской трактовке измены как «преступления против императорского величества» (crimen maiestas) уделяется в книге: R. A. Bauman, Crime and Punishment in Ancient Rome (London, 1996), а политическим убийствам как средству борьбы за власть на высшем уровне — в книге: J. Boriaud, Crimes à l» Antique (Paris, 2012). Разнообразие форм и проявлений организованной преступности на местах описано в сборнике эссе: K. Hopwood (ed.), Organised Crime in Antiquity (London, 1999). Специфике криминала в греческой части античного мира посвящена книга: D. Cohen, Law, Violence and Community in Classical Athens (Cambridge, 1995).
РИМСКОЕ ПРАВО
Первоисточники данных о римском законодательстве делятся на целый ряд категорий. Самые ранние — это законы эпохи царей (Leges regiae) и так называемые законы XII таблиц (Lex duodecim tabularum), датируемые эпохой ранней республики (ок. 450 г. до н. э.). В позднейший республиканский период принимались как различные публичные законы (Leges publicae), так и эдикты преторов и декреты сената (Senatus consulta). Раннюю империю принято считать «золотым веком» римского права, и от нее нам в наследие достались творения трех ведущих юристов той эпохи — Гая (II век), написавшего «Институции», Ульпиана (170–223[?]), оставившего после себя множество определений и трактовок норм римского права (Regulae), и Юлия Павла, чьи «Сентенции» датируются началом III века. Всевозможные императорские указы и постановления также впоследствии неоднократно кодифицировались, в результате чего появились такие своды законов, как «Гермогенов кодекс» (Codex Hermogenianus), содержащий новые законоположения 293–294 годов, а затем и «Кодекс Феодосия», содержащий императорские указы 312–438 годов. Ну и сведение всего и вся воедино мы находим в Corpus Juris Civilis — «Своде гражданского права», собранном в 529–534 годах по распоряжению императора Юстиниана и состоящем из четырех частей — «Институций», «Дигест», «Кодекса» и позднейших «Новелл». Первые три части служили целям обобщения и новой трактовки ранее принятых законов, а последняя описывала порядок применения плодов законотворчества самого Юстиниана. Примеры декламаций, то есть учебных речей, использовавшихся для преподавания будущим юристам азов риторики, можно найти у Сенеки Старшего в «Спорах» (Controversiae), в «Декламациях» Кальпруния Флакка, а также в «Больших декламациях» и «Малых декламациях», традиционно (хотя и ошибочно) приписываемых Квинтилиану.
Полезный вводный экскурс в мир римского права можно найти в книге: D. Johnston, Roman Law in Context (Cambridge, 1999); более детальные путеводители по нему — в сборниках: D. Johnston (ed.), The Cambridge Companion to Roman Law (Cambridge, 2015); P. J. du Plessis, C. Ando and K. Tuori (eds), The Oxford Handbook of Roman Law and Society (Oxford, 2016). Также можно порекомендовать следующие вводные курсы: A. Watson, The Spirit of Roman Law (Athens, GA, 1995); A. M. Riggsby, Roman Law and the Legal World of the Romans (Cambridge, 2010). Детализированное учебное пособие по римскому праву эпохи его расцвета: F. Schulz, Classical Roman Law (Oxford, 1951); уголовное право во всех подробностях: O. F. Robinson, The Criminal Law of Ancient Rome (London, 1995); контекстный разбор правоприменения: J. Crook, Law and Life in Ancient Rome (Ithaca, NY, 1967); J. Harries, Law and Crime in the Roman World (Cambridge, 2007). В книге: S. Connolly, Lives Behind the Laws (Bloomington, IN, 2010) предпринята попытка реконструкции жизненных реалий империи III века согласно содержанию статей Codex Hermogenianus. Характер взаимоотношений между императорским двором, политиками и юристами проанализирован в работах: R. A. Bauman, Lawyers and Politics in the Early Roman Empire (Munich, 1989); T. Honoré, Emperors and Lawyers (Oxford, 1994).
Детальное описание петиционной системы: T. Hauken, Petition and Response: An Epigraphic Study of Petitions to Roman Emperors, 181–249 (Athens, 1998). Анализ зависимости норм и практик правоприменения от социального статуса: P. Garnsey, Social Status and Legal Privilege in the Roman Empire (Oxford, 1970). Примеры из области семейного права: B. W. Frier and T. A. J. McGinn, A Casebook on Roman Family Law (Oxford, 2004). Введение в античные теории собственности и имущественного права: P. Garnsey, Thinking about Property: from Antiquity to the Age of Revolution (Cambridge, 2007). Подробный разбор римской системы наказаний и карательной практики: O. F. Robinson, Penal Practice and Penal Policy in Ancient Rome (London, 2007). Наконец, в книге: S. Schwartz, From Bedroom to Courtroom: Law and Justice in the Greek Novel (Groningen, 2016) на примерах вымышленных сцен из художественной прозы эпохи античности рассматриваются вопросы о том, что именно считалось запретным и действительно преследовалось по закону в сфере семейной жизни и сексуальных связей.
Практика театрализованных казней с использованием сюжетов античной мифологии обсуждается в статье: K. M. Coleman, «Fatal charades: Roman executions staged as mythological enactments» (Journal of Roman Studies 80, 1990: 44–73).
РИМСКИЙ ЕГИПЕТ
Прекрасное введение в уникальный мир Египта эпохи римского правления: P. Parsons, City of the Sharp-nosed Fish: Greek Lives in Roman Egypt (London, 2007). Распространенные в римском Египте виды преступлений впервые проанализированы в работе: B. Baldwin, «Crime and criminals in Graeco-Roman Egypt» (Aegyptus 43, 1963: 256—63). Важные криминологические наблюдения содержатся в работах: R. W. Davies, «The investigation of some crimes in Roman Egypt» (Ancient History 4, 1973: 199–212); R. S. Bagnall, «Official and private violence in Roman Egypt» (The Bulletin of the American Society of Papyrologists 26, 1989: 201 — 16); D. W. Hobson, «The impact of law on village life in Roman Egypt», in: B. Halpern and D. W. Hobson (eds), Law, Politics and Society in the Ancient Mediterranean World (Sheffield, 1993: 193–219). Именно из последней работы позаимствованы сведения о преступлениях, обнаруженные в папирусах. После этого были опубликованы еще два важных исследования социального контекста судебных тяжб, авторам которых я также премного благодарен: B. Kelly, Petitions, Litigation, and Social Control in Roman Egypt (Oxford, 2011); A. Bryen, Violence in Roman Egypt: a Study in Legal Interpretation (Philadelphia, PA, 2013). В частности, именно из книги Б. Келли (с. 54–55) мною позаимствован эпизод с кражей рыбы, из книги А. Брайена (с. 96) — дело жены повара Агафия Демона, а обсуждение тонкостей использования терминов bia и hubris для классификации оскорблений действием и словом — из работы Д. Хобсона. Переводы текстов папирусов, взятые мною из этих источников, я использовал практически без изменений.
ПРАВО И ЗАКОН В НАРОДНОМ ВОСПРИЯТИИ
Текст пародийного «Поросячьего завета» (testamentum porcelli) приводится на английском языке: D. Daube, Roman Law: Linguistic, Social and Philosophical Aspects (Edinburgh, 1969: 77–81). В эссе: J.-J. Aubert «Du lard ou du cochon?: the "Testamentum Porcelli" as a Jewish Anti-Christian Pamphlet», вошедшем в сборник A Tall Order: Writing the Social History of the Ancient World (Munich, 2005: 107—41), содержатся весьма полезные вводные данные об этом артефакте, на основе которых, правда, делается вывод из разряда «теорий заговоров», представляющийся мне притянутым за уши. Другие полезные комментарии к завещанию поросенка можно найти в статьях: E. Champlin, «The Testament of the Piglet» (Phoenix 41, 1987: 174-83); B. Baldwin, «The Testamentum Porcelli», in: Baldwin, Studies on Late Roman and Byzantine History (Leiden, 1985: 137-48).
По поводу законов о тавернах см.: J. Toner, Leisure and Ancient Rome (Cambridge, 1995). О народных понятиях о правосудии см.: T. Morgan, Popular Morality in the Early Roman Empire (Cambridge, 2007). О народных представлениях о справедливости и самосудном возмездии в античной художественной литературе см.: F. Millar, «The World of the Golden Ass» (Journal of Roman Studies 71, 1981: 63–75).
НАРОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
Обзор по теме можно найти в соответствующих главах книг: J. Toner, Popular Culture in Ancient Rome (Cambridge, 2009) (chapter 5, «Popular Resistance»); R. MacMullen, Enemies of the Roman Order: Treason, Unrest, and Alienation in the Empire (Cambridge, MA, 1966) (chapter 6, «The Outsiders»). Список основных первоисточников см. в: G. E. M. de Ste. Croix, The Class Struggle in the Ancient Greek World: From the Archaic Age to the Arab Conquests (London, 1981: 441—52). А попытки установить самые полезные из них предприняты в следующих работах: J. Barns, «Shenute as a historical source» в сборнике: J. Wolski (ed.), Actes du Xe Congrès International de Papyrologues, Varsovie, Cracovie, 3–9 Septembre, 1961 (Wroclaw, 1964: 151 — 59); L. Koenen, «The prophecies of a potter: a prophecy of world renewal becomes an apocalypse» (American Studies in Papyrology 7, 1970: 249-54). Об отношении евреев к римскому правлению см.: N. R. M. de Lange, «Jewish attitudes to the Roman Empire» в сборнике: P. Garnsey and C. R. Whittaker (eds), Imperialism in the Ancient World (Cambridge, 1978: 255-81). Анонимное послание с жалобами «О военных делах» подробно обсуждается в книге: E. A. Thompson, A Roman Reformer and Inventor: Being a New Text of the Treatise De rebus bellicis (Oxford, 1952). Особо интересующимся методами борьбы крестьянства против угнетения рекомендую блестящие книги Дж. Скотта: J. Scott, Domination and the Arts of Resistance (New Haven, CT, 1992) и Weapons of the Weak: Everyday Forms of Peasant Resistance (New Haven, CT, 1985).
Массовые беспорядки и народные бунты лучше всего описаны в книге: P. J. J. Vanderbroeck, Popular Leadership and Collective Behavior in the Late Roman Republica. 80–50 B. C. (Amsterdam, 1987). См. также: T. W. Africa, «Urban violence in Imperial Rome» // Journal of Interdisciplinary History 2, 1971: 3-21. О значении голода и перебоев с поставками продовольствия в народной политике см.: P. Garsney, Famine and Food Supply in the Graeco-Roman World: Responses to Risk and Crisis (Cambridge, 1988); а также (для сравнения) классическую статью: E. P. Thompson, «The moral economy of the English crowd in the eighteenth century» (Past & Present 50, 1971: 76-136).
ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И БАНДИТИЗМ
Проблема бандитизма лучше всего исследована в книге: T. Grünewald, Bandits in the Roman Empire: Myth and Reality (London, 2004) и двух эссе: B. Shaw, «Bandits in the Roman Empire» (Past & Present 105, 1984: 3-52); «Rebels and outsiders» (Cambridge Ancient History 11, 2000: 361–403). См. также: R. C. Knapp, Prostitutes, Outlaws, Slaves, Gladiators, Ordinary Men and Women… the Romans that History Forgot (London, 2011), где в главе 9 («Beyond the Law») подробно рассказано о разбойничьих шайках и пиратах. В галльском контексте поздней империи об орудовавших там багаудах см.: J. Drinkwater and H. Elton (eds), Fifth-Century Gaul: A Crisis of Identity? (Cambridge, 1992). О массовых крестьянских восстаниях см.: E. A. Thompson, «Peasant Revolts in Late Roman Gaul and Spain» в сборнике: M. I. Finley (ed.), Studies in Ancient Society (London, 1974), глава 14; а также две статьи: S. L. Dyson, «Native revolts in the Roman Empire» (Historia 20, 1971: 239—74) и «Native revolt patterns in the Roman Empire» (Aufstieg und Niedergang der römischen Welt 2.3, 1975: 138—75). Единственной фундаментальной работой, посвященной зверствам военного времени, остается так и не опубликованная диссертация: Mars McClelland Westington, «Atrocities in Roman warfare to 133 BC» (University of Chicago, 1938). Частный случай геноцида кельтского племени салассов обсуждается в статье: L. Matthews, «A Manmade Humanitarian Crisis: Augustus and the Salassi» // R. Riera, D. Gómez-Castro and T. Ñaco del Hoyo (eds), Ancient Disasters and Crisis Management in Classical Antiquity (Gdansk, 2015: 99-119).
ЖЕНСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОСЫ
Статус женщин и их весьма неопределенное положение в рамках римской судебно-правовой системы детально обсуждается в книге: T. A. J. McGinn, Prostitution, Sexuality, and the Law in Ancient Rome (Oxford, 2003). О проблеме изнасилований см.: K. F. Pierce and S. Deacy, Rape in Antiquity (London, 1997). О женском вопросе и методах его решения в поздней империи см.: A. Arjava, Women and Law in Late Antiquity (Oxford, 1996). Сравнительно-исторический анализ мы находим в книге: L. Zedner, Women, Crime, and Custody in Victorian England (Oxford, 1991).
Религиозные преступления проанализированы в трудах: R. A. Bauman, Impietas in Principem: A Study of Treason against the Roman Emperor with Special Reference to the First Century AD (Munich, 1974); C. Ando and J. Rüpke (eds), Religion and Law in Classical and Christian Rome (Stuttgart, 2006). Применительно к поздней христианской империи много полезного сообщается также в работе: M. Gaddis, There is no Crime for Those who have Christ: Religious Violence in the Christian Roman Empire (Berkeley, CA, 2005). О широко распространенной практике использования заклинаний, проклятий и прочих средств из арсенала черной магии и прямого обращения к языческим богам см.: E. Eidinow, Oracles, Curses, and Risk among the Ancient Greeks (Oxford, 2007); J. G. Gager (ed.), Curse Tablets and Binding Spells from the Ancient World (Oxford, 1992). Из последнего источника я взял примеры текстов проклятий и заклинаний против врагов. О нравах римлян, их конфликтности и склонности к насильственным методам решения любых межличностных проблем см.: M. Peachin (ed.), The Oxford Handbook of Social Relations in the Roman World (Oxford, 2011). Текст проклятия в адрес воров со стороны их жертвы по имени Маслик позаимствован из статьи: H. S. Versnel, «Punish Those Who Rejoice in Our Misery: on Curse Tablets and Schadenfreude» // D. R. Jordan, H. Montgomery, and E. Thomassen (eds), The World of Ancient Magic (Bergen, 1999: 125—62, p. 128). Полный список астрологов и толкователей судьбы, приговоренных к изгнанию, см.: P. Ripat, «Expelling misconceptions: astrologers at Rome» (Classical Philology 106, 2011: 115–154).
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ НРАВСТВЕННОСТИ
О трактовках понятия «роскошь» и ограничениях на нее см.: A. Dalby, Empire of Pleasures: Luxury and Indulgence in the Roman World (London, 2000); A. Wallace-Hadrill, Rome’s Cultural Revolution (Cambridge, 2008); A. Wallace-Hadrill, «The Senses in the Market-place: The Luxury Market and Eastern Trade in Imperial Rome» // J. Toner (ed.), A Cultural History of the Senses in Antiquity (London, 2014: 69–89); E. Zanda, Fighting Hydralike Luxury: Sumptuary Regulation in the Roman Republic (London, 2013); M. Zarmakoupi, Designing for Luxury on the Bay of Naples: Villas and landscapes (c. 100 BCE — 79 CE) (Oxford, 2014); а для сравнения с новейшими временами: D. Weir, Decadence and the Making of Modernism (Amherst, MA, 1995).
РИМСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ
Тем, кто впервые заинтересовался римской системой государственного управления, лучше сразу начинать знакомство с нею с содержащей здравую сумасшедшинку книги Кита Хопкинса — истории современных «попаданцев» в римский суд в Помпеях: K. Hopkins, A World Full of Gods: Pagans, Jews and Christians in the Roman Empire (London, 1999). Его же перу принадлежат и более академично выполненные труды, в частности о завоевании и порабощении народов: K. Hopkins, Conquerors and Slaves (Cambridge, 1978). Хорошее введение в систему государственного управления Римской империей можно найти в книге: B. Levick, The Government of the Roman Empire (London, 2000); описание и анализ методов государственного управления, практиковавшихся римскими имперскими властями, — в изданиях: W. Nippel, Public Order in Ancient Rome (Cambridge, 1995); J. E. Lendon, «Social control at Rome» (Classical Journal 93, 1997: 83—8); C. J. Fuhrmann, Policing the Roman Empire: Soldiers, Administration and Public Order (Oxford, 2011). Кстати, в последней из этих работ утверждается, что именно для охраны правопорядка и поддержания общественного спокойствия на местах римские власти и практиковали размещение гарнизонов своих войск по городам и весям.
В книге: S. H. Rutledge, Imperial Inquisitions: Prosecutors and Informants from Tiberius to Domitian (London, 2001) детально исследовано всё, что касается деятельности государственных осведомителей (delatores), а в труде: R. S. Rogers, Criminal Trials and Criminal Legislation under Tiberius (Middletown, CT, 1935) — практика уголовного преследования аристократии по обвинениям в измене с целью ее постановки под контроль властей.
Идеология римского правления и роль закона в ее созидании анализируются в книгах: L. C. Colognesi, Law and Power in the Making of the Roman Commonwealth (Cambridge, 2014); C. Ando, Law, language, and Empire in the Roman Tradition (Philadelphia, PA, 2011). Впрочем, автор последней (Клиффорд Андо) в другом своем труде, Imperial Ideology and Provincial Loyalty in the Roman Empire (Berkeley, CA, 2000), излишне, я бы сказал, оптимистичен, когда рассуждает о восприятии римского режима на местах. Для лучшего понимания характера взаимной любви между народом и императором см., например: P. Veyne, Bread and Circuses: Historical Sociology and Political Pluralism (London, 1992: 295—6).
ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
Лучшим введением в закон и право эпохи заката империи служит книга: J. Harries, Law and Empire in Late Antiquity (Cambridge, 1999). Суть юридических инноваций, предпринятых первым христианским императором Константином, довольно сжато изложена в книге: J. N. Dillon, The Justice of Constantine: Law, Communication, and Control (Ann Arbor, MI, 2012). Хорошим антидотом от излишнего оптимизма, навеваемого этой книгой, служат критические работы Р. Макмаллена об издержках избыточного регулирования — статья о судебном произволе: R. MacMullen, «Judicial savagery in the Roman empire» (Chiron 16, 1986: 43–62) и книга о чудовищной коррупции: Corruption and the Decline of Rome (New Haven, CT, 1988) — как разрушительных факторах, подточивших силы Рима и предопределивших крушение империи. Более уравновешенная позиция отражена в книге: C. Kelly, Ruling the Later Roman Empire (Cambridge, MA, 2004), где коррупция представлена в нейтральном свете — как фактор, позволявший функционировать весьма неэффективным механизмам системы государственного управления доиндустриальной эры. Именно у Келли детально проанализировано сочинение византийского бюрократа Иоанна Лида. Там же (в примечании 1 к с. 114) можно найти ссылки на различные прочтения и интерпретации рассказа об императоре Адриане и дерзкой просительнице. Насильственным преступлениям в поздней Римской империи посвящена книга Йенса-Уве Краузе: Jens-Uwe Krause, Gewalt und Kriminalität in der Spätantike (Munich, 2014), — однако в данном случае ее автор, и я настаиваю на этом, смотрит на происходившее там через розовые очки и явно занижает уровень насилия, имевшего место на закате античности. О неразберихе с учреждением и упразднением поста иренарха (аналога шерифа) см.: Hopwood, Organised Crime, p. 192—3. О насилии среди простонародья рассказано в книге: T. E. Gregory, Vox Populi: Popular Opinion and Violence in the Religious Controversies of the Fifth Century A. D. (Columbus, OH, 1979), а в более широком срезе — в сборнике: H. Drake (ed.), Violence in Late Antiquity: Perceptions and Practices (Aldershot, 2006: 179-96), в который включена и отдельная глава о насилии на религиозной почве: B. Shaw, «Bad Boys: Circumcellions and Fictive Violence». Практика использования тайных агентов для поддержания общественного порядка обсуждается в статье: W. G. Sinnigen, «Two branches of the Later Roman Secret Service» (American Journal of Philology 80, 1959: 238-54).
Слова благодарности
ИНТЕРЕС К РИМСКОМУ ПРАВУ и его механизмам достижения справедливости более четверти века тому назад во мне пробудил Кит Хопкинс — своим блестящим курсом лекций о римском Египте, открывшим мне глаза на существование альтернативной античности. Цель этой книги — предложить вниманию широкого круга читателей общедоступный анализ проблемы преступности (в широком понимании) в Римской империи и в то же время попытаться наглядно выставить Древний Рим в непривычном ракурсе. Римское общество представлено во всех его ипостасях — как прагматичное, гибкое, новаторское и в то же время беспощадно жестокое. За книгой всегда тянется шлейф благодарностей тем, кто способствовал ее созданию, и мне хотелось бы выразить свою признательность целому ряду людей. Спасибо вам за всестороннюю поддержку и ободрение, Гэвин Айлифф, Пьер Каке, Джейсон Годдард и Эмма Уиддис Айлифф. Питер Гарнси, как всегда, невероятно помогал мне четко излагать мою мысль. Спасибо моей жене Анне и детям Артуру и Флоренс за то, что мирились со мной, пока я занимался исследованиями и текстом. Я выражаю благодарность всем участникам наших интереснейших дискуссий в Колледже Черчилля, а также сотрудникам библиотеки и преподавателям кафедры античной литературы Кембриджского университета, всегда готовым прийти мне на помощь. Отдельное спасибо моему редактору в издательстве Profile Эду Лейку: он помог мне уплотнить текст и одновременно сделать его доступнее для восприятия широкой аудиторией. Проект, однако, начался, когда редактором был Джон Дэйви, умнейший и милейший человек, со смертью которого я лишился еще и хорошего друга. Памяти Джона я посвящаю эту книгу.
* * *