Аномалия
Часть 19 из 39 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
– Воспроизвести его с точностью до бесконечно малой ошибки. Этот новый индивид имеет тот же генетический код, что и его оригинал, но это еще далеко не все.
– Что-то вроде идеальной копии, как под копирку, да? – уточняет мормонский апостол.
– Да, – улыбается Пудловски. – Как под копирку.
– Это что, спекулятивные рассуждения? – осведомляется один из буддистов с почти хрестоматийной восточной сладкоречивостью.
Пудловски надолго замолкает, ей некуда спешить.
– Нет, это не теоретический вопрос. Мы задержали человека, который, как выясняется, неотличим от другого, коим он, по его утверждению, и является. Очная ставка произошла. Это невероятно.
– Они как близнецы?
– Нет… Оба они обладают одной и той же личностью, у них одинаковые воспоминания, до такой степени, что каждый из них убежден, что он и является оригиналом. Оба их мозга закодированы одинаково на химическом, электрическом и атомном уровне.
В зале оживление. Слова “богохульство” и “скверна” уже прозвучали наряду с другими, скорее скатологическими, чем теологическими.
– Интересно, кто стоит за этим безобразием? – подытоживает баптист.
– Мы не знаем, – говорит Джейми Пудловски. – И не просим вас дать этому событию этическую оценку. Но эти индивидуумы существуют.
– Это не Google? – взволнованно вступает один из кардиналов. – У них…
– Нет, ваше преосвященство, это не Google.
– И все же, – продолжает прелат, – Google приобрел акции израильской компании 3D-принтинга и…
– Нет, ваше преосвященство, это не они. Мой первый вопрос – согласно Закону это… существо – божественное творение?
Может показаться, что Пудловски подбирает слова, но на самом деле такая заминка всего лишь риторический прием, чтобы разговорить их. Все растерянно молчат, наконец салафит первым наклоняется к микрофону:
– Аллах дал человеку и животным дар деторождения, и Аллах дал человеку разум, который позволяет изобретать предметы. Но Пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, сказал также в “Паломничестве”: “О люди! Приводится притча, послушайте же ее. Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого”. Вот в чем смысл притчи: человек не может сотворить жизнь, даже жизнь мухи.
– Я понимаю, но тут мы имеем дело с кое-чем гораздо большим, нежели муха, дорогой друг, – возражает Джейми Пудловски.
Встает суннит:
– Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передает в хадисах “Сахих аль-Бухари”, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Нет ничего ранее созданного, ибо все сотворено Аллахом”. Вот что важно.
– Значит, по вашему мнению, эти существа созданы Богом.
– Не буду повторять вам притчу о мухе, – снова откликается салафит. – Если бы Аллах не хотел, чтобы это существо было создано, он не позволил бы ему существовать.
– Вот оно что, – говорит Пудловски, – понятно…
Потом она умолкает, тщетно ожидая реакции католиков или протестантов. Раввин-традиционалист, мгновение поколебавшись, решается:
– Все-таки в Талмуде записаны мифы о сотворении мира. В трактате “Санхедрин” говорится, что Рава, да будь он благословен, колдовской силой сотворил однажды человека. Но в трактате не сказано, какими именно силами…
– Простите, кто такой Рава? – спрашивает Пудловски.
– Законоучитель Талмуда четвертого поколения… Ну не важно, Рава посылает человека, которого он создал, к рабби Зейре. Заговорил с ним рабби Зейра, но тот не отвечал, и рабби Зейра понял, что создал его не Бог, что это голем, и приказал ему вернуться во прах.
– В других версиях, – добавляет либеральный раввин, – человек, созданный Равой, может говорить, но не может размножаться. Чуть дальше в “Санхедрине” сказано, что рабби Ханина и рабби Ошайа как-то раз создали теленка и потом его съели… Все это довольно запутанно… Это следует читать как притчу. Чтобы показать суетность человека и всемогущество Бога.
Шиит пожимает плечами:
– Вернемся все же к Корану. Там употребляется арабское слово “создавать”, khalaqa, что означает “создавать из ничего”, а это подвластно исключительно – тут мы все согласны – одному Аллаху. Даже ваш раввин Рава использовал глину. Но в случае, о котором вы упомянули, мисс, это… существо… ведь не было создано из ничего?
– Конечно нет, – отвечает Пудловски. – Однако мы ничего не знаем о… производственном процессе.
Либеральный раввин влезает в краткую паузу:
– Давайте вспомним учение Маймонида: Бог вдохнул в человека душу, nèphèsh, и Бог дал человеку законы и заповеди именно потому, что человек как с хорошими наклонностями, так и с плохими обладает свободой воли.
– Я не понимаю, какое отношение вопрос о свободе воли имеет к нашей теме, – раздражается раввин-традиционалист. – Нам предложили высказаться с богословских позиций, а вы, само собой, как всегда, ни к селу ни к городу тычете всем в нос своим Маймонидом!
– Ну знаете! Никуда я не тычу своим Маймонидом! – Прошу вас, – умеряет их пыл Пудловски. – Поймите меня: я задаю вопрос о творении прежде всего потому, что не хочу, чтобы этого человека назвали сатанинской тварью.
– Сатана ничего не творит! – возмущается мудрецсалафит.
– О да! – подтверждает раввин-традиционалист, и оба согласно кивают.
– Бог создал Сатану, – говорит, перекрестившись, один из кардиналов. – Он создал его, чтобы искушать людей, а в Эдеме Сатана воплотился в змея, самую хитрую из божьих тварей. Но Сатана не смог бы ничего сотворить.
– Ах, – наивно недоумевает Пудловски. – А мне казалось, я что-то слышала о дьявольском отродье.
– Это всего лишь языковая небрежность, расхожее выражение, – улыбается салафит, а шиит, сидящий в конце стола, ухмыляется и возмущенно восклицает:
– Небрежность? Но если я не ошибаюсь, ваш теолог Мухаммад аль-Мунаджид назвал Микки-Мауса “сатанинской тварью”.
– Микки-Мауса?! – подскакивает президент США, который до сих пор не произнес ни слова.
– Аль-Мунаджид вовсе не “наш” богослов, как вы выражаетесь, – досадует салафит, – он уважаемый ученый, вот и все. Он сказал вообще-то “агент Сатаны”, и его слова были искажены нечестивцами и отступниками, дабы высмеять ислам.
– Он все-таки издал фетву против Микки-Мауса, – фыркает шиит. – И аль-Мунаджид ничего не имеет ни против рабства, ни против секса с рабами.
– Это иджма, единодушное мнение мусульманских ученых, – злится салафит. – Мухаммад аль-Мунаджид просто повторяет его, и я…
– Ха! А что, все еще можно сжигать гомосексуалов? – спрашивает лютеранин.
Либеральный раввин закатывает глаза:
– Хм. Вам напомнить, что говорил Лютер о гомосексуалах?
– Господа, господа, – решительно прерывает их Пудловски. – Мы отклонились от темы. Я считаю, что на первый вопрос мы ответили: наш человек не дьявольское создание. Идет?
– Нет твари, кроме Божьей, и все мы с этим согласны, – примиряющим тоном говорит раввин-традиционалист.
Буддийские монахи до сих пор хранили молчание, но тут один из них раздраженно вступает в спор.
– К вопросу о ваших “творениях Божьих”… Мы не мешали вам препираться, но происхождение мира – понятие относительное. Это бесконечный цикл, вселенная колеблется между состояниями творения, которое есть привилегия Брахмы, моментами стабильности, когда доминирует Вишну, и фазами, когда Шива разрушает все, медленно или быстро. И тогда все начинается сначала. Для нас ваш вопрос не имеет никакого смысла. Во всех разумных существах есть Будда, и все они могут достичь Пробуждения. Не волнуйтесь, буддисты не закричат “Караул! Дьявольское отродье”! Мы рады приветствовать новое существо. И как всегда, передаем послание мира.
– Прекрасное послание мира, ничего не скажешь, – возражает суннит, – притом что ваши единоверцы убивают наших братьев рохинджа в Бирме под знаменем фанатика Виратху…
– Но… Это не тот буддизм, который я защищаю… И вообще, кто уничтожил Бамианских будд, скажите на милость? А кто в Шри-Ланке…
Пудловски ненавязчиво вмешивается:
– Прошу прощения. Я знаю, что вы все хотите как лучше, но, увы и ах, мы не сможем урегулировать в этом зале все планетарные проблемы. Значит, это творение Божье либо существо, чувствующее присутствие Будды. Ставим галочку. У меня есть еще один вопрос относительно концепции души.
– Души? – повторяет суннит.
– Да. Я не могу дать ей определение, но это же важнейшее понятие, не так ли?
– Это важно, но сложно, – говорит суннит. – Позвольте мне развить свою мысль?
– Я не тороплюсь… – вздыхает Пудловски.
* * *
Встреча длится два часа, по истечении которых ни к какому выводу они не приходят, и Джейми Пудловски устало прекращает прения. Будь у них впереди неделя или даже месяц, это бы их не спасло.
– Прошу вас, господа. Готовы ли мы выработать общую позицию? И даже написать предварительную совместную декларацию, как можно более единодушную, призванную защитить этого человека от любого преступного деяния, совершенного во имя неверно истолкованных священных текстов?
– Замечательное решение, – говорит буддист.
– Совершенно согласен, – кивает либеральный раввин, – мы могли бы взять на вооружение прекрасные слова из книги Левит (19:18), где Бог велит нам любить ближнего своего, как самого себя.
– Или из Евангелия от Иоанна (13: 34), – подхватывает лютеранский пастор, – когда Иисус повелевает своим ученикам любить друг друга.
Салафит, склонив голову, заключает:
– Творите добро, сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. “Поистине, Аллах любит творящих добро”. Принимая этих существ и не обрекая их на муки, мы не творим зла.
– Хорошо, – говорит Джейми Пудловски. – Благодарю вас. Я обязана сделать еще одно существенное дополнение. Мы имеем дело не с одним “продублированным” существом, а с несколькими. Их двести сорок три человека, если быть точным.
– Двести сорок три?
Она не дает им времени высказаться.
– Друзья мои, мы снова увидимся завтра утром, и тогда вы получите исчерпывающую информацию. В любом случае, я полагаю, это не меняет сути нашей дискуссии. Я напишу конспект этой встречи и представлю вам на одобрение экуменическую резолюцию, преодолевающую религиозные разногласия.