147 свиданий
Часть 25 из 36 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
желание пожить дома (мне нравится мой дом, и у меня никогда раньше не было);
желание встретить любовь, ходить на свидания и дописать книгу;
98% населения республики (я в Татарстане, если кто-то не знает) в крепких семейных отношениях (или около того).
Неизвестно:
как?
Есть много способов: например, никак (это шутка опять). Может быть, мне пора снова ехать — я пока не знаю, давай разбираться вместе.
100.
Из интервью «ИНДЕ»:
Ты сказала, что для тебя важна татарская идентичность и что она влияет на то, что и как ты пишешь. А как она проявляется в отношениях?
У меня в голове есть модель идеальных отношений, которая связана с опытом моей семьи. Мои родители познакомились в школе и поженились, когда маме исполнилось 18. Я бы хотела повторить их опыт, но это уже не вышло, я в этом смысле получилась какая-то другая. Однажды наш аналитик Машенька (вообще-то она анализирует трафик, но попутно анализирует всё подряд) сказала, что я будто уже откололась от традиционного строя, но пока не прикололась к свободному, европейскому. И это правда так: я уже знаю другую свободу, но пока не могу ею пользоваться.
Что такое «другая свобода»?
Это свобода быть другим и быть принятым или не зависеть от того, принят ты или нет. Никогда не жениться или жениться много раз, рожать детей, от кого хочется, и не думать о том, кто что об этом скажет. Не упираться в гендерные стереотипы, а позволять себе и партнеру распределять ответственность за то, что вы делаете, так, как вам это комфортно (в Татарстане как будто не стоит вопрос, кто зарабатывает деньги и делает карьеру, а кто — занимается домом и сидит с ребенком, но на самом деле он есть). Мир очень быстро меняется, он уже изменился. Еще недавно иметь детей в гей-браках казалось невозможным, как и в принципе заключать гей-браки, теперь у нас есть такие друзья. Тут вопрос «Замуж-то не вышла еще?» пока считается нормальным, но на Западе это уже неэтичное нарушение личных границ. Когда-то наши родители были против того, чтобы жить вместе до свадьбы, теперь они за (потому что «вы ведь совсем не знаете друг друга»). Раньше развод считался провалом, а теперь среди нас и наших друзей есть «большие семьи», в которых люди, имея общих детей, расстались, сохранили (или восстановили) уважительные отношения, создали новые союзы, родили новых детей с другими партнерами, и все эти дети вместе празднуют Новый год у одной общей бабушки в Богатых Сабах. Стало возможно ЭКО — легально купить себе искусственное оплодотворение от незнакомого вам анонимного донора, выбрав его по цвету глаз и волос, можно не только в США, но и в России. Люди из нашей страны, а не только тайцы, на которых мы, как дикари, ходим во время отпусков смотреть за деньги, делают операции по смене пола. Как бы мы в Татарстане ни защищали свою традиционность и семейственность, мы не можем делать вид, что этих перемен в мире не существует. Когда два года назад я вернулась в Татарстан из Москвы и на первом же свидании парень сказал мне: «Будет так, как я сказал, потому что я мужик», — я хохотала. Я думала, что это шутка, что мы так играем, но оказалось, он был серьезен. Я от такого отвыкла и уже вряд ли когда-нибудь промолчу в ущерб себе просто потому, что передо мной мужчина. И я точно не буду терпеть ни в каких отношениях просто потому, что я женщина. Да, есть компромиссы, внутренняя работа, подстройки, но я буду учиться договариваться только с тем человеком, с которым мне будет лучше, чем без него. И который будет чувствовать то же самое по отношению ко мне.
Как тебе кажется, в какой точке Земли вероятность встретить такого человека для тебя выше всего?
Я не думаю, что это вопрос географии.
Просто ты как-то написала, что в Татарстане тебе делать нечего, потому что тут все переженились в 20 лет.
Это правда. Сейчас на весь Татарстан я знаю троих людей, с которыми мне хотелось бы проводить больше времени. При этом двое женаты (и это для меня табу), а третья — девушка, и я понимаю, что она просто испугается (потому что для Татарстана это табу). Думаю, если бы мы с ней встретились в Берлине, всё могло бы сложиться иначе.
Когда полиамория, свободные отношения и однополые браки закрепятся в Татарстане?
Я знаю, что в Татарстане есть и геи, и полиаморы, и люди в свободных отношениях. И их немало, просто это очень табуированная тема. Многие мужчины в Татарстане изменяют своим женам — больше всего отзывов за историю написания книги я получила после публикации главы про измены. Неделю назад мне анонимно написали: «Радмила, я знаю людей, с которыми ты дружишь, с другой стороны. Ты общаешься с их женами, а я дружу с их любовницами». Это действительно параллельные миры, которые пересекаются где-нибудь в «Лучано» или «Марусовке», причем один из троих обычно не знает, что это пересечение. Я не могу никого судить: я не жена и не любовница, я просто смотрю и записываю. Конечно, есть примеры открытых отношений, в которых жена всё знает. Она выполняет социальную функцию: ведет дом, принимает гостей, организует досуг, воспитывает детей, присутствует на корпоративах и семейных торжествах коллег. И я не умаляю ее достоинства, если это ее выбор и если она чувствует себя комфортно и безопасно в этом.
Геи в республике тоже есть, и они тоже не могут говорить о себе открыто. К сожалению или к счастью, привить кому-то терпимость к другому — не в моих силах. Наверное, чтобы научиться принимать другого, недостаточно просто прочитать текст. Нужна какая-то самостоятельная внутренняя работа.
Ситуация с гендерными стереотипами в Татарстане может измениться в ближайшее время? Когда условная татарская жена из твоей истории перестанет бояться мужа?
У нас традиционное общество, и оно стоит на своих двоих, как на правде: всё сгорит, а это останется. Ведь в этом смысле у татарской жены из крепкого патриархального брака не менее сильная позиция, чем у мужа: она просто знает, что права, и может опереться на свою правоту. Поэтому, мне кажется, тут никаких перемен не предвидится — семья как традиция внутри Татарстана только крепнет. Это база, на которой республика стоит, как на нефти.
Но нефть кончается.
Не при нас. И семья, возможно, не при нас.
101. Кого я ищу на самом деле?
Можешь представить себе этого человека? Я расскажу: вдруг ты узнаешь его и захочешь познакомить нас.
Я его опишу, а ты подумай (ну, просто подумай) — вдруг ты закричишь в середине текста: «ЗНАЮ! Я знаю его!» А? Почему его? Ну, скорее всего, это мужчина, хотя я по-прежнему открыта к разным вариантам.
Это он встает и говорит: «Тихо!» — если паника. Он говорит: «Я решу это», — и решает это, потому что ответственность это ок. Идеально, если он решает это молча.
«Ого!» — скажешь ты. «Воспринимаешь другого как решение проблемы», — скажешь ты. Но, знаешь, что? Если двигать бегунок от «человек-проблема» до «человек-решение», то да, я выбираю «человека-решение» (я и сама — «человек-решение»).
Он привозит что-нибудь, хотя ты ничего не просишь, — потому что «шел мимо, увидел, подумал» или просто «это вкусно». Ему хочется отдавать. Я люблю это делать сама. Подарок какой-нибудь из поездки, пустячок пусть, плакат, не знаю, журнал. Как-то я кружку вот помыла в офисе парню, который мне нравился, пока его не было (адски грязная кружка была, годовая история кофе в слоях). На стол поставила, на место села и жду. А он пришел, увидел и как взвоет: «Неееет! Кто??? Кто отмыл мою кружку? Это была моя самая счастливая грязная кружка! Я ее с первой продажи год не мыл!» Но это единственный раз, когда желание «отдавать» меня по-настоящему подвело (на самом деле нет, не единственный).
Д — действие.
На первом курсе скучный хороший парень Рустем как-то пришел ко мне домой, взял табуретку, встал на нее и зацепил обратно все упавшие с крючков петли занавесок. Это маленькое и простое действие произвело на меня сильно большее впечатление, чем все его неуверенные комплименты, которыми он старался обозначить ухаживание. Наверное, забота — тоже действие и тоже желание отдавать; поступки (маленькие тоже) я ценю, как золото. Накинуть на плечи куртку. Просто, да ведь? Не спросить, «холодно ли», а просто накинуть между делом, потому что заметил, что холодно.
О — отзывчивость.
Он поднимает ребенка, если упал ребенок. Он подает руку взрослому, если взрослый упал. Отзывчивость — тоже действие, да ведь? Кажется, складывается образ, а?
Б — бабки.
Он не парится о деньгах. Это важный пункт: деньги не проблема, а средство. Если их нет — он зарабатывает, если есть — тратит. Ни то, ни другое не разрушает его. Если двигать бегунок в крайности, то транжира мне ближе скупердяя. Вопрос не в плоскости «купит ли он мне вон то кольцо на три свои зарплаты?», а в плоскости «будет ли ему это тяжело или радостно, захочется ли ему это сделать?»
Р — работа.
Я по-настоящему не знаю, министр он или официант — это волнует меня сильно меньше (на уровне темы для разговора), чем то, какой он министр и какой он официант (а также над чем он смеется, как он общается с кошками, что мы будем делать в воскресенье).
О — он уважительно общается с кошками.
С — слабые/старички/сервис. Мне даже неловко писать это, но я отвратительно чувствую себя в обществе с людьми, которые хамят кому-то потому, что могут (например, они так решили). Он общается с таксистом, гардеробщиком, дворником так же уважительно, как и со всеми остальными людьми.
И — интерес.
Ему интересен мир, дело, которое он выбирает делать, другие люди, среда (места), я (как мир, дело и среда)), он сам себе интересен. Круто, если ему интересно что-то еще (я люблю современное искусство, блошиные рынки, новые места, архитектуру и социальные сети, поесть еще люблю — серьезно, не могу получить удовольствия от города, если вкусно в нем не поела). Если он захочет разделить мои интересы — пожалуйста, если нет — пожалуйста. Может быть, ему интересна ботаника, или рыбалка, или космос, или динозавры, или химия. Мне неважно, чтобы у нас были одинаковые интересы. Важно, чтобы интерес друг к другу и миру оказался общим.
Л — люди.
Он принимает других людей другими. Это не толерантность (от tolerance — терпимость), а принятие. Ты другой? Ок. А я — другой. Это ок. Мы уважаем друг в друге индивидуальность и не стремимся сделать других похожими на себя (было бы высокомерно, да ведь?). Он не может быть гомофобом, расистом — это понятно.
А — авантюризм.
Он подорванный, легкий! Можем купить старый дом в деревне и сделать летнюю дачу, можем поехать в фургончике в путешествие, можем переодеться друг в друга — и на вечеринку, можем вложить все деньги в апельсины и прогореть.
У — ум.
Один раз у меня был такой ухажер: очень красивый, добрый и настойчивый, но, что называется, «от сохи», вообще из другого теста; пересечений в сфере интересов даже не ноль, а минус двенадцать. Я думала: хороший парень Тимур, но глупый — ужас. Потом Тимур как-то нашел и прочитал мой ЖЖ (тогда был ЖЖ), полностью — за один вечер; взялся за голову и сказал: «Да тебе же неинтересно со мной». Тимур был прав, а вот я ошиблась. Чтобы обнаружить свою некомпетентность, нужна компетенция. Если Тимур и казался мне глупым до этого, то после — уже нет.
М — милосердие.
Ему бывает больно оттого, что больно другим. Он может конвертировать эту боль в поступки (смотри Д — действие и О — отзывчивость), помощь другим, способность отдавать (какой-то классный чувак, да ведь?))
Что еще?
Ему от 30 до 60 лет; он один. Формально он может быть даже женат, но они не живут как семья, я имею в виду, между ними нет любви, а? Здорово я только что расширила радиус поиска! ;)
Еще из выражений: Ксюша Чудинова сказала как-то обо мне — «мягкая сила». Я бы хотела, чтобы это было и в нем: это сильный человек, которому не нужно постоянно подтверждать, демонстрировать свою силу — она очевидна.
У меня нет предрассудков на тему его роста, веса, пола, национальности, возраст тоже номинально обозначен.
Это порядочный человек с сильными моральными качествами. Это человек с развитым психологическим интеллектом. Кто это из твоих друзей?
102.
Перед каждым новым свиданием мне хочется всё отменить. Набор причин в среднем такой:
вдруг я ему не понравлюсь,
о чем вообще мы будем говорить,
будет тупо,
зачем, зачем это всё,
только время тратить,
надеть нечего,
я толстая,