Желтая гора
Часть 8 из 16 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
На следующее утро, а точнее, к половине шестого, она уже спускалась в зал и снова стояла два часа, слушая и повторяя, пытаясь вникнуть в смысл молитвы…
После правил все разошлись по своим делам, а к девяти собрались на завтрак за длинный, уставленный яствами стол. Был пост, из еды на столе только овощи и фрукты тушеные, сырые. И травяной чай. Перед тем как сесть за стол, снова молитва. Во время завтрака одна монахиня читала всем вслух «Жития святых» – ни одной минуты не проживалось впустую, без мысли о Боге, остальные молча ели и слушали – разговаривать во время трапезы нельзя.
Марина не успела поесть, как прозвенел колокольчик, все поспешно встали, снова прочли теперь уже благодарственные молитвы и очень быстро разошлись по своим рабочим местам. У каждой было свое дело, своя служба.
Марине предложили на выбор вышивать бисером по ткани образа святых, на светлой летней открытой террасе, где во множестве стояли вазоны с комнатными растениями. Или же в удушливо-ядовитой от запаха красок, мастерской разрисовывать и украшать камнями деревянные иконы.
Один день она трудилась в мастерской, на следующий вышивала в одиночестве на террасе. Но такая творческая работа, похожая на трудотерапию в психиатрической больнице, была приятная, успокаивающе-убаюкивающая, даже и не работа вовсе, но ей не приносила облегчения. И Марина поняла, что сейчас ей хотелось тяжелой, черной работы-наказания, до седьмого пота.
Матушка удивленно выслушала ее просьбу, но удержалась от комментариев. Объяснила, что в монастырском огороде и в птичнике трудятся монахи из мужской половины монастыря. Так что из грязной – газоны с цветами, мытье полов и кухня. Марина выбрала полы.
Она усердно скребла, вычищала, вымывала все уголки помещений, как будто отмывала себя, свое вывалянное в грязи тело. С волнением вошла в зал, уставленный иконами, где они совершали свои молитвы, для этого зала, матушка предупредила, даже инвентарь был особый.
После тяжелой работы тело ныло и болело, зато на душе стало светлее. В голове кроме молитв ничего и, засыпая, повторялись и кружились слова: «Жизнодателя Бога рождшая, умершвлена мя страстьми оживи, Яже Свет невечерний рождшая, душу мою ослепшую просвети!»
Когда отмывать уже было нечего, Марина пошла работать в мастерские. Ей дали украшать икону Богородицы «Утоли моя печали». Работали в абсолютной тишине, сосредоточенно, время пролетало незаметно. И Марина снова поймала себя на мысли, что за долгие годы она находится здесь и сейчас, а не в прошлом или в будущем, как обычно, в своих мыслях. Это была прекрасная возможность для «уборки мусора в голове».
В субботу гостья стояла вместе со всеми монашками в монастырской церкви. Церковь была из двух помещений – в основном, большом помещении, где был устроен алтарь и, шла служба, молились монахи, а в небольшой, примыкающей к нему комнате – монашки. Была и отдельная комната-исповедальня. В воскресенье после утренней все по очереди исповедовались и шли к причастию. Перед исповедью каждая монашка поворачивалась к остальным, кланялась и просила прощения. У каждой в руке свернутый лист бумаги.
Марина поинтересовалась у матушки: «Что у них в руках»? Та ответила: «Список грехов. Ты когда войдешь туда, у тебя сразу в голове пустота, так дьявол тебя морочит, отводит от раскаяния, чтоб ты забыла все свои грехи и не покаялась».
Марина удивилась, какие у монашек грехи? Трудятся тихо за высокими стенами монастыря да молятся. Оказывается, есть.
Гостья замечала все тонкости внутренних отношений монашек, как они общались, как соблюдалась субординация. И если ее кто-то нарушал, попадал под «раздачу». Однажды матушка выговаривала старой монашке, которая вперед нее метнулась за благословением к вошедшему владыке.
Все женщины были преклонного возраста, прожившие большую часть своей жизни в миру и на склоне лет нашедшие приют «у Бога за пазухой». Все, кроме одной юной особы. Эта девушка вызывала большую симпатию у Марины. Несмотря на то что она жила в монастыре меньше всех, всего четыре года, она была, по мнению Марины, настоящей монашкой. Девушка в юном возрасте, в самом начале жизненного пути сознательно отреклась от мира и всех его прелестей в пользу будущей вечной жизни. София – так звали теперь монашку, окончила музыкальную школу, думала о шоу-бизнесе и даже ездила в Москву для поступления в консерваторию, куда ее пригласил отец и обещал помочь, но обуреваемая ревностью мать, разведенная с отцом много лет, и вырастившая девочку одна, воспротивилась и забрала дочь домой. Дома девушка стала ходить в церковь против воли матери, не желавшей понять ее чувства. А мать решила, что София принимает наркотики, и силой отвезла ее на обследование. После обследования мать даже не подумала попросить у нее прощения за причиненную травму, и София, улучив момент, «выкрала» у матери свой паспорт и сбежала из дома. Решив уехать первым же автобусом в любом направлении, она направилась к автовокзалу. В дверях столкнулась с монашкой. И обратилась к ней с вопросом, как попасть в монастырь. Вероятно, это был самый кратчайший путь из многих, какими люди приходили навсегда к Богу. Хотя начался он, видимо, задолго до этой встречи. И все-таки, даже в этом случае, девушка пришла к Богу не от любви, а от беды…
София была всегда в хорошем настроении и выглядела довольной всем, что происходит вокруг. Кроме искреннего желания прилежно служить, у юной монашки был еще и стимул – в овальном праздничном зале, окна которого выходили на лужайку с розами, между кадками с комнатными растениями стояло фортепиано. И матушка награждала девушку за прилежное поведение – разрешала играть для себя или случившимся гостям.
В прошлый свой приезд Марина сидела в этом зале за чашкой чая, слушала Лунную сонату в исполнении Софии. Матушка Марфа, сидящая рядом, не скрывала своей гордости: «Вот какие девушки служат в нашем монастыре!»
Теперь с удивлением посматривала в сторону Марины, не вздумает ли та остаться? И что же за причина привела ее сюда пожить? Посматривала, но первое время молчала, а потом не выдержала, поинтересовалась.
Гостья ответила уклончиво: дескать, давно хотела и время удачное…
Шли дни в однообразном повторении. Уставшая за день от большого объема физической работы, от долгого неподвижного стояния, Марина не могла сразу уснуть. Долгими часами, иногда до рассвета, лежала в своей келье и думала, мысленно перебирая события своей жизни. Иногда ее тянуло к окну, и она смотрела на светящиеся купола, пока не истает последняя звездочка и небо зарозовеет на востоке. Однажды случилось странное, мистическое. Закрыв глаза, уже погружаясь в сон, вдруг ясно почувствовала чье-то присутствие, резко повернулась к двери – на пороге стоял монах и смотрел на нее строго. Тряхнула головой, и видение исчезло, заснула без страха. Утром думала над происшествием. Но не решилась никому озвучить.
Перед медовым Спасом матушка дала ей задание – резать соты с медом и упаковывать в маленькие бумажные цветные коробочки – угощения на праздник прихожанам. Марина полдня провела в трапезной в одиночестве, под монотонное тиканье настенных часов, за примитивной работой и уже заканчивала, когда вошла одна из монашек и, взглянув на Марину, внезапно остановилась, инстинктивно прижав руки ко рту и вытаращив в испуге глаза. Марина сама испугалась ее реакции и обернулась, готовая увидеть за своей спиной нечто ужасное, вроде черта с рогами. Но за ней никого не было.
– Что с вами? – спросила она, продолжая по инерции счищать остатки меда и воска с ножа, собирая крошки со стола и отправляя их в рот.
– Вот! – взмахнула руками монашка на нее, расширив в ужасе еще больше глаза. – Нельзя до праздника есть мед! Грех великий!
– А, – растерялась Марина, – не знала. У меня о грехе другие представления. Простите.
– Что вы, что вы! – зажестикулировала та руками. – Я не Бог, чтобы прощать, вам теперь на исповеди надо в этом обязательно признаться!
– Обязательно признаюсь. Если бы это был мой самый большой грех!
«Теперь ясно, откуда берутся их длинные списки, при таком раскладе тут не грех забыть все эти «великие» грехи».
В воскресенье в день Серафима Саровского ранним утром монашки шли в церковь на службу. На игуменье был праздничный головной убор – высокий клобук и ряса с широченными рукавами. Она возглавляла черный клин – шла несколько впереди, за нею, двумя расходящимися шеренгами, остальные. Шли гордо, спины прямые, шаг энергичный, длинные рясы развеваются на ветру. И такую мощь, исходящую от монахинь, почувствовала Марина и словно сама стала сильнее!
Спустились по лестнице в женскую половину церкви, предварительно перецеловав все иконы, поклонившись и осенив себя крестом перед каждым изображением.
Служба шла неимоверно долго – около четырех часов. Позади монахов стояли и гости, впрочем, не все прибыли к началу, многие подтянулись ближе к концу. В завершение службы владыка в золоченом облачении и расшитой сверкающими камнями митре причащал сначала мужчин монахов, потом женщин монашек и затем остальных прихожан.
После службы Марина на уставших, словно чугунных, затекших ногах поднялась на второй этаж, дошла до своей кельи и рухнула на кровать, с наслаждением вытянувшись. Не хотелось не то что шелохнуть рукой или ногой, но даже моргнуть не было сил. Ее волосы, кожа, одежда насквозь пропахли ладаном, во рту – послевкусие причащения и внутренняя легкость. Такое неоднозначное, странное, необычное состояние, когда плоть от многочасового замершего стояния без движения – отяжелела, но дух, напротив, – освободился и воспарил.
Она не успела подумать, чем займется в эти свободные до вечерней молитвы часы, как в дверь ее постучали. На пороге стояла матушка.
– Пойдемте, владыка приглашает на обед.
Они вдвоем поднялись на второй этаж в просторный зал. Когда они вошли, за столом сидели восемь человек – спонсоры, жертвователи церкви – успешные коммерсанты в миру, точно знающие, что от трудов праведных не наживешь палат каменных. Спохватившиеся и начавшие активно заботиться о душе под страхом известной мысли: «Отдал душу в ад и стал богат», спешили замолить грехи подаянием. Но Бог не пчелка – взяток не берет, и пока непонятно, какая чаша весов перевесит на Божьем суде. Но сегодня на средства таких спонсоров была возведена большая часть монастыря и строилась высоченная, отдельно стоящая колокольня.
Мужчины с лицами благочестивыми сидели в присутствии владыки в скромном молчании, тот произносил то ли тост, то ли проповедь. Обернулся на вошедших, сделал приглашающий жест и продолжил: «В стяжании Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие, ради Христа делаемые, суть только средства к стяжанию Духа Божьего. Жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь – наш корабль, а Кормчий – Сам Спаситель. Благодатные дарования получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих», – сказал Преподобный Серафим Саровский, – закончил владыка и поднял свой бокал с вином. Все последовали его примеру и пригубили красное вино.
Марина смотрела на владыку во все глаза и понимала, что она с прошлого приезда еще мучилась вопросом, откуда знает его, но вспомнить не могла. Где она раньше видела старца с седой бородой и такими же абсолютно седыми волосами, схваченными на затылке, одетого в домотканую льняную светлую рясу, по-домашнему подпоясанную и похожую на уютный халат? Откуда ей знакомы этот пронзительный зоркий взгляд ясных синих глаз, русые с проседью брови и высокий крутой лоб? Харизматичный, высокий, физически не очень крупный, но метафизически, благодаря своему непоколебимому нравственному основанию, он был выше всех находящихся за столом, включая и того здоровяка-спонсора, неуклюже склонившегося и потевшего над своей тарелкой.
Старцем владыку можно было назвать с первого, обманчивого взгляда. Вблизи же от него исходила сдерживаемая стремительность, мощный энергетический заряд, способный как поразить противника, так и зарядить положительной энергией единомышленника. От него веяло силой и здоровьем. Если он смотрел строго своими ясными глазами на собеседника, тот съеживался, уменьшался в размерах под этим взглядом. Но когда любознательный прихожанин или послушник задавал владыке духовные вопросы, глаза его мгновенно менялись чудесным образом, светились, сияли, обволакивая отеческим светом любви. Марина наблюдала эту метаморфозу и ловила себя на желании понравиться хозяину монастыря, быть хорошей и правильной.
Она чувствовала себя не в своей тарелке, и была несведуща в религии, и точно не была по-настоящему верующей, иначе бы столько не нагрешила, и ее жизнь сложилась бы иначе. И только здесь поняла, насколько сложны и запутанны дела Божьи, к коим Бог имел отношение весьма отдаленное. А вернее сказать, не имел.
Монастырь этот относился к РПЦЗ – русской православной церкви зарубежом, которая объединила большую часть духовенства, оказавшегося в изгнании после революции. В Советском Союзе РПЦЗ рассматривалась как контрреволюционная монархическая антисоветская группировка. В начале третьего столетия у зарубежников начался раскол и в 2007 году большая их часть отошла все-таки к Московской патриархии. И в храме Христа Спасителя был подписан акт о каноническом общении, гласящий что «РПЦЗ пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Русской Православной Церкви».
Но монастырь, в котором находилась Марина, остался верен прежней линии РПЦЗ и не присоединился к Московской патриархии. Служители во главе с владыкой считали, что только их церковь есть самая правильная и настоящая. Аргумент приводился железный: не могут созданные при советской власти церкви быть домом божьим по одной причине – десять из девяти иерархов были завербованы КГБ. Некоторые еще в семинарию отправлялись покровителями в погонах. И по окончании им уже намечена была видная церковная карьера. Для таких «духовных» служителей главной целью было обретение шоколадных мест, движимых «не любовью к Иисусу, а к хлебу кусу». Все это Марина узнала сегодня со слов владыки.
– А есть документальные подтверждения этих фактов? – спросила Марина.
Мать-игуменья осуждающе покосилась на нее.
– Безусловно, есть, – ответил владыка. – Доказательства всплыли после августа девяносто первого года, когда был открыт архив КГБ. Но мы и без этого знали, что православная иерархия подчинялась советской власти. Мы, свободная церковь, не принимавшая участия в преступлениях коммунистов против своего народа, и не замарана доносами. Поэтому все больше прихожан выбирают нас.
За обедом Марина узнала много нового от владыки и даже вступила в дискуссию с ним, отстаивая свою точку зрения, игнорируя испуганные глаза матушки и ее выразительные жесты, когда гостья со свойственной ей горячностью спорила, что экстракорпоральное оплодотворение – это не преступление, а Божье допущение для тех несчастных матерей, которые лишены были по разным причинам возможности естественным путем забеременеть.
– Я не принимаю рабское «Бог не дает». Почему он дает детей алкоголичкам и наркоманкам, чтобы те вышвыривали своих детей на помойки? А психически и нравственно здоровые женщины после чернобыльской катастрофы, после болезни получают внематочную беременность одну за другой и как следствие становятся бесплодными! Откуда у церкви такая нелюбовь к этим женщинам? Если ученые нашли возможность, как осчастливить женщину материнством, то я считаю, это Бог допустил и разрешил, а значит, и церковь должна принять.
Владыка был непреклонен. Его можно понять. И Марина поняла, перейдя снова неудачно на другую тему. Сегодня, в праздник святого Серафима Саровского, она вспомнила о другом святом, мощи которого покоятся в крымском кафедральном соборе. Много лет назад, узнав о нем, Марина долго находилась под впечатлением. Жизнь и судьба доктора, профессора медицины, архиепископа Войно-Ясенецкого Валентина Феликсовича вызывает уважение и поклонение. Ставший священнослужителем в советские времена, он единственный в истории священник, державший в руках скальпель, оперировал и читал лекции с крестом на груди. В 1923 году священник был пострижен в монашество и посвящен в епископы с именем Лука. Но после первой же архиерейской службы к его дому подъехал «черный ворон» – так начался его одиннадцатилетний период скитания по тюрьмам и ссылкам. И там он продолжал лечить и оперировать подручными средствами – с помощью перочинного ножа, слесарных клещей, зашивая рану женским волосом… Когда началась война, он отправил телеграмму председателю Президиума Верховного Совета Калинину: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».
Он был награжден бриллиантовым крестом на клобук от Патриарха всея Руси, Сталинской премией за научные труды, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Однако автора 55 научных трудов по анатомии и десяти томов проповедей продолжали травить и после войны, и он снова вернулся в ссылку! Он чувствовал присутствие Бога в своей жизни и ничего не боялся, ничего не страшился, ни от чего не уклонялся. Но мужественно и с любовью к людям и в мире осуществлял свое служение. В юности Лука великолепно рисовал и, окончив сначала гимназию, а затем художественную школу, готов был поступить в Петербургскую академию художеств. Он мечтал стать художником, но во время вступительных экзаменов им овладело сомнение: вправе ли он заниматься тем, что ему нравится, когда вокруг столько страждущих, требующих помощи? И он поступил на медицинский факультет Киевского университета. Молодой врач по окончании университета получил диплом с отличием. Он был уникальным хирургом и ученым. Святитель Лука делал операции на глазах, на печени, на желудке, на позвоночнике, гинекологические операции, трепанацию черепа. По его учебникам и в третьем тысячелетии учатся студенты. Валентин Феликсович умер 11 июня – в День Всех Святых в 1961 году. Три дня не иссякал поток людей к гробу владыки и врача, а в день похорон процессия растянулась на три километра. Затем стали поступать сообщения, что многие больные, приходившие к могиле святителя Луки, по молитвам получали исцеление…Определением Архиерейского собора 2000 года святитель Лука был причислен к лику святых. Его мощи установлены для поклонения в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя.
Сегодня, заговорив об уникальном человеке, недавно жившем среди нас, Марина удивилась реакции владыки:
– Мы не считаем его святым! – категорически возразил он.
– Почему?
– По многим причинам. Одна из них – так называемые «духовные» служители, под рясой коих проступают очертания погон, не имеют право причислять кого бы то ни было к святым. Да, он прожил достойную жизнь врача и сделал много для народа и образования, никто не спорит, но зачем пошел в священники? Иоанн Крондштадтский спас несоизмеримо больше душ. В организованном им Доме трудолюбия обездоленные люди, независимо от вероисповедания, могли найти не только приют и пищу, а и научиться какому-либо ремеслу, получить работу. Праведный Иоанн, которого называли Всероссийским батюшкой, своей верой и любовью к ближним, как солнцем, согревал сердца людей и своими молитвами помогал и исцелял. Преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна, основавшая Марфо-Мариинскую обитель в Москве. За сравнительно недолгий срок своего существования этот островок милосердия смог вернуть к полноценной жизни множество отчаявшихся несчастных людей. Это Святые. И их на Руси больше сотни. А святых со скальпелем не бывает! Святому скальпель не нужен! Ты должна знать, что у каждого хирурга есть свое кладбище! Пирогов спасся – честно своим делом занимался, пусть бы и Войно-Ясенецкий выбрал либо то, либо это. Он действительно был труженик и много принес пользы, но однозначно не святой! – закрыл тему владыка и стал отвечать на вопросы спонсоров. Тех интересовало, откуда сегодня пополняются ряды рабочих для строительства колокольни и хозяйственных построек. И Марина вновь удивилась, узнав, что многие едут сюда прямо из мест заключения, владыка дает всем приют. Кто-то, приехав десять лет назад, раскаялся, воцерковился и уже не помышляет об иной жизни. Кто-то приходит на время и, обретя устойчивость, ищет себя на другом поприще, но сам факт, что «заблудших овец» здесь принимают всех без ограничения, не глядя на статью, по которой отбыли наказание, впечатлил Марину.
Первыми покинули стол гости, мать-игуменья еще долго обсуждала хозяйственные дела с владыкой, и Марина осмелилась спросить, не опасно ли находиться среди бывших уголовников. Он светло и широко улыбнулся.
– Если бы ты знала, с кем мне приходилось общаться и какие исповеди слышать после лихих девяностых! Нет зверя страшнее человека, и удивляюсь, как не сошел с ума тогда от этих историй. Бывало, неделями не мог уснуть. И ни с кем не поделишься – тайна исповеди, или ты не священнослужитель больше. Закалился. И ты, кстати, сильная. Зря тебе кажется, что монастырь не твое, я вижу тебя здесь, подумай.
– И что давало вам силы действительно не сойти с ума?
– Господь, только он. Ну и отстраненность, вы не мне, а Богу исповедуетесь.
Пожив среди монашек, Марина поняла, что не готова посвятить себя размеренной, предсказуемой жизни в монастыре, но владыка рассуждал иначе и однажды после исповеди сказал ей: «Оставайся. Никто в земляных клетках не сидит, ну разве что по собственному желанию! Я вот тоже думаю скоро уединиться. Дострою монастырь, передам в надежные руки и в свою нору, не интересно мне уже здесь, все сделал, что мог».
Марина видела на территории монастыря стоявший на отшибе длинный низкий барак, разделенный частыми узкими дверями, ей сказали: это строилось для схимников – монахов, живущих в полном уединении и затворе и соблюдающих строгие правила. Марина восхитилась внутренней силой владыки, его верой.
Она лежала на узкой кровати в своей келье и не могла уснуть. Мысли возвращались и возвращались снова к предложению владыки. «А что, если и правда поехать домой, закончить все дела и вернуться сюда уже навсегда? Но уже не будешь принадлежать себе. Вставать до восхода солнца, подниматься из-за стола по звонку колокольчика, есть и пить по расписанию, – даже не это самое тяжелое для меня. А то, что буду лишена свободы выбора! И конечно же, послушание. На каждый шаг, на каждое действие следует брать благословение, ты полностью лишен своей воли!»
Марина была свободолюбивой натурой. Даже одежду облегающую, стесняющую тело не переносила, а чтобы ею командовали! Хотя здесь так славно, рисуй картины, вышивай, молись, прославляй Бога, забудь о страстях, о любовях приходящих, выжигающих все вокруг себя.
В первый день приезда она спросила: «Что делают монашки в свободное время?» Ей ответили: «Спят». Другого не было, и то не больше шести часов. Потом убедилась сама – свободного времени практически не было, разве только после ужина и до вечерних правил. А как же ее путешествия? Это самое интересное, что было в жизни. Значит, останься она здесь – и больше никогда уже не увидит новых стран и людей, не испытает чувство открытия?
Человек, продукт эволюции, прошедший после всех существ от одноклеточных животных, через миллионы форм, единственный на земле, кому дана возможность формировать свою жизнь как хочет. Сам определяет, куда идти, расти с каждым днем, узнавая что-то новое, путешествуя не только по горизонтали, но и поднимается вверх в прямом и переносном смысле. Человек, который это осознает, не сможет спрятаться от жизни за высокими стенами монастыря, решила Марина.
Утром позвонила дочь. Она всхлипывала в трубку:
– Вы с ума сошли с папой? На кого вы меня бросили? Он отпустил бороду, в какую-то секту без тебя попал, вокруг костра прыгает со своей официанткой, ты в монастырь ушла! Мне что делать одной без вас?
– Да не ушла я, – оправдывалась Марина, – на время уединиться, подумать решила.
– Нет, я тебе не верю! – плакала дочь. – Я завтра же приеду за тобой, говори, как тебя найти!
На другой день Марина тепло простилась с монашками, игуменья сидела за столом в душной кухне в очках перед толстой тетрадью с записями, с задумчивым лицом. Лоб и щеки ее блестели, на лбу выступила испарина, – черная одежда из плотной ткани, покрывавшая с головы до пят, была еще одним маленьким испытанием в монашеской жизни в августовскую жару. Подняла глаза на вошедшую, оживилась:
– Собралась уже?
– Да. Спасибо за приют, за ласку.
Сняла обручальное кольцо и протянула матушке, – примите для монастыря.
– Красивое, передам в мастерские, – камешки вынут, иконы украсят, металл на позолоту пойдет. – Спаси Господи – перекрестила и обняла на прощание. – Не забудь же с владыкой попрощаться! Может, он тебе, что нужное скажет, не простой у нас владыка, видит больше, чем нам дано.
– В чем это выражается? – удивилась Марина.
– Да во всем. На днях вызвали его нашу прихожанку исповедать и причастить, болеет тяжело, умирать приготовилась. Ну, мы поехали. Подходим к дому, а на улице сидит мужичок веселый такой, бодрый, на баяне играет. Владыка остановился перед ним и говорит: «Пойдем, причащу тебя». Я удивилась, а мужичок так быстренько баян свой сдернул с плеча, поставил и за нами беспрекословно потопал. Возвращались когда, я спрашиваю у владыки: «Что это с вами сегодня было?» Он отвечает: «Женщина еще поживет, а баянист сегодня ночью умрет». И правда, умер человек. Видит наш владыка смерть скорую, дано ему. Но это не главное, хотя для умирающего вовремя причаститься Святых Тайн самое важное. А ты видела, какие красивые иконы он создает? Красоту дерева, скрытую внутри него, видит владыка!
Марина изумилась мастерству, с которым изготовлены иконы, в день своего приезда, когда увидела их. На тонком срезе различных пород древесины была найдена непревзойденная по мягкости цветовая палитра и изысканная текстура, позволившая мастеру из небольших фрагментов составлять практически любые изображения. Чтобы сделать одну такую икону, необходимо колоссальное терпение, чувство красоты и что-то еще, непостижимое для обычного человека.
– А какое великодушие проявляет владыка ко всем, кто обращается в монастырь! Я порой не понимаю, как он может принимать и помогать всем подряд! А он отвечает: «Двери наши открыты для всех. Человек сам не приходит в монастырь, только по Божьей воле!» И дает всем приют и реальный шанс изменить свою жизнь, а не только материальные вещи – продукты питания, одежду, лекарства. При этом участие в богослужениях для них является добровольным, никто никого не принуждает. А ведь некоторые раньше были наркоманами, алкоголиками, заключенными. Вчера изгои общества, сегодня – нашли свой дом в монастыре и строят обитель не только для себя, но и для тех, кто нуждается в помощи. Ибо те, кто получил помощь во спасение, тот стремится оказать ее и другим.
– Да, действительно, необычайно щедр и великодушен ваш владыка!
– Но и строг, строг, но справедлив, – добавила мать-игуменья.