Выше обид – от разочарования к восторгу
Часть 11 из 17 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Если мы научились, например, медитировать, работать над тем, чтобы истощать негативные проявления, – рано или поздно мы возьмем над ними верх. Если же пока не научились, то можно использовать разные варианты «работы с обидой», о которых мы поговорим далее – во время отдыха у нашего «родника».
Жил в нашей стране один священник – прожил долго, более ста лет! В молодости, во время Великой Отечественной войны, у него на глазах расстреляли всю его семью. Потом его спрашивали: «Как вам удалось это пережить?» И он отвечал: «У меня был выбор – либо возненавидеть людей, либо избрать другой путь и стать священником». То есть он выбрал не ненависть к людям, а любовь к ним, и тем самым спас свою душу от разрушения.
Известный немецкий философ и психолог, специалист по «расстановкам» Берт Хеллингер в юности хотел быть миссионером, но началась Вторая мировая война и его призвали в армию. Хеллингер попал в плен к союзникам, потом бежал из лагеря… И уже очень пожилым человеком он как-то приехал в Россию. По его словам, ему хотелось «отдать долги» за своих предков. И метод расстановок, созданию которого он посвятил много сил и времени, во многом построен именно на желании разобраться в прошлом, привести любовь на смену ненависти и проблемам.
Всегда лучше умножать добро, а не зло. Еще один пример, самый простой, из повседневной жизни: у знакомой сын собирался вечером навестить бабушку, но по пути «зарулил» на дискотеку. И вот он под утро является к бабушке, та кричит на него: «Ты где был, паршивец? Я места себе не нахожу!» А он смотрит на нее и говорит: «Я тоже тебя люблю, бабуля!» И все. Бабушка улыбается. Конечно, внук поступил не очень хорошо, но теперь они смогут спокойно поговорить, без обид и крика, и, вероятнее всего, внук признает свою ошибку и больше не повторит ее.
Что делать с обидой? Переварить ее!
Как можно непосредственно реагировать на то, что нас обижают? Есть несколько вариантов.
Представьте: вас обидели. Вам больно, вы гневаетесь на обидчика, жалеете себя, взываете к справедливости, испытываете целый спектр эмоций. Как вы можете действовать дальше?
Первый способ (самый распространенный): разгневаться! Не самый правильный и праведный способ, но вам станет легче. Нам часто рекомендуют не держать в себе негативные эмоции и обиды. Отчасти это верно. Что происходит, когда человек долго держит в себе обиду? Печень начинает шалить. Печень связана с гневом, печень – это желчь, огонь. И если человек долго сдерживает гнев, он начинает болеть. Многие люди стремятся сдерживаться из последних сил. У человека уже дым из ушей идет, а он все сдерживается. Я не призываю превращаться в несдержанного истерика, но постоянное «обуздывание» себя, постоянное направление негативных эмоций «внутрь себя» приводят к болезням. Поэтому иногда можно проявить свой гнев. Не очень агрессивно, конечно, но можно высказать обидчику свое недовольство. И вам сразу полегчает! Этот способ хорош именно тем, что вы не держите гнев и обиду в себе и не наносите вреда своему здоровью. А плох тем, что вы начинаете участвовать в «круговороте агрессии». Вас обидели – вы в ответ рявкнули. Обидчик рявкнул на вас, вы – на него, и пошло-поехало… Поэтому я обычно рекомендую второй, более безобидный способ.
Второй способ: перенаправить гнев, перенаправить энергию. Может быть, пойти в лес и там громко покричать, пойти позаниматься спортом, поотжиматься, пройти пешком километров пятнадцать, дров наколоть, если вы в сельской местности. И когда мы эту энергию выплеснули – нам становится легче. Но проблема как таковая остается.
Третий способ: не соприкасаться с источником проблемы. Если это, конечно, возможно. Например, в магазине, в который вы ходите регулярно, работает хамоватый продавец. У вас каждый раз портится настроение, когда вы бываете в этом магазине. Есть в округе другие торговые точки, ассортимент которых не хуже, чем в этом магазине? Ходите туда. То есть вы просто «отрезаете» хама от вашего постоянного круга общения. «Он нехороший человек, с ним лучше не пересекаться…» А что делать с впечатлениями от общения с этим человеком? Забыть. Как это сделать? Просто погрузиться в жизнь и жить.
И, конечно, нужно отзываться на желание человека извиниться, загладить вину. Вот, допустим, меня кто-то обидел. Например, слушатель во время лекции встал и сказал: «Ваша лекция отвратительна!» Я думаю: «О, какой нехороший человек. Куда охрана смотрит? Он ничего не понимает. Выведите этого человека!» И потом, когда я гуляю по территории, то если вижу этого человека – сразу отворачиваюсь. И тут вдруг он сам подходит ко мне, говорит: «Извините, я себя неправильно повел. Я ничего не понимал, а на самом деле вы хороший лектор, замечательный рассказчик и вообще приличный человек». Что будет с моей обидой? Мне полегчает. Человек признал, что он не прав. Почему мне было обидно? Как вы помните, мы все ждем любви и хорошего отношения к себе. А этот человек мне их сначала не дал. И в этом основная причина моей обиды. Но когда он признался, когда он сказал, что неправильно оценивал меня и мою деятельность, мне стало легче.
Вообще, часто говорят, что важнее не совершать опрометчивых поступков, не бросаться на людей, чем потом извиняться. Потому что обиды всегда оставляют след, об этом нужно помнить. Есть знаменитая притча про одного мальчика. Он был очень сильным и драчливым, от него страдали многие односельчане. Люди жаловались на мальчика. И вот однажды отец сказал ему:
– Знаешь, сынок, давай сделаем так: каждый раз, когда ты совершишь хулиганский поступок, ты будешь вбивать гвоздь в эту стенку.
И вот каждый раз, когда мальчик кого-то обижал, бил, унижал, он забивал в стенку гвоздь. И вскоре стена покрылась гвоздями. Отец снова позвал сына и сказал ему:
– А теперь каждый раз, когда ты будешь делать хорошее дело для людей, выдергивай один гвоздь. Тебе надо искупить свои дурные поступки.
И мальчик начал делать добрые дела – и каждый раз, после того как помог какой-нибудь старушке натаскать домой воды или прополол односельчанину огород, он вытаскивал из стены один гвоздь. В итоге в стене образовалось множество дырок. А когда все гвозди были вытащены из стены, отец подозвал сына и сказал:
– Вот видишь, гвоздей уже нет, а дырки остались. Эта стена уже никогда не будет такой же, как раньше. Так и человеческие сердца: мы можем извиниться за неправильное поведение, но следы от оскорблений уже никуда не денутся.
Существует и «ментальное пищеварение». Если я не переварю впечатления, обиды, не отреагирую на них должным образом – в моей душе поселится грязь. Я начну болеть.
Конечно же, нам приятно, когда люди признают свою вину, просят прощения. Но все равно в глубине души сидит заноза: «А когда-то он меня обидел!» И об этом нужно помнить не только тогда, когда мы ворошим собственные обиды, но и когда собираемся обидеть кого-то другого.
И, наконец, четвертый вид реакции на обиду, четвертый способ работы с ней: посмотреть на нее с другой стороны. Знаете, бывают такие картинки с оптической иллюзией? Под одним углом зрения вы, например, увидите на картинке очаровательную девушку, а под другим – дряхлую старуху. Вот так же и мы можем на одну и ту же ситуацию смотреть по-разному. Один рисунок, одна ситуация, одно событие – но можно посмотреть по-разному. Например:
«Да, мой друг вечно опаздывает, я на него за это обижаюсь. Сегодня он, негодяй, опоздал на сорок минут! Но зато, пока я ждала его, я познакомилась с очень интересными людьми!»
«Да, руководитель раскритиковал мою работу и даже сказал, что мне стоит поискать другое место. Но зато это стало для меня поводом задуматься, а не сменить ли профессию, и завтра я уже иду на курсы дизайна!»
«Да, на экзамене мне незаслуженно поставили тройку. Но когда я в расстроенных чувствах пошла гулять по городу, я набрела на очень милое кафе. И свой день рождения я отпраздную именно здесь!»
Очень важный момент: у нас с вами есть разум. Он предназначен, чтобы переваривать ощущения. Чтобы помогать нам не бросаться в омут с головой и не судить опрометчиво, а взвешивать все за и против. Мы не должны допускать, чтобы непереваренные ощущения формировали нашу личность. Приведу пример. Когда мы едим, «огонь в желудке» трансформирует еду, помогает переработать ее в энергию для нашего тела. Если желудок работает неправильно – полезная еда, которая попала в желудок, не становится полезной энергией. Она становится нашей проблемой. Проблема эта называется «ама» – «грязь». Ама начинает разрушать наш организм.
Можно сказать, что существует также и «ментальное пищеварение». Если я не переварю впечатления, обиды, не отреагирую на них должным образом – в моей душе поселится грязь. Я начну болеть. Особенно это важно, если я работаю в сложном коллективе, среди людей, которые не любят меня и не считают меня хорошим человеком. Поэтому переваривать впечатления очень важно. Ну а как это делать – несколько способов мы уже рассмотрели. И еще немного рассмотрим на нашей следующей остановке.
Мы уже прошли полпути к горной вершине! Настал момент поговорить более подробно о конкретных практиках и о более сложных вещах, чем непосредственная реакция на обиды.
Переход четвертый. Половина пути
Вопросы техники
Какие существуют психологические инструменты для работы с чувством обиды? На предыдущем нашем переходе речь шла о том, какими четырьмя способами можно отреагировать на обиду (разгневаться, перенаправить энергию, не соприкасаться с источником обиды, посмотреть с другой стороны). А сейчас – все-таки мы прошли уже полпути – я расскажу о более глубоких техниках проработки. Чтобы не просто «отреагировать», а полностью избавиться от чувства обиды, максимально обезвредить ее! Но в этих способах все равно так или иначе присутствуют элементы четырех видов непосредственных реакций на обиду.
Первая техника – медитативная
Включите тихую приятную музыку, зажгите свечу и сядьте у нее. Посмотрите на пламя свечи несколько минут, потом закройте глаза и представьте как можно ярче своего обидчика. Если у вас в последнее время было несколько обид, то пусть образы ваших обидчиков проходят перед вами медленной чередой. Каждый следующий образ будет возникать перед вами только после того, как вы отпустите предыдущий. Приложите правую руку к сердцу и каждому образу обидчика как можно более искренне скажите: «Я прощаю тебя. Я отпускаю обиду. Я желаю тебе счастья». Когда закончите, откройте глаза и несколько минут посмотрите в центр пламени. Почувствуйте, как это пламя очищает вас от липкой грязи обид. Поблагодарите Вселенную, мир, Господа за помощь вам и встаньте.
Как видите, в этой технике использован способ «не соприкасаться с источником обиды и забыть». Обращаю ваше внимание, что счастья нужно желать искренне, а не так: «Ты негодяй, конечно, но я желаю тебе счастья». Простить и забыть, а не перемалывать бесконечно недостатки вашего обидчика – вот в чем смысл этой техники.
«Выжигающая» техника
Напишите список своих обид на листке бумаги, а затем сожгите этот листок на свече. Заранее приготовьте пинцет, чтобы не обжечь пальцы. Пока бумага горит, представьте себе, что этот огонь не просто уничтожает лист бумаги, а выжигает внутри вас все упомянутые обиды. Все проходит. Можно придумать соответствующую красивую фразу и повторять ее, пока лист бумаги горит. Например, можно сказать: «Я сжигаю все свои обиды. Я выжигаю свою злость, претензии к людям. Так я готовлю почву для своего будущего счастья». Здесь мы частично используем некоторые приемы первого и второго способов реакции на обиду. Я проявляю свой гнев на бумаге – и уничтожаю ее.
Техника «Первый шаг. Вернуться к обиде»
Нужно мысленно вернуться к своей обиде. В идеале – восстановить в памяти всю ситуацию. Где и как это произошло? Кто присутствовал? Кто и что говорил? Как были одеты участники сцены? Чем все закончилось? По большому счету вам нужно вновь все пережить. Описать себе заново все свои ощущения: что чувствовало ваше тело, хотелось ли вам плакать, какие мысли приходили в голову, было ли у вас желание вернуть время вспять, чтобы «теперь уж точно ответить всем так, как они того заслуживают!». Очень хорошо, если вы сможете все это записать. Пишите во всех подробностях: «Она мне такое сказала! Она сказала, что я отвратительно готовлю гречку! Я думал, что сойду с ума от обиды! Я два дня не мог спать!»
А теперь подробно распишите, как должен был бы вести себя обидчик, чтобы вы не обиделись. Какое поведение вы бы простили ему? Чего вы ждали от него? Например, вы бы простили и не обиделись, если бы услышали примерно такую фразу: «Твоя гречка изумительная, но можно лучше. Но если б еще ее доварить… и соль добавить, вообще будет шедевр». Теперь подробно ответьте на вопрос: а почему, с моей точки зрения, собеседник должен был поступить именно так? Почему он должен был мне сказать про гречку именно такими словами? Например: «Потому что он мой друг, и он не должен меня обижать, мы же друзья».
Следующий шаг – попробуйте описать, каковы причины того, что ваш собеседник повел себя не так, как вам хотелось бы. Например: «Он плохо себя чувствовал, был не в духе», «Может быть, я как-то не очень красиво сервировал стол с этой несчастной гречкой». Далее думаем над вопросами: «Знал ли он о моих ожиданиях?», «Со всеми ли он так поступает, со всеми ли так беспардонно общается или только со мной?», «Может быть, он вообще не знал, что я люблю похвалу?»
Теперь думаем и пишем: «А способен ли мой друг вообще на то, чего я от него ждал? Может быть, он в принципе не умеет красиво говорить, может быть, он с детства недолюбливает гречку? А может быть, для него русский язык не родной, и он стесняется произносить длинные фразы?» Далее пишем: «Какие чувства, эмоции сопровождали мою обиду?» – и подробно расписываем их.
И, наконец, последний шаг – это прощение. Пока вы писали все это, вы наверняка прокрутили в голове несколько причин того, почему ваш друг мог поступить именно так, а не иначе. Может быть, он вообще ни в чем не виноват, а просто воображение у вас слишком богатое?
В этой технике присутствует сразу несколько приемов работы с обидой: «выплеснуть свои чувства», «посмотреть с другой стороны»… Сначала вы смотрели только со своей стороны – «меня обидели». А тут ситуация рассматривается с разных ракурсов. И в итоге может оказаться (не обязательно, но может), что это не друг ваш негодяй, а вы гречку не доварили. И он, бедный, давился, но ел. Правда, потом не удержался и высказал что думает. И все будет восприниматься уже по-другому: «Надо гречку хорошо варить. Люди обижаются».
Техника «Благость» (она же «Техника с тетрадкой»)
Это, собственно, вариант предыдущей техники, но немного попроще. Ее использует один мой знакомый, профессиональный психолог. Когда к нему приходят люди «на взводе», он дает им такую тетрадку. Она называется «Благость». И говорит: «Вот тебе ручка, пожалуйста, подробно опиши все – как тебе плохо и насколько плохо». И человек прилежно описывает в тетрадке все свои страдания. Как бы выплескивает на бумагу все, что накопилось. Это самый простой способ переваривания обиды. Я сам тоже так делаю, когда чувствую, что мне взгрустнулось. При помощи этих записей мы как бы вытаскиваем на свет все скрытое, помогаем самому себе разобраться в самом себе. Как ни странно, это очень действенно. Бывает так, что человек не может сформулировать свои мысли в устной форме, а когда садится за тетрадку и начинает писать – мысли бегут одна за другой.
И вот все написано, все обиды перечислены. Что делать дальше?
Ответить на это письмо с точки зрения обидчика! Представьте, что все написанное вами получил ваш обидчик. Что бы он ответил? Эта практика также очень хорошо помогает взглянуть на ситуацию с разных сторон и найти оптимальное решение. Когда вы начинаете писать «за того парня», у вас может начаться форменное раздвоение личности: «Да я вообще такого не говорил! Я совсем другое имел в виду!» Но вы все равно пишите с точки зрения другого человека. И так переписываться можно несколько раз! Иногда в ходе этой практики получается переписка в 8–10 писем и более!
И в конце концов мой друг-психолог предлагает «договориться», прийти к консенсусу. «В чем был неправ собеседник? А в чем, может быть, был неправ я сам?» И так далее. Эта практика очень хорошо «прочищает голову».
Техника «Стоп»: как простить обиду?
Жил в нашей стране один священник – прожил долго, более ста лет! В молодости, во время Великой Отечественной войны, у него на глазах расстреляли всю его семью. Потом его спрашивали: «Как вам удалось это пережить?» И он отвечал: «У меня был выбор – либо возненавидеть людей, либо избрать другой путь и стать священником». То есть он выбрал не ненависть к людям, а любовь к ним, и тем самым спас свою душу от разрушения.
Известный немецкий философ и психолог, специалист по «расстановкам» Берт Хеллингер в юности хотел быть миссионером, но началась Вторая мировая война и его призвали в армию. Хеллингер попал в плен к союзникам, потом бежал из лагеря… И уже очень пожилым человеком он как-то приехал в Россию. По его словам, ему хотелось «отдать долги» за своих предков. И метод расстановок, созданию которого он посвятил много сил и времени, во многом построен именно на желании разобраться в прошлом, привести любовь на смену ненависти и проблемам.
Всегда лучше умножать добро, а не зло. Еще один пример, самый простой, из повседневной жизни: у знакомой сын собирался вечером навестить бабушку, но по пути «зарулил» на дискотеку. И вот он под утро является к бабушке, та кричит на него: «Ты где был, паршивец? Я места себе не нахожу!» А он смотрит на нее и говорит: «Я тоже тебя люблю, бабуля!» И все. Бабушка улыбается. Конечно, внук поступил не очень хорошо, но теперь они смогут спокойно поговорить, без обид и крика, и, вероятнее всего, внук признает свою ошибку и больше не повторит ее.
Что делать с обидой? Переварить ее!
Как можно непосредственно реагировать на то, что нас обижают? Есть несколько вариантов.
Представьте: вас обидели. Вам больно, вы гневаетесь на обидчика, жалеете себя, взываете к справедливости, испытываете целый спектр эмоций. Как вы можете действовать дальше?
Первый способ (самый распространенный): разгневаться! Не самый правильный и праведный способ, но вам станет легче. Нам часто рекомендуют не держать в себе негативные эмоции и обиды. Отчасти это верно. Что происходит, когда человек долго держит в себе обиду? Печень начинает шалить. Печень связана с гневом, печень – это желчь, огонь. И если человек долго сдерживает гнев, он начинает болеть. Многие люди стремятся сдерживаться из последних сил. У человека уже дым из ушей идет, а он все сдерживается. Я не призываю превращаться в несдержанного истерика, но постоянное «обуздывание» себя, постоянное направление негативных эмоций «внутрь себя» приводят к болезням. Поэтому иногда можно проявить свой гнев. Не очень агрессивно, конечно, но можно высказать обидчику свое недовольство. И вам сразу полегчает! Этот способ хорош именно тем, что вы не держите гнев и обиду в себе и не наносите вреда своему здоровью. А плох тем, что вы начинаете участвовать в «круговороте агрессии». Вас обидели – вы в ответ рявкнули. Обидчик рявкнул на вас, вы – на него, и пошло-поехало… Поэтому я обычно рекомендую второй, более безобидный способ.
Второй способ: перенаправить гнев, перенаправить энергию. Может быть, пойти в лес и там громко покричать, пойти позаниматься спортом, поотжиматься, пройти пешком километров пятнадцать, дров наколоть, если вы в сельской местности. И когда мы эту энергию выплеснули – нам становится легче. Но проблема как таковая остается.
Третий способ: не соприкасаться с источником проблемы. Если это, конечно, возможно. Например, в магазине, в который вы ходите регулярно, работает хамоватый продавец. У вас каждый раз портится настроение, когда вы бываете в этом магазине. Есть в округе другие торговые точки, ассортимент которых не хуже, чем в этом магазине? Ходите туда. То есть вы просто «отрезаете» хама от вашего постоянного круга общения. «Он нехороший человек, с ним лучше не пересекаться…» А что делать с впечатлениями от общения с этим человеком? Забыть. Как это сделать? Просто погрузиться в жизнь и жить.
И, конечно, нужно отзываться на желание человека извиниться, загладить вину. Вот, допустим, меня кто-то обидел. Например, слушатель во время лекции встал и сказал: «Ваша лекция отвратительна!» Я думаю: «О, какой нехороший человек. Куда охрана смотрит? Он ничего не понимает. Выведите этого человека!» И потом, когда я гуляю по территории, то если вижу этого человека – сразу отворачиваюсь. И тут вдруг он сам подходит ко мне, говорит: «Извините, я себя неправильно повел. Я ничего не понимал, а на самом деле вы хороший лектор, замечательный рассказчик и вообще приличный человек». Что будет с моей обидой? Мне полегчает. Человек признал, что он не прав. Почему мне было обидно? Как вы помните, мы все ждем любви и хорошего отношения к себе. А этот человек мне их сначала не дал. И в этом основная причина моей обиды. Но когда он признался, когда он сказал, что неправильно оценивал меня и мою деятельность, мне стало легче.
Вообще, часто говорят, что важнее не совершать опрометчивых поступков, не бросаться на людей, чем потом извиняться. Потому что обиды всегда оставляют след, об этом нужно помнить. Есть знаменитая притча про одного мальчика. Он был очень сильным и драчливым, от него страдали многие односельчане. Люди жаловались на мальчика. И вот однажды отец сказал ему:
– Знаешь, сынок, давай сделаем так: каждый раз, когда ты совершишь хулиганский поступок, ты будешь вбивать гвоздь в эту стенку.
И вот каждый раз, когда мальчик кого-то обижал, бил, унижал, он забивал в стенку гвоздь. И вскоре стена покрылась гвоздями. Отец снова позвал сына и сказал ему:
– А теперь каждый раз, когда ты будешь делать хорошее дело для людей, выдергивай один гвоздь. Тебе надо искупить свои дурные поступки.
И мальчик начал делать добрые дела – и каждый раз, после того как помог какой-нибудь старушке натаскать домой воды или прополол односельчанину огород, он вытаскивал из стены один гвоздь. В итоге в стене образовалось множество дырок. А когда все гвозди были вытащены из стены, отец подозвал сына и сказал:
– Вот видишь, гвоздей уже нет, а дырки остались. Эта стена уже никогда не будет такой же, как раньше. Так и человеческие сердца: мы можем извиниться за неправильное поведение, но следы от оскорблений уже никуда не денутся.
Существует и «ментальное пищеварение». Если я не переварю впечатления, обиды, не отреагирую на них должным образом – в моей душе поселится грязь. Я начну болеть.
Конечно же, нам приятно, когда люди признают свою вину, просят прощения. Но все равно в глубине души сидит заноза: «А когда-то он меня обидел!» И об этом нужно помнить не только тогда, когда мы ворошим собственные обиды, но и когда собираемся обидеть кого-то другого.
И, наконец, четвертый вид реакции на обиду, четвертый способ работы с ней: посмотреть на нее с другой стороны. Знаете, бывают такие картинки с оптической иллюзией? Под одним углом зрения вы, например, увидите на картинке очаровательную девушку, а под другим – дряхлую старуху. Вот так же и мы можем на одну и ту же ситуацию смотреть по-разному. Один рисунок, одна ситуация, одно событие – но можно посмотреть по-разному. Например:
«Да, мой друг вечно опаздывает, я на него за это обижаюсь. Сегодня он, негодяй, опоздал на сорок минут! Но зато, пока я ждала его, я познакомилась с очень интересными людьми!»
«Да, руководитель раскритиковал мою работу и даже сказал, что мне стоит поискать другое место. Но зато это стало для меня поводом задуматься, а не сменить ли профессию, и завтра я уже иду на курсы дизайна!»
«Да, на экзамене мне незаслуженно поставили тройку. Но когда я в расстроенных чувствах пошла гулять по городу, я набрела на очень милое кафе. И свой день рождения я отпраздную именно здесь!»
Очень важный момент: у нас с вами есть разум. Он предназначен, чтобы переваривать ощущения. Чтобы помогать нам не бросаться в омут с головой и не судить опрометчиво, а взвешивать все за и против. Мы не должны допускать, чтобы непереваренные ощущения формировали нашу личность. Приведу пример. Когда мы едим, «огонь в желудке» трансформирует еду, помогает переработать ее в энергию для нашего тела. Если желудок работает неправильно – полезная еда, которая попала в желудок, не становится полезной энергией. Она становится нашей проблемой. Проблема эта называется «ама» – «грязь». Ама начинает разрушать наш организм.
Можно сказать, что существует также и «ментальное пищеварение». Если я не переварю впечатления, обиды, не отреагирую на них должным образом – в моей душе поселится грязь. Я начну болеть. Особенно это важно, если я работаю в сложном коллективе, среди людей, которые не любят меня и не считают меня хорошим человеком. Поэтому переваривать впечатления очень важно. Ну а как это делать – несколько способов мы уже рассмотрели. И еще немного рассмотрим на нашей следующей остановке.
Мы уже прошли полпути к горной вершине! Настал момент поговорить более подробно о конкретных практиках и о более сложных вещах, чем непосредственная реакция на обиды.
Переход четвертый. Половина пути
Вопросы техники
Какие существуют психологические инструменты для работы с чувством обиды? На предыдущем нашем переходе речь шла о том, какими четырьмя способами можно отреагировать на обиду (разгневаться, перенаправить энергию, не соприкасаться с источником обиды, посмотреть с другой стороны). А сейчас – все-таки мы прошли уже полпути – я расскажу о более глубоких техниках проработки. Чтобы не просто «отреагировать», а полностью избавиться от чувства обиды, максимально обезвредить ее! Но в этих способах все равно так или иначе присутствуют элементы четырех видов непосредственных реакций на обиду.
Первая техника – медитативная
Включите тихую приятную музыку, зажгите свечу и сядьте у нее. Посмотрите на пламя свечи несколько минут, потом закройте глаза и представьте как можно ярче своего обидчика. Если у вас в последнее время было несколько обид, то пусть образы ваших обидчиков проходят перед вами медленной чередой. Каждый следующий образ будет возникать перед вами только после того, как вы отпустите предыдущий. Приложите правую руку к сердцу и каждому образу обидчика как можно более искренне скажите: «Я прощаю тебя. Я отпускаю обиду. Я желаю тебе счастья». Когда закончите, откройте глаза и несколько минут посмотрите в центр пламени. Почувствуйте, как это пламя очищает вас от липкой грязи обид. Поблагодарите Вселенную, мир, Господа за помощь вам и встаньте.
Как видите, в этой технике использован способ «не соприкасаться с источником обиды и забыть». Обращаю ваше внимание, что счастья нужно желать искренне, а не так: «Ты негодяй, конечно, но я желаю тебе счастья». Простить и забыть, а не перемалывать бесконечно недостатки вашего обидчика – вот в чем смысл этой техники.
«Выжигающая» техника
Напишите список своих обид на листке бумаги, а затем сожгите этот листок на свече. Заранее приготовьте пинцет, чтобы не обжечь пальцы. Пока бумага горит, представьте себе, что этот огонь не просто уничтожает лист бумаги, а выжигает внутри вас все упомянутые обиды. Все проходит. Можно придумать соответствующую красивую фразу и повторять ее, пока лист бумаги горит. Например, можно сказать: «Я сжигаю все свои обиды. Я выжигаю свою злость, претензии к людям. Так я готовлю почву для своего будущего счастья». Здесь мы частично используем некоторые приемы первого и второго способов реакции на обиду. Я проявляю свой гнев на бумаге – и уничтожаю ее.
Техника «Первый шаг. Вернуться к обиде»
Нужно мысленно вернуться к своей обиде. В идеале – восстановить в памяти всю ситуацию. Где и как это произошло? Кто присутствовал? Кто и что говорил? Как были одеты участники сцены? Чем все закончилось? По большому счету вам нужно вновь все пережить. Описать себе заново все свои ощущения: что чувствовало ваше тело, хотелось ли вам плакать, какие мысли приходили в голову, было ли у вас желание вернуть время вспять, чтобы «теперь уж точно ответить всем так, как они того заслуживают!». Очень хорошо, если вы сможете все это записать. Пишите во всех подробностях: «Она мне такое сказала! Она сказала, что я отвратительно готовлю гречку! Я думал, что сойду с ума от обиды! Я два дня не мог спать!»
А теперь подробно распишите, как должен был бы вести себя обидчик, чтобы вы не обиделись. Какое поведение вы бы простили ему? Чего вы ждали от него? Например, вы бы простили и не обиделись, если бы услышали примерно такую фразу: «Твоя гречка изумительная, но можно лучше. Но если б еще ее доварить… и соль добавить, вообще будет шедевр». Теперь подробно ответьте на вопрос: а почему, с моей точки зрения, собеседник должен был поступить именно так? Почему он должен был мне сказать про гречку именно такими словами? Например: «Потому что он мой друг, и он не должен меня обижать, мы же друзья».
Следующий шаг – попробуйте описать, каковы причины того, что ваш собеседник повел себя не так, как вам хотелось бы. Например: «Он плохо себя чувствовал, был не в духе», «Может быть, я как-то не очень красиво сервировал стол с этой несчастной гречкой». Далее думаем над вопросами: «Знал ли он о моих ожиданиях?», «Со всеми ли он так поступает, со всеми ли так беспардонно общается или только со мной?», «Может быть, он вообще не знал, что я люблю похвалу?»
Теперь думаем и пишем: «А способен ли мой друг вообще на то, чего я от него ждал? Может быть, он в принципе не умеет красиво говорить, может быть, он с детства недолюбливает гречку? А может быть, для него русский язык не родной, и он стесняется произносить длинные фразы?» Далее пишем: «Какие чувства, эмоции сопровождали мою обиду?» – и подробно расписываем их.
И, наконец, последний шаг – это прощение. Пока вы писали все это, вы наверняка прокрутили в голове несколько причин того, почему ваш друг мог поступить именно так, а не иначе. Может быть, он вообще ни в чем не виноват, а просто воображение у вас слишком богатое?
В этой технике присутствует сразу несколько приемов работы с обидой: «выплеснуть свои чувства», «посмотреть с другой стороны»… Сначала вы смотрели только со своей стороны – «меня обидели». А тут ситуация рассматривается с разных ракурсов. И в итоге может оказаться (не обязательно, но может), что это не друг ваш негодяй, а вы гречку не доварили. И он, бедный, давился, но ел. Правда, потом не удержался и высказал что думает. И все будет восприниматься уже по-другому: «Надо гречку хорошо варить. Люди обижаются».
Техника «Благость» (она же «Техника с тетрадкой»)
Это, собственно, вариант предыдущей техники, но немного попроще. Ее использует один мой знакомый, профессиональный психолог. Когда к нему приходят люди «на взводе», он дает им такую тетрадку. Она называется «Благость». И говорит: «Вот тебе ручка, пожалуйста, подробно опиши все – как тебе плохо и насколько плохо». И человек прилежно описывает в тетрадке все свои страдания. Как бы выплескивает на бумагу все, что накопилось. Это самый простой способ переваривания обиды. Я сам тоже так делаю, когда чувствую, что мне взгрустнулось. При помощи этих записей мы как бы вытаскиваем на свет все скрытое, помогаем самому себе разобраться в самом себе. Как ни странно, это очень действенно. Бывает так, что человек не может сформулировать свои мысли в устной форме, а когда садится за тетрадку и начинает писать – мысли бегут одна за другой.
И вот все написано, все обиды перечислены. Что делать дальше?
Ответить на это письмо с точки зрения обидчика! Представьте, что все написанное вами получил ваш обидчик. Что бы он ответил? Эта практика также очень хорошо помогает взглянуть на ситуацию с разных сторон и найти оптимальное решение. Когда вы начинаете писать «за того парня», у вас может начаться форменное раздвоение личности: «Да я вообще такого не говорил! Я совсем другое имел в виду!» Но вы все равно пишите с точки зрения другого человека. И так переписываться можно несколько раз! Иногда в ходе этой практики получается переписка в 8–10 писем и более!
И в конце концов мой друг-психолог предлагает «договориться», прийти к консенсусу. «В чем был неправ собеседник? А в чем, может быть, был неправ я сам?» И так далее. Эта практика очень хорошо «прочищает голову».
Техника «Стоп»: как простить обиду?