В поисках гробниц Древнего Египта
Часть 12 из 14 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Недавние раскопки и возможности для будущих исследований
Большинство гробниц, найденных Эмери, подверглось разграблению еще в древние времена. По этой причине выяснить имена людей, похороненных в них, сейчас не представляется возможным. Весьма вероятно, что среди этих захоронений есть и усыпальница Имхотепа. Но, может, подтверждение этого факта было утеряно еще до того, как гробнице начали поклоняться при XXVI династии? Другими словами, могли ли ошибаться египтяне Позднего периода, оставив в этой местности столько материала, относящегося к Имхотепу, потому что верили, что там находится его гробница? В Северной Саккаре есть районы, где Эмери не проводил раскопки, они могут по-прежнему скрывать усыпальницу великого мудреца, жившего при фараоне Джосере. В XXI веке в местах, где Эмери работал последние годы, были проведены три отдельных исследования. Ученым удалось найти дополнительные свидетельства того, что во времена III династии там существовало монументальное сооружение, связанное с Имхотепом.
В 2002 году на раскопках работала команда археологов из Института египтологии при токийском Университете Васэда под руководством профессоров Сакудзи Йосимура и Нодзому Каваи. Они исследовали монумент, посвященный Хаемвасету, сыну Рамзеса II, и наткнулись на массивное каменное сооружение, построенное в вади{9}, уходящем на юго-восток от монумента Хаемвасета. Раскопки проводились приблизительно в полутора километрах от Некрополя священных животных в неисследованном районе пустыни. Длина фасада обнаруженного монумента составляла 34,3 м, а пятнадцать каменных ступеней, которые образовывали его стены, достигали высоты 4,1 м. Ученые выяснили, что стены имеют наклон внутрь, как у Ступенчатой пирамиды и других сооружений времен III династии. Позади ступенчатой конструкции были найдены две камеры, вырезанные непосредственно в стене. Внутри каждой из них хранились ритуальные подношения Раннего династического периода, периодов Старого и Среднего царства. Исследователи решили, что они раскопали своего рода культовый центр, который использовался при Имхотепе, а во времена Среднего царства был возрожден[29].
Затем в 2005 году польско-египетская археологическая миссия, возглавляемая доктором Кароль Мысливец, раскопала еще один крупный монумент, относящийся приблизительно ко времени, когда жил Имхотеп. Получив разрешение египетских властей, ученые решили разобрать часть большой кирпичной платформы к западу от Ступенчатой пирамиды Джосера. Они рассчитывали найти под ней сооружения периода Старого царства и исследовать их. Под самым старым слоем грунта археологи обнаружили конструкцию, вырезанную в скале, которая датировалась либо концом II династии, либо началом III. Исследователи отнесли монумент к этому периоду, поскольку он имел продолговатую форму и своим размером и ориентацией по оси север — юг напоминал как царские гробницы II династии, расположенные к югу от Ступенчатой пирамиды, так и личные гробницы III династии, найденные на Саккарском плато[30]. Монумент был частично разрушен при строительстве более поздних шахт периода Старого царства. Но сохранился вырезанный в камне проход, круто уходящий вниз в южном направлении. Он вел в подземную камеру, содержавшую глиняную посуду для ритуалов. Это позволило ученым предположить, что камера была местом культа, а не гробницей как таковой. Они рассчитывали найти в окрестностях, особенно с южной стороны[31], гробницу Раннего династического периода или периода III династии. Но при дальнейших раскопках удалось обнаружить в основном более поздние захоронения, датирующиеся периодом от Старого царства до эпохи Птолемеев.
Интересно, что практически в то же самое время другая экспедиция, работавшая на просторах некрополя Саккары, нашла две гробницы, оказавшиеся самыми большими на всем кладбище. Датировались они также периодом III династии.
В 1991 году харизматичный шотландский исследователь Иен Матисон запустил необычный проект, в рамках которого собирался составить топографическую карту очень большой части Саккарского некрополя, а также карту его подземных сооружений. Матисон хотел создать основу для унификации всей археологической информации, собранной разными миссиями за многие годы, а также выяснить новые данные без проведения раскопок. С 2000 по 2007 год вместе с коллегами он обследовал обширную территорию от Ступенчатой пирамиды на юге до деревни Абусир на севере и от края крутого склона на востоке до Серапеума на западе[32]. Матисон намеревался продемонстрировать потенциал геофизических методов исследования и других неинвазивных технологий для новых открытий. Без преувеличения его проект оказался успешен с разных точек зрения. Ему удалось показать, чего можно добиться, даже не проводя раскопки: он достиг прорыва в использовании нового оборудования и значительно углубил наши знания об этом археологическом районе.
В отчете Матисона, опубликованном в 2007 году в «Египетском археологическом журнале», содержится масса сведений о новых сооружениях, обнаруженных в ходе работы, и большинство из них до сих пор не раскопано. С помощью передовых технологий Матисон открыл множество мастаб, храмовых оснований и других монументов, рассеянных по всему некрополю. Среди них есть два сооружения, имеющих отношение к теме нашего рассказа. К северу от Серапейской дороги, ведущей из восточной части района на запад через пустыню к месту захоронения священных быков Аписа, приблизительно в 400 м к западу от гробницы 3507 и дома, в котором жил сам Эмери во время своих экспедиций, Матисон нашел две самые большие мастабы, открытые в этой местности на сегодня.
Несомненно, ученому удалось продемонстрировать эффективность своих методов и показать, как много потенциальных открытий таит в себе Саккарский некрополь. Выводы его отчета весьма коротки и точны, их значимость несомненна для любого, кто прочтет этот документ. «Очевидно, что мы смогли собрать полную информацию о сооружениях северной части Саккарского некрополя, насколько это возможно с использованием магнитного градиометра… А еще это значит, что Высший совет по древностям теперь располагает исчерпывающим планом сооружений, скрытых под песком. И все это достигнуто без проведения раскопок»[33].
Геомагнитная карта, сделанная Иеном Матисоном, на которой видны два огромных прямоугольных объекта — мастабы, одна из которых, по мнению ученого, является гробницей Имхотепа
Источник: Courtesy Saqqara Geophysical Survey Project
Но что за сооружения на снимках? Не египтолог по образованию, Матисон был не против делегировать специалистам интерпретацию и исследование результатов своей работы. Однако в 2006 году вышла короткая статья, в которой этот шотландец позволил себе немного порассуждать. Он рассказал, что его также посещали мысли, которые когда-то будоражили Уолтера Брайана Эмери. Статья называлась «В поисках Имхотепа»[34]. В ней Матисон, как и Эмери, доказывал, что Имхотеп должен был желать, чтобы его похоронили рядом с фараоном, а также что появление кладбища священных животных в этой местности, скорее всего, как-то связано с Имхотепом. Исследователь высказывал предположение, что Имхотеп, вероятно, воздвиг рядом со Ступенчатой пирамидой свою гробницу, использовав в ее конструкции по крайней мере некоторые черты гробницы Джосера, например вход в юго-восточном углу. Более крупная мастаба из тех двух, что Матисон обнаружил в 2005 и 2006 годах, имела размеры 90 × 40 м при толщине стен 5 м. Вход в нее находился в юго-восточном конце восточной стены. Все эти характеристики очень напоминают Ступенчатую пирамиду. И хотя некоторые данные указывают на то, что спустя какое-то время после постройки в мастабу пытались проникнуть, она выглядела нетронутой. Второе сооружение находилось ровно в 20 м к востоку. Его размеры составляли 70 × 50 м, стены также были толстыми, а внутреннее устройство — довольно сложным, что говорило о том, что это был храм или многокомнатный дом.
Матисон завершает статью словами о том, что пришла пора исследовать эти сооружения. Остается неясным, собирался ли он сам сделать это. В июле 2010-го Иен Матисон скончался в возрасте 83 лет. Его коллеги продолжили проект геофизического обследования Саккары, но две крупные мастабы, привлекшие внимание Матисона, так и остаются неисследованными.
Выводы
Итак, перед нами есть несколько заманчивых возможностей. Безымянная мастаба под номером 3508, через которую Эмери попал в лабиринт со священными животными, остается весьма многообещающим претендентом на место гробницы Имхотепа. Слишком явно указывают на особый статус этого сооружения бычьи захоронения, огромные количества ритуальных подношений Тоту и Имхотепу, а также стены, поврежденные посетителями, желавшими унести с собой частичку священного здания. Но сам Эмери, судя по всему, не считал эту гробницу местом захоронения Имхотепа, поскольку в последние годы сфокусировался на работе в других раскопах. Действительно, можно допустить, что за тысячелетия, прошедшие между смертью Имхотепа и началом эпохи Птолемеев, когда гробнице, несомненно, поклонялись, истинное место захоронения могло быть забыто. Среди всех гробниц, открытых Эмери, наиболее серьезным вариантом представляется, пожалуй, большая мастаба 3518. Она точно ориентирована на Ступенчатую пирамиду и содержит печать с именем Джосера.
Сооружения, найденные японскими и польскими экспедициями, выглядят менее убедительными. Но и они важны как новые свидетельства массового строительства в связи с более поздними ритуальными церемониями. Именно это привлекло Эмери в Северную Саккару в 1960–1970-х годах. Остается открытым вопрос, как обнаружение этих монументов могло бы повлиять на исследования Эмери и каким будет его воздействие на дальнейшие археологические изыскания в этом районе. И пожалуй, самый большой интерес представляют массивные сооружения, найденные совсем недавно Иеном Матисоном. Очевидно, исследователей ждет огромное количество работы в Северной Саккаре. Гробница Имхотепа может быть по-прежнему скрыта в песках, а значит, новому поколению археологов еще предстоит сделать сенсационное открытие.
Глава 2. От видимого к скрытому
Аменхотеп I и Долина Царей
В период Нового царства погребальные монументы фараонов прошлого с их нарочито огромными статуями, храмами и, конечно же, пирамидами были заброшены. В то время правители предпочитали, чтобы их хоронили в скрытых под землей гробницах, располагавшихся на потайном кладбище, ныне известном как Долина Царей.
Сейчас Долина является одной из самых известных археологических достопримечательностей в мире, хотя изначально задумывалась как нечто прямо противоположное. Она олицетворяет собой важный этап в развитии древнеегипетских погребальных практик: уход от показной роскоши и стремление к секретности. Несмотря на то что в предшествующие периоды гробницы фараонов также зачастую строились в пустыне, подальше от обитаемых земель долины Нила, эти монументальные, крепкие строения, подчеркивавшие могущество их хозяев, были заметны с большого расстояния. Гробницы Долины Царей начали возводить в еще более отдаленной местности, посреди пустынного плоскогорья, полностью скрытого от постороннего глаза. Чтобы добраться туда из ближайших деревень, потребовались бы по меньшей мере час или два энергичной ходьбы или поездки на осле. Усыпальницы были надежно укрыты от потенциальных грабителей, и их местонахождение знали только те, кто занимался постройкой и совершал ритуалы. Долина оставалась царским кладбищем более четырехсот лет (с коротким перерывом на амарнский период, к которому мы еще вернемся в следующей главе). И хотя ни одна гробница Долины Царей не похожа на другую, можно проследить, как эволюционировала мысль строителей в плане расположения, архитектуры и декора сооружений. При этом существует немало общих фундаментальных черт, присущих всем захоронениям Долины.
В отличие от более древних периодов, новый подход к погребению правителей не предполагал в гробнице устройство мест для поклонения и совершения подношений усопшему фараону, а также проведения жреческих ритуалов. Поскольку новые гробницы задумывались так, чтобы никто не имел к ним доступа, требовался новый способ восславлять правителей после их смерти. Именно по этой причине культовые сооружения стали строить отдельно от места захоронения царя. Каждый правитель теперь возводил поминальный храм в свою честь на границе пустыни, вдоль основной части Фиванского некрополя, расположенного гораздо ближе к населенной местности. В последующие годы подобные сооружения стали размещать один за другим по линии север — юг. Среди них были крупнейшие храмы за всю историю Древнего Египта, в частности храмы Аменхотепа III, Рамзеса I (ныне известного как Рамессеум) и Рамзеса III. Предполагалось, что в них легко смогут попасть жрецы и горожане, задействованные в храмовых службах и отправлении культа усопшего фараона, поэтому строение было видно с расстояния в несколько миль.
Но когда же произошел такой переворот в погребальной традиции и кто его инициировал? Тот человек, на поиски гробницы которого мы отправимся в этой главе, представляется подходящим кандидатом на эту роль. В будущем, когда его усыпальницы обнаружат, многое в этой истории прояснится. Джесеркар Аменхотеп I, сын Яхмоса I и его царственной супруги Яхмос-Нефертари, был вторым правителем XVIII династии, первого рода фараонов Нового царства. По данным Манефона, он правил двадцать лет. И пускай сохранилось совсем немного документов того периода, судя по всему, за время правления ему удалось укрепить могущество своей династии как в Египте, так и за его пределами. В Эль-Кабе была найдена гробница чиновника Яхмоса, сына Эбаны; в ее надписях воссоздается военная кампания, прошедшая в Нубии во время царствования Аменхотепа, а также говорится о здании, построенном в его честь на острове Саи между 2-м и 3-м порогами. Этот факт свидетельствует о том, что при Аменхотепе Египет стал доминирующей державой к югу от своих границ. Несколько культовых сооружений было построено в Верхнем Египте — в Элефантине, Ком-Омбо, Абидосе и Карнаке. Но самым важным достижением периода правления Аменхотепа был переход к новому порядку погребения фараонов.
Гробница Аменхотепа все еще не найдена. Ученые расходятся во мнении, был ли он похоронен в одной из обнаруженных, но пока не идентифицированных гробниц, или же усыпальницу царя только предстоит раскопать. В любом случае правление Аменхотепа было переходным периодом.
Его предшественников хоронили в районе Дра-Абу-эль-Нага в северной оконечности Фиванского некрополя. Фараонов, правивших после, хоронили уже в Долине Царей. Первым, кого там погребли, был, вероятно, преемник Аменхотепа Тутмос I. Таким образом, захоронения в Долине начались не позже правления Хатшепсут. Часть исследователей настаивает на том, что гробницу Аменхотепа нужно искать среди захоронений царей более ранних периодов. Их оппоненты утверждают, что она скрыта где-то в знаменитой Долине.
Аменхотеп, как и его мать Яхмос-Нефертари, считался божественным покровителем селения Дейр-эль-Медина, где жили рабочие, вырубавшие гробницы в скалах Долины Царей. Возможно, само основание этой деревни было связано с именем Аменхотепа. По крайней мере, в этом селении его культ был мощнее, чем культ какого-либо другого фараона Нового царства. А если учесть, какие соперники были у Аменхотепа, это станет просто выдающимся достижением. Для рабочих, знающих царские гробницы лучше, чем кто-либо другой, он был самым значимым правителем.
В деревне Дейр-эль-Бахри погребальные сооружения строились с тех пор, как Ментухотеп II из XI династии воздвиг там собственную гробницу и храм в свою честь. Обнаруженная в этом селении статуя Аменхотепа в образе Осириса, сделанная из песчаника, может свидетельствовать, что фараону поклонялись не только в непосредственной близости от его гробницы. Разделение мест захоронения и отправления культа было одной из ключевых особенностей погребальной практики Нового царства. Мог ли сам Аменхотеп быть основателем этой традиции? Точный ответ мы получим, когда его усыпальницу обнаружат.
Ученые давно пытаются выяснить, по какой причине был изменен погребальный канон, в частности переход от захоронений в самых заметных сооружениях страны к максимально недоступным и скрытым гробницам. Разобраться в этом так же сложно, как и в событиях того времени. Правда, недавние впечатляющие открытия ранее неизвестных гробниц в совершенно неожиданном месте значительно расширили наши познания о тех временах; по всей видимости, теперь придется переписывать учебники истории.
Эволюция пирамид
Имхотеп внес большой вклад в создание Ступенчатой пирамиды, но это был лишь первый шаг в развитии пирамидальной архитектуры Египта. Вдохновившись монументом Джосера, фараоны, правившие после него, старались различными способами превзойти оригинал. Не считая пары исключений, пирамидальные конструкции оставались стандартом для царских гробниц вплоть до окончания периода Древнего царства, то есть еще пять веков.
Сама пирамида Джосера стала результатом беспрерывных экспериментов архитектора, стремившегося создать идеальный монумент. Изначально сооружение задумывалось как платформа с квадратным основанием, напоминающим прямоугольную конструкцию мастабы, только возводиться оно должно было не из кирпича-сырца, а из каменных плит, уложенных горизонтально. Платформу увеличили до четырехуровневой конструкции и достроили еще раз, превратив в здание с шестью уровнями. Для финальной доработки первоначальное квадратное основание продлили на север и на запад, придав ему форму прямоугольника. В итоге шесть уровней, уменьшающихся по площади, составили пирамиду. Каменные плиты каждого уровня были установлены таким образом, что имели наклон внутрь, по направлению к сердцевине, построенной из булыжника.
Пирамиды и вспомогательные строения, окружавшие их, предназначались для нескольких целей: в первую очередь для захоронения, а также сложных ритуалов, связанных со смертью фараона и его посмертным путешествием; кроме того, они должны были показать силу и власть как самого правителя, так и монархического института в целом. Эволюция архитектуры пирамид, особенно в период правления III династии, по-видимому, была обусловлена стремлением египтян обозначить место захоронения фараона с максимальным размахом.
Начало правления IV династии стало поворотным моментом. Первый ее представитель, фараон Снофру, хоть и не возвел самую грандиозную пирамиду (эта честь выпала его преемнику, Хуфу), по всей вероятности, был величайшим строителем пирамид. Так, ему приписываются по меньшей мере три пирамиды: одна в Мейдуме и две в Дашуре — все три входят в обширное кладбище Мемфиса. Еще семь ступенчатых пирамид меньшего размера, приписываемых Снофру, разбросаны по долине Нила до Элефантина на юге. Возможно, их возвели в честь какого-то царского путешествия[35]. Однако три основные пирамиды, скорее всего, предназначались для царского погребения. Снофру поставил перед архитекторами невиданную для своего времени задачу: все три пирамиды достигают в высоту примерно 100 м, что намного выше пирамиды Джосера, чья вершина находится в 60 м от земли. Сначала, по всей вероятности, построили пирамиду в Мейдуме. Впервые в истории в корпусе самого сооружения были устроены помещения. Конструкция сооружения дважды подвергалась корректировке: изначально пирамида задумывалась как семиуровневый монумент, к которому затем добавили восьмой; однако самым важным изменением стало появление еще одного уровня, сделавшего строение первой равнобедренной пирамидой. Второй монумент Снофру, находящийся в Дашуре, проектировался как правильная пирамида, но, похоже, инженеры столкнулись с непредвиденными сложностями: верхние уровни оказывали чрезмерное давление на нижние. Вес удалось снизить, уменьшив угол наклона сторон пирамиды, в результате чего она приобрела необычную форму и теперь известна под названием Ломаной пирамиды. Несмотря на возникшие проблемы, основной корпус пирамиды завершили и облицевали турским известняком — самым белым в Египте. Бо́льшая его часть сохранилась до наших дней, чего не скажешь об облицовке других пирамид. Правда, Снофру, по всей видимости, что-то не устроило — то ли известняк, то ли вся пирамида в целом, и он начал строительство третьего монумента к северу от Ломаной пирамиды. На этот раз архитекторам удалось возвести равностороннюю пирамиду, ныне известную как Розовая: облицовка из белого турского известняка осыпалась, обнажив под собой красноватые известняковые блоки.
Стремясь разместить камеры в самом центре пирамиды, архитекторы шли на риск, ведь вся конструкция могла обрушиться прямо на них. Проблему решили благодаря оригинальной интерпретации консольной кладки. Каждый следующий камень в стенах был закреплен ближе к центру камеры, чем камень, лежащий на уровень ниже. Таким образом потолок получился сводчатым, что распределяло вес пирамиды по стенам внутренних помещений. Эту технологию успешно использовали во всех трех пирамидах Снофру, а также его преемника Хуфу.
Ломаная пирамида Снофру в Дашуре. Неустойчивость конструкции заставила строителей изменить угол наклона стен в верхней части монумента
Источник: Gurgen Bakhshetyam/shutterstock.com
Хуфу оставил свой след в мировой истории, соорудив Великую пирамиду в Гизе — последнее сохранившееся чудо света. Строение высотой 146 м было величайшим из всех возведенных человеком на тот момент. Построенная в 2540 году до н. э., пирамида сохраняла статус самого высокого здания еще почти четыре тысячелетия — до тех пор, пока в 1311 году не было завершено строительство Кафедрального собора Линкольна, чей центральный шпиль имел высоту 160 м. (Шпиль рухнул всего несколько столетий спустя, в 1549 году, так что с точки зрения долговечности творение египетских архитекторов осталось непревзойденным.) Великая пирамида стала одним из самых значительных достижений архитектурной и инженерной мысли в истории человечества не только благодаря своим размерам и устойчивости к разрушению. Египетские строители совершили настоящий подвиг, с невероятной точностью переместив огромное количество колоссальных каменных блоков в нужное место. Не меньшее впечатление производит и внутреннее устройство пирамиды, например Великая галерея с восьмиметровым сводчатым потолком, уходящая на глубину 46 м и заканчивающаяся погребальной камерой.
За всю эпоху фараонов не было построено более масштабной гробницы, внутреннее убранство которой превосходило бы интерьеры Великой пирамиды. И не было усыпальницы, чаще подвергавшейся разграблению, чем пирамида Хуфу. Сравниться с ней может разве что гробница его сына Хафра, вторая из трех пирамид в Гизе. Монумент Хафра меньше (хоть и ненамного), однако занимает центральное положение во всей композиции, причем с некоторых точек рельефа она кажется самой высокой, поскольку возведена на холме. Впрочем, ее интерьеры впечатляют гораздо слабее, чем залы Великой пирамиды, а строения времен V династии выглядят еще меньше и незамысловатей внутри. Фокус внимания строителей к тому времени, похоже, сместился на окружавшие пирамиды постройки, в частности посмертные храмы, располагавшиеся к востоку от захоронения и предназначавшиеся для совершения ритуалов, поддерживавших царя в потустороннем мире.
Следующее значительное изменение произошло при строительстве пирамиды Унаса, последнего фараона V династии: его погребальная камера, вестибюль при входе в нее и частично входной коридор были украшены иероглифическими надписями — для защиты тела царя после смерти и помощи ему в загробном путешествии. Эти надписи известны под названием Тексты пирамид. К VI династии их наличие на внутренних стенах гробниц стало обязательным условием, хотя в Среднем царстве подобная традиция не возродилась.
После усыпальницы Пепи II, последнего царя Древнего царства, следующую большую пирамиду построили только через два столетия. Несколько монументов пирамидальной формы, найденные в окрестностях Мемфиса, приписывают фараонам из VII–X династий, то есть ко времени Первого переходного периода, когда власть в стране делили две противоборствующие группы. Централизованный контроль удалось восстановить выходцам из Фив, которых теперь принято называть XI династией. Этих фараонов хоронили в их родных Фивах, и не в пирамидах, а в гробницах, выдолбленных в скале на западном берегу Нила.
XII династия началась с Аменемхета I и положила начало следующей эре, когда в районе оазиса Файюм была основана новая столица Иттауи и место захоронения царей перенесли. Кроме того, Аменемхет вернулся к традиции возведения пирамид. Он и его преемник Сенусерт I построили себе в Лиште пирамиды, конструкция которых в основном следовала канонам Древнего царства. Более того, монумент третьего фараона этой линии, Аменемхета II, свидетельствует о нововведениях, в частности в обустройстве внутренних помещений, на этот раз вызванных не опасностью обрушения конструкции под собственным весом, а возросшей угрозой разграбления и стремлением сохранить захоронение фараона в неприкосновенности.
Монумент Аменемхета II известен под названием Белая пирамида из-за многочисленных осколков известняка, покрывающих его руины. И хотя внутренняя часть пирамиды построена с использованием той же техники, что и у его предшественника Аменемхета I, залы отличаются необычными особенностями, указывающими на стремление обезопасить гробницу от грабителей. Саркофаг фараона, сделанный из нескольких кварцитовых панелей, спрятан ниже уровня пола погребальной камеры под слоем булыжников и половыми плитами. Кроме того, нишу, в которой хранился сундук с мумифицированными органами усопшего, расположили в конце короткого коридора прямо под входным туннелем, ведущим к погребальной камере. Относительно саркофага ниша располагалась к северу, а не к югу или юго-востоку, как делали ранее. Похоже, все это призвано было сбить грабителей со следа[36].
Преемник Аменемхета II, Сенусерт II, продолжил нововведения. Его пирамида в Лахуне стала первым монументом с внутренней частью из кирпича-сырца. При этом облицована она была все тем же камнем и снаружи ничем не отличалась от более ранних сооружений. Во внутреннем убранстве тоже были замечены новшества, вероятно призванные повысить уровень безопасности захоронения. Вход находился не с северной стороны, как было в гробницах, построенных после монумента Джосера, а с юга, и не через заглубляющийся туннель, а через шахту, прерываемую глубоким колодцем. Подземные проходы выдолбили в скальной подложке, а не выложили из камня на уровне земли. Эти проходы окружали погребальную камеру с трех сторон, что указывает на тенденцию вводить в конструкцию пирамид лабиринты, впоследствии ставшую нормой[37].
Сенусерт III построил свою пирамиду в Дашуре и снова изменил расположение входа. Что интересно, после он возвел еще одну гробницу в Абидосе, на этот раз в совершенно ином стиле: выдолбленную в скале, подобно более поздним усыпальницам эпохи Нового царства в Долине Царей. Несмотря на такое очевидное нарушение традиций, Аменемхет III, правивший после Сенусерта, снова построил две пирамиды. Первая, находящаяся в Дашуре, теперь известна как Черная пирамида (по контрасту с Красной и Белой пирамидами, стоящими неподалеку) из-за темного цвета кирпича-сырца, из которого построена сохранившаяся часть монумента. Ее внутреннее устройство усложнено: в пирамиде устроены также усыпальницы двух цариц. Вторая пирамида Аменемхета в Хаваре всеми своими атрибутами подтверждает, что подземные лабиринты были хитрой уловкой, призванной запутать грабителей: в пирамиду можно было попасть с южной стороны чуть к западу от центра через заглубляющийся туннель, через несколько метров преграждаемый опускной решеткой. За ней продолжался ложный коридор, ведущий в никуда и заваленный камнями. При этом в настоящую погребальную камеру нужно было пробираться не через туннель, уходящий направо, а через проход в левой стене, затем повернуть еще раз налево и на каждом повороте преодолевать опускные решетки. Пожалуй, самым оригинальным нововведением этой пирамиды была сама погребальная камера: ее сделали из цельной кварцитовой плиты, вставленной перед вестибюлем в щель, которую также закрыли несколькими крупными кварцитовыми блоками.
Громадные плиты усыпальницы были совершенно неподъемными, обладали гораздо большей плотностью, чем известняк, и, соответственно, пробурить в них проход было чрезвычайно сложно, в том числе грабителям (по крайней мере, на это надеялись древние архитекторы). Последнюю плиту устанавливали на место при помощи техники под названием «песчаная гидравлика». Плита, которой планировалось запечатать вход в погребальную камеру, поднималась над ней на деревянных подставках, словно стол на четырех ножках. Ножки, в свою очередь, устанавливались на вертикальных полостях («печных трубах»), выдолбленных в стенах камеры и заполненных песком. В нижней части полостей имелись пробки, удерживавшие песок на месте. После того как погребальный инвентарь заносили в камеру, пробки вынимали. Песок высыпался в специальные канавки по бокам от камеры, деревянные опоры опускались в полости, а вслед за ними четко на свое место вставала последняя плита. При использовании этой техники не требовалось крепить к плите ни веревки, ни ручки, а значит, не оставалось ни единого зазора, через который грабители могли бы пробраться внутрь, тем более поднять плиту обратно было практически невозможно. Впрочем, даже несмотря на такую сложную систему безопасности, гробница Аменемхета была разграблена, а тело самого фараона сожжено.
Подобный способ строительства погребальных камер продолжали использовать и после правления Аменемхета III, во Втором переходном периоде, в течение которого правили пять династий из списка Манефона, то есть почти сто фараонов. Нам известно, что к концу Второго переходного периода правителей XVII династии хоронили в фиванских холмах, в пустыне у подножья высокого плато, позднее ставшей Долиной Царей. Однако историки и археологи до сих пор имеют слабое представление о том, что происходило в промежутке между этими двумя периодами. Подавляющее большинство фараонов тех времен были захоронены при невыясненных обстоятельствах. Гробницы, которые удалось обнаружить, свидетельствуют, что их строителей в немалой степени беспокоила защита захоронений от разграбления: в частности, на это указывают запутанные коридоры с множеством поворотов, опускные решетки и погребальные камеры, сделанные из цельного куска твердой породы и соединявшие в себе функции саркофага и помещения для погребального инвентаря. При этом пирамиды той эпохи все равно успешно продолжали грабить. Инженеры придумывали многочисленные хитрости, использовали самые твердые камни, которые только можно было добыть, но упорство расхитителей всегда помогало им обойти архитектурные изыски.
Не перестаешь восхищаться тем, как неустанно архитекторы совершенствовали способы защиты гробниц, и сочувствовать им, поскольку грабители (тоже с потрясающей изобретательностью и упорством!) продолжали разрушать их планы. Можно, конечно, понадеяться, что в каких-то случаях инженерам удалось перехитрить мародеров, но мы точно знаем, что в итоге было принято решение полностью отказаться от идеи захоронения фараонов в монументальных строениях, веками сохраняющих их останки и символизирующих могущество усопших правителей. Захоронения перенесли в скрытые гробницы Долины Царей. Мог ли Аменхотеп I быть тем, кто принял это решение?
Сенебкай и неизвестная ранее Абидосская династия
В 2014 году, незадолго до открытия дашурской пирамиды, в Абидосе были найдены несколько гробниц XII династии. Место их нахождения располагается на юге страны, и именно там первые египетские фараоны устраивали свои усыпальницы. Доктор Джозеф Вегнер, работающий в Пенсильванском университете и Музее археологии и антропологии этого же города, много лет изучал абидосские монументы, связанные с именем фараона Сенусерта III из XII династии. Культу этого правителя был посвящен храм и выросший вокруг него город Ва-Сут, а также гробница фараона, выдолбленная в утесах так называемой горы Анубиса в западной части Абидоса.
Поскольку Сенусерт построил себе пирамиду еще и в Дашуре, не совсем ясно, в какой именно из гробниц захоронено его тело. Что удивительно, гробница Сенусерта в Абидосе отличается от других погребальных сооружений того периода и больше напоминает захоронения фараонов Нового царства. Гробница вырезана непосредственно в скале и уходит далеко вглубь — так строили усыпальницы фараонов XVIII, XIX и XX династий в Долине Царей. Не меньший интерес вызывают более скромные гробницы, рассеянные по склону горы вокруг захоронения Сенусерта. В самом начале XX века эту местность изучал английский египтолог Артур Вейгалл, представлявший Фонд исследования Египта. Вейгалл обнаружил две гробницы, которым присвоил номера S9 и S10. Оба сооружения имели такую же сложную внутреннюю конструкцию, как царские захоронения XII и XIII династий, находящиеся на севере, в том числе в Дашуре. Более того, основная часть погребальной камеры в гробнице S9 была сделана из цельной каменной плиты, что также повторяло конструкцию монументов севера. В гробнице S10 погребальную камеру Вейгаллу найти не удалось.
Раскопки захоронения Сенусерта III и близлежащих гробниц: S9, S10 и усыпальницы Сенебкая