Троллейбус без номеров
Часть 21 из 37 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
– Ну, не знаю. Спала бы, наверное. Или занималась бы своими делами. Я так давно ничего не писала.
Саша долго говорила, пытаясь добавить в свой голос побольше жалости, а Елена Михайловна все писала и писала. Наконец, она прервала Сашу.
– Подожди за дверью, мне нужно позвать твою маму.
Едва только за матерью захлопнулась дверь, Саша приникла ухом к стене, подслушивая все, что происходит. Правда, ничего особенного она не слышала: так, гулкое эхо. Нервный голос психиатра и спокойный – матери.
– Клиническая депрессия в таком возрасте – это очень странно. Она в шаге от самоубийства. Ей необходимы успокоительные.
– Вы уверены, что она не наврала? Она очень любит фантазировать у меня.
Бам-с. Бум. Печать. Хлоп. Позади бурчали недовольные пациенты в очереди.
– З-з-занимают тут.
Клиническая депрессия. В ее возрасте это очень странно. Фантазировать. Я выпишу ей лекарства, пусть ходит каждую неделю, буду корректировать ее лечение. Бум. Печать. Транквилизаторы очень слабые, не волнуйтесь. Просто будет больше спать. Но она и так спит. Бум. Клац. Значит, она не высыпается. Шурх. Больше шороха, ведь Саша любила всякие шорохи, особенно ночью.
Дверь открылась, и мать, схватив ее за руку – больно, слегка хрустнуло запястье, теперь, наверное, дня два будет болеть, хотя кому не плевать – потащила ее прочь.
– Замечательно, – чеканила мать, идя вперед. – Что ты ей наговорила такого? Тринадцать лет – и клиническая депрессия, просто замечательно.
– То же, что и тебе, – Саша повела плечом. – Правду. Про то, что со мной творится.
Тут Саша, правда, немного слукавила: она прекрасно понимала, что, расскажи она психиатру все как есть, ее наверняка заперли бы в больнице навсегда. Ведь взрослые люди такие смешные. Они верят в курс доллара и фондовые биржи, верят в бога, золотого, беспристрастного, который наверняка рассудит, верят в то, что воду можно зарядить от телевизора, верят политикам, много кому и много чему верят – но ни за что не поверят в то, что она, Саша, видит сны, которые куда интереснее, чем реальный мир. Ведь во снах не бывает несправедливости и всяких там учительниц по русскому языку, во снах все зависит только от тебя и от твоей силы. А еще там есть Владлен, который всегда выслушает и поможет. Он точно не отправит заряжать воду от телевизора или учить уроки.
– Скажи мне честно, – мать стояла, вытянутая, как палка. Полная, монументальная и будто вырезанная не очень искусным резчиком по дереву. – Ты попала в плохую компанию? Это ведь все началось, когда ты поссорилась со своей Аней.
Ее имя мама всегда говорила с каким-то легким пренебрежением, будто никак не могла вспомнить. Будто для мамы Аня – какая-то особенно неприятная заноза в таком месте где ее трудно достать, и в итоге ходишь и мучаешься. Раньше Саша обиделась бы за такое, а сейчас ей было откровенно плевать: имя Ани она и сама вспомнила с большим трудом.
– Нет, – тихо сказала Саша. – Ты же знаешь, что я после школы сразу домой.
– Ты же шляешься где-то, пока меня нет. Мне звонили из школы, спрашивали, где ты. Ты не появлялась на занятиях полторы недели. Куда ты ходишь, Александра? Ты принимаешь наркотики?
– Да не принимаю я никакие наркотики, больно нужно, – пробормотала Саша. – Я прихожу домой и занимаюсь своими делами, потому что это куда интереснее, чем смотреть, как эти идиоты пытаются вникнуть в квадратные уравнения.
– Не ври мне, – щеку обожгла пощечина. Мать стояла, замахнувшись на нее, горя от злости, ровно и гордо. – Ненавижу, когда мне врут. Я прекрасно знаю, чем ты занимаешься: ты приходишь домой и ложишься спать. Неужели ты не понимаешь, что…
– А неужели ты не понимаешь, – Саша кипела от злости. Мать давала ей пощечину далеко не в первый раз, но только сейчас в Саше вдруг пробудилась такая первобытная злость, что ей казалось, что она легко сможет разорвать мать на части. – Ты не понимаешь, да? Это ты такая умная и взрослая, давно отмотала школу, училась там на тройки, тебе даже ЕГЭ не пришлось сдавать, сидишь там у себя в офисе целыми днями и не видишь ничего другого! Реальной, настоящей жизни! Мне эта реальная жизнь не уперлась никуда, понятно? Не надо совать нос в мои дела, не лезь ко мне, не прикасайся больше! Еще раз ты меня ударишь, и я свалю из дома, понятно! Мне уже плевать, мне на все плевать!
Саша отшатнулась от матери и вскинула руки, защищаясь. Она злобно смотрела на нее и тяжело дышала, будто пробежала стометровку. Ждала нового удара. Но мать не замахнулась на нее больше, остолбенело смотря, будто на месте Саши выросло что-то ужасно ядовитое.
– Пожалуйста, – мать тихо чеканила слова. – Больше я к тебе не подойду. Занимайся своими делами, делай, что хочешь, ходи, куда хочешь, не буду тебе мешать. Даже таблетки тебе куплю. Только подумай о том, что будет дальше. Либо ты на этих таблетках превратишься в овощ, либо окончательно съедешь крышей. И, поверь, в таком состоянии своим новым друзьям ты не будешь нужна. Пойдем домой.
По дороге они зашли в аптеку, и мать по рецепту купила ей новый транквилизатор. Они не разговаривали, – между ними повисло неловкое молчание, и Саша не стремилась его нарушить. Потому что ей не хотелось.
Вроде бы она права, и вроде бы правильно поступила, высказав матери все, что скопилось на душе… Но почему ей в последнее время так тяжело и неприятно?..
Ответа на этот вопрос у Саши пока что не было.
Глава 18
Посиделки на крыше
A soul in tension that's learning to fly
Condition grounded but determined to try
Can't keep my eyes from the circling skies
Tongue-tied and twisted just an earth-bound misfit,
I
Pink Floyd, «Learning to Fly»
Скучно. Скучно, скучно, скучно. В школу Саша не пошла: утра встала, вышла на кухню и приняла еще таблетку. Скучно, скучно, скучно. Под окнами играют дети, носятся, такие веселые и смешные, крик, ор, «Отдай мою лопату, ты водишь!» Поют птицы. Птицам-то уж точно нет дела до человеческих заморочек, им важно лишь, что пришла весна. Рычали проезжающие мимо машины. Врум, бац. «Отдай мою лопатку, отдай! Ну, пожалуйста!». «Ай да по району наперегонки!»
Саша закрыла окно, так, чтобы приглушить этот манящий шум, и легла на кровать. Прикрыла глаза и с наслаждением провалилась туда, где у нее есть все.
* * *
Она парила в воздухе, пикируя с одной многоэтажки на другую. В детстве, когда она ехала куда-то на автобусе и казалась себе высокой-высокой, Саша хотела быть выше неба и выше небоскребов Москоу-сити, чтобы дотянуться рукой до солнца.
Раз – и она уже наверху, карабкается по крыше. Крыша у девятиэтажного дома плоская и черная, – летом, на солнце, на ней наверняка можно жарить котлеты. Два – и она спикировала на кирпичную пятиэтажку. Летать вообще очень весело, особенно, когда ты точно знаешь, что никогда не умрешь и никогда не разобьешься.
– Догоняй! – крикнул ей Владлен и со всего размаху, совершив кульбит и чуть ли не впечатавшись штопором, оказался на крыше очередного человейника. – Саша, давай!
Сашка кивнула и взлетела вновь. Ей жутко нравилось ощущение полета: ты единое целое с ветром, рождена от него, и чувствуешь пьянящий запах свободы. Бутылка свободы, которую достали по блату – и все одной Саше. Дурманящее, невозможное ощущение. Она точно так же взмыла в синеву неба, со всего размаху полетела камнем вниз и, остановившись в последний момент, оказалась на крыше. И расхохоталась от переполняющего ее счастья. Дурацкая улыбка не сходилас ее лица.
А надо ли ее прогонять? В конце концов, поводов для счастья обычно не так уж много.
– Мы никогда не умрем, веришь ли ты, или нет, – говорил Влад, улыбаясь и размахивая руками. Зеленые его глаза горели ярко, как огнеи святого Эльма. – Будем вечно молодыми и полными сил. Главное – это лететь. Несмотря ни на что, просто брать и лететь в небо, сколько бы сил у тебя на это не уходило. Веришь мне, Саш?
– Верю, – Саша никак не могла подавить улыбку. – Конечно же, я верю.
Они сидели на теплой кирпичной крыше пятиэтажки. Владлен курил, пуская колечки дыма и думая о чем-то своем. Было очень уютно, и хотелось разговаривать-разговаривать-разговаривать, неважно, о чем, о всякой чепухе или о чем-то важном, когда физически ощущаешь то, что происходит самое счастливое время в твоей жизни. Такое больше не повторится, и остается лишь зафиксировать этот момент в памяти на всю оставшуюся жизнь. А потом вспоминать и улыбаться от нахлынувших чувств.
– А что говорила твоя мама? Ну, когда ты начал путешествовать по снам?
Влад серьезно задумался: кажется, он жил во снах уже так давно, что постепенно забывал собственную настоящую жизнь.
– Мама? Да ничего особенного. Я с ней не общался, с тех пор, как закончил универ и свалил на съемную квартиру. Девушка была, мы даже с ней пожениться хотели, но как-то не срослось. Она, понимаешь ли, жила в приземленном материалистическом мире, где обязательно нужны деньги. Ей мало было нашей студии – в центре Москвы, между прочим! – где лежал матрас и мои картины, которые должны были вот-вот начать продаваться, и мы очень часто лежали на этом матрасе, пили вино из трехлитровых банок из-под компота, смотрели на звезды, загадывали желание по проезжающим мимо машинам и мечтали о будущем. Будущего, правда, у нас не случилось. Она уехала на родину, в Питер. Но было весело.
– Ты оцениваешь отношения только по критериям веселости? – спросила Саша. – Я думала, существует еще и любовь.
– Ты права. Или нет, кто знает. Никто не может сказать, существует ли любовь на самом деле. Некоторые люди годами живут без всякой любви и не жалуются, а некоторые год пробыли без отношений и уже лезут на стенку от одиночества. В последний раз отношения у меня были, дай бог, лет семь назад, когда я был еще молодым и преуспевающим, а моя карьера художника не стагнировала так стремительно, и, знаешь, я не особо жалуюсь.
– Любить – это сложно? – догадалась Саша.
Владлен кивнул.
– Любить – это очень сложно. Нужно примириться со всеми недостатками человека, с тем, что он любит грызть ногти, что он по утрам не причесывается вообще, а еще у него запах изо рта, что он любит разбрасывать носки, и с тем, что он поет в душе – причем еще так фальшиво, знаешь? И даже – с тем, что он вешает туалетную бумагу не той стороной. Это сложно. Это очень и очень сложно. Но знаешь, чем все это окупается? Человек начинает мириться со всеми твоими недостатками в ответ. И то чувство, то самое чувство, когда понимаешь, что тебя действительно любят – оно не заменит ни одной дружеской пирушки.
– Сложно это все, человеческие отношения. Я вот их вообще не понимаю. Не понимаю, почему иногда люди говорят абсолютно не то, что думают. Почему иногда они говорят одно, а думают совершенно другое. Говорят «да», а думают «нет». Зачем все это? Разве нельзя сразу говорить все честно и открыто? Так было бы гораздо меньше проблем.
Владлен растерянно почесал затылок. Это было в его духе: говорить, разливаясь мыслью по древу, так, чтобы настоящую мысль было крайне сложно уловить. Вроде бы он сказал, что хотел – а что именно имелось ввиду – не поймешь.
– Я и сам не знаю, если честно. Наверное, от этого мир бы стал примитивнее и скучнее. А так общение – это будто детективная история, приходится действительно думать над всем этим. Промолчать в нужный момент. Сказать не то, что думаешь, потому что то, что думаешь, может в любой момент взять и все испортить. Не говорить о том, что происходит на самом деле. Это действительно сложно, но, если бы люди говорили бы только то, что думали, жить бы стало крайне неинтересно.
– А почему ты оцениваешь отношения исключительно по тому, весело это или нет?
– Прости, постоянно забываю, что тебе тринадцать. Или что мне тридцать три. Больно уж серьезные темы ты поднимаешь. Я бы сказал так: когда отношения исчезают, причиняя море великолепной, концентрированной боли, когда ты часами лежишь на кровати и отказываешься вставать, это становится даже весело. Это единственный критерий, который никогда не устареет. С концом отношений ты можешь смело рассказывать все ужасные вещи своим друзьям, напирая на том, что над этим можно посмеяться: больно уж бредово, больно уж сюрреалистично… Вот тебе и ответ, наверное. Ты, кстати, была когда-нибудь на выставке неопримитивизма?
– А что такое неопримитивизм?
– Это жанр, который я открыл самостоятельно, – Владлен гордо приосанился. Его сигарета полетела вниз, на асфальт – и тут же исчезла где-то в небытии. – Это то, что идет от души. Ид, если хочешь знать больше. Коллективное бессознательное, положенное на холст. Это так весело, ты бы только знала. Так весело.
– Ты выставлял свои картины на выставках?
– Выставлял, конечно. Денег за это платили столько, что хватало и на еду, и на квартиру в центре – ту самую, с матрасом. Помню, как на мои выставки приходили всякие снобы, которые, не видя реальной картины мира, пытались рассмотреть мои произведения через затхлую призму искусствоведения. Ах, художник показывает несправедливость мира этой черной кляксой, ах, художник страдал депрессией во время изображения этого синего круга… У меня самого было искусствоведение в университете, и, знаешь, если так сильно будешь восторгаться чужими произведениями, никогда не напишешь своего.
– Люди вообще склонны придавать разным вещам огромное значение, – сказала Саша. – Может, если б они не охали и ахали над чужими картинами и не думали о том, новый телефон какой марки им купить, а делали бы что-то свое и настоящее, у нас не было бы столько экономистов и менеджеров по продажам, а были только художники-художники-художники.
– Тогда это был бы плохой мир, – улыбнулся Владлен. – В детстве я читал книгу про профессии, и там говорилось «все профессии нужны, все профессии важны». И тут так же. Самое важное для творческого человека – это его зрители. Если их не будет, то кому мы будем показывать свои картины? Кто будет искать скрытый смысл и рассказывать всем о моем творчестве? Если каждый будет сидеть на собственной выставке и ждать, откуда возьмется аудитория? В мире, в настоящем мире, все отлично продумано, за исключением, может быть, пары моментов. Никто не оценил мой перформанс смерти, например. Стилизацию под пляску святого Витта. Я бы отдал все на свете за то, чтобы люди стали чуть меньше совать нос в чужие дела и чуть больше интересоваться искусством. Хочешь чаю, кстати?
– Я? – сбитая с толку Саша кивнула. – Хочу, наверное.
Владлен щелкнул пальцами, и с чердака приплыл самый настоящий чайник с чаем. Развернулся и налил горячего, отменного, пахнущего травами чаю в прилетевшие откуда-то с шестнадцатого этажа чашки. Влад стоял словно дирижер, управляющий своим неведомым, волшебным оркестром. С закрыв глаза, он махал руками, разливая чай в чашки, и заставляя чайник перекувырнуться в воздухе. Саша смотрела на него во все глаза, обещая себе, что когда-нибудь сможет сделать так же. Обязательно.
– Но ведь если люди суют нос в твои дела, это значит, что они за тебя беспокоятся. Значит им не плевать на то, где ты и что с тобой происходит, разве не так? Я думаю, что самое страшное – это когда о тебе вообще никто никогда не тревожится. Ты понимаешь, что абсолютно никому не нужен и что с тобой может случиться все, что угодно: и никто об этом пожалеет, никто не предостережет, не даст тебе дельного совета.
– Может быть, – серьезно ответил Влад. Саше всегда нравилось в нем, что он говорил с ней предельно серьезно, иногда забывая что ей всего тринадцать и она не может понять некоторые вещи. – А еще бывает, что людям плевать на то, что ты на самом деле чувствуешь. Им важно, чтобы происходящее было не правильно, а по закону: по их собственному закону. Им чихать, что, например, для тебя сны – это отдушина, верно? Но их волнует сколько ты спишь и почему. И чтобы непременно ты всегда была веселая и счастливая, улыбалась по команде, раз – два!
Наверное, Владлен был прав. Маме Саша никогда бы не рассказала про сны, ведь, кажется, мать ставила своей целью сделать так, чтобы Саше никогда не было хорошо. Зачем иначе она оставила ее в этой идиотской школе, зачем постоянно говорила эти мерзкие вещи, зачем давила – так, что у Саши на глазах вечно появлялись слезы? Если бы она узнала о том, как Саше хорошо, наверняка упрятала бы ее в психическую больницу и на всю жизнь. А, может, поила бы кофе так часто, чтобы Саша никогда больше не смогла видеть снов и умерла бы дней через двенадцать – или сколько там человек может продержаться без сна?
Саша долго говорила, пытаясь добавить в свой голос побольше жалости, а Елена Михайловна все писала и писала. Наконец, она прервала Сашу.
– Подожди за дверью, мне нужно позвать твою маму.
Едва только за матерью захлопнулась дверь, Саша приникла ухом к стене, подслушивая все, что происходит. Правда, ничего особенного она не слышала: так, гулкое эхо. Нервный голос психиатра и спокойный – матери.
– Клиническая депрессия в таком возрасте – это очень странно. Она в шаге от самоубийства. Ей необходимы успокоительные.
– Вы уверены, что она не наврала? Она очень любит фантазировать у меня.
Бам-с. Бум. Печать. Хлоп. Позади бурчали недовольные пациенты в очереди.
– З-з-занимают тут.
Клиническая депрессия. В ее возрасте это очень странно. Фантазировать. Я выпишу ей лекарства, пусть ходит каждую неделю, буду корректировать ее лечение. Бум. Печать. Транквилизаторы очень слабые, не волнуйтесь. Просто будет больше спать. Но она и так спит. Бум. Клац. Значит, она не высыпается. Шурх. Больше шороха, ведь Саша любила всякие шорохи, особенно ночью.
Дверь открылась, и мать, схватив ее за руку – больно, слегка хрустнуло запястье, теперь, наверное, дня два будет болеть, хотя кому не плевать – потащила ее прочь.
– Замечательно, – чеканила мать, идя вперед. – Что ты ей наговорила такого? Тринадцать лет – и клиническая депрессия, просто замечательно.
– То же, что и тебе, – Саша повела плечом. – Правду. Про то, что со мной творится.
Тут Саша, правда, немного слукавила: она прекрасно понимала, что, расскажи она психиатру все как есть, ее наверняка заперли бы в больнице навсегда. Ведь взрослые люди такие смешные. Они верят в курс доллара и фондовые биржи, верят в бога, золотого, беспристрастного, который наверняка рассудит, верят в то, что воду можно зарядить от телевизора, верят политикам, много кому и много чему верят – но ни за что не поверят в то, что она, Саша, видит сны, которые куда интереснее, чем реальный мир. Ведь во снах не бывает несправедливости и всяких там учительниц по русскому языку, во снах все зависит только от тебя и от твоей силы. А еще там есть Владлен, который всегда выслушает и поможет. Он точно не отправит заряжать воду от телевизора или учить уроки.
– Скажи мне честно, – мать стояла, вытянутая, как палка. Полная, монументальная и будто вырезанная не очень искусным резчиком по дереву. – Ты попала в плохую компанию? Это ведь все началось, когда ты поссорилась со своей Аней.
Ее имя мама всегда говорила с каким-то легким пренебрежением, будто никак не могла вспомнить. Будто для мамы Аня – какая-то особенно неприятная заноза в таком месте где ее трудно достать, и в итоге ходишь и мучаешься. Раньше Саша обиделась бы за такое, а сейчас ей было откровенно плевать: имя Ани она и сама вспомнила с большим трудом.
– Нет, – тихо сказала Саша. – Ты же знаешь, что я после школы сразу домой.
– Ты же шляешься где-то, пока меня нет. Мне звонили из школы, спрашивали, где ты. Ты не появлялась на занятиях полторы недели. Куда ты ходишь, Александра? Ты принимаешь наркотики?
– Да не принимаю я никакие наркотики, больно нужно, – пробормотала Саша. – Я прихожу домой и занимаюсь своими делами, потому что это куда интереснее, чем смотреть, как эти идиоты пытаются вникнуть в квадратные уравнения.
– Не ври мне, – щеку обожгла пощечина. Мать стояла, замахнувшись на нее, горя от злости, ровно и гордо. – Ненавижу, когда мне врут. Я прекрасно знаю, чем ты занимаешься: ты приходишь домой и ложишься спать. Неужели ты не понимаешь, что…
– А неужели ты не понимаешь, – Саша кипела от злости. Мать давала ей пощечину далеко не в первый раз, но только сейчас в Саше вдруг пробудилась такая первобытная злость, что ей казалось, что она легко сможет разорвать мать на части. – Ты не понимаешь, да? Это ты такая умная и взрослая, давно отмотала школу, училась там на тройки, тебе даже ЕГЭ не пришлось сдавать, сидишь там у себя в офисе целыми днями и не видишь ничего другого! Реальной, настоящей жизни! Мне эта реальная жизнь не уперлась никуда, понятно? Не надо совать нос в мои дела, не лезь ко мне, не прикасайся больше! Еще раз ты меня ударишь, и я свалю из дома, понятно! Мне уже плевать, мне на все плевать!
Саша отшатнулась от матери и вскинула руки, защищаясь. Она злобно смотрела на нее и тяжело дышала, будто пробежала стометровку. Ждала нового удара. Но мать не замахнулась на нее больше, остолбенело смотря, будто на месте Саши выросло что-то ужасно ядовитое.
– Пожалуйста, – мать тихо чеканила слова. – Больше я к тебе не подойду. Занимайся своими делами, делай, что хочешь, ходи, куда хочешь, не буду тебе мешать. Даже таблетки тебе куплю. Только подумай о том, что будет дальше. Либо ты на этих таблетках превратишься в овощ, либо окончательно съедешь крышей. И, поверь, в таком состоянии своим новым друзьям ты не будешь нужна. Пойдем домой.
По дороге они зашли в аптеку, и мать по рецепту купила ей новый транквилизатор. Они не разговаривали, – между ними повисло неловкое молчание, и Саша не стремилась его нарушить. Потому что ей не хотелось.
Вроде бы она права, и вроде бы правильно поступила, высказав матери все, что скопилось на душе… Но почему ей в последнее время так тяжело и неприятно?..
Ответа на этот вопрос у Саши пока что не было.
Глава 18
Посиделки на крыше
A soul in tension that's learning to fly
Condition grounded but determined to try
Can't keep my eyes from the circling skies
Tongue-tied and twisted just an earth-bound misfit,
I
Pink Floyd, «Learning to Fly»
Скучно. Скучно, скучно, скучно. В школу Саша не пошла: утра встала, вышла на кухню и приняла еще таблетку. Скучно, скучно, скучно. Под окнами играют дети, носятся, такие веселые и смешные, крик, ор, «Отдай мою лопату, ты водишь!» Поют птицы. Птицам-то уж точно нет дела до человеческих заморочек, им важно лишь, что пришла весна. Рычали проезжающие мимо машины. Врум, бац. «Отдай мою лопатку, отдай! Ну, пожалуйста!». «Ай да по району наперегонки!»
Саша закрыла окно, так, чтобы приглушить этот манящий шум, и легла на кровать. Прикрыла глаза и с наслаждением провалилась туда, где у нее есть все.
* * *
Она парила в воздухе, пикируя с одной многоэтажки на другую. В детстве, когда она ехала куда-то на автобусе и казалась себе высокой-высокой, Саша хотела быть выше неба и выше небоскребов Москоу-сити, чтобы дотянуться рукой до солнца.
Раз – и она уже наверху, карабкается по крыше. Крыша у девятиэтажного дома плоская и черная, – летом, на солнце, на ней наверняка можно жарить котлеты. Два – и она спикировала на кирпичную пятиэтажку. Летать вообще очень весело, особенно, когда ты точно знаешь, что никогда не умрешь и никогда не разобьешься.
– Догоняй! – крикнул ей Владлен и со всего размаху, совершив кульбит и чуть ли не впечатавшись штопором, оказался на крыше очередного человейника. – Саша, давай!
Сашка кивнула и взлетела вновь. Ей жутко нравилось ощущение полета: ты единое целое с ветром, рождена от него, и чувствуешь пьянящий запах свободы. Бутылка свободы, которую достали по блату – и все одной Саше. Дурманящее, невозможное ощущение. Она точно так же взмыла в синеву неба, со всего размаху полетела камнем вниз и, остановившись в последний момент, оказалась на крыше. И расхохоталась от переполняющего ее счастья. Дурацкая улыбка не сходилас ее лица.
А надо ли ее прогонять? В конце концов, поводов для счастья обычно не так уж много.
– Мы никогда не умрем, веришь ли ты, или нет, – говорил Влад, улыбаясь и размахивая руками. Зеленые его глаза горели ярко, как огнеи святого Эльма. – Будем вечно молодыми и полными сил. Главное – это лететь. Несмотря ни на что, просто брать и лететь в небо, сколько бы сил у тебя на это не уходило. Веришь мне, Саш?
– Верю, – Саша никак не могла подавить улыбку. – Конечно же, я верю.
Они сидели на теплой кирпичной крыше пятиэтажки. Владлен курил, пуская колечки дыма и думая о чем-то своем. Было очень уютно, и хотелось разговаривать-разговаривать-разговаривать, неважно, о чем, о всякой чепухе или о чем-то важном, когда физически ощущаешь то, что происходит самое счастливое время в твоей жизни. Такое больше не повторится, и остается лишь зафиксировать этот момент в памяти на всю оставшуюся жизнь. А потом вспоминать и улыбаться от нахлынувших чувств.
– А что говорила твоя мама? Ну, когда ты начал путешествовать по снам?
Влад серьезно задумался: кажется, он жил во снах уже так давно, что постепенно забывал собственную настоящую жизнь.
– Мама? Да ничего особенного. Я с ней не общался, с тех пор, как закончил универ и свалил на съемную квартиру. Девушка была, мы даже с ней пожениться хотели, но как-то не срослось. Она, понимаешь ли, жила в приземленном материалистическом мире, где обязательно нужны деньги. Ей мало было нашей студии – в центре Москвы, между прочим! – где лежал матрас и мои картины, которые должны были вот-вот начать продаваться, и мы очень часто лежали на этом матрасе, пили вино из трехлитровых банок из-под компота, смотрели на звезды, загадывали желание по проезжающим мимо машинам и мечтали о будущем. Будущего, правда, у нас не случилось. Она уехала на родину, в Питер. Но было весело.
– Ты оцениваешь отношения только по критериям веселости? – спросила Саша. – Я думала, существует еще и любовь.
– Ты права. Или нет, кто знает. Никто не может сказать, существует ли любовь на самом деле. Некоторые люди годами живут без всякой любви и не жалуются, а некоторые год пробыли без отношений и уже лезут на стенку от одиночества. В последний раз отношения у меня были, дай бог, лет семь назад, когда я был еще молодым и преуспевающим, а моя карьера художника не стагнировала так стремительно, и, знаешь, я не особо жалуюсь.
– Любить – это сложно? – догадалась Саша.
Владлен кивнул.
– Любить – это очень сложно. Нужно примириться со всеми недостатками человека, с тем, что он любит грызть ногти, что он по утрам не причесывается вообще, а еще у него запах изо рта, что он любит разбрасывать носки, и с тем, что он поет в душе – причем еще так фальшиво, знаешь? И даже – с тем, что он вешает туалетную бумагу не той стороной. Это сложно. Это очень и очень сложно. Но знаешь, чем все это окупается? Человек начинает мириться со всеми твоими недостатками в ответ. И то чувство, то самое чувство, когда понимаешь, что тебя действительно любят – оно не заменит ни одной дружеской пирушки.
– Сложно это все, человеческие отношения. Я вот их вообще не понимаю. Не понимаю, почему иногда люди говорят абсолютно не то, что думают. Почему иногда они говорят одно, а думают совершенно другое. Говорят «да», а думают «нет». Зачем все это? Разве нельзя сразу говорить все честно и открыто? Так было бы гораздо меньше проблем.
Владлен растерянно почесал затылок. Это было в его духе: говорить, разливаясь мыслью по древу, так, чтобы настоящую мысль было крайне сложно уловить. Вроде бы он сказал, что хотел – а что именно имелось ввиду – не поймешь.
– Я и сам не знаю, если честно. Наверное, от этого мир бы стал примитивнее и скучнее. А так общение – это будто детективная история, приходится действительно думать над всем этим. Промолчать в нужный момент. Сказать не то, что думаешь, потому что то, что думаешь, может в любой момент взять и все испортить. Не говорить о том, что происходит на самом деле. Это действительно сложно, но, если бы люди говорили бы только то, что думали, жить бы стало крайне неинтересно.
– А почему ты оцениваешь отношения исключительно по тому, весело это или нет?
– Прости, постоянно забываю, что тебе тринадцать. Или что мне тридцать три. Больно уж серьезные темы ты поднимаешь. Я бы сказал так: когда отношения исчезают, причиняя море великолепной, концентрированной боли, когда ты часами лежишь на кровати и отказываешься вставать, это становится даже весело. Это единственный критерий, который никогда не устареет. С концом отношений ты можешь смело рассказывать все ужасные вещи своим друзьям, напирая на том, что над этим можно посмеяться: больно уж бредово, больно уж сюрреалистично… Вот тебе и ответ, наверное. Ты, кстати, была когда-нибудь на выставке неопримитивизма?
– А что такое неопримитивизм?
– Это жанр, который я открыл самостоятельно, – Владлен гордо приосанился. Его сигарета полетела вниз, на асфальт – и тут же исчезла где-то в небытии. – Это то, что идет от души. Ид, если хочешь знать больше. Коллективное бессознательное, положенное на холст. Это так весело, ты бы только знала. Так весело.
– Ты выставлял свои картины на выставках?
– Выставлял, конечно. Денег за это платили столько, что хватало и на еду, и на квартиру в центре – ту самую, с матрасом. Помню, как на мои выставки приходили всякие снобы, которые, не видя реальной картины мира, пытались рассмотреть мои произведения через затхлую призму искусствоведения. Ах, художник показывает несправедливость мира этой черной кляксой, ах, художник страдал депрессией во время изображения этого синего круга… У меня самого было искусствоведение в университете, и, знаешь, если так сильно будешь восторгаться чужими произведениями, никогда не напишешь своего.
– Люди вообще склонны придавать разным вещам огромное значение, – сказала Саша. – Может, если б они не охали и ахали над чужими картинами и не думали о том, новый телефон какой марки им купить, а делали бы что-то свое и настоящее, у нас не было бы столько экономистов и менеджеров по продажам, а были только художники-художники-художники.
– Тогда это был бы плохой мир, – улыбнулся Владлен. – В детстве я читал книгу про профессии, и там говорилось «все профессии нужны, все профессии важны». И тут так же. Самое важное для творческого человека – это его зрители. Если их не будет, то кому мы будем показывать свои картины? Кто будет искать скрытый смысл и рассказывать всем о моем творчестве? Если каждый будет сидеть на собственной выставке и ждать, откуда возьмется аудитория? В мире, в настоящем мире, все отлично продумано, за исключением, может быть, пары моментов. Никто не оценил мой перформанс смерти, например. Стилизацию под пляску святого Витта. Я бы отдал все на свете за то, чтобы люди стали чуть меньше совать нос в чужие дела и чуть больше интересоваться искусством. Хочешь чаю, кстати?
– Я? – сбитая с толку Саша кивнула. – Хочу, наверное.
Владлен щелкнул пальцами, и с чердака приплыл самый настоящий чайник с чаем. Развернулся и налил горячего, отменного, пахнущего травами чаю в прилетевшие откуда-то с шестнадцатого этажа чашки. Влад стоял словно дирижер, управляющий своим неведомым, волшебным оркестром. С закрыв глаза, он махал руками, разливая чай в чашки, и заставляя чайник перекувырнуться в воздухе. Саша смотрела на него во все глаза, обещая себе, что когда-нибудь сможет сделать так же. Обязательно.
– Но ведь если люди суют нос в твои дела, это значит, что они за тебя беспокоятся. Значит им не плевать на то, где ты и что с тобой происходит, разве не так? Я думаю, что самое страшное – это когда о тебе вообще никто никогда не тревожится. Ты понимаешь, что абсолютно никому не нужен и что с тобой может случиться все, что угодно: и никто об этом пожалеет, никто не предостережет, не даст тебе дельного совета.
– Может быть, – серьезно ответил Влад. Саше всегда нравилось в нем, что он говорил с ней предельно серьезно, иногда забывая что ей всего тринадцать и она не может понять некоторые вещи. – А еще бывает, что людям плевать на то, что ты на самом деле чувствуешь. Им важно, чтобы происходящее было не правильно, а по закону: по их собственному закону. Им чихать, что, например, для тебя сны – это отдушина, верно? Но их волнует сколько ты спишь и почему. И чтобы непременно ты всегда была веселая и счастливая, улыбалась по команде, раз – два!
Наверное, Владлен был прав. Маме Саша никогда бы не рассказала про сны, ведь, кажется, мать ставила своей целью сделать так, чтобы Саше никогда не было хорошо. Зачем иначе она оставила ее в этой идиотской школе, зачем постоянно говорила эти мерзкие вещи, зачем давила – так, что у Саши на глазах вечно появлялись слезы? Если бы она узнала о том, как Саше хорошо, наверняка упрятала бы ее в психическую больницу и на всю жизнь. А, может, поила бы кофе так часто, чтобы Саша никогда больше не смогла видеть снов и умерла бы дней через двенадцать – или сколько там человек может продержаться без сна?