Торговец зонтиками
Часть 22 из 27 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Гильом I Благочестивый (860/865—918) – граф Оверни, Макона, Буржа и Лиона с 886 года, герцог Аквитании с 893-го, фактически не зависел от короля Франции, пользовался в своих владениях неограниченной властью и чеканил собственную монету. – Здесь и далее, если специально не оговорено, – примеч. перев.
2
Денье – разменная французская серебряная монета, ходившая в Средние века. Двенадцать денье равнялись одному су, двадцать су – одному ливру.
3
Название квартала Trinquetaille состоит из частей двух слов: trinquer, то есть «чокаться», и entaille – «зарубка, отметина».
4
Шоссы – это штаны-чулки в XI–XV веках, точнее – чулки, натягивавшиеся отдельно на каждую ногу и прикреплявшиеся специальными застежками к поясу. Только в XIV веке обе половинки шоссов были соединены в один предмет мужского туалета – штаны. Шоссы могли, подобно трико, плотно облегать ногу, но могли быть и несколько просторнее.
5
Все земли графства объединил в одних руках Бозон II (умер в 968), его сыновья стали носить титулы графов или маркизов Прованских, причем графский титул получали все дети, без раздела владений. С 968 по 1008 год графом Прованса, а после смерти младшего брата Гильома маркизом был старший сын Бозона Ротбальд II, сведений о правлении которого почти не сохранилось, а позже этот титул использовали потомки Ротбальда.
6
Брэ – разновидность мужской одежды, появившаяся в античности у кельтских и германских племен. Изначально брэ – широкие штаны до середины икры, но позже они превратились в подобие колгот с широким основанием и узкими штанинами. Когда их носили в качестве верхней одежды, они напоминали современные шорты, а в период позднего Средневековья перешли в разряд нижнего белья. Людовик Сварливый (1289–1316), страдавший дизентерией, которая была истинным бичом того времени, ввел моду на брэ с разрезом сзади. До настоящего времени не сохранилось ни одного экземпляра брэ, однако в средневековых источниках есть немало рисунков.
7
В Древнем Риме авгур был прорицателем, жрецом, толковавшим волю богов по пению и полету птиц. Впоследствии авгурами стали называть всех носителей каких-то редких и ценных знаний, недоступных никому другому.
8
Нежелательное лицо (лат.).
9
Церковь Святого Гроба Господня построена в XII веке как часть монастырского комплекса ордена мальтийских госпитальеров. В 1817 году, когда орден был распущен, церковь какое-то время стояла заброшенной, но в 1849 году ее отреставрировали, открыв при этом оригинальное покрытие.
10
Катары (от греческого καθαρός – чистый) – западноевропейское религиозное движение XI–XIII веков, приверженцы которого исповедовали дуалистическую концепцию о двух равных принципах мироздания – добро и зло, причем материальный мир рассматривался как зло. Движение катаров было особенно распространено в Лангедоке, Арагоне, на севере Италии и в некоторых землях Германии и Франции. Борьба с катарами как с опасной ересью долгое время была одним из главных мотивов политики римских пап. Вальденсы, они же лионские бедняки, – религиозное движение, существовавшее в западном христианстве параллельно с движением катаров. Вальденсы выступали за ликвидацию частной собственности, апостолическую бедность и взаимопомощь. Этимология названия двоякая: с одной стороны, это «люди долин (vaudois)» из Дофинэ и Пьемонта, с другой – последователи богатого лионского купца Пьера Вальдо (Петера Вальдуса, 1140–1217), который, согласно преданию, став в 1160 году радикальным христианином, отдал свою недвижимость жене, а остатки денег – беднякам и стал проповедовать на улицах свои идеи простоты и бедности. В Пьемонте вальденсов можно встретить и сейчас.
11
Homo haereticus буквально – «человек еретический» (лат.).
12
Альбигойцы – западноевропейская христианская секта, получившая широкое распространение в XII–XIII веках, особенно в Северной Италии и Южной Франции. Название пришло от секты, члены которой стремились очиститься, освободившись от телесности и материальности, но по сути это были те же катары. В своих попытках решить проблему зла альбигойцы следовали традиции дуализма, утверждали сосуществование двух основополагающих начал – доброго божества (Бога Нового Завета), создавшего дух и свет, и злого божества (Бога Ветхого Завета), сотворившего материю и тьму; отвергали брак и деторождение; сожительство, по сравнению с браком, считали куда меньшим злом, а уход мужа или жены из семьи – поступком, достойным похвалы. Земная жизнь была для альбигойцев наказанием, поэтому они поощряли освобождение от тела, в частности – путем самоубийства, однако подчеркивали временный характер человеческих страданий, ибо все души в конце концов спасутся.
13
Раймунд Тулузский (1156–1222) – один из крупнейших феодалов Южной Франции и одно из главных действующих лиц эпопеи, связанной с Альбигойским крестовым походом, с которого начался закат самобытной культуры Лангедока.
14
Аллювиальная почва, встречающаяся обычно в прирусловой части поймы или в самой пойме, формируется в условиях повышенной влажности, и такую почву считают мало подходящей для строительства.