Спросите у северокорейца
Часть 2 из 8 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), больше известная в мире как Северная Корея, считается олицетворением коммунистического, коллективистского экономического контроля. Но насколько это верное представление?
Ответ – не очень. Когда был жив основатель государства Ким Ир Сен, граждане получали паек, бесплатное образование, жилье и медицинское обслуживание от государства, хотя, по правде говоря, стандарты этого не всегда были высокими. Но вслед за распадом Советского Союза и, что более важно, опустошительным голодом по всей стране в середине 90-х, эта система разрушилась. Сегодня обычный северный кореец почти ничего не получает от своего правительства.
В результате фактического банкротства государства сегодня почти все северокорейцы зависят от частной торговли, по-другому известной как «капитализм». Имеющие связи и доступ к границе могут привозить товары из Китая, комиссионеры транспортируют эти товары по всей стране, дамы среднего возраста продают их на уличных рынках, а официальные лица берут взятки за то, что смотрят на это сквозь пальцы. Высокопоставленные чиновники в Пхеньяне могут брать намного более крупные взятки у членов зарождающейся финансовой элиты, занимающихся такими разнообразными областями бизнеса, как строительство жилых домов, создание универсальных магазинов и открытие пивных баров. Все это, строго говоря, незаконно. Но это явление, которое разрослось до того уровня, когда государство в действительности не может его контролировать.
В прошлом все, за исключением элиты, жили одинаково. Но сегодня есть северные корейцы с деньгами и те, кто хочет продемонстрировать это. Те, кто может себе это позволить, могут регулярно брать отпуск, ездить на дорогих автомобилях, пользоваться услугами пластических хирургов и использовать импортную косметику (более подробно об этом читайте ниже).
К сожалению, в Северной Корее до сих пор существует невероятная нищета. Жизнь большинства трудна, особенно в сельских районах и небольших городах вдали от Пхеньяна или границы с Китаем.
Правда, что в Северной Корее нет системы налогообложения?
Д.Т.: При коммунистической системе налогов нет – ведь все и так уже принадлежит государству. Так что неудивительно, что в КНДР нет официальной системы налогообложения. Но в реальности Северная Корея уже не коммунистическая. Люди зарабатывают собственные деньги, и государство должно искать пути забрать себе их часть, как это происходит во всем мире.
Ким Ю Сун:
Да, вы правы – в Северной Корее официально нет системы налогообложения. 21 марта 1974 года Верховное народное собрание провозгласило отмену всех форм налогообложения. До сегодняшнего дня Северная Корея празднует «День отмены системы налогообложения» 1 апреля, в этот день (в том же 1974 году) закон вступил в силу.
Но Северная Корея все же собирает с людей налоги, просто называя их как-нибудь по-другому. Правда, люди не платят деньги напрямую правительству, но правительство забирает большую часть товаров, производимых людьми, и результатов их труда. Короче говоря, Северная Корея собирает со своего народа больше налогов, чем любая другая страна.
Северные корейцы больше не обязаны отдавать некоторую часть своего дохода правительству, но они вынуждены предлагать свой труд бесплатно, и если бы у северокорейцев была возможность, они предпочли бы платить налоги, как в других странах, чем отдавать свой труд и ничего не получать взамен.
В прошлом году правительство Северной Кореи объявило, что будет изымать только 70 процентов зерна, произведенного людьми, а гражданам будет позволено потреблять 30 процентов произведенного ими. Оно добавило, что количество изымаемого им будет снижено до 50 процентов урожая, как только экономика страны улучшится.
Конечно, ему никто не поверил. Как северные корейцы могли бы поверить, когда они так тяжело работают каждый день, а правительство говорит, что им положено только 30 процентов того, что они произвели своим трудом?
Это смехотворно, что Ким Чен Ын делает такие заявления, словно он оказывает большую милость, позволяя людям взять 30 процентов их собственного урожая. Настоящая причина того, что правительство забирает такую большую часть зерновых, заключается в том, что они хотят остановить дальнейший рост черного рынка.
Когда Северная Корея в 1974 году «официально» отменила систему налогообложения, правительство хвастливо назвало это «огромным прыжком вперед от старой системы к историческим изменениям, ведущим к воплощению мечтаний корейцев в жизнь». Более того, они даже сказали, что не будут восстанавливать налоговую систему во время Великого голода благодаря «великодушным» политике и руководству Ким Чен Ира. Но с 2000 года Северная Корея собирает налоги со своего народа, только называет это по-другому.
Усугубляет ситуацию то, что экономика Северной Кореи еще больше пострадала после ряда природных катастроф и санкций, наложенных Соединенными Штатами. При таком безвыходном положении как центральное, так и региональные правительства Северной Кореи встретились с серьезным долгом и финансовыми трудностями. У них не было выбора, кроме как начать собирать деньги с народа. Таким образом, они начали брать с людей плату за пользование электричеством и водой, сдавать в аренду жилье и землю. Они заставили всех платить одинаковую сумму денег, вне зависимости от количества используемого ресурса.
Это не очень отличается от системы налогообложения в капиталистических странах, хотя различия существуют. Во-первых, это правда, что северокорейское правительство начало собирать с народа деньги за использование электричества, воды и т. д. Но все же сумма собранных налоговых поступлений намного меньше, чем в капиталистических странах. Во-вторых, в большинстве капиталистических стран, таких как Южная Корея, богатые платят большую сумму налогов, чем те, кто зарабатывает меньше. Но в Северной Корее все платят одинаково. Это два больших различия в том, как система налогообложения работает в Северной Корее и других странах.
С официального упразднения системы налогообложения в 1974 году правительство заявляет, что в Северной Корее нет налогов. Но если приглядеться поближе, Северная Корея собирает налоги своим особым способом.
Как можно описать жизнь беднейшего социально-экономического класса в Северной Корее?
Д.Т.: Разумеется, вы не удивитесь, узнав, что беднейшие люди Северной Кореи живут в действительно ужасных условиях. Хотя сейчас стихийный капитализм многим дает возможность улучшить свою жизнь, недостаточное питание до сих пор является проблемой. Если вы проведете время в любом месте Северной Кореи за пределами Пхеньяна, то обязательно станете свидетелем этого.
Чо Уй Сон:
Если вам надо разделить людей в соответствии с социальной иерархией, критерием для самого нижнего слоя будет экономический. Великий голод 1990-х годов (который называют «Тяжелым маршем») разделил людей на тех, кто должен был беспокоиться о том, когда им удастся поесть в следующий раз, и на тех, кого это не беспокоило. В соответствии с этим многие были переклассифицированы и стали частью самого нижнего общественного класса. СМИ обычно уделяют внимание ужасной жизни северных корейцев, и многие уже рассказали о том страшном времени. Мне больно даже думать об этом, так что я лучше попробую показать настойчивость жизни, превозмогающей смерть, расскажу о том, как северные корейцы организуют новый жизненный уклад, и о том сострадании, которое возникает в нижнем слое общества.
Прежде всего, вы заблуждаетесь, если думаете, что те, кто находится на нижнем уровне северокорейского общества, являются невежественными и незначительными людьми. Среди них много культурных, умных людей. Это произошло потому, что те, по кому голод ударил сильнее всего, принадлежали к интеллигенции и грамотному классу тех людей, которые работали для общества и доверяли пайковой системе. Знания, которыми они обладали, не помогли им быстро понять опасность и среагировать на нее. На самом деле эти знания вызвали обратный эффект. К тем, кто пострадал от голода, относилось много интеллектуалов. Но те, кто выжил, значительным образом повлияли на так называемую культуру «самого нижнего класса». Они сыграли ведущую роль в создании культуры общества в области образования детей, в экономике, а также просто распространяли юмор и шутки в стремительно меняющейся обстановке.
Я чувствую, что самые бедные люди больше всего наполнены чжон (человеческим теплом и взаимным жертвованием). Иногда это кажется самым желанным образом жизни. Надеюсь, вы не считаете меня слишком восприимчивым или «поэтичным» за то, что я это говорю, потому что у меня есть опыт жизни на дне дна. Это не так ужасно, как вам может представляться. Есть чувство юмора, позволяющее людям смеяться над своими трудностями, есть чжон, заполняющий пустоту нищеты. Это пустырь, но тот, где дети могут побегать от души. Если бы можно было измерить счастье, северокорейские дети, должно быть, были бы в десять раз счастливее, чем живущие в Южной Корее, скованные постоянной конкуренцией в школьных классах и частных академиях.
Самым запомнившимся лакомством из моего детства был «быстрый рисовый хлебец». Вы добавляете воду в порошок, который получается, когда дробят кукурузу, перемешиваете это пять минут и получаете рисовый хлебец (конечно, это не в буквальном смысле слова «рисовый» хлебец). Это блюдо, которое любят мужчины, женщины и дети. Он клейкий, и всего несколько штук могут наполнить ваш живот на целый день. Но мы не могли есть его часто.
Каждый, кто когда-то понял, насколько скорость важна для голодного человека, с этим согласится. Рисовый хлебец – это также любимая еда вечно голодных студентов колледжей. Время от времени приходили гости, и мама делала несколько «быстрых рисовых хлебцев». Она берегла ингредиенты для специальных случаев. И не было счастливее дня, чем тот, когда мы ели рисовый хлебец.
В Северной Корее мы настолько ценим гостеприимство, что есть выражение «хорошо поесть благодаря гостю» (то есть вся хорошая еда готовится, когда приходит гость). В любом доме лучшее одеяло – гостевое одеяло.
Благодаря чжону люди смеются и плачут, благодаря этому чувству те, кто находится на самом дне, преодолевают трудности и выживают.
Хорошая новость – сейчас дела идут намного лучше. Люди постепенно учатся жить при рыночной системе, и они больше не будут умирать в больших количествах, доверившись государству. Теперь прижилась идея, что люди ответственны за свою жизнь.
Но, возможно, в людях уже меньше чжона, чем раньше, так как рынки растут и люди начинают интересоваться деньгами. Правда, в сельской местности ничего не меняется. Селяне, которые до сих пор сами никак окончательно не освободятся от голода, все еще кормят проходящих мимо путников.
Хотя этого недостаточно, чтобы подробно углубиться в различные аспекты жизни, которую я видел, слышал и чувствовал, когда путешествовал по Северной Корее, я надеюсь, что эта статья немного прояснит и добавит теплоты унылому и темному образу самых бедных членов северокорейского общества.
Как вы устраиваетесь на работу в Северной Корее? Легко ли поменять работу?
Д.Т.: Голод 1990-х годов все изменил. До этого катастрофического события правительство давало тебе направление на работу, и ты работал – всю оставшуюся жизнь на этом месте. Но сегодня у вас есть возможность дать взятку, чтобы избавиться от этой бесполезной работы и заняться чем-нибудь другим.
Мина Юн:
Традиционно жители Северной Кореи не имели свободы выбора рода занятий. Вы получали направление на работу от правительства, и она становилась вашей работой на всю жизнь. Причина этого очень проста: правительство изучает, сколько человек требуется в каждой отрасли и в каждом месте, что является частью сохранения строгого контроля над всеми ресурсами при коллективистской системе, и в соответствии с этим направляет туда людей.
Но это изменилось после того, как в 1990-х разрушилась пайковая система. Теперь ваша официальная работа – всего лишь бессмысленная должность, которую вы можете упомянуть, когда вас спрашивают: «Где вы работаете?» Фабрики давно остановили производство, и фабричные рабочие не могут ждать компенсацию за свой труд. Даже если у вас есть работа от правительства, вам приходится самому искать способы заработать на жизнь. Вот почему многие родители в Северной Корее начали давать взятки правительственным чиновникам еще до того, как их дети закончат старшую школу. Они хотят, чтобы их дети получили достойную работу, где до сих пор платят зарплату и обеспечивают паек.
Среди популярных рабочих мест в Северной Корее – организации, зарабатывающие иностранную валюту. Эти организации, появившиеся в начале 2000-х годов, теперь распространились по всей стране. Они занимаются в основном экспортом северокорейских ресурсов за границу и созданием фондов для правительства. Работающие в этих организациях до сих пор получают пайки, но помимо этого у них есть шанс на дополнительный доход, в зависимости от результатов своей работы. Работающими в таких организациях восхищаются почти так же, как теми, кто работает в крупных компаниях, таких как Samsung в Южной Корее.
Зарабатывающие иностранную валюту организации очень влиятельны, так как большинство из них находится под покровительством партии, вооруженных сил или других государственных органов. Конкуренция за то, чтобы попасть в такие организации, очень жесткая, и для того, чтобы получить там работу, вы должны обладать либо очень хорошим социальным происхождением, либо большим количеством денег. На самом деле большинство работающих в таких организациях – дети партийных чиновников или руководителей таких организаций.
Некоторые фабрики были очень популярны среди соискателей из-за того, что они находились под прямым контролем Ким Чен Ира или Ким Чен Ына. Прямой контроль семьи Кимов означает невероятно хорошие условия. Это значит, что сырье будет предоставлено правительством, что там существует реальное производство. Поэтому рабочие получают пайки. Кроме того, у некоторых рабочих есть доступ к продукции, которую они могут воровать и продавать где угодно.
Благодаря растущей потребности в более прибыльной работе взяточничество все сильнее распространяется в Северной Корее. Есть определенные шаги, которые надо предпринять, чтобы получить желаемую работу. Во-первых, вы должны дать взятку правительственным чиновникам и украсть свое личное дело из местного административного учреждения. Затем вы должны дать взятку директору фабрики или местному секретарю партии, чтобы они выдали письменное подтверждение, что хотят вас нанять. Наконец, вы должны предъявить это подтверждение в административном учреждении, отвечающем за распределение рабочих мест. Каждый, кто в этом участвует, знает о взяточничестве остальных сторон, но закрывает на это глаза.
Сегодня родители пытаются придумать все возможные способы, чтобы дети получили хорошую работу, добиваясь этого путем взяточничества или использования своего социального происхождения. Те, кто не может дать взятку чиновникам, просто посылают своих детей туда, куда они получили направление. Они дают взятку директорам фабрик, чтобы их дети не были вынуждены ходить на работу, вместо этого те работают на рынке, но должны отдавать часть своего дохода фабрике. Большинство молодых женщин торгует на рынке, в то время как их фамилии зарегистрированы на формально принадлежащих им рабочих местах. В Северной Корее не работать незаконно, это может закончиться наказанием.
Военнослужащие, прослужившие в вооруженных силах более 10 лет, также получают направления на новую работу, когда уходят со службы. Большинство из них возвращается в родные города и работает там, где им скажет местное правительство. Но некоторые солдаты-неудачники не получают разрешения вернуться туда, откуда они родом. Правительство направляет тысячи только что демобилизованных участвовать в государственных проектах или работах, где требуется много рабочей силы. У тех, кому выдали такие направления, нет выбора, кроме как подчиниться.
Например, когда Ким Чен Ир был жив, он надзирал за уездом Тэхондан в провинции Янгандо, регионом, который богат картофелем, но в нем живет мало людей. Ким Чен Ир начал контролировать регион и вскоре выяснил, что народа для выращивания картофеля недостаточно. Так что тысячи бывших военнослужащих были вынуждены переехать в Янгандо и стать пожизненно выращивающими картофель фермерами.
Они должны были своими руками построить себе дома. Они также беспокоились о будущем своих детей, потому что дети фермеров также могли быть направлены работать на фермы, где они выросли. Несмотря на беспокойство, они ничего не могли поделать. Это был порядок, установленный Ким Чен Иром, и они не хотели бунтовать.
Также не хватало женщин, на которых они могли бы жениться. Многие бывшие солдаты в Янгандо так и не смогли найти супруг. Уезд Тэхондан – всего лишь один пример, такие принудительные переселения происходят по всей стране и касаются различных государственных отраслей промышленности, поэтому солдаты перед наступающим увольнением беспокоятся о своем будущем.
Однако, как я уже говорила, строгие правила относительно профессиональной деятельности теперь, после коллапса социалистической системы в Северной Корее, существуют только на бумаге. Взяточничество стало настолько распространенным, что теперь оно неконтролируемо. Думаю, что эти перемены явно являются еще одним симптомом неисправной системы социализма.
Какова жизнь в Северной Корее для «богачей»?
Д.Т.: «Богатый» и «северный кореец» могут показаться исключающими друг друга определениями. Но сегодня это не так. Зарождающийся северокорейский капитализм означает, что большинство людей имеет больше, чем раньше, а небольшая группа становится на самом деле очень состоятельной.
Ким Ю Сун:
Мой тесть в его родном городе известен как самый богатый человек. Я не знал об этом до тех пор, пока мне об этом не сказал один северокореец из той же провинции. Он сказал, что моего тестя даже называют Ли Гон Хи (председатель Samsung Electronics) или Дональдом Трампом этой провинции. По его словам, имя моего тестя известно всем в этом регионе. Вот каким богатым он был.
Мой тесть руководил компанией, чистая прибыль которой составляла 6–7 миллионов долларов в месяц. Когда дела действительно шли хорошо, компания зарабатывала намного больше.
Что они обычно ели каждый день? На их столе была баранина, мясо тюленя, икра морского ежа, икра минтая и куриные яйца. Это то, что всегда было на столе, во время каждого приема пищи, просто потому, что мой тесть это любил. Несмотря на повсеместно распространенный образ нищенствующей Северной Кореи, богатые семьи могли без труда позволить себе в Северной Корее такую роскошную еду. Блюда, перечисленные выше, были дополнением к большему набору блюд, которые моя жена ела каждый день. Моя жена рассказала бы об этом подробнее, но она считает, что северокорейские власти могут использовать информацию о его питании, чтобы найти ее отца.
В Северной Корее наибольшее восхищение вызывают автовладельцы. Там не так просто иметь автомобиль, даже если у вас есть деньги на его покупку. Жена рассказывает мне, что ее отец владел в Северной Корее парой самых роскошных, дорогих автомобилей. На одном он ездил на работу, на другом – в деловые поездки. Помимо двух дорогих автомобилей у него был слуга, который каждое утро мыл и протирал его автомобиль.
Жена говорит, что ее отец был успешным бизнесменом, но любил смеяться и наслаждался досугом. На Новый год северные корейцы устраивают шумный праздник, и взрослые не забывают давать детям карманные деньги. Но она говорит, что ее отец часто доставал из бумажника сумму, равную 500 американским долларам, и давал ей. Не думаю, что даже в США или Южной Корее многие запросто достанут 500 долларов из бумажника, чтобы дать детям просто потому, что захотелось, конечно, если только они не богачи.
Сам я родом из городка, расположенного вдали от Пхеньяна, и моя семья никогда не была богатой. Праздники я всегда проводил дома и отмечал их с семьей и родственниками. Но жена говорит, что она ездила в Пхеньян, где на Новый год и Чхусок отец покупал ей и ее маме дорогую одежду и вкусную еду. Жена ходила в развлекательный центр «Моранбон», и семья ела вкусную лапшу в знаменитом пхеньянском ресторане «Окрюгван».
В конце дня они шли в сауну. Жена говорит, что посещение сауны стоило 100 долларов за человека. Даже в США и Южной Корее она считалась бы дорогой сауной, если вы должны заплатить 100 долларов за вход, ведь так? В Северной Корее большинство обычных людей зарабатывает меньше 100 долларов в месяц. Я даже не могу себе представить, какая роскошь должна быть внутри этой сауны, если для того, чтобы помыться там один раз, надо было заплатить 100 долларов.
Их развлечения в выходные этим не ограничивались. Жена ходила с родителями в боулинг и на спортивные мероприятия. В Северной Корее есть красивые места, куда люди любят приезжать, но не каждый может себе это позволить. Но благодаря своему отцу, который любил достопримечательности и обладал деньгами, моя жена побывала во всех этих известных горах и местах отдыха, в том числе в горах Пэктусан, Чхильбосан, Кымгансан и на станции Ёнмун.
Хотите услышать о еще одном большом преимуществе богатого папы? Подумать только, на ее дни рождения приглашали знаменитых артистов! Был один актер, которого часто называли главным сердцеедом страны. Папа жены знал, что она была его большой фанаткой, так что он лично пригласил этого актера на день рождения дочери. Я знаю, как девочки-подростки сходят с ума по актерам и певцам. В США, когда были популярны «Сумерки», девочки-тинейджеры были без ума от Роберта Паттинсона, правда? Вы можете представить, что ваш папа пригласил Роберта Паттинсона к вам домой на ваш день рождения?
Понятное дело, все свои школьные годы моя жена была счастливым ребенком. Каждый год она брала на себя ответственность быть лидером класса. Она была первой при выполнении всех школьных обязанностей. Ее домработницы готовили дома обед и клали его в ланчбокс, который она несла в школу своему классному руководителю. Благодаря этому ее учителю никогда не приходилось беспокоиться об обеде. Если в школе случались какие-нибудь неприятности, ее папа улаживал их, так как у него были деньги и власть.
Конечно, дома у моей жены был персональный компьютер. Так что когда ее друзьям при выполнении домашней работы требовалось воспользоваться компьютером, они приходили к ней домой. Ее папа всегда посылал учителю два мешка риса стоимостью полмиллиона северокорейских вон. Другие учителя всегда завидовали ее классному руководителю. Они часто говорили моей жене: «Ты должна быть в моем классе. Почему ты не перейдешь в мой класс?» С приближением зимы ее семья нанимала слуг, чтобы те готовили для них особое кимчхи. Они следили за тем, чтобы слуги готовили три или четыре вида кимчхи.
Когда ее отец ехал в своем автомобиле, полицейские подходили и говорили: «Уважаемый товарищ, пожалуйста, помогите нам». Это была одна из обычных фраз, которую моя жена слышала, когда была в автомобиле с отцом. Ее отец не просто зарабатывал деньги, он отдавал значительную сумму режиму. Так что к нему относились по-особому и всегда покровительствовали ему. Ее папа все время имел дело с руководителями провинций. Он никогда не тратил время, беседуя с чиновниками более низкого ранга, например мэрами. Он считал это пустой тратой времени.
Во время Чхусока, государственного праздника, северные корейцы идут на могилы своих предков, чтобы отдать им дань уважения. Но семья моей жены, конечно, ехала к могилам на автомобиле с водителем. Жена говорит, что у них в багажнике были полные коробки яблок, груш и северокорейских закусок, таких как «Choco-Pie» и пирожные чалтток. Все члены семьи угощались этой едой.
Ее папа путешествовал в другие страны, например Монголию и Китай. Каждый раз, когда он ездил в Китай, он привозил моей жене разную красивую одежду. Зимой он привозил своей девочке норковые шубы.
Моя жена приехала в Южную Корею два года назад, а ее отец до сих пор живет в Северной Корее. Так что я не буду раскрывать его имени или названия его компании ради его безопасности. Если я раскрою любые из его персональных данных, северокорейские власти смогут его найти. Думаю, вы можете представить, что тогда с ним случится.
Я не встречался с ним, потому что он до сих пор в Северной Корее, а с женой я познакомился здесь (в Южной Корее). Но он все равно мой тесть, благодаря ему моя жена пришла в этот мир, так что я беспокоюсь о его благополучии и каждый день молюсь о его безопасности. Даже если он не имел бы ко мне никакого отношения, я все равно не хотел бы сделать что-то, что сыграло бы против него.
Моя жена поддержала меня, когда я решил рассказать эту историю. Она говорит, что разговоры о ее отце пробудили много воспоминаний и она ужасно скучает по нему. У моей жены есть одно сообщение для ее отца: «Дорогой папа, я живу хорошо на Юге. Я каждый день молюсь за твое здоровье и счастье. Я никогда не перестану это делать. Ты всегда в моих мыслях и молитвах. Да, и теперь у тебя есть внучка! Желаю тебе, чтобы до воссоединения ты был здоров, благополучен и счастлив. Я молюсь за тебя здесь, на Юге».