Создай себе имидж
Часть 13 из 24 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Гардероб минимальной стоимости
Чтобы тратить меньше денег на одежду, нужно знать «теорию стоимости одной носки». Ценность одежды определяется отношением ее цены к тому, сколько раз вы ее надеваете. Поэтому пиджак стоимостью 60 фунтов стерлингов, который вы наденете только один раз, окажется гораздо более «дорогим», чем тот, который стоит 300 фунтов, но будет надет сто раз.
При покупке одежды надо учитывать расходы на химчистку и включать их в стоимость гардероба. Убедитесь в том, что вещь действительно можно чистить только в химчистке, иногда такое указывается на бирках только для того, чтобы гарантировать производителя от возможных неприятностей. Я имею положительный опыт стирки сорочек, на этикетках которых было указано «только химчистка».
Определите, где вам больше нравится покупать одежду, когда можете себе это позволить. Заранее познакомьтесь с той одеждой, которая там имеется, примерьте ее, позже вы сможете прийти в магазин в первый день распродажи и купить вещь без примерки. Избегайте покупать вещи «сезонных» цветов, старайтесь ограничиться нейтральными, к тому же яркими могут быть ваши аксессуары.
Старайтесь покупать одежду свободного покроя: узкая одежда выглядит «дешево». Прекрасная возможность купить недорогую хорошую одежду — это дизайнерские распродажи и вновь открывшиеся магазины. Некоторые стили, например традиционный или сельский, легче соблюдать, тратя на это немного денег.
На дешевую одежду часто не обращают внимания, если у человека дорогие и хорошего качества аксессуары. Покупайте самые лучшие туфли и портфели, которые можете себе позволить, и старайтесь, чтобы их цвет сочетался с цветом волос. Ваши волосы на виду постоянно, и правильно подобранные к ним туфли и портфель помогут создать цельный образ.
Советую тратить больше денег на те вещи, в которых вы чаще всего находитесь на виду. Например, если вы постоянно встречаетесь с людьми на улице, то больше всего денег нужно потратить на пальто; в другом случае самой дорогой вещью должен стать пиджак, а рубашки, блузки и брюки могут быть более дешевыми.
Вы можете также завести себе поддельные дорогие часы — издалека никто не сможет определить разницу. Следите за тем, чтобы ваши волосы всегда были подстрижены идеально. Хороший уход за собой компенсирует недостаточно дорогую одежду. Можно выглядеть хорошо и в рамках ограниченного бюджета. Будьте избирательны и тщательно планируйте все свои покупки. Никогда не покупайте «импульсивно», в погоне за сиюминутной модой, лучше стремиться к классическому облику. Разнообразьте свой внешний вид с помощью мелких вещей, сильно отличающихся друг от друга сорочек или блузок, которые повлияют на вид всего костюма.
Глава шестая
Ваш голос и речь
Кто-то однажды назвал голос вторым лицом, и действительно голос может так же много рассказать о нас самих, как и лицо. Однако очень часто в книгах о том, как надо представлять себя окружающим, голосу и речи уделяется недостаточно много внимания. Мы забываем, что при знакомстве первое впечатление определяется внешним видом, но затем, когда начинается разговор, голос становится важнее. В процессе создания имиджа о голосе часто забывают. Почему это происходит?
Несмотря на то, что люди очень восприимчивы к звукам, большинство из нас не слышит или, скорее, не слушает многое из того, что произносится. Обычно мы бываем буквально засыпаны визуальными образами. Например, альбом популярного певца покупается скорее благодаря его видеоклипу — благодаря тому, что люди видят, чем самим песням — тому, что они слышат.
Мы окружены визуальной информацией: это и компьютеры, и все толстеющие газеты, и рекламные щиты. Даже то, что принято считать звуковым средством контакта — радио и телефон — нуждается в визуальной поддержке. Для многих из нас радио — просто бессмысленный шумовой фон или развлечение в машине во время «пробок». Большинство из тех, кто добился популярности с помощью радио, стремятся попасть на телевидение, где они получат более широкую и восприимчивую аудиторию. При разговоре по телефону голос пока остается доминирующим, однако его значение может скоро потеряться. Экспертами уже разработан видеофон, телефон, который связан с видео, и вы сможете видеть того, с кем разговариваете. Если эта технология станет доступной на массовом уровне, телефонные разговоры будут состоять из звукового и визуального компонентов.
Большинство горожан привыкают слышать определенные звуки двадцать четыре часа в сутки: шум машин, поездов метро, сирены. В большинстве офисов создается определенный звуковой фон из шума центрального отопления, кондиционеров, лифтов и телефонных звонков. В парикмахерской, в магазине, в аэропорту, в такси мы окружены звуками, на которые едва обращаем внимание. А за городом слышатся совсем другие звуки: пение птиц, жужжание насекомых, шелест травы. Мы привыкаем ко всем этим звукам и редко обращаем на них внимание. Этот шум оглушает, мы теряем способность слушать, и если не предпринимать сознательных усилий, разучимся правильно воспринимать и звук человеческого голоса.
В Великобритании традиционно существует повышенная восприимчивость по отношению к тому, как люди говорят. В одной американской книге было написано: «В Великобритании произношение, интонация, выбор слов и даже длина предложений больше скажут о человеке, чем его одежда или жесты». И до сих пор Великобритания остается страной, где больше внимания обращают на произношение, чем в других странах. Многие из нас могут чистосердечно признаться, что не любят некоторые варианты произношения, или подозревают, что сами имеют акцент, против которого существует предубеждение. Как и в отношении других «деликатных» тем, мы думаем, что если не обращать внимания на проблему, она исчезнет сама собой. Поэтому мы часто недооцениваем роль голоса при формировании впечатления о человеке. Мы игнорируем роль голоса, зная, что это предмет серьезных суждений, и некоторые из них, возможно, необоснованно нетерпимы.
Оставив в стороне произношение, нужно заметить, что голос — очень личная характеристика, связанная в том числе и с тем, что вы думаете о себе сами, и критические замечания по поводу голоса часто воспринимаются как атака на вашу личность. Давайте поговорим, о чем же он может «рассказать».
Что ваш голос может «рассказать» о вас
Ваш голос способен рассказать о чувствах, о здоровье, о том, насколько раскованно себя чувствуете, откуда вы родом, какое получили образование, насколько легко подчиняетесь давлению окружающих вас людей; голос способен поведать всю психологическую историю личности. И опять же, наряду с другими аспектами имиджа мы используем голос, чтобы быть больше похожими на других или, напротив, заявить о своей индивидуальности. Женщины, работающие преимущественно с мужчинами, начинают говорить более низким голосом, причем часто это происходит неосознанно.
С другой стороны, тот, кто переезжает в Лондон из другой части страны, часто упрямо сохраняет произношение, свидетельствующее о региональных отличиях.
Ваши голос и речь абсолютно уникальны, как отпечатки пальцев. Он имеет большую силу, чем музыкальный инструмент. Ведь голос — способ сказать «Я есть, я существую». Если вы не очень высокого мнения о себе, то это будет заметно и по голосу. Он не только способен помочь выразить чувства, сказать кому-нибудь «Я тебя люблю», рассмешить людей, но и убедить присяжных в вашей невиновности, хорошо проявить себя на собеседовании при приеме на работу или заключить выгодный контракт. Вы не слышите своего голоса так, как его слышат другие, потому что звук поступает к вам как бы изнутри. Однако можно научиться слышать свой голос со стороны и понимать, как он действует на окружающих.
Ваш голос — неотъемлемая часть имиджа. Часто встречаются люди, внешний вид и голос которых кажутся несовместимыми — например, крупная женщина с детским беспомощным голосом или невысокий мужчина с громогласным басом. При первой встрече люди делают определенные выводы исходя из внешности и хотят получить подтверждение этим выводам в звуках вашего голоса. Звук голоса, несомненно, усиливает или значительно уменьшает воздействие вашего внешнего вида. Многие попадали в ситуацию, когда внешний вид нового знакомого импонировал до того момента, как он открывал рот.
В наши дни в бизнесе умение разговаривать по телефону играет очень важную роль. Именно по телефону устанавливаются начальные контакты. Чем больше вы используете телефон, тем лучше должны уметь контролировать свой голос. Первое впечатление складывается по звуку голоса, и к моменту личной встречи о вас уже составляется определенное мнение. На самом деле, приятный голос делает человека более привлекательным и может компенсировать заурядность внешности. Многим звездам шоу-бизнеса и политики пришлось поработать над своей внешностью, чтобы приблизить ее к красивому от природы голосу или же, напротив, они были вынуждены тренировать голос и речь, чтобы привести их в соответствие с хорошими внешними данными. Некоторые знаменитости сумели воспользоваться даже не очень приятным голосом, который, однако обладает характерностью. Например, Дерек Джеймсон и Джанет Стрит Портер сделали голоса своей «торговой маркой». Звук их голоса, не обязательно приятного, является неотъемлемой частью имиджа.
Если людям понравится звучание вашего голоса, они будут реже прерывать вас на собраниях и в беседах по телефону. В таком случае можно сказать, что у вас есть «имидж оратора», и нужно уметь извлечь из него максимальную пользу.
Можно ли изменить голос?
Большинство людей не верят, что можно улучшить свой голос, поэтому они даже не пытаются что-либо предпринять. Они думают, что резкий и скрипучий или задыхающийся голос дан на всю жизнь. Однако исследования, которые были проделаны в этом направлении, показали, что это не так. Изменения веса тела заметить гораздо легче — достаточно встать на весы; а чтобы проследить за изменениями своего голоса, вам потребуется узнавать мнение других людей.
Можно значительно изменить тембр голоса, изучив технику его извлечения и освоив специальные упражнения по его улучшению. Многие актеры используют специальные тренировочные упражнения, чтобы голос оставался сильным, послушным и управляемым. Лишь очень немногие люди оказываются неспособны извлечь из этого пользу. Остальные же могут добиться заметного прогресса, подобно тому, как это происходит под воздействием регулярных физических упражнений, изучения языка тела и выработки умения следить за собой.
Когда голос восприимчив, он находится под контролем и будет выражать ваши эмоции. Иногда случается, что голос «блокируется». Тогда ему не удается выражать необходимый ряд эмоций. Так, иногда встречаются голоса, которые постоянно звучат расстроенно, или «интелектуально», или беспристрастно, или искусственно-бодро.
Даже если голос определяется качествами вашей личности (например, если вы — застенчивый человек, то разговариваете скорее всего тихим голосом, чтобы привлекать к своей персоне меньше внимания), вы можете расширить диапазон голоса физическими средствами. Это не только изменит мнение окружающих о вас, но и самоощущение станет другим. Избавиться от застенчивости в поведении можно не только с помощью психолога, но и посредством физических упражнений, развивающих голосовой аппарат.
Голос является функцией тела и не может существовать отдельно от него. Несмотря на то, что голос оказывает преимущественно звуковое воздействие, мы можем «увидеть» его работу. Голос и язык тела часто воздействуют вместе, усиливая друг друга. Слушая человека с тихим голосом, обращаешь внимание на то, что он дышит не очень глубоко, рот приоткрывает чуть-чуть и не работает лицевыми мускулами в полную силу. Кроме того, застенчивый человек при разговоре часто смотрит и говорит в землю, а не в глаза собеседнику. Поняв физическую природу звукопередачи, можно существенно усовершенствовать управляемость своим голосом.
Многие из вас являются настоящими «атлетами речи» — чуть ли не каждый день приходится подолгу говорить на различных собраниях и презентациях либо по телефону; иногда случается и перекрикивать окружающий шум. Как атлет может натренировать свое тело перед марафоном, так и вы можете натренировать свой голос для подобных ситуаций. Специальными упражнениями можно добиться того, чтобы голос не звучал устало и стал одним из основных факторов создания нужного имиджа.
Разница между голосом и речью
Люди часто путают голос и речь. Преподаватели риторики старой школы, объясняя своим ученикам, как правильно говорить, уделяли при этом мало внимания владению голосовым аппаратом.
Речь формируется из звуков, производимых голосовым аппаратом. Многие проблемы речи исчезают, когда улучшается голос. В наше время при тренировке голоса и речи значительно больше внимания уделяется использованию полученного от природы потенциала и его развитию, чем обучению людей говорить в несвойственной им манере. В этой главе приводятся упражнения и для голосового аппарата, и для развития речи.
Правильное дыхание
В четвертой главе уже отмечалось, как важно иметь правильную осанку, чтобы посылаемые вами визуальные сигналы оказались эффективными. Осанка имеет большое значение и для эффективного владения голосовым аппаратом. Неправильность осанки приводит к сжатию ребер и легких, сокращается объем используемого для дыхания воздуха. Как уже говорилось ранее, нарушения осанки связаны с наличием узлов зажатости и напряженности в теле, которые способны быстро перемещаться. Стоит на мгновенье сжать кулак — и вы почувствуете напряжение у самого плеча. Продолжая сжимать кулак, почувствуете, как напряглась челюсть, а это повлияет и на работу голосового аппарата.
Точно так же напряженность способна перемещаться со спины или задней части шеи к мускулам горла, которые находятся вокруг голосовых связок. Это напряжение может весьма отрицательно повлиять на характеристики голоса, он будет звучать сдавленно. Все упражнения, приведенные в этой главе, нужно выполнять, поддерживая правильную осанку — тогда напряженность не будет вам мешать. Чтобы убедиться, что напряжения нет, нужно проделать плавные движения головой вперед-назад и в стороны, круговые движения плечами вперед и назад, чтобы расправить зажатые мышцы.
Еще одним важным фактором, оказывающим влияние на голосовой аппарат, является дыхание. Эти два фактора — напряженность и дыхание — оказывают воздействие не только на речь, но и на контроль телесного стресса. В своей замечательной книге «Тело и личность» («Body and Personality») Брайан Уэллс описывает много методов контроля над стрессом и приходит к выводу: «Во всех случаях контроль над дыханием играет главную роль. Именно этот элемент типичен для всех попыток достичь умственных целей за счет физических упражнений. Следом за ним идет контроль за осанкой и позой».
Дыхание — это энергия, питающая голос, и без хорошего контроля над дыханием невозможно добиться эффективного владения голосом. Звук издается за счет вибраций голосовых связок при движении потока воздуха. Когда дыхание затруднено, что обычно и имеет место во время стресса, от этого страдает и голос. И прежде чем рассмотреть непосредственную связь между дыханием и голосовым аппаратом, я покажу, как стресс и дыхание влияют друг на друга.
Стресс и дыхание
В состоянии стресса дыхание изменяется. Если мы напряжены, то дышим глубже, вдыхая больше кислорода и выдыхая больше углекислого газа. Мы делаем более быстрый вдох, причем дышим верхней частью груди. Вдохи — громкие, быстрые, частые и резкие. Химический баланс в крови, который определяется количеством кислорода и углекислого газа, нарушается. В худшем случае происходит гипервентиляция — сердечный ритм нарушается, мы ощущаем напряжение в груди, испытываем головокружение и чувства, похожие на состояние паники.
При этом типе дыхания, называемом «ключичным», возникает своеобразный порочный круг. В состоянии паники возникает стремление вдохнуть как можно больше воздуха, в результате этого вдохи становятся еще более резкими. Нарушение баланса кислорода и углекислого газа в крови дает сигнал мозгу, а он посылает телу ответный сигнал вдыхать энергичнее, что еще сильнее фиксирует состояние паники. Дети, на которых не оказывают влияние физические и психологические сдерживающие факторы, обладают фантастически сильными голосами. Если понаблюдать за грудным ребенком, можно заметить, что он дышит «животом». Но на самом деле он дышит нижней частью легких, которая обладает наибольшей силой. Легкие имеют сдвоенную форму, и то место, в котором они соединяются, защищено нижней частью ребер. Под легкими располагается мышца, которая называется диафрагмой. Она опускается при вдохе, высвобождая мышцы живота. Вдох легкими — выдох «животом». При выдохе диафрагма поднимается, а мышцы живота опускаются. Выдох легкими — вдох «животом».
Это противоречит традиционному представлению о том, что происходит в момент вдоха. Мы думаем, что нужно вдохнуть грудью, выпятив ее при этом. Такой способ дыхания с использованием только верхней части груди приводит к напрасной трате огромного количества энергии и неполному использованию всех дыхательных возможностей. И мужчины, и женщины делают это ненужное движение грудью, и оно постепенно входит в привычку.
Нервные люди дышат подобным образом большую часть времени. Это способно приводить к состоянию паники и быстрой усталости. Исследования, проведенные в Лондоне, показали, что гипервентиляция — фактор, способствующий особому поствирусному синдрому, который может истощать организм человека в течение многих лет. Врачи организуют для своих пациентов специальные уроки дыхания, чтобы избавить их от привычки создавать гипервентиляцию.
Одно из наиболее распространенных ошибочных представлений, связанных с дыханием, заключается в том, что попав в трудную ситуацию, нужно делать глубокие вдохи. Уровень напряженности при этом сохраняется на том же уровне, а мы еще и дыхание задерживаем! Если я, скажем, хочу поднять тяжелый стол и задерживаю дыхание в верхней части легких, верхняя половина моего тела, включая спину, напрягается. Шанс перенапрячь или растянуть мышцу или сухожилие при этом увеличивается, так как возникает как бы двойная нагрузка — усилие, направленное на поднятие стола, и напряжение сдерживаемого дыхания. Вероятность растяжения будет меньше, если перед поднятием тяжести сделать выдох.
Когда мы говорим, задерживая дыхание, звук сначала ограничивается, и при быстром выдохе задержанного воздуха слова выговариваются слабо. Для ликвидации стресса необходим контролируемый выдох. Это касается и умственного, и физического напряжения. Данный прием используется при сложных упражнениях в аэробике для контроля дыхания. Если не можете придумать ничего лучшего, находясь в состоянии паники, проконтролируйте выдох, сознательно выпустив воздух из легких. Ваше дыхание установится, баланс углекислого газа и кислорода придет в норму, и паника прекратится. Старинный способ избавления от приступов паники и истерии состоял в том, чтобы опустить голову страдающего в бумажный пакет; он выдыхал углекислый газ и снова вдыхал его для восстановления нарушенного баланса.
Если в организме нет каких-либо физиологических нарушений, вдох должен происходить безо всяких усилий. Ребра раздвигаются автоматически, впуская воздух в легкие, представляющие собой нечто вроде губки. Воздух просто попадает в свободное пространство, а затем мускулы, контролирующие движение ребер, управляют выдохом. Если вы дышите животом, то экономите энергию, так как не тратите ее на расширение той части тела, в которой нет места на то, чтобы удерживать воздух. Количество вдыхаемого при этом воздуха будет в 8-10 раз больше, чем при «ключичном» дыхании. То есть вы получаете больше воздуха, делая при этом меньше усилий — абсолютный выигрыш!
Те, кто страдали астмой или другими нарушениями дыхания с детства, имеют больше оснований связывав стресс с усилиями при дыхании. У них могут сохраниться психологические «воспоминания» об этом, и даже если медицинской проблемы уже больше не существует, инстинктивной реакцией на стресс будет стремление начать резко и часто дышать. Некоторые люди, особенно имеющие избыточный вес, могут испытывать трудности при вдохе из-за привычки напрягать мышцы живота, чтобы казаться стройнее. Однако лучший способ похудеть — физические упражнения и диета, а не постоянное напряжение мышц живота. Кроме того, при дыхании животом вы дополнительно упражняете его мышцы.
Таким образом, для неправильного контроля дыхания характерны резкие короткие вдохи и чрезмерные движения грудной клетки и плеч при вдохе. Как мы позднее увидим, такое дыхание оказывает негативное воздействие и на речь. При общении с другими людьми те, кто дышит таким образом, производят впечатление неуверенности в себе. Собеседник видит физическое напряжение при движении плеч и грудной клетки говорящего, слышит резкие вдохи во время речи, поэтому может решить, что видит признаки начала истерии. Использование дыхания подобного рода очень утомляет и производит впечатление, что его обладатель — человек нервный, находится в напряжении и говорит с усилием.
Дыхательные упражнения для снятия стресса