Симпсоны. Вся правда и немного неправды от старейшего сценариста сериала
Часть 6 из 32 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
После года в «Альфе» мы с Элом перешли в «Это шоу Гарри Шендлинга» – сериал о парне, который знал, что он в сериале. Даже титульная песня была с подковыркой: «Это песня с титров «Шоу Гарри», / Открывающих титров «Шоу Гарри»…». Декорации были точной копией реальной комнаты Шендлинга.
Мало кто понимает, как многому «Симпсоны» обязаны «Шоу Гарри Шендлинга». Больше половины нашей оригинальной авторской группы – Сэм Саймон, Джей Коген, Уолли Володарски, Эл и я – работали в этом сериале. Шоу было непредсказуемым и обладало характерным для «Симпсонов» уровнем самосознания. «Шоу Шендлинга» также впервые начало приглашать случайных звезд-гостей; к примеру, Джефф Голдблюм и Том Петти играли сквозные роли самих себя в ролях придурочных соседей Гарри. В «Симпсонах» такое будет позже, но в «Шендлинге» все началось.
И хотя мы скакали с одной работы на другую, не особо выбирая предложения, все эти ситкомы научили нас важным вещам, оказавшимся незаменимыми в «Симпсонах».
Ситкомы
Когда сценарист рассматривает постоянную работу в ситкоме, существуют два основных критерия:
1. Сколько длится рабочий день?
2. Как далеко ехать в офис?
Рабочее время в ситкомах бывает очень разным: от тридцати пяти часов в неделю до сотни и более. А рабочая неделя может длиться пять, шесть или даже семь дней. «Восемь дней в неделю» – это не только песня Beatles, но еще и распорядок работы в ситкоме «Задержка в развитии». Его офис был рядом с «Симпсонами», и сценаристы торчали там, кажется, в любое время дня и ночи. Помню, я представлял, как потные шахтеры в Южной Африке говорят друг другу: «Ужас, конечно, но лучше, чем работать в «Задержке в развитии».
В «Симпсонах» рабочая неделя включала от сорока часов до более чем восьмидесяти – все зависело от того, кто был шоураннером. Сейчас у нас две параллельные авторские группы и все работает по-другому: первая группа уходит домой в шесть вечера, а вторая – работает допоздна, но с бесплатным обедом. (Я предпочитаю бесплатный обед!)
Поскольку дело происходит в Лос-Анджелесе, расстояние до офиса тоже важно. Какая разница, во сколько вы уходите домой, если вы все равно проторчите три часа в пробках в час пик. (В Лос-Анджелесе час пик – это любой час любого дня или ночи.)
Критики обожали «Это шоу Гарри Шендлинга», но они в нем не работали. Офис находился черт знает где, в восточной части Лос-Анджелеса, и мы редко уходили с работы раньше, чем в два часа ночи.
В этом смысле «Альф» был лучшей работой в моей жизни: рабочий день заканчивался в 19:30, а в 19:45 я уже был дома.
Вы, должно быть, думаете: «А что насчет качества сериала? Это вообще является критерием?»
А вы смешной. Вам тоже надо писать ситкомы!
Второй акт
Сюжет серии «Симпсонов», который заявляется в первом акте, по-настоящему начинается во втором. (Второй акт часто занимает половину серии.)
К началу этого второго акта этой книги я ушел из «Это шоу Гарри Шендлинга», чтобы работать в «Симпсонах». Здесь мы поговорим о внутренней кухне сериала – вы познакомитесь с авторами, актерами, мультипликаторами и продюсерами. Я по шагам объясню, как мы делаем сериал. К концу второго акта «Симпсоны» успеют вас окончательно задолбать.
Глава четвертая
Знакомство со сценаристами
Девяносто пять процентов работы над «Симпсонами» не писательство, а переписывание. Сценарий пишет один человек, но потом за текст берется банда редакторов: как правило, от четырех до шести человек весь день предлагают шутки – это и есть авторская группа. (Однажды я недолго работал в группе из двадцати семи авторов. Абсолютно ничего хорошего из этого не вышло – люди боялись питчить шутки. Когда ты пошутил, а никто не засмеялся, это значит, что ты облажался перед довольно большой аудиторией.)
Авторская группа – деликатная штука. Недостаточно быть просто смешным, надо еще находить со всеми общий язык. Один надоедливый или упрямый сценарист может замедлить или вообще парализовать весь процесс. Я это понял задолго до «Симпсонов», когда работал с очень талантливым, но чудаковатым (на букву «м») сценаристом. В какой-то момент его позвал босс и сказал: «Нам очень нравится, как ты пишешь, но все считают тебя придурком. И нам придется тебя уволить, если ты не попробуешь перестать быть придурком».
Парень сказал: «Мне надо подумать».
Он ушел домой, вернулся на следующее утро и сообщил: «Я посоветовался с женой, и она согласна: я не могу перестать быть придурком».
Сегодняшняя авторская группа «Симпсонов» состоит из двадцати трех очень смешных не придурков. Многие думают, что в нашем офисе царит разнузданное веселье, но это не так; мы заняты серьезным делом. Раз в несколько лет какой-нибудь телеканал присылает съемочную группу сделать репортаж об авторах «Симпсонов», и каждый раз эта группа сначала скучает, потом бесится, а потом вылетает из нашего офиса, так и не отсняв ни одного интересного кадра. Дело в том, что наши авторы не клоуны и не комедианты. Они серьезные, сосредоточенные люди, которые по два часа придумывают название мультфильму про Щекотку и Царапку. (Победитель: «О мышах и людоедстве».)
Это не какие-нибудь там хохотуны – авторы «Симпсонов» преимущественно люди семейные, «американские папаши» (и одна мамаша). Никто из нас в детстве не был Бартом. Мы были Лизами: добрыми, усидчивыми школьниками с минимумом друзей. Однажды мы проснулись и превратились в лысых толстых Гомеров. Я не шучу, когда говорю, что пятница – любимый день сценаристов. Почему? В офис приносят бесплатные пончики. Из интересного за тридцать лет в нашем офисе произошло только следующее: один сценарист никак не мог придумать нужную нам шутку, взбесился и стукнул картонную коробку. Он чуть не сломал руку и истек кровью, а на коробке появилась крохотная вмятина. Это наша лучшая история: сценарист ввязался в драку с коробкой и проиграл.
Большинство наших сегодняшних сотрудников работают с нами дюжину лет. Из-за этого в офисе появилось ощущение небольшого городка, вроде Мэйберри… или Спрингфилда; все друг про друга знают все. Как жители крохотного города, мы обожаем сплетни: когда один из авторов сбрил усы, мы это обсуждали два года.
Это простые парни, но, чуваки, какие же они смешные. После тридцати лет работы я все равно каждый день удивляюсь, какие у нас остроумные авторы. Себя я считаю восьмым самым смешным человеком в комнате – и рад, что попал в десятку. Я даже тягаться не могу с Джоэлом Коэном – тихим парнем из Калгари с самым быстрым мозгом в мире. Когда нам нужна шутка – скажем, смешное название для маникюрного салона, Джоэл выпаливает три питча еще до того, как все остальные закончат обдумывать задачу. Потом он пошутит, какими тупыми были первые три варианта, и предложит три новых.
«Господи, Джоэл», – стонут все в офисе. И это лучший комплимент из всех возможных.
В рамках какой-то генетической аномалии наши авторы родились по всей Америке. Только у одного были юмористические корни: отец Джея Когена писал для «Шоу Кэрол Бернетт» и, что нас впечатлило сильнее, для журнала Mad.
Все остальные приехали из крохотных городков, неотличимых от Спрингфилда: Аттика, штат Нью-Йорк; Нью-Ка-наан, штат Коннектикут; Вилмингтон, штат Северная Каролина; Фармингтон-Хиллз, штат Мичиган. Шоураннер Майк Скалли родился в реальном Спрингфилде – том, который в Массачусетсе.
Как они все попали в «Симпсонов»? Ну, ни одного автора никогда не наняли без примерного сценария – вне зависимости от того, насколько у него впечатляющее резюме и как хорошо мы его знаем. Все должны написать по пробному сценарию – серии существующего ТВ-сериала (вроде «Теории большого взрыва» или «Умерь свой энтузиазм»), демонстрирующей, что автор может сконструировать связную оригинальную историю и знает, как писать диалоги для известных, устоявшихся персонажей. Я всегда говорю начинающим сценаристам: «Пробник – последний хороший текст в вашей жизни». При этом пробный сценарий в принципе не предназначен для съемок, а вы почти никогда не получите работу в сериале, для которого его написали. Моим прорывным пробником был сценарий для «Золотых девочек» – он обеспечил мне четыре следующих работы. При этом «Золотым девочкам» он не понравился. Я не помню никого, кого бы наняли в «Симпсонов» после пробного сценария для «Симпсонов».
В 1992 или 1993 году, когда мы с Элом Джином были шоураннерами, я прочитал восемьсот пробных сценариев: четыреста «Сайнфелдов», двести «Чирсов», сто «Мерфи Браунов» и остальные по мелочи. Примерно семьсот из них были хорошими, но мне нужны были превосходные: я искал сценарий, смешной с первой страницы до последней. Я обратил внимание, что многие авторы в спешке сильно просаживают качество на последних нескольких страницах. Мне нужны были те, кто доводит дело до конца. В результате этого занудного процесса я нашел отличнейших авторов: Грега Дэниелса (создатель «Офиса»), Билла Окли и Джоша Вайнштейна, которые три года спустя сменят меня на должности шоураннера. В обоих случаях они прислали идеальные сценарии «Сайнфелда». У Грега все действие происходило на парковке, и это было так хорошо, что «Сайнфелд» на самом деле снял эту серию. В сценарии Билла и Джоша Джордж Констанца на вечеринке случайно проглотил осколок стекла; гости вынуждены были часами ждать, пока он «выйдет» из Джорджа. Это была классика идиотского юмора.
Также я отказал многим талантливым авторам, чьи пробные сценарии не соответствовали моим стандартам. Некоторых мы позже все равно наняли, и они отлично проявили себя в сериале: нынешние авторы «Симпсонов» Джош Фрэнк и Мэтт Сальман, а также один из создателей «Футурамы» Дэвид Коэн – возможно, лучший сценарист «Симпсонов» в истории. Он написал одну из самых обожаемых зрителями серий: «Щекотка, Царапка и шоу Пучи».
Сценаристы «Симпсонов» еще и дьявольски умны. Кен Килер – доктор наук в сфере прикладной математики. Джеф Брук – доктор наук в области информатики. Билл Оденкирк – доктор наук в сфере неорганической химии, участвовавший в создании 2,2'-бис(2-инденил)бифенила – лиганда, использующегося при создании органометаллических комплексов, дурачки! Есть еще Дэн Грини, выпускник юридического факультета Гарварда, где он и еще один студент редактировали конкурирующие публикации.
«Видишь, Дэн, – сказал я ему как-то, – у тебя крутая работа в «Симпсонах». А что стало с тем чуваком?»
Дэн ответил: «Он Барак Обама».
Эл Джин
Когда меня спрашивают, в чем секрет отличной авторской группы, я отвечаю: «Найдите гениального напарника и заставьте его делать всю работу».
Эл Джин был моим напарником на протяжении семнадцати лет. Насколько он гениален? Судите сами. Однажды я предложил такую шутку:
«В доме престарелых Дедуля говорит: «Я хочу посмотреть телевизор!» Джаспер огрызается: «Кто-то умер и ты стал боссом?»
Дедуля говорит: «Фред» – и показывает на лежащего на земле мертвого старика с телевизионным пультом в руке».
Все засмеялись, и шутка уже готова была отправиться в сценарий, когда Эл поднял руку. «По-моему, у нас уже такое было». Он попросил ассистентку найти определенный сценарий – все шестьсот серий хранятся у нее в архиве. Эл не сказал: «Найди сценарий, где у Дедули появляется подружка», или «Покажи серию «Старик и она». Он попросил «сценарий 7F17» – семнадцатую серию седьмого сезона.
Ассистентка вывела 7F17 на экран телевизора.
«Страница тридцать, – сказал Эл. – Тридцать один. Тридцать два».
И действительно: эта же самая шутка была в серии, написанной нами двадцать три года назад.
«Продолжаем питчить», – сказал Эл.
Эл – мой лучший друг, и он был свидетелем на моей свадьбе. Я познакомился с ним на первом курсе колледжа. Он проходил мимо моей комнаты в общежитии и заметил кресло-качалку. «А можно покачаться в вашем кресле?» – спросил он.
Это была странная, но в целом безобидная просьба. Он покачался минут десять и ушел.
Эл Джин очень крутой! Не в том смысле, когда говорят: «Новый iPhone X крутой» (ПРОДАКТ ПЛЕЙСМЕНТ – пришлите мне ящик бесплатных телефонов, пожалуйста). Эд круто качается в качалках, в обычных креслах… Легендарный продюсер ситкомов Джеймс Комак однажды сказал о нем: «Этот парень качается как ортодоксальный еврей во время молитвы». Однажды я подарил Элу на день рождения кресло-качалку. Он раскачал его на куски за неделю. Дело не в том, что он большой артист или аутист, – ему просто нравится раскачиваться.
Когда Эл попал в Гарвард, он учился на подготовительных курсах, чтобы поступить на медицинский факультет. Но в скором времени я заманил его в комедию своими россказнями о «Гарвардском пасквилянте». Я говорил ему, что вечеринки у нас отличные (это правда) и там полно красивых девушек (это неправда). Попав под мое дурное влияние, Эл стал одним из величайших комедийных сценаристов в истории телевидения. Не благодарите.
Если бы не я, он стал бы врачом и к сегодняшнему дню изобрел бы лекарство от рака. И от болезни Альцгеймера. Простите.
С 1981 по 1988 год мы все писали вместе, каждый по строчке. За все часы, проведенные бок о бок, мы ссорились раз в год, и никогда по поводу нашего собственного материала – чаще из-за какой-нибудь тупой шутки, которую телевизионное начальство заставляло нас вставить в серию.
Получить хорошее представление о том, как работала наша команда, можно из «Кутерьмы» – снятой Майком Ли отличной кинобиографии Гилберта и Салливана. Гилберт (Эл) – высокий, серьезный, упорный перфекционист. Салливан (я) – скрюченный, развеселый и ленивый напарник.
Когда Эл посмотрел фильм, он был шокирован. «Они даже выглядят как мы», – сказал он.
Эл – превосходный комедийный сценарист, но он был бы превосходным во всем, чем решил бы заняться: фермерством, фармакологией, интерпретирующими танцами. Но все это закончилось бы очень плохо. Эл прочитал биографию какого-то парня с точно такой же, как у него, биографией: уроженец небольшого городка в Мичигане поступил в Гарвард в шестнадцать лет на математический факультет. Это был Тед Казински, больше известный как Унабомбер.
Кто знает? Если бы Казински был чуть посмешнее, он мог бы стать шоураннером «Симпсонов». Или «Теории большого взрыва».
Эл Джин о Майке Рейссе