Сэхсвет
Часть 69 из 78 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Максим показал ему фонарик:
– С помощью вот этой вещи.
– Ты поместил свои силы туда? – Кросстиан наклонился, рассматривая цилиндр. Редимер был словно дитя, которому показали красивую безделушку. Да он и был ребёнком по сравнению с Максимом, уже разменивающим третий век бессмертной жизни. Щемящее чувство жалости поселилось в груди. Он протянул фонарик Кросстиану:
– Да. Держи. Он будет работать и в твоих руках, освещая путь в тёмное время. Правда, мои силы небесконечны. – Максим прикинул, на сколько хватит заряда при активном пользовании, перевёл в редимерские года и добавил:
– Хватит на декаду, может быть, больше.
Кросстиан почтительно принял фонарик из его рук. Так, впервые в истории Редима, произошла передача людьми высоких технологий.
– Благодарю тебя, Макссим. А как я могу создать свет?
Максим объяснил, как включается фонарик. Кросстиан направил луч себе под ноги, и едва заметное пятно заплясало на траве. Улыбка заиграла на лице мужчины.
– Кросстиан, ты должен поклясться мне, что никому – я имею в виду, вообще никому – не расскажешь ни о нашей встрече, ни о зажигателе света. – Максим шёл на риск, но почему-то считал, что так будет правильно. Ему был симпатичен этот редимер, так быстро принявший совершенно новое. По-человечески симпатичен. – Если кто-то увидит, что ты пользуешься этими силами, неприятности могут возникнуть у нас обоих. Если кто-то спросит, откуда у тебя эта вещь, говори, что нашёл. Понимаешь?
– Я понимаю, Макссим, – серьёзно ответил Кросстиан. – Клянусь, что забуду о нашей встрече до самого ухода на ту сторону.
– Надеюсь на твою клятву.
Подул прохладный ветер, принеся с собой благоухание фруктовых деревьев. Максим вдохнул полной грудью: запах пьянил и кружил голову, как лёгкое вино. Кросстиан же, напротив, начал беспокойно озираться:
– Мне нужно идти. Ветер крепчает, скоро будет буря.
– Далеко твой дом? – Максим поёжился, но не от ветра: слова Кросстиана походили на зловещее пророчество.
– Если я отправлюсь в путь сейчас, то успею добраться до деревни, пока буря не началась.
– Хорошо. Мне тоже пора, Кросстиан. – Максим скрестил руки и поклонился, редимер отзеркалил движение. – Был рад встретить тебя.
– Был рад встретить тебя, Макссим. Я буду следовать клятве.
– Благодарю. Теперь иди и не оборачивайся.
* * *
Кросстиан кивнул и пошёл к деревьям. Подарок от этого странного чужеземца – а в том, что Макссим прибыл издалека, возможно, даже из Локана, Кросстиан не сомневался, – был хорош. Ему хотелось, чтобы темнота наступила скорее, и тогда он сможет испытать зажигатель света получше.
У самой кромки леса он всё же обернулся, но шамана-иноземца уже не было, как и его повозки.
56-й земной год Экспедиции
Очередной отпуск подошёл к концу.
Максим мчался над Редимом с включённым режимом маскировки гравикара. Внизу простирались пасторальные пейзажи в миниатюре – с такой высоты деревеньки и города казались совсем крошечными. И прямо сейчас там уже тлел фитиль культурной революции.
Меметическая программа принесла плоды лишь через пять лет после утверждения. Чуть менее тысячи редимеров, изолированных от общества в глухой деревне, были подвергнуты обработке модифицированными нанобиотами, содержащими в себе информацию о ключевых понятиях человеческой культуры и социума. Удалось добиться того, что стандартные нанобиоты могли удерживать в себе айон «очеловеченных» редимеров, не погибая при этом. Качество, правда, оставалось на неудовлетворительном уровне – такой айон был даже хуже фабричного, получаемого от синтеков. Но этот айон уже не убивал потребителя. Направление оказалось верным, и этот недостаток надеялись исправить, перенеся общество Редима в цифровую эру.
Поскольку существовала одна фундаментальная проблема – отторжение редимеров от понятия космоса, – которая не поддавалась меметизации, приняли решение направлять прогресс в сторону саморазвития личности. Была создана теоретическая модель упрощённого постиндустриального сообщества. По прогнозам, на достижение этой эпохи потребовалось бы не менее двухсот лет. Лишь тогда можно было приступать к массовому сбору айона. Как дань традиции культа старших, процветавшего на Редиме в момент вмешательства людей, начались разработки проекта «Старик».
Под гравикаром теперь пролегала снежная равнина – Максим летел над полюсом. Под поверхностью вечных льдов уже начинали закладывать фундамент будущей базы человечества. Отсюда начнётся экспансия в мир редимеров.
Достигнув точки «прокола» поля, Максим взмыл вверх, набирая первую космическую скорость. На бортовом компьютере замигал вызов – Госпожа Председатель хотела видеть Максима. Он вздохнул – работа началась, не успел он вернуться.
Максим развернул гравикар к оранжевой Спекуле.
* * *
Личный кабинет Орланы на одном из спутников Редима походил на земной: тот же интерьер, книжные стеллажи, массивный стол с деревянной поверхностью. На нём даже стояли две тарелки с фруктами и два стакана воды – всё было в точности так же, как и в их встречу полвека назад, за исключением того, что за окнами светила Тау Глиссе.
Госпожа Председатель не стала лично встречать Максима. Двери распахнулись сами собой, и он увидел Орлану за рабочим столом.
– Здравствуй, Максим, – поприветствовала его женщина, не поднимая головы. – Прошу, присаживайся. Как твой отпуск?
– Благодарю, Госпожа Орлана, – ответил Максим, садясь в мягкое кресло. – Отпуск прошёл замечательно. Месяц в экологически чистой обстановке, в глухом уголке чужого мира – это то, что мне было нужно.
– Я очень рада. – Женщина посмотрела на него. – Максим, не буду ходить вокруг да около. Луиз Жевалье и те четверо учёных, что принимали чистый редимерский айон, скончались.
Максим молчал, оглушённый неожиданной новостью. Через некоторое время дар речи вернулся:
– Но… Госпожа Орлана, они ведь были в анабиозе. Как такое могло произойти?
– Мы пока не выяснили. Они просто… – Госпожа Председатель развела руками, – умерли. Остановка всех жизненных процессов.
– Похоже на то, как умирает фонящий редимер при условии изоляции, – заметил Максим. – Возможно ли такое, что употребление редимерского айона каким-то образом связало Луиза и остальных… с полем?
– Есть и такая гипотеза, да. Но проверить это мы не сможем – изначально никому в голову не могло прийти следить за появлением фона у людей. А желающих повторить эксперимент, как ты понимаешь, нет.
– Но с теми, кто принимал айон «очеловеченных» редимеров, никаких проблем нет?
– К счастью, пока да. Естественно, за ними будут тщательно наблюдать. Пока все опыты с людьми и айоном приостановлены.
– Разумно, – согласился Максим.
– На этом плохие новости заканчиваются. – Орлана тяжело вздохнула. – Теперь перейдём к тому, зачем я тебя позвала. Это связано с произошедшим и с тем фактом, что теперь ты член Совета. Тебе нужно об этом знать. Предупреждаю, речь пойдёт о странных вещах, но всё, о чём я тебе поведаю, является правдой. Так что, как бы невероятно это ни звучало, постарайся отбросить скептицизм. Также запрещается обсуждать это с кем-либо, кроме членов Совета. Ясно?
Максим кивнул, приготовившись слушать. Он чувствовал себя в шкуре редимера Кросстиана, которого пять лет назад попросил о схожей услуге. Госпожа Председатель сцепила руки в замок:
– Рассказ будет долгим. Я хочу поговорить о бессмертии и тех последствиях, которые оно принесло человечеству. Ты знаешь о них только из истории, Максим, а я пережила их лично. Сначала эйфория – сбылась давняя мечта человека. Затем непонимание – всё оказалось не столь радужным. И наконец, страх, когда стало понятно, что от боли просто так не избавиться. Сегодняшним своим существованием человечество обязано лишь созданной концепции айона – если бы не она, миллиарды и миллиарды бессмертных лежали бы в вечном анабиозе, на попечении кучки своих смертных детей.
В поле обзора далёким крошечным диском появился один из малых спутников Редима – Крокус. Назвали его так из-за характерного шафранового отсвета. Орлана наблюдала за ним какое-то время, собираясь с мыслями. Наконец она заговорила:
– Недавние исследования о природе боли, что испытывают бессмертные, позволило несколько лучше понять её механизм. Я не специалист, поэтому объяснение упрощённое, но суть передаёт верно. Коллаборация учёных из Романовского университета обнаружила, что целая группа ритмов головного мозга отличается по частотам у бессмертных и тех, кто ещё не прошёл «столетний рубеж». Все ритмы связаны, так или иначе, с умственной нагрузкой или психическим напряжением. Предполагается, что именно это вызывает боль. Но вот причина нарушений этих ритмов пока не выяснена.
Ритмы пытались выровнять искусственно, и это помогало… на доли секунды, потом боль возвращалась. Очевидно, это борьба со следствием, а не с причиной. Пока нам известен только один способ лечения.
– Какой? – спросил Максим.
И через секунду сам же и ответил:
– Айон.
– Верно. Только айон «реанимирует» ритмы, и делает это стабильно долго. Кстати, теперь мы чуть лучше понимаем его природу. Совсем немного. Ты знаешь, что Крюков открыл айон совершенно случайно?
Максим помотал головой. Об этом он слышал впервые.
– Строго говоря, открытие принадлежит отцу Алексея, но общественности об этом знать не обязательно. Понимаешь, почему?
– Насколько я знаю, его отец умер. А живая легенда лучше мёртвой.
Госпожа Председатель кивнула:
– Да. Но Павел не просто умер – он совершил самоубийство. Постоянная боль его доконала. Он оставил предсмертную записку, в которой объяснял мотивы. Ещё в записке был описан последний эксперимент Павла. Он работал с нанобиотами и попытался записать на них свои воспоминания, эмоции… то есть ты понимаешь, Максим, что произошло, сколько случайностей слились воедино? Павел думал о смерти, в этот момент в нём содержались нанобиоты, которые вследствие эксперимента не погибли вместе с ним, а были помещены в контейнер. Но и это ещё не всё. Алексей тяжело перенёс смерть близкого человека и решил… – Госпожа Председатель грустно улыбнулась. – Прости меня, но это несколько… романтично, что ли. Алексей решил «вобрать» в себя, как он считал, сознание отца. Когда прошёл шок от исчезновения боли, Алексей разобрался в причинах, доработал концепцию – и вот мы имеем то, что имеем.
Максим внимательно слушал, поражённый рассказом. Оказывается, человечество сейчас существует лишь благодаря цепочке случайностей и духовного порыва скорбящего сына. Специально такое не придумали бы, наверное, до сих пор.
– Поэтому столь долгое время никто не понимал, что же такое айон. Мы научились его извлекать, но только сейчас начинаем понимать, что он такое, по крупицам собирая информацию. Согласно последним данным… не спрашивай меня, как это выяснили, я сама плохо представляю. Если интересно, поговори с Алексеем, он курирует этот проект. Так вот, айон – это чудовищный одномоментный всплеск эмоций. Это хорошо укладывается в концепцию «вечности в мгновении». Жизнь, прожитая за миг, вмещает в себе бездну эмоций. Если дать айон смертному человеку или ещё не прошедшему «столетний рубеж», он просто свихнётся от нахлынувшей волны чувств. У бессмертного же айон всего лишь нивелирует боль, возвращая ритмы к норме. Исследования связи ритмов с эмоциями уже ведутся, но пока безрезультатно.
Некоторые из учёных, кстати, склоняются к версии, что боль бессмертных и айон – явления совсем разной природы, хотя раньше считалось, что одно напрямую вытекает из другого. Я видела результаты экспериментов, которые должны это объяснять, но там сплошные формулы, а в них я не особо сильна. Получается интересная ситуация, на которую Крюков привёл следующую аналогию.
Представь, Максим, что ты находишься в тёмном трюме корабля. Морского судна. Ты не видишь ничего, кроме пятна света на одной из стен. В стене пробоина, из которой хлещет вода. Эта вода – твоя боль. В руках у тебя моток клейкой ленты – айон, – которая не очень-то подходит для устранения подобной поломки, но ты упорно, раз за разом, заклеиваешь пробоину. На какое-то время помогает, но потом вода срывает ленту. А где-то за конусом света, в темноте, есть все необходимые инструменты для починки. Но ты точно не знаешь, где именно, а если выйдешь за пределы света, то рискуешь потеряться и не успеть вернуться до того, как корабль потонет. Вот так.
Максима пробрало от мысли, что это действительно может оказаться правдой.
Крокус увеличился в размерах. Теперь он был похож на бильярдный шар. Госпожа Председатель выпила воды. Тон её голоса стал жёстче:
– Теперь перейдём к тому, о чём осведомлены только члены Совета и, возможно, некоторое количество людей, исследовавших вопрос самостоятельно.
– Госпожа Орлана, можно вопрос?
– Если ты хочешь знать, зачем я тебе это рассказываю…
– Нет, – впервые в жизни перебил её Максим. Орлана посмотрела на него с удивлением. – Я хочу знать, почему вы назначили меня советником. Я не считаю, что достоин этого звания, и если то, что вы говорите, могут знать только члены Совета Вечности, то…
– Этого мы тоже коснёмся, Максим. А пока слушай и больше не перебивай меня. Понятно?
– С помощью вот этой вещи.
– Ты поместил свои силы туда? – Кросстиан наклонился, рассматривая цилиндр. Редимер был словно дитя, которому показали красивую безделушку. Да он и был ребёнком по сравнению с Максимом, уже разменивающим третий век бессмертной жизни. Щемящее чувство жалости поселилось в груди. Он протянул фонарик Кросстиану:
– Да. Держи. Он будет работать и в твоих руках, освещая путь в тёмное время. Правда, мои силы небесконечны. – Максим прикинул, на сколько хватит заряда при активном пользовании, перевёл в редимерские года и добавил:
– Хватит на декаду, может быть, больше.
Кросстиан почтительно принял фонарик из его рук. Так, впервые в истории Редима, произошла передача людьми высоких технологий.
– Благодарю тебя, Макссим. А как я могу создать свет?
Максим объяснил, как включается фонарик. Кросстиан направил луч себе под ноги, и едва заметное пятно заплясало на траве. Улыбка заиграла на лице мужчины.
– Кросстиан, ты должен поклясться мне, что никому – я имею в виду, вообще никому – не расскажешь ни о нашей встрече, ни о зажигателе света. – Максим шёл на риск, но почему-то считал, что так будет правильно. Ему был симпатичен этот редимер, так быстро принявший совершенно новое. По-человечески симпатичен. – Если кто-то увидит, что ты пользуешься этими силами, неприятности могут возникнуть у нас обоих. Если кто-то спросит, откуда у тебя эта вещь, говори, что нашёл. Понимаешь?
– Я понимаю, Макссим, – серьёзно ответил Кросстиан. – Клянусь, что забуду о нашей встрече до самого ухода на ту сторону.
– Надеюсь на твою клятву.
Подул прохладный ветер, принеся с собой благоухание фруктовых деревьев. Максим вдохнул полной грудью: запах пьянил и кружил голову, как лёгкое вино. Кросстиан же, напротив, начал беспокойно озираться:
– Мне нужно идти. Ветер крепчает, скоро будет буря.
– Далеко твой дом? – Максим поёжился, но не от ветра: слова Кросстиана походили на зловещее пророчество.
– Если я отправлюсь в путь сейчас, то успею добраться до деревни, пока буря не началась.
– Хорошо. Мне тоже пора, Кросстиан. – Максим скрестил руки и поклонился, редимер отзеркалил движение. – Был рад встретить тебя.
– Был рад встретить тебя, Макссим. Я буду следовать клятве.
– Благодарю. Теперь иди и не оборачивайся.
* * *
Кросстиан кивнул и пошёл к деревьям. Подарок от этого странного чужеземца – а в том, что Макссим прибыл издалека, возможно, даже из Локана, Кросстиан не сомневался, – был хорош. Ему хотелось, чтобы темнота наступила скорее, и тогда он сможет испытать зажигатель света получше.
У самой кромки леса он всё же обернулся, но шамана-иноземца уже не было, как и его повозки.
56-й земной год Экспедиции
Очередной отпуск подошёл к концу.
Максим мчался над Редимом с включённым режимом маскировки гравикара. Внизу простирались пасторальные пейзажи в миниатюре – с такой высоты деревеньки и города казались совсем крошечными. И прямо сейчас там уже тлел фитиль культурной революции.
Меметическая программа принесла плоды лишь через пять лет после утверждения. Чуть менее тысячи редимеров, изолированных от общества в глухой деревне, были подвергнуты обработке модифицированными нанобиотами, содержащими в себе информацию о ключевых понятиях человеческой культуры и социума. Удалось добиться того, что стандартные нанобиоты могли удерживать в себе айон «очеловеченных» редимеров, не погибая при этом. Качество, правда, оставалось на неудовлетворительном уровне – такой айон был даже хуже фабричного, получаемого от синтеков. Но этот айон уже не убивал потребителя. Направление оказалось верным, и этот недостаток надеялись исправить, перенеся общество Редима в цифровую эру.
Поскольку существовала одна фундаментальная проблема – отторжение редимеров от понятия космоса, – которая не поддавалась меметизации, приняли решение направлять прогресс в сторону саморазвития личности. Была создана теоретическая модель упрощённого постиндустриального сообщества. По прогнозам, на достижение этой эпохи потребовалось бы не менее двухсот лет. Лишь тогда можно было приступать к массовому сбору айона. Как дань традиции культа старших, процветавшего на Редиме в момент вмешательства людей, начались разработки проекта «Старик».
Под гравикаром теперь пролегала снежная равнина – Максим летел над полюсом. Под поверхностью вечных льдов уже начинали закладывать фундамент будущей базы человечества. Отсюда начнётся экспансия в мир редимеров.
Достигнув точки «прокола» поля, Максим взмыл вверх, набирая первую космическую скорость. На бортовом компьютере замигал вызов – Госпожа Председатель хотела видеть Максима. Он вздохнул – работа началась, не успел он вернуться.
Максим развернул гравикар к оранжевой Спекуле.
* * *
Личный кабинет Орланы на одном из спутников Редима походил на земной: тот же интерьер, книжные стеллажи, массивный стол с деревянной поверхностью. На нём даже стояли две тарелки с фруктами и два стакана воды – всё было в точности так же, как и в их встречу полвека назад, за исключением того, что за окнами светила Тау Глиссе.
Госпожа Председатель не стала лично встречать Максима. Двери распахнулись сами собой, и он увидел Орлану за рабочим столом.
– Здравствуй, Максим, – поприветствовала его женщина, не поднимая головы. – Прошу, присаживайся. Как твой отпуск?
– Благодарю, Госпожа Орлана, – ответил Максим, садясь в мягкое кресло. – Отпуск прошёл замечательно. Месяц в экологически чистой обстановке, в глухом уголке чужого мира – это то, что мне было нужно.
– Я очень рада. – Женщина посмотрела на него. – Максим, не буду ходить вокруг да около. Луиз Жевалье и те четверо учёных, что принимали чистый редимерский айон, скончались.
Максим молчал, оглушённый неожиданной новостью. Через некоторое время дар речи вернулся:
– Но… Госпожа Орлана, они ведь были в анабиозе. Как такое могло произойти?
– Мы пока не выяснили. Они просто… – Госпожа Председатель развела руками, – умерли. Остановка всех жизненных процессов.
– Похоже на то, как умирает фонящий редимер при условии изоляции, – заметил Максим. – Возможно ли такое, что употребление редимерского айона каким-то образом связало Луиза и остальных… с полем?
– Есть и такая гипотеза, да. Но проверить это мы не сможем – изначально никому в голову не могло прийти следить за появлением фона у людей. А желающих повторить эксперимент, как ты понимаешь, нет.
– Но с теми, кто принимал айон «очеловеченных» редимеров, никаких проблем нет?
– К счастью, пока да. Естественно, за ними будут тщательно наблюдать. Пока все опыты с людьми и айоном приостановлены.
– Разумно, – согласился Максим.
– На этом плохие новости заканчиваются. – Орлана тяжело вздохнула. – Теперь перейдём к тому, зачем я тебя позвала. Это связано с произошедшим и с тем фактом, что теперь ты член Совета. Тебе нужно об этом знать. Предупреждаю, речь пойдёт о странных вещах, но всё, о чём я тебе поведаю, является правдой. Так что, как бы невероятно это ни звучало, постарайся отбросить скептицизм. Также запрещается обсуждать это с кем-либо, кроме членов Совета. Ясно?
Максим кивнул, приготовившись слушать. Он чувствовал себя в шкуре редимера Кросстиана, которого пять лет назад попросил о схожей услуге. Госпожа Председатель сцепила руки в замок:
– Рассказ будет долгим. Я хочу поговорить о бессмертии и тех последствиях, которые оно принесло человечеству. Ты знаешь о них только из истории, Максим, а я пережила их лично. Сначала эйфория – сбылась давняя мечта человека. Затем непонимание – всё оказалось не столь радужным. И наконец, страх, когда стало понятно, что от боли просто так не избавиться. Сегодняшним своим существованием человечество обязано лишь созданной концепции айона – если бы не она, миллиарды и миллиарды бессмертных лежали бы в вечном анабиозе, на попечении кучки своих смертных детей.
В поле обзора далёким крошечным диском появился один из малых спутников Редима – Крокус. Назвали его так из-за характерного шафранового отсвета. Орлана наблюдала за ним какое-то время, собираясь с мыслями. Наконец она заговорила:
– Недавние исследования о природе боли, что испытывают бессмертные, позволило несколько лучше понять её механизм. Я не специалист, поэтому объяснение упрощённое, но суть передаёт верно. Коллаборация учёных из Романовского университета обнаружила, что целая группа ритмов головного мозга отличается по частотам у бессмертных и тех, кто ещё не прошёл «столетний рубеж». Все ритмы связаны, так или иначе, с умственной нагрузкой или психическим напряжением. Предполагается, что именно это вызывает боль. Но вот причина нарушений этих ритмов пока не выяснена.
Ритмы пытались выровнять искусственно, и это помогало… на доли секунды, потом боль возвращалась. Очевидно, это борьба со следствием, а не с причиной. Пока нам известен только один способ лечения.
– Какой? – спросил Максим.
И через секунду сам же и ответил:
– Айон.
– Верно. Только айон «реанимирует» ритмы, и делает это стабильно долго. Кстати, теперь мы чуть лучше понимаем его природу. Совсем немного. Ты знаешь, что Крюков открыл айон совершенно случайно?
Максим помотал головой. Об этом он слышал впервые.
– Строго говоря, открытие принадлежит отцу Алексея, но общественности об этом знать не обязательно. Понимаешь, почему?
– Насколько я знаю, его отец умер. А живая легенда лучше мёртвой.
Госпожа Председатель кивнула:
– Да. Но Павел не просто умер – он совершил самоубийство. Постоянная боль его доконала. Он оставил предсмертную записку, в которой объяснял мотивы. Ещё в записке был описан последний эксперимент Павла. Он работал с нанобиотами и попытался записать на них свои воспоминания, эмоции… то есть ты понимаешь, Максим, что произошло, сколько случайностей слились воедино? Павел думал о смерти, в этот момент в нём содержались нанобиоты, которые вследствие эксперимента не погибли вместе с ним, а были помещены в контейнер. Но и это ещё не всё. Алексей тяжело перенёс смерть близкого человека и решил… – Госпожа Председатель грустно улыбнулась. – Прости меня, но это несколько… романтично, что ли. Алексей решил «вобрать» в себя, как он считал, сознание отца. Когда прошёл шок от исчезновения боли, Алексей разобрался в причинах, доработал концепцию – и вот мы имеем то, что имеем.
Максим внимательно слушал, поражённый рассказом. Оказывается, человечество сейчас существует лишь благодаря цепочке случайностей и духовного порыва скорбящего сына. Специально такое не придумали бы, наверное, до сих пор.
– Поэтому столь долгое время никто не понимал, что же такое айон. Мы научились его извлекать, но только сейчас начинаем понимать, что он такое, по крупицам собирая информацию. Согласно последним данным… не спрашивай меня, как это выяснили, я сама плохо представляю. Если интересно, поговори с Алексеем, он курирует этот проект. Так вот, айон – это чудовищный одномоментный всплеск эмоций. Это хорошо укладывается в концепцию «вечности в мгновении». Жизнь, прожитая за миг, вмещает в себе бездну эмоций. Если дать айон смертному человеку или ещё не прошедшему «столетний рубеж», он просто свихнётся от нахлынувшей волны чувств. У бессмертного же айон всего лишь нивелирует боль, возвращая ритмы к норме. Исследования связи ритмов с эмоциями уже ведутся, но пока безрезультатно.
Некоторые из учёных, кстати, склоняются к версии, что боль бессмертных и айон – явления совсем разной природы, хотя раньше считалось, что одно напрямую вытекает из другого. Я видела результаты экспериментов, которые должны это объяснять, но там сплошные формулы, а в них я не особо сильна. Получается интересная ситуация, на которую Крюков привёл следующую аналогию.
Представь, Максим, что ты находишься в тёмном трюме корабля. Морского судна. Ты не видишь ничего, кроме пятна света на одной из стен. В стене пробоина, из которой хлещет вода. Эта вода – твоя боль. В руках у тебя моток клейкой ленты – айон, – которая не очень-то подходит для устранения подобной поломки, но ты упорно, раз за разом, заклеиваешь пробоину. На какое-то время помогает, но потом вода срывает ленту. А где-то за конусом света, в темноте, есть все необходимые инструменты для починки. Но ты точно не знаешь, где именно, а если выйдешь за пределы света, то рискуешь потеряться и не успеть вернуться до того, как корабль потонет. Вот так.
Максима пробрало от мысли, что это действительно может оказаться правдой.
Крокус увеличился в размерах. Теперь он был похож на бильярдный шар. Госпожа Председатель выпила воды. Тон её голоса стал жёстче:
– Теперь перейдём к тому, о чём осведомлены только члены Совета и, возможно, некоторое количество людей, исследовавших вопрос самостоятельно.
– Госпожа Орлана, можно вопрос?
– Если ты хочешь знать, зачем я тебе это рассказываю…
– Нет, – впервые в жизни перебил её Максим. Орлана посмотрела на него с удивлением. – Я хочу знать, почему вы назначили меня советником. Я не считаю, что достоин этого звания, и если то, что вы говорите, могут знать только члены Совета Вечности, то…
– Этого мы тоже коснёмся, Максим. А пока слушай и больше не перебивай меня. Понятно?