Пыльная корона
Часть 4 из 12 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
— Нет, я балдею от этой наглости! — возмутилась Марина, а у самой от радостного облегчения дрожали руки.
«Боялась, что я в запой ушла, — мелькнула виноватая мыслишка у Риты. — Теперь так обрадовалась, что даже Тёму не замечает, словно он тоже по-родственному забежал на обед. Надо понимать, он это практикует».
— Где ты была? — пыталась со смехотворной строгостью чеканить Марина. — Между прочим, твой папаня почти при смерти. Анна Карловна скоропостижно скончалась.
— Мариночка, я знаю. А он при смерти, случайно, не потому, что ее убила я?
Марина испуганно замерла. Рите опять стало стыдно. Зачем она так со старой доброй тетушкой Мэй? Шутейное прозвище в честь знаменитой на весь мир героини — родственницы Человека-паука приводило Марину в веселый культурный шок. «Что же ты у меня, девочка-паук?» — «Примерно. У Человека-паука тоже была одна-единственная родственница. Наверное, мать тоже алкоголичка. Иначе откуда у него серьезные генетические нарушения?!»
Пока у всех не случился приступ или припадок, надо скорее рассказывать. Марина оторопела, но готова слушать, ей даже всего два раза пришлось объяснять, что сейчас будет. Все рассядутся, и им объяснят, как все было. Как всегда в английских детективах. Только эффектного разоблачения преступника не получится, потому что он нас не порадовал таким простым решением. И слушателей маловато — надо было для кворума собрать всех гастарбайтеров из Тёминой бригады.
— Рита, но ты мне сразу скажи, что ты непричастна и не виновата! — строго потребовала «тетя Мэй».
— Я не виновата, но причастна.
Ответ Марину только встревожил. Но нежданно спас положение Тёма, который вдруг произнес взволнованный сбивчивый спич о том, что Рита-де кристальной чистоты человек и в творческой среде таких больше не найти. Марина, падкая на похвалу из народа, приосанилась и заблестела увлажнившимися глазами. Рита была благодарна и растерянна оттого, что недостойна подобных преувеличений. У нее были другие представления о чистоте.
— Итак, начнем по порядку. Тёма был свидетелем того, что я зашла в мамину квартиру проведать ремонт — чтобы тебе, Марина, лишний раз туда не наматывать километры. Мы коротко поговорили, и я отправилась обратно. Но мне стало дурновато. Захотелось посидеть в тепле. А Тёма, вспомнив, что… хотел спросить про обои, побежал за мной. Но это все не важно. Марина, ты помнишь, что по дороге к метро там сквер. А в сквере, то есть… на стороне проезжей части есть кафе. Туда я и зашла. И там было почти пусто. Несколько столиков, барная стойка, и над ней подвешен телевизор. У меня дома нет телевизора. Я и смотрю-то его только у тебя, Марина. И зависаю — не знаю почему. Но здесь история другая — шла передача, которая не могла меня не зацепить. О фигуристках прошлого. Марин, ты поймешь. Рассказывали о Дениз Бильман. Ты ведь помнишь, как я мечтала в детстве повторить ее пируэт?!
Марина кивнула. Постаралась очень сдержанно. Сколько ею было пролито слез тогда! Не могла она купить коньки. Не потому, что дорого — она бы костьми легла, но наскребла бы. И даже не из-за Лариски, хотя ее истерики были веской причиной. Сначала ребенка обнадежить, а потом отобрать у него отдушину… Не хотелось. Но было еще одно обстоятельство. Марина просто боялась. Считала, что Ритуля не боец. Это ж спорт, в нем затопчут, да еще забьют коньками. Ужас! Пыталась растолковать, что это в телевизоре все выглядит красиво: женщина превращается в нераскрывшийся тюльпан. Самый красивый элемент на свете, этот пируэт Бильман! «Но мы же не знаем, скольких девочек отпихнула локтями эта швейцарская Дениз, чтобы стать чемпионкой и звездой! Она даже не первая исполнила пируэт, названный в ее честь…»
В детстве Рита совершенно не понимала, о чем толкует ей тетка. Какие локти, зачем?! Прекрасная Дениз была фантастическим виртуозом. Она свои лавры заслужила. И справедливости ради: она встала на высшую ступень пьедестала только раз. Именно ее нельзя было уличить в карьерной хватке и звериной воле к победе, которая побуждает идти по головам и строить козни соперницам.
А первое место бесперебойно занимали бесцветные техничные фройлян.
Уже тогда, в дремучем своем детстве, Рита чувствовала, какая несправедливость царит в женском спорте. Может, у мужчин то же самое, просто в те годы побеждали ее любимчики. Игорь Бобрин с номером «Спящий ковбой», например… Или мужчину всегда есть кому утешить? Или чуяла, что в будущем ей придется испить эту чашу несправедливости до дна? Несправедливости общечеловеческой и совершенно не зависящей от пола.
Многие печали в мутной реке жизни всколыхнул волшебный пируэт Бильман. И в то же время — надежду.
Рита вынырнула из воспоминаний и продолжила:
— Я присела к стойке, чтобы было удобнее смотреть передачу. Но боковым зрением, которое у меня, как у любого танцора, развито до крайности, замечаю, что за столиком у окна сидит до боли знакомая персона. Папашина железная фаворитка Тромб! Я глазам своим не поверила — уникальное совпадение! Начинаю осторожно присматриваться — вижу, что она сидит за столиком с какой-то девушкой. И тут меня прошибает холодный пот! Я понимаю, что эту особу я тоже вижу не впервые… И где я ее встречала? У мерзавца Микки! Муженька Анны Карловны, владельца ресторанов, скользкого типа, с которым когда-то я имела глупость переспать. Марина, не вздрагивай! Мой папаша раздул из этого чуть ли не роман Ги де Мопассана и предал меня анафеме. И я его, соответственно, тоже. И до сих пор считаю это свинским предательством — переложить вину за этот инцидент на меня, восемнадцатилетнюю идиотку. Микки — знатный ходок, но исторически сложилось, что ему это прощают. Дескать, бедный мужик, не с Инквизицией же ему ложиться в постель!
— Рита, неужели ты до сих пор не поняла, что отец за тебя же и беспокоился. Он ведь как раз боялся, что если ты смолоду не усвоишь железное правило не заводить шашни с чужими мужьями, то тебя ждет разбитая жизнь. И вообще… разъяренная баба — она, знаешь, на все способна! — многообещающе заключила тетя Марина. И задышала тяжело и часто. Разбередила себя, наивная душа…
— Вот о разъяренной бабе — это ты очень вовремя, — усмехнулась Рита. — Именно это и пришло мне в голову, когда я попыталась проанализировать то, что мне случайно довелось увидеть. Конечно, это был не анализ, а моментальная оценка ситуации — ведь часть меня была погружена в ностальгический мир фигурного катания. Я взъерошила кое-какие детали и отчетливо вспомнила, что в момент моего визита к Микки эта девушка репетировала с другими музыкантами. Видимо, она играет в этом клубе. А протежировала ее сюда, разумеется, Анна Карловна. Я уверена на все сто, что все играющие в заведениях ее супруга попадают туда только по ее рекомендации и протекции. Хотя бы потому, что Микки некогда и, по большому счету, лень этим заниматься. В руках у девушки был духовой инструмент — то ли кларнет, то ли флейта, я в них плохо разбираюсь. И какой-то другой инструмент лежал в футляре рядом. Барышня явно умела играть на нескольких. Когда-то я слышала от отца, что Карловна с трудом мирится с тем, что для духовика естественно быть инструменталистом-полиглотом. Она считает, такая «полигамность» уместна лишь на стадии крепкого профессионализма. Однако самым способным она прощает этот «грешок»… Сопоставив все это, я с высокой долей вероятности предположила, что описываемая фигурантка — ее ученица. Очевидно, одна из тех, кто на хорошем счету. Кого Тромб считает перспективной. И что же в результате? Вероломная ученица получает работу — и пытается увести у своей благодетельницы мужа. Принцип «не делай добра — не получишь зла» в действии!
— А это ты с чего взяла?! — испугалась Марина. — Я ничегошеньки не понимаю! Сидят два человека, общаются… а ты их уже во всех смертных грехах подозреваешь.
— Дело в том, что общались они довольно странно. Это было не слишком похоже на дружескую встречу. Карловна роется в своей сумке, словно не может найти важную мелочь, потом достает некий тюбик, из которого явно протек какой-то крем… Словом, возня с неясными намерениями. Поручиться я могу лишь за то, что мадам Тромб явно просит свою визави о какой-то услуге. И барышня кивает и идет в сторону туалета. А далее — вы не поверите, но вам придется! — Анна Карловна проворно достает из своей сумки маленький пузырек и выливает его содержимое в кофейную чашку своей собеседницы! Я в первые секунды совершенно не понимаю, что происходит. Думаю, что наверняка мне показалось и это ее собственная чашка. Но потом… Карловна нарочно разбивает этот сосуд. Я четко вижу это движение за счет того, что очень удобно расположилась для наблюдений, сама того не желая. И меня пронзает мысль, что сосуд должен быть тонкостенный, специально подобранный, потому как разбить обычный бутылек для лекарств не так уж и просто…
Все это, как вы понимаете, приходит мне в голову за секунды. Но именно разбитый сосуд заставляет вспомнить о том, что родственники мадам Тромб — врачи. Какая-то связь с медициной присутствует. Потому что именно Карловна, точнее, ее родня подгоняла отцу сердечные лекарства. Передозировка некоторыми из них чревата летальным исходом, это известный факт.
— Так это ее брат! И он живет в том же районе, где все это произошло! — с жаром воскликнула Марина.
— Стоп! Но если Карловна, как ты описываешь, отравительница, то почему же она сама и умерла?! — резонно поинтересовался Тёма.
— Это самое интересное в этом преступлении! И самое рискованное для меня, потому что затрагивает мое невольное участие в этом деле, — обреченно заключила Рита. — У меня, к сожалению, быстрая реакция на всякого рода авантюры. К тому же Марина права: хоть я на много лет разозлилась на папашу, но не могла не уловить тогда в его поношениях страх. Он, конечно, никогда не признается мне в том, что элементарно боялся Анну Тромб. Подсознательно боялся ее мести мне. Или — ему самому? Разумеется, косвенной, неявной. Чутье у него работает. Поняла я это через много лет. И никогда не жалела, что выскользнула из столичной тусовки и попала в другую. Там все шло гораздо медленнее, зато я обросла близкой по духу артистической семьей. Притом не утратив здешних связей. Однако речь не об этом. Схватив ручку и блокнот — этот старомодный набор у меня всегда под рукой, потому что мне так удобно, — я патетически нацарапала на вырванном листке «Ваш кофе отравлен» и, холодея, отправилась на переговоры с Инквизицией. Не скрою, что я тоже ее боялась. Но раз уж я в этом безлюдном кафе оказалась единственным свидетелем, а персоналу особо и дела не было до происходящего, то пришлось мне вмешаться. У меня имелось несколько версий развития событий. Я завязываю разговор и якобы нечаянно сталкиваю отравленный кофе со стола. Разбился пузырек, теперь до кучи еще и чашка, зато все живы. Но это у меня вряд ли получилось бы. Поэтому я приготовилась незаметно сунуть записку барышне, которую, как я предполагала, Карловна желает убить из ревности. Для этой задачи надо было родиться фокусником, а не танцором! В общем, утопичность моих стратегий мне стала очевидна, как только я подошла к столику Анны. Там уже подметала осколки официантка, поэтому Карловне пришлось встать. Одновременно вернулась из уборной озадаченная барышня и начала объяснять, что бумажных полотенец там нет. Понятно, что Карловне были абсолютно не нужны никакие полотенца, ей просто было необходимо на пять минут отослать свою жертву, чтобы влить ей в кофе яд. Поэтому Инквизиция слушала ее вполуха. Главным ее раздражителем теперь была я. Господи, что же это был за взгляд! Она могла им растворить собеседника, как соляная кислота.
Однако если бы она сразу в своей обычной ледяной манере потребовала, чтобы я освободила ее от своего присутствия, то пришлось бы сознаться, что я — опасный для нее свидетель. Ведь не стала бы она меня убивать в присутственном месте при свидетелях, пусть и малочисленных?! Соглашусь, план так себе. Я торопливо, пока не заткнули, разливаюсь соловьем о своих предстоящих премьерах… И хотя Карловне они сто лет не нужны и она уже готова проклясть меня, предполагаемая жертва, пока ее наставница стоит к ней спиной, вдруг делает ловкую рокировку. И чашка с отравленным кофе оказывается на той стороне стола, где сидит мадам Тромб! Чашки с блюдечками ведь совершенно одинаковые…
— Так что же получается — первоначальная жертва знала о том, что ее будут травить?! А зачем тогда она встречалась со своей убийцей?! — перешла на заговорщицкий шепот Марина.
— Это, как и многое другое, я могу лишь предположить. Думаю, что барышня не знала, но догадывалась. А Инквизиция заманила ее на встречу каким-то жирным калачом. И потом… есть люди, у которых быстрая реакция и мощный инстинкт самосохранения. Но можете представить, каково мне?! Я вручаю Карловне рекламный буклет театра…
— Вот по нему тебя и нашли! — с авторитетным видом заявил Тёма. — А вовсе не по звонку в скорую.
— Там все данные не московские. И не про мой спектакль, так что мое имя вообще не фигурирует. Я его сунула, просто чтобы распрощаться, чем-то закончить разговор. На ватных ногах я положила под свою чашку на стойке пятьсот рублей и поковыляла к выходу. И вот там я уже позвонила. Я попыталась объяснить, как было. Упредить непоправимые последствия. Но ведь никому на тот момент пока не стало плохо! И я понятия не имела, каким препаратом был отравлен кофе. Впрочем, меня только сейчас пронзила догадка, что «скорая»-то приехала. И от нее поступил сигнал в полицию. Только было поздно. И меня там уже не было. Вот и весь сказ… Я так долго об этом рассказывала, а произошло все очень быстро! Но в жизни всегда так: опаньки — и тебя уже нет. Теперь у меня одна страшная мысль: я соучастник убийства или свидетель? И ведь не попадись мне на глаза этот пируэт Бильман…
— Ритуля, я думаю, что надо все это подробно рассказать отцу, — после долгой паузы произнесла Марина.
— Как ни странно, впервые я в этом с тобой согласна. Писать заявление в наши правоохранительные органы я не готова. Это папенькина музыкальная епархия, пусть и решает, что делать. Если будет надо — что ж, выступлю свидетелем. Больше чем уверена, что отец знает эту девушку, которая отправила Карловну на тот свет в целях самообороны. Я ее исхитрилась сфотографировать на телефон, между прочим. Нечетко, конечно, но в общих чертах схвачено…
— Покажи! — хором возопили Марина и Тёма.
— Но вы же все равно ее не знаете! А в интересах следствия…
— Какие на фиг интересы! — возмутился Тёма. — Сейчас мы пошлем эту фотку Варе, а уж ее маман знает все эти музыкальные круги. Может, эта дама для учеников опасна!
— Нет, мои любознательные друзья. Сначала я покажу эту улику отцу.
* * *
— Я сразу подумала про Ульяну!
Сашка с укором посмотрел на Тину:
— Ничего ты такого не думала. Ты просто считала, что она сдала меня полиции, рассказав, что я тоже занимался у Карловны.
Маша вздохнула:
— Все же что с ней решили? От преподавания отстранили — и все?
На Риту снова накатило острое желание поскорее отойти от этой истории. Она и сама не знала, что дальше. Тревогин рвал и метал. Кричал, мол, почему Уля сразу не пришла к нему с повинной, он бы все понял. Но «эта шмакодявка» уверенно заняла место преподавателя, о котором для нее договорилась ею же убиенная Тромб, и стала плести интриги. Пыталась очернить Антона! Конечно, мол, мы все видели, что Аню затягивает какая-то душевная болезнь…
— Минуточку! Кто это — все?! — встрепенулась Тина. — Нам-то внушали, что это у нее характер такой. И что она — лучший учитель. Если видели, то почему ее не отстранили от преподавания?!
— Вопрос не ко мне, — устало улыбнулась Рита. — В контексте отец имел в виду чистую риторику: неужели психические заболевания передаются при контакте и Уля заразилась, много лет общаясь с Карловной.
— Определенно передаются, — вставил свое Тёма.
Варя смущенно улыбнулась.
— Отец принципиально не хочет принимать никаких действий сам, — поведала Рита. — Он считает: пускай Ульяна сама созреет и пойдет в полицию. Я готова быть свидетелем защиты. Привлечем сотрудников кафе, которые видели, что был разбит сосуд из-под лекарства. И потом — должны же быть результаты вскрытия! Отец уже нашел адвоката. В противном случае барышня должна понимать, что ей будет довольно проблематично продолжать деятельность. В Рахманиновку ей и так путь заказан. Но ведь слухами земля уже наполнилась, она может стать персоной нон грата в музыкальной среде.
— А как же невинно арестованный брат Инквизиции? — с негодованием вспомнила Тина.
— Досужие слухи! Никто его не арестовывал. Просто, как я и предполагала, именно у него Карловна украла ядосодержащее лекарство. Естественно, он давал показания. Но никаких обвинений и подозрений ему не предъявляли. И важно, что он подтвердил пропажу лекарства.
— А что, если Уля просто уедет из города? Далеко. Куда-нибудь за границу? Что тогда? — не унималась Маша. — Ведь она могла, заподозрив опасность, просто не пить этот злополучный кофе! Но вместо этого она пошла на убийство.
— Так сработали ее инстинкты. С точки зрения животного самым надежным средством защиты является смерть противника. Но если Ульяна уедет, эта ситуация ее в конце концов все равно достанет. И я, между прочим, тоже чувствую свою вину, — неохотно созналась Рита. — Я могла просто предупредить Анну Карловну, что в ее чашке — тот самый яд, что она наметила для другого.
— Ни в коем случае! — вдруг вступила долго молчавшая Варя. — Если бы вы стали ее предупреждать, вам бы это дорого обошлось. Вы плохо знаете Анну Карловну. Она бы вас заставила этот яд еще и выпить!
«Какая умная нынче молодежь! — улыбнулась Рита. — И какие неожиданно теплые, безопасные люди. Я-то в среде чужаков привыкла обороняться». Она договорилась, что будет сообщать обо всех новостях, но в душе надеялась, что новостей не будет. Лучше встречаться без повода, хотя люди совсем отвыкли от этого. Но как минимум одним единомышленником сегодня стало больше. Тина — тоже пленница города, «знакомого до слез». И так хочется туда скорей вернуться…
«И Тёму надо пристраивать — а где?.. Навязалось это чудо на мою голову!»
Стоит выйти в Москве из дома — и ты уже Фанни Каплан и далай-лама в одном лице.
Тетя Марина встретила насупленно, пробурчав:
— Думаешь, ты одна среди нас доморощенный детектив…
Рита, конечно, догадывалась, что она… догадывается. Но надеялась признаться не с глазу на глаз, а на безопасном расстоянии.
И все же Марина разразилась. Замалчивать проблему она не умела.
— Что ты собираешься делать? Жить по-прежнему? Но так не получится! Или… ты что вообще задумала?!
Рита отмалчивалась, а Марина накручивала себя. И выдала финальный аккорд:
— И от кого, наконец, этот ребенок?!
— Тетя, я что-нибудь придумаю. Я справлюсь. Мы еще поговорим об этом, правда…
— Когда?! Давай говорить сейчас. Вот прав был твой отец — это все танцы легкого поведения! Это я тебя распустила!
Рита, ухмыляясь, устраивала себе удобное диванное лежбище.
— Эх, дорогая тетушка Мэй, все эти годы ты совершенно не учитываешь важное обстоятельство! Как говорила одна энергичная звезда нашего шоу-бизнеса, легкое поведение — это тяжелая работа.
Пыльная корона
И если кафкианский Грегор Замза превращался в насекомое, то я столь же мучительно превращаюсь в свой номер телефона, по которому ты не звонишь. В эти ломкие, рассыпающиеся в сознании цифры, ничего не значащие перед вечностью. Хотя… номер умершего абонента цементируется и становится мистическим кодом — я уверена в этом. Только какая дверь им открывается — попробуй найди.
«Боялась, что я в запой ушла, — мелькнула виноватая мыслишка у Риты. — Теперь так обрадовалась, что даже Тёму не замечает, словно он тоже по-родственному забежал на обед. Надо понимать, он это практикует».
— Где ты была? — пыталась со смехотворной строгостью чеканить Марина. — Между прочим, твой папаня почти при смерти. Анна Карловна скоропостижно скончалась.
— Мариночка, я знаю. А он при смерти, случайно, не потому, что ее убила я?
Марина испуганно замерла. Рите опять стало стыдно. Зачем она так со старой доброй тетушкой Мэй? Шутейное прозвище в честь знаменитой на весь мир героини — родственницы Человека-паука приводило Марину в веселый культурный шок. «Что же ты у меня, девочка-паук?» — «Примерно. У Человека-паука тоже была одна-единственная родственница. Наверное, мать тоже алкоголичка. Иначе откуда у него серьезные генетические нарушения?!»
Пока у всех не случился приступ или припадок, надо скорее рассказывать. Марина оторопела, но готова слушать, ей даже всего два раза пришлось объяснять, что сейчас будет. Все рассядутся, и им объяснят, как все было. Как всегда в английских детективах. Только эффектного разоблачения преступника не получится, потому что он нас не порадовал таким простым решением. И слушателей маловато — надо было для кворума собрать всех гастарбайтеров из Тёминой бригады.
— Рита, но ты мне сразу скажи, что ты непричастна и не виновата! — строго потребовала «тетя Мэй».
— Я не виновата, но причастна.
Ответ Марину только встревожил. Но нежданно спас положение Тёма, который вдруг произнес взволнованный сбивчивый спич о том, что Рита-де кристальной чистоты человек и в творческой среде таких больше не найти. Марина, падкая на похвалу из народа, приосанилась и заблестела увлажнившимися глазами. Рита была благодарна и растерянна оттого, что недостойна подобных преувеличений. У нее были другие представления о чистоте.
— Итак, начнем по порядку. Тёма был свидетелем того, что я зашла в мамину квартиру проведать ремонт — чтобы тебе, Марина, лишний раз туда не наматывать километры. Мы коротко поговорили, и я отправилась обратно. Но мне стало дурновато. Захотелось посидеть в тепле. А Тёма, вспомнив, что… хотел спросить про обои, побежал за мной. Но это все не важно. Марина, ты помнишь, что по дороге к метро там сквер. А в сквере, то есть… на стороне проезжей части есть кафе. Туда я и зашла. И там было почти пусто. Несколько столиков, барная стойка, и над ней подвешен телевизор. У меня дома нет телевизора. Я и смотрю-то его только у тебя, Марина. И зависаю — не знаю почему. Но здесь история другая — шла передача, которая не могла меня не зацепить. О фигуристках прошлого. Марин, ты поймешь. Рассказывали о Дениз Бильман. Ты ведь помнишь, как я мечтала в детстве повторить ее пируэт?!
Марина кивнула. Постаралась очень сдержанно. Сколько ею было пролито слез тогда! Не могла она купить коньки. Не потому, что дорого — она бы костьми легла, но наскребла бы. И даже не из-за Лариски, хотя ее истерики были веской причиной. Сначала ребенка обнадежить, а потом отобрать у него отдушину… Не хотелось. Но было еще одно обстоятельство. Марина просто боялась. Считала, что Ритуля не боец. Это ж спорт, в нем затопчут, да еще забьют коньками. Ужас! Пыталась растолковать, что это в телевизоре все выглядит красиво: женщина превращается в нераскрывшийся тюльпан. Самый красивый элемент на свете, этот пируэт Бильман! «Но мы же не знаем, скольких девочек отпихнула локтями эта швейцарская Дениз, чтобы стать чемпионкой и звездой! Она даже не первая исполнила пируэт, названный в ее честь…»
В детстве Рита совершенно не понимала, о чем толкует ей тетка. Какие локти, зачем?! Прекрасная Дениз была фантастическим виртуозом. Она свои лавры заслужила. И справедливости ради: она встала на высшую ступень пьедестала только раз. Именно ее нельзя было уличить в карьерной хватке и звериной воле к победе, которая побуждает идти по головам и строить козни соперницам.
А первое место бесперебойно занимали бесцветные техничные фройлян.
Уже тогда, в дремучем своем детстве, Рита чувствовала, какая несправедливость царит в женском спорте. Может, у мужчин то же самое, просто в те годы побеждали ее любимчики. Игорь Бобрин с номером «Спящий ковбой», например… Или мужчину всегда есть кому утешить? Или чуяла, что в будущем ей придется испить эту чашу несправедливости до дна? Несправедливости общечеловеческой и совершенно не зависящей от пола.
Многие печали в мутной реке жизни всколыхнул волшебный пируэт Бильман. И в то же время — надежду.
Рита вынырнула из воспоминаний и продолжила:
— Я присела к стойке, чтобы было удобнее смотреть передачу. Но боковым зрением, которое у меня, как у любого танцора, развито до крайности, замечаю, что за столиком у окна сидит до боли знакомая персона. Папашина железная фаворитка Тромб! Я глазам своим не поверила — уникальное совпадение! Начинаю осторожно присматриваться — вижу, что она сидит за столиком с какой-то девушкой. И тут меня прошибает холодный пот! Я понимаю, что эту особу я тоже вижу не впервые… И где я ее встречала? У мерзавца Микки! Муженька Анны Карловны, владельца ресторанов, скользкого типа, с которым когда-то я имела глупость переспать. Марина, не вздрагивай! Мой папаша раздул из этого чуть ли не роман Ги де Мопассана и предал меня анафеме. И я его, соответственно, тоже. И до сих пор считаю это свинским предательством — переложить вину за этот инцидент на меня, восемнадцатилетнюю идиотку. Микки — знатный ходок, но исторически сложилось, что ему это прощают. Дескать, бедный мужик, не с Инквизицией же ему ложиться в постель!
— Рита, неужели ты до сих пор не поняла, что отец за тебя же и беспокоился. Он ведь как раз боялся, что если ты смолоду не усвоишь железное правило не заводить шашни с чужими мужьями, то тебя ждет разбитая жизнь. И вообще… разъяренная баба — она, знаешь, на все способна! — многообещающе заключила тетя Марина. И задышала тяжело и часто. Разбередила себя, наивная душа…
— Вот о разъяренной бабе — это ты очень вовремя, — усмехнулась Рита. — Именно это и пришло мне в голову, когда я попыталась проанализировать то, что мне случайно довелось увидеть. Конечно, это был не анализ, а моментальная оценка ситуации — ведь часть меня была погружена в ностальгический мир фигурного катания. Я взъерошила кое-какие детали и отчетливо вспомнила, что в момент моего визита к Микки эта девушка репетировала с другими музыкантами. Видимо, она играет в этом клубе. А протежировала ее сюда, разумеется, Анна Карловна. Я уверена на все сто, что все играющие в заведениях ее супруга попадают туда только по ее рекомендации и протекции. Хотя бы потому, что Микки некогда и, по большому счету, лень этим заниматься. В руках у девушки был духовой инструмент — то ли кларнет, то ли флейта, я в них плохо разбираюсь. И какой-то другой инструмент лежал в футляре рядом. Барышня явно умела играть на нескольких. Когда-то я слышала от отца, что Карловна с трудом мирится с тем, что для духовика естественно быть инструменталистом-полиглотом. Она считает, такая «полигамность» уместна лишь на стадии крепкого профессионализма. Однако самым способным она прощает этот «грешок»… Сопоставив все это, я с высокой долей вероятности предположила, что описываемая фигурантка — ее ученица. Очевидно, одна из тех, кто на хорошем счету. Кого Тромб считает перспективной. И что же в результате? Вероломная ученица получает работу — и пытается увести у своей благодетельницы мужа. Принцип «не делай добра — не получишь зла» в действии!
— А это ты с чего взяла?! — испугалась Марина. — Я ничегошеньки не понимаю! Сидят два человека, общаются… а ты их уже во всех смертных грехах подозреваешь.
— Дело в том, что общались они довольно странно. Это было не слишком похоже на дружескую встречу. Карловна роется в своей сумке, словно не может найти важную мелочь, потом достает некий тюбик, из которого явно протек какой-то крем… Словом, возня с неясными намерениями. Поручиться я могу лишь за то, что мадам Тромб явно просит свою визави о какой-то услуге. И барышня кивает и идет в сторону туалета. А далее — вы не поверите, но вам придется! — Анна Карловна проворно достает из своей сумки маленький пузырек и выливает его содержимое в кофейную чашку своей собеседницы! Я в первые секунды совершенно не понимаю, что происходит. Думаю, что наверняка мне показалось и это ее собственная чашка. Но потом… Карловна нарочно разбивает этот сосуд. Я четко вижу это движение за счет того, что очень удобно расположилась для наблюдений, сама того не желая. И меня пронзает мысль, что сосуд должен быть тонкостенный, специально подобранный, потому как разбить обычный бутылек для лекарств не так уж и просто…
Все это, как вы понимаете, приходит мне в голову за секунды. Но именно разбитый сосуд заставляет вспомнить о том, что родственники мадам Тромб — врачи. Какая-то связь с медициной присутствует. Потому что именно Карловна, точнее, ее родня подгоняла отцу сердечные лекарства. Передозировка некоторыми из них чревата летальным исходом, это известный факт.
— Так это ее брат! И он живет в том же районе, где все это произошло! — с жаром воскликнула Марина.
— Стоп! Но если Карловна, как ты описываешь, отравительница, то почему же она сама и умерла?! — резонно поинтересовался Тёма.
— Это самое интересное в этом преступлении! И самое рискованное для меня, потому что затрагивает мое невольное участие в этом деле, — обреченно заключила Рита. — У меня, к сожалению, быстрая реакция на всякого рода авантюры. К тому же Марина права: хоть я на много лет разозлилась на папашу, но не могла не уловить тогда в его поношениях страх. Он, конечно, никогда не признается мне в том, что элементарно боялся Анну Тромб. Подсознательно боялся ее мести мне. Или — ему самому? Разумеется, косвенной, неявной. Чутье у него работает. Поняла я это через много лет. И никогда не жалела, что выскользнула из столичной тусовки и попала в другую. Там все шло гораздо медленнее, зато я обросла близкой по духу артистической семьей. Притом не утратив здешних связей. Однако речь не об этом. Схватив ручку и блокнот — этот старомодный набор у меня всегда под рукой, потому что мне так удобно, — я патетически нацарапала на вырванном листке «Ваш кофе отравлен» и, холодея, отправилась на переговоры с Инквизицией. Не скрою, что я тоже ее боялась. Но раз уж я в этом безлюдном кафе оказалась единственным свидетелем, а персоналу особо и дела не было до происходящего, то пришлось мне вмешаться. У меня имелось несколько версий развития событий. Я завязываю разговор и якобы нечаянно сталкиваю отравленный кофе со стола. Разбился пузырек, теперь до кучи еще и чашка, зато все живы. Но это у меня вряд ли получилось бы. Поэтому я приготовилась незаметно сунуть записку барышне, которую, как я предполагала, Карловна желает убить из ревности. Для этой задачи надо было родиться фокусником, а не танцором! В общем, утопичность моих стратегий мне стала очевидна, как только я подошла к столику Анны. Там уже подметала осколки официантка, поэтому Карловне пришлось встать. Одновременно вернулась из уборной озадаченная барышня и начала объяснять, что бумажных полотенец там нет. Понятно, что Карловне были абсолютно не нужны никакие полотенца, ей просто было необходимо на пять минут отослать свою жертву, чтобы влить ей в кофе яд. Поэтому Инквизиция слушала ее вполуха. Главным ее раздражителем теперь была я. Господи, что же это был за взгляд! Она могла им растворить собеседника, как соляная кислота.
Однако если бы она сразу в своей обычной ледяной манере потребовала, чтобы я освободила ее от своего присутствия, то пришлось бы сознаться, что я — опасный для нее свидетель. Ведь не стала бы она меня убивать в присутственном месте при свидетелях, пусть и малочисленных?! Соглашусь, план так себе. Я торопливо, пока не заткнули, разливаюсь соловьем о своих предстоящих премьерах… И хотя Карловне они сто лет не нужны и она уже готова проклясть меня, предполагаемая жертва, пока ее наставница стоит к ней спиной, вдруг делает ловкую рокировку. И чашка с отравленным кофе оказывается на той стороне стола, где сидит мадам Тромб! Чашки с блюдечками ведь совершенно одинаковые…
— Так что же получается — первоначальная жертва знала о том, что ее будут травить?! А зачем тогда она встречалась со своей убийцей?! — перешла на заговорщицкий шепот Марина.
— Это, как и многое другое, я могу лишь предположить. Думаю, что барышня не знала, но догадывалась. А Инквизиция заманила ее на встречу каким-то жирным калачом. И потом… есть люди, у которых быстрая реакция и мощный инстинкт самосохранения. Но можете представить, каково мне?! Я вручаю Карловне рекламный буклет театра…
— Вот по нему тебя и нашли! — с авторитетным видом заявил Тёма. — А вовсе не по звонку в скорую.
— Там все данные не московские. И не про мой спектакль, так что мое имя вообще не фигурирует. Я его сунула, просто чтобы распрощаться, чем-то закончить разговор. На ватных ногах я положила под свою чашку на стойке пятьсот рублей и поковыляла к выходу. И вот там я уже позвонила. Я попыталась объяснить, как было. Упредить непоправимые последствия. Но ведь никому на тот момент пока не стало плохо! И я понятия не имела, каким препаратом был отравлен кофе. Впрочем, меня только сейчас пронзила догадка, что «скорая»-то приехала. И от нее поступил сигнал в полицию. Только было поздно. И меня там уже не было. Вот и весь сказ… Я так долго об этом рассказывала, а произошло все очень быстро! Но в жизни всегда так: опаньки — и тебя уже нет. Теперь у меня одна страшная мысль: я соучастник убийства или свидетель? И ведь не попадись мне на глаза этот пируэт Бильман…
— Ритуля, я думаю, что надо все это подробно рассказать отцу, — после долгой паузы произнесла Марина.
— Как ни странно, впервые я в этом с тобой согласна. Писать заявление в наши правоохранительные органы я не готова. Это папенькина музыкальная епархия, пусть и решает, что делать. Если будет надо — что ж, выступлю свидетелем. Больше чем уверена, что отец знает эту девушку, которая отправила Карловну на тот свет в целях самообороны. Я ее исхитрилась сфотографировать на телефон, между прочим. Нечетко, конечно, но в общих чертах схвачено…
— Покажи! — хором возопили Марина и Тёма.
— Но вы же все равно ее не знаете! А в интересах следствия…
— Какие на фиг интересы! — возмутился Тёма. — Сейчас мы пошлем эту фотку Варе, а уж ее маман знает все эти музыкальные круги. Может, эта дама для учеников опасна!
— Нет, мои любознательные друзья. Сначала я покажу эту улику отцу.
* * *
— Я сразу подумала про Ульяну!
Сашка с укором посмотрел на Тину:
— Ничего ты такого не думала. Ты просто считала, что она сдала меня полиции, рассказав, что я тоже занимался у Карловны.
Маша вздохнула:
— Все же что с ней решили? От преподавания отстранили — и все?
На Риту снова накатило острое желание поскорее отойти от этой истории. Она и сама не знала, что дальше. Тревогин рвал и метал. Кричал, мол, почему Уля сразу не пришла к нему с повинной, он бы все понял. Но «эта шмакодявка» уверенно заняла место преподавателя, о котором для нее договорилась ею же убиенная Тромб, и стала плести интриги. Пыталась очернить Антона! Конечно, мол, мы все видели, что Аню затягивает какая-то душевная болезнь…
— Минуточку! Кто это — все?! — встрепенулась Тина. — Нам-то внушали, что это у нее характер такой. И что она — лучший учитель. Если видели, то почему ее не отстранили от преподавания?!
— Вопрос не ко мне, — устало улыбнулась Рита. — В контексте отец имел в виду чистую риторику: неужели психические заболевания передаются при контакте и Уля заразилась, много лет общаясь с Карловной.
— Определенно передаются, — вставил свое Тёма.
Варя смущенно улыбнулась.
— Отец принципиально не хочет принимать никаких действий сам, — поведала Рита. — Он считает: пускай Ульяна сама созреет и пойдет в полицию. Я готова быть свидетелем защиты. Привлечем сотрудников кафе, которые видели, что был разбит сосуд из-под лекарства. И потом — должны же быть результаты вскрытия! Отец уже нашел адвоката. В противном случае барышня должна понимать, что ей будет довольно проблематично продолжать деятельность. В Рахманиновку ей и так путь заказан. Но ведь слухами земля уже наполнилась, она может стать персоной нон грата в музыкальной среде.
— А как же невинно арестованный брат Инквизиции? — с негодованием вспомнила Тина.
— Досужие слухи! Никто его не арестовывал. Просто, как я и предполагала, именно у него Карловна украла ядосодержащее лекарство. Естественно, он давал показания. Но никаких обвинений и подозрений ему не предъявляли. И важно, что он подтвердил пропажу лекарства.
— А что, если Уля просто уедет из города? Далеко. Куда-нибудь за границу? Что тогда? — не унималась Маша. — Ведь она могла, заподозрив опасность, просто не пить этот злополучный кофе! Но вместо этого она пошла на убийство.
— Так сработали ее инстинкты. С точки зрения животного самым надежным средством защиты является смерть противника. Но если Ульяна уедет, эта ситуация ее в конце концов все равно достанет. И я, между прочим, тоже чувствую свою вину, — неохотно созналась Рита. — Я могла просто предупредить Анну Карловну, что в ее чашке — тот самый яд, что она наметила для другого.
— Ни в коем случае! — вдруг вступила долго молчавшая Варя. — Если бы вы стали ее предупреждать, вам бы это дорого обошлось. Вы плохо знаете Анну Карловну. Она бы вас заставила этот яд еще и выпить!
«Какая умная нынче молодежь! — улыбнулась Рита. — И какие неожиданно теплые, безопасные люди. Я-то в среде чужаков привыкла обороняться». Она договорилась, что будет сообщать обо всех новостях, но в душе надеялась, что новостей не будет. Лучше встречаться без повода, хотя люди совсем отвыкли от этого. Но как минимум одним единомышленником сегодня стало больше. Тина — тоже пленница города, «знакомого до слез». И так хочется туда скорей вернуться…
«И Тёму надо пристраивать — а где?.. Навязалось это чудо на мою голову!»
Стоит выйти в Москве из дома — и ты уже Фанни Каплан и далай-лама в одном лице.
Тетя Марина встретила насупленно, пробурчав:
— Думаешь, ты одна среди нас доморощенный детектив…
Рита, конечно, догадывалась, что она… догадывается. Но надеялась признаться не с глазу на глаз, а на безопасном расстоянии.
И все же Марина разразилась. Замалчивать проблему она не умела.
— Что ты собираешься делать? Жить по-прежнему? Но так не получится! Или… ты что вообще задумала?!
Рита отмалчивалась, а Марина накручивала себя. И выдала финальный аккорд:
— И от кого, наконец, этот ребенок?!
— Тетя, я что-нибудь придумаю. Я справлюсь. Мы еще поговорим об этом, правда…
— Когда?! Давай говорить сейчас. Вот прав был твой отец — это все танцы легкого поведения! Это я тебя распустила!
Рита, ухмыляясь, устраивала себе удобное диванное лежбище.
— Эх, дорогая тетушка Мэй, все эти годы ты совершенно не учитываешь важное обстоятельство! Как говорила одна энергичная звезда нашего шоу-бизнеса, легкое поведение — это тяжелая работа.
Пыльная корона
И если кафкианский Грегор Замза превращался в насекомое, то я столь же мучительно превращаюсь в свой номер телефона, по которому ты не звонишь. В эти ломкие, рассыпающиеся в сознании цифры, ничего не значащие перед вечностью. Хотя… номер умершего абонента цементируется и становится мистическим кодом — я уверена в этом. Только какая дверь им открывается — попробуй найди.