Провидение
Часть 12 из 15 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Мы снова говорим о Марко, его жизни, газете, соседях по дому и застольной игре для подвыпившей компании, в которой нужно трижды быстро произнести Нэнси Энн Сиэнси[29]. Мы тоже, как три идиота, каркаем: Нэнси Энн Сиэнси Нэнси Энн Сиэнси Нэнси Энн Сиэнси. Смотрю на Ло и думаю, какие неприятности ждут меня после обеда.
Встаем из-за стола, убираем тарелки. Марко снимает с зарядника телефон и притворно зевает.
— Мне, наверное, пора.
Ло хватает его за руку.
— Без десерта не уйдешь. — Просто пожелать спокойной ночи и разойтись она не может. — Шоколадные кексы любишь?
— Обожаю, — говорит он, и это сигнал мне.
Закладываю кексы в микроволновку. Ло и Марко обсуждают документальный фильм, который Ло должна посмотреть по «Нетфликс». Краем глаза наблюдаю, как на кексах тает глазурь. Марко смеется над чем-то, что сказала Ло. Она улыбается — приятно видеть, как дети реагируют на рассказанную тобой историю.
Я бы хотел, чтобы Марко был моим сыном. Я бы хотел, чтобы мой сын был Марко. Кексы крутятся и крутятся, а я думаю о том, что лучше бы Мэдди рассказывала о чем-то другом, а не о своем чертовом сне.
— Я не сумасшедшая, — говорит Ло. — А ты?
— Конечно, нет.
— Я за тебя опасаюсь, Эгги. Это же просто неумно. Одно дело, когда я, не вдаваясь в подробности, рассказываю что-то о нас, о тебе, но ты сильно рискуешь, делясь с детьми деталями каких-то особенных случаев. Что, если Марко, придя домой, напишет об одном из твоих дел? Он пишет о сердечном приступе, рассказ доходит до семьи, те звонят Стейси. И вот у тебя уже нет работы.
— Знаю.
Мы устраиваемся в постели, стараемся быть поближе друг к другу, но оба устали. Ставим фильм — «Американское великолепие» — и сидим в мерцании телевизора, как дети, задержавшиеся дольше положенного времени. Нам обоим по сорок девять. Мы оба из Род-Айленда. Мы оба влюбились в этот дом, потому что он необычный и причудливый, а нам нравится необычное и причудливое. У нас обоих сильно развито чувство гражданского долга, и мы активно пользуемся библиотекой и почтой, чтобы обеспечить сохранение нашего района таким, какой он есть. Мы оба плакали, когда умер Бадди Сиэнси, мэр города и муж Нэнси Энн Сиэнси. Мы оба обрадовались, когда осознали, что нашли друг друга — однажды вечером в кинотеатре, куда забрели по ошибке и где едва не умерли, давясь от смеха, где поняли, что нет на свете никого, чей смех так ободрял бы, чья рука так сжимала бы твою. Мы оба благодарные по натуре. Коп и учительница, так, возможно, напишет однажды Марко, слуги государства с воображением, и более совместимой пары вам не найти.
Ло смотрит на меня.
— Ты такой тихий.
— Просто думаю.
Она нажимает на паузу, и я жду лекции: Ты и Твои Коробки. Она вздыхает.
Я смотрю на экран — Харви Пикар[30]. Они с женой удочерили девочку, вполне себе взрослую.
— Эгги, ты знаешь, я не хочу читать тебе лекцию.
— Знаю. — Господи, я и в самом деле знаю, что расклад против меня. Каждое вскрытие дает один и тот же результат. Разрыв аорты. Такое случается, они умерли так же, как и другие, а то, что это произошло на моей территории, просто случайное совпадение. У меня сверхактивное воображение. У меня чутье, внутренний голос и коробки. — Но, милый, иногда нужно всего лишь сделать маленький шаг. Мы могли бы встать, сесть в машину и поехать в Брэдли.
Чаки. Все это время она думает о Чаки.
— Тебе даже необязательно заходить. Мы могли бы просто посидеть на парковочной площадке.
Она снова включает фильм, а я отправляю сообщение Мэдди: «Думал о вашем сне. Может быть, стоит еще раз проверить его почтовый ящик. Иногда мы считаем, что уже все посмотрели, но потом возвращаемся, и что-то выглядит по-другому».
Ответ приходит через несколько минут: «Извините, детектив, и большое спасибо за то, что вы всегда рядом в самые трудные моменты. Меня навестила сестра со своими детьми, и я немного успокоилась. Обещаю, никаких параноидальных звонков больше не будет. Знаю, у вас и других дел хватает. Еще раз извините».
Я откладываю телефон. Мне покой не грозит. Интересно, что это вообще такое.
Джон
На этом месте умерла Ивонна Белзики, вот тут, на Дорранс-стрит.
Я здесь всего лишь пару дней. Прогуливаюсь, хожу вокруг ночного клуба «У Лупо: Отель разбитых сердец». Именно это я сделал с Ноэль. Разбил сердце. Сомнений нет. Тогда, сразу после ее смерти, потный и разгоряченный, я чувствовал себя так, словно сам, своими руками, скрутил ее артерии, сжал их, сдавил так, что пальцы окрасились ее кровью. Я не хотел этого. Никогда и никому я бы не желал ничего подобного. Но я сделал это.
Что такое совершила Ноэль? Чем вызвала во мне эту вспышку? Я пытался понять и не смог. Но винить Ноэль несправедливо. Это я убил ее. Люди винили мою мать за то, что сделал со мной Роджер Блэр. Винили за вольный стиль воспитания. Но нельзя винить жертву. Виноват всегда похититель, убийца.
И вот теперь, как ни крути, убийца — я.
Ноэль не заслуживала смерти.
А потом была Ивонна Белзики, хотя я и не знал тогда ее имени. Это случилось здесь, на Дорранс-стрит. Мне нравилось в ней все — пальчики, ноги, все, — но это было другое, не то что с Хлоей. Глядя на нее, я видел только доброту и великодушие. Она улыбнулась мне, и ее улыбка оказалась заразительной. После смерти Ноэль я никому не смотрел прямо в глаза. Но на Ивонну посмотрел. И подумал: все могло бы быть лучше. Наши глаза сомкнулись, и мне бы следовало бежать, отвернуться, потому что сердце уже стучало так, как не стучало после смерти Ноэль. Да, я должен был бежать. Но вместо этого замер, как олень в свете фар. Впервые в жизни я слушал по-настоящему. Слушал и слышал происходящие во мне перемены, как будто Роджер перемонтировал внутри меня какую-то схему, добавил систему связи между моими эмоциями и невидимыми, выстреливающими из меня пулями.
Ивонна умерла даже быстрее, чем Ноэль.
Я пытался сдерживать себя. Гулять только по ночам, не допускать зрительного контакта, держаться подальше от прохожих. Иногда, поддавшись паранойе, я убеждаю себя, что за мной следят, и тогда сразу же иду домой, где я сам в безопасности и никому не угрожаю.
У меня есть план. Я не могу найти Роджера Блэра — никто не может, — но работаю над этим. Провожу исследования, сосредотачиваюсь на научной стороне явления, читаю о Блэре, других его экспериментах и о человеке, который сотрудничал с ним, докторе Теренсе Мини. Может быть, если понять, что и как он делал, то найдется и способ исправить. Наука сводит с ума, особенно химия с кодами, числами, калием и хлоридом.
Когда уравнения больше не воспринимаются, я отступаю от длинных тяжеловесных и неуклюжих слов в биографии и перехожу к длинным тяжеловесным и неуклюжим словам в книгах Лавкрафта. «Ктулху». «Некрономикон». В конце концов нельзя отрицать очевидное: я — чудовище. И, возможно, ключ ко всему в том, чтобы научиться укрощать эти силы. (Ненавижу это слово.) Я читаю о Лавкрафте, читаю письма, которые он писал друзьям, его рассказы, но это все круги, времена года, и, конечно, через несколько дней данвичской жизни я устаю. Возвращаюсь онлайн, к сайтам «Уайрд» и «Сайенс».
Проблема еще и в том, что тому, что я есть и что делаю, нет названия. Я не знаю, почему мама, папа и Хлоя только теряли сознание, тогда как Ноэль и Ивонна умерли. Моя романтическая половина полагает, что это имеет какое-то отношение к любви, но это глупо и никак не связано с наукой, с ревущим пламенем моих турбин, с нападением одного сердца на другое.
Провиденс — самое лучшее для меня место. Здесь много тихих, открытых улиц, и я расхаживаю по городу, как это делал Лавкрафт в свое время. Я хожу и задаю себе вопрос: где Роджер Блэр? Найти его — единственный способ решить загадку. В глубине души я понимаю это и признаю, что все мои исследования, чтения — пустая трата времени. Сознавать это неприятно. Иногда я думаю, что никогда его не найду, никогда не исправлю того, что он сделал со мной, и не смогу жить вот так, неся опасность миру уже тем только, что хожу по улицам.
Но проходит еще месяц, приезжают студенты, и я остаюсь в той же подвальной квартирке и на той же работе в службе доставки газет «Провиденс джорнэл баллетин». Снова и снова я убеждаюсь в том, что нет самого дна души, нет самого мрачного момента в жизни, но всегда есть другой, еще более мрачный момент. Ноэль умерла, потому что я разозлился на нее. Ивонна умерла, потому что я улыбнулся ей. Коди умер, потому что я расстроился из-за Кэррига и Хлои. Отчаянию, любопытству, ужасу оттого, что мои чувства смертоносны, нет конца.
Мои чувства имеют последствия для других людей. Это глупо, и это бесит, сводит с ума. Как будто само возникновение чувства есть что-то нежелательное, как будто чувства не есть весь смысл жизни — злиться на Ноэль, увлечься прекрасной девушкой в весенний день, как будто мы все не хотим жить в «Отеле разбитых сердец».
Помню, как Беверли рассказывала однажды о цикле насилия и заметила, что я не должен удивляться, если у меня появятся мысли причинить кому-то боль, что для жертвы естественно повторять такое поведение. Помню и то, с какой убежденностью ответил, что не испытываю ни малейшего желания навредить кому бы то ни было. А потом, волна за волной, накатили слезы.
Моему папе часто снились безумные сны. Мама жаловалась, мол, сны — это вроде тренировок, никто не хочет о них слышать. И вот теперь безумные сны снятся мне. Я вижу людей, которых убил, и пытаюсь спасти их, но в этих проклятых снах нет ключа. Роджер Блэр тоже там, но он не помогает мне. Не слушает, когда я кричу. Не идет навстречу и не объясняет, что сделал и как это остановить.
Пять человек и одна собака. Мертвы. Из-за меня.
Где же ты, Роджер Блэр?
Возможно, он проходит как Магнус Вилларс. И я понимаю, почему он стал Магнусом. Никто не желал слушать его идеи, и реализовать их он мог только под другим именем. Так же поступаю и я. С прежней жизнью, жизнью Джона Бронсона, покончено. Теперь у меня два имени: Тео Уорд и Питер Федер.
Тео Уорд (составлено из псевдонимов Лавкрафта — Льюис Теобальд и Уорд Филипс) — обычный чувак, снимающий квартирку в подвале, и доставщик газет в «Провиденс джорнэл баллетин». У меня есть почтовый ящик на имя Тео, но ничего особенного туда не попадает.
Все свои научные изыскания я провожу как Питер Федер. Имя дали два персонажа — Питер Паркер (Человек-паук) и Ленни Федер («Одноклассники 2»[31]). Имя я выбрал в первый же рабочий день. Я так устал, и место было такое непривычное. У меня даже матраса не оказалось. Я включил телевизор, оставшийся после того парня, что жил здесь раньше. Шли «Одноклассники 2». Я сидел на полу и хохотал. Серьезно. Никаких надгробий, никакого Лавкрафта, самые обычные туповатые шутки, пиво и прыжки в карьер. Никаких загадок, никакого неведомого.
У «Питера Федера» есть страница в «Фейсбуке», где он руководит группой защитников жертв. Люди принимают Питера за онлайнового охотника за головами, который не может обозначить свою физическую идентичность по причинам юридического характера. Я объясняю, что разыскиваю Роджера Блэра по поручению семьи Джона Бронсона (это не отъявленная ложь, поскольку я — Бронсон, Мальчик-из-подвала). Я получаю отклики от десятков людей, знавших Роджера и считающих, что видели его. У меня есть фотографии, свидетельства бывших студентов, подтверждающие, что в его присутствии испытывали дискомфорт.
И все же найти сукиного сына не удается.
Роджер Блэр — одиночка. Но даже такие, как он, должны кому-то доверяться. Роджер не был женат, а его ближайшим другом был, насколько я смог понять, глава биохимического отделения в университете Брауна, тот самый Мини. Я даже видел его один раз в полицейском участке. Когда начались поиски мистера Блэра, Мини попал в список подозреваемых, но его отпустили после проверки. Шакалис сказал, что глубоко копать не пришлось, поскольку именно Мини запретил Роджеру появляться на территории университетского кампуса. Помню, что его показывали в выпуске новостей: он стоял возле участка и только что не улыбался. Вы разрешаете взрослым находиться рядом с детьми в условиях минимального контроля и теперь указываете на меня? Не думаю, что Мини в сговоре с Роджером, но уверен — он что-то знает. В дружеских отношениях они были до самого конца. Люди, которые тебя знают, знают и твои места. Так же, как мы с Хлоей.
Роджер и Мини совместно занимались исследованиями. Несколько раз они участвовали в программе «Жизнь коварных растений» канала «Планета животных». Они рассказывали о биохимии, о таком растении, как повилика, паразите, высасывающем жизнь из других, чтобы жить самому. Интересуясь потенциалом энергии фотосинтеза[32] для человечества, они видели в этом растении потенциал силы и считали, что, возможно, когда-нибудь люди станут ближе к растениям, будут получать все необходимое от солнечного света и из почвы и сделаются частью экосистемы. Рассуждения Роджера сводились к тому, что с развитием технологий мы все меньше используем собственное тело, сужая его возможности до глаз и пальцев. В этом месте Мини громко стонал и поправлял своего партнера: «Он имеет в виду, что в других частях нашего тела больше неиспользуемой энергии».
Эти двое получили кучу грантовых денег, но, насколько я могу судить, так и не преуспели. Блэр «прославился» тем, что часто бросал один проект ради другого, и партнеры постоянно ссорились на почве исследовательской этики. Мой папа называл их парой Гарфанкелей[33] — оба курчавые и с высоким голосом, — но Мини выглядел более подготовленным к камере. Неудивительно, что он остался и с работой, и с влиянием. В эпизоде с наибольшим количеством просмотров Мини назвал коллегу садистом и предупредил ведущего, что однажды он кому-нибудь навредит. Роджер Блэр закатил глаза.
Люди, столкнувшиеся с психом, всегда с готовностью рассказывают свою историю. В их рассказах слышится гордость — они выжили. Каждый день я слушаю тех, кто знал Роджера, и все они говорят одно и то же: «Вам нужно найти Мини. Он знал Блэра лучше, чем кто-либо еще». Я звоню ежедневно. Представляюсь студентом, профессором, репортером, но ответ всегда одинаков.
Доктор Мини предлагает вам встретиться с ним в его офисе в рабочее время. В данный момент доктор Мини занят исследованиями. Доктор Мини не разговаривает с репортерами.
Не будь я опасен, я мог бы прийти к нему в офис. Я мог бы открыть карты и сказать: «Я — Джон Бронсон, тот парень, которого похитил Роджер Блэр, и я думаю, что доктор Мини поможет мне». Но я не доверяю ему. Достаточно посмотреть, как он обращался с Роджером, своим лучшим другом. И посмотрите на него сейчас — разговаривает с девушкой перед отелем «Дин», они выпивают, едят. Девушка — не его жена; спит ли он с ней — неизвестно, но он улыбается ей, кладет руку ей на локоть. Я слежу за ним каждый день, провожаю по пути до дома, где он целует жену, собаку. До него рукой подать. Я мог бы постучать в дверь, остановить его на выходе из спортзала, где он раз в две недели играет в сквош, тронуть за плечо.
Но я не могу сделать это, не рискуя убить его.
То, что могу, я делаю каждый вечер в этот час. Я забираю газеты и выхожу на свою смену. Мой любимый район — Хоуп-стрит. Здесь, в старом викторианском особняке, живет девушка. Крейн Запятая Флори. Так пишут в документах: Крейн, Флори. На бампере ее машины наклеены стикеры: ПУСТЬ ПРОВИДЕНС ОСТАЕТСЯ ПАРАНОРМАЛЬНЫМ; ОБНИМАЙТЕСЬ, НЕ РУГАЙТЕСЬ. Выглядит это так, словно через свой маленький красный седан она пытается говорить с миром, надеясь, что кто-то просигналит в ответ.
Раньше я с ней не встречался, но на прошлое Рождество она дала мне пару перчаток, пальцы которых изготовлены из особого материала, позволяющего набирать текст.
Чтобы вы могли оставаться на связи,
Чтобы мы могли держаться вместе.
Счастливого Рождества, Тео.
Карточку я сохранил. Она у меня на холодильнике. Большинство людей ничего мне не дают. Когда идет дождь, я кладу ее газеты в двойной пакет. И использую два проволочных замочка.
После окончания смены я паркуюсь у химического корпуса Университета Брауна. Мини идет по улице со своей термокружкой, и я не вижу, как он входит в здание, но потом он появляется в своем окне на втором этаже, встает к стоячему столу, вытягивает руки над головой и начинает рабочий день, неизменно игнорируя меня. И все же я не оставляю попыток.
Отвечает его ассистентка, Пэтти. Она новенькая, но мы уже достигли некоторого взаимопонимания. Когда я здороваюсь, она картинно вздыхает:
— Питер, вы же знаете, что я вам скажу.
— У меня хорошее предчувствие, Пэтти. И мне нужны лишь две минутки.
Она переводит меня на ожидание и идет к Мини, который только отмахивается от нее.
— У него собрание, — говорит Пэтти и, понизив голос, спрашивает, когда я возвращаюсь из Стокгольма. Я уже забыл, что сказал ей, будто провожу этот семестр за границей. Это мое объяснение, почему я не могу наведаться лично. Солнце припекает, и улица вокруг меня наполняется студентами.
— Пэтти. — Я добавляю просительную нотку. — Я не репортер. Я студент, изучаю психологию. И еще защитник жертв. Мы всего лишь хотим задать ему несколько простых вопросов.
— Знаю. И говорю вам, Мини готов помочь, если вы к нему придете. Публично он о Роджере не говорит, но мы все знаем, как он к нему относится. И я уверена, что он согласится. — Она вздыхает. — Вы ведь понимаете, Питер, такой уж он человек. С ним нужно говорить лицом к лицу.
Возвращаюсь домой и вижу перед дверью пакет. Я спускаюсь к себе по ступенькам и разворачиваю упаковку. В коробке заказ, о котором я забыл. Это бейсболка с вышитой надписью «Я — Провидение». Такая же надпись на надгробии Лавкрафта[34].
Надеваю бейсболку.
Встаем из-за стола, убираем тарелки. Марко снимает с зарядника телефон и притворно зевает.
— Мне, наверное, пора.
Ло хватает его за руку.
— Без десерта не уйдешь. — Просто пожелать спокойной ночи и разойтись она не может. — Шоколадные кексы любишь?
— Обожаю, — говорит он, и это сигнал мне.
Закладываю кексы в микроволновку. Ло и Марко обсуждают документальный фильм, который Ло должна посмотреть по «Нетфликс». Краем глаза наблюдаю, как на кексах тает глазурь. Марко смеется над чем-то, что сказала Ло. Она улыбается — приятно видеть, как дети реагируют на рассказанную тобой историю.
Я бы хотел, чтобы Марко был моим сыном. Я бы хотел, чтобы мой сын был Марко. Кексы крутятся и крутятся, а я думаю о том, что лучше бы Мэдди рассказывала о чем-то другом, а не о своем чертовом сне.
— Я не сумасшедшая, — говорит Ло. — А ты?
— Конечно, нет.
— Я за тебя опасаюсь, Эгги. Это же просто неумно. Одно дело, когда я, не вдаваясь в подробности, рассказываю что-то о нас, о тебе, но ты сильно рискуешь, делясь с детьми деталями каких-то особенных случаев. Что, если Марко, придя домой, напишет об одном из твоих дел? Он пишет о сердечном приступе, рассказ доходит до семьи, те звонят Стейси. И вот у тебя уже нет работы.
— Знаю.
Мы устраиваемся в постели, стараемся быть поближе друг к другу, но оба устали. Ставим фильм — «Американское великолепие» — и сидим в мерцании телевизора, как дети, задержавшиеся дольше положенного времени. Нам обоим по сорок девять. Мы оба из Род-Айленда. Мы оба влюбились в этот дом, потому что он необычный и причудливый, а нам нравится необычное и причудливое. У нас обоих сильно развито чувство гражданского долга, и мы активно пользуемся библиотекой и почтой, чтобы обеспечить сохранение нашего района таким, какой он есть. Мы оба плакали, когда умер Бадди Сиэнси, мэр города и муж Нэнси Энн Сиэнси. Мы оба обрадовались, когда осознали, что нашли друг друга — однажды вечером в кинотеатре, куда забрели по ошибке и где едва не умерли, давясь от смеха, где поняли, что нет на свете никого, чей смех так ободрял бы, чья рука так сжимала бы твою. Мы оба благодарные по натуре. Коп и учительница, так, возможно, напишет однажды Марко, слуги государства с воображением, и более совместимой пары вам не найти.
Ло смотрит на меня.
— Ты такой тихий.
— Просто думаю.
Она нажимает на паузу, и я жду лекции: Ты и Твои Коробки. Она вздыхает.
Я смотрю на экран — Харви Пикар[30]. Они с женой удочерили девочку, вполне себе взрослую.
— Эгги, ты знаешь, я не хочу читать тебе лекцию.
— Знаю. — Господи, я и в самом деле знаю, что расклад против меня. Каждое вскрытие дает один и тот же результат. Разрыв аорты. Такое случается, они умерли так же, как и другие, а то, что это произошло на моей территории, просто случайное совпадение. У меня сверхактивное воображение. У меня чутье, внутренний голос и коробки. — Но, милый, иногда нужно всего лишь сделать маленький шаг. Мы могли бы встать, сесть в машину и поехать в Брэдли.
Чаки. Все это время она думает о Чаки.
— Тебе даже необязательно заходить. Мы могли бы просто посидеть на парковочной площадке.
Она снова включает фильм, а я отправляю сообщение Мэдди: «Думал о вашем сне. Может быть, стоит еще раз проверить его почтовый ящик. Иногда мы считаем, что уже все посмотрели, но потом возвращаемся, и что-то выглядит по-другому».
Ответ приходит через несколько минут: «Извините, детектив, и большое спасибо за то, что вы всегда рядом в самые трудные моменты. Меня навестила сестра со своими детьми, и я немного успокоилась. Обещаю, никаких параноидальных звонков больше не будет. Знаю, у вас и других дел хватает. Еще раз извините».
Я откладываю телефон. Мне покой не грозит. Интересно, что это вообще такое.
Джон
На этом месте умерла Ивонна Белзики, вот тут, на Дорранс-стрит.
Я здесь всего лишь пару дней. Прогуливаюсь, хожу вокруг ночного клуба «У Лупо: Отель разбитых сердец». Именно это я сделал с Ноэль. Разбил сердце. Сомнений нет. Тогда, сразу после ее смерти, потный и разгоряченный, я чувствовал себя так, словно сам, своими руками, скрутил ее артерии, сжал их, сдавил так, что пальцы окрасились ее кровью. Я не хотел этого. Никогда и никому я бы не желал ничего подобного. Но я сделал это.
Что такое совершила Ноэль? Чем вызвала во мне эту вспышку? Я пытался понять и не смог. Но винить Ноэль несправедливо. Это я убил ее. Люди винили мою мать за то, что сделал со мной Роджер Блэр. Винили за вольный стиль воспитания. Но нельзя винить жертву. Виноват всегда похититель, убийца.
И вот теперь, как ни крути, убийца — я.
Ноэль не заслуживала смерти.
А потом была Ивонна Белзики, хотя я и не знал тогда ее имени. Это случилось здесь, на Дорранс-стрит. Мне нравилось в ней все — пальчики, ноги, все, — но это было другое, не то что с Хлоей. Глядя на нее, я видел только доброту и великодушие. Она улыбнулась мне, и ее улыбка оказалась заразительной. После смерти Ноэль я никому не смотрел прямо в глаза. Но на Ивонну посмотрел. И подумал: все могло бы быть лучше. Наши глаза сомкнулись, и мне бы следовало бежать, отвернуться, потому что сердце уже стучало так, как не стучало после смерти Ноэль. Да, я должен был бежать. Но вместо этого замер, как олень в свете фар. Впервые в жизни я слушал по-настоящему. Слушал и слышал происходящие во мне перемены, как будто Роджер перемонтировал внутри меня какую-то схему, добавил систему связи между моими эмоциями и невидимыми, выстреливающими из меня пулями.
Ивонна умерла даже быстрее, чем Ноэль.
Я пытался сдерживать себя. Гулять только по ночам, не допускать зрительного контакта, держаться подальше от прохожих. Иногда, поддавшись паранойе, я убеждаю себя, что за мной следят, и тогда сразу же иду домой, где я сам в безопасности и никому не угрожаю.
У меня есть план. Я не могу найти Роджера Блэра — никто не может, — но работаю над этим. Провожу исследования, сосредотачиваюсь на научной стороне явления, читаю о Блэре, других его экспериментах и о человеке, который сотрудничал с ним, докторе Теренсе Мини. Может быть, если понять, что и как он делал, то найдется и способ исправить. Наука сводит с ума, особенно химия с кодами, числами, калием и хлоридом.
Когда уравнения больше не воспринимаются, я отступаю от длинных тяжеловесных и неуклюжих слов в биографии и перехожу к длинным тяжеловесным и неуклюжим словам в книгах Лавкрафта. «Ктулху». «Некрономикон». В конце концов нельзя отрицать очевидное: я — чудовище. И, возможно, ключ ко всему в том, чтобы научиться укрощать эти силы. (Ненавижу это слово.) Я читаю о Лавкрафте, читаю письма, которые он писал друзьям, его рассказы, но это все круги, времена года, и, конечно, через несколько дней данвичской жизни я устаю. Возвращаюсь онлайн, к сайтам «Уайрд» и «Сайенс».
Проблема еще и в том, что тому, что я есть и что делаю, нет названия. Я не знаю, почему мама, папа и Хлоя только теряли сознание, тогда как Ноэль и Ивонна умерли. Моя романтическая половина полагает, что это имеет какое-то отношение к любви, но это глупо и никак не связано с наукой, с ревущим пламенем моих турбин, с нападением одного сердца на другое.
Провиденс — самое лучшее для меня место. Здесь много тихих, открытых улиц, и я расхаживаю по городу, как это делал Лавкрафт в свое время. Я хожу и задаю себе вопрос: где Роджер Блэр? Найти его — единственный способ решить загадку. В глубине души я понимаю это и признаю, что все мои исследования, чтения — пустая трата времени. Сознавать это неприятно. Иногда я думаю, что никогда его не найду, никогда не исправлю того, что он сделал со мной, и не смогу жить вот так, неся опасность миру уже тем только, что хожу по улицам.
Но проходит еще месяц, приезжают студенты, и я остаюсь в той же подвальной квартирке и на той же работе в службе доставки газет «Провиденс джорнэл баллетин». Снова и снова я убеждаюсь в том, что нет самого дна души, нет самого мрачного момента в жизни, но всегда есть другой, еще более мрачный момент. Ноэль умерла, потому что я разозлился на нее. Ивонна умерла, потому что я улыбнулся ей. Коди умер, потому что я расстроился из-за Кэррига и Хлои. Отчаянию, любопытству, ужасу оттого, что мои чувства смертоносны, нет конца.
Мои чувства имеют последствия для других людей. Это глупо, и это бесит, сводит с ума. Как будто само возникновение чувства есть что-то нежелательное, как будто чувства не есть весь смысл жизни — злиться на Ноэль, увлечься прекрасной девушкой в весенний день, как будто мы все не хотим жить в «Отеле разбитых сердец».
Помню, как Беверли рассказывала однажды о цикле насилия и заметила, что я не должен удивляться, если у меня появятся мысли причинить кому-то боль, что для жертвы естественно повторять такое поведение. Помню и то, с какой убежденностью ответил, что не испытываю ни малейшего желания навредить кому бы то ни было. А потом, волна за волной, накатили слезы.
Моему папе часто снились безумные сны. Мама жаловалась, мол, сны — это вроде тренировок, никто не хочет о них слышать. И вот теперь безумные сны снятся мне. Я вижу людей, которых убил, и пытаюсь спасти их, но в этих проклятых снах нет ключа. Роджер Блэр тоже там, но он не помогает мне. Не слушает, когда я кричу. Не идет навстречу и не объясняет, что сделал и как это остановить.
Пять человек и одна собака. Мертвы. Из-за меня.
Где же ты, Роджер Блэр?
Возможно, он проходит как Магнус Вилларс. И я понимаю, почему он стал Магнусом. Никто не желал слушать его идеи, и реализовать их он мог только под другим именем. Так же поступаю и я. С прежней жизнью, жизнью Джона Бронсона, покончено. Теперь у меня два имени: Тео Уорд и Питер Федер.
Тео Уорд (составлено из псевдонимов Лавкрафта — Льюис Теобальд и Уорд Филипс) — обычный чувак, снимающий квартирку в подвале, и доставщик газет в «Провиденс джорнэл баллетин». У меня есть почтовый ящик на имя Тео, но ничего особенного туда не попадает.
Все свои научные изыскания я провожу как Питер Федер. Имя дали два персонажа — Питер Паркер (Человек-паук) и Ленни Федер («Одноклассники 2»[31]). Имя я выбрал в первый же рабочий день. Я так устал, и место было такое непривычное. У меня даже матраса не оказалось. Я включил телевизор, оставшийся после того парня, что жил здесь раньше. Шли «Одноклассники 2». Я сидел на полу и хохотал. Серьезно. Никаких надгробий, никакого Лавкрафта, самые обычные туповатые шутки, пиво и прыжки в карьер. Никаких загадок, никакого неведомого.
У «Питера Федера» есть страница в «Фейсбуке», где он руководит группой защитников жертв. Люди принимают Питера за онлайнового охотника за головами, который не может обозначить свою физическую идентичность по причинам юридического характера. Я объясняю, что разыскиваю Роджера Блэра по поручению семьи Джона Бронсона (это не отъявленная ложь, поскольку я — Бронсон, Мальчик-из-подвала). Я получаю отклики от десятков людей, знавших Роджера и считающих, что видели его. У меня есть фотографии, свидетельства бывших студентов, подтверждающие, что в его присутствии испытывали дискомфорт.
И все же найти сукиного сына не удается.
Роджер Блэр — одиночка. Но даже такие, как он, должны кому-то доверяться. Роджер не был женат, а его ближайшим другом был, насколько я смог понять, глава биохимического отделения в университете Брауна, тот самый Мини. Я даже видел его один раз в полицейском участке. Когда начались поиски мистера Блэра, Мини попал в список подозреваемых, но его отпустили после проверки. Шакалис сказал, что глубоко копать не пришлось, поскольку именно Мини запретил Роджеру появляться на территории университетского кампуса. Помню, что его показывали в выпуске новостей: он стоял возле участка и только что не улыбался. Вы разрешаете взрослым находиться рядом с детьми в условиях минимального контроля и теперь указываете на меня? Не думаю, что Мини в сговоре с Роджером, но уверен — он что-то знает. В дружеских отношениях они были до самого конца. Люди, которые тебя знают, знают и твои места. Так же, как мы с Хлоей.
Роджер и Мини совместно занимались исследованиями. Несколько раз они участвовали в программе «Жизнь коварных растений» канала «Планета животных». Они рассказывали о биохимии, о таком растении, как повилика, паразите, высасывающем жизнь из других, чтобы жить самому. Интересуясь потенциалом энергии фотосинтеза[32] для человечества, они видели в этом растении потенциал силы и считали, что, возможно, когда-нибудь люди станут ближе к растениям, будут получать все необходимое от солнечного света и из почвы и сделаются частью экосистемы. Рассуждения Роджера сводились к тому, что с развитием технологий мы все меньше используем собственное тело, сужая его возможности до глаз и пальцев. В этом месте Мини громко стонал и поправлял своего партнера: «Он имеет в виду, что в других частях нашего тела больше неиспользуемой энергии».
Эти двое получили кучу грантовых денег, но, насколько я могу судить, так и не преуспели. Блэр «прославился» тем, что часто бросал один проект ради другого, и партнеры постоянно ссорились на почве исследовательской этики. Мой папа называл их парой Гарфанкелей[33] — оба курчавые и с высоким голосом, — но Мини выглядел более подготовленным к камере. Неудивительно, что он остался и с работой, и с влиянием. В эпизоде с наибольшим количеством просмотров Мини назвал коллегу садистом и предупредил ведущего, что однажды он кому-нибудь навредит. Роджер Блэр закатил глаза.
Люди, столкнувшиеся с психом, всегда с готовностью рассказывают свою историю. В их рассказах слышится гордость — они выжили. Каждый день я слушаю тех, кто знал Роджера, и все они говорят одно и то же: «Вам нужно найти Мини. Он знал Блэра лучше, чем кто-либо еще». Я звоню ежедневно. Представляюсь студентом, профессором, репортером, но ответ всегда одинаков.
Доктор Мини предлагает вам встретиться с ним в его офисе в рабочее время. В данный момент доктор Мини занят исследованиями. Доктор Мини не разговаривает с репортерами.
Не будь я опасен, я мог бы прийти к нему в офис. Я мог бы открыть карты и сказать: «Я — Джон Бронсон, тот парень, которого похитил Роджер Блэр, и я думаю, что доктор Мини поможет мне». Но я не доверяю ему. Достаточно посмотреть, как он обращался с Роджером, своим лучшим другом. И посмотрите на него сейчас — разговаривает с девушкой перед отелем «Дин», они выпивают, едят. Девушка — не его жена; спит ли он с ней — неизвестно, но он улыбается ей, кладет руку ей на локоть. Я слежу за ним каждый день, провожаю по пути до дома, где он целует жену, собаку. До него рукой подать. Я мог бы постучать в дверь, остановить его на выходе из спортзала, где он раз в две недели играет в сквош, тронуть за плечо.
Но я не могу сделать это, не рискуя убить его.
То, что могу, я делаю каждый вечер в этот час. Я забираю газеты и выхожу на свою смену. Мой любимый район — Хоуп-стрит. Здесь, в старом викторианском особняке, живет девушка. Крейн Запятая Флори. Так пишут в документах: Крейн, Флори. На бампере ее машины наклеены стикеры: ПУСТЬ ПРОВИДЕНС ОСТАЕТСЯ ПАРАНОРМАЛЬНЫМ; ОБНИМАЙТЕСЬ, НЕ РУГАЙТЕСЬ. Выглядит это так, словно через свой маленький красный седан она пытается говорить с миром, надеясь, что кто-то просигналит в ответ.
Раньше я с ней не встречался, но на прошлое Рождество она дала мне пару перчаток, пальцы которых изготовлены из особого материала, позволяющего набирать текст.
Чтобы вы могли оставаться на связи,
Чтобы мы могли держаться вместе.
Счастливого Рождества, Тео.
Карточку я сохранил. Она у меня на холодильнике. Большинство людей ничего мне не дают. Когда идет дождь, я кладу ее газеты в двойной пакет. И использую два проволочных замочка.
После окончания смены я паркуюсь у химического корпуса Университета Брауна. Мини идет по улице со своей термокружкой, и я не вижу, как он входит в здание, но потом он появляется в своем окне на втором этаже, встает к стоячему столу, вытягивает руки над головой и начинает рабочий день, неизменно игнорируя меня. И все же я не оставляю попыток.
Отвечает его ассистентка, Пэтти. Она новенькая, но мы уже достигли некоторого взаимопонимания. Когда я здороваюсь, она картинно вздыхает:
— Питер, вы же знаете, что я вам скажу.
— У меня хорошее предчувствие, Пэтти. И мне нужны лишь две минутки.
Она переводит меня на ожидание и идет к Мини, который только отмахивается от нее.
— У него собрание, — говорит Пэтти и, понизив голос, спрашивает, когда я возвращаюсь из Стокгольма. Я уже забыл, что сказал ей, будто провожу этот семестр за границей. Это мое объяснение, почему я не могу наведаться лично. Солнце припекает, и улица вокруг меня наполняется студентами.
— Пэтти. — Я добавляю просительную нотку. — Я не репортер. Я студент, изучаю психологию. И еще защитник жертв. Мы всего лишь хотим задать ему несколько простых вопросов.
— Знаю. И говорю вам, Мини готов помочь, если вы к нему придете. Публично он о Роджере не говорит, но мы все знаем, как он к нему относится. И я уверена, что он согласится. — Она вздыхает. — Вы ведь понимаете, Питер, такой уж он человек. С ним нужно говорить лицом к лицу.
Возвращаюсь домой и вижу перед дверью пакет. Я спускаюсь к себе по ступенькам и разворачиваю упаковку. В коробке заказ, о котором я забыл. Это бейсболка с вышитой надписью «Я — Провидение». Такая же надпись на надгробии Лавкрафта[34].
Надеваю бейсболку.