Прошлая настоящая жизнь
Часть 8 из 36 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
На репетиции записали все на магнитофон, чтобы прослушать и, если надо, исправить ошибки. Из допотопного даже для этих времен магнитофона «Яуза» (это все, чем могли оснастить кабинет английского языка в обычной школе безо всякого уклона) доносились два голоса – один Наташкин, а другой – чей? Лида сразу не сообразила, что это ее текст. Только вот кто его читает? «Ба, да это мой детский голос!» Лиде оказалось проще, она-то в прошлой жизни свой голос в записи частенько слышала, а вот реакция Наташки – недоумение и шок. Лидин голос она узнает, а от своего открещивается.
– Это не может быть моим голосом, он совершенно не похож, фу, какой противный!
Лида знала по опыту, что с этим нужно просто смириться и принять как данность. Наташе сложнее, она сейчас испытывала нешуточный культурный шок.
Нина Ивановна стояла и посмеивалась над ними.
– Девочки, соберитесь, давайте запишем последнее и по домам.
– У микрофонов были ученицы 7-го класса «В» Малинкина Наташа…
– И Симагина Лида. До новых встреч, друзья.
Хорошо, что первая передача пойдет в эфир в записи; плохо, что Нина Ивановна уверена, что будут и следующие передачи, – уж больно много времени они отнимают. Но придется терпеть – для кружка юных журналистов опыт радиовыступлений пригодится.
…Ирка узнала, что никаких архивов в здании заводоуправления нет, а Витька придумал, как выманить комсорга из кабинета на пару-тройку часов.
– Отправим его в городской комитет ВЛКСМ, например, в кабинет номер 3 к 15:30 такого-то числа. Он потолкается там, решит, что это какая-то накладка, и, может, уже не станет возвращаться. Но даже если вернется, мы вполне успеем все обследовать.
– А как ты собираешься сообщить ему о несуществующей встрече?
– Надо подумать.
– Я могу по местному радио объявление дать, у меня есть опыт радиовыступлений. – Тут Лида, давясь от смеха, противным голосом прогнусавила: «Внимание-внимание, комсорга завода вызывают в городской комитет…»
– Лид, а более реальные предложения есть?
– Можно записку левой рукой написать. – Ира смутилась, когда Лида с Витькой повернули к ней лица с одинаково приподнятыми бровками-домиками.
– Нет, здесь не писать, а печатать надо. У меня же и машинка есть, только я никогда на ней не печатал.
– Эх, что бы вы без меня делали! Снимай чехол.
Они сидели в Витькиной комнате, где на письменном столе стояла портативная «Москва». В прошлой жизни в старших классах в учебно-производственном комбинате Лида занималась в группе машинописи и делопроизводства, так что печатала она всю свою сознательную жизнь слепым методом. Но пишущая машинка, да к тому же механическая, – это вам не клавиатура компьютера. Пока не приноровилась, испортила несколько листов, сломала несколько ногтей и до красноты отбила подушечки пальцев. И Витька, и Ирка, конечно, тоже порезвились за машинкой, печатая «Витя и Ира были здесь». Но через час записка была готова, все честь по чести. Вот только не смутит ли получателя то, что отпечатано на простом листе, а не на бланке? Оставалось надеяться, что он не обратит на это внимания.
Расставшись с друзьями, Лида побежала в парикмахерскую. Работали четыре мастера, очередь в зале ожидания всего пять человек, большая удача – уже через час-полтора был шанс сесть в кресло. А вот в мужской зал был аншлаг – видимо, мужчины торопились к 23 февраля стать не только мужественными, но и вызвать к себе дополнительный интерес ухоженной внешностью; еще и побреются двадцать третьего с утра обязательно, и все, никаких маникюров, никаких соляриев – про метросексуалов в эти времена не слыхивали. Лида заняла очередь в женский зал и, чтобы не сидеть без дела, сбегала в хозяйственный магазин на перекресток, вдруг какой дефицит выкинули?
…Вечером, когда Лида с мамой вернулись домой, папа сидел с паяльником над новым приемником, который он собирал уже не одну неделю. Папа у Лиды был большой радиолюбитель, сколько «мыльниц» он собрал для себя, дедушки и других родственников! Про этот транзистор Лида помнила, что это будет не «мыльница», а большой радиоприемник, папа пытался на нем слушать вражеские немецкие голоса. «Голос Америки» и «Би-би-си» постоянно глушили, а вот «Немецкую волну» эта напасть почему-то часто миновала.
В большой комнате было накурено так, что сизый дым был осязаемо плотным и слоями висел в воздухе.
– Хоть топор вешай! – воскликнула мама в сердцах. – Леня, имей совесть! Я каждый месяц тюль стираю, думаю, от чего это он так желтеет.
– Желтеет он оттого, что дом на оживленной дороге стоит, – парировал папа.
Такие пикировки Лида слышала постоянно. Мама безуспешно пыталась хоть как-то уменьшить количество выкуриваемых папой сигарет, болгарских, без фильтра, «Слънце», солнце то бишь. А дом их стоял на Ставропольской улице, действительно очень оживленной, в то время эта улица была едва ли не единственной, которая напрямую вела из Люблино к окружной. А еще по дороге к МКАД был военный городок, там располагалось училище кремлевских курсантов и замечательно снабжаемый универмаг. Во время подготовки к военным парадам на Красной площади из этого училища мимо их окон по ночам шли колонны армейской техники. Утром родители рассказывали, как от грохота танков и прочих БТР дрожали стекла и звенел хрусталь в серванте, а Лида спала. В детстве она очень крепко спала. И сейчас, в своей новой жизни, Лида снова спит, хоть из пушки пали, как дразнила ее мама.
Папа был увлечен, но все равно оторвался, чтобы посмотреть, как подстригли дочку. В прошлой жизни в этом возрасте Лида всегда была подстрижена очень коротко, мама считала это практичным. Сейчас же на ней красовалась одна из самых модных стрижек того времени, «под пажа». Весь вечер Лида бегала к зеркалу в коридор, то есть в прихожую, чтобы полюбоваться собой, ей нравилось, она казалась себе уже совсем взрослой…
На следующий день после уроков Лида поехала на Красную площадь сделать фото для школьной стенгазеты – поздравления с 23 февраля. Сняла памятник Минину и Пожарскому со спины на фоне кремлевской стены и красного флага. Так сказать, история защиты отечества с древних времен до наших дней.
Эту фотографию поместили в стенгазете, Лиде пришлось поучаствовать, наклеивать на почетное центральное место. Еще один плюсик в ее журналистское будущее, и участие в выпуске школьных стенгазет при поступлении пригодится…
Конкурс патриотической песни приурочили к 23 февраля. Их трио стояло за кулисами, Лида смотрела в щелочку штор на переполненный зал. Когда объявили их выступление, вышла вместе со всеми на негнущихся от волнения ногах на сцену и думала, что не сможет выдавить из себя ни одного звука – в горле от волнения скребло, пришлось деликатно прокашляться. Витька заиграл вступление… Пришла в себя Лида только когда зал взорвался аплодисментами. Оказывается, они уже спели, и спели здорово! И заняли второе место («Ха, мне обещали, что ничего не повторится, а место снова второе»), не сумев переплюнуть только 8-й класс «А» с их музыкально-литературной композицией по «Малой земле» Брежнева…
Витька подошел к ним в раздевалке перед первым уроком и с заговорщицким видом сказал только одно слово: «Сегодня». Сразу после уроков, побросав портфели у Лиды дома, они поехали на ЛЛМЗ; на шестьдесят третьем троллейбусе – всего пять остановок.
Лида до сих пор не привыкла, что на наземном транспорте нет турникетов и валидаторов и что нужно всегда заботиться, есть ли у тебя деньги на билетик. Если набилось много народа, попросить соседа: «Передайте на билетик, пожалуйста» или самому опустить пятачок (если в автобусе), четыре (если в троллейбусе) или три копейки (если в трамвае) в билетную кассу, покрутить колесико сбоку, отмотать и оторвать билетик. А если пятачка нет, то подождать следующего пассажира, успеть крикнуть «Не опускайте, пожалуйста!», взять у него пятачок и опустить в кассу свой гривенник…
В заводоуправление прошли без задержек, вахтеры уже хорошо знали Витю и сразу пропустили. На втором этаже в коридоре никого не было, Витька уверенным шагом пошел к кабинету комсорга и решительно дернул дверь. Не заперто! Значит, Осадчий планирует вернуться на работу, времени терять было нельзя.
В кабинете Лида как-то оробела, не отпускало ощущение, что они воришки какие-то. Немного давила номенклатурная помпезность – деревянные панели на стенах, ковровая дорожка, огромный стол с тройкой телефонов, портрет Брежнева на стене. Но Витька совершенно не комплексовал, энергично прошел к внутренней двери, которая, судя по всему, вела в смежное помещение. Прижался ухом, послушал, и Лида с Ирой тоже приложились к холодной деревяшке. Действительно, из-за двери слышался какой-то звук, то ли шуршание, то ли шелест и легкое гудение какого-то аппарата. Даже особо ни на что не надеясь, Витя потянул дверь на себя. А она вдруг свободно поддалась. И открыла вид на очень интересное зрелище.
Всю небольшую, метров восемь-девять, комнату занимали магнитофоны, большие катушечные «Юпитеры», и на всех крутились катушки, или, по-модному, бобины. Звука не было, а был слышен только шелест пленки и гудение магнитофонов. Лида даже не знала, что она тут рассчитывала увидеть, но от этой картины остолбенела. Как-то мало это было похоже на машину времени, да и Василича с его таинственным собеседником там не оказалось. Но кто-то все-таки в комнате обитал, и это на его простуженное сопение все дружно повернули голову. В дверях стоял какой-то бесцветный, с длинными волосами, светлыми глазами парень неопределенного возраста, может, лет двадцати— двадцати пяти, и ошарашенно смотрел на них. С не меньшим изумлением друзья таращились на него. Парень был им незнаком, хотя точно утверждать никто бы не взялся, так как лицо его было совершенно невыразительным и «типическим-типическим», такие лица забываешь, едва от них отвернешься.
Первым опомнился Витя и взял инициативу в свои руки:
– Ты кто такой?
– Петр, – просипел парень, но тут же пошел в контратаку. – А вы кто такие?
– Петенька, представьтесь-ка по полной! – В голосе Витьки сначала елей, потом металл.
– Какой я вам Петенька? – Кажется, он уже пришел в себя после неожиданного появления этих наглых подростков. – Для вас, малявки, я Петр Васильевич!..
Вот черт! Да это они! Надо же, какая встреча. На ловца, как говорится. А они не слишком сильно изменились, узнать вполне можно. И молодые они гораздо симпатичнее пенсионеров, особенно вот эта, темненькая… Вся троица в сборе, все произошло именно так, как я и предполагал. Вот только теперь из-за них меня с этой работы попрут, и Игорю такой бизнес перспективный из-за них придется похерить…
Глава 2
…Что-то не складывается, не тянет этот Петр на Василича, которого, конечно, никто не видел, но вот голос… Лида была уверена, что узнала бы голос Василича из тысячи. И это был не его голос. Она вопросительно оглянулась на Витю, он отрицательно покачал головой – нет, не тот. Да к тому же он почему-то не кричит возмущенно, а приглушенно шипит.
– А ну давайте отсюда! Что вам здесь надо? – шептал он, но, похоже, сдавать их он не собирался. – На минутку отлучиться нельзя, тут же залезли в чужой кабинет. Проваливайте!
– Что у вас с голосом, простыли? – В голосе Лиды – ни капли сочувствия, только ядовитая издевка. – Может, помочь вам позвать кого-нибудь на помощь, чтобы нас из кабинета вывели? Или вы стесняетесь, потому что своему кабинету не хозяин?
– Что за чушь ты несешь?
Лида пропустила «тыкание» мимо ушей, некогда воспитывать всяких там недорослей, а потом опомнилась – я же действительно малявка, с подростками на «вы» только интеллигентные взрослые из «бывших» разговаривают или когда уму-разуму учат, а этот сам недавно из подросткового возраста вышел. Но не пропустила пристального заинтересованного взгляда, которым этот Петр Васильевич смерил ее с ног до головы. «Хватит пялиться, дырку на мне протрешь. Надо заканчивать и „колоть“ его, пока горячо».
– Тогда объясните, уважаемый Петр Васильевич, что это за коммерческое предприятие у вас в кабинете? Подпольная студия звукозаписи? Под прикрытием комсомольского лидера?
Кажется, не бровь, а в глаз! Недо-Василич смутился, взгляд заметался от двери к магнитофонам, от магнитофонов на Лиду; он оглянулся назад, ища поддержки в кабинете комсорга.
– Нет, поддерживать тебя никто не будет, сам пойдешь. – Лида была горда собой, еще бы, так быстро разоблачить извлекателей нетрудовых доходов.
– Куда пойду?
– К заместителю начальника завода товарищу Павловскому, – очень вовремя выручил ее Витька. – Сидеть здесь и ждать.
Витя помчался в кабинет отца. Эдуарду Сергеевичу хватило пары минут, чтобы въехать в проблему. Он вызвал поверженного злодея на ковер, куда его, вырывающегося, привел Витька. Разговор их проходил с глазу на глаз, Витьку из кабинета попросили. В высоком кабинете, не ломая комедию, Петр сразу во всем признался. Да, это была именно подпольная звукозаписывающая студия, оснащенная магнитофонами, которые Игорь Осадчий, как комсорг завода, получил для подшефных школ района, но передавать не торопился. Он пригласил на роль звукорежиссера Петра Ламанова, лаборанта центральной заводской лаборатории, который, почуяв немалые доходы, согласился поучаствовать в преступном сговоре. Осадчий обеспечил фонотеку, искал заказчиков и отвечал за финансы.
– Я, да, крутил бобины, но и только! – валил Петенька все на комсорга.
Когда Осадчий вернулся из горкома комсомола, его участь уже была решена…
Всех денег не заработаешь, но никто мне этого и не обещал. Ладно, пока я здесь на заводе работаю, кстати, не поперли бы и из лаборатории, «там» на книжку капает. А вообще-то без куска хлеба не останусь: хлеб – зарплата на заводе, на масло заработаю гонорарами у Новикова, а икру да осетрину поверх бутерброда мне положит и ко рту поднесет мой новый-старый американский друг.
– Это все, конечно, здорово. Мы – герои, правда, невидимого фронта, ведь сор из избы выносить никто не будет, не напрасно с нас потребовали никому не рассказывать обо всем произошедшем. Да, это все здорово. Но наше расследование провалилось, машины мы так и не нашли. А так все хорошо начиналось. – Витька выглядел очень огорченным.
– Не вешать нос…
– Гардемарины, – продолжила Ирка.
– Я хочу напомнить, что заводоуправление еще стоит, а значит, будем искать дальше.
– Да я там уже все облазил, обсмотрел, обслушал и обнюхал! Нет там больше ничего подозрительного, ну нет! От слова «абсолютно».
– Верю, что нет. Но должно быть, – задумалась Лида. – Или мы пока ничего не нашли. А может, это означает, что ПОКА там ничего и нет. 20 апреля 2020 года в 15:00 было, а 28 февраля 1978 года в 17:30 пока нет! Появится обязательно, но позже.
– Вот это теория! Лидочка, я когда последний раз говорил тебе, что ты гений? А тебе, Иришка, я когда последний раз говорил, что ты прелесть? – добавил он, заметив, как изменилась в лице Ирка от ревности.
На сем решили временно приостановить поиски в заводоуправлении. Поручили Вите держать руку на пульсе, и если что…
И поскольку их встреча закончилась, Лида, правда без особого настроения, пошла на занятие в изостудию в Дом культуры имени Третьего Интернационала. В прошлой жизни она бегала туда на хор, и ее первая любовь настигла ее именно там, в образе длинного нескладного лопоухого мальчишки с красивым и сильным сопрано. Удивительно, что сейчас Лида вспоминала о нем только как о прошлом, а ведь он учился в их школе, тот самый Мишка из девятого, который пел «Вечерний звон» на английском. Но ничего не повторялось в новой жизни, влюбленности в Мишку у Лиды не возникло… А сейчас вот уже несколько месяцев она с удовольствием ходила в Третий, как коротко его все называли, в изостудию. Прогресс в рисовании у нее явно был, по крайней мере по сравнению с прошлой жизнью.
Сегодня Лида пришла рисовать, но была не в настроении, никак не могла забыть неприятную историю в кабинете комсорга и сон из головы выкинуть, и ну надо же такому присниться, хоть бы дали до конца досмотреть, как они нашли машину времени, как назад вернулись… Марк Маратович, преподаватель, не стал заставлять. Сказал: «Вот гипсовая маска, отрешись от всего и попробуй придать этой маске черты твоей проблемы, того, что тебя угнетает». Психотерапевт доморощенный… Но почему бы не попробовать, подумала Лида. Где-то через час она стряхнула с себя отрешенное оцепенение, потому что не могла больше выносить гудение в голове, опять это гудение! Она взглянула на рисунок и удивилась, потому что маска имела вполне живые человеческие черты, хотя она старалась нарисовать не человека, а только… голос. Голос, который показался ей знакомым. Голос Василича. Мужчину на рисунке Лида не знала, да и что за глупость, не может он быть реальным человеком, она же рисовала химеру. Но Марк Маратович в конце занятий подошел, взглянул на результат и, накручивая седую, «соль с перцем», бороду на мастихин, задумчиво проговорил: «Определенно кого-то он мне напоминает…»
Лида показала своим друзьям рисунок и рассказала историю его появления.
– Так кого напомнил этот портрет твоему художнику? – Ира откинулась от листка. – Мне он вроде незнаком, не пойму, мне трудно по рисунку определить.