Прошлая настоящая жизнь
Часть 11 из 36 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Глава 4
Марк Маратович назначил дату выездного пленэра. Мама сказала, что сама поговорит с папой, он всегда очень переживал за дочь и не любил отпускать ее одну. Лида объяснила, что дача находится в ближнем Подмосковье, что добираться туда очень удобно, что едут шесть человек, седьмым будет Витька, но это уже лишняя информация; что преподаватель поедет и вернется с ними, что им нужно будет взять с собой только бутерброды, а картошки на обед наварит его жена; что этюдник для этой поездки покупать не надо, Дом культуры закупил несколько для изостудии и Марк Маратович выдаст их на поездку; что это такая редкая возможность и что ее упускать никак нельзя… 14 мая в восемь утра на железнодорожной платформе Люблино наблюдалась колоритная компания – импозантный седовласый мужчина солидных лет и стайка мальчиков и девочек школьного возраста. Кто с сумкой, кто с рюкзаком, кто с портфелем, но каждый еще и с этюдником. Люди на платформе бросали на компанию заинтересованные взгляды, а школьники – конечно, это была Лида с товарищами из изостудии – чувствовали себя настоящими художниками.
На подступах к платформе Лиду поджидало настоящее искушение, но невероятным усилием воли она с ним справилась. Перед станцией торговали цыганки – блестящими шариками из разноцветной фольги на резинке, карамельными петушками на палочке и много еще какой ерундой. Ребята накупили этих петушков, но Лиде мама никогда не разрешала их есть, говорила, мало ли что туда намешали, да и ты не знаешь, кто и какими руками это делал! В прошлой жизни Лида обижалась на маму, а вот сейчас поняла, что совершенно с ней согласна. Так что вместо петушка Лида развернула конфетку «Взлетные», дефицит, не часто найдешь их на полках магазинов, но тетя Лера достала по случаю и угостила крестницу.
В электричке Лида села на жесткое деревянное сиденье, собранное из отдельных узких реек – да, таких вагонов она не видела уже много лет. «Хорошо, что ехать не долго, попа отвалиться не успеет». Только расселись, соседи по вагону стали свидетелями небольшой сценки «Ах, какая неожиданная встреча!» – автор и исполнитель Виктор Павловский. В итоге он присоединился к компании, кто бы сомневался, в дороге вел светский разговор с Марком Маратовичем, сыграл в дурачка с мальчишками на чьем-то этюднике и, когда они сошли в Щербинке, был уже свой в доску парень.
– Классный костюм! Где взяла?
Лида снисходительно ухмыльнулась:
– Где взяла – там уже нет. И никогда не было. Существует в единственном экземпляре.
– Ты не шутишь? Это самострок? Сама, что ли?
– Конечно, я же не знала, что у Ирки клад чеков. Тогда бы не шила, а купила себе фирменный. Как ты думаешь, почем бы она мне продала чеки?
– Вообще не продала бы. Побоялась конкуренции. Она должна быть самая стильная и самая модная. А ты ей дорогу перебегаешь. Это даже хорошо, что она твой костюм не видела, жалко девочку, дурное настроение было бы ей обеспечено.
– Что же ты не можешь своей девушке самооценку поднять! Запоминай слова: «Ты, душечка, во всех нарядах хороша».
Шли и балагурили. Дошли до дачи минут за двадцать. По прохладе такого дивного весеннего утра можно было и час, и два идти, не устанешь. Бросили сумки на веранде, покинули участок и пошли по тропинке гуськом за преподавателем. Тропинка вывела к заросшему прудику. Юные художники разбрелись, выбирая самые выгодные позиции.
Лида пристроилась с этюдником напротив старых полусгнивших мостков, и ей все казалось, что здесь же, где-то рядом, сидит за этюдником сам Поленов. Марк Маратович уже не единожды водил своих студентов в Третьяковку, где в зале живописи второй половины XIX века Лида подолгу стояла у картины Поленова «Заросший пруд». И хотя Марк Маратович привел их к обычному пожарному пруду дачного кооператива, который давно не приводил в порядок ответственный за противопожарную безопасность, место это оказалось живописным и романтичным. Лида работала не отрываясь от этюдника, и еще бы работала, но их позвали обедать.
После обеда кто-то уехал, кто-то вернулся за этюдник, а Лиду и увязавшегося за ней Витьку Марк Маратович пригласил навестить соседа, того самого изобретателя-фантаста.
На соседний участок они прошли напрямую через неприметную калитку в конце забора. Шли мимо отцветающих яблонь по ковру из бело-розовых лепестков, мимо гудящих кустов смородины, на которых хлопотали трудяги-шмели. Наконец тропинка вывела их к двухэтажному дому в подмосковном стародачном стиле.
– Он наверняка здесь.
Марк Маратович постучал в дверь и крикнул:
– Василий Иванович!
Лида с Витькой переглянулись. Вдруг этот Василий окажется отцом человеку, кого через сорок три года неизвестный будет фамильярно называть Василичем.
Дверь открылась. Друзья подались вперед, но на пороге никого не было. Марк Маратович зачем-то наклонился и заговорил:
– Ах ты, разбойник! Вышел встречать? Рад? Вижу-вижу, что рад. Я тоже скучал.
Тут только они заметили, что из дверей вышел черный кот. На кота Бегемота он не тянул, хотя тоже был вполне упитан. Но самыми выдающимися, в прямом и переносном смысле, у этого кота были щеки. Это были щеки не кота, но хомяка, огромного такого хомячищи, причем не пустые, а плотно набитые запасами. Кот урчал и терся о ноги художника, а тот гладил кота и чесал его за ушками и за щечками.
– Как вы уже поняли, это не Василий Иванович, а пока только Хомяк. Или, по-домашнему, Хома. Хома, где твой хозяин?
Кот, словно поняв, о ком его спрашивают, обернулся вглубь дома. И тотчас оттуда послышался голос:
– Марк, ты что стоишь на пороге? Тебя Хома дальше не пускает?
Лида с Витькой снова подались вперед. Но никто не вышел, а голос продолжал:
– Если ты просто проходил мимо, то проходи, я не обижусь, мне некогда.
– Нет, Вась, найди для меня минут десять.
Напряженное молчание. И потом, словно нехотя, Василий Иванович согласился:
– Пять! Только подожди секундочку, осталось всего два деления.
Марк Маратович подмигнул ребятам:
– Ну что я вам говорил, все изобретает и исследует. Увлеченный человек!
Наконец послышались шаги, но в третий раз подаваться вперед Лида с Витькой уже не стали – глупо, а вдруг это снова не он… И ошиблись. Совершенно неожиданно в проеме двери возник человек, взглянув на которого Лида поняла – это его портрет лежал у нее в голубой самолично связанной сумке. Портрет в молодости. Да и сейчас он был не стар, наверное, нет и пятидесяти; подумаешь, плешь проглядывает, брюшко, а так вообще приятный дядька. Только выражение лица у оригинала сильно отличалось от портрета – досадливое и раздраженное, сразу было понятно, что его отвлекли от чего-то суперинтересного.
– Хома, да у нас не один гость, а целая куча гостей! – В голосе сарказм, который скрыть не получилось. А может, он и не пытался?
Неужели Хома человеческую речь понимает? Кот тут же оставил в покое ноги Марка Маратовича и переключился на гостей. Лидины ноги ему понравились больше. Она присела и погладила кота. Рядом присел Витька. Они обменялись взглядами: Он? Он! Марк Маратович заметил эти переглядки.
– Вась, а ведь я к тебе без интересной информации не пришел бы и отрывать от твоих делений не стал бы. Познакомься, вот Лида, она только с виду простая школьница, а на самом деле… Вы раньше не были знакомы?
Василий Иванович пробежал взглядом сначала по Вите, потом остановился на Лиде.
– Нет, а должны были? – Все это его не слишком увлекало.
– Тогда как ты объяснишь, что Лида нарисовала твой портрет? – Марк Маратович кивнул на Лидину сумку, она достала рисунок. И Василий Иванович, взглянув на него, пробормотал непонятное:
– Как такое возможно? Ведь уже полгода… Или все же я?..
Ох ты ж… Чуть не напоролся. Вот бы встреча получилась! Конечно, ничего страшного: ну, работал там, теперь работаю здесь. Но лучше поменьше светиться, это же я за ними приглядываю, а не они за мной. Ни к чему лишним подозрениям возникать, а то уж больно головки у них светлые и все светлее становятся.
…Все сидели за столом, который лучше назвать верстаком, столько на нем было навалено всего того, чему не место на чайном столике, и пили чай по-быстрому, как сказал хозяин.
– Ты узнал себя? – Художник заметил, но никак не мог понять причины замешательства, в котором до сих пор пребывал ученый.
– Да, сходство, безусловно, есть. – Василий Иванович повернулся к нам, демонстрируя мужественный подбородок с ямочкой посередине. – Прости, деточка, но я до сих пор не могу понять и поверить, что такое возможно. Как можно рисовать голос. И откуда вы могли слышать мой голос? И вы уверены, что слышали именно мой голос?
– Не уверена. Вот сейчас я вас слушаю, и мне кажется, что я слышала другой голос. Но портрет-то получился ваш! Я когда его рисовала, было ощущение, что я через годы, через время к вам тянусь. Загадка мироздания, – улыбнулась Лида. – Поможете разгадать?
– Согласен, очень интересная загадка, но у меня сейчас совсем нет времени. Вы простите, но я не могу больше уделить вам внимания… – Ученый встал, давая понять, что пора бы и честь знать.
– Но у вас найдется несколько минут, чтобы показать нам, чем вы сейчас заняты?
Не-Чапаев бросил укоризненный взгляд на соседа по даче, мол, что за прилипалу ты привел.
– Деточка, у меня действительно больше нет времени. Эксперимент пришлось на паузу поставить из-за вас, мой ассистент, наверное, уже паникует.
– Ну, хоть одним глазком!
– А чего вы там не видали? Только быстро!
Василий Иванович досадливо схватил Лиду за руку и потащил в смежную комнату, которая оказалась гибридом лаборатории, конструкторского бюро, испытательного полигона и невесть чего еще. Витька в один мощный скачок догнал их в дверях, успев выхватить из бумажного кулька еще один бублик, с которыми они пили чай.
Василий Иванович оказался прав – чего они там не видели! Да ничего не видели, только спина помощника промелькнула. Лида представляла, что увидит огромную машину времени на всю комнату, которая будет похожа на машину изобретателя Тимофеева, Шурика, из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Но то, что стояло в лаборатории, скорее было похоже на обложку к роману Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», по крайней мере, Лида в свое время читала книгу именно с такими иллюстрациями – нечто похожее на крупнокалиберный пулемет на турели, испускающее зеленые лучи. Но «гиперболоид» не-Чапаева ничего не излучал. Василий Иванович, все больше увлекаясь, пустился в объяснения. Но из его сложно-научных объяснений ребята так и не поняли, готов ли аппарат к работе и вообще машина времени это или нет.
– Василий Иванович, можно я сфотографирую вас рядом с вашим аппаратом? Я работаю над циклом фотографий «Человек на своем месте», – врала вдохновенно Лида, выставляя выдержку и диафрагму. «И совсем я не вру, у меня же есть папа, бабушка и лошадь, то есть фото папы у кульмана, бабушки с дымарем около ульев и колхозника с лошадью на пашне, а еще простой рабочий театральной сцены». – Это была бы удача – сделать фотографию такого человека, как вы, я еще никогда не была знакома с ученым или изобретателем.
Лида заискивающе заглянула ему в глаза и увидела, что его терпение и гостеприимство закончились.
– Я сделаю всего несколько фото, больше не просите, не могу, и только очень быстро, а то нам пора уходить.
Бедный исследователь вроде бы ничего и не просил, но парадоксальное Лидино заявление сбило его с толку. Он понял, что чем скорее получит его согласие эта прилипала, тем быстрее он освободится. Поэтому в итоге Лида нащелкала несколько фото – и крупным, и средним, и дальним планом. Потом дома с Витькой они рассмотрят обстановочку его лаборатории получше, вдруг да увидят признаки работы машины времени, мало ли что там утверждал Василий Иванович.
…Папа долго и внимательно рассматривал Лидин этюд заросшего пруда. Ей показалось, даже слишком долго. А потом сказал:
– А ты знаешь, какой тяжелый хлеб у художников? Как мало известных; еще меньше по-настоящему талантливых; сколько непризнанных; и как много не сумевших пробиться и прозябающих, подрабатывая рисованием афиш в кинотеатрах!
Лида хлопала круглыми от недоумения глазами и переводила взгляд с папы на этюд и обратно.
– Почему ты со мной об этом заговорил?
– Потому что твой рисунок очень хорош. Очень. И мне от этого неуютно. Я бы не хотел, чтобы ты выбрала этот путь.
Вот это да! В прошлой жизни папа никогда не вел с Лидой таких разговоров. «Изменилась я, меняются обстоятельства, меняются человеческие отношения?»
– Я думаю, что ты можешь быть спокоен, папа. Я точно не собираюсь становиться художником. И потом, если я стою и с интересом наблюдаю из-за твоей спины, как ты паяешь свои транзисторы, это ведь еще не означает, что я стану радионаладчиком. Или вот я фотографией занимаюсь, у меня получается, и мне это нравится, но профессия фотограф? Не уверена.
Папа посмотрел на дочь с интересом. Удовлетворенно хмыкнул что-то себе под нос.
– Чего-чего, я не расслышала, пап!
– Уроки все выучила?..
Фото из нечапаевской лаборатории они проявляли и печатали вместе с Витькой и с Иркой, конечно, разве она отпустила бы Витьку посидеть с кем-то в темной ванной? Еще мокрый снимок разложили на столе и стали разглядывать. Витька с большой лупой в руке, которую он принес из дома, был похож на детектива, да, собственно, им он сейчас и являлся. Изучал фото он долго, но в результате разочарованно откинулся на стуле – ничего подозрительного.
– Итак, что мы имеем? – вопросил он глубокомысленно.