Процесс Жиля де Рэ
Часть 9 из 41 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
3) Жанна, вдова Эмери Эделена, а прежде — жена Жана Бонно, жалуется на исчезновение своего сына, живущего с ее матерью напротив замка Машкуль. Это был «очень красивый, белокурый, способный ребенок», восьмилетиий школьник.
Процесс проходил приблизительно через восемь лет после его внезапного исчезновения, которое произошло за две недели до похищения сына Масе Сорена и после пропажи детей Жана Жедона и Жанно Руссен. Масе Сорен и его жена свидетельствуют о том, что с тех пор этого ребенка никто не видел (сс. 270–171).
4) Исчезновение сына Масе Сорена не удостоверено самим отцом, который, однако, вместе с женой дает показания по делу о пропаже детей вдовы Эмери Эделена, Жанно Руссен, Жана Жедона (который, видимо, по недоразумению, назван Гийомом Жедоном) и Александра Шателье. В документах, не дошедших до нас полностью, очевидно, существует пробел, поскольку сама Жанна, вдова Эмери Эделена, уточняет, что через две недели после исчезновения ребенка Масе Сорена исчезает, в свою очередь, и ее собственный ребенок; это наиболее достоверные данные, которые для нас важнее всего. Однако здесь есть некая странность. Масе Сорен и его жена указывают на то, что ребенок Жанны, вдовы Эделена, не был сыном «помянутого Сорена». В любом случае, здесь перед нами, по-видимому, лакуна, а значит, понять причины этих странностей невозможно (с. 268, 270–272).
5) Исчезновение ребенка Александра Шателье (с. 268, 270) засвидетельствовано Андре Барбом, Гийомом Илере и его женой, наконец Масе Сореном с женой. Нам известно, что он пропал «приблизительно в то же время», когда исчез и ребенок вдовы Эделена, за две недели до пропажи ребенка Масе Сорена.
Из этих первых пяти свидетельств, данных спустя восемь лет, видно, какое серьезное беспокойство последовало за серией похищений, — столь серьезное, что по прошествии восьми лет семь человек в деталях вспоминают случившееся. Впрочем, в Машкуле через некоторое время после этих событий о них едва осмеливались говорить, в страхе перед людьми из капеллы сира де Рэ или другими его подчиненными, по словам сапожника Андре Барба (с. 268); жители Машкуля боялись, что если жалобы станут известны, их бросят в темницу или как-то иначе накажут. Но в краю Рэ тотчас же возникло недовольство. Поэтому Жиль де Сийе даже вынужден придумать легенду: детей увели в качестве заложников в обмен на его брата Мишеля, плененного англичанами; англичане якобы потребовали определенное количество мальчиков, чтобы сделать из них пажей (сс. 271–272). Однако довольно быстро, когда ложь была разоблачена, рты затыкает страх, и лишь на суде языки развязываются. А во время процесса, восемь лет спустя, все свидетельства согласуются между собой. Роль, отводимая Жилю де Сийе, в показаниях родителей и сира де Рэ одинакова. Этот Жиль де Сийе, кузен Жиля де Рэ, происходил из той же семьи, что и Анна де Сийе, поздно вышедшая замуж за Жана де Краона. Жиль де Сийе был соратником машкульского монстра (по крайней мере) с 1431 и вплоть до 1440 года, когда, во время процесса, он сумел вовремя ускользнуть. Сийе приводит сиру де Рэ детей и часто убивает их на его глазах. А Жиль, по-видимому, без труда с превращает своих соратников — а потом и слуг — в сообщников. Первым был Жиль де Сийе. Потом появится Роже де Бриквиль, о котором сразу же было сказано в показаниях сира де Рэ и который уже упоминался в свидетельстве Гийома Илере, относящемся к первому из известных нам похищений.
Ок. 10.07.1433. Опала Латремуя и конец карьеры Жиля де Рэ
По указу Карла Анжуйского, сына королевы Иоланды Арагонской, племянника жены Карла VII, Жан де Бюй (военачальник на службе у Иоланды), Пьер де Брезе и Прежан де Коэтиви (высокопоставленный сеньор, который после 1440 года женится на дочери Жиля де Рэ) ночью, в замке Шинон, захватывают в плен Жоржа де Латремуя. Похищение произошло, несмотря на присутствие в замке Карла VII, фаворитом которого был Латремуй. Последний, «в великом страхе смерти», откупился; он обязывается никогда более не возвращаться ко двору. Партия Иоланды Арагонской и коннетабля де Ришмона одержала верх. Карл VII испытывает почти физическое отвращение к коннетаблю, сопернику Латремуя; а к Карлу Анжуйскому, которому тогда было двадцать лет, он, напротив, питает самые нежные чувства. С того времени Иоланда Арагонская обладает реальной властью. Карл VII дает волю своей теще, сын которой, Карл Анжуйский, выдвигается на первые роли в государстве. В этих условиях энергичный Артур де Ришмон, истинный враг Латремуя, готов взвалить на себя бремя войны с англичанами. Жанна д'Арк даровала французам победу, но лишь Ришмону удастся ее организовать. Только он сможет поправить положение, ухудшенное интригами и политиканством Латремуя. Как бы то ни было, удаление Латремуя знаменует собою конец карьеры Жиля де Рэ.
Март 1434. Сийе-ле-Гийом
После опалы Латремуя маршал де Рэ еще раз появился в королевской армии — при Сийе-ле-Гийоме, где французы и англичане лишь демонстрируют силу, не вступая в бой. На этот раз королевской армией командует коннетабль. Он созывает «маршалов де Рэ и де Рье, сира де Ростренена и нескольких рыцарей и дворян из Бретани и Пуату». Королева Иоланда послала туда своего сына, Карла Анжуйского, с людьми из королевской свиты, пожелавшими за ним последовать. На призыв откликнулись сиры де Бюй, де Брез, де Коэтиви, де Шомон, виконт де Туар.[35] Герцог Алансон, сир де Лоэак и другие тоже здесь. За редкими исключениями, в числе которых Жиль де Рэ, присутствовавшие полководцы — враги Латремуя. В тот день обе стороны просто устраивают парад, меряются силой. Противники просто наблюдают друг за другом, не отваживаясь броситься в атаку. Наконец англичане отступают в соседнюю деревню, где и укрепляются. Они возвращаются в заранее условленное место — в Сабле, откуда вышли. Однако вскоре они нападают на Сийе, город, не представлявший особого интереса. Через три дня этот город капитулирует. Ришмон сразу же возвращается ко двору.
Для Жиля де Рэ стычка в Сийе имеет особый смысл: с одной стороны, Сийе — это феод вдовы его деда, с другой — самый преданный из сообщников и участников его оргий — Жиль де Сийе, кузен Анны (мы уже говорили о нем (с. 86)).
Вероятно, в этом происшествии Жиль де Рэ выглядел достойно.[36] При переходе через Мен жители Анже, видимо, восхищались его людьми. С того времени военные выезды Жиля отличались фантастической роскошью (возможно, после смерти деда пышности прибавилось). Когда карьера его подошла к концу и он осознал весь ужас своих преступлений, ему, видимо, захотелось еще больше блистать. На самом же деле он не мог не догадываться о том, что звезда его закатилась; должно быть, в этом великолепии, в его неслыханной щедрости таились скорбные чувства.
Весна… Бургундский поход
Между тем впавший в немилость Латремуй, несмотря ни на что, сохранил многочисленных сторонников. Его влияние теперь ничтожно, однако для Жиля де Рэ оно все еще имеет значение. Город Граней в Бургундии принадлежит герцогу Бурбону, который сохраняет хорошие отношения с Латремуем. Этот город осажден войсками герцога Бургундского, а у Латремуя в городе и вообще в той местности лишь два военных соединения. Он хочет, чтобы маршал де Рэ снял осаду с Граней. Жилю нужны деньги. Латремуй ссужает ему 10 000 реалов, заверив, что Карл VII возместит все его убытки. Жиль собирает в Бретани войска и получает в Туре благословение короля на освобождение Граней. Карл VII перестал советоваться со своим прежним фаворитом, но в этом второстепенном деле он оказывает ему поддержку. Однако Жиль чувствует, что все кончено; он знает, что ему больше нечего ждать, и ограничивается лицемерными, показными жестами. Войска он доверяет своему младшему брату, двадцатилетнему Рене де Ласюзу. Из Тура он отправляется не в Орлеан, как говорили некоторые, а в Пуатье.
15.08. Жиль — каноник церкви Св. Илария в Пуатье
Город Граней 15 августа сдается армии Филиппа Доброго.
В тот же день Жиль, которому Карл VII поручил освобождение города, собирается стать каноником церкви св. Илария в Пуатье. Отказ от освобождения Граней и церемония в храме св. Илария обозначают то итоговое направление, в котором движется отныне жизнь этого удивительного маршала Франции. Видимо, в жестокости битвы присутствовало нечто соблазнительное для Жиля. И разумеется, он был в этом настоящим мастером. Но вскоре большую часть времени Рэ стал посвящать своей страсти к парадам, где он мог блистать великолепным облачением. При Сийе-ле-Гийоме его военная дружина заметно выделяется. Став маршалом Франции, он содержит блестящую свиту. Он богат, тем более после смерти деда в 1432 году. И именно с этого момента начинается его падение. Его эскорт — это эскорт князя. Но еще больше, чем парады, педерастичного преступника возбуждают торжественность и роскошь великих религиозных обрядов. «Церковные песнопения» пьянят его, как вино и крепкие напитки. Литургические службы в то время, несмотря на военную разруху, были изумительны. Тогда они еще могли потрясать, ныне же их вытеснили другие зрелища. Жан де Бурдинье прерывает свое повествование об исторических событиях, чтобы показать, сколь совершенна была церковная служба в соборе Анже, которую Карл VII ежедневно посещал по время своего пребывания в городе: «Во Франции, — говорит хронист, — нет церкви, в которой служба Господу нашему отправлялась бы с большим благоговением, гимны, антифоны и все остальное, что поется в церкви, исполнялись бы степеннее, а церковные обряды отправлялись бы с большею пышностью…»[37] Конечно, Жиль де Рэ, часто проводивший время в Анже, был знаком с этими обрядами, присутствовал при них и, должно быть, восхищался ими, поскольку позже он впадет в экстаз, проходя мимо облачений лионских каноников.
В любом случае, путешествие в Пуатье проясняет существенные черты жизни Рэ. Образование церковного прихода и регентство Жиля в капелле с тех пор серьезно занимают его. Теперь он путешествует вместе с людьми из капеллы, сопровождающими его верхом. Скорее всего, он поступил так и в тот день, когда ему были оказаны церковные почести, которых прежде удостаивались среди мирян лишь герцоги Аквитании. Кроме того, в Пуатье его сопровождают двое молодых людей, чьи голоса восхищают его. Он вовлекает их в свои распутства. Это Андре Бюше из Ванна, который по крайней мере дважды доставлял ему детей для убийства, и Жан Россиньоль из Ла-Рошели. Переодевшись каноником, Жиль в тот день назначает в церкви св. Илария две пребенды для этих молодых людей.
27.09. Пребывание в Орлеане
Из Пуатье маршал-каноник направляется в Орлеан, где на людях дает волю своей расточительности. В Орлеане он оказывается, самое позднее, 27 сентября; в тот день, как нам известно, некоторые из слуг Рэ за него поручились. Уже тогда стало ясно, что он не способен умерить свои немыслимые растраты.
В документах, которые вплоть до пожара 1940 года хранились в нотариальных архивах Орлеана, приведены точные сведения об этих растратах, отчасти известные нам по работе аббата Боссара.[38]
Во время пребывания (одного или нескольких) в Орлеане Жиля де Рэ сопровождает его церковная свита и военные. Сам он живет в гостинице «Золотой крест», которая предназначалась теперь не для проезжающих, а для него самого, стала его домом, который он на время получил в свое распоряжение. Согласно обвинительному акту 1440 года, Жиль со своими людьми пытался совершать в этом доме заклинания злых духов (с. 181). Его брат, Рене де Ласюз, расположился в «Маленьком лососе». «Коллегия» Жиля, в состав которой входили церковные сановники из капеллы, находится в «Щите святого Георгия», у Гийома Анта; его «певчие» — в «Знаке меча», у Жана Фурнье; военные, среди которых его герольд, названный им Герольд-Рэ — в «Черной голове», у Анье Гровиллен; начальник его охраны, Луи из Анже, нареченный Луйино, — в «Большом лососе», у Гюйо Дени, как и другие его соратники, среди которых злодей Жиль де Сийе; рыцари его, монсеньор де Мартинье, монсеньор Фульк Блаем, Жан де Рен и Болей — в «Образе Пресвятой Марии Магдалины»; Жан де Монтекле — у Колена Легоделье; его оруженосец, Гектор Бруассе, — в «Кубке», у Масе Дюбуа; лошади (его и брата Рене) — в гостинице «Рош-Буле», у Маргариты, вдовы Тевнона Юе; лошади его коллегии, викарий из капеллы, Оллине, некий Жан малый (Petit-Jean), священник Леблон и его цирюльник — в «Трубочисте», у Жана Кутюрье, прозванного Четвергом; сеньор Жан де Вьей, его прево[39] Буасулье, трубач по имени Жорж — у Жаннетты Ляпион; Тома, его «художник-иллюминатор» — в «Боге любви», у Маргариты; другие слуги распределились между «Белой лошадью» у Шарля де Ало, «Дикарем» у Себиль Латразилон и «Орлеанским щитом», у Фулька д'Эстрапона[40].
Октябрь
Раздраженный легкомысленной жизнью, из-за которой, как он считает, Жиль отказался от Граней, Латремуй приезжает за ним в Орлеан. Он хочет вместе с ним отправиться на подмогу к герцогу Бурбону. Старый фаворит, вероятно, повлиял на маршала; вместе они добираются до Иссудена, а оттуда направляются в Бурбоне, где продолжается война между сторонниками Карла VII и бургундцами.
В орлеанских документах, использованных аббатом Боссаром[41], говорится, что в октябре Жиль переехал в Монлусон. Нам известно, что он живет там до декабря, в «Экю де Франс». Там ему выписывают счет на восемьсот десять золотых реалов, из которых, уезжая, он смог оплатить лишь четыреста девяносто пять. Жиля все еще сопровождают войска, не говоря уже о многочисленной свите. Его расточительность принимает такой масштаб, что он испытывает постоянные затруднения. Жорж де Латремуй путешествует вместе с ним.
28.12. Полномочия Роже де Бриквиля
К этому времени Жиль возвращается в Орлеан, но нам неизвестно, сколько в точности он там пробыл. 28 декабря он подписывает в Орлеане некий документ. В октябре он был в Монлусоне и теперь вместе с Латремуем проводит некоторое время в тех краях. В Орлеан он мог вернуться уже в ноябре и живет там до января.
По его указанию 28 декабря был составлен по меньшей мере странный документ. Жиль приютил одного из своих нормандских кузенов, очень молодого, семья которого, преданная Карлу VII, была истреблена англичанами; этот Роже де Бриквиль упоминается уже в свидетельских показаниях, касавшихся Машкуля и относившихся к 1432 и 1433 годам. С 1432 года он получает жалование у сира де Рэ; наряду с Жилем де Сийе он становится его советником и участвует в совместных оргиях. Согласно показаниям самого маршала, в тайны свои он посвятил Бриквиля сразу вслед за Жилем де Сийе. 28 декабря 1434 года Рэ наделяет его невероятными полномочиями. Отныне Бриквиль может действовать от его имени; он может продавать замки и земли своего господина в Бретани, если это покажется ему правильным; более того, он получает право, если захочет, просить руки и жениться на дочери своего господина! Марии тогда около четырех лет. Как считает аббат Бурдо, чтобы объяснить, откуда взялись такие неслыханные полномочия, следует представить себе развратную, хмельную ночь, [которую сообщники провели вместе]. Ребенок родился в конце 1429 года. Отец, который, казалось, уже давно не имел никаких связей со своей женой, отлучился как раз незадолго до того…
Начало февраля 1435. Поход против Жана Люксембургского
Жиль де Рэ в последний раз пытается (по меньшей мере, так кажется) удержать свои позиции в игре, в которую он начал играть вместе с Латремуем. Кузены, путешествующие вместе, находятся в Форе, когда Карл VII и Филипп Бургундский подписывают мирный договор.
Этот мир, которого король желал уже давно, положил конец междоусобной войне, обострившейся из-за убийства Жана Бесстрашного на мосту в Монтро. Герцог Филипп лишь спустя семнадцать лет решил простить смерть своего отца, в организации которой, похоже, принимал участие и Карл VII. Значение имело лишь желание грансеньора отомстить, а не страдания простых людей. Мирный договор был наконец подписан в Невере, 5 и 6 февраля 1435 года.
Мы уже сказали: Латремуй и Жиль в это время в Форе. Они решают вместе отправиться в Лангр, затем в Лаон, где продолжается воина; Жан Люксембургский, союзник Филиппа Доброго, отказывается от перемирия. Он продолжает угрожать Лаону. Латремуй очевидно надеется, напав на него и, быть может, освободив Лаон, хоть отчасти вернуть доверие Карла VII, которое он утратил.
Оба приятеля сумели бы стянуть в те земли войска. Однако недостает денег. Видимо, с целью отделаться от Латремуя Жиль соглашается поехать в Лион и воспользоваться своим кредитом, чтобы занять у банкиров денег и выплатить солдатам жалованье. В Лангр Жиль возвращается с какими-то средствами, но как только речь заходит о движении к Лаону, он наталкивается на сопротивление своих военачальников; розданных денег недостаточно. Жиль не умел по-настоящему решать денежные вопросы; его постоянно обирали. «Многим было очевидно», что Латремуй злоупотреблял доверием и безумной расточительностью своего кузена. Латремуя упрекают, а тому остается лишь посмеяться; «Добром было бы, — говорит Латремуй, — вдохновить его на дурные дела!».
«Циничные слова, свидетельствующие о том, насколько бывший министр Карла VII и многие другие уважали маршала де Рэ».[42] В любом случае в Лангре Жиль еще раз бросает начатое дело, возложив на своего брата обязанность вести войска к Лаону, если получится. Он уезжает в Орлеан под предлогом того, что будет искать недостающие деньги. В Лангре он даже подписывает документ, согласно которому если он и его брат умрут, не оставив наследников, Шантосе достанется Жоржу де Латремую.[43] Однако неверно вслед за аббатом Бурдо делать из этого вывод, будто Жиль намеревался связать себя с Жоржем де Латремуем более тесными узами. Такое соглашение — простая условность. В тот же самый момент Жиль решительно сходит с пути, на который вывел его Латремуй.
26.02.Второй визит в Орлеан
В Орлеане Жиль продает или закладывает серебряный ковчежец св. Гонория[44]. Внешне эта сделка согласуется с теми намерениями, о которых было сказано Латремую. На самом деле, она положила начало серии сделок, имеющих смысл лишь в свете безрассудной и безудержной жизни, которая отныне только и волнует маршала.
26.03. Основание Капеллы Невинных младенцев в Машкуле
Парадокс, но в этой безрассудной жизни нам следует прежде всего упомянуть о благочестивом деянии — об основании капеллы в Машкуле. Двум нотариусам из Орлеана, Жану Казо и Жану де Реконену, Жиль поручает составить акт, подтверждающий создание капеллы, которая по великолепию церемоний и богатству клира соперничала с коллегиальной церковью и даже с собором. Подлинник этого акта до 1440 года хранился в Орлеане. Аббат Боссар воспроизводит его фрагмент, который мы считаем необходимым процитировать и здесь.
Этот текст освещает одну из самых странных черт жизни детоубийцы, которая приводит нас в замешательство: «Поскольку благородный сеньор, монсеньор Жиль, сеньор де Рэ, граф Бриенский, сеньор де Шантосе и де Пузож, маршал Франции, во благо и во спасение души своей и дабы пред Господом нашим Иисусом Христом остался в памяти он и его усопшие отец, мать, родственники, друзья и покойные благодетели, — учредил капеллу в память Невинных младенцев, в Машкуле-ан-Рэ, в герцогстве Бретонском; и поскольку при основании сием он назначил викария, старейшину, архидиакона, казначея, каноников, капитул и коллегию; а также назначил и предоставил им ренту, доходы и владения для пропитания их и нужд, дабы служба церковная преуспевала и могла впредь отправляться в помянутой местности Машкуль; и поскольку помянутый сеньор имел и до сих пор имеет добрые устремления и твердые намерения поддерживать сие начинание, что он выказывал и непременно выказывает по сей день, от всего сердца желая, дабы после кончины его помянутые викарий, старейшина и капитул снабжались и охранялись бы, не теряя собственности своей и имущества, им от него, как было сказано, данного и предоставленного, и чтобы их охраняли и оберегали от всякого притеснения, сеньор сей отдал королю Сицилии и герцогу Анжуйскому, от лица коих имеет он феод, относящийся к герцогству Анжу, замок Шантосе и прилегающие области, за исключением денежной расписки или дорожной пошлины с той земли, где помянутая капелла находится, и он отдал герцогу Бретонскому половину всех поместий, баронских угодий и земель Рэ, дабы в случае, если госпожа Катрин де Туар, супруга помянутого монсеньора де Рэ, или мадемуазель Мария де Рэ, дочь его, или иные родственники, друзья, наследники и доверители, кои от имени помянутой девицы Марии или иначе каким-либо образом или по какой-либо причине оспорят или приостановят помянутое начинание, названные сеньоры король Сицилии и герцог Анжуйский и герцог Бретонский могли помогать, поддерживать и защищать их…».[45]
Разумеется, подобные соглашения мало что значат. В частности, дарение Шантосе Латремую (если Жиль умрет, не оставив наследников) невозможно было согласовать с условным легатом[46] королю Рене. В обоих случаях мы имеем дело с пустыми, ничего не значившими заявлениями. Однако они свидетельствуют о том, сколь привязан был Жиль к этому разорительному для него мероприятию.
Мы видели, как боялись жители Машкуля, родители невинных жертв мецената, что их жалобы дойдут до «людей из капеллы сира де Рэ»! Капелла Невинных младенцев, логово детоубийцы! Жан Россиньоль, Андре Бюше — люди, участвовавшие в преступлениях Жиля, благоговейно чтили память Невинных младенцев!
Документ тех лет, не включенный в акт от 16 марта 1435 года, дает нам точные сведения об этом кровавом святилище. Сочинение, в котором наследники сира де Рэ после его смерти намеревались доказать расточительность своего предка, содержит следующий текст:
Куда бы Жиль ни направлялся, в свите его была хоровая капелла, состоявшая из двадцати пяти–тридцати человек, детей, капеллана, юных служек и других; он возил их за собою в своих путешествиях таким образом, что свита его благодаря помянутой капелле, включая прислугу, составляла более пятидесяти человек и столько же лошадей, и все были на его обеспечении. И было в той капелле у него множество золотых и шелковых тканей, подсвечников, кадил, распятий, блюд и проч. весьма роскошных, обошедшихся в три раза дороже стоимости их, с несколькими органами, один из коих должны были носить за ним шесть человек. И были у него в названной капелле старейшина, певчие, архидьяконы, викарии, школьный учитель и проч., словно в соборах, а один из них называл себя епископом; кому-то он платил четыре экю, другим три сотни, покрывая их расходы; он переодевал их в пунцовые платья с подбоем, отороченные мехом и проч., богато выделанные беличьи шапки, и проч., в тщеславии же их не было ни благочестия, ни порядочности. А когда его охватывало желание по отношению к кому-то из них, он, помимо жалования его, отдавал ему и даже родственникам его свои владения, как, например, некому Россиньолю, из Ла-Рошели, и ребенку-хористу из Пуатье, коему он отдал земли в Ла-Ривьере, близ Машкуля, стоившие двести ливров ренты; более того, он отдал отцу его и матери более двух сотен экю.[47]
Эти безумные траты вынуждают Жиля ступить на гибельный путь. Сдержать себя он не в состоянии. В Орлеане, например, он закладывает свое движимое и недвижимое имущество, ибо нуждается в звонкой монете. Мы уже говорили о том, что 26 февраля он продает (или закладывает) серебряный ковчежец.
16 апреля 1435 года он закладывает «мантию, позолоченный серебряный балдахин, выполненный в зеленом цвете, с инкрустированными золотыми птицами, снабженный капюшоном и сделанный в Париже, вместе с ризой и далматиком дьякона».
30.04
Он закладывает «два капюшона для церковной мантии, на одном вышита была Троица, на другом — коронация Пресвятой Девы, велюровую мантию багрового и фиолетового цвета, с золотым сукном, украшенным попарно картинками, атласный далматик, выполненный в темном цвете с шелковым сукном; балдахин в тринадцать локтей, с золотыми птичками, привезенный с Кипра».
08.05. Жиль де Рэ. Праздник в честь Жанны д'Арк и скандальные траты
В документах отсутствуют точные указания на тот факт, что Жиль участвовал в празднествах, посвященных Жанне д'Арк в 1435 году, однако у нас есть все основания полагать, что его участие, как ни парадоксально, сыграло очень важную роль. Скорее всего, именно на это тратились немыслимые суммы, испарившиеся в течение нескольких месяцев.
Во-первых, нам известно из уже процитированного «Сочинения наследников» (с. 94), что значительная часть его расходов была связана с театром. Он ставил за свой счет разные представления; «мистерии», «розыгрыши», «фарсы», «пьесы в мавританском стиле», «олицетворения», «моралите». Маршалу нужны были пышные спектакли. «Всякий раз, как повелевал он им играть, они должны были облачаться в разные одеяния, сообразно тому, что игралось». Театр той эпохи был похож на прекрасные композиции, чье изящество напоминало о стиле гобеленов. Здесь, как и повсюду, жажда роскоши у Жиля не знала границ. Он так хотел восхищать, что на подмостках, несущих сцену и декорации (которые следовало воздвигать заново для каждого представления), по его указанию, разливали вино и гипокрас, не говоря уже о раздаче яств зрителям.
Нам также известно, что ежегодно, начиная с 1429 года, освобождение Орлеана широко празднуется и всегда сопровождается процессией. Мы читаем в городских счетах за 1435 год:
«Гийому Лешаррону и Мишле Фийо даруется, дабы помочь им покрыть стоимость их подмостков и иные расходы, сделанные Мая восьмого дня 1435 года, когда они показывали мистерии на мосту во время процессии».
Очевидно, имеется в виду «Мистерия об осаде Орлеана». Эта грандиозная театральная феерия, в которой было более двадцати тысяч стихов и участвовали около пятисот актеров, ныне предана забвению. Однако она была издана по французскому манускрипту XV века, хранившемуся в библиотеке Ватикана, где он оказался, скорее всего, после ограбления в 1562 году аббатства св. Бенедикта на Луаре, неподалеку от Орлеана. Эта мистерия была сочинена орлеанцем вскоре после тех событий и предназначалась для сцены, поскольку ремарки и сценические пояснения даются с неизменной точностью. Но сыграть ее могли только в Орлеане и для его жителей. А другой отрывок из документов (счетов) свидетельствует о том, что эпизоды осады разыгрывались в городе почти в это же время. Вот что написано в счетах за 1439 год:
«Иоанну Илеру, за покупку штандарта и знамени, бывших с Монсеньором де Рэ, дабы представить, как взята была у англичан Турель, мая, восьмого дня, VII турских ливров…»
Сложно представить себе, что мистерия, которую разыгрывали на мосту в 1435 году, не имеет ничего общего с «Мистерией об осаде»[48], если нам доподлинно известно, что в то же самое время в Орлеане ставится «Взятие Турели». Крепость Турель стояла у моста. То есть в обоих случаях все происходит рядом с мостом, притом штурм Турели есть не что иное, как решающий момент осады, а, следовательно, и «Мистерии об осаде». Это не означает, что мистерию поставили целиком, однако по крайней мере один эпизод из нее был сыгран во время процессии 8 мая.
Персонаж Жиля де Рэ играет в «Мистерии об осаде» важную роль. Его штандарт и знамя действительно необходимы при изображении взятия Турели, где он отличился. В 1439 году город их покупает. Мы не можем узнать, кто продал их Иоанну Илеру, нам известно лишь, «что были они с монсеньором де Рэ» и принадлежали ему изначально.
С некоторой долей уверенности можно утверждать, что Жиль де Рэ лично принимал участие в спектаклях, поставленных во время чествования Жанны д'Арк в 1435 году в Орлеане. На каких условиях и в какой роли он там выступал, нам неизвестно. Но в «Сочинении наследников»[49] сообщается, что во время своего пребывания в Орлеане (речь идет о двух или более визитах, продолжавшихся с сентября 1434 по август 1435 года) Жиль тратит от 80 000 до 100 000 золотых экю (сотни миллионов, а, быть может, и миллиард франков в 1959 году).
Кроме того, пребывание в Орлеане явно сказалось на общем финансовом положении Жиля. Нам известно, что у него есть страсть к пышным спектаклям и что эта страсть разоряет его. Поэтому разумно предположить, что он принял участие в расходах на спектакли, которые были поставлены в мае 1435 года. Это был исключительный случай; видимо, таких представлений больше не давалось.
02.07. Интердикты Карла VII и продажа имений
В том году его расходы и масштабные распродажи земель (которые только и позволяли эти расходы покрыть) приводят к тому, что семья начинает бунтовать. Его брат вместе с кузеном, Андре де Лавалем-Лоэаком, получают от Карла VII, считавшего, что маршал разорен, интердикты, написанные 2 июля 1435 года в Амбуазе. Жиль теряет право на продажу своей собственности, и отныне никому не позволено заключать с ним сделки. Этот запрет всенародно оглашен повсюду, где обыкновенно останавливается Жиль де Рэ: в Орлеане, Туре, Анже, Шантосе, Пузоже, Тиффоже…
Еще до этого, в Орлеане, он продавал крупные имения так быстро, что мы можем с уверенностью сказать, не имея возможности «установить баланс всех сделок злополучного барона»: когда был провозглашен интердикт, у него в Пуату не оставалось ничего, кроме собственности его жены, прикасаться к которой не дозволял обычай; ничего не оставалось в Мене; ничего не оставалось в Анжу, кроме Ингранда и Шантосе. И только его вотчины в Бретани оказались по большей части нетронутыми.[50]
07.07
Процесс проходил приблизительно через восемь лет после его внезапного исчезновения, которое произошло за две недели до похищения сына Масе Сорена и после пропажи детей Жана Жедона и Жанно Руссен. Масе Сорен и его жена свидетельствуют о том, что с тех пор этого ребенка никто не видел (сс. 270–171).
4) Исчезновение сына Масе Сорена не удостоверено самим отцом, который, однако, вместе с женой дает показания по делу о пропаже детей вдовы Эмери Эделена, Жанно Руссен, Жана Жедона (который, видимо, по недоразумению, назван Гийомом Жедоном) и Александра Шателье. В документах, не дошедших до нас полностью, очевидно, существует пробел, поскольку сама Жанна, вдова Эмери Эделена, уточняет, что через две недели после исчезновения ребенка Масе Сорена исчезает, в свою очередь, и ее собственный ребенок; это наиболее достоверные данные, которые для нас важнее всего. Однако здесь есть некая странность. Масе Сорен и его жена указывают на то, что ребенок Жанны, вдовы Эделена, не был сыном «помянутого Сорена». В любом случае, здесь перед нами, по-видимому, лакуна, а значит, понять причины этих странностей невозможно (с. 268, 270–272).
5) Исчезновение ребенка Александра Шателье (с. 268, 270) засвидетельствовано Андре Барбом, Гийомом Илере и его женой, наконец Масе Сореном с женой. Нам известно, что он пропал «приблизительно в то же время», когда исчез и ребенок вдовы Эделена, за две недели до пропажи ребенка Масе Сорена.
Из этих первых пяти свидетельств, данных спустя восемь лет, видно, какое серьезное беспокойство последовало за серией похищений, — столь серьезное, что по прошествии восьми лет семь человек в деталях вспоминают случившееся. Впрочем, в Машкуле через некоторое время после этих событий о них едва осмеливались говорить, в страхе перед людьми из капеллы сира де Рэ или другими его подчиненными, по словам сапожника Андре Барба (с. 268); жители Машкуля боялись, что если жалобы станут известны, их бросят в темницу или как-то иначе накажут. Но в краю Рэ тотчас же возникло недовольство. Поэтому Жиль де Сийе даже вынужден придумать легенду: детей увели в качестве заложников в обмен на его брата Мишеля, плененного англичанами; англичане якобы потребовали определенное количество мальчиков, чтобы сделать из них пажей (сс. 271–272). Однако довольно быстро, когда ложь была разоблачена, рты затыкает страх, и лишь на суде языки развязываются. А во время процесса, восемь лет спустя, все свидетельства согласуются между собой. Роль, отводимая Жилю де Сийе, в показаниях родителей и сира де Рэ одинакова. Этот Жиль де Сийе, кузен Жиля де Рэ, происходил из той же семьи, что и Анна де Сийе, поздно вышедшая замуж за Жана де Краона. Жиль де Сийе был соратником машкульского монстра (по крайней мере) с 1431 и вплоть до 1440 года, когда, во время процесса, он сумел вовремя ускользнуть. Сийе приводит сиру де Рэ детей и часто убивает их на его глазах. А Жиль, по-видимому, без труда с превращает своих соратников — а потом и слуг — в сообщников. Первым был Жиль де Сийе. Потом появится Роже де Бриквиль, о котором сразу же было сказано в показаниях сира де Рэ и который уже упоминался в свидетельстве Гийома Илере, относящемся к первому из известных нам похищений.
Ок. 10.07.1433. Опала Латремуя и конец карьеры Жиля де Рэ
По указу Карла Анжуйского, сына королевы Иоланды Арагонской, племянника жены Карла VII, Жан де Бюй (военачальник на службе у Иоланды), Пьер де Брезе и Прежан де Коэтиви (высокопоставленный сеньор, который после 1440 года женится на дочери Жиля де Рэ) ночью, в замке Шинон, захватывают в плен Жоржа де Латремуя. Похищение произошло, несмотря на присутствие в замке Карла VII, фаворитом которого был Латремуй. Последний, «в великом страхе смерти», откупился; он обязывается никогда более не возвращаться ко двору. Партия Иоланды Арагонской и коннетабля де Ришмона одержала верх. Карл VII испытывает почти физическое отвращение к коннетаблю, сопернику Латремуя; а к Карлу Анжуйскому, которому тогда было двадцать лет, он, напротив, питает самые нежные чувства. С того времени Иоланда Арагонская обладает реальной властью. Карл VII дает волю своей теще, сын которой, Карл Анжуйский, выдвигается на первые роли в государстве. В этих условиях энергичный Артур де Ришмон, истинный враг Латремуя, готов взвалить на себя бремя войны с англичанами. Жанна д'Арк даровала французам победу, но лишь Ришмону удастся ее организовать. Только он сможет поправить положение, ухудшенное интригами и политиканством Латремуя. Как бы то ни было, удаление Латремуя знаменует собою конец карьеры Жиля де Рэ.
Март 1434. Сийе-ле-Гийом
После опалы Латремуя маршал де Рэ еще раз появился в королевской армии — при Сийе-ле-Гийоме, где французы и англичане лишь демонстрируют силу, не вступая в бой. На этот раз королевской армией командует коннетабль. Он созывает «маршалов де Рэ и де Рье, сира де Ростренена и нескольких рыцарей и дворян из Бретани и Пуату». Королева Иоланда послала туда своего сына, Карла Анжуйского, с людьми из королевской свиты, пожелавшими за ним последовать. На призыв откликнулись сиры де Бюй, де Брез, де Коэтиви, де Шомон, виконт де Туар.[35] Герцог Алансон, сир де Лоэак и другие тоже здесь. За редкими исключениями, в числе которых Жиль де Рэ, присутствовавшие полководцы — враги Латремуя. В тот день обе стороны просто устраивают парад, меряются силой. Противники просто наблюдают друг за другом, не отваживаясь броситься в атаку. Наконец англичане отступают в соседнюю деревню, где и укрепляются. Они возвращаются в заранее условленное место — в Сабле, откуда вышли. Однако вскоре они нападают на Сийе, город, не представлявший особого интереса. Через три дня этот город капитулирует. Ришмон сразу же возвращается ко двору.
Для Жиля де Рэ стычка в Сийе имеет особый смысл: с одной стороны, Сийе — это феод вдовы его деда, с другой — самый преданный из сообщников и участников его оргий — Жиль де Сийе, кузен Анны (мы уже говорили о нем (с. 86)).
Вероятно, в этом происшествии Жиль де Рэ выглядел достойно.[36] При переходе через Мен жители Анже, видимо, восхищались его людьми. С того времени военные выезды Жиля отличались фантастической роскошью (возможно, после смерти деда пышности прибавилось). Когда карьера его подошла к концу и он осознал весь ужас своих преступлений, ему, видимо, захотелось еще больше блистать. На самом же деле он не мог не догадываться о том, что звезда его закатилась; должно быть, в этом великолепии, в его неслыханной щедрости таились скорбные чувства.
Весна… Бургундский поход
Между тем впавший в немилость Латремуй, несмотря ни на что, сохранил многочисленных сторонников. Его влияние теперь ничтожно, однако для Жиля де Рэ оно все еще имеет значение. Город Граней в Бургундии принадлежит герцогу Бурбону, который сохраняет хорошие отношения с Латремуем. Этот город осажден войсками герцога Бургундского, а у Латремуя в городе и вообще в той местности лишь два военных соединения. Он хочет, чтобы маршал де Рэ снял осаду с Граней. Жилю нужны деньги. Латремуй ссужает ему 10 000 реалов, заверив, что Карл VII возместит все его убытки. Жиль собирает в Бретани войска и получает в Туре благословение короля на освобождение Граней. Карл VII перестал советоваться со своим прежним фаворитом, но в этом второстепенном деле он оказывает ему поддержку. Однако Жиль чувствует, что все кончено; он знает, что ему больше нечего ждать, и ограничивается лицемерными, показными жестами. Войска он доверяет своему младшему брату, двадцатилетнему Рене де Ласюзу. Из Тура он отправляется не в Орлеан, как говорили некоторые, а в Пуатье.
15.08. Жиль — каноник церкви Св. Илария в Пуатье
Город Граней 15 августа сдается армии Филиппа Доброго.
В тот же день Жиль, которому Карл VII поручил освобождение города, собирается стать каноником церкви св. Илария в Пуатье. Отказ от освобождения Граней и церемония в храме св. Илария обозначают то итоговое направление, в котором движется отныне жизнь этого удивительного маршала Франции. Видимо, в жестокости битвы присутствовало нечто соблазнительное для Жиля. И разумеется, он был в этом настоящим мастером. Но вскоре большую часть времени Рэ стал посвящать своей страсти к парадам, где он мог блистать великолепным облачением. При Сийе-ле-Гийоме его военная дружина заметно выделяется. Став маршалом Франции, он содержит блестящую свиту. Он богат, тем более после смерти деда в 1432 году. И именно с этого момента начинается его падение. Его эскорт — это эскорт князя. Но еще больше, чем парады, педерастичного преступника возбуждают торжественность и роскошь великих религиозных обрядов. «Церковные песнопения» пьянят его, как вино и крепкие напитки. Литургические службы в то время, несмотря на военную разруху, были изумительны. Тогда они еще могли потрясать, ныне же их вытеснили другие зрелища. Жан де Бурдинье прерывает свое повествование об исторических событиях, чтобы показать, сколь совершенна была церковная служба в соборе Анже, которую Карл VII ежедневно посещал по время своего пребывания в городе: «Во Франции, — говорит хронист, — нет церкви, в которой служба Господу нашему отправлялась бы с большим благоговением, гимны, антифоны и все остальное, что поется в церкви, исполнялись бы степеннее, а церковные обряды отправлялись бы с большею пышностью…»[37] Конечно, Жиль де Рэ, часто проводивший время в Анже, был знаком с этими обрядами, присутствовал при них и, должно быть, восхищался ими, поскольку позже он впадет в экстаз, проходя мимо облачений лионских каноников.
В любом случае, путешествие в Пуатье проясняет существенные черты жизни Рэ. Образование церковного прихода и регентство Жиля в капелле с тех пор серьезно занимают его. Теперь он путешествует вместе с людьми из капеллы, сопровождающими его верхом. Скорее всего, он поступил так и в тот день, когда ему были оказаны церковные почести, которых прежде удостаивались среди мирян лишь герцоги Аквитании. Кроме того, в Пуатье его сопровождают двое молодых людей, чьи голоса восхищают его. Он вовлекает их в свои распутства. Это Андре Бюше из Ванна, который по крайней мере дважды доставлял ему детей для убийства, и Жан Россиньоль из Ла-Рошели. Переодевшись каноником, Жиль в тот день назначает в церкви св. Илария две пребенды для этих молодых людей.
27.09. Пребывание в Орлеане
Из Пуатье маршал-каноник направляется в Орлеан, где на людях дает волю своей расточительности. В Орлеане он оказывается, самое позднее, 27 сентября; в тот день, как нам известно, некоторые из слуг Рэ за него поручились. Уже тогда стало ясно, что он не способен умерить свои немыслимые растраты.
В документах, которые вплоть до пожара 1940 года хранились в нотариальных архивах Орлеана, приведены точные сведения об этих растратах, отчасти известные нам по работе аббата Боссара.[38]
Во время пребывания (одного или нескольких) в Орлеане Жиля де Рэ сопровождает его церковная свита и военные. Сам он живет в гостинице «Золотой крест», которая предназначалась теперь не для проезжающих, а для него самого, стала его домом, который он на время получил в свое распоряжение. Согласно обвинительному акту 1440 года, Жиль со своими людьми пытался совершать в этом доме заклинания злых духов (с. 181). Его брат, Рене де Ласюз, расположился в «Маленьком лососе». «Коллегия» Жиля, в состав которой входили церковные сановники из капеллы, находится в «Щите святого Георгия», у Гийома Анта; его «певчие» — в «Знаке меча», у Жана Фурнье; военные, среди которых его герольд, названный им Герольд-Рэ — в «Черной голове», у Анье Гровиллен; начальник его охраны, Луи из Анже, нареченный Луйино, — в «Большом лососе», у Гюйо Дени, как и другие его соратники, среди которых злодей Жиль де Сийе; рыцари его, монсеньор де Мартинье, монсеньор Фульк Блаем, Жан де Рен и Болей — в «Образе Пресвятой Марии Магдалины»; Жан де Монтекле — у Колена Легоделье; его оруженосец, Гектор Бруассе, — в «Кубке», у Масе Дюбуа; лошади (его и брата Рене) — в гостинице «Рош-Буле», у Маргариты, вдовы Тевнона Юе; лошади его коллегии, викарий из капеллы, Оллине, некий Жан малый (Petit-Jean), священник Леблон и его цирюльник — в «Трубочисте», у Жана Кутюрье, прозванного Четвергом; сеньор Жан де Вьей, его прево[39] Буасулье, трубач по имени Жорж — у Жаннетты Ляпион; Тома, его «художник-иллюминатор» — в «Боге любви», у Маргариты; другие слуги распределились между «Белой лошадью» у Шарля де Ало, «Дикарем» у Себиль Латразилон и «Орлеанским щитом», у Фулька д'Эстрапона[40].
Октябрь
Раздраженный легкомысленной жизнью, из-за которой, как он считает, Жиль отказался от Граней, Латремуй приезжает за ним в Орлеан. Он хочет вместе с ним отправиться на подмогу к герцогу Бурбону. Старый фаворит, вероятно, повлиял на маршала; вместе они добираются до Иссудена, а оттуда направляются в Бурбоне, где продолжается война между сторонниками Карла VII и бургундцами.
В орлеанских документах, использованных аббатом Боссаром[41], говорится, что в октябре Жиль переехал в Монлусон. Нам известно, что он живет там до декабря, в «Экю де Франс». Там ему выписывают счет на восемьсот десять золотых реалов, из которых, уезжая, он смог оплатить лишь четыреста девяносто пять. Жиля все еще сопровождают войска, не говоря уже о многочисленной свите. Его расточительность принимает такой масштаб, что он испытывает постоянные затруднения. Жорж де Латремуй путешествует вместе с ним.
28.12. Полномочия Роже де Бриквиля
К этому времени Жиль возвращается в Орлеан, но нам неизвестно, сколько в точности он там пробыл. 28 декабря он подписывает в Орлеане некий документ. В октябре он был в Монлусоне и теперь вместе с Латремуем проводит некоторое время в тех краях. В Орлеан он мог вернуться уже в ноябре и живет там до января.
По его указанию 28 декабря был составлен по меньшей мере странный документ. Жиль приютил одного из своих нормандских кузенов, очень молодого, семья которого, преданная Карлу VII, была истреблена англичанами; этот Роже де Бриквиль упоминается уже в свидетельских показаниях, касавшихся Машкуля и относившихся к 1432 и 1433 годам. С 1432 года он получает жалование у сира де Рэ; наряду с Жилем де Сийе он становится его советником и участвует в совместных оргиях. Согласно показаниям самого маршала, в тайны свои он посвятил Бриквиля сразу вслед за Жилем де Сийе. 28 декабря 1434 года Рэ наделяет его невероятными полномочиями. Отныне Бриквиль может действовать от его имени; он может продавать замки и земли своего господина в Бретани, если это покажется ему правильным; более того, он получает право, если захочет, просить руки и жениться на дочери своего господина! Марии тогда около четырех лет. Как считает аббат Бурдо, чтобы объяснить, откуда взялись такие неслыханные полномочия, следует представить себе развратную, хмельную ночь, [которую сообщники провели вместе]. Ребенок родился в конце 1429 года. Отец, который, казалось, уже давно не имел никаких связей со своей женой, отлучился как раз незадолго до того…
Начало февраля 1435. Поход против Жана Люксембургского
Жиль де Рэ в последний раз пытается (по меньшей мере, так кажется) удержать свои позиции в игре, в которую он начал играть вместе с Латремуем. Кузены, путешествующие вместе, находятся в Форе, когда Карл VII и Филипп Бургундский подписывают мирный договор.
Этот мир, которого король желал уже давно, положил конец междоусобной войне, обострившейся из-за убийства Жана Бесстрашного на мосту в Монтро. Герцог Филипп лишь спустя семнадцать лет решил простить смерть своего отца, в организации которой, похоже, принимал участие и Карл VII. Значение имело лишь желание грансеньора отомстить, а не страдания простых людей. Мирный договор был наконец подписан в Невере, 5 и 6 февраля 1435 года.
Мы уже сказали: Латремуй и Жиль в это время в Форе. Они решают вместе отправиться в Лангр, затем в Лаон, где продолжается воина; Жан Люксембургский, союзник Филиппа Доброго, отказывается от перемирия. Он продолжает угрожать Лаону. Латремуй очевидно надеется, напав на него и, быть может, освободив Лаон, хоть отчасти вернуть доверие Карла VII, которое он утратил.
Оба приятеля сумели бы стянуть в те земли войска. Однако недостает денег. Видимо, с целью отделаться от Латремуя Жиль соглашается поехать в Лион и воспользоваться своим кредитом, чтобы занять у банкиров денег и выплатить солдатам жалованье. В Лангр Жиль возвращается с какими-то средствами, но как только речь заходит о движении к Лаону, он наталкивается на сопротивление своих военачальников; розданных денег недостаточно. Жиль не умел по-настоящему решать денежные вопросы; его постоянно обирали. «Многим было очевидно», что Латремуй злоупотреблял доверием и безумной расточительностью своего кузена. Латремуя упрекают, а тому остается лишь посмеяться; «Добром было бы, — говорит Латремуй, — вдохновить его на дурные дела!».
«Циничные слова, свидетельствующие о том, насколько бывший министр Карла VII и многие другие уважали маршала де Рэ».[42] В любом случае в Лангре Жиль еще раз бросает начатое дело, возложив на своего брата обязанность вести войска к Лаону, если получится. Он уезжает в Орлеан под предлогом того, что будет искать недостающие деньги. В Лангре он даже подписывает документ, согласно которому если он и его брат умрут, не оставив наследников, Шантосе достанется Жоржу де Латремую.[43] Однако неверно вслед за аббатом Бурдо делать из этого вывод, будто Жиль намеревался связать себя с Жоржем де Латремуем более тесными узами. Такое соглашение — простая условность. В тот же самый момент Жиль решительно сходит с пути, на который вывел его Латремуй.
26.02.Второй визит в Орлеан
В Орлеане Жиль продает или закладывает серебряный ковчежец св. Гонория[44]. Внешне эта сделка согласуется с теми намерениями, о которых было сказано Латремую. На самом деле, она положила начало серии сделок, имеющих смысл лишь в свете безрассудной и безудержной жизни, которая отныне только и волнует маршала.
26.03. Основание Капеллы Невинных младенцев в Машкуле
Парадокс, но в этой безрассудной жизни нам следует прежде всего упомянуть о благочестивом деянии — об основании капеллы в Машкуле. Двум нотариусам из Орлеана, Жану Казо и Жану де Реконену, Жиль поручает составить акт, подтверждающий создание капеллы, которая по великолепию церемоний и богатству клира соперничала с коллегиальной церковью и даже с собором. Подлинник этого акта до 1440 года хранился в Орлеане. Аббат Боссар воспроизводит его фрагмент, который мы считаем необходимым процитировать и здесь.
Этот текст освещает одну из самых странных черт жизни детоубийцы, которая приводит нас в замешательство: «Поскольку благородный сеньор, монсеньор Жиль, сеньор де Рэ, граф Бриенский, сеньор де Шантосе и де Пузож, маршал Франции, во благо и во спасение души своей и дабы пред Господом нашим Иисусом Христом остался в памяти он и его усопшие отец, мать, родственники, друзья и покойные благодетели, — учредил капеллу в память Невинных младенцев, в Машкуле-ан-Рэ, в герцогстве Бретонском; и поскольку при основании сием он назначил викария, старейшину, архидиакона, казначея, каноников, капитул и коллегию; а также назначил и предоставил им ренту, доходы и владения для пропитания их и нужд, дабы служба церковная преуспевала и могла впредь отправляться в помянутой местности Машкуль; и поскольку помянутый сеньор имел и до сих пор имеет добрые устремления и твердые намерения поддерживать сие начинание, что он выказывал и непременно выказывает по сей день, от всего сердца желая, дабы после кончины его помянутые викарий, старейшина и капитул снабжались и охранялись бы, не теряя собственности своей и имущества, им от него, как было сказано, данного и предоставленного, и чтобы их охраняли и оберегали от всякого притеснения, сеньор сей отдал королю Сицилии и герцогу Анжуйскому, от лица коих имеет он феод, относящийся к герцогству Анжу, замок Шантосе и прилегающие области, за исключением денежной расписки или дорожной пошлины с той земли, где помянутая капелла находится, и он отдал герцогу Бретонскому половину всех поместий, баронских угодий и земель Рэ, дабы в случае, если госпожа Катрин де Туар, супруга помянутого монсеньора де Рэ, или мадемуазель Мария де Рэ, дочь его, или иные родственники, друзья, наследники и доверители, кои от имени помянутой девицы Марии или иначе каким-либо образом или по какой-либо причине оспорят или приостановят помянутое начинание, названные сеньоры король Сицилии и герцог Анжуйский и герцог Бретонский могли помогать, поддерживать и защищать их…».[45]
Разумеется, подобные соглашения мало что значат. В частности, дарение Шантосе Латремую (если Жиль умрет, не оставив наследников) невозможно было согласовать с условным легатом[46] королю Рене. В обоих случаях мы имеем дело с пустыми, ничего не значившими заявлениями. Однако они свидетельствуют о том, сколь привязан был Жиль к этому разорительному для него мероприятию.
Мы видели, как боялись жители Машкуля, родители невинных жертв мецената, что их жалобы дойдут до «людей из капеллы сира де Рэ»! Капелла Невинных младенцев, логово детоубийцы! Жан Россиньоль, Андре Бюше — люди, участвовавшие в преступлениях Жиля, благоговейно чтили память Невинных младенцев!
Документ тех лет, не включенный в акт от 16 марта 1435 года, дает нам точные сведения об этом кровавом святилище. Сочинение, в котором наследники сира де Рэ после его смерти намеревались доказать расточительность своего предка, содержит следующий текст:
Куда бы Жиль ни направлялся, в свите его была хоровая капелла, состоявшая из двадцати пяти–тридцати человек, детей, капеллана, юных служек и других; он возил их за собою в своих путешествиях таким образом, что свита его благодаря помянутой капелле, включая прислугу, составляла более пятидесяти человек и столько же лошадей, и все были на его обеспечении. И было в той капелле у него множество золотых и шелковых тканей, подсвечников, кадил, распятий, блюд и проч. весьма роскошных, обошедшихся в три раза дороже стоимости их, с несколькими органами, один из коих должны были носить за ним шесть человек. И были у него в названной капелле старейшина, певчие, архидьяконы, викарии, школьный учитель и проч., словно в соборах, а один из них называл себя епископом; кому-то он платил четыре экю, другим три сотни, покрывая их расходы; он переодевал их в пунцовые платья с подбоем, отороченные мехом и проч., богато выделанные беличьи шапки, и проч., в тщеславии же их не было ни благочестия, ни порядочности. А когда его охватывало желание по отношению к кому-то из них, он, помимо жалования его, отдавал ему и даже родственникам его свои владения, как, например, некому Россиньолю, из Ла-Рошели, и ребенку-хористу из Пуатье, коему он отдал земли в Ла-Ривьере, близ Машкуля, стоившие двести ливров ренты; более того, он отдал отцу его и матери более двух сотен экю.[47]
Эти безумные траты вынуждают Жиля ступить на гибельный путь. Сдержать себя он не в состоянии. В Орлеане, например, он закладывает свое движимое и недвижимое имущество, ибо нуждается в звонкой монете. Мы уже говорили о том, что 26 февраля он продает (или закладывает) серебряный ковчежец.
16 апреля 1435 года он закладывает «мантию, позолоченный серебряный балдахин, выполненный в зеленом цвете, с инкрустированными золотыми птицами, снабженный капюшоном и сделанный в Париже, вместе с ризой и далматиком дьякона».
30.04
Он закладывает «два капюшона для церковной мантии, на одном вышита была Троица, на другом — коронация Пресвятой Девы, велюровую мантию багрового и фиолетового цвета, с золотым сукном, украшенным попарно картинками, атласный далматик, выполненный в темном цвете с шелковым сукном; балдахин в тринадцать локтей, с золотыми птичками, привезенный с Кипра».
08.05. Жиль де Рэ. Праздник в честь Жанны д'Арк и скандальные траты
В документах отсутствуют точные указания на тот факт, что Жиль участвовал в празднествах, посвященных Жанне д'Арк в 1435 году, однако у нас есть все основания полагать, что его участие, как ни парадоксально, сыграло очень важную роль. Скорее всего, именно на это тратились немыслимые суммы, испарившиеся в течение нескольких месяцев.
Во-первых, нам известно из уже процитированного «Сочинения наследников» (с. 94), что значительная часть его расходов была связана с театром. Он ставил за свой счет разные представления; «мистерии», «розыгрыши», «фарсы», «пьесы в мавританском стиле», «олицетворения», «моралите». Маршалу нужны были пышные спектакли. «Всякий раз, как повелевал он им играть, они должны были облачаться в разные одеяния, сообразно тому, что игралось». Театр той эпохи был похож на прекрасные композиции, чье изящество напоминало о стиле гобеленов. Здесь, как и повсюду, жажда роскоши у Жиля не знала границ. Он так хотел восхищать, что на подмостках, несущих сцену и декорации (которые следовало воздвигать заново для каждого представления), по его указанию, разливали вино и гипокрас, не говоря уже о раздаче яств зрителям.
Нам также известно, что ежегодно, начиная с 1429 года, освобождение Орлеана широко празднуется и всегда сопровождается процессией. Мы читаем в городских счетах за 1435 год:
«Гийому Лешаррону и Мишле Фийо даруется, дабы помочь им покрыть стоимость их подмостков и иные расходы, сделанные Мая восьмого дня 1435 года, когда они показывали мистерии на мосту во время процессии».
Очевидно, имеется в виду «Мистерия об осаде Орлеана». Эта грандиозная театральная феерия, в которой было более двадцати тысяч стихов и участвовали около пятисот актеров, ныне предана забвению. Однако она была издана по французскому манускрипту XV века, хранившемуся в библиотеке Ватикана, где он оказался, скорее всего, после ограбления в 1562 году аббатства св. Бенедикта на Луаре, неподалеку от Орлеана. Эта мистерия была сочинена орлеанцем вскоре после тех событий и предназначалась для сцены, поскольку ремарки и сценические пояснения даются с неизменной точностью. Но сыграть ее могли только в Орлеане и для его жителей. А другой отрывок из документов (счетов) свидетельствует о том, что эпизоды осады разыгрывались в городе почти в это же время. Вот что написано в счетах за 1439 год:
«Иоанну Илеру, за покупку штандарта и знамени, бывших с Монсеньором де Рэ, дабы представить, как взята была у англичан Турель, мая, восьмого дня, VII турских ливров…»
Сложно представить себе, что мистерия, которую разыгрывали на мосту в 1435 году, не имеет ничего общего с «Мистерией об осаде»[48], если нам доподлинно известно, что в то же самое время в Орлеане ставится «Взятие Турели». Крепость Турель стояла у моста. То есть в обоих случаях все происходит рядом с мостом, притом штурм Турели есть не что иное, как решающий момент осады, а, следовательно, и «Мистерии об осаде». Это не означает, что мистерию поставили целиком, однако по крайней мере один эпизод из нее был сыгран во время процессии 8 мая.
Персонаж Жиля де Рэ играет в «Мистерии об осаде» важную роль. Его штандарт и знамя действительно необходимы при изображении взятия Турели, где он отличился. В 1439 году город их покупает. Мы не можем узнать, кто продал их Иоанну Илеру, нам известно лишь, «что были они с монсеньором де Рэ» и принадлежали ему изначально.
С некоторой долей уверенности можно утверждать, что Жиль де Рэ лично принимал участие в спектаклях, поставленных во время чествования Жанны д'Арк в 1435 году в Орлеане. На каких условиях и в какой роли он там выступал, нам неизвестно. Но в «Сочинении наследников»[49] сообщается, что во время своего пребывания в Орлеане (речь идет о двух или более визитах, продолжавшихся с сентября 1434 по август 1435 года) Жиль тратит от 80 000 до 100 000 золотых экю (сотни миллионов, а, быть может, и миллиард франков в 1959 году).
Кроме того, пребывание в Орлеане явно сказалось на общем финансовом положении Жиля. Нам известно, что у него есть страсть к пышным спектаклям и что эта страсть разоряет его. Поэтому разумно предположить, что он принял участие в расходах на спектакли, которые были поставлены в мае 1435 года. Это был исключительный случай; видимо, таких представлений больше не давалось.
02.07. Интердикты Карла VII и продажа имений
В том году его расходы и масштабные распродажи земель (которые только и позволяли эти расходы покрыть) приводят к тому, что семья начинает бунтовать. Его брат вместе с кузеном, Андре де Лавалем-Лоэаком, получают от Карла VII, считавшего, что маршал разорен, интердикты, написанные 2 июля 1435 года в Амбуазе. Жиль теряет право на продажу своей собственности, и отныне никому не позволено заключать с ним сделки. Этот запрет всенародно оглашен повсюду, где обыкновенно останавливается Жиль де Рэ: в Орлеане, Туре, Анже, Шантосе, Пузоже, Тиффоже…
Еще до этого, в Орлеане, он продавал крупные имения так быстро, что мы можем с уверенностью сказать, не имея возможности «установить баланс всех сделок злополучного барона»: когда был провозглашен интердикт, у него в Пуату не оставалось ничего, кроме собственности его жены, прикасаться к которой не дозволял обычай; ничего не оставалось в Мене; ничего не оставалось в Анжу, кроме Ингранда и Шантосе. И только его вотчины в Бретани оказались по большей части нетронутыми.[50]
07.07