Позывной «Крест»
Часть 4 из 87 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Виктор обернулся к Емельяну. На лице того было написано искреннее переживание за судьбу сестры Светланы и за успех миссии в целом.
— Да мы и не ссорились, — выдохнул инок, — и даже уже перешли на «ты».
— Вот и славно, вот и славно! — с облегчением пропел иерей и тут же с умением, присущим в монастыре только ему, переключился на деловой разговор: — Так! У тебя в Сирии связи есть?
— Не знаю, — пожал плечами Виктор, — до войны были.
— Ладно, об этом потом…
Отец Емельян достал из-под квадратной лампы на шарнирах свою распухшую от вложенных бумаг записную книжку и принялся ее листать, вглядываясь в неразборчивые каракули.
— Ты конверт брата Луки вскрыл? — спросил настоятель, продолжая рыться в записях.
— Само собой, — кивнул Лавров, уже совсем превратившись в мирянина. Но старый священник не обращал на это внимания.
— Брат Лука уверен, что десницу украли мандеи, поклоняющиеся Иоанну Крестителю как Мессии. Знаешь, кто такие мандеи?
Виктор задумался, видимо пытаясь сложить логическую цепочку.
— Игумен Лука пишет, что на свадьбе были люди из сирийского города Маалула. Родственники жениха думали, что это гости невесты. А родственники невесты полагали, что это друзья жениха. Ничего удивительного. Так делают все воры на свадьбах.
— Да, скорее всего мандеи, — думая о своем и листая блокнот, согласился настоятель.
— Но почему они сказали, что из Маалулы? Какой им смысл раскрывать себя? Глупо. Может быть, сказали специально, чтобы запутать следы? — продолжал раскручивать цепочку Лавров.
Однако Емельян не слушал рассуждений Виктора и продолжал суетливо копошиться в своих записях.
— Вот! Нашел! — радостно воскликнул он. — Если эти преступники действительно из Маалулы, значит, есть надежда. Протоиерей Иеремей нам поможет! Ты встретишься с моим старым другом — братом Еремой, настоятелем монастыря Святых Сергия и Бахуса в Маалуле. Я с ним учился в семинарии. Ты можешь ему доверять.
«Угу. Старый друг. Что ж ты его имя так долго искал, Емеля?» — подумал Виктор, а вслух сказал:
— Бахус — это тот, который… — Он хлопнул себя тыльной стороной ладони по сонной артерии, изображая опьянение.
— Не богохульствуй, инок! — строго сказал Емельян. — Ты еще на территории храма, а уже ведешь себя как…
— Не обижайся, отец Емельян, — перебил его Виктор. — Я же должен маскироваться под мирянина.
Виктор, конечно, знал, что Бахус был солдатом, а за то, что стал христианином, его переодели в женское платье, чтобы унизить, провели в таком виде по городу, а потом бичами забили до смерти.
— Прояви уважение! Не ко мне, так хотя бы к святыням! — продолжал сердиться Емельян.
— А не проявлял бы — не взялся бы за это дело! — строго сказал Виктор, давая понять, что настала его очередь обижаться.
Повисла долгая пауза, в течение которой настоятель успел дважды мысленно вскипеть и дважды отойти. Затем он встал и подошел к пока еще иноку Ермолаю и обнял его.
— Ну прости. Прости, дорогой… Я же очень волнуюсь.
Так они и стояли несколько секунд — громадный Виктор и маленький пухлый настоятель с красным лицом.
— Бог простит. И я прощаю, — смиренно ответил инок.
— Да! И еще одно! — будто вспомнил Емельян, отстранившись от Виктора и посмотрев ему прямо в глаза. — Мандеи не признают Христа, считают его самозванцем. Так что будьте осторожны, Ермак…
* * *
С холодами, дождями, непогодой, заморозками всегда приходит уют. Инок Ермолай чувствовал себя в своей келье этакой букашкой в коконе. Пусть там хоть конец света за окном, а он в домике. Целый угол в келье «брата Ермака» занимала швейная машинка для кожи — подарок старшей дочери Маши. Тут же были сложены обрезки ремней, коробочки с иглами разных размеров, бобины с вощеными и армированными нитями, бутыль с машинным маслом, скорняцкие ножи и ножницы, металлические линейки, пузырь с резиновым клеем — все для починки и изготовления конской сбруи.
На отдельной тумбе, рядом с гладильной доской, стоял горшок с диффенбахией — подарком младшей дочери Даши.
Нет, он не забыл о них, о своих девочках. Они периодически навещали его и надеялись, что он все-таки когда-нибудь вернется.
«Ну, уже после Сирии…» — тяжело вздохнув, подумал Лавров, пока собирал рюкзак.
Первым делом Виктор достал из дальнего ящика кукри — нож непальских гуркхов с характерным профилем «крыла сокола» и заточкой по вогнутой грани. Затем — ручной тактический фонарь, которым можно не только светить в темноте, но и ослепить противника. Спальник. Мешок с термобельем, зеркальцем, бритвой, мылом и маленьким полотенцем. Комплект титановой посуды. Стальной термос на пару кружек зеленого чая. Навигатор, аптечку и противошоковый набор. Моток изоленты и моток шнура. Сухое горючее и две одноразовые зажигалки, два фальшфейера…
У батареи центрального отопления, в книжном шкафу за книжками, было сухо и тепло. Там лежал много лет рядом со старым авиабилетом один загадочный предмет и, наверное, слушал, как по трубам бежит горячая вода, а на тумбочке увядает домашний цветок. Виктор достал из-за книг кожаную суму, открыл ее и вытащил черный обсидиан правильной формы, похожий на древнерусский кирпич-плинфу.
Бесценная реликвия, оберег родной земли, секрет которого в монастыре знал только инок Ермолай, не единожды помогал журналисту в долгих и пространных беседах с настоятелем Емельяном. Виктор все-таки выучил арамейский и время от времени общался то ли с подголовным камнем Иешуа, то ли с самим собой. Но ни один богословский совет, который дал ему камень, не был пустым. Емельян уважал инока Ермака за его рассудительность, веру и знание Святого Писания. И прощал ему ироничное отношение к братии монастыря.
Да, этой ночью, терзая себя сомнениями, ехать все-таки или не ехать, Лавров порывался прильнуть к камню, чтобы спросить совета. Но что-то говорило внутри: «Это решение ты должен принять сам». И он решился…
Виктор долго держал плинфу перед собой в руках.
«Ну что, друг мой. Не могу я тебя оставить здесь. Если в наше время украли даже длань Крестителя из церкви… Порой собственный рюкзак надежнее всех дверей и замков мира».
Он аккуратно вернул черный камень в суму и спрятал глубоко в рюкзак.
Уже после обедни к центральным воротам монастыря Иоанна Русского вышел не инок Ермолай, а подстриженный, гладко выбритый мужчина в стеганой куртке, джинсах и дорожных ботинках на высоком прочном протекторе. Казалось, он стал еще выше и крепче. Мирское одеяние словно вдохнуло в него новую жизнь. Его спутница сестра Светлана невольно залилась румянцем. А настоятель отец Емельян, посмотрев на Лаврова, а затем на Светлану, почему-то загрустил:
— Помни о долге, чадо. И не греши… чрезмерно. — И тут же закашлялся.
— Благослови, отец! — только и ответил Виктор.
Емельян осенил Виктора крестным знамением.
— Благословляю раба Божьего инока Ермолая на дело православной церкви нашей во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
— Ну вот и все, — выдохнул Лавров. Но не тут-то было…
Высокая нота лошадиного «И-го-го!» донеслась из-за спины. Послушник Захар держал за повод маленькую гуцульскую кобылку Мелари.
— Ты чего это, окаянный! — в сердцах крикнул настоятель Захару.
— Да я что, отче! — оправдывался молоденький послушник. — Она сама меня сюда привела! Как чумная с утра.
— Проститься пришла! — воскликнул Виктор, подошел к кобыле, встал на колено и обнял свою любимицу за шею.
Она фыркала, топала копытом и терлась пушистыми ресницами о его щеку. Минутное прощание бывшего инока с кобылкой было настолько трогательным и будоражащим, что даже у настоятеля Емельяна в глазах стояли слезы.
— Ну, пора! — выпалил срывающимся голосом Виктор, поцеловал «гуцулку» в щеку, встал и зашагал прочь, кинув Светлане: — Пойдем, сестра!
Не оборачиваясь, они быстро вышли за ворота и через считаные минуты скрылись за холмом.
Глава 2
Фекла — дочь язычника
1
Эта зима выдалась небывало холодной. Почти каждую ночь было страшно выходить на улицу — ноги в тонких сандалиях мерзли. Но жители Иконии такого слова не знали — «мерзнуть». Страшно им было оттого, что пальцы на ногах и руках становились невероятно холодными и, казалось, вот-вот остановится сердце. Горожане болели через одного — кашляли, чихали, не могли дышать носом. Эта болезнь передавалась быстрее, чем бесплатные лепешки нищим в дни благодати.
Каждую ночь седели верблюды; правда, с первыми солнечными лучами их седина таяла, что не могло не радовать взволнованных хозяев. А кто-то из торговцев рассказывал: Бог настолько разгневался, что в глубине степей усыпал все белой мукой, мокрой и такой холодной, что можно лечь на нее и умереть… Да что говорить! Даже птицы улетели неизвестно куда! Это было похоже на светопреставление, о котором говорили древние.
И только старец Метушеллах, побывавший в рабстве у русов, где-то там, далеко за Боспором Фракийским, показал, как не умереть от холода, первым сделав глиняную печь. Но все равно это мало успокаивало. Бог явно за что-то гневался, и во что это могло вылиться дальше, не знал никто.
В тишине медленно засыпающего города слышались отдаленный треск костров и перебранки караванщиков, пригнавших верблюдов, груженных товарами, с берегов Тигра, Евфрата и Сирийского моря. Жадные беи не хотели платить высокую ночную пошлину за въезд, и по обыкновению караваны заночевали у стен города.
Девушка в шелковой куфии и длинной льняной рубахе до пят, озираясь, подошла к одному из добротных каменных домов и, прильнув к стене, маленькими шажками медленно приблизилась к резному узорчатому окну. Кожаные сандалии брата были непомерно велики ей и норовили соскочить с ноги, но она не сдавалась. Что заставило девушку из богатой семьи переодеться мужчиной, выйти из дому в кромешную тьму, да еще в такой холод, и, крадучись, словно злоумышленник, проскользнуть мимо ночных римских постов в район, где она ранее никогда не бывала?
Уже третьи сутки по Иконии ползли слухи, что в город тайно прибыл некий богослов, ученик Иешуа — Павел. Он, бывший раввин, гражданин Рима и дознаватель Иерусалимского синедриона, пошел против воли императора и примкнул к страшной секте христиан — стал учить, напутствовать и исцелять именем Господа. За вольнодумцем охотилась едва ли не вся Римская империя, но каждый раз он ускользал, будто умел проходить сквозь камень, убегать по воде, улетать по воздуху. Говорили также, что однажды ему удалось уйти от погони, превратившись в песок и слившись с пустыней. Конечно, лгут… А может, и не лгут?
Отец строго-настрого запретил Фекле думать и даже говорить об этом смутьяне. Но как не думать, когда людская молва разнесла, что благодаря Павлу старый торговец орехами, которого даже самые древние жители города знали незрячим, вдруг взглянул на мир молодыми, чистыми, как небо, глазами?
Присутствовать на мужских собраниях было строго запрещено, но дочка состоятельного и очень уважаемого горожанина стремилась попасть на проповедь, и это ей удалось, хоть и тайно, хоть и стоя за окном. И — о чудо! Она услышала голос Павла Тарсянина:
— Аввун дбищмайя ниткаддах щиммух
Тэтэ Мальчутух
Нэвэ совьянух эйчана дбищмайя аб пара…