Похитители бриллиантов
Часть 64 из 77 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
— Идет, добрейший мой Жозеф. От всей души присоединяюсь к твоей «мести»!
— Завтра прибывает почта, вот мы его и отправим.
Почта прибыла в назначенное время, с той хронометрической точностью, которая является завидным свойством англичан. Она привезла Альберу объемистый пакет. Адрес был написан незнакомым почерком, но со столькими подробностями, что де Вильрож улыбнулся.
— Так пишут только нотариусы, — пробормотал он. — Уж не извещают ли меня о получении какого-нибудь наследства?
Он попал в самую точку. Какой-то весьма и весьма отдаленный родственник, имя которого было Альберу едва знакомо, умер, оставив ему свое состояние. Это было чудовищное богатство. Оно исчислялось многими миллионами, как извещало письмо, пришедшее действительно от нотариуса.
Родственнику было около ста лет. Альбер никак не мог его вспомнить, даже перебирая воспоминания детства. Таким образом, ничто не мешало ему обрадоваться этому неожиданному дару.
— Что ж, — сказал он Александру, — чур, пополам. Я отстрою замок Вильрож, и ты приедешь туда жить вместе с женой.
Шони был готов ответить на это братское предложение дружеским отказом, когда явился судья. Со вчерашнего дня он носился по прииску в поисках концессии. Теперь он был чем-то явно взволнован.
Он слышал последние слова Альбера и тоже обратился к Александру:
— Простите, что я врываюсь без предупреждения. Пусть мне послужат извинением добрые чувства, которые я к вам питаю. Я принес вам известие, которое несомненно вас обрадует.
— Вы прекрасно знаете, что вам мы всегда рады. Мы вас считаем членом нашей семьи. Говорите.
— Вчера я искал для себя подходящий участок и весь день бегал по прииску, главным образом по заброшенным концессиям. Одна из них сразу привлекла мое внимание. Я в этом деле человек искушенный и по разным безошибочным признакам сразу увидел, что участок страшно богатый. Я тотчас предпринял пробную раскопку. Результаты были ошеломительны. Тогда я побежал в контору регистрации, чтобы узнать, окончательно ли этот участок заброшен. Я бы его взял. Управляющий конторой сказал мне, что участок был продан некоему Самуэлю Бернгейму одним французом, которого зовут Александр Шони…
— Мой участок! — воскликнул Александр.
— …и теперь он перешел по наследству в полную собственность девицы Эстер Бернгейм, по мужу — госпожа Шони. Так что примите, прошу вас, мои самые искренние поздравления. Я счастлив, что мне довелось установить, что это за необыкновенный участок. Теперь вы богаты, как Крез, можете требовать за концессию сколько хотите.
— Я предпочитаю, — улыбаясь, ответил Шони, — самому продолжать разработку. Я бы только хотел пригласить дельного и честного управляющего. Я предложил бы ему половину доходов, сколько бы это ни составляло. Пусть роет, пусть копает, пусть действует по своему усмотрению. Я стеснять его не буду, потому что я твердо решил вернуться во Францию. Вы, конечно, согласитесь быть этим управляющим?
— Я?.. Да вы мне предлагаете богатство!
— Что ж, тем лучше. Вы найдете для него хорошее применение. Скоро вы создадите себе здесь значительное положение, и это позволит вам, кроме того, продолжать дело прогресса, которое начали здесь некоторые славные исследователи-англичане. Вы знаете кафров. Надеюсь, вы поможете им освободиться от рабства и вернуть себе независимость и свободу.
Конец
О переводчике
Виктор Григорьевич Финк (1888–1973) — русский советский писатель и переводчик. Родился в Одессе, в семье адвоката. Окончил юридический факультет Парижского университета (1913). В качестве волонтера Иностранного легиона участвовал в первой мировой войне, воевал на Западном фронте. Написанный впоследствии роман В. Г. Финка «Иностранный легион» увидел свет в 1935 году — перед самым началом второй мировой войны. Роман был сразу же отмечен и критикой и читателями. По словам академика Е. В. Тарле, в нем художественно воплотилась «сила правды о войне». Ученый писал: «Это сильнее и страшнее, чем Ремарк и Барбюс». Историки литературы относят «Иностранный легион» к числу лучших антивоенных романов XX века. Эта книга неоднократно переиздавалась у нас и за рубежом.
Перу В. Г. Финка принадлежат также повести и рассказы, очерки (первыми его книгами были небольшие сборники сатирико-юмористических рассказов, вышедшие в 1926–1927 гг.), роман «Судьба Анри Ламбера» (опубликован в 1942 г.), действие в котором происходит во Франции накануне второй мировой войны. Писатель много сил отдавал антифашистской публицистике.
Годы студенчества в Париже запомнились В. Г. Финку на всю жизнь. Он полюбил этот великий город и всегда ощущал свою духовную связь с Францией, с французской культурой. В Париже живут герои его произведений. «Литературные воспоминания» В. Г. Финка (впервые опубликованные отдельной книгой в 1960 г.) начинаются рассказом о первом знакомстве писателя с Парижем — в 1909 году:
«Едва приехав, я стал бегать по городу, движимый тем страстным любопытством, с каким мы смотрим иллюстрации к взволновавшей нас книге.
Вот шумные бульвары, величественные площади, зеленые парки. Все было именно так, как описал Мопассан.
И еще были грязные боковые узкие закоулки — убежище нищеты и отчаяния, — их описал Золя».
В 1910 году парижские газеты сообщили о смерти знаменитого писателя и путешественника Луи Буссенара, скончавшегося 11 сентября в Орлеане. Буссенар был одним из любимых писателей будущего переводчика «Похитителей бриллиантов».
Обращаясь к читателям романа, В. Г. Финк писал в послесловии (в издании 1957 г.):
«В «Похитителях бриллиантов» главные действующие лица пустились на далекие берега Замбези только в надежде разбогатеть. Конечно, цель не такая уж возвышенная, и люди эти неизмеримо далеко стоят от того идеала героизма, который составили себе мы, люди советские. И все-таки эти три француза — Шони, Вильрож и Жозеф, а также ирландец-судья — симпатичны. Они не ослеплены страстью к стяжательству. Посмотрите, с каким великодушием, с каким мужеством, с какой беззаветной самоотверженностью заступаются они за слабых, за угнетенных. Посмотрите, с каким уважением нарисовал автор образы бушмена и Зуги, — и это в такую пору, когда даже образованные европейцы относились к людям черной кожи презрительно и звали их дикарями. В этом гуманизме — главное достоинство книги».
Добавим в заключение, что герои Буссенара, далекие от советского «идеала героизма», неизмеримо ближе к реальной жизни, чем герои отечественных романов, «облагороженные» с помощью метода соцреализма. Именно такими, как Шони, Вильрож и Жозеф, по-видимому, и были лучшие из тех неутомимых путешественников XIX века, которые забирались в отдаленные уголки мира, открывали неизвестные земли, реки, озера, острова. Рискуя жизнью, искали, находили и не сдавались. Они были предприимчивы и авантюристичны, но не забывали о том, что «дикие аборигены» — такие же люди, как и они, европейцы, люди, нуждающиеся в совете и помощи, готовые постоять за свою свободу.
И. Лосиевский
* * *
notes
Примечания
1
Прииск — место разработки драгоценных ископаемых.
2
Карат — единица массы, применяемая в ювелирном деле при взвешивании драгоценных камней; метрический карат — 200 мг, британский — 205 мг.
3
Маклер — посредник при заключении сделок на фондовых, товарных и валютных биржах.
4
Фунт стерлингов — денежная единица Великобритании, равная 100 пенсам. (Пенс — разменная монета.)
5
Кельтский язык — т. е. относящийся к группе кельтских языков, включающей галльский, кельтиберский, гойдельские языки (в том числе ирландский), бриттские языки.
6
Грикаленд-Уэст — территория в Южно-Африканской Республике, на севере Капской провинции. В конце XIX в. — округ в Британской Капской колонии.