Осознанное счастье. Путь к гармонии с собой и миром
Часть 3 из 17 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Каждый год в феврале мы с женой Евой ездим в Кабо-Сан-Лукас, чтобы сбежать от зимнего дождя, льющего в наших краях беспрестанно. Курорт расположен всего в двух часах лету от Кремниевой долины; утром мы вылетаем и уже вечером оказываемся на прекрасном пляже. В один год поездка выдалась идеальной. По утрам мы медитировали с видом на океан, потом шли плавать. Помню, мы сидели в шезлонгах на пляже и чувствовали себя совершенно счастливыми. Я обнял мою прекрасную дорогую Еву и со вздохом произнес: «Как жаль, что все дни не могут быть похожи на этот». И только я услышал эти слова, как понял, что даже в этот идиллический момент был слегка недоволен.
• • •
С кем не бывало: в самые замечательные моменты жизни мы ловим себя на мысли — «ну почему каждый день не может быть как этот?». Даже когда все идет превосходно, мы не можем наслаждаться жизнью, ведь в голове свербит мысль: «Как жаль, что…» Нам постоянно хочется продлить идеальный момент или, если это невозможно, повторить его. Часто мы всё пытаемся запечатлеть, беспрестанно снимаем, записываем видео, пытаясь «ухватить» идеальный момент, «законсервировать» его. Само удовольствие отодвигается на второй план попытками его продлить, повторить или заснять. Вместо того чтобы расслабляться и наслаждаться моментом, мы заняты активной мыслительной деятельностью, строим планы и документируем! На это жалко смотреть.
Даже в самых благоприятных ситуациях наш опыт омрачается подспудным беспокойством о том, что все хорошее когда-то кончается. Всем нам знакома «меланхолия воскресного вечера» после идеальных выходных. Это сожаление, легкое чувство неудовлетворенности возникает, потому что мы понимаем — бессознательно или осознанно, — что этот момент ускользает от нас и уже наполовину прошел. Даже счастье настоящего омрачается, ведь мы постоянно стараемся избежать следующего несчастья.
Разве так надо радоваться хорошим моментам?
Что, если удастся продлить идеальный день? Решит ли это нашу проблему? Допустим, мы провели идеальный день на пляже с лучшими друзьями. Представьте, что отныне каждый день будет таким, как День сурка, но на пляже с ребятами, солнце всегда будет светить, и так долгие годы. Чем это закончится? Исчерпаем ли мы в итоге темы для разговора? Захочется ли нам переместиться на другой пляж? Или возникнет странное желание, чтобы пошел дождь, просто для разнообразия? Или захочется другой еды? А может, новых друзей? Скорее всего — и нам это прекрасно известно, — через некоторое время опостылеют песок и солнце, одни и те же люди и еда, мы заскучаем. Те внешние обстоятельства, что когда-то приносили счастье и удовлетворение, станут причиной неудовлетворенности.
Какой же вывод? Поиск счастья в ситуациях, внешних обстоятельствах и вещах безнадежен по трем причинам.
1.
Мы не знаем, что на самом деле нам нужно для счастья.
2.
Даже если мы сумеем угадать, что нам нужно для счастья, и создать «правильные» обстоятельства, нам будет трудно получить удовольствие от «идеальной» ситуации. Мы попытаемся продлить момент или почувствуем себя несчастными, зная, что он скоро закончится.
3.
То, что приносит счастье, становится основой будущей неудовлетворенности.
Парадокс поисков счастья в обстоятельствах состоит в том, что эти поиски явно бессмысленны, ведь счастье в итоге находят совсем другими путями. Новейшие научные исследования подтверждают, что чувство удовлетворенности жизнью в среднем лишь на 10% зависит от внешних обстоятельств4.
• • • ПАКЧОК РИНПОЧЕ • • •
Согласно традиции, в которой я родился, до женитьбы я был монахом. У меня имелись весьма романтические представления о браке и очень большие ожидания. Мне нравилось всё в моей будущей жене. Она была необыкновенно доброй, умной и образованной, и на нее было приятно смотреть. Я ни капли не сомневался, что, женившись на ней, буду счастлив всегда.
Незадолго до свадьбы отец дал мне совет, как сохранить гармонию в браке. Когда жена разозлится на тебя, сказал он, не распаляйся в ответ, не отвечай на обвинения, просто молча выслушай ее. А потом встань и тихонько выйди.
С точки зрения современного человека, это, пожалуй, звучит немного наивно. Мой отец родом из Восточного Тибета — края кочевников, где к женщинам не всегда относились как к равным. Однако в семье моего деда было несколько женщин, достигших духовной реализации и славившихся своей мудростью. Растила меня мама, как и моего младшего брата и двух младших сестер. Она была не только прекрасной матерью, но и верной спутницей моего отца и помогала ему реализовать все его устремления. Мои родители считали очень важным воспитывать в детях уважение к способностям и талантам каждого человека независимо от гендерной принадлежности и социального происхождения. Именно поэтому отцовский совет был продиктован уважением и отношением к женщине как к равной себе.
В первые недели моего брака все казалось идеальным. До свадьбы мы проводили вместе много времени, а теперь находились рядом двадцать четыре часа в сутки, и это меня радовало. Я обнаружил, что наши взгляды совпадают даже больше, чем я представлял. Мы жили в блаженстве, я не хотел, чтобы что-то менялось.
Но имелась одна проблема. До брака каждый из нас жил самостоятельно и привык к этому. Через несколько недель совместной жизни гармония разладилась. Началось это почти незаметно, с маленьких ссор, но вскоре мы стали конфликтовать каждый день. И я пытался контролировать ситуацию.
Сначала жена пробовала приспособиться ко мне, уступала, чтобы сохранить мир в доме, но однажды во время очередной ссоры я вспомнил отцовский совет. Тогда я попробовал прислушаться к ней и поначалу терпеливо слушал, но потом начал думать: «Почему она настаивает, чтобы все было именно так? Неужели не видит, что все было хорошо по-моему, и зачем все менять?» Я встал и попятился к двери.
«И куда это ты пошел? Мы не договорили!» — воскликнула она. Жена училась на Западе и не намерена была терпеть мое отсталое авторитарное поведение.
Я был поражен. Никогда не думал, что брак окажется таким сложным делом. Накануне свадьбы я представлял лишь идеализированную версию брака и думал, что он принесет мне счастье. Столкнувшись с новой реальностью, я выбежал из комнаты.
Оказалось, мне еще предстоит многое узнать о браке, а мои поиски счастья со свадьбы только начались.
• • •
Если продолжительное счастье нельзя найти в обстоятельствах, где же его искать? Какие еще варианты кроме нашей постоянной озабоченности улучшением текущей ситуации, «консервированием» удачных моментов и избеганием неудачных?
Не думай о прошлом и о будущем; пусть ум обитает в настоящем.
Сиддхартха Гаутама (Будда)
ГДЕ ЖЕ ИСКАТЬ СЧАСТЬЕ?
В 2010 году в рамках исследования с целью определить, что приносит людям счастье, ученые выяснили, что люди чувствуют себя счастливее всего, когда полностью погружены в текущий момент, а не увлечены потоком беспорядочных мыслей5. Авторы исследования Мэттью Киллингсворт и Дэниел Гилберт выяснили, что почти половину времени, пока мы находимся в состоянии бодрствования, мы рассеянны и отвлекаемся на посторонние мысли. Более того, в эти периоды участники чувствовали себя гораздо менее счастливыми, чем когда были сосредоточены на текущем моменте. Ученые окрестили состояние рассеянности «блужданием ума». В такие моменты человек совсем не замечает, что происходит сейчас; он целиком погружен в свои мысли. По словам ученых, степень «блуждания» безошибочно предсказывает, счастлив человек или нет.
Еще одной удивительной находкой этого исследования оказалось то, что, когда человек вынужденно занимается неприятным делом, он в среднем чувствует себя счастливее, чем когда погружен в поток мыслей! Например, люди, застрявшие в пробке, но сосредоточенные на текущем моменте, счастливее тех, кто в это время витал в облаках. И даже тех, чьи мысли были приятными!
Вы только задумайтесь. Сосредоточенно глядя на бесконечную вереницу машин, мы чувствуем себя счастливее, чем когда праздно размышляем о гораздо более приятных вещах! И наука подтверждает: чем более прочно и осознанно мы укореняемся в настоящем — каким бы оно ни было, — тем ближе подходим к истинному счастью.
Радикальное открытие, не так ли?
Основа нашей неудовлетворенности — наше постоянное, непрекращающееся стремление к оценке качества своего существования.
Тулку Ургьен Ринпоче
ЕСЛИ ЭТО ТАК, ЧТО ЖЕ МЕШАЕТ НАМ ПРОСТО ПРИСУТСТВОВАТЬ В НАСТОЯЩЕМ?
Если вы внимательно прислушаетесь к своему уму, то скоро заметите постоянный внутренний диалог с самими собой. Как будто в нашей голове живет спортивный комментатор, который не замолкает ни на секунду, описывает и оценивает ходы и подачи, которые мы совершаем, занимаясь повседневными делами. Этот отнюдь не беспристрастный комментарий, в котором все мы принимаем участие, не оставляет без внимания ни одного успеха и неудачи. Он снабжает нас статистикой и данными, чтобы мы знали, от чего отталкиваться, побеждаем мы или проигрываем и насколько. Правда в том, что мы даже не замечаем своих непосредственных переживаний, не пропустив их через этого «посредника». Мы бесконечно описываем, измеряем, оцениваем и сравниваем всё, что с нами происходит. Почти каждую секунду мы выносим суждения и оценки: хорошо или плохо идут дела? Потом думаем о том, о чем только что подумали, и пытаемся оценить это. Мысль ведет к следующей, а потом к очередной, пока этот поток не прерывает новая информация от органов чувств; и процесс начинается снова.
Например, наша соседка проносится мимо в новой машине. Не проходит и секунды, как возникает мысль, что и нам, пожалуй, пора обновить авто. Мысли, визуализации и планы приобретения новой машины тут же возникают в голове безо всяких усилий. «Хм-м. Мне понадобится большая прибавка к зарплате, которой я вполне заслуживаю! Но кто даст мне ее? Может, лучше найти новую работу, на которой меня будут больше ценить? К чему себя обманывать: моя работа хуже некуда, это тупик, мне никогда не будут платить столько, сколько я хочу. Да, пожалуй, лучше найти новую работу; это и к лучшему, ведь мои коллеги идиоты, они меня достали!» Мы всё глубже погружаемся в мысли о том, как неблагодарные работодатели платят нам слишком мало, и размышляем о карьерных перспективах, и тут ветер крепчает, и ход наших мыслей меняется. «Ого, как похолодало! Надо найти свитер, прежде чем идти на эту дурацкую работу. Где мой синий свитер? Неужели муж опять забыл забрать вещи из химчистки? Ну вот, опять. Сколько ни напоминай, вечно он все забывает! Как же он меня бесит! Кажется, пора серьезно поговорить». Снова ум пустился в пляс, и все это произошло за пару секунд, пока вы шли от двери дома до тротуара.
Мы привыкли постоянно оценивать свой опыт, а потом мусолить его в уме. Если все идет как нам хочется, мы сразу начинаем думать, как бы подольше сохранить это «благополучие». Но, как мы уже говорили, в стремлении уцепиться за приятное кроется смутная неудовлетворенность происходящим. Почему? Потому что мы предвидим грядущие изменения и возможную потерю и тревожимся из-за этого.
А если текущая ситуация нас не устраивает, мы сразу начинаем размышлять, как ее прекратить. Мало того что мы испытываем неудовлетворенность, которая проистекает из любого неприятного опыта — мы боимся и переживаем, что ситуация затянется, причем, возможно, на невыносимо долгий период.
Я пережил много ужасных событий. Некоторые из них даже произошли на самом деле.
Марк Твен
Когда мы видим человека, который идет по улице и сам с собой разговаривает, мы решаем, что он немного странный и, возможно, страдает психическим отклонением. Но будем честны: большую часть дня мы тоже разговариваем сами с собой, хоть и мысленно, и если бы мы всё это произносили вслух, у людей, оказавшихся поблизости, тоже возникли бы сомнения в нашей вменяемости. И не только потому, что мы нарушали бы общественные нормы. Еще и потому, что наш внутренний монолог вдобавок обычно глупый, поверхностный и очень зациклен на себе.
Конечно, иногда мы думаем о важном — решаем в уме задачи, строим планы, определяем приоритеты и т. д. Но привычка постоянно оценивать качество жизни, делить на плохое и хорошее, перечислять, к чему мы стремимся и чего хотим избежать, поглощает все наше время и силы и не поддается контролю. Наш внутренний монолог постоянен и по большей части бесполезен.
Мы не решаем важные проблемы и не делаем судьбоносный жизненный выбор каждый раз, когда ждем друзей, опаздывающих к обеду. А теперь представьте: мы сосредоточены на настоящем и разрешаем своему уму блуждать только намеренно, поскольку это служит нашим целям6. Так мы не только станем счастливее; это и менее утомительно.
У большинства людей уже был опыт полноценного пребывания в настоящем моменте; почувствовав себя «здесь и сейчас», они внезапно освободились от постоянного осуждения, сравнения и оценки, характеризующих наше существование.
Этот момент полного присутствия в настоящем случается во время игры или интенсивных физических тренировок. Например, один наш друг занимается кайтсерфингом. Этот спорт настолько опасен, что просто нет другого выбора, кроме как сосредоточиться на том, что делаешь. Друг называет это «зоной фокуса» и говорит, что в этой зоне обычный «думающий ум» куда-то пропадает и происходит полное погружение в текущий момент, в поток.
Исследование Киллингсворта и Гилберта, о котором мы говорили ранее, показало, что люди чаще всего сосредоточиваются на текущем моменте не когда подвергают себя опасности, а когда занимаются сексом. И это неудивительно!
Впрочем, чтобы быть «здесь и сейчас», не обязательно заниматься ни сексом, ни опасным спортом. В других исследованиях люди сообщали о состоянии полной вовлеченности в текущий момент во время интенсивных тренировок, занятий компьютерным программированием, музыкальной импровизацией или даже во время видеоигры! Они говорили, что были полностью сосредоточены на происходящем, а обычные мысли и заботы переставали их тревожить7.
Что общего у всех этих занятий? Они настолько глубоко связывают нас с настоящим, что мы забываем измерять и оценивать качество жизни. Так что же теперь, постоянно заниматься сексом, устраивать джемы и импровизировать или часами писать компьютерный код?
Если решение в этом, у нас по-прежнему есть проблема — и немалая. Ведь счастье наше по-прежнему зависит от внешних (и следовательно, переменчивых) условий, которые мы не в силах контролировать. Увы, мы обречены быть их жертвами.
Зачем тревожиться? Если можно исправить ситуацию, исправьте. Если нет, разве тревога поможет ее исправить?
Шантидева
НАЧНИТЕ С КОНЦЕНТРАЦИИ НА ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ
Когда все идет не так, как мы задумали, но в наших силах исправить ситуацию, мы должны это сделать. Однако необходимо сразу переходить к действию и не тратить время, переживая, что произойдет, если ничего не получится. А если сделать ничего нельзя, разве ваше беспокойство не ухудшит ситуацию в целом? И если все хорошо, почему не насладиться текущим моментом, вместо того чтобы думать, как бы продлить его, или сожалеть о том, что момент скоро пройдет? Чем больше мы концентрируемся на настоящем, а не на том, что «может быть» произойдет или уже произошло, тем активнее растет в нас умение наслаждаться лучшими моментами жизни. Более того, сосредоточиваясь на происходящем непосредственно сейчас, мы не преувеличиваем негатив и не позволяем плохому захлестнуть нас.
Настоящее, осознанное счастье обретается методами, которые учат нас быть удовлетворенными и видеть смысл независимо от того, как складываются обстоятельства — по-нашему или нет. Ища счастье в обстоятельствах, мы потратим огромное количество сил, надеясь на лучшее и опасаясь худшего.
Не застревайте на этих качелях, которые будут постоянно бросать вас то вверх, то вниз; освободитесь от надежды и страха, направляя внимание на настоящее. Не следуйте за мыслями, способными увлечь нас в далекие дали; не гоняйтесь за одной мыслью, потом за другой, а учитесь укоренять внимание в настоящем. Таким образом, когда случится что-то хорошее, мы сможем насладиться этим в полной мере, а когда плохое — всё с нами будет в порядке.
Как же этого достичь? Во-первых, необходимо научиться контролировать оценивающий ум, а для этого совершить небольшой, но радикальный сдвиг в способе концентрации внимания. Это положит начало счастью, и нет лучшего метода научиться этому, чем медитация.
Люди тысячелетиями практикуют медитации, которым мы учим в этой книге. Упражнения на тренировку внимания — оптимальный способ отучить ум от привычного зацикливания на мыслях и натренировать его концентрироваться на настоящем.
Помните пример с псом и львом? Вы похожи на пса, бросающегося за камнем, когда мчитесь за мыслями и вовлекаетесь в их бесконечное преследование. Вы похожи на льва, когда не обращаете внимания на камни, но поворачиваетесь лицом к тому, кто их бросает, — в нашем случае к уму. Увидев свой ум и поняв, как его контролировать, вы обретете чувство спокойного благополучия, которое нельзя поколебать, что бы ни случилось.
Попробуем прекратить гонку и дадим себе передышку.
ГЛАВА 3
НЕЗАМЕНИМАЯ ОСНОВА СЧАСТЬЯ: ПОНИМАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РАБОТЫ УМА
Бывало ли так, что какой-то фильм вам очень понравился, а вашему другу нет? Фильм по природе своей не плохой и не хороший. У нас могут быть общие представления о том, что нам нравится и не нравится в кино, но в итоге восприятие фильма индивидуально. Это справедливо не только для кино, но и для всего происходящего в жизни: последним судьей опыта становится ум, и именно он определяет, считать ли происходящее веселым или грустным, интересным или скучным, плохим или хорошим.
• • • ЭРРИК СОЛОМОН • • •
Ежедневный путь от Сан-Франциско до моего офиса в Маунтин-Вью в Кремниевой долине занимает сорок пять минут. Если повезет.
Но обычно мне не везет.
Нередко на этой дороге попадаются довольно агрессивные водители, и часто кто-то из них пытается обогнать всех, перестраиваясь с полосы на полосу. При этом они подрезают меня, вынуждая ударить по тормозам. Я прихожу в такую ярость, что начинаю сам лавировать в потоке машин — по сути, делать то же самое, что взбесило меня самого, а все ради того, чтобы обогнать обидчика. В самые невезучие дни я даже нарочно замедляюсь, пристроившись впереди лихача. Могу даже показать ему неприличный жест.
Иногда мы с другом объединяемся и едем на одной машине. Однажды, когда я сидел на месте пассажира, мой друг за рулем увлеченно объяснял что-то про новый код, который разрабатывал, и внезапно прямо перед нами выехала машина — так близко, что я аж вздрогнул. Друг спокойно нажал на тормоз. Я было хотел выругаться, как таких козлов пускают за руль, и думал, что мы вместе покричим обидчику вслед, но мой друг как будто ничего не заметил. Он вел машину с тем же радостным выражением лица и рассказывал о крутом новом алгоритме.
Событие одно и то же: кто-то подрезает нас на дороге. Но его восприятие сильно различается у разных людей. Я очень разозлился; мой друг не придал случившемуся значения, а лишь спокойно нажал на тормоза.
Мой друг не знал об этом, но, когда я увидел его отстраненную реакцию, мне стало стыдно за свое поведение на дороге. Я понял, что моя злость не помогает изменить ситуацию или покончить с водительской агрессией. Она просто превращает меня в козла.
• • •
Хотя наш опыт отчасти формируется обстоятельствами, именно ум определяет качество опыта и то, как он влияет на наше общее состояние. Восприятие и оценка событий происходят в уме; следовательно, если нам нужно базовое счастье, стоит работать с умом — главным «формовщиком» опыта. Но для этого надо понять механизм его действия.
УПРАЖНЕНИЕ 1
• • •
С кем не бывало: в самые замечательные моменты жизни мы ловим себя на мысли — «ну почему каждый день не может быть как этот?». Даже когда все идет превосходно, мы не можем наслаждаться жизнью, ведь в голове свербит мысль: «Как жаль, что…» Нам постоянно хочется продлить идеальный момент или, если это невозможно, повторить его. Часто мы всё пытаемся запечатлеть, беспрестанно снимаем, записываем видео, пытаясь «ухватить» идеальный момент, «законсервировать» его. Само удовольствие отодвигается на второй план попытками его продлить, повторить или заснять. Вместо того чтобы расслабляться и наслаждаться моментом, мы заняты активной мыслительной деятельностью, строим планы и документируем! На это жалко смотреть.
Даже в самых благоприятных ситуациях наш опыт омрачается подспудным беспокойством о том, что все хорошее когда-то кончается. Всем нам знакома «меланхолия воскресного вечера» после идеальных выходных. Это сожаление, легкое чувство неудовлетворенности возникает, потому что мы понимаем — бессознательно или осознанно, — что этот момент ускользает от нас и уже наполовину прошел. Даже счастье настоящего омрачается, ведь мы постоянно стараемся избежать следующего несчастья.
Разве так надо радоваться хорошим моментам?
Что, если удастся продлить идеальный день? Решит ли это нашу проблему? Допустим, мы провели идеальный день на пляже с лучшими друзьями. Представьте, что отныне каждый день будет таким, как День сурка, но на пляже с ребятами, солнце всегда будет светить, и так долгие годы. Чем это закончится? Исчерпаем ли мы в итоге темы для разговора? Захочется ли нам переместиться на другой пляж? Или возникнет странное желание, чтобы пошел дождь, просто для разнообразия? Или захочется другой еды? А может, новых друзей? Скорее всего — и нам это прекрасно известно, — через некоторое время опостылеют песок и солнце, одни и те же люди и еда, мы заскучаем. Те внешние обстоятельства, что когда-то приносили счастье и удовлетворение, станут причиной неудовлетворенности.
Какой же вывод? Поиск счастья в ситуациях, внешних обстоятельствах и вещах безнадежен по трем причинам.
1.
Мы не знаем, что на самом деле нам нужно для счастья.
2.
Даже если мы сумеем угадать, что нам нужно для счастья, и создать «правильные» обстоятельства, нам будет трудно получить удовольствие от «идеальной» ситуации. Мы попытаемся продлить момент или почувствуем себя несчастными, зная, что он скоро закончится.
3.
То, что приносит счастье, становится основой будущей неудовлетворенности.
Парадокс поисков счастья в обстоятельствах состоит в том, что эти поиски явно бессмысленны, ведь счастье в итоге находят совсем другими путями. Новейшие научные исследования подтверждают, что чувство удовлетворенности жизнью в среднем лишь на 10% зависит от внешних обстоятельств4.
• • • ПАКЧОК РИНПОЧЕ • • •
Согласно традиции, в которой я родился, до женитьбы я был монахом. У меня имелись весьма романтические представления о браке и очень большие ожидания. Мне нравилось всё в моей будущей жене. Она была необыкновенно доброй, умной и образованной, и на нее было приятно смотреть. Я ни капли не сомневался, что, женившись на ней, буду счастлив всегда.
Незадолго до свадьбы отец дал мне совет, как сохранить гармонию в браке. Когда жена разозлится на тебя, сказал он, не распаляйся в ответ, не отвечай на обвинения, просто молча выслушай ее. А потом встань и тихонько выйди.
С точки зрения современного человека, это, пожалуй, звучит немного наивно. Мой отец родом из Восточного Тибета — края кочевников, где к женщинам не всегда относились как к равным. Однако в семье моего деда было несколько женщин, достигших духовной реализации и славившихся своей мудростью. Растила меня мама, как и моего младшего брата и двух младших сестер. Она была не только прекрасной матерью, но и верной спутницей моего отца и помогала ему реализовать все его устремления. Мои родители считали очень важным воспитывать в детях уважение к способностям и талантам каждого человека независимо от гендерной принадлежности и социального происхождения. Именно поэтому отцовский совет был продиктован уважением и отношением к женщине как к равной себе.
В первые недели моего брака все казалось идеальным. До свадьбы мы проводили вместе много времени, а теперь находились рядом двадцать четыре часа в сутки, и это меня радовало. Я обнаружил, что наши взгляды совпадают даже больше, чем я представлял. Мы жили в блаженстве, я не хотел, чтобы что-то менялось.
Но имелась одна проблема. До брака каждый из нас жил самостоятельно и привык к этому. Через несколько недель совместной жизни гармония разладилась. Началось это почти незаметно, с маленьких ссор, но вскоре мы стали конфликтовать каждый день. И я пытался контролировать ситуацию.
Сначала жена пробовала приспособиться ко мне, уступала, чтобы сохранить мир в доме, но однажды во время очередной ссоры я вспомнил отцовский совет. Тогда я попробовал прислушаться к ней и поначалу терпеливо слушал, но потом начал думать: «Почему она настаивает, чтобы все было именно так? Неужели не видит, что все было хорошо по-моему, и зачем все менять?» Я встал и попятился к двери.
«И куда это ты пошел? Мы не договорили!» — воскликнула она. Жена училась на Западе и не намерена была терпеть мое отсталое авторитарное поведение.
Я был поражен. Никогда не думал, что брак окажется таким сложным делом. Накануне свадьбы я представлял лишь идеализированную версию брака и думал, что он принесет мне счастье. Столкнувшись с новой реальностью, я выбежал из комнаты.
Оказалось, мне еще предстоит многое узнать о браке, а мои поиски счастья со свадьбы только начались.
• • •
Если продолжительное счастье нельзя найти в обстоятельствах, где же его искать? Какие еще варианты кроме нашей постоянной озабоченности улучшением текущей ситуации, «консервированием» удачных моментов и избеганием неудачных?
Не думай о прошлом и о будущем; пусть ум обитает в настоящем.
Сиддхартха Гаутама (Будда)
ГДЕ ЖЕ ИСКАТЬ СЧАСТЬЕ?
В 2010 году в рамках исследования с целью определить, что приносит людям счастье, ученые выяснили, что люди чувствуют себя счастливее всего, когда полностью погружены в текущий момент, а не увлечены потоком беспорядочных мыслей5. Авторы исследования Мэттью Киллингсворт и Дэниел Гилберт выяснили, что почти половину времени, пока мы находимся в состоянии бодрствования, мы рассеянны и отвлекаемся на посторонние мысли. Более того, в эти периоды участники чувствовали себя гораздо менее счастливыми, чем когда были сосредоточены на текущем моменте. Ученые окрестили состояние рассеянности «блужданием ума». В такие моменты человек совсем не замечает, что происходит сейчас; он целиком погружен в свои мысли. По словам ученых, степень «блуждания» безошибочно предсказывает, счастлив человек или нет.
Еще одной удивительной находкой этого исследования оказалось то, что, когда человек вынужденно занимается неприятным делом, он в среднем чувствует себя счастливее, чем когда погружен в поток мыслей! Например, люди, застрявшие в пробке, но сосредоточенные на текущем моменте, счастливее тех, кто в это время витал в облаках. И даже тех, чьи мысли были приятными!
Вы только задумайтесь. Сосредоточенно глядя на бесконечную вереницу машин, мы чувствуем себя счастливее, чем когда праздно размышляем о гораздо более приятных вещах! И наука подтверждает: чем более прочно и осознанно мы укореняемся в настоящем — каким бы оно ни было, — тем ближе подходим к истинному счастью.
Радикальное открытие, не так ли?
Основа нашей неудовлетворенности — наше постоянное, непрекращающееся стремление к оценке качества своего существования.
Тулку Ургьен Ринпоче
ЕСЛИ ЭТО ТАК, ЧТО ЖЕ МЕШАЕТ НАМ ПРОСТО ПРИСУТСТВОВАТЬ В НАСТОЯЩЕМ?
Если вы внимательно прислушаетесь к своему уму, то скоро заметите постоянный внутренний диалог с самими собой. Как будто в нашей голове живет спортивный комментатор, который не замолкает ни на секунду, описывает и оценивает ходы и подачи, которые мы совершаем, занимаясь повседневными делами. Этот отнюдь не беспристрастный комментарий, в котором все мы принимаем участие, не оставляет без внимания ни одного успеха и неудачи. Он снабжает нас статистикой и данными, чтобы мы знали, от чего отталкиваться, побеждаем мы или проигрываем и насколько. Правда в том, что мы даже не замечаем своих непосредственных переживаний, не пропустив их через этого «посредника». Мы бесконечно описываем, измеряем, оцениваем и сравниваем всё, что с нами происходит. Почти каждую секунду мы выносим суждения и оценки: хорошо или плохо идут дела? Потом думаем о том, о чем только что подумали, и пытаемся оценить это. Мысль ведет к следующей, а потом к очередной, пока этот поток не прерывает новая информация от органов чувств; и процесс начинается снова.
Например, наша соседка проносится мимо в новой машине. Не проходит и секунды, как возникает мысль, что и нам, пожалуй, пора обновить авто. Мысли, визуализации и планы приобретения новой машины тут же возникают в голове безо всяких усилий. «Хм-м. Мне понадобится большая прибавка к зарплате, которой я вполне заслуживаю! Но кто даст мне ее? Может, лучше найти новую работу, на которой меня будут больше ценить? К чему себя обманывать: моя работа хуже некуда, это тупик, мне никогда не будут платить столько, сколько я хочу. Да, пожалуй, лучше найти новую работу; это и к лучшему, ведь мои коллеги идиоты, они меня достали!» Мы всё глубже погружаемся в мысли о том, как неблагодарные работодатели платят нам слишком мало, и размышляем о карьерных перспективах, и тут ветер крепчает, и ход наших мыслей меняется. «Ого, как похолодало! Надо найти свитер, прежде чем идти на эту дурацкую работу. Где мой синий свитер? Неужели муж опять забыл забрать вещи из химчистки? Ну вот, опять. Сколько ни напоминай, вечно он все забывает! Как же он меня бесит! Кажется, пора серьезно поговорить». Снова ум пустился в пляс, и все это произошло за пару секунд, пока вы шли от двери дома до тротуара.
Мы привыкли постоянно оценивать свой опыт, а потом мусолить его в уме. Если все идет как нам хочется, мы сразу начинаем думать, как бы подольше сохранить это «благополучие». Но, как мы уже говорили, в стремлении уцепиться за приятное кроется смутная неудовлетворенность происходящим. Почему? Потому что мы предвидим грядущие изменения и возможную потерю и тревожимся из-за этого.
А если текущая ситуация нас не устраивает, мы сразу начинаем размышлять, как ее прекратить. Мало того что мы испытываем неудовлетворенность, которая проистекает из любого неприятного опыта — мы боимся и переживаем, что ситуация затянется, причем, возможно, на невыносимо долгий период.
Я пережил много ужасных событий. Некоторые из них даже произошли на самом деле.
Марк Твен
Когда мы видим человека, который идет по улице и сам с собой разговаривает, мы решаем, что он немного странный и, возможно, страдает психическим отклонением. Но будем честны: большую часть дня мы тоже разговариваем сами с собой, хоть и мысленно, и если бы мы всё это произносили вслух, у людей, оказавшихся поблизости, тоже возникли бы сомнения в нашей вменяемости. И не только потому, что мы нарушали бы общественные нормы. Еще и потому, что наш внутренний монолог вдобавок обычно глупый, поверхностный и очень зациклен на себе.
Конечно, иногда мы думаем о важном — решаем в уме задачи, строим планы, определяем приоритеты и т. д. Но привычка постоянно оценивать качество жизни, делить на плохое и хорошее, перечислять, к чему мы стремимся и чего хотим избежать, поглощает все наше время и силы и не поддается контролю. Наш внутренний монолог постоянен и по большей части бесполезен.
Мы не решаем важные проблемы и не делаем судьбоносный жизненный выбор каждый раз, когда ждем друзей, опаздывающих к обеду. А теперь представьте: мы сосредоточены на настоящем и разрешаем своему уму блуждать только намеренно, поскольку это служит нашим целям6. Так мы не только станем счастливее; это и менее утомительно.
У большинства людей уже был опыт полноценного пребывания в настоящем моменте; почувствовав себя «здесь и сейчас», они внезапно освободились от постоянного осуждения, сравнения и оценки, характеризующих наше существование.
Этот момент полного присутствия в настоящем случается во время игры или интенсивных физических тренировок. Например, один наш друг занимается кайтсерфингом. Этот спорт настолько опасен, что просто нет другого выбора, кроме как сосредоточиться на том, что делаешь. Друг называет это «зоной фокуса» и говорит, что в этой зоне обычный «думающий ум» куда-то пропадает и происходит полное погружение в текущий момент, в поток.
Исследование Киллингсворта и Гилберта, о котором мы говорили ранее, показало, что люди чаще всего сосредоточиваются на текущем моменте не когда подвергают себя опасности, а когда занимаются сексом. И это неудивительно!
Впрочем, чтобы быть «здесь и сейчас», не обязательно заниматься ни сексом, ни опасным спортом. В других исследованиях люди сообщали о состоянии полной вовлеченности в текущий момент во время интенсивных тренировок, занятий компьютерным программированием, музыкальной импровизацией или даже во время видеоигры! Они говорили, что были полностью сосредоточены на происходящем, а обычные мысли и заботы переставали их тревожить7.
Что общего у всех этих занятий? Они настолько глубоко связывают нас с настоящим, что мы забываем измерять и оценивать качество жизни. Так что же теперь, постоянно заниматься сексом, устраивать джемы и импровизировать или часами писать компьютерный код?
Если решение в этом, у нас по-прежнему есть проблема — и немалая. Ведь счастье наше по-прежнему зависит от внешних (и следовательно, переменчивых) условий, которые мы не в силах контролировать. Увы, мы обречены быть их жертвами.
Зачем тревожиться? Если можно исправить ситуацию, исправьте. Если нет, разве тревога поможет ее исправить?
Шантидева
НАЧНИТЕ С КОНЦЕНТРАЦИИ НА ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ
Когда все идет не так, как мы задумали, но в наших силах исправить ситуацию, мы должны это сделать. Однако необходимо сразу переходить к действию и не тратить время, переживая, что произойдет, если ничего не получится. А если сделать ничего нельзя, разве ваше беспокойство не ухудшит ситуацию в целом? И если все хорошо, почему не насладиться текущим моментом, вместо того чтобы думать, как бы продлить его, или сожалеть о том, что момент скоро пройдет? Чем больше мы концентрируемся на настоящем, а не на том, что «может быть» произойдет или уже произошло, тем активнее растет в нас умение наслаждаться лучшими моментами жизни. Более того, сосредоточиваясь на происходящем непосредственно сейчас, мы не преувеличиваем негатив и не позволяем плохому захлестнуть нас.
Настоящее, осознанное счастье обретается методами, которые учат нас быть удовлетворенными и видеть смысл независимо от того, как складываются обстоятельства — по-нашему или нет. Ища счастье в обстоятельствах, мы потратим огромное количество сил, надеясь на лучшее и опасаясь худшего.
Не застревайте на этих качелях, которые будут постоянно бросать вас то вверх, то вниз; освободитесь от надежды и страха, направляя внимание на настоящее. Не следуйте за мыслями, способными увлечь нас в далекие дали; не гоняйтесь за одной мыслью, потом за другой, а учитесь укоренять внимание в настоящем. Таким образом, когда случится что-то хорошее, мы сможем насладиться этим в полной мере, а когда плохое — всё с нами будет в порядке.
Как же этого достичь? Во-первых, необходимо научиться контролировать оценивающий ум, а для этого совершить небольшой, но радикальный сдвиг в способе концентрации внимания. Это положит начало счастью, и нет лучшего метода научиться этому, чем медитация.
Люди тысячелетиями практикуют медитации, которым мы учим в этой книге. Упражнения на тренировку внимания — оптимальный способ отучить ум от привычного зацикливания на мыслях и натренировать его концентрироваться на настоящем.
Помните пример с псом и львом? Вы похожи на пса, бросающегося за камнем, когда мчитесь за мыслями и вовлекаетесь в их бесконечное преследование. Вы похожи на льва, когда не обращаете внимания на камни, но поворачиваетесь лицом к тому, кто их бросает, — в нашем случае к уму. Увидев свой ум и поняв, как его контролировать, вы обретете чувство спокойного благополучия, которое нельзя поколебать, что бы ни случилось.
Попробуем прекратить гонку и дадим себе передышку.
ГЛАВА 3
НЕЗАМЕНИМАЯ ОСНОВА СЧАСТЬЯ: ПОНИМАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РАБОТЫ УМА
Бывало ли так, что какой-то фильм вам очень понравился, а вашему другу нет? Фильм по природе своей не плохой и не хороший. У нас могут быть общие представления о том, что нам нравится и не нравится в кино, но в итоге восприятие фильма индивидуально. Это справедливо не только для кино, но и для всего происходящего в жизни: последним судьей опыта становится ум, и именно он определяет, считать ли происходящее веселым или грустным, интересным или скучным, плохим или хорошим.
• • • ЭРРИК СОЛОМОН • • •
Ежедневный путь от Сан-Франциско до моего офиса в Маунтин-Вью в Кремниевой долине занимает сорок пять минут. Если повезет.
Но обычно мне не везет.
Нередко на этой дороге попадаются довольно агрессивные водители, и часто кто-то из них пытается обогнать всех, перестраиваясь с полосы на полосу. При этом они подрезают меня, вынуждая ударить по тормозам. Я прихожу в такую ярость, что начинаю сам лавировать в потоке машин — по сути, делать то же самое, что взбесило меня самого, а все ради того, чтобы обогнать обидчика. В самые невезучие дни я даже нарочно замедляюсь, пристроившись впереди лихача. Могу даже показать ему неприличный жест.
Иногда мы с другом объединяемся и едем на одной машине. Однажды, когда я сидел на месте пассажира, мой друг за рулем увлеченно объяснял что-то про новый код, который разрабатывал, и внезапно прямо перед нами выехала машина — так близко, что я аж вздрогнул. Друг спокойно нажал на тормоз. Я было хотел выругаться, как таких козлов пускают за руль, и думал, что мы вместе покричим обидчику вслед, но мой друг как будто ничего не заметил. Он вел машину с тем же радостным выражением лица и рассказывал о крутом новом алгоритме.
Событие одно и то же: кто-то подрезает нас на дороге. Но его восприятие сильно различается у разных людей. Я очень разозлился; мой друг не придал случившемуся значения, а лишь спокойно нажал на тормоза.
Мой друг не знал об этом, но, когда я увидел его отстраненную реакцию, мне стало стыдно за свое поведение на дороге. Я понял, что моя злость не помогает изменить ситуацию или покончить с водительской агрессией. Она просто превращает меня в козла.
• • •
Хотя наш опыт отчасти формируется обстоятельствами, именно ум определяет качество опыта и то, как он влияет на наше общее состояние. Восприятие и оценка событий происходят в уме; следовательно, если нам нужно базовое счастье, стоит работать с умом — главным «формовщиком» опыта. Но для этого надо понять механизм его действия.
УПРАЖНЕНИЕ 1